Беседа со Светланой Викторовной Анненковой
Анненкова Светлана Викторовна – бывшая малолетняя узница фашистских концлагерей Варшавы и Германии. Её личная история – часть истории нашей великой страны. Светлана Викторовна нашли в себе силы поделиться воспоминаниями, вернуться к пережитым трагическим событиям, рассказать о боли утрат и потерь, а также о маленьких радостях, на которые так скупо было её опалённое войной детство.
30 сентября сотрудники мемориального комплекса «Хацунь» вновь отправились в гости к Светлане Викторовне с важной миссией. В этот день мы вручили ей благодарственное письмо от лица заместителя председателя Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению, члена Общественной палаты Российской Федерации Леонида Александровича Шафирова.
«…Благодарю Вас за то, что нашли в себе силы поделиться воспоминаниями, вернуться к пережитым трагическим событиям, рассказать о боли утрат и потерь, а также о маленьких радостях, на которые так скупо было Ваше опалённое войной детство.
Ваша личная история – часть истории нашей великой страны. Ваш подвиг терпения, надежды, любви, созидания – вклад в развитие будущих поколений, сохранение мира, формирование гражданской позиции Ваших земляков. Благодарим Вас за личный подвиг, мужество, за пример, который Вы подаёте молодёжи…» – говорилось в письме.
Актуальное интервью
АННЕНКОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
Анненкова Светлана Викторовна – бывшая малолетняя узница фашистских концлагерей Варшавы и Германии. Её личная история – часть истории нашей великой страны. Светлана Викторовна нашли в себе силы поделиться воспоминаниями, вернуться к пережитым трагическим событиям, рассказать о боли утрат и потерь, а также о маленьких радостях, на которые так скупо было её опалённое войной детство.
СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
участница акции "Моё детство - война"
Утверждение в 1870 году «Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения» способствовало распространению в Российской империи учреждений среднего образования для девушек. В губернских городах все чаще появлялись полноценные гимназии, тогда как в отдаленных уездных городах – прогимназии.
В ноябре 1881 года в уездном Брянске начало работу первое женское среднее образовательное учреждение – Брянская женская прогимназия. Программа прогимназии соответствовала младшим классам гимназий. Ее выпускницы могли без экзаменов поступать в следующий класс гимназии или занимать должность учительницы церковно-приходской школы.
Первоначально прогимназия располагалась в наемном доме И.В. Малафеева, затем, почти на 20 лет – в доме наследников купца Н.А. Вязьмитина. Это здание находилось на углу Московской (ныне – ул. Калинина) и Авиловской (ныне – ул. Горького) улиц (в настоящее время – ул. Калинина, д.86).
Открытое письмо. В этом здании располагалась Брянская женская прогимназия (впоследствии – гимназия) в момент своего основания. Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В начале своей деятельности женской прогимназии не хватало собственных преподавательских кадров. Поэтому юным гимназисткам преподавали учителя из располагавшейся на той же Московской улице мужской прогимназии (в настоящее время – ул. Калинина, д. 91а). Среди преподававших учителей был и известный впоследствии философ и писатель В.В. Розанов, работавший в то время в Брянске. В прогимназии он преподавал историю и географию.
Василий Васильевич Розанов
Одной из учениц, которой преподавал В.В. Розанов в Брянской женской прогимназии, была Вера Игнатьевна Гедройц, ставшая впоследствии известным хирургом. Она была принята во второй класс прогимназии в 1883 году, а в 1885 году успешно окончила обучение.
Вера Игнатьевна Гедройц
В 1909 году В.И. Гедройц писала В.В. Розанову: «Встречаясь с Вашими статьями, захватывающими меня, мне захотелось возобновить знакомство с Вами, если только Вы тот самый учитель Брянской женской прогимназии, о которой у меня, Вашей ученицы, осталось самое светлое воспоминание».
В 1880-х годов прогимназисток обучали Закону Божию, чистописанию, русскому и французскому языкам, математике, истории, географии, рукоделию.
Изначально прогимназия состояла из двух классов. Но спрос на обучение девушек в городе всё же был, что позволило прогимназии не только стабильно набирать учениц, но и увеличивать количество классов. Благодаря работе попечительского совета прогимназии, радеющей за повышение уровня учебного заведения, в 1889 году в прогимназии уже имелось 4 класса, в 1891 году – 5 классов, а в 1893 году – 7.
Все это способствовало тому, что в августе 1893 года семиклассная прогимназия была преобразована в гимназию. А уже в 1894-1895 учебном году стараниями все же того же попечительского совета был введен 8 - дополнительный класс, окончив который гимназистка получала возможность работать учительницей в гимназиях. Теперь появилась возможность дать девушкам полное образование в уездном городе, не покидая его пределов.
Преобразование прогимназии в гимназию способствовало увеличению числа учениц. Возросшее число учениц и увеличение количества преподаваемых предметов ставило перед гимназией проблему. Арендуемое более десятилетия здание все меньше удовлетворяло потребностям гимназии. Темные узкие коридоры, недостаточно освещенные и тесные кабинеты для занятий, вынуждали руководство гимназии искать новое здание, подходящее образовательному учреждению.
Попечительный совет гимназии в 1900 году обратился к Попечителю Московского учебного округа с ходатайством на выделение средств для постройки нового здания, но получил отрицательный ответ.
Помощь гимназии все же пришла, но со стороны меценатов. Два брата, известные в то время в уездном Брянске люди – С.С. и П.С. Могилевцевы состояли членами «Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Брянской женской гимназии», а потому были в курсе проблемы, с которой столкнулась гимназия. Ими лично был куплен участок земли рядом со зданием Общественного собрания на Красной площади (ныне – Площадь Карла Маркса), где за их средства началось строительство нового здания.
Семён и Павел Могилевцевы. Изображение на мемориальной табличке на здании бывшей гимназии.
Проект здания был выполнен уже работавшим в Брянске и Бежице архитектором Н.А. Лебедевым – к этому времени по его проектам были построены комплекс зданий промышленной архитектуры завода «Арсенал» и Спасо-Гробовская церковь в Брянске, детский приют и здание аптеки в Бежице.
Николай Андреевич Лебедев. Изображение на мемориальной табличке на здании бывшей гимназии.
К 1907 году строительство здания было закончено. Новое трехэтажное здание гимназии в новорусском стиле выделялось среди других соседствующих построек. 6 февраля 1907 года братья Могилевцевы подарили это здание городу. А гимназия, отдав дань благодарности меценатам, стала носить их имя. Здание, в котором образовательное учреждение располагалось более 20 лет, нашло нового арендатора. В нем после располагалась мужская частная гимназия.
Почтовая открытка. Новое здание Брянской женской гимназии на Красной Площади. Начало XX в. Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
После перехода в новое просторное здание, удовлетворявшее всем запросам, ученицы, которых к 1909 году во всех 8 классах было 530 человек, продолжили изучение гимназического курса. В сравнении со времен прогимназии, количество учебных предметов возросло. В Брянской женской гимназии изучали чистописание, Закон Божий, арифметику, русский, немецкий и французский языки, историю, географию, естественную историю, физику, космографию, музыку, рукоделие, рисование, педагогику, алгебру и методику арифметики.
Учебник географии России. Курс гимназический. 1875 г. Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Кроме обучения, со стороны руководства гимназии для разностороннего развития учениц организовывался их досуг – подготавливались и проводились различные литературные, творческие вечера, экскурсии в городе и за его пределами.
Выпускница Брянской женской гимназии Ржевская А. А. 1912 г. Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Брянская женская гимназия продолжала свою работу до революции, после чего была национализирована. После войны долгие годы в здании располагались средняя школа, затем горком КПСС и редакция газеты «Брянский рабочий». В настоящее время в здании бывшей женской гимназии находятся Межрайонная ИФНС России № 10 по Брянской области.
К счастью, за многие годы здание не претерпело значительных изменений (ныне отсутствует лишь балкон второго этажа) и сейчас служит не только украшением Брянска, но и хранит историю первого женского учреждения среднего образования города.
С восхищением и гордостью мы говорим, что ровно 50 лет назад советская автоматическая станция взяла пробу лунного грунта в районе таинственного моря Изобилия и доставила её на Землю.
Давайте вспомним, как проходила эта удивительная космическая экспедиция.
Что интересного поведал запуск станции «Луна-20»?
Ранним утром 14 февраля 1972 года в 6 часов 27 минут 59 секунд по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-К» с разгонным блоком «Д» с автоматической лунной станцией «Луна-20». Перед станцией стояла важнейшая задача: добраться до лунной поверхности, взять образец реголита - остаточной лунной породы - и вернуться с ним на Землю.
18 февраля 1972 года станция «Луна-20» была выведена на орбиту вокруг Луны. Через семь дней после старта 21 февраля станция совершила мягкую посадку на лунную поверхность на участке, примыкающем к северо-восточной оконечности Моря Изобилия (между Морем Изобилия и Морем Кризисов) в материковом горном районе кратера Апполоний.
После прилунения станции были проверены бортовые системы и определено ее положение на поверхности спутника Земли. Солнце возвышалось на 60° над горизонтом, и с помощью телефотометрического устройства на нашу планету передавались изображения лунной поверхности, по которым было выбрано место взятия образцов лунной породы.
Затем по команде с Земли начались операции по забору реголита – бурение лунного грунта с помощью геологического устройства. При этом бурение осуществлялось в несколько этапов из-за повышенного сопротивления грунта. Взятые образцы с помощью манипулятора были помещены в контейнер космической ракеты и загерметизированы.22 февралявзлётная ступень станции «Луна-20» стартовала с поверхности Луны в сторону нашей планеты.
При возвращении на Землю капсула попала в сильную снежную бурю. Заключительный этап спуска происходил над рекой Каркингир в 40 км к северу от Джезказгана в Казахстане, и капсула приземлилась на островке 25 февраля.
Лед, ветер и снег создали группе поиска целый ряд трудностей, и капсулу нашли только на следующий день по парашюту, на котором она спустилась. На Землю была доставлена колонка лунного грунта массой 55 грамм.Программа полета станции "Луна-20" была выполнена полностью.
Доставленный на Землю лунный грунт был передан для научных исследований в Академию наук Советского Союза. В целом грунт или реголит представлял собой рыхлый разнозернистый материал светло-серого цвета, значительно более светлый, чем реголит из Моря Изобилия. Это подтвердило предположение советских ученых о том, что лунные материки старше лунных морей как минимум на миллиард лет. Ради получения такой информации станции вполне стоило проделать космическое путешествие протяженностью почти 750 тысяч километров. Ученые могли сравнить материковый грунт Луны с «морскими» образцами ее поверхности и обнаружили серьезные отличия между ними. Труднообъяснимым оказалось наличие железного сплава в кристаллической породе, причем удивительным образом железо в образцах не окислялось на воздухе при обычных температурах. Существует устойчивое мнение, что 326 грамм лунного реголита, из которых на «Луну-20» приходится 17%, добытого Советским Союзом - до сих пор единственные образцы настоящего реголита на Земле. В последующие годы СССР успешно воспроизвёл эту операцию ещё два раза, но до сих пор ни одна страна этого не повторила.
Расширьте свой кругозор и ответьте на вопросы:
- В каком году в СССР начался запуск автоматических межпланетных станций серии «Луна», и в каком году завершилась эта программа?
- Какая АМС первой доставила лунный грунт на Землю?
- Чем отличались первые образцы реголита от последующих и в каких районах лунной поверхности они были взяты?
Желающие могут прислать письменные ответы на электронную почту планетария Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. в течение месяца. За интересные и полные ответы вас ожидают призы.
Галилей поднял глаза к небу, затем опустил их на землю, сделал шаг и в задумчивости произнес: Eppursimuove (И всё-таки она вертится).
Все мы знаем крылатую фразу «И все-таки она вертится», но многие ли задавались вопросами: Как она появилась? Кто ее произнес? Какой смысл она несет в себе? Давайте же мы с вами попробуем ответить на эти вопросы.
Итак, кому же принадлежали эти слова? Знаменитые слова «И все-таки она вертится» впервые произнес Галилео Галилей, а опубликовал их в своей Хрестоматии Джузеппе Баретти, спустя 124 года после суда над Галилеем, но не будем забегать в перед, и сначала мы предлагаем Вам познакомиться с великим ученым и его открытиями.
Галилео Галилей родился 15 февраля 1564 г. С помощью телескопа Галилео обнаружил впадины на Луне и выяснил, что Млечный путь состоит из звезд, открыл четыре спутника Юпитера, обращающиеся вокруг этой планеты и многое другое.
Существует легенда, что в 1633 году, после изнурительного суда, допросов, пыток и томления в ватиканских казематах инквизиция вынудила Галилея отказаться от гелиоцентризма, которому он нашел доказательства, наблюдая звездное небо в телескоп.
Галилео Галилей являлся активным приверженцем учений Коперника и гелиоцентрической идеи мира, согласно которой Земля и остальные планеты совершают движения вокруг Солнца.
Давайте узнаем, что же такое гелиоцентрическая идея мира или как ее еще называют гелиоцентрической системой мира.
Гелиоцентрическая система мира — идея о том, что Солнце является центром мироздания и точкой, вокруг которой вращаются все планеты, в том числе и Земля.
Данная система предполагает, что наша планета выполняет два вида движения: поступательное вокруг Солнца и вращательное вокруг своей оси. Положение самого же Солнца относительно других звезд считается неизменным.
Как и Коперник, Галилейсчитал, что Земля вращается вокруг Солнца. В 1632 году ему с большим трудом удалось издать книгу "Диалог о двух главнейших системах мира, Птолемеевой и Коперниковой". В этой книге он, обобщая свои открытия, убедительно показывал безусловную правильность учения Коперника и полную несостоятельность системы Птолемея.
Однако, после появления в печати книги, инквизиция начала по отношению к учёному обвинительный процесс. Церковь никак не могла допустить того, что центром всего мирозданья является Солнце, а не Земля - это противоречило их взглядам и Священному Писанию.
После долгого суда и заточения в камере, инквизиция, пригрозив Галилею казнью, заставила подписать “отречение” от своих взглядов и теории гелиоцентризма. Выходя из зала суда Галилей произнес:" И все-таки она вертится".
Галилео Галилей — один из видных ученых своего времени, который внес большой вклад в науку и философию, посвятив им всю свою жизнь. Его творения неоценимы, они позволили ученым продолжать исследования космоса, физики и математики дальше.
В завершении предлагаем онлайн-посетителям нашего сайта поразмышлять и ответить на вопросы. Желающие могут прислать письменные ответы на электронную почту планетария Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. в течение месяца. За интересные и полные ответы вас ожидают призы.
Почему Галилео придерживался гелиоцентрической системы мира (учений Коперника)?
Какой смысл несет в себе фраза "И все-таки она вертится"?
Почему Церковь была против теории Галилео Галилея о гелиоцентрической системы мира?
Как вы понимаете термин гелиоцентрическая система мира?
Какие открытия совершил Галилео Галилей?