Брянский государственный краеведческий музей
  • ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТИ
  • О МУЗЕЕ
    • История музея
    • Структура музея
    • Фонды музея
      • Археология
      • Естественно-научные коллекции
        • Ботаническая
        • Зоологическая
        • Минералогическая
        • Палеонтологическая
      • Изделия с содержанием драгоценных металлов
      • Нумизматическая
      • Изделия из металла и пластмассы
      • Дерево
      • Ткани
      • Кожа
      • Кость
      • Стекло
      • Оружие
      • Изобразительное искусство
      • Письменные источники
        • Афиши, календари, плакаты
        • Газеты
        • Журналы
        • Карты, схемы
        • Письменные источники
      • Фото, негативы
      • Редкая книга
      • Киноматериалы, фоно и аудио предметы
    • Экспозиция
      • Отдел истории
      • Отдел природы
      • Планетарий
    • Виртуальный тур
    • Официальные документы
    • Независимая оценка качества
    • Задание на осуществление мероприятий за счет субсидий на иные цели
  • ПОСЕТИТЕЛЮ
    • Мероприятия
      • Экскурсии
        • Экскурсии в музее
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
        • Выездные экскурсии
          • Для школьников
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
      • Пешеходные экскурсии
        • Для школьников
          • 1-4 класс
          • 5-8 класс
          • 9-11 класс
        • Для взрослых
      • Мероприятия
        • Мероприятия в музее
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
        • Выездные мероприятия
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
      • Музейные клубы
    • Планетарий
    • Пушкинская карта
  • ФИЛИАЛЫ
    • Мемориальный музей А. К. Толстого
    • Мемориальный комплекс "Хацунь"
    • Карачевский краеведческий музей
    • Клетнянский краеведческий музей
    • Музей дружбы народов в Климово
    • Клинцовский краеведческий музей
    • Музей партизанской славы в Навле
    • Почепский краеведческий музей
    • Севский краеведческий музей
    • Музей интернац-го подполья в Сеще
    • Суражский краеведческий музей
    • Археологический музей в Юдиново
    • Музей им. Д. Н. Медведева
  • НАУКА И ИССЛЕДОВАНИЯ
    • Начно-методическая деятельность
    • Публикации
  • СОТРУДНИЧЕСТВО
    • Договор оферты научных публикаций
    • Партнерское сотрудничество
    • Волонтёры
  • КОНТАКТЫ
Search

Версия для слабовидящих  Купить билет онлайн  Виртуальный музейШкола без учебников


Виртуальные мероприятия

  • Праздничная новогодняя программа "В ожидании чуда" (6+) 
  • Видеолекция "Император Николай II и Великий Князь Михаил Александрович в истории Брянского края" (12+) 
  • Виртуальный проект "Летопись войны в экспонатах краеведческого музея"(12+) 
  • Краеведческое мероприятие «В гостях у самовара» (12+) 
  • Фильм-экскурсия «Православные меценаты и благотворители Брянщины» (12+) 
  • Мастер-класс "Герб города Брянска" (6+) 
  • Виртуальная видеовыставка "Память хранят живые" (12+) 
  • Видеолекция "Великие императрицы: Елизавета Петровна и Екатерина II" (12+) 
  • Видеолекция "Петр I и его сподвижники в истории Брянщины" (12+) 
  • Виртуальное занятие «Медвежья семья» (6+) 
  • Виртуальное мероприятие "Сохраним нашу планету" (6+) 
  • Виртуальное мероприятие "Синичкин день" (6+) 
  • Ночь искусств-2020 (6+) 
  • Виртуальное мероприятие «Сова – птица мудрости» (6+) 
  • Виртуальная экскурсия по литературно-мемориальному музею А.К. Толстого (12+)
  • Виртуальное мероприятие "В их детство ворвалась война" (12+)
  • Виртуальный очерк "Человек и словарь" (12+)
  • Онлайн-мероприятие "Осенние хлопоты в лесу царя Берендея" (6+) 
  • Виртуальный очерк "Виртуальный очерк «Мода эпохи А.К.Толстого»" (12+) 
  • Видеообзор "День археолога" (12+) 
  • Виртуальная экскурсия «Никто, кроме нас» (12+) 
  • Видеолекция «Фёдор Шакловитый – соратник царевны Софьи» (12+) 
  • Фотовыставка "Дорога к хацунской боли" (12+) 
  • Видеолекция «Царь Михаил Фёдорович Романов и Брянщина» (12+) 
  • Видеолекция «Что уцелело, что дошло до нас?» (12+) 
  • Виртуальные мероприятия, посвященные Дню семьи, любви и верности (6+) 
  • Виртуальные мероприятия, посвященные Дню партизан и подпольщиков в России (12+) 
  • Виртуальные мероприятия, посвященные Дню дружбы и единения славян (6+) 
  • Виртуальные мероприятия, посвященные проведению военного парада на Красной площади (12+) 
  • Виртуальные мероприятия, посвященные Дню памяти и скорби (22 июня) (12+) 
  • Виртуальные мероприятия, посвященные Дню медицинского работника (12+) 
  • Виртуальная экскурсия по выставке "Тютчевские реликвии в Брянском краеведческом музее" (6+)
  • Фильм «Сердце поэта – колокол Хацуни» (12+) 
  • Виртуальные мероприятия посвященные Дню России (6+) 
  • Фотопроект «Дружба с музеем – это…» (6+) 
  • Онлайн-мероприятие «Десять способов, как можно сделать нашу жизнь экологичной!» (6+) 
  • Виртуальный проект "Умные каникулы" 
  • Виртуальные мероприятия приуроченные к Международному дню защиты детей (6+) 
  • Виртуальное мероприятие "Партизанский командир А. И. Виноградов" (12+) 
  • Ночь музеев-2020 (6+) 
  • Виртуальное мероприятие "Партизанская аптека" (6+) 
  • Видеообзор «Брянщина патриотическая» (6+) 
  • Онлайн мероприятие «Славные сыны земли Брянской» (12+) 
  • Виртуальная мини-экскурсия «Памятник танкистам» (12+) 
  • Познавательное онлайн мероприятие «Дети войны» (12+) 
  • Мастер-класс «Создание панно «Шумел сурово Брянский лес» (6+)
  • Ночь искусств - 2021 
  • Виртуальный очерк "Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – храм двух Императоров" (12+) 
  • Виртуальный очерк "Лето 1911 года: Сергей Рахманинов в Брасово" (12+) 
  • Видеолекция "История гербов городов Брянщины" (12+) 
  • Онлайн-программа "Серебрянная лира-2021" (12+) 
  • Виртуальный очерк «Флаг России и его братья» (12+) 
  • Виртуальный очерк с викториной "Русь святая, храни веру православную" (12+) 
  • Виртуальный очерк «Хранитель фронтовых и партизанских песен» (12+) 
  • Виртуальный очерк "Пасхальные традиции Императорской семьи" (12+) 
  • Виртуальный очерк "Час Земли: экология начинается с тебя!" (6+) 
  • Виртуальный очерк "Весенний переполох у пернатых" (6+) 
  • Виртуальный очерк "Волк, кто он? Друг или враг?" (6+) 
  • Виртуальные мероприятия, посвященные Дню науки (6+) 
  • Виртуальное мероприятие «Что такое снег» (6+) 
  • Виртуальный очерк "Музейный фронт" (12+) 
  • Виртуальный очерк "Те, кто брал Берлин" (12+) 
  • Виртуальный очерк "Царь Михаил Федорович Романов и Брянщина" (12+)
  • Виртуальный очерк "Первая кровь" (12+)
  • Виртуальный очерк "В момент ранения просил сохранить и доставить в типографию материалы…" (12+)
  • Виртуальный очерк "Август 1943 года: освобождение Севска" (12+)
  • Виртуальный очерк "Брянск наш! Бежица наша!" (12+)
  • Строительство оборонительных рубежей западнее Брянска в 1941 г. (12+)
  • На фронтах медицины (12+)
  • Игнат Фокин (12+)
  • Командир лесного фронта (12+)
  • Севск принимает Государыню (12+)
  • Виртуальный очерк "Н.А. Рославец" (12+)
  • Виртуальный очерк "Наум Габо" (12+)
  • Виртуальный очерк "Все счастье Земли - за трудом" (12+)
2020 год 2021 год2022 год2023 год2024 год

Те, кто брал Берлин.

 

Апрель 1945 года. Советские солдаты идут по Берлину. Каждый их шаг приближает крах гитлеровской империи, каждый их шаг приближает радость Победы.

Трудной была дорога войны. Она прошла через родные, разорённые и разграбленные захватчиками деревни и города, через освобождённые европейские столицы и через стены и бараки концлагерей. Она пропиталась материнскими слезами, просолилась солдатскими кровью и потом, оглохла от детского крика, облепилась со всех сторон не километровыми столбами, а обелисками с пятиконечными звёздами. Она привела их в Берлин.

Тысячи, десятки, сотни тысяч советских солдат шли по столице несостоявшегося «Тысячелетнего Рейха», встречались на улицах, расходились, снова встречались. То тут, то там иногда раздавалось:

– Ты откуда, друг?

– Из Почепа. А ты?

– А я из Карачева! Здоро́во, земляк!

– Здоро́во! Гляди, где встретиться довелось – в самом логове!

– А то!

Апрель 1945-го: брянцы шли по Берлину.

Среди сотен тысяч советских воинов, бравших в апреле-мае 1945 года немецкую столицу, было немало наших земляков. И не сосчитаешь сколько, и не напишешь о каждом. Мы расскажем о пяти из них: почепце Данииле Кузьмиче Шишкове, легендарном брянском партизане Михаиле Ильиче Дуке, уроженце деревни Зиновкино Комаричского района Василии Денисовиче Зубареве, уроженце деревни Северец Клетнянского района Петре Николаевиче Пятницком, уроженце села Кузнецы Гордеевского района Иване Никифоровиче Лысенко.

 

Комдивы.

Полковник Даниил Кузьмич Шишков устал. Он понял это только сейчас, когда можно было позволить себе устать. Берлин взят!

Долго он ждал этого дня: кадровый военный, он с июня 1941-го сражался на фронтах Великой Отечественной.

Д.К. Шишков (1907–2002), советский военачальник, Герой Советского Союза (16.10.1943), полковник (1944).

Как говорится, уж потопал, так потопал: шрамы от ранений – печальные свидетельства пройденного пути, а за плечами – Смоленское сражение, битва за Москву, Курская битва… Особенно памятна – битва за Днепр.

Даниил Кузьмич мягко прикоснулся к откликнувшейся прохладой Золотой Звезде на своей груди. Важна, конечно, не награда, а то, что за ней стоит. Его полк дважды форсировал Десну, форсировал Днепр и Припять, освободил Кромы и Короп, у станции Янов в октябре 1943-го стоял насмерть, отбивая одну за другой атаки немецких танков, оказался в окружении, бился в тылу врага, в конце концов, вырвался из огненного кольца и соединился с основными силами 8 стрелковой дивизии.

И вот он, полковник Шишков, – в Берлине, командует 230 стрелковой Сталинской дивизией. Позади бои в предместьях, штурм гитлеровской столицы, форсирование Шпрее. Немцы и не думали сдаваться: каждый квартал, каждый дом приходилось брать с боем. С 18 апреля по 2 мая 1945 года его дивизия уничтожила полторы тысячи и взяла в плен четыре тысячи гитлеровцев. Но разве тут дело в счёте!

Наградной лист Д.К. Шишкова.

Последние дни были самыми трудными – тяжело поднимать бойцов в атаку, на смерть, когда до Победы остались считанные дни. Кому-то не повезёт… Кому, скольким? Неподъёмный груз ложится на плечи командира вместе со звёздами на погонах. Представить это может любой, до конца понять – лишь тот, кто ощутил на себе.

Командир 82-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майор Михаил Ильич Дука понимал.

М.И. Дука (1909–1976), один из руководителей партизанского движения на Брянщине в годы Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1.09.1942), генерал-лейтенант (9.05.1961).

23 апреля 1945 года. Перед его дивизией лежала река Шпрее. На одном берегу советские солдаты, на другом – ещё сопротивляющиеся части вермахта. Михаил Ильич только-только принял дивизию под своё командование, и с ходу ему предстояло повести её в бой.

По счастью, на берегу оказались брошенные спортивные гички и байдарки. Что ж, и они сгодятся для важного дела – форсировать главную реку Берлина.

Вода словно бы кипела от пуль и снарядов. Несколько батальонов переправились успешно, но залегли под плотным огнём.

Плохо, очень плохо: в бою промедление смерти подобно.

Михаил Ильич вспоминал:

«Я не мог удержаться, приказал дать мне лодку, сел вдвоём с командиром артиллерийского полка гвардии подполковником Зотовым. Мы оттолкнулись от берега и поплыли через Шпрее. По реке рвались снаряды, нас бросало на волнах. Две трети реки мы преодолели, в это время снаряд ударил совсем близко, лодка рассыпалась, и мы очутились в воде. Не знаю почему, но вода показалась мне горячей. Я скинул шинель и поплыл. Плыть было трудно, вокруг падают снаряды, волна бьёт. Генеральская фуражка каким-то чудом удержалась на моей голове. Бойцы увидели её, и кто-то крикнул:

– Хлопцы, генерал плывёт!

Гвардейцы рванулись вперёд, и когда мы вылезли на берег, там уже никого не было. Передовые батальоны уже прошли вперёд».

Холодно было на чужом берегу. Развели костёр, подоспевшие связисты из глушенной снарядами рыбы решили сварить уху. Потянуло дымком, запахом горячего обеда. Это напомнило Михаилу Ивановичу, как он партизанил в брянских лесах.

Его путь в Берлин начался в 1941 году со вступления в Брянский городской партизанский отряд, который он возглавил после гибели первого командира Дмитрия Кравцова. Немало славных дел совершили партизаны его отряда, а затем бригады. И Золотая Звезда Героя на его груди – это не только его, но и их награда.

А теперь он, вчерашний брянский партизан, сидит у костра на берегу реки Шпрее, а рядом советские воины штурмуют столицу гитлеровской Германии.

В то, что именно так и будет, верили все, но не все смогли дожить до этого дня.

Те же, кто дошли, всю жизнь будут помнить, как алело Знамя Победы над дымящимся рейхстагом.

 

Знаменосцы Победы.

Бурлящая Шпрее осталась за спиной. Старший сержант Василий Зубарев, принявший после «выхода из строя» командира командование взводом на себя, облегчённо вздохнул. Что значит переправиться через Шпрее? Это значит выжить под ураганным артобстрелом. Они выжили!

В.Д. Зубарев (1921–1945), старший сержант, участник штурма Берлина, Герой Советского Союза (15.05.1946)

 

Зубарев собрал взвод. Теперь можно двигать дальше: рейхстаг – вот он! – совсем рядом. И они «двинули», попутно захватив 10 тяжёлых орудий и уничтожив шестьдесят гитлеровцев.

Бойцы рвались вперёд, к массивному зданию имперского собрания. Над ними развивалось красное знамя, которое – они знали это наверняка – обязательно взовьется над Берлином.

Пули свистели над головами, вбивались в камни под ногами, роились вокруг, как надоедливые пчёлы. Василию Зубареву было не привыкать – он на фронте с 1941 года, его так просто не испугаешь…

Что дальше? Скупые строки наградного листа не раскрывают деталей, ограничиваясь кратким: «При водружении знамени погиб смертью героя». Это случилось 29 апреля 1945-го года.

 

Наградной лист В.Д. Зубарева.

А 30 апреля началось наступление на Рейхстаг группы советских бойцов из занятого накануне здания Министерства внутренних дел, или, как его иначе называли, Дома Гиммлера.

Спустя годы бывший военкор Василий Ефимович Субботин писал в своей книге «Как кончаются войны»:

«Среди имен людей, бойцов и офицеров, бравших рейхстаг, забыто имя Пятницкого. Петра Пятницкого.

Между тем именно он первым выпрыгнул утром из окна дома Гиммлера, когда начался штурм – при первой атаке. Потом, у канала, под огнем, когда роты надолго залегли, встал солдат с красным полотнищем – только здесь он его развернул – и увлек за собою своих товарищей. Это был – Петр Пятницкий.

Вскоре из дома увидели: наши солдаты показались у подъезда, взбежали на ступени, и опять вспыхнуло знамя, а потом человек со знаменем упал…

Когда под вечер, после артиллерийской подготовки, атака была возобновлена и бойцы его батальона подбежали к рейхстагу, Пятницкий лежал перед подъездом с флагом в руках...

Он уронил свое знамя перед самыми ступенями».

 

П.Н. Пятницкий (1913–1945), младший сержант, участник штурма Рейхстага.

Последние шаги Петра Николаевича Пятницкого по дороге войны были сделаны им возле Рейхстага. Долгой была эта дорога: она началась 22 июня 1941 года, провела его через двухлетний фашистский плен, подарила ему радость освобождения из лагеря, снова привела его на фронт и окончилась в самом сердце Берлина. Там он и остался навсегда – в братской могиле в парке Тиргартен.

Справка их архива Министерства Обороны на П.Н. Пятницкого.

Где-то рядом с Петром Пятницким 30 апреля мог идти ещё один наш земляк – Иван Никифорович Лысенко.

И.Н. Лысенко (1917–2015), старший сержант, участник штурма Рейхстага, Герой Советского Союза (15.05.1946), почетный гражданин Брянской области (2015)

Они служили в разных полках 150-й Идрицкой стрелковой дивизии – Пётр Пятницкий в 756-ом, Иван Лысенко в 674-ом. Два этих полка первыми подошли к Рейхстагу и оказались вместе в Доме Гиммлера.

756-ой полк нёс тяжёлые потери, поэтому командование решило, что вечером 30 апреля основной удар нанесёт 674-ый полк. Из его же бойцов решили собрать группу для водружения штурмового знамени над Рейхстагом. В неё вошли: лейтенант Семён Сорокин, сержант Виктор Правоторов, старший сержант Иван Лысенко, рядовые Григорий Булатов, Степан Орешко, Павел Брюховецкий, Михаил Пачковский, Михаил Габидуллин, Николай Санкин и Петр Долгих.

Между Рейхстагом и зданием МВД было всего-то метров 300-400, но площадь была открытой и простреливалась со всех сторон. Пётр Долгих погиб при прорыве, а Николай Санкин получил тяжёлое ранение. И всё-таки бойцы Сорокина оказались в Рейхстаге. Расчищал путь своим товарищам опытный разведчик Иван Лысенко.

В наградном листе сказано:

«30 апреля 1945 г. в 14 часов тов. Лысенко первым прорвался в здание Рейхстага, гранатным огнём истребил более 20-ти немецких солдат, достиг второго этажа и водрузил знамя Победы».

Наградной лист И.Н. Лысенко.

Увидев вывешенное из окна второго этажа красное знамя, бойцы, залегшие на площади перед зданием имперского собрания, поднялись с криком «ура!» и усилили натиск на врага. Это дало группе Сорокина возможность взобраться на крышу.

Участник событий Виктор Правотворов вспоминал:

«Цель достигнута. Где поставить знамя? Решили укрепить у скульптурной группы. Подсаживаем Гришу Булатова, и наш самый молодой разведчик привязывает флаг к шее огромного коня. Посмотрели на часы: стрелки показывали 14 часов 35 минут».

 

Разведгруппа лейтенанта С.Е. Сорокина на крыше Рейхстага.

Красное знамя взвилось над поверженной столицей Третьего Рейха.

А ордена Красного Знамени украсили гимнастёрки бойцов группы Сорокина. Единственным, кто получил Золотую Звезду Героя Советского Союза, оказался наш земляк Иван Никифорович Лысенко.

Судьба подарила ему долгую жизнь – он прожил 98 лет. Его не станет 30 декабря 2015 года, в год 70-летия Великой Победы.

Даниил Шишков, Михаил Дука, Василий Зубарев, Пётр Пятницкий, Иван Лысенко – пять героев, пять освободителей, пять победителей. Именно о них строки из известной песни:

           

«это те, кто в штыки поднимался, как один,

те, кто брал Берлин».

 

Подготовил: Иван Бирюков, старший научный сотрудник отдела истории ГБУК "Брянский государственный краеведческий музей" 

sldr163

 

Этой весной жители Земли могут наблюдать самый яркий весенний звездопад!

С 29 апреля – 27 мая 2022 г. в небе мы увидим звездопад Эта-Акварид.

vburqagjkllpdyhyswht001 

 

«Я лег на траву, и глаза мои наполнились звездами...»

Айрис Мердок

 

Смотря на ночное небо, во время звездопада нам кажется, что миллионы звезд падают прямо к нам в руки: по небосводу пролетают светящиеся точки, оставляя за собой яркий след. Эта картина завораживает, но, оказывается, что падают совсем не звезды... интересно правда?!

Так что же тогда мы с вами видим? Если падают не звезды, то что? Что же такое звездопад?  Давайте узнаем.

То, что нам кажется падающими звездами – это на самом деле маленькие метеорные тела, то есть осколки астероидов и комет размером от пылинки до камня и весом в пару килограммов.Когда они попадают в атмосферу Земли, то начинают гореть из-за высокой скорости полета и трения с газами, из которых состоит оболочка нашей планеты. Нагревается и светится не только сам крошечный осколок, но и воздух вокруг него. Такое сгорание метеоров мы и называем падением звезд.

vburqagjkllpdyhyswht001

 Метеорный поток.

 

Звездопад вызывают рои мелких космических тел, и это не просто случайные скопления осколков. Такие потоки движутся по собственным орбитам стройной группой. Звездные дожди случаются, когда пересекаются орбиты Земли и метеорного потока. Благодаря точности движения метеорных потоков по определенной орбите, мы можем узнать, в какое время года и в какой части неба будет звездопад. Метеорный поток именуют по названию того созвездия, в котором расположен радиант.

vburqagjkllpdyhyswht001

 Радиант Эта-Акварид – эта-Водолея

 

Радиант – это точка из которой, как нам кажется, вылетают метеоры.

Метеорный поток Эта-Аквариды получил своё имя потому, что его радиант располагается в созвездии Водолей, рядом с одной из его ярких звёзд, η Водолея.

«Создала» этот прекрасный и яркий метеорный поток комета Галлея.

vburqagjkllpdyhyswht001

Комета Галлея

 

Во время каждого сближения с Солнцем, комета теряет часть своего вещества, которое в виде мелких частичек распространяется по ее орбите. Земля два раза в году пересекает орбиту кометы - весной и осенью, и тогда кометные частички врезаются в земную атмосферу и сгорают, образуя метеорные потоки: Эта-Аквариды (весной) и Ориониды (осенью).

Метеорный поток Эта-Акваридыпродлится с 29 апреляпо 27 мая 2022 г. Какое-то время Эта-Аквариды будут падать вместе с Лиридами (метеорным потоком из созвездия Лиры), наибольшей интенсивности поток Эта-Акварид достигнет 4 мая, когда Лириды уже иссякнут. В пике можно будет наблюдать падение от 60-65 метеоров в час.

Жители Земли смогут наблюдать звездопад на юго-востоке, низко над горизонтом. На яркое и красочное явление лучше всего будет смотреть в предрассветные часы за пределами города.

vburqagjkllpdyhyswht005

Желаем Вам приятных наблюдений за самым ярким весенним дождем ночного неба – звездопадом Эта-Акварид!!!

Виртуальные выставки: 

  • Конструкторы Победы (12+)
  • Брянские лица Первой мировой войны (12+)
  • Российские Императрицы и Брянский край (12+)
  • Звезды, которые не гаснут (12+)
  • Из спички возгорится пламя (12+)
  • Гордость Брянщины (12+)
  • Соединяя науку и искусство (12+)
  • Гармония моды (12+)
  • Предан себе и Отечеству (12+)
  • Жизнь посвятивший музыке (12+)
  • Без срока давности (12+) 
  • Каменная радуга (12+) 
  • Страницы истории Брянской женской гимназии (12)
  • Герои новой России (12+) 
  • Путешествие Екатерины Великой (12+)
  • Спасибо дороге, что город спасла... (12+)
  • "Монеты" в рамках проекта "Коллекция месяца" (6+)
  • "Археология" в рамках проекта "Коллекция месяца" (6+)
  • Александр Невский (12+)
  • "Изделия промышленного производства" в рамках проекта "Коллекция месяца" (6+)
  • Ништадский мир (12+)
  • День народного единства (12+)
  • "Драгоценные металлы" в рамках проекта "Коллекция месяца" (6+)
  • Рождение святой Руси (12+)
  • Виртуальная выставка: «Романовы. Портреты династии» (12+) 
  • "Медная пластика" в рамках проекта "Коллекция месяца" (6+)
  • "Письменные источники" в рамках проекта "Коллекция месяца" (6+)
  • К истокам славянской письменности (12+)
  • "Редкая книга" в рамках проекта "Коллекция месяца" (6+)
  • Анна Морозова: прерванный полёт «Лебедя» (12+)
  • Пасхальное яйцо с портретом Императора Александра II (12+)
  • "Иконы" в рамках проекта "Коллекция месяца" (6+)
  • "Ткани" в рамках проекта "Коллекция месяца" (6+)
  • "Оружие" в рамках проекта "Коллекция месяца" (6+)
  • И.Г. Петровский. Бесконечно преданный науке (12+)
  • "Стекло" в рамках проекта "Коллекция месяца (6+)
  • Н.М. Грибачёв: фронтовик, журналист, писатель (12+)
  • Старообрядческое наследие Беларуси и России (12+)
  • Лица сопротивления (12+)
  • День Героев Отечества: традиции мужества и долга (12+)
  • Вернисаж достопримечательностей Брянщины (6+)
  • Праздник, рожденный в огне войны: 77 лет со Дня освобождения Брянска (12+)
  • Август-месяц трех спасов (6+)
  • Венценосные страстотерпцы (12+)
  • Геральдические символы Брянской области (6+)
  • Остромирово Евангелие (6+)
  • Брянская улица (6+)
  • День Победы в воспоминаниях моей семьи (6+)
  • Письма с фронта. Непридуманные рассказы о войне (6+)
  • История конституционных реформ в России (6+)

Живые картины в воздухе или Феномен мурмурации птиц.

Мурмурация птичьих стай – один из удивительных и особо загадочных феноменов живой природы. Принято считать, что феномен этот в целом наукой понят и объяснен. Но если вникнуть поглубже, то для важнейших тут загадок, однако, ответов у ученых нет даже близко. В переводе с латинского murmuratio – «бормотание, жужжание».

kihekjhgfieuwldeioerhgfi001

На редкость удачный фотоснимок был сделан на одном из озер Ирландии. Автором эффектной фотографии является мастер-профессионал Джеймс Кромби. На фото запечатлена поразительная картина мурмурации огромной стаи скворцов в форме гигантской птицы. Глубокие комментарии к этой фотографии отыскиваются в весьма древнем произведении персидской литературы «Мантик ат-Тайр»:

Когда же в финале трудных поисков Симурга, великого царя птиц, стая все-таки добралась до горы Каф и того горного озера, где обитал Симург, искатели сумели, наконец-то, узреть своего повелителя. Увидев в зеркале воды свое собственное отражение, птицы постигли, что они сами – это и есть Симург. Все они вместе и каждая из них по отдельности…

Автором этой эпической поэмы был знаменитый суфийский мудрец XII века по имени Фарид ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим Нишапури, в истории более известный под кратким прозвищем Аттар, что с персидского переводится как аптекарь или химик. Что же касается названия его поэмы, «Мантик ат-Тайр», то здесь варианты переводов для пары слов оказываются весьма разнообразны: от «Язык птиц», или «Логика птиц» до «Собрание птиц» или даже «Парламент птиц».

kihekjhgfieuwldeioerhgfi002

Увидеть в этих картинах нечто воистину поразительное способен, наверное, кто угодно. Но одно дело видеть – и совсем другое понимать, что же происходит с птицами, рисующими потрясающие шедевры в воздухе. А потому особо интересно было бы знать, что говорит по этому поводу наша наука.

Процесс мурмурации можно наблюдать только у некоторых видов стайных птиц. Помимо скворцов, в Африке мурмурацию устраивают ткачики (семейство отряда воробьиных), которые держатся миллионными стаями, рассказал кандидат биологических наук, орнитолог, старший научный сотрудник Зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова Евгений Коблик. Таким образом, во время мурмурации стая может объединить от сотни до миллиона птиц.

kihekjhgfieuwldeioerhgfi003

Обычно красивые «фигуры высшего пилотажа» птицы показывают на закате. Их движение в небе немного напоминает перемещение косяков рыб под водой, которые также синхронно показывают сложные фигуры.

Наблюдать мурмурации скворцов в те периоды, когда птицы собираются в огромные стаи и словно под чьим-то управлением устраивают свой быстрый совместный полет, формируя на фоне неба причудливые разнообразные картины, – это одно из увлекательных занятий для многих любителей природы. Но как же и зачем они это делают? Почему не сталкиваются друг с другом? И в чем здесь смысл?

kihekjhgfieuwldeioerhgfi004

В научном мире есть несколько версий и объяснений этому явлению. Согласно первой версии, мурмурация – это процесс обучения полету молодых птиц.

«Предполагается, что так взрослые скворцы учат молодых полету. Но та синхронность, с которой они это делают, не позволяет нам принять эту версию до конца. Неопытные птицы выбивались бы из стаи. А здесь очевидно, что пернатые связаны между собой какими-то невидимыми биополями и биотоками, поэтому все синхронно. Обучение молодежи так не происходит. И почему тогда другие виды птиц не учат летать молодежь таким способом?» - подчеркнул Е. Коблик.

Еще одно из объяснений – это потребность тепла по ночам во время низких температур. Птицам надо собираться вместе в местах потеплее и устраиваться на ночлег поблизости друг от друга просто чтобы выжить. Скворцы могут массово скапливаться в подходящих местах – будь то камышовые заросли, строительные леса и т.д. – с плотностью свыше 500 птиц на кубический метр, как раз стаями в несколько миллионов птиц.

При этом известно, правда, что скворцы часто стягиваются в стаи из районов, находящихся от места сбора в десятках километров, из-за чего сжигают в этих перелетах намного больше энергии, нежели можно было бы просто сэкономить в более теплых местах гнездования. Иначе говоря, мотивация для этих колоссальных сборищ должна быть побольше, чем одна лишь только низкая температура.

Такая высокая концентрация становится заманчивой целью для хищников. Ни одна из птиц не хочет стать добычей хищника, поэтому суть игры – безопасность через многочисленность. По мнению Евгения Коблика, версия о безопасности более правдоподобна: птицы пытаются себя обезопасить.

kihekjhgfieuwldeioerhgfi005

«Мурмурация – это некая защита от хищников. Когда стая резко начинает менять направление, то пернатые хищники (ястребы или соколы), которые охотятся на скворцов, теряют ориентацию и не знают, кого хватать. Но и тут есть вопросы. Когда косяки рыб в воде меняют направление, то те же дельфины или акулы спокойно выхватывают рыбешек из косяка», - объяснил эксперт.

Безопасность через многочисленность могла бы, в принципе, обосновать этот паттерн поведения. Однако есть и другая интригующая идея, предполагающая, что стаи могут формироваться для того, чтобы отдельные особи могли делиться состальными информацией о добыче корма. Эта идея предполагает, что когда пища скудна и трудна для отыскания, то наилучшим решением для выживания становится взаимный обмен информацией среди большого количества особей.

Подобно тому, как медоносные пчелы делятся друг с другом информацией о местах, богатых нужными цветами, так и птицы могли бы, по идее, однажды отыскав где-то пищу, поделиться полезной информацией со стаей, чтобы в другой раз получить подобные сведения от других. Хотя эта идея интересная и находит некоторые подтверждения в природе, уже сейчас ясно, что убедительно доказать ее с помощью экспериментов будет чрезвычайно сложно.

kihekjhgfieuwldeioerhgfi006

Однако у Евгения Коблика есть собственная версия объяснения мурмурации. По словам ученого, «воздушные танцы» примерно 1.5-2 тысяч скворцов ему удалось увидеть в Израиле. В течение получаса российский орнитолог наблюдал за птицами. В итоге у него создалось впечатление, что они просто играют.

«Мы недооцениваем некоторых птиц и зверей. Нам кажется, что они только и делают, что спят, ищут корм и брачных партнеров. Больше у них нет никаких дел и эмоций. На самом деле многие высокоразвитые животные с развитым мозгом получают удовольствие от обычных игр. Достаточно посмотреть на наших ворон, на игры выдр, которые тратят на охоту не так уж и много времени. В остальное время они резвятся друг с другом. Может, в мурмурации нет какого-то утилитарного смысла: повысить скорость полета, быстроту реакции или чего-то еще. Просто это элемент игры, и птицам он не чужд. Мне кажется, что они получают удовольствие от таких полетов. Есть даже такой научный термин для животных: комфортное поведение. Думаю, что, говоря о мурмурации, мы имеем дело с элементами комфортного поведения», - считает Евгений Коблик.

Село Марицкий хутор

 

oijosfvosdotufsksdsfh002

 

…Село стоит, пока в нем люди

С добром в душе живут всечасно.

И пусть оно живет и будет

Частицей Родины прекрасной.

 

Отрывок из стих. «Марицкая земля»

Автор В.И. Большунова – учитель русского языка

и литературы, уроженка села Марицкий хутор

 

Село Марицкий хутор появилось на карте Севского района в 1630 году, с первой лесной просеки за марицкими болотами. Сюда переселились казаки из Севска, из Казачьей слободы. Инициаторами многих начинаний в Марицком хуторе стали братья Голощаповы, особенно старший Галактион Петрович. В 1640 году это поселение уже названо деревней. Фамилии первых поселенцев: Кочуковы, Захаровы, Емельяновы, Киреевы, Маркины,Бородины, Сюрины…

В 1712 году Марицкий хутор становится селом, владеют которым казачьего звания однодворцы. Примерно в это же время строится там храм в честь Вознесения Господня, который был освящен Севским епископом Преосвященным Амвросием. До сих пор маричане сохранили свой престольный праздник, несмотря на то, что храм давно разрушен. В 2012 году село отмечало свой 300-летний юбилей.

В этом селе, с поэтическим названием Марицкий хутор, родился ученый, клиницист, доктор медицинских наук, профессор Иван Захарович Козлов.Закончив Марицкую школу, поступил учиться в Смоленский медицинский институт, в 1941 г. закончил институт и сразу же уехал на фронт, воевал в разных частях Черноморского флота, имеет награды.

После войны вся его жизнь была связана с медициной, кафедрой госпитальной хирургии 1 Московского Медицинского института им. Сеченова: оперировал, занимался преподавательской и научной деятельностью. Написал более 100 научных трудов, из них три монографии: «Аневризмы сердца», «Повреждение живота», «Кишечные свищи».

Ушёл из жизни ветеран Великой Отечественной войны, полковник, доктор медицинских наук, профессор Иван Захарович Козлов 30 апреля 2002 года.

Его любили все: за профессионализм, доброжелательность, простоту, доступность, порядочность.

В выставочном зале Севского краеведческого музея есть небольшая экспозиция, посвященная нашему замечательному земляку Ивану Захаровичу Козлову.

wgiuhgojwereriugjfnfwe002

 

 


 

Завершает радугу фиолетовый цвет. В коллекции минералов его представляет аметист – разновидность кварца (диоксида кремния SiO2), окрашенная примесями железа.

 

 

Название этого минерала традиционно считается производным от греческого «аметистос» – «свободный от пьянства». В древности полагали, что красивый фиолетовый камень предохраняет от опьянения, особенно, если из него сделан кубок для питья. В старину на Руси аметисты с красновато-лиловым отблеском называли «варениками». По одному из предположений, такое название появилось в результате искажения наименования «венерин камень» – так именовали аметист римляне. Возможно, сначала появились «венерики», которые затем превратились в «вареники». Согласно другой версии, камень действительно назван из-за сходства с варениками, а точнее – с ягодой вишней (начинкой вареников). Может быть, дорогие друзья, вы предложите свой вариант происхождения этого названия?

Представленная выставка стала возможной во многом благодаря доктору геолого-минералогических наук Виталию Николаевичу Долженко, в 2012 году передавшему в дар Брянскому краеведческому музею коллекцию минералов и горных пород, собранных им лично в разных уголках земного шара.

 

При подготовке выставки были использованы следующие материалы:

Куликов Б.Ф. Словарь камней-самоцветов. – Л.: Недра, 1982. – 159 с.

Шуман В. Мир камня. В 2-х томах. Т. 1. Горные породы и минералы: Пер. с нем. / Предисл. Е.Я. Киевленко. – М.: Мир, 1986. – 215 с.

URL: http://forum.novozybkov.ru/viewtopic.php?f=13&t=470

URL: http://музейхрусталя.рф/news/tysyacha-sverkayushhih-istorij-chast-10/

URL: https://pagan.ru/slowar/ametist/2/

wgiuhgojwereriugjfnfwe002

 

 


 

Голубой и синий цвета для человека обладают особенной притягательной силой. Им посвящены проникновенные строки грузинского поэта-романтика Николая Бараташвили (1817-1845), известные нынешнему поколению по романсу российского барда Сергея Никитина:

 

Цвет небесный, синий цвет,

Полюбил я с малых лет.

В детстве он мне означал

Синеву иных начал.

 

И теперь, когда достиг

Я вершины дней своих,

В жертву остальным цветам

Голубого не отдам.

(перевод Бориса Пастернака)

 

В каменной радуге синий и голубой цвета представлены азуритом и лазуритом. Эти самоцветы, имеющие созвучные названия (из-за чего их иногда путают), с химической точки зрения являются разными по составу минералами, места находок которых в природе не совпадают.

Азурит – это основной карбонат меди. Его насыщенный синий цвет обусловлен высоким содержанием меди. Неслучайно его старое название – «медная синь». Индикатор и поисковый признак медных руд, азурит и сам является медной рудой, хотя и менее ценной, чем малахит.

 

Кристаллы азурита с выделениями малахита на породе. Россия, Южный Урал

 

Кристаллы азурита с выделениями малахита на породе. Россия, Южный Урал

 

Лазурит является алюмосиликатом, часть атомов кремния в котором замещена анионами серы. Чем больше серы входит в состав минерала, тем гуще синий цвет. Единственное известное месторождение лазурита в России находится в Южном Прибайкалье. Байкальский лазурит окрашен в ярко-голубой цвет. Благодаря белым прожилкам известняка и мрамора, он имеет свой неповторимый рисунок – «небо с облаками».

 

Лазурит. Иркутская обл., Малобыстринское месторождение

 

В русской классической литературе эпитет «лазурный» нередко используется по отношению к морской глади, небесному своду, чистому воздуху – для придания особой эмоциональной окраски восприятия окружающего пространства.

В своей драматической поэме «Дон Жуан» (1862 г.) Алексей Константинович Толстой вложил в уста небесных духов (ангелов) такие строки:

 

Миновало холодное царство снегов,

Не гонимы погодою бурной,

В парчевой мы одетые снова покров,

Хвалим господа в тверди лазурной!

 

С глубокой древности минералы азурит и лазурит служили источниками для получения синих и голубых пигментов, востребованных в живописи, в частности – в иконописи. Синий цвет выражает стремление к Богу, символ неба. Это цвет одежды Спасителя и апостольских одеяний. Голубой цвет считается цветом Богородицы, так как символизирует небесную чистоту.

В фондах ГБУК «БГКМ» имеются иконы, в написании которых с большой долей вероятности можно предположить использование природных минеральных красок на основе азурита и лазурита.

Фрагмент иконы «Воскресение Христово». Россия. Кон. XIX в.

Страница 20 из 50

  • В начало
  • Назад
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • ...
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • Вперёд
  • В конец

img

ГБУК "Брянский государственный краеведческий музей"
241050, Брянская область, г. Брянск, пл. Партизан, д. 6
Телефон: +7(4832)64-63-98, e-mail: bgokm@yandex.ru

Учредитель: Департамент культуры Брянской области
 г. Брянск, ул. Октябрьская, д. 34 
Телефон/факс: 8(4832) 74-32-74, e-mail: dep.kult32@yandex.ru


© 2025 Брянский государственный краеведческий музей

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

By using our website, you agree to our use of cookies.

Я даю согласие
Яндекс.Метрика
  • ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТИ
  • О МУЗЕЕ
    • История музея
    • Структура музея
    • Фонды музея
      • Археология
      • Естественно-научные коллекции
        • Ботаническая
        • Зоологическая
        • Минералогическая
        • Палеонтологическая
      • Изделия с содержанием драгоценных металлов
      • Нумизматическая
      • Изделия из металла и пластмассы
      • Дерево
      • Ткани
      • Кожа
      • Кость
      • Стекло
      • Оружие
      • Изобразительное искусство
      • Письменные источники
        • Афиши, календари, плакаты
        • Газеты
        • Журналы
        • Карты, схемы
        • Письменные источники
      • Фото, негативы
      • Редкая книга
      • Киноматериалы, фоно и аудио предметы
    • Экспозиция
      • Отдел истории
      • Отдел природы
      • Планетарий
    • Виртуальный тур
    • Официальные документы
    • Независимая оценка качества
    • Задание на осуществление мероприятий за счет субсидий на иные цели
  • ПОСЕТИТЕЛЮ
    • Мероприятия
      • Экскурсии
        • Экскурсии в музее
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
        • Выездные экскурсии
          • Для школьников
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
      • Пешеходные экскурсии
        • Для школьников
          • 1-4 класс
          • 5-8 класс
          • 9-11 класс
        • Для взрослых
      • Мероприятия
        • Мероприятия в музее
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
        • Выездные мероприятия
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
      • Музейные клубы
    • Планетарий
    • Пушкинская карта
  • ФИЛИАЛЫ
    • Мемориальный музей А. К. Толстого
    • Мемориальный комплекс "Хацунь"
    • Карачевский краеведческий музей
    • Клетнянский краеведческий музей
    • Музей дружбы народов в Климово
    • Клинцовский краеведческий музей
    • Музей партизанской славы в Навле
    • Почепский краеведческий музей
    • Севский краеведческий музей
    • Музей интернац-го подполья в Сеще
    • Суражский краеведческий музей
    • Археологический музей в Юдиново
    • Музей им. Д. Н. Медведева
  • НАУКА И ИССЛЕДОВАНИЯ
    • Начно-методическая деятельность
    • Публикации
  • СОТРУДНИЧЕСТВО
    • Договор оферты научных публикаций
    • Партнерское сотрудничество
    • Волонтёры
  • КОНТАКТЫ
Go Top

Поиск по сайту

  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Rutube
  • Telegram