Икона. Святая равноапостольная княгиня Ольга
Княгиня Ольга – одна из ключевых фигур в распространении христианства на Руси, первая правительница Руси, принявшая крещение.
На иконе она запечатлена держащей в одной руке крест, который выступает символом веры, а в другой – храм, как образ распространения православного христианства на русских землях. По другой версии изображение на иконе святой Ольги с миниатюрой храма на руке связано с тем, что именно в годы ее правления началось возведение каменных храмов.
Икона. Крещение равноапостольной княгини Ольги
На иконе изображены – Святая Ольга, император Константин, патриарх Феофилакт.
Княгиня Ольга стала христианкой после крещения в Константинополе в 955 году, во время своего визита в этот город. При крещении Ольга была наречена именем Елена в честь матери римского императора Константина Великого. Крёстным отцом княгини Ольги стал император Византии Константин VII Порфирогенет. Обряд крещения совершил лично патриарх константинопольский Феофилакт.
Княгиня Ольга канонизирована Русской православной церковью в 1547 году.
Константин VII Порфирогенет и княгиня Ольга в 955 году на константинопольском ипподроме. Фреска киевского Софийского собора. XI век.
А.И. Иванов. Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829 г.
Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».
В Корсуни в 988 году (или, по другим данным, в 987 году) Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, при котором был наречён именем Василия, после чего совершил церемонию бракосочетания с сестрой византийского императора Василия II Анной, и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.
В.В. Васнецов. Крещение святого князя Владимира. Фреска. 1890-е гг.
К.В. Лебедев. Крещение киевля
Пройдя обряд крещения, князь Владимир с супругой Анной, корсунскими и болгарскими священнослужителями вернулся в Киев. Вместе с ним на Русь были привезены церковная утварь, богослужебные книги, религиозные святыни, а также «два истукана и четыре коня медных» как полюбившиеся князю предметы искусства.
Насколько ревностно Владимир-язычник прежде воздвигал на киевских капищах деревянных идолов, настолько же рьяно он стал теперь свергать их. Многие горожане, сохранившие верность язычеству, плакали, наблюдая унижение почитаемых ими божеств. В последующие дни по всем улицам города прошли крестные ходы, охраняемые дружиной. По приказу князя в разных концах города начали ставить деревянные церкви и молельни, учреждая церковные приходы.
Как поборник единобрачия, своим многочисленным женам и наложницам Владимир предоставил возможность найти себе достойного супруга из числа “княжих мужей”.
Всем жителям города Киева повелено было прийти на берег Днепра креститься. Того, кто не явится, он грозил объявить своим врагом. После обряда крещения все киевляне были названы христианами.
Икона. Крещение Руси
С XVI века русские иконописцы начали изображать сюжет Крещения Руси на фресках и иконах.
В середине XVI века в монументальной живописи стали появляться циклы жития равноапостольного князя Владимира с изображениями основных событий Крещения Руси. Одни из самых ранних – в украшениях кремлевских построек эпохи царя Иоанна IV Васильевича (Грозного). А еще – на росписях Золотой палаты и в Архангельском соборе в Кремле.
Сюжеты Крещения Руси появляются также в 1674 году в монументальных циклах второй половины XVII столетия в приделе равноапостольного князя Владимира в Успенском соборе в Ярославле.
Икона. Святой равноапостольный князь Владимир
Точных данных о начале церковного почитания и формальной канонизации князя Владимира нет. Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось. Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя.
Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостольного относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память святого Владимира под 15 июля. Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом датируется Пролог со вставкой из проложного жития святого Владимира.
Первые иконы «Святой Владимир» появились в XV веке. Как правило, такая икона ростовая или поясная, изображает Владимира в княжеском облачении и венце, с крестом в правой руке. На некоторых иконах в левой руке меч как символ надежной защиты государства, на других – свиток с молитвой.
Икона. Святые равноапостольные Владимир и Ольга
В русской иконографии князя Владимира иногда изображают вместе со своей бабкой, святой равноапостольной княгиней Ольгой. Таким образом, на одной иконе встречаются двое первых русских правителей-христиан.
Икона. Священномученик Кукша
Приобщение восточных славян, которые проживали на территории современных Брянской, Калужской и Орловской областей, к христианской вере было непростое.
В начале XII века проповедовать среди «буйных» вятичей отправился подвижник, иеромонах Киево-Печерской лавры Кукша со своим учеником Никоном. Миссионеры, возможно, держали свой путь из Чepнигова по реке Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные племенами северян, они достигли земель вятичей вблизи Брянска. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув Оки, по ней они отправились ко Мценску.
По одной из версий, недалеко от этого города одной августовской ночью язычники напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям и казни. Произошло это в 1113 или после 1114 года.
Другим местом гибели Кукши и его ученика называется город Серенск на реке Серене, притоке Жиздры, в современном Мещовском районе Калужской области.
Икона. Преподобный священномученик Кукша со своим учеником преподобномучеником Никоном.
Амулет-змеевик
После крещения Руси на протяжении еще двух веков в некоторых землях Древней Руси христианская вера соседствовала с языческими верованиями, обрядами и обычаями. Возник феномен двоеверия – смешения и одновременного присутствия в народном сознании языческих и христианских представлений. Подобный феномен отразился, в частности, в амулетах-змеевиках и иных амулетах, имевших хождение в ту пору.
Змеевиками называли амулеты, которые носили на Руси с IX века. В них христианская символика сочеталась с языческой: с одной стороны такого оберега изображали православного святого, с другой – мифическое существо, которое напоминало Медузу Горгону.
Обереги-змеевики могли быть круглыми, овальными или восьмиугольными. Чаще всего их изготавливали из бронзы, но иногда встречались амулеты из серебра или золота, украшенные эмалью или драгоценными камнями. Их обычно отливали на заказ для знати.
Змеевик из коллекции Брянского краеведческого музея был обнаружен в городе Карачеве, на месте древнего городища Татарский вал.
Он изготовлен из круглой бронзовой пластины и украшен чеканными изображениями. На одной его стороне выбито женское лицо, окруженное семью двуглавыми змеями. С другой стороны неизвестный мастер изобразил архангела Михаила – крылатого, в длинном хитоне, кольчуге и с копьем в руках.
Архангел Михаил считался предводителем небесного воинства и покровителем Карачевской крепости: в центре карачевского кремля находился храм в его честь. Такой амулет мог принадлежать воину, который получил имя Михаил при крещении.
По внешнему краю с обеих сторон змеевика выбиты надписи-заклинания на греческом языке. Считалось, что они защищают владельца оберега от злых духов, лихорадки и других болезней. Греческая надпись и образ Медузы Горгоны могут также говорить о том, что подобные амулеты привезли на Русь византийцы.
Амулет из клыка кабана с надписью
Амулет из кабаньего клыка с выцарапанной на нем надписью обнаружили в окрестностях летописного города Вщижа. Сейчас там располагается село с таким же названием. Раскопками в этой местности руководил археолог Борис Александрович Рыбаков.
Древние славяне использовали амулеты из звериных клыков как обереги. Носили их чаще всего мужчины: по старинным верованиям, такой талисман придавал своему владельцу здоровье, силу и смелость, защищал от врагов, отгонял злых духов, приносил удачу на охоте и в бою. Иногда амулеты носили целыми связками: считалось, что в этом случае их действие усиливалось.
Обереги из клыков обычно надевали на шею и закрепляли их на цепочке или тонком шнурке.
Вщижский амулет, который хранится в Брянском краеведческом музее, изготовили в XII или XIII веке. Часть клыка срезали, чтобы получить ровную поверхность, которую затем отшлифовали. На этом месте неизвестный мастер выгравировал надпись «Господи, помози рабу своему Фоме». Надпись выполнена «твердым» уставом – четким угловатым почерком, буквы которого почти не имеют выступающих элементов сверху и снизу. Остальную поверхность клыка не обрабатывали, поэтому сохранилась ее естественная фактура с продольными бороздками.
Оберег – яркий образец славянского двоеверия: на языческом амулете вырезали христианскую молитву.
Монета-привеска из Византии
Серебряную монету-привеску, представляющую собой византийский милиарисий с двумя отверстиями, нашли в кургане под селом Кветунь Брянской области. Это было захоронение женщины средних лет, погребенной по христианскому обряду. Ее шею украшало ожерелье из разноцветного бисера и позолоченных стеклянных бусин. Монета крепилась к нему двумя бронзовыми колечками в качестве привески.
Византийские деньги встречались на Руси в IX–XII веках, но расплачивались ими редко. Чаще всего монеты из золота, серебра и меди использовали как подвески к украшениям. Кроме того, их носили вместо нательных крестов, поскольку на аверсах – лицевых сторонах таких монет – чеканили изображения христианских символов.
Милиарисий из Кветунского захоронения изготовили во времена Константина VII Порфирогенета – Багрянородного. Изображение на монете почти не стерто – по этому признаку археологи определили, что ее владелицу похоронили не позднее последней трети Х века.
На лицевой стороне милиарисия изображен христианский крест, составленный из трилистников. Чеканная надпись на обороте – реверсе – означает: «Константин Порфирогенет и кесарь Роман Богом данные басилевсы ромеев». Слово «басилевс» означало «царственный»: такой титул носили византийские императоры, «ромеями» себя называли византийцы.
Образок и нательные кресты
1. Бронзовый односторонний образок-иконка арочной формы в виде киотца, найденный на городище в селе Рябцево Стародубского района.
На иконке рельефное изображение святого мученика Никиты, избивающего беса. Никита изображен безбородым, в короткой одежде, замахнувшимся палкой на беса, которого он держит левой рукой за волосы. Источником изображения послужил рассказ о мученике времени раннего христианства Никите, победившего беса, под которым, прежде всего, подразумевалось язычество, а позднее всякое зло, исходящее от «неверных».
Датируется иконка XV – началом XVI вв.
2. Двусторонний литой крест.
Можно датировать XI–XII вв. Найден в ходе раскопок на Чашином кургане.
3. Створка энколпиона обнаружена на городище «Сказов город» неподалеку от села Нижнее Стародубского района.
Створка украшена серебряным четырехконечным крестиком, нанесенном на поверхность методом инкрустации.