Воскресение Христово (Пасха) – древнейший и самый важный христианский праздник. По традиции, православные христиане посещают богослужения и крестные ходы, освещают в церкви куличи, крашеные яйца.
В дореволюционной России Светлое Христово Воскресение отмечали с большим размахом. Города и деревни оглашались звоном колоколов, в домах накрывались праздничные столы, начинались народные гуляния. Одним из старинных праздничных увеселений было катание на качелях: на площадях городов устраивали временные городки с разнообразными развлечениями, которым можно было предаться за небольшую плату.
Ближе к концу XIX века широко распространились иллюстрированные открытые письма – открытки. Пасхальные открытки отправлялись так, чтобы адресат получил их в субботу.
На пасхальных открытках нередко изображались счастливые супружеские пары с детьми – эти сюжеты отвечали характеру праздника: Пасха являлась, прежде всего, семейным праздником.
В числе главных обрядов во время Пасхи были христосование, когда люди целовали друг друга при встрече в знак взаимной любви и равенства перед Богом; а также обменивались пасхальными яйцами: они являлись символом новой жизни и возрождения. Августейшая чета во время обряда христосования дарила яйца с императорскими вензелями.
«Дорого яичко к Христову дню», – так гласит известная русская пословица. Яйца, их раскрашивание, украшения и блюда с ними являются важнейшей частью пасхальной традиции. В народе пасхальные яйца красили, используя лук, свеклу, кусочки ситца и другие подручные материалы.
В старину даже русские цари дарили яйца настоящие: крашенные куриные или гусиные. Самым дорогим вариантом были деревянные расписные яйца. Если царь желал выразить кому-либо свое особое расположение, то одаривал счастливца не куриным яйцом, а гусиным. Когда вошли в придворный быт деревянные яйца, то получить таковое из рук самодержца стало знаком особой милости.
По легенде, иконописец Богдан Салтанов преподнес царю Алексею Михайловичу (1629–1676) три блюда с расписанными пасхальными яйцами. Настолько они понравились царю, что с тех пор дарить расписные яйца на Пасху становится традицией.
В XVIII веке появляются пасхальные яйца, выполненные из хрусталя, стекла, фарфора, самоцветных камней, металлов. Из Западной Европы приходит традиция создавать драгоценные яйца с сюрпризами-подарками. Такие вещи могли быть предназначены и для практического использования: в качестве дамских несессеров, шкатулок, ароматниц (сосудов для хранения благовоний) и проч. Когда в моду вошло курение, ювелиры стали делать пасхальные «сувениры» и для этих целей, например, яйца-спичечницы.
В XIX столетии изготовление пасхальных яиц стало целой отраслью русского декоративно-прикладного искусства. Яйца из фарфора, стекла, золота, серебра и драгоценных камней являлись дорогими изысканными подарками.
В фондах Брянского государственного краеведческого музея хранится пасхальное яйцо-шкатулка.
Неизвестный мастер изготовил праздничный сувенир в виде яйца-шкатулки, снабженного сверху защёлкой и подвеской для ношения в виде кольца. При нажатии на защёлку, пасхальное яйцо раскрывалось на две части, соединенные петлёй.
Шкатулка выполнена из металла, украшена снаружи рельефной надписью: «ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЪ».
Крышка шкатулки была обтянута тканью, в этом углублении размещался небольших размеров подарок. Возможно, это было ювелирное украшение.
В нижней части шкатулки был помещен фотографический портрет императора (с 1855 г.) Александра II (1818–1881). Снимок обрамлен овальной металлической рамкой.
Портрет снят в ателье, на светлом фоне. Фотопортрет поколенный, стоя в рост, 3\4 вправо. Император изображен в военном мундире тёмного цвета со светлыми аксельбантами. Правой рукой опирается о крышку стола, левая – согнута в локте и опирается на бедро.
Пасхальное яйцо-шкатулка было передано в музей в 1986 году семьей Пигаревых – потомками Ф.И.Тютчева.
Согласно семейной легенде, пасхальный сувенир был подарен Императором Александром II дочери поэта Ф.И. Тютчева Анне Федоровне (1829–1889).
Анна Федоровна Тютчева родилась в Германии, получила прекрасное образование в Мюнхенском королевском институте. В Россию приехала восемнадцатилетней девушкой и до 23 лет проживала в поместье Овстуг Орловской губернии. Из-за стеснённого материального положения семьи поэт ходатайствовал о назначении одной из своих дочерей фрейлиной двора. Выбор пал на немолодую по тем временам (23 года) и некрасивую Анну. Сделано это было не без умысла – молодые и красивые фрейлины нередко оказывались в центре придворных скандалов.
В 1853 году Анна Тютчева была назначена фрейлиной цесаревны Марии Александровны, жены наследника престола Александра Николаевича – будущего Императора Александра II.
Умная, наблюдательная и независимо мыслящая девушка, по-европейски образованная и в то же время русская патриотка, Анна Тютчева стала любимой фрейлиной цесаревны, а затем и Императрицы Марии Александровны.
С 1858 г. Анна Тютчева назначена гувернанткой маленькой дочери Императрицы Марии Александровны и Императора Александра II – Великой Княжны Марии Александровны. Позднее ей поручили воспитание еще и двух младших братьев Марии – Сергея и Павла.
Умная и принципиальная Тютчева оказалась замечательным педагогом – царские дети к ней очень привязались.
Вообще, Тютчева была необыкновенной женщиной. Волевая, решительная, прямая, честная, с твердыми принципами в жизни (при дворе ее за неуступчивость называли «Ершом»), она была великолепно образована, обладала цепким аналитическим умом, хотя и склонным к догматизму. Вместе с тем, Анна Федоровна была очень романтична и эмоциональна, тонко чувствовала искусство, поэзию. Она резко выделялась из прочих вполне заурядных обитательниц Фрейлинского коридора Зимнего дворца прямотой поступков и безбоязненной речью, преданностью долгу и «живым благочестием».
При дворе Анне Тютчевой приходилось нелегко, ее тяготило чувство одиночества и пустоты среди блеска и помпезности придворной жизни.
Всего при Высочайшем дворе Анна Тютчева провела 13 лет: с 1853 по 1865 гг. Этому периоду посвящены воспоминания «При дворе двух императоров».
В 1866 году Анна Тютчева стала женой Ивана Сергеевича Аксакова (1823–1886) и удалилась от двора.
Из писем Ивана Аксакова Анне Тютчевой:
Четверг, 11 час. ночи. Ялта, 24 июня 1865 г.
Надо Вам сказать, что все раза, как я испытывал чувство..., я попадал на такого рода женские существа, которые противоречили мне, моим убеждениям, моему идеалу и которые я дерзко хотел вести к добру, но которые меня вели ко злу... Я наконец нашел себя - знаете ли Вы в ком?.. в Вас. Вот где душа моя обретается не в диссонансе, а в гармонии..., вот любя кого - я могу остаться в истине, в правде, в согласии с самим собой, могу укрепиться в вере... Обыкновенно смотрят на религию, как на "утешение в скорбях", как на "отраду", на Бога - как на приют, как на богадельню для увечных и всяких духовных инвалидов... Бог - есть не только утешение, но сила на подвиг, труд, деятельность, на жизнь. Так и любовь, как я ее понимаю.
В мире, добре и согласии они прожили двадцать лет, до самой смерти Ивана Сергеевича в 1886 году. Анна Федоровна посвятила свой остаток жизни изданию сочинений мужа, его переписки. Смерть мужа она переживала тяжело, и 11 августа 1889 года умерла. Похоронена А.Ф. Тютчева в г. Сергиев Посад в ограде Троице-Сергиевой Лавры рядом с могилой своего мужа. Детей у А.Ф. Тютчевой и И.С. Аксакова не было.
Пасхальное яйцо-шкатулка стало «героем» одного из роликов проекта Брянского государственного краеведческого музея «100 уникальных экспонатов к 100-летию музея». Ему посвящен выпуск № 18.
Источники:
- Горбутович Т. Пасха в дореволюционной России // URL: https://gorbutovich.livejournal.com/196867.html
- Уварова Ю.Н. Лекция «Пасха при дворе русских императоров в XIX в.: традиции, церемонии, подарки» [видео] // Музеи Московского Кремля, 07.04.2018. URL: https://youtu.be/0zQViUlNCfs
Шеваров Д. Иван и Анна // Российская газета-Неделя. – 6 августа 2015. – № 173(6744). // URL: https://rg.ru/2015/08/06/shevarov.html