Издавна географические карты в лучших своих образцах выступали не только в качестве источника информации, но и как средство эстетического воздействия на человека. В музейной практике сочетание информативности и образности экспонируемых предметов оказывается чрезвычайно востребованным.
Одним из уникальных произведений картографической мысли, хранящихся в фондах Брянского краеведческого музея можно считать карту Московии, части Северная и Восточная. Автор чертежа карты Исаак Абрахамсон Масса (Isaac Abrahamszoon Massa, 1586 - 1643) был голландским торговцем зерном, путешественником, дипломатом, послом в Московию. Он известен как автор мемуаров, карт Восточной Европы и Сибири. В городе Гронинген существует фонд его имени, созданный для развития научных и культурных контактов Российской Федерации и Нидерландов. Исааку Массе принадлежат пять опубликованных карт России и её провинций, последняя из которых была закончена в 1633 году.
Карта Московии начинается с Сибири, показаны Казань, Нижний Новгород, Владимирское княжество. В левом нижнем углу расположена Тверь. По левой грани карта захватывает Онежское и Ладожское озера. В левом верхнем углу расположена часть Финляндии. С высокой степенью точности на карту нанесены населенные пункты, расположенные по Северной Двине. Прослеживается торговый путь от устья Северной Двины до Вологды, затем сухопутный от Вологды до Ярославля к Москве. В верхней части карты запечатлены Белое и Баренцево моря. Ниже находится земля самоедов. На обороте расположен сопроводительный текст на французском языке. На данной карте наша страна предстает идиллическим краем равнин, извилистых рек и редких городов. По полю карты разбросаны крошечные фигурки — бурые и белые медведи, олени. В правом нижнем углу расположена сценка охоты. Картуш обрамления заголовка украшен изображениями колосьев и связок шкурок.
Изготовлена карта была в издательстве Корнелиус Блау в г. Амстердаме в середине XVII века.
Данная карта принадлежит к разряду так называемых гравированных карт XVI—XVIII веков, передающих множество подробностей, недоступных позднейшим точным изданиям. Прежде всего, они являются результатом не бесстрастной топографической съемки, а пересказа языком линий, штрихов и красок самых разных источников — прежде существующих карт, путевых чертежей, рассказов, мифов. Такие карты, как правило, имеют текст либо дополнительные изображения на обороте, напоминающие о книжном происхождении листов. Еще одна проблема, связанная с торговлей картами, — раскраска. Как и другие гравированные издания, их выпускали в двух вариантах: более скромном, нераскрашенном, и дорогом, а иногда просто роскошном, с легкой тонировкой фона и границ, мелкими деталями, изображенными акварелью, гуашью и даже золотом.
Карта поступила в фонды Брянского краеведческого музея в 1956 году из Государственного исторического музея.
Мотив просвещенного правления и изобилия особенно сильно чувствуется в картах России екатерининской эпохи. Ярким примером произведения, соединяющего в себе строгость картографической науки с высокой художественной ценностью оформления, является «Российский атлас из сорока четырех карт состоящий и на сорок на два наместничества империю разделяющий», изданный в Петербурге в 1792 г. Основное содержание карт атласа – это гидрография, населенные пункты, в меньшей степени – растительный покров. На каждой карте размещен картуш – художественно выполненное обрамление заголовка. Инициатором создания атласа и составителем его карт был Александр Михайлович Вильбрехт, преподаватель высшей математики Горного училища и географ Географического департамента Кабинета Ее Императорского Величества. Над картушами карт атласа трудилась целая плеяда известных граверов. Цель атласа – дать пространственную характеристику Российской империи, ее природных условий, административных территорий, показать их значение в политической, экономической, культурной жизни страны, в её историческом прошлом.
Фонды Брянского краеведческого музея располагают пятью подлинными листами из «Российского атласа» 1792 года. Это карты Калужского, Новгород-Северского, Орловского, Смоленского и Черниговского наместничеств – территорий, охватывающих современную Брянскую область и прилегающих к ней областей.
В 1991 году карты были закуплены у военного врача в отставке Д.Ф. Янчевского - последнего представителя рода дворян Соколовых из города Стародуба. А сам атлас находился в личной библиотеке дворян Соколовых, комплектовавшейся с конца XVIII в. по 1990 г.
Фотопортрет супруги Д. С. Соколова. Конец XIX – начало XX в.
Содержание сюжетных изображений картушей для человека наших дней требует специальной расшифровки. Большой вклад в их изучение внесла Нина Петровна Финягина (1930-2000), кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела картографии ГИМ. Картуши атласа выполнены в едином художественном ключе. Это изображения в стиле классицизма, «населенные» персонажами античной мифологии, мальчиками, другими аллегориями и символами, хорошо известными современникам. Использованы и реалистические изображения предметов. Заголовки карт органично вписываются в сюжетное изображение. Вместе с тем, каждый картуш неповторим по композиционному решению и эмоциональному настрою и призван раскрыть значение конкретного наместничества в политической, экономической и культурной жизни России. Это можно проиллюстрировать на примере 5 карт из фондов Брянского краеведческого музея.
Сельское хозяйство, текстильное производство и торговля отмечены как главные направления экономической жизни Орловского наместничества, о чем свидетельствует множество снопов, помещенных над заголовком карты, ниспадающее со скалы полотнище ткани, лодка, груженная мешками с товаром. Изображена также Губерния, в образе женщины в античной одежде. Из сосуда в ее руках течет поток – река Ока.
Основное содержание картуша на карте Черниговского наместничества – древнее и славное историческое прошлое территории и ее значение в книгопечатании. Строгость и торжественность изображению придает занимающая центральное место каменная пирамида – знак памяти о добрых государях. Книги, свитки, два мальчика с раскрытыми книгами, труба с лавровым венком – символы славных дел, образования и учености. Губерния изображена в образе женщины в античной одежде и в лавровом венке.
Текстильное и железоделательное производство были основными для Калужского наместничества, о чем говорят рулоны ткани и прутковое железо, изображенные на переднем плане картуша. Аллегорически показано торговое дело в виде бога Гермеса с кадуцеем, несущего на плече кусок ткани.
Смоленское наместничество предстает перед зрителем как щедрая и плодородная земля. Пучок колосьев, блюдо с ягодами, улей с пчелами представляют широкий спектр отраслей сельского хозяйства: хлебопашество, садоводство, пчеловодство. Развитое текстильное производство обозначено ткаными коврами и полотнищем ткани. Картину заметно оживляют мальчики (один из них убегает от пчел, другой держит бунчук – символ власти – и пишет на ткани заголовок карты). Географические особенности территории наместничества представлены в виде лесной растительности, гористого пейзажа.
Как древняя земля предстает на картуше Новгород-Северское наместничество. Крылатый старик - Время с княжеской шапкой и гербовым щитом в руках, развалины античного сооружения, отсутствие деятельных персонажей создают атмосферу некоторого запустения. Из занятий населения отмечены льноводство, пчеловодство, рыболовство, о чем говорят изображения броснухи (орудия для удаления семенных коробочек льна) с куделью, улья с пчелами, рыболовной верши. Образы пчел могли иметь еще и другой смысл: выражать надежду на «восстановление достойного имени территории», так как пчела «означает трудолюбие...».
В соответствии с важным местом, отводимым в содержании атласа гидрографии, в картушах заметно отражена «водная» тема: даже для таких сугубо континентальных территорий, коими являются Орловское и Калужское наместничества, значительное место в изображении занимает водная гладь с парусным судном и лодками, гружеными мешками. На картуше карты Калужского наместничества изображена дева - вода со снопом и веслом. Весьма образно представлены истоки рек Оки и Днепра в виде глиняных сосудов (урн), источающих потоки (Орловское и Смоленское наместничества).
Во многом благодаря художественно выполненным картушам карты Российского атласа имеют большое экспозиционное значение. Две из них (Новгород-Северского и Орловского наместничеств) украшают постоянную экспозицию первого зала отдела дореволюционной истории Брянского краеведческого музея.
Славные традиции картографического дела воплощает в себе произведение совершенно иного времени и исполнительского решения. Это художественное керамическое панно размером 4х2,5 м на тему «Промышленность Брянского края в XIX веке», выполненное в 1980-х гг. Ленинградским комбинатом живописно-оформительского искусства (КЖОИ) специально для постоянной экспозиции музея. На нем в образно-реалистической манере отражено сосредоточение основных производств в различных районах Брянщины в позапрошлом веке. Центральное место занимает карта территории с яркими лаконичными зарисовками производимых товаров. Бежицкие паровозы и дятьковский хрусталь, клинцовское сукно и севские молочные продукты, погарские сигары и злынковские спички – вот неполный перечень продукции, которой славился наш край в прошлом. Карта органично дополнена художественными элементами, расположенными за пределами ее контура. В левом верхнем углу панно – своеобразный картуш (художественно выполненное обрамление заголовка «Промышленность XIX в») – дань традициям старинного картографического искусства. Под картушем – изображения трех фигур работников – созидателей материальных благ. Картина рабочего поселка в правом верхнем углу придает всему изображению перспективу, что наряду с имитацией частичного наложения карты на «фоновые» художественные элементы создает зрительный эффект глубины пространства.
Остановившись перед картой-панно, посетители музея не только получают представление о былом развитии промышленности Брянского края, но и могут задуматься о судьбе известных ранее производств. Не все они сохранили свое значение до наших дней, но некоторые продолжают успешно развиваться, доказывая свою жизнеспособность в непростых экономических условиях.
На панно получило образное отражение бурное развитие самого крупного промышленного предприятия края – Брянского завода (с 1956 года – Брянский машиностроительный завод). За последнюю четверть XIX века он сделал крупные шаги от изготовления первых рельсов до производства локомотивов. Сегодня БМЗ выпускает вагоны различного назначения и тепловозы.
По всей России и за рубежом известен бренд «хрусталь из Дятьково». Постоянное участие в отечественных и международных выставках и ярмарках приносило предприятию неизменный успех, признание, многочисленные награды. Пережив непростые кризисные времена, предприятие продолжает изготавливать посуду из высококачественного хрусталя ручной работы, заказные изделия, необычные сувениры.
Севский маслозавод за время своего существования также знал и взлеты, и падения. Сейчас это предприятие выпускает более 40 наименований сыров с торговой маркой "Умалат". Высокое качество продукции завода подтверждают многочисленные дипломы и награды, полученные на различных российских и международных выставках.
Получившая известность далеко за пределами страны Погарская сигаретно-сигарная фабрика, на данный момент является единственным российским предприятием, выпускающим сигары.
Созданные в разные исторические эпохи, неодинаковые по художественному решению, картографические произведения служат общей цели – ярко и наглядно представлять производительное и культурное наследие и развитие нашего Отечества.