Важной частью фондовых коллекций Брянского краеведческого музея является коллекция «Медной пластики». Она стала формироваться в 1957 году. Коллекция выделяется своей относительной (по сравнению с другими) «молодостью» и малочисленностью. Всего в хранилище и в экспозиции Брянского краеведческого музея состоит на учете около двух сотен предметов. Необходимо сказать, что предметы этой коллекция постоянно пополняется.
В коллекцию входят предметы медной пластики с конца XII века вплоть до современности. Наиболее широко представлены предметы XIX века. В подавляющем большинстве случаев коллекцию составляют предметы религиозной тематики (иконы, кресты и т.п.), в меньшей степени представлена светская тема (медальоны, барельефы и другие).
На хранении находятся ценные с исторической и культурной стороны экспонаты.
Представленный выше крест - складень имеет закругленную форму, снабженную дополнительными выступами концами инкрустацию серебряным сплавом. Часто на внутренних сторонах таких крестов размещались иконы, тексты молитв, выдержки из Священного Писания и иные религиозные артефакты.
Данный крест представляет собой тип энколпион. Энколпион — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освящённой просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах.
Крест не имеет встроенных внутренних элементов. Он состоит из двух частей. Аверс: в центре рельефное изображение распятого Христа. Реверс: инкрустация. Найден у городища «Чашин Курган» местными археологами на берегу р. Десны во время раскопок. Датируется XII - XIII в. в.
Ценный образец створки креста – энколпиона, переделанный под накладку. Распятие сильно стёрто, что свидетельствует о его длительном бытовании. Датируется монгольскими завоеваниями Руси в XII – XIII в. Часто используется на выставках посвященных данному историческому периоду.
Типичный предмет коллекции «Медной пластики» трехстворчатый складень, с изображением «Святого Николая» с житием. Святой Николай один из самых распространенных иконописных образов на территории России. Экспонат датируется XIX веком и является отливкой с более древнего складня. Святой Николай в глазах простого населения был покровителем путников, купцов, сирот, заключенных и др. Такая социальная база и обеспечивала его огромную популярность среди населения.
Святой Николай изображен фронтально по пояс. Правой рукой он благословляет, левой держит Евангелие. Святой Николай облачен в епископское одеяние с растительным орнаментом, имеет короткие волосы и бороду. Нимб, как и одеяние святого, украшено растительным орнаментом. На левой стороне сцена въезда Иисуса в Иерусалим и Крещение. На правой Воскресенье и Вознесения Христова. На кильевидном навершии изображен бог Саваоф. Экспонат был передан в коллекцию музея брянской таможней.
К типу трехстворчатого складня относится и икона «Великомученница Параскева Пятница с избранными Святыми». Образ связан с женским персонажем славянской мифологии – богиней Мокошей (Мокошь или Макошь). Этот образ остался в народный традиции православных христиан и был перенесен на на христианскую святую. Параскева держит в правой руке восьмиконечный крест, а в левой свиток со священным текстом. На створках складня изображены святые. Святая Параскева сочетает в себе черты двух православных святых. На прямоугольном завершении складня иконка «Спаса Нерукотворного». Датируется XVIII – XIX в. в.
Коллекция содержит десятки разнообразных крестов. Самым распространенным образцом XVIII - XIX веков был восьмиконечный крест «Распятие Иисуса Христа».
Крест отлит из медного сплава. На лицевой стороне: изображен четырьмя гвоздями Иисус Христос. Христос обнажен, прикрыт повязкой только его пояс. Голова Иисуса не покрыта, видна длинная борода и ниспадающие волосы. Над нимбом Христа, изображение двух ангелов обращенных к нему. У подножия креста символическое изображение горы Голгофы в виде скопления камней, рядом череп Адама. Это символ - поверженной смерти и первородного греха. На оборотной стороне вся поверхность креста украшена растительным орнаментом.
Другим распространенным образцом сцены Распятия Христа, становятся в XIX веке большие кресты, выполненные более тщательно. Постепенно кресты приобретают более сложную композицию. На киотном кресте по сторонам от распятия изображены предстоящие: с одной стороны св. Мария Магдалина и Божья Матерь, с другой св. Иоанн и сотник Лонгин.
Редкий экспонат нашей коллекции - складень «Св. Никола Можайский». Экспонат отлит из медного сплава в XIX веке. Интересен он своей легендой, согласно которой во время осады города Можайска, перед врагами явился с мечом и текстом Святой Никола. Святой спас город и стал его символом. Деревянная скульптура святого находилась в Можайске. В правой руке святой держит меч (любопытно, что кривой меч восточного типа), а в левой руке достаточно подробно прорисованный образ города Можайска. Изображение позже было распространено и производство перешло в формат медной пластики.
Складень трехстворчатый «Чудо Георгия о змие. Избранные праздники». Материал - медный сплав. Техника работы - литье. Россия XIX век.
Георгий Победоносец являлся покровителем Московского княжества, а также символом борьбы за независимость Русского государства. Изображение Святого Георгия размещалось в центре Государственного герба России.
На левой створке складня видны библейские события: Вход Господа в Иерусалим, Сретение Господня. На правой стороне сцены: Воскресенье Христово (Сошествие в Ад), Покров. Вверху складня изображение Спаса Нерукотворного и Троица Ветхозаветная.
Складень «Двунадесятые праздники» входит в число наиболее ценных предметов коллекции. Выполнен складень в России в XIX веке. Материалы: медный сплав, эмаль. Техника работы – литьё. На основном складне изображены религиозные сцены 12 главных православных праздников следующих после Пасхи.
На левой створке: Рождество Богоматери, Введение в Храм, Благовещенье, Рождество Христово. Вверху у навершия - сцена Распятия Христова.
На центральной левой створке изображены сцены: Преображение Господне, Вход в Иерусалим, Сретение, Богоявление (Крещение). У навершия – Троица новозаветная.
На центральной правой стороне: Сошествие Святого Духа, Успение, Воскресенье (Сошествие во Ад), Вознесение. На навершии – Воздвижение животворящего Креста Господня.
На правой стороне: поклонение Смоленской иконе Божьей Матери, поклонение Тихвинской Божьей Матери, поклонение Владимирской иконе Божьей Матери, поклонения Богоматери «Знамение». На навершии – похвала Божьей Матери.