Издавна географические карты в лучших своих образцах выступали не только в качестве источника информации, но и как средство эстетического воздействия на человека. В музейной практике сочетание информативности и образности экспонируемых предметов оказывается чрезвычайно востребованным.
Одним из уникальных произведений картографической мысли, хранящихся в фондах Брянского краеведческого музея можно считать карту Московии, части Северная и Восточная. Автор чертежа карты Исаак Абрахамсон Масса (Isaac Abrahamszoon Massa, 1586 - 1643) был голландским торговцем зерном, путешественником, дипломатом, послом в Московию. Он известен как автор мемуаров, карт Восточной Европы и Сибири. В городе Гронинген существует фонд его имени, созданный для развития научных и культурных контактов Российской Федерации и Нидерландов. Исааку Массе принадлежат пять опубликованных карт России и её провинций, последняя из которых была закончена в 1633 году.
Карта Московии начинается с Сибири, показаны Казань, Нижний Новгород, Владимирское княжество. В левом нижнем углу расположена Тверь. По левой грани карта захватывает Онежское и Ладожское озера. В левом верхнем углу расположена часть Финляндии. С высокой степенью точности на карту нанесены населенные пункты, расположенные по Северной Двине. Прослеживается торговый путь от устья Северной Двины до Вологды, затем сухопутный от Вологды до Ярославля к Москве. В верхней части карты запечатлены Белое и Баренцево моря. Ниже находится земля самоедов. На обороте расположен сопроводительный текст на французском языке. На данной карте наша страна предстает идиллическим краем равнин, извилистых рек и редких городов. По полю карты разбросаны крошечные фигурки — бурые и белые медведи, олени. В правом нижнем углу расположена сценка охоты. Картуш обрамления заголовка украшен изображениями колосьев и связок шкурок.
Изготовлена карта была в издательстве Корнелиус Блау в г. Амстердаме в середине XVII века.
Данная карта принадлежит к разряду так называемых гравированных карт XVI—XVIII веков, передающих множество подробностей, недоступных позднейшим точным изданиям. Прежде всего, они являются результатом не бесстрастной топографической съемки, а пересказа языком линий, штрихов и красок самых разных источников — прежде существующих карт, путевых чертежей, рассказов, мифов. Такие карты, как правило, имеют текст либо дополнительные изображения на обороте, напоминающие о книжном происхождении листов. Еще одна проблема, связанная с торговлей картами, — раскраска. Как и другие гравированные издания, их выпускали в двух вариантах: более скромном, нераскрашенном, и дорогом, а иногда просто роскошном, с легкой тонировкой фона и границ, мелкими деталями, изображенными акварелью, гуашью и даже золотом.
Карта поступила в фонды Брянского краеведческого музея в 1956 году из Государственного исторического музея.
Мотив просвещенного правления и изобилия особенно сильно чувствуется в картах России екатерининской эпохи. Ярким примером произведения, соединяющего в себе строгость картографической науки с высокой художественной ценностью оформления, является «Российский атлас из сорока четырех карт состоящий и на сорок на два наместничества империю разделяющий», изданный в Петербурге в 1792 г. Основное содержание карт атласа – это гидрография, населенные пункты, в меньшей степени – растительный покров. На каждой карте размещен картуш – художественно выполненное обрамление заголовка. Инициатором создания атласа и составителем его карт был Александр Михайлович Вильбрехт, преподаватель высшей математики Горного училища и географ Географического департамента Кабинета Ее Императорского Величества. Над картушами карт атласа трудилась целая плеяда известных граверов. Цель атласа – дать пространственную характеристику Российской империи, ее природных условий, административных территорий, показать их значение в политической, экономической, культурной жизни страны, в её историческом прошлом.
Фонды Брянского краеведческого музея располагают пятью подлинными листами из «Российского атласа» 1792 года. Это карты Калужского, Новгород-Северского, Орловского, Смоленского и Черниговского наместничеств – территорий, охватывающих современную Брянскую область и прилегающих к ней областей.
В 1991 году карты были закуплены у военного врача в отставке Д.Ф. Янчевского - последнего представителя рода дворян Соколовых из города Стародуба. А сам атлас находился в личной библиотеке дворян Соколовых, комплектовавшейся с конца XVIII в. по 1990 г.
Фотопортрет супруги Д. С. Соколова. Конец XIX – начало XX в.
Содержание сюжетных изображений картушей для человека наших дней требует специальной расшифровки. Большой вклад в их изучение внесла Нина Петровна Финягина (1930-2000), кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела картографии ГИМ. Картуши атласа выполнены в едином художественном ключе. Это изображения в стиле классицизма, «населенные» персонажами античной мифологии, мальчиками, другими аллегориями и символами, хорошо известными современникам. Использованы и реалистические изображения предметов. Заголовки карт органично вписываются в сюжетное изображение. Вместе с тем, каждый картуш неповторим по композиционному решению и эмоциональному настрою и призван раскрыть значение конкретного наместничества в политической, экономической и культурной жизни России. Это можно проиллюстрировать на примере 5 карт из фондов Брянского краеведческого музея.
Сельское хозяйство, текстильное производство и торговля отмечены как главные направления экономической жизни Орловского наместничества, о чем свидетельствует множество снопов, помещенных над заголовком карты, ниспадающее со скалы полотнище ткани, лодка, груженная мешками с товаром. Изображена также Губерния, в образе женщины в античной одежде. Из сосуда в ее руках течет поток – река Ока.
Основное содержание картуша на карте Черниговского наместничества – древнее и славное историческое прошлое территории и ее значение в книгопечатании. Строгость и торжественность изображению придает занимающая центральное место каменная пирамида – знак памяти о добрых государях. Книги, свитки, два мальчика с раскрытыми книгами, труба с лавровым венком – символы славных дел, образования и учености. Губерния изображена в образе женщины в античной одежде и в лавровом венке.
Текстильное и железоделательное производство были основными для Калужского наместничества, о чем говорят рулоны ткани и прутковое железо, изображенные на переднем плане картуша. Аллегорически показано торговое дело в виде бога Гермеса с кадуцеем, несущего на плече кусок ткани.
Смоленское наместничество предстает перед зрителем как щедрая и плодородная земля. Пучок колосьев, блюдо с ягодами, улей с пчелами представляют широкий спектр отраслей сельского хозяйства: хлебопашество, садоводство, пчеловодство. Развитое текстильное производство обозначено ткаными коврами и полотнищем ткани. Картину заметно оживляют мальчики (один из них убегает от пчел, другой держит бунчук – символ власти – и пишет на ткани заголовок карты). Географические особенности территории наместничества представлены в виде лесной растительности, гористого пейзажа.
Как древняя земля предстает на картуше Новгород-Северское наместничество. Крылатый старик - Время с княжеской шапкой и гербовым щитом в руках, развалины античного сооружения, отсутствие деятельных персонажей создают атмосферу некоторого запустения. Из занятий населения отмечены льноводство, пчеловодство, рыболовство, о чем говорят изображения броснухи (орудия для удаления семенных коробочек льна) с куделью, улья с пчелами, рыболовной верши. Образы пчел могли иметь еще и другой смысл: выражать надежду на «восстановление достойного имени территории», так как пчела «означает трудолюбие...».
В соответствии с важным местом, отводимым в содержании атласа гидрографии, в картушах заметно отражена «водная» тема: даже для таких сугубо континентальных территорий, коими являются Орловское и Калужское наместничества, значительное место в изображении занимает водная гладь с парусным судном и лодками, гружеными мешками. На картуше карты Калужского наместничества изображена дева - вода со снопом и веслом. Весьма образно представлены истоки рек Оки и Днепра в виде глиняных сосудов (урн), источающих потоки (Орловское и Смоленское наместничества).
Во многом благодаря художественно выполненным картушам карты Российского атласа имеют большое экспозиционное значение. Две из них (Новгород-Северского и Орловского наместничеств) украшают постоянную экспозицию первого зала отдела дореволюционной истории Брянского краеведческого музея.
Славные традиции картографического дела воплощает в себе произведение совершенно иного времени и исполнительского решения. Это художественное керамическое панно размером 4х2,5 м на тему «Промышленность Брянского края в XIX веке», выполненное в 1980-х гг. Ленинградским комбинатом живописно-оформительского искусства (КЖОИ) специально для постоянной экспозиции музея. На нем в образно-реалистической манере отражено сосредоточение основных производств в различных районах Брянщины в позапрошлом веке. Центральное место занимает карта территории с яркими лаконичными зарисовками производимых товаров. Бежицкие паровозы и дятьковский хрусталь, клинцовское сукно и севские молочные продукты, погарские сигары и злынковские спички – вот неполный перечень продукции, которой славился наш край в прошлом. Карта органично дополнена художественными элементами, расположенными за пределами ее контура. В левом верхнем углу панно – своеобразный картуш (художественно выполненное обрамление заголовка «Промышленность XIX в») – дань традициям старинного картографического искусства. Под картушем – изображения трех фигур работников – созидателей материальных благ. Картина рабочего поселка в правом верхнем углу придает всему изображению перспективу, что наряду с имитацией частичного наложения карты на «фоновые» художественные элементы создает зрительный эффект глубины пространства.
Остановившись перед картой-панно, посетители музея не только получают представление о былом развитии промышленности Брянского края, но и могут задуматься о судьбе известных ранее производств. Не все они сохранили свое значение до наших дней, но некоторые продолжают успешно развиваться, доказывая свою жизнеспособность в непростых экономических условиях.
На панно получило образное отражение бурное развитие самого крупного промышленного предприятия края – Брянского завода (с 1956 года – Брянский машиностроительный завод). За последнюю четверть XIX века он сделал крупные шаги от изготовления первых рельсов до производства локомотивов. Сегодня БМЗ выпускает вагоны различного назначения и тепловозы.
По всей России и за рубежом известен бренд «хрусталь из Дятьково». Постоянное участие в отечественных и международных выставках и ярмарках приносило предприятию неизменный успех, признание, многочисленные награды. Пережив непростые кризисные времена, предприятие продолжает изготавливать посуду из высококачественного хрусталя ручной работы, заказные изделия, необычные сувениры.
Севский маслозавод за время своего существования также знал и взлеты, и падения. Сейчас это предприятие выпускает более 40 наименований сыров с торговой маркой "Умалат". Высокое качество продукции завода подтверждают многочисленные дипломы и награды, полученные на различных российских и международных выставках.
Получившая известность далеко за пределами страны Погарская сигаретно-сигарная фабрика, на данный момент является единственным российским предприятием, выпускающим сигары.
Созданные в разные исторические эпохи, неодинаковые по художественному решению, картографические произведения служат общей цели – ярко и наглядно представлять производительное и культурное наследие и развитие нашего Отечества.

Экспонаты дня:
Подробнее с экспонатами музея можно познакомиться в тематических разделах Госкаталога.
Коллекция «Ткани» Брянского краеведческого музея начала собираться с 1948 года и на сегодняшний день начитывает порядка двух с половиной тысяч экспонатов. Фонды музея пополнялись уникальными комплектами крестьянской одежды и рушниками, вещами мемориального характера, принадлежащими выдающимся землякам, образцами декоративно-прикладного искусства, предметами быта XIX-XХ веков. В 1949 году в коллекцию поступили несколько ценных предметов этнографии, собранных княгиней М. К. Тенишевой в конце XIХ века, некоторые из них представлены в экспозиции.
Коллекцию можно разделить на следующие обширные группы:
- Коллекция русского народного костюма (женского и мужского), в которую входят уникальные экспонаты, собранные в разных районах Брянской области: рубахи, сарафаны, поневы, запоны, кокошники, позатыльники, повойники, гайтаны, жарелки, бусы.
- Коллекция одежды и вещей мемориального характера, связанных с людьми и историческими событиями: городской костюм и комплекты одежды XIX века, отражающие модные направления того времени; форменное обмундирование, принадлежавшее участникам Гражданской войны, Героям Советского Союза и командирам партизанских отрядов и соединений периода Великой Отечественной войны; послевоенные образцы военной и гражданской одежды.
- Коллекция предметов художественных промыслов и ремесел, а также образцов промышленного производства, в которую входят ткани, кружева, образцы ткачества, вышивки (в том числе бисером), кружевоплетения, произведенные в XIX-XX вв. Один из уникальных предметов – незаконченная вышивка по канве знаменитой русской певицы, уроженки слободы Алтухово Трубчевского уезда Анастасии Дмитриевны Вяльцевой.
- Коллекция образцов церковного облачения конца XIX – начала XX века.
- Коллекция предметов мещанского быта: скатерти, салфетки, комплекты постельного белья.
- Коллекция флагов, знамен и вымпелов. В числе наиболее примечательных предметов коллекции – знамена партизанских отрядов, сохранившиеся после ожесточенных боев периода Великой отечественной войны», и флаг Брянской области, побывавший в космосе в 1999 году. Среди предметов коллекции также можно обнаружить флаги бывших республик СССР, знамена, вымпелы и флаги государственных и общественных организаций XX-XXI веков.
- Коллекция игрушек довоенного и советского периода.
Рассмотрим уникальные экспонаты Брянского государственного музея и начнем с коллекции русского народного костюма.
Русский традиционный костюм давно признан культурным достоянием мирового наследия. Он формировался на протяжении многих веков на обширных территориях расселения наших предков, сохраняя древнейшие черты и разумно заимствуя всё лучшее от соседних народов.
В связи с тем, что территория Брянщины ранее входила в состав разных губерний, для нашего края характерно разнообразие черт народного костюма. Для уездов, входивших в состав Орловской губернии, был характерен «понёвный» комплекс народного костюма. Эти территории относились к южнорусскому типу культуры, где характерной частью женского костюма была понёва – поясная женская одежда, напоминающая юбку, которая надевалась поверх рубахи.
В фондах музея хранится уникальный комплект женской одежды села Дорожово Брянской области XIX века – великолепный образец понёвного комплекса. Он состоит из рубахи с прямыми поликами (верхняя часть рукавов, манжеты, подол рубахи и воротник-стоечка украшены вышивкой «крестом»), распашной поневы из темно-синей ткани в бело-желто-красную клетку (по низу, швам соединения и краям понева богато украшена ткаными прошвами, золотыми галунами, кружевом, вышивкой), передника-запона, богато украшенного вышивкой, плетеным кружевом, кумачевыми вставками. Костюм дополнялся красным однотонным либо полосатым тканым поясом. Нашейное украшение – ожерелок, нагрудное – чепка.
На территории уездов, входивших в состав Черниговской губернии, были распространены традиции белорусской одежды – здесь преобладал «саянный» комплекс. Саян представлял собой женское платье без рукавов особой конструкции: к облегающему лифу пришивалась широкая юбка, застежка располагалась спереди. Саян надевался поверх рубахи, дополнялся безрукавкой и передником.
Особым разнообразием отличались костюмы жителей однодворческих селений (однодворцы – служилое сословие), проживавших в Севском и Карачевском уездах.
Со 2-й половины XIX века на Брянщине распространение получил «сарафанный» комплекс. Один из образцов такого комплекса хранится в фондах Брянского музея. Сарафан выполнен из домотканой ткани, декорирован рисунком, выполненным в технике набойки на ткани. Это искусство украшения ткани было широко развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. В состав сарафанного комплекса также входили белая вышитая рубаха из домотканого полотна (льняного или конопляного, а позже, в начале XX века – из хлопчатобумажного), нагрудные шейные украшения, обувь.
Особую роль в ансамбле крестьянской женской одежды имел головной убор. Головные уборы центральных районов были весьма разнообразны и изменялись в зависимости от возраста и семейного положения женщины, украшались вышивкой, бусами, бисером. На Брянщине женщины носили повойник (чепец), кичку, сороку, они должны были полностью покрывать голову, прятать волосы. Молодые девушки завязывали ленточку, надевали кокошник, веночек.
В коллекции музея хранится уникальный позатыльник, украшенный узором из бисера и стекляруса. Позатыльник являлся частью головного убора – сороки, он крепился с помощью завязок, прикрывая волосы на затылке и часть шеи. Экспонат относится к началу XX века и является элементом народного костюма Брянского района.
Коллекция тканей Брянского краеведческого музея также включает в себя великолепные образцы городского костюма конца XIX – начала XX века.
К ценным – в историческом и художественном плане – музейным предметам можно отнести салоп конца XIX века, выполненный из бархата и украшенный шитьем шелком.
Салоп – это верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами, скреплялась лентами или шнурами. Шили из бархата, шелка, дорогого сукна; часто на подкладке, вате или меху (в основном куницы и соболя), с бархатными или меховыми отложными воротниками. Был распространен в Западной Европе и в России преимущественно в первой половине XIX века среди горожанок, позже только в мещанских слоях населения.
Еще одним интересным экспонатом музейной коллекции является венчальное платье из серого сукна, расшитое шелком. Произведено оно было в конце XIX –начале XX века в городе Почепе.
Городскую моду России начала ХХ века, можно представить благодаря костюму (кофта с юбкой) темно-бордового цвета.
В фондах музея хранятся такие редкие элементы мужского гардероба конца XIX века, как фрак и сюртук, принадлежавшие жителю города Трубчевска коллежскому асессору Григорию Михайловичу Казанскому (1865-1957). Данные предметы были созданы в 1890-е годы.
Сюртук (от франц. surtout – «поверх всего») – мужская верхняя приталенная одежда до колен, с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах. Характерные элементы сюртука – ряд пуговиц спереди доходил только до талии; сзади нашивались 2 декоративные пуговицы в районе пояса. Сюртук носился, как правило, с жилетом и брюками с высокой посадкой либо с панталонами (разновидность мужских брюк).
Сюртук появился в XVIII веке в Европе; в России стал популярным в начале XIX века. Он являлся элементом повседневной одежды представителей среднего и высшего классов, его носили не только городские жители, но и солдаты, любители охоты. Сюртук носили на протяжении всего XIX века, пока его не вытеснили визитка и пиджак. Окончательно он вышел из моды в начале Первой мировой войны.
Фрак – род парадного сюртука особого покроя: короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади. Появился фрак во Франции в середине XVIII века, в России – примерно в 1770-х годах. Изначально это была одежда для верховой езды, но затем фрак стали носить и на балы, и как повседневную одежду. К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма.
Среди мемориальных предметов можно выделить турецкий бархатный жилет и шапочку с вышивкой золотом, принадлежавшие Пуликовскому Владимиру Александровичу, участнику русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и русско-японской войны 1904-1905 гг. Данный комплект был привезен с русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Также в фондах хранятся вещи выдающихся земляков, которые прославили наш Брянский край. Одним из таких является бушлат Харламова Николая Михайловича, советского военно-морского деятеля и дипломата, адмирала флота, кандидата военно-морских наук, уроженца города Жуковка Брянской области, который он одевал во время прохождения службы командующим Балтийским флотом.
Уникальными образцами художественных промыслов и ремесел являются декоративная ткань в стиле «модерн», тюль, кружева, тесьма начала XIX в. из галантерейного магазина брянского купца Иванова Федора Романовича.
В музее хранится ценная коллекция рушников, собранных на территории Брянской области и отражающих народную культуру и народное творчество русского народа. Издревле на Руси рушник имел как эстетическое, так и ритуально-обрядовое предназначение. Узоры, вышитые на рушнике, служили не только украшением повседневного быта, но и являлись символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками. Для украшения рушника использовали вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты.
В музейной коллекции представлено много рушников, выполненных в технике бранного ткачества, тяготеющего к белорусским традициям.
Интересна коллекция стягов, флагов и знамен. Уникальным экспонатом является боевое знамя партизанского отряда «Смерть немецким оккупантам», изготовленное партизанкой Дарьей Пуниной. В 1941-1943 годах брянские леса стали одним из крупнейших районов партизанского движения. В них сражались около шестидесяти тысяч партизан. В эту грозную махину в составе Южной группировки вошли партизанские отряды Навлинского района. В конце августа 1941 года Навлинский истребительный батальон был преобразован в партизанский отряд «Смерть немецким оккупантам!», командиром которого стал П. Я. Понуровский, а комиссаром – А. В. Суслин.
Немало в собраниях музея вымпелов, которые вручались передовикам и победителям соцсоревнований, выдающимся работникам производства и сельского хозяйства, участникам всевозможных слетов и выставок в период 1950-х – 1980-х гг. Одним из первых в собрание музея был принят вымпел, изготовленный турбинным цехом «I слёту передовиков производства» в 1957 году.
Также в фондах музея есть небольшая коллекция детских игрушек. Особенно ценными являются игрушки, бережно сохранившиеся и переданные Кафтановой Надеждой Павловной, дочерью Кафтанова Павла Георгиевича, генерал-майора авиации в отставке. В годы Великой Отечественной войны он находился в действующей армии, был командиром авиа эскадрильи, авиаполка. В боях проявил личное мужество и отвагу, был неоднократно ранен.
Игрушечные медведи были подарены Павлом Георгиевичем своей дочери в 1950-е годы. Кукла Люся приобретена в городе Ленинграде в 1954-1955 гг., ее назвали Люсей в честь жены маминого брата Людмилы, подарившей куклу.
В коллекции «Ткани» Брянского государственного краеведческого музея находятся уникальные экспонаты, характеризующие как исторические эпохи, так и исторических личностей Брянского края.
По историческим гравюрам, фотографиям, открыткам можно проследить модный образ женщины, развитие парикмахерского искусства.
Парикмахерское искусство во все времена занимало одно из значительных мест в жизни общества. О прическах прошлых столетий можно судить по произведениям искусства: живописным полотнам, мозаике, скульптуре, фрескам, предметам прикладного искусства, а также по описаниям в произведениях художественной литературы, драматургии, поэзии. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства много нового, присущего только ей.
В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.
С 1801 года среди женщин распространяются прически из коротких, завитых в локоны волос.
Литография "Дарья Алексеевна Дьякова - вторая жена поэта Г. Р. Державина"
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
С возникновением интереса к античности начинают носить «греческие», «римские» прически. Особенностью этих причесок была виртуозная техника выполнения завивки. Сочетание разных видов локонов - плоских, круглых, спиральных, трубчатых - позволяло создать на голове настоящее произведение искусства.
Позднее волосы в прическах удлинились. Прически стиля ампир способствовали развитию парикмахерского искусства, так как создавались из множества разнообразных видов локонов.
Обязательным элементом «античных» причесок XIX века стал пучок или искусно сделанный шиньон, который прикреплялся при помощи шпилек, гребней или сеток. Иногда подкалывали каркас конусообразной формы. В 1810 году парикмахер Палат вводит в моду женскую прическу пирамидальной формы. С 1811 года в моду входят букли, которые располагались надо лбом, концентрируясь в небольшие полушария. С 1813 года начинают появляться высокие прически – среди них выделяли «китайскую», по названию модной оперы «Китайский земледелец». Волосы гладко зачесывались вверх и скалывались в продолговатый пучок, наподобие петушиного гребня, у основания пучок перевивался лентой, тонкие, небольшие локоны дополняли прическу.
Все прически начала XIX века наглядно демонстрируют мастерство парикмахеров, их высокий вкус, фантазию. Это время в истории причесок считается периодом блистательного показа высоких профессиональных навыков, техники в области стрижек, завивки и укладки.
С 1820 года появляется новый силуэт прически, получивший дальнейшее распространение в 30-е годы. Ее характерной деталью был пробор - зигзагообразный, прямой, боковой. Отсутствие челок сделало прически более строгими, дополнением стали пучки локонов, расположенные над ушами, высокий пучок из кос крепился на макушке. Когда естественных волос для прически не хватало, прибегали к использованию шиньонов, которые заранее завивались и укладывались.
Портрет великой княгини Елены Павловны, 1824 год
Линии мужских и женских причесок в 30-40-е годы сохраняются прежними, с небольшими изменениями. В этот период модна женская прическа «а-ля мадонна», «а-ля Малибран», по имени знаменитой французской певицы. Обе прически были из гладких волос, их дополняли украшения - фероньерка, шнур с аграфом, который помещали посередине лба.
Портрет. Амелия Лейхтенбергская, 1830-е гг.
Наблюдалось три направления в прическах: первое - букли, собранные в большие пучки, неровно расположенные на висках; второе - пучки волос, объемные косые букли надо лбом, перекрест из волосяных полос посередине лба; третье – длинные завитые волосы на английский манер, три-четыре локона по обеим сторонам лица.
Прически для балов были высокими и низкими, наблюдалась смесь греческого силуэта с прической «мадам Севинье». Локоны около ушей падали до середины шеи.
Вошли в моду прически с большими височными пучками и петлями на макушке, для которых использовали искусственные локоны. Прическа поднялась вверх в виде петель и бантов из волос, оставляя открытым затылок. Такая прическа делалась из разного вида локонов и была сильно перегружена деталями.
Портрет Генриетты Зонтаг, 1831 г.
Эти прически получили название стиля - бидермайер. В первых подобных прическах волосы на висках укладывались в букли, образующие пучок. При этом симметрия, как правило, нарушалась. Могло быть и так, что с одной стороны лица была плотная масса локонов, напоминающая гроздь винограда, а с другой - несколько косых буклей. Такие прически делались для парадных выходов, балов и праздников. Постепенно плотные пучки из буклей сменились пушистыми облаками мелких, взбитых локонов, получивших название «навеянный снег» или «взбитые сливки». Разновидностью этого облака были тугие мелкие локоны типа стружки. Обязательным для этой прически было наличие проборов - одного или двух, зигзагообразных или параллельных. Пучки на макушке соответственно модному силуэту должны были подниматься как можно выше. Поэтому в их конструкции использовали каркасы.
Следует особо отметить формы этих пучков. Они представляют собой, как правило, большие воздушные петли из кос, торсад, гладких, зачесанных прядей в виде волосяных бантов. Иногда прическа включала в себя все эти элементы, которые, несмотря на кажущийся беспорядок, создавали гармонию.
В 1830-1840 годах женщины носили длинные распущенные волосы, завитые в ниспадающие на плечи локоны. Эта прическа называлась «покаяние»; некоторая небрежность считалась женственной. В 1834 году новинкой сезона стала прическа «а-ля Гортензия Манчини», состоящая из полудлинных локонов, свисающих по обе стороны лица. Со временем они становятся длиннее. Эту прическу украшали перьями страуса, павлина, марабу.
В 30-е годы входит в моду прическа «а-ля шинуа» («по-китайски»). Прическа повторяла силуэты китайских женских причесок. Волосы надо лбом и на висках поднимались вверх и укладывались в плотные валики, сзади связывались в пучок. Вся прическа декорировалась длинными шпильками и цветами.
В 40-х годах появляется мода на длинные локоны - «англэзы». Английские локоны уже не лежат пышным облаком, а свисают вниз и, закрывая уши, достигают плеч. Пучок на макушке стал плотным, плоской формы. Такая прическа получила название «плакучая ива» .Локонов могло быть несколько или целый каскад.
Портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, 1844 год.
С середины 40-х годов появляется новая прическа. Для нее характерна гладкая форма и полное отсутствие волосяных петель и каких-либо локонов. Волосы, разделенные прямым пробором, гладко зачесывались на уши, затем отводились назад. Концы их прятались в теменном пучке. Прическа становится гораздо строже. Боковые локоны исчезают. Им на смену приходят гладкие пряди, зачесанные на уши в виде полукругов, или пряди, лежащие ниже ушей, оставляющие их открытыми.
Литография "Андреянова Е.И. Первая русская танцовщица"
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Портрет. Августа Вихрова. 1848 год.
Иногда эти пряди заменяют тонким косами, уложенными в виде баранок. Пучок постепенно перемещается с макушки на затылок, теряя свою массивность и становясь более плоским, в виде раковины.
Портрет леди Джейн Эрскин.
Прическа украшена фероньеркой и розовым бутоном.
Волосы заплетали в косы от середины пряди, а концы их закреплялись в пучке. Прическа «а-ля Агнес Сорель» была чрезвычайно изящна, женственна, предназначалась для балов, приемов, театра. Волосы в ней разделялись прямым пробором, обе половины гладко зачесывались. На затылке укладывали объемный пучок, узел из жгута или кос. Прическа декорировалась лентой в цвет туалета.
Во второй половине XIX века происходит частая смена силуэтов женских причесок. Хрупкость и романтическая женственность больше не являются предметом поклонения. На смену им приходит земная, телесная красота, полные формы. Новый идеал красоты, перегруженность в женском костюме повлекли изменения в прическе. Стало модно носить низкие пучки из кос торсад, иногда волосы укладывали в сетку из толстых бархатных нитей.
Носили английские прически с крупными локонами, красиво обрамлявшими лицо. Высокие прически вышли из моды.
Надо отметить, что каждая новая прическа этого времени не имела ничего общего с предыдущей, меняла свой силуэт, форму, элементы. Но общим во всех прическах было одно - все они делались из длинных волос. Большую роль в прическах играла завивка, в которой проявлялось высокое мастерство парикмахеров. Существовали частные салоны-парикмахерские.
Для 50-х годов XIX века характерна прическа с прямым пробором, получившим название «пробор мадонны», с невысокими валиками над ушами. Волосы с затылка приподнимались и закалывались в массивный пучок.
Мария-Луиза де Ваграм, принцесса Мюрат, 1854 год
Портрет императрицы Марии Александровны. 1857 г.
Литография "Самойлова Вера Васильевна"
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
С 60-х годов распространяется прическа, имевшая более приземистый силуэт. Волосы надо лбом укладывались в объемные валики, волосы на затылке - в сетку из нитей или вышитый мешок. Прическа получила название «а-ля курон» («корона»). Пучки то спускались низко на шею, то приподнимались до ее середины, наличие валиков и прямого пробора было обязательным.
Портрет Александры, принцессы Уэльской. 1864 год.
Портрет Елизаветы Баварской, королевы Австрии. 1864 год.
В 70-80-е годы силуэт причесок изменился. На смену прическам с пучками, повторявшим в какой-то мере силуэт широких юбок с кринолинами, введенными в моду императрицей Евгенией, приходят легкие прически с вертикальными линиями. Локоны разных видов (стружкой, ленточные, трубчатые) сочетались с волосяными бантами, петлями, буклями, эффектно уложенными на макушке. Использовали «накладные» косы, торсадо (жгуты).
Матильда де Агилера-и-Гамбоа. 1875 год.
В 80-х годах XIX века появляются прически типа «каскад» с челками из мелкозавитых прядей. Их стали называть «каскад с зефиром» (легким ветерком). Возможно, челка из мелких кудряшек напоминала своей прозрачностью и легкостью дуновение ветра.
Императрица Александра Федоровна.
Открытое письмо. Портретное изображение женщины.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Постепенно в прическах перестали затягивать виски, наоборот, делались напуски из волос, около них завивали мелкие колечки. Челки стали более низкими, округлыми, тяжелыми. Силуэт прически принимает конусообразную форму. Теперь прически делают только из завитых волос, уложенных при помощи шпилек и подкладных элементов.
Входят в моду большие округлые прически из «ондулированных», взбитых волос, получивших название бандо (повязка).
Открытое письмо. Портретное изображение молодой девушки.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Эти прически делались из крупнозавитых прядей, приподнятых надо лбом и уложенных на макушке в пучок. Бандо делались разных размеров и назывались «малое бандо», «среднее бандо», «большое бандо»
Часто для таких причесок употреблялись готовые постижи, распространившиеся так же широко, как в свое время парики.
Открытое письмо.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Каждая женщина имела несколько готовых постижей, приготовленных парикмахером заранее, чтобы менять прическу в зависимости от надобности. Наряду с бандо появляется прическа типа «сахарет», напоминавшая своим силуэтом прически стиля бидермайер. Делалась она из завитых волос и укладывалась конусообразно.
Для придания прическе формы и для ее укрепления под естественные волосы подкладывали крепе или крепоны, подушечки.
Австралийская оперная певица Нелли Мельба, [ 1900 год].
В это же время среди молодых женщин распространяется новая модная прическа, получившая название «грива пони». Эта прическа была весьма экстравагантна, делалась из коротких завитых волос, начесанных на лоб.
История прически хранит факты, свидетельствующие о том, что в 1884 году немецким парикмахером Фишером была изобретена завивка «мертвых» волос. Еще раньше, в 1875 году, француз Марсель произвел сенсацию своим изобретением – завивкой горячим способом. Его эксперимент был опубликован в журнале «Куафюр франсэз иллюстре». Был выпущен в продажу специальный инструмент для завивки - щипцы «марсель». Приблизительно в то же время немецкий парикмахер И. Майер впервые использовал плоскую намотку волосяных прядей для завивки. Это расширило возможности сочетания в одной прическе разных видов локонов.
В конце XIX века в искусстве зарождается стиль модерн. Характерными его чертами являются обтекаемые, плавные линии, асимметрия. Романтические увлечения, интерес к народному искусству средневековья стали признаками нового стиля. Этот стиль повлиял не только на изобразительное искусство, но и на оформление интерьера, а также на костюм и прически.
Женские прически начала века делались преимущественно из длинных волос и замысловато укладывались. В 1905—1908 годах прически делались из завитых волос способом горячей завивки щипцами Марселя.
Лина Кавальери
Итальянская оперная певица, звезда «прекрасной эпохи».
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Анастасия Дмитриевна Вяльцева (13 марта 1871, слобода Алтухово, Орловская губерния – 17 февраля 1913, Санкт-Петербург) - русская эстрадная певица (меццо-сопрано), исполнительница русских и цыганских романсов, артистка оперетты.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В 1904 году немецкий парикмахер Карл Неслер изобрел долгосрочную завивку. С 1909 по 1925 год видные парикмахеры многих стран пытались с помощью химических составов, инструментов получить искусственную завивку, которая мало чем отличалась бы от естественной. Она вошла в моду в первые десятилетия XX века, продолжает пользоваться популярностью и в настоящее время. Она может быть электрической и паровой, при этом существуют два способа завивки – горизонтальный и вертикальный.
В 1909-1914 годах распространяются прически типа «конус» - завитые волосы располагались широкими волнами. Главным и обязательным условием было наличие ондуляции. Прически, перегруженные разными элементами, требовали искусственных дополнений в виде постижей. Возникают прически смешанных стилей, но это преимущественно бальные прически, для торжественных случаев.
Открытое письмо. Портретное изображение женщины.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В 1916 году в Германии была организована выставка мод, на которой наравне с моделями костюмов, шляп, аксессуаров были представлены образцы парикмахерского искусства, инструменты и приспособления парикмахеров.
Первая мировая война 1914-1918 годов сильно повлияла на женские прически. Вошла в моду короткая стрижка. Причиной ее появления стало участие женщин в войне в качестве сестер милосердия. Тяжелые военные условия не давали возможности ухаживать за волосами, поэтому их срезали – ровно или в кружок по шее, при этом длина волос была различной. В 1915-1916 годах мода на стрижку широко распространилась среди женщин в тылу.
И если ранее короткие волосы считались признаком «неблагонадежности », то теперь это стало обычным явлением. Самыми популярными стали прически «буби-копф», «а-ля гарсон» («под мальчика»). Мода на короткие волосы среди женщин вызвала необходимость появления новых силуэтов причесок. Появляются прически с челкой до бровей, с косым пробором. Этим прическам, типа «Долли-систер», была суждена долгая жизнь.
Существовала масса вариантов «буби-копф» - некоторые из них делались из мелко завитых волос. Постепенно эта прическа переходит в более короткую - типа «фокстрот», «полька», «танго».
Луиза Брукс, 1920-е годы
Увлечение танцами дало название этим и многим другим прическам. Короткая стрижка была неравномерной: передние волосы оставляли длиннее, затылочные стриглись мысом, «на нет», каре. Передние и боковые пряди завивали волнами, укладывали полукругом на щеки, на лоб. Распространены были прямые и косые проборы, большие завитые чубы, пейсы с одной стороны.
Мода на короткую стрижку не означала полного отказа от причесок из длинных волос. Носили прически из гладких волос на прямой ряд, связанные узлом или заколотые в пучок на шее, затылке, подражая известной балерине Клео де Мерод.
Клео де Мерод. Французская танцовщица
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Каждая эпоха приносила что-то свое, новое в парикмахерское искусство, точного копирования не было. Развитие основных форм одежды и причесок происходило в непосредственной связи с социально-экономическими, природными условиями, эстетическими и моральными требованиями, общим художественным стилем, модой.
В моде всегда существовали определенные законы, но есть одна истина, которой подчиняется современная мода. Мода модой, какой бы она ни была, но прическу и стиль каждый человек может подобрать индивидуально, чтобы быть красивым и модным каждый день!
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В 1598 году скончался бездетный царь Федор Иоаннович – правящая династия Рюриковичей прервалась. Россию сотряс кризис государственности – цари-временщики сменяли друг друга, о себе заявили два самозванца-авантюриста, разразилась крупная крестьянская война, войска интервентов топтали русскую землю.
В 1612 году Второму ополчению во главе с Мининым и Пожарским удалось освободить Москву. Это стало началом возрождения страны.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве.
В следующем году состоялся судьбоносный Земский собор, который восстановил законное правление в России и положил начало новой царской династии: русским царем на соборе был избран представитель знатного боярского рода Михаил Федорович Романов. Это событие закончило тяжелую годину Смуты и открыло новую страницу в истории нашей страны.
Избрание на Всероссийский престол царя и великого князя Михаила Феодоровича
Худ. А. Вестфален. СПб.: литографская мастерская Императорского общества поощрения художеств. 1913.
Царь Михаил Федорович, первый Государь и Великий Князь, Самодержец Всероссийский из рода Романовых.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В этом знаменательном Соборе принимали участие и представители Брянского края, среди которых были воин Иван сын Бахтин, Иван Семенов сын Безобразов, Софрон Милентьев сын Тютчев.
Эти фамилии – Бахтины, Безобразовы, Тютчевы – в последующие века стали известными дворянскими родами и оставили заметный след в истории Брянщины.
Помимо них под грамотой об избрании Михаила Федоровича на царство свои подписи поставили игумен Свенского (тогда еще Свинского) монастыря Корнилий, еще один монах из той же обители – Варсонофий и протопоп Брянского Покровского собора (главного собора города, который находился на Покровской горе) Алексий.
Именно Алексий на Соборе представлял всех жителей города Брянска. Подпись на грамоте гласит:
«Брянскай Покровской протопоп Алексей в брянчан, которые во Брянске, дворян и детий боярских, и в посадцких, и в пушкорей, и в затинщиков, и в стрелцов, и в во уездных людей места руку приложил».
Он подписался за тех, кто жил непосредственно в Брянске, в отличие от тех брянцев, кто подписал грамоту от своего лица и проживал в Москве.
Возможно, высокая честь представлять город на Соборе он получил из-за того, что прославился в связи с событиями 1607 года, когда город Брянск был осажден польским гарнизоном Лжедмитрия II. Тяжелая осада привела к голоду в городе и Алексий, как истинный патриот, раздал защитникам Брянской крепости 175 четвертей ржи из запасов собора. Этот подвиг бескорыстия был высоко оценен царем Михаилом впоследствии и Алексий получил щедрый дар от него – несколько сел с крестьянами и угодьями. Позднее, в 1907 году, на Ново-Покровском соборе была прикреплена памятная табличка с цитатой из жалованной грамоты об этом даре.
«Въ 7121 году отъ великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича, за подписанiемъ Его Царского Величества руки, Покровского Собора протопопу Алексъю дана грамота, что 116 году воры и литовскiя люди Брянескъ осадили, то въ осадное время учалъ въ городъ быть голодъ, и въ тъ поры въ городъ въ осадъ купали четверть ржи по шестьдесятъ рублей и больше и отъ него, Протопопа Алексъя, из двора взято и роздано всякимъ ратнымъ и осаднымъ людямъ безденежно сто семдесятъ пять четвертей; и за то ево протопопа раченiе и протчiя деяния ево труде пожаловано въ фощеной волости изъ дворцовыхъ селъ деревня Соколово, Очинокъ тожъ, да сельцо Старое Соколово, да починокь Перщинъ со крестьяны в всякими угодiи и принадлежностьми».
Брянский Покровский собор. Начало XX в.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Царь Михаил Федорович был щедр на дары брянским церквям и обителям. Например, Спасо-Поликарпову монастырю в Брянске, который находился на месте киноконцертного зала «Дружба», он подарил Евангелие в старинном бархатном переплете с дарственной надписью:
«сiю книгу пожаловалъ Государь Царь и Великiй Князь Михаилъ Феодоровичъ и всей Русiи во Брянскъ Соборную церковь Покрова Пречистыя Богородицы при протопопе Петръ 7148 (1640) лъта, октября 26».
Успенскому собору Свенского монастыря он подарил напрестольное Евангелие и ткани для риз духовенства.
Имел отношение Михаил Федорович и к Площанской пустыни.
Литография. Вид Богородицкой Площанской пустыни с юго-западной стороны. 1873 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Филарет (в миру боярин Федор Никитич Романов).
Лист из альбома «Российский Царственный Дом Романовых». СПб.: К.А. Бороздин. 1893 г.
В 1620 году иеромонах Прокопий и два инока прибыли в Москву к царю Михаилу Федоровичу за благословением возобновления обители. Монахи были радушно приняты и получили грамоту на построение храма с приложением к ней личной печати Патриарха Московского Филарета, отца Государя, а также две иконы из царских палат – икону Всемилостивого Спаса и список с чудотворного образа Казанской Богородицы.
Вскоре, дарованные царем иконы стояли в новом деревянном храме, освященном во имя Казанской Богоматери. Обитель с той поры стала называться Казанской Богородицкой Площанской пустынью.
В 1798 году икона Спаса Всемилостивого была облачена в сребропозлащенную ризу чеканной работы, имевшую в венце 4 драгоценных камня. Надпись на ризе гласила:
«Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спаса, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пустыни строителю иеромонаху Прокопию».
Именно во время правления Михаила Федоровича зародилась знаменитая Свенская ярмарка, которая знаменовала возрождение мирной жизни и восстановление торговых связей после Смутного времени. Значение ярмарки для юго-запада Русского государства было огромно. Она была ежегодным и весьма значительным событием.
Свенская ярмарка. Худ. В.Ф. Сидоров. 1985 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
На Брянщине во времена Михаила Федоровича шла бойкая торговля – товары широким потоком поступали через территорию Украины и из Литвы. Об этом говорят частые донесения севских воевод в Разрядный и Посольский приказы. В апреле 1635 года брянский воевода Иван Хилков, благодаря царя за открытие в Брянске в 1620 году гостиного двора, снова посылает Михаилу Федоровичу челобитную о необходимости постройки нового гостиного двора и амбаров для купцов, так как прежние пришли в ветхость, «погнили и заволялись». «А без твоево государева указу мы, холопи твои, гостина двора строить не смеем. И о том нам, холопем своим, как ты, государь, укажешь».
Некоторое отношение к Брянщине имела и супруга Михаила Федоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева.
Царица Евдокия Лукьяновна, жена царя Михаила Федоровича.
Лист из альбома «Российский Царственный Дом Романовых». СПб.: К.А. Бороздин. 1893 г.
Родственники царицы имели владения на Брянщине: ее дядя Степан Федорович Стрешнев владел 18 душами в селе Чернооково Брянского уезда, а его брат Лаврентий Федорович, упоминаемый в документах как «стародубский сын боярский», владел пустошью Ананьиной в Карачевском уезде.
Дочь царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны царевна Татьяна Михайловна выделила средства на строительство каменного храма в Карачевском Воскресенском монастыре Тихоновой пустыни. Освящение храма состоялось 2 августа 1697 года.
Воскресенско-Тихононовская церковь в Карачеве. Нач. XX в.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
«205 (1697) год, августа 2 по благосл. Грамоте дан антиминс к освящению новопостроенной церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Воскресенском монастыре, а взял тогож монастыря строитель иеромонах Евагрий взял и росписался».
Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Нач. XXI в.
Это самый большой храм того времени на Брянской земле. Он сохранился до сегодняшнего дня, и с 2004 года в нем действует Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Таким образом, наследие дочери первого царя из Романовых до сих пор зримо присутствует на Брянской земле.
Список литературы:
1. Глотов С.В. Из истории Карачевского Воскресенского монастыря Тихоновой пустыни // Деснинские древности: материалы IX межгосуд. научн. конф. «История и археология Подесенья», посвященной памяти Ф.И. Заверняева. Брянск. 2018. С. 130.
2. Историко-археологическое исследование Протоиерея В. Попова. Орел: тип. Хализева. 1907 г. // [https://bryanhram.ru/brjanskie-khramy/vpopov-pokrovskii-sobor-1907g.html (дата обращения 07.02.2023)]
3. Калинкина Т.В. Династия Романовых и святые обители Брянщины // Великий князь Михаил Александрович. Жизнь. Эпоха. Судьба. Сб. м-лов Межрег. научн.-практ. конф. Брянск. 2021. С. 63–64.
4. Материалы для истории церквей Брянского края: Севская, Брянская, Карачевская и Трубчевская десятины, 7136 (1628)–1746 гг. / Сост. Г.И. Холмогоров. Брянск. 2010. С. 381.
5. Памятники истории Восточной Европы. Источники XV–XVII вв. / Российский гос. арх. древних актов; редкол.: И. Граля [и др.]. М. – Варшава: Археографический центр, 1995. Т. VIII.: Осадный список 1618 г. / cост.: Ю.В. Анхимюк, А.П. Павлов. 2009. С. 433.
6. Шульгин А. О протоирее Брянского Покровского собора о. Алексее, пожертвовавшем в 1607 г. хлеб // Орловские епархиальные ведомости. 1905. № 15. С. 437–439.
План основных мероприятий ГБУК "БГКМ", посвящённых 80-ой годовщине освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков в 2023 году |
ЯНВАРЬ |
Выставка «Искра надежды» к 80-летию прорыва блокады Ленинграда (12+) Планшетная выставка, подготовленная совместными усилиями Музея Победы и Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» в рамках Международного проекта «Территория Победы», рассказывает об уникальной военной операции «Искра», ее участниках и героях. |
Конкурс рисунков для учащихся и студентов «Сталинград. Говорят потомки…» к 80-летию Сталинградской битвы (12+) Конкурс проводится среди обучающихся 8-11 классов, студентов ССУЗов и ВУЗов, студентов художественных училищ и учащихся школ искусств в целях воспитания интереса к отечественной истории, уважения к героическому прошлому нашей страны. |
Издание набора открыток «Хранят рисунки горький след войны. Коллекция рисунков из фондов БГКМ» (6+) Уникальная коллекция графических работ из фондов Брянского краеведческого музея, на которых изображены партизаны и солдаты Красной армии, разрушенные города Брянщины. Особый интерес представляют работы мастера фронтового рисунка Анны Боровской. |
ФЕВРАЛЬ |
Выставка «Сталинград 1942-1943. Символ мужества и героизма» (12+) Фотодокументальная выставка, подготовленная музеем-заповедником «Сталинградская битва» в рамках Международного проекта «Территория Победы», расскажет о предпосылках и ходе Сталинградской битвы, героях – участниках сражения, событиях, которые привели к коренному перелому хода Великой Отечественной войны. |
Выставка по итогам конкурса рисунков «Сталинград. Говорят потомки…» к 80-летию Сталинградской битвы (6+) На выставке будут представлены работы школьников и студентов образовательных заведений из г. Брянска и различных районов области: Брянского, Трубчевского, Стародубского, Карачевского, Суражского и других. В работах участников нашли отражение различные эпизоды Сталинградской битвы и подвиги ее участников, сохранение памяти о сражении в памятниках и монументах. |
Выставка (6+) «Оружие в веках» Посетители выставки смогут увидеть образцы холодного и огнестрельного оружия периода Великой Отечественной войны из фондов музея |
Конкурс сочинений-эссе «Сталинград в жизни моей семьи» (12+) На конкурс, посвященный 80-летию победы в Сталинградской битве, приглашаются ученики 8-11 классов и студенты ссузов и вузов г. Брянска и Брянской области. Для участия необходимо написать эссе, поделиться своими мыслями и чувствами по поводу событий Сталинградской битвы. |
Флешмоб «Слово о Сталинграде. 200 минут чтения в память о героях» (6+) Флешмоб проводится в формате открытого микрофона. Общественные деятели, сотрудники музеев, библиотек и образовательных учреждений, школьники и студенты, посетители музея прочтут стихи и прозу, посвященную Сталинградской битве. Будет вестись онлайн-трансляция в группе музея в социальной сети «ВКонтакте». |
Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы (6+) Мероприятия для дошкольников:
Мероприятия для учеников 1-4 классов:
Мероприятия для 5-11 классов:
Мероприятия для 5-11 классов и студентов:
Цикл мероприятий патриотической направленности, ориентированных на разные возрастные группы посетителей. |
Интеллектуальная игра «Мы – потомки героев Сталинградской битвы», посвященная 80-й годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом (12+) Участниками музейной игры станут три команды – студенты вузов, воспитанники кадетских школ и юнармейцы. Под руководством своих наставников они сразятся в интеллектуальном соревновании и продемонстрируют свои знания о Сталинградской битве: ключевых событиях и датах, знаковых местах, участниках и отражении в искусстве. |
МАРТ |
Выставка, посвящённая 80-летию партизанской операции по взрыву Голубого моста (6+) Материалы выставки (документы и фотографии из фондов музея и архивов, личные вещи, предметы обмундирования, оружие и другие экспонаты) раскроют историю подготовки и проведения одной из наиболее известных и значимых операций Брянских партизан – взрыва железнодорожного моста через р. Десну у ст. Выгоничи в ночь с 7 на 8 марта 1943 года, а также расскажут об ее участниках и руководителе – Герое Советского Союза М.П. Ромашине. |
Круглый стол «Партизаны и армия – вместе к Победе», посвященный 80-летию взрыва Голубого моста (16+) Участники обсудят различные аспекты взаимодействия партизан и Красной армии, особенности и ход проведения операции по взрыву Голубого моста и другие значительные операции партизан Брянских лесов. |
АПРЕЛЬ |
Выставка военной формы (6+) «Честь мундира» (рабочее название) Гости музея получат уникальную возможность увидеть образцы военной формы из фондов музея, в том числе выдающихся военачальников и командиров, участвовавших в освобождении Брянска. |
ИЮНЬ |
Выставка «Рельсовая война» (к 80-летию проведения операции «Рельсовая война») (12+) Материалы выставки расскажут об истории и наиболее масштабных партизанских диверсиях, проведенных в рамках операции «Рельсовая война» в период с 3 августа по 15 сентября 1943 года для оказания помощи Красной армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве. |
Конкурс видеороликов «Партизанская слава моей семьи» (6+) Участникам предлагается записать любительский видеоролик с рассказом о своих родственниках – партизанах Великой Отечественной войны. |
Международная научно-практическая конференция, посвященная партизанскому движению на Брянщине в годы Великой Отечественной войны (16+) Ежегодная международная конференция, приуроченная ко Дню партизан и подпольщиков. |
ИЮЛЬ |
Выставка «Брянцы - участники освобождения Белоруссии» Планшетная выставка расскажет об уроженцах Брянского края – участниках освобождения Белоруссии. |
Мероприятие «Брянский фронт в Курской битве» (с презентацией на основе документальных материалов) (12+) Знакомство с историей Брянского фронта, его ролью в Курской битве и последующем освобождении Брянского края, основанное на подлинных архивных документах. |
АВГУСТ |
Выставка «Салютуем Победе!» (6+) Выставка, приуроченная к освобождению Орла и Карачева, расскажет о городах, в честь освобождения которых звучали победные салюты в столице нашей Родины. |
Выставка «Газетной строкой» (6+) Планшетная выставка с фотокопиями газетных статей периода Курской битвы и Брянской освободительной операции, позволяющая посетителям непосредственно ознакомиться со свидетельствами эпохи. |
СЕНТЯБРЬ |
Фотовыставка на пл. Партизан «Величие подвига» (6+) Выставка-инсталляция позволит зрителям прочувствовать самые яркие и эмоциональные моменты Великой Отечественной войны: боль и горечь утрат в период оккупации, величие подвига защитников родной земли, безграничную радость освобождения… |
Выставка, посвящённая 80 –ой годовщине освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков (6+) Выставка расскажет об участниках и ходе освобождения Брянского края от немецко-фашистских захватчиков. |
Выставка, посвященная 80-й годовщине первого партизанского парада в истории Великой Отечественной войны (19.09.1943, г. Орел) (6+) Выставка расскажет об участниках и ходе проведения первого партизанского парада в истории Великой Отечественной войны, который партизаны Брянских лесов провели в освобожденном Орле. |
Флешмоб «Брянская улица к Победе нас ведет»» (6+) Флешмоб проводится в формате открытого микрофона. Общественные деятели, сотрудники музеев, библиотек и образовательных учреждений, школьники и студенты, посетители музея прочтут стихи и прозу, посвященную Сталинградской битве. Будет вестись онлайн-трансляция в группе музея в социальной сети «ВКонтакте». |
Конкурс исследовательских работ среди школьников и студентов, посвященный 80-й годовщине освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков «Они сражались за Родину», (12+) Участникам – обучающимся 5-11 классов образовательных учреждений Брянской области – предлагается подготовить исследовательские работы, посвященные истории освобождения их родного населенного пункта от немецко-фашистских захватчиков. |
Акция памяти «Освобождение Брянщины. Хронология событий» (6+) Совместно с ВГТРК. Цикл репортажей, посвященных ходу освобождения Брянского края от немецко-фашистских захватчиков. |
Единый открытый урок «Сентябрь 1943-го: документальная история» (по документам воинских частей, участвовавших в освобождении Брянщины) (12+) Участники областного урока памяти познакомятся с историей освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков, узнают малоизвестные факты, увидят фотографии и документы того времени. В формате онлайн-трансляции к уроку смогут присоединиться учебные заведения всей области. |
Форум «Живая история: за рамками сводок и приказов» (12+) Гости мероприятия поделятся своими воспоминаниями, историями из семейных архивов, дневниковыми записями периода Великой Отечественной войны. |
ОКТЯБРЬ |
Международная научно-практическая конференция «Геноцид советского народа. План рейха. Жестокие уроки истории» в рамках реализации в. Брянской области проекта «Без срока давности»). В рамках международной конференции прозвучат доклады, посвященные преступлениям нацистов на оккупированной территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание будет уделено истории концлагеря Дулаг -142. |
Памятный митинг, посвященный 82–ой годовщине трагедии Хацуни. |
НОЯБРЬ |
Выставка «Партизанское братство. Беларусь и Россия» В рамках сотрудничества с музеями Белоруссии. Выставка расскажет о белорусах – партизанах Брянских лесов и брянцах, сыгравших важную роль в развитии партизанского движения на территории Белоруссии. |
В ТЕЧЕНИЕ ГОДА |
Экспонирование передвижных выставок БГКМ в образовательных учреждениях и музеях г. Брянска и Брянской области:
Экспонирование передвижных планшетных выставок дополняется проведением мероприятий, лекций и экскурсий соответствующей тематики. |
Разработка новых информационных стендов для МК «Стоянка п/о им. А.И. Виноградова «Озеро Круглое». |
Подготовка к изданию сборника архивных документов, воспоминаний, художественных материалов, посвященных истории концлагеря Дулаг-142. Выявление и изучение материалов (архивных документов, фотографий, воспоминаний участников и очевидцев, произведений изобразительного искусства и т. д.), посвященных нацистскому концлагерю Дулаг-142 в Брянске в 1941-1943 гг. |
Мероприятия для молодежи в рамках федеральной программы Пушкинская карта», в том числе:
Цикл мероприятий патриотической направленности, ориентированных на разные возрастные группы посетителей. |

Экспонаты дня:
Подробнее с экспонатами музея можно познакомиться в тематических разделах Госкаталога.
Одна из наиболее ярких фондовых коллекций музея Брянского краеведческого музея – это оружие и предметы вооружения. Она начала формироваться с 1949 года и продолжает пополняться в настоящее время. В коллекции есть образцы холодного, огнестрельного и защитного вооружения, начиная с XI века и до наших дней. На данный момент она насчитывает 526 предметов. В числе наиболее древних экспонатов – предметы вооружения древнерусского воина, датированные XI-XII веками: наконечник копья и кольчуга.
Наконечник копья, найденный возле села Борки Погарского района, датируется первой половиной XI века. Ланцетовидный наконечник копья относится к редкому типу скандинавского происхождения. Возможно, его нахождение связано с присутствием на территории Брянщины в древнерусское время воинов-дружинников, бывших выходцами из Скандинавии.
Наконечник копья (ланцевидный)первой половиной XI века
Кольчуга была найдена в 1966 году в селе Новый Ропск Климовского района. Женщина стирала белье на берегу реки Ирпа и случайно обнаружила ржавый ком с отдельными проступавшими колечками. Такой вид первоначально имела кольчуга. Находка была передана в Брянский краеведческий музей, затем в Государственный исторический музей, где кольчугу восстановили. После реставрации кольчугу вернули в Брянский музей, где она находится в экспозиции по сей день.
Это подлинная древнерусская кольчуга первой половины XII века. До наших дней сохранилась 127 древнерусских кольчуг домонгольского времени, из них только 40 в относительно целом виде, включая кольчугу и в Брянском краеведческом музее, остальные в виде фрагментов.
Вооружение древнерусского война
Фрагмент кольчуги
В коллекцию входит холодное оружие – 119 предметов. Это сабли, шашки, ножи.
Одни из самых интересных предметов – сабля-карабе́ла (польск. Karabela). Она представляет собой хорошо сохранившийся образец клинкового оружия, распространенного в странах Восточной Европы и Азии XVI-XVII вв. Карабелы были на вооружении польских, литовских шляхтичей, русских и украинских казаков и русских дворян. Характерной особенностью карабел является эфес с навершием, по форме напоминающим голову орла. Многие карабелы имеют так называемую елмань – расширение в нижней части клинка, включая и карабелу в экспозиции Брянского краеведческого музея.
Сабля Карабела XVI-XVII вв
В коллекции представлено и наградное оружие. Так, особую ценность представляет шашка в футляре с дарственной надписью. Шашка является превосходным образцом парадного оружия. По массогабаритным характеристикам и внешнему виду она соответствует шашке драгунской образца 1881 года. Лезвие украшено гравированным узором, шашка с ножнами помещена в деревянный, обшитый бархатом футляр с металлической табличкой, на которой выгравирована дарственная надпись. На клинке сабли с одной стороны надпись «Петру Михайловичу Глухову», с другой «Товарищи и сослуживцы/ Л. Гв. арт-ской бригады 1876-1883 г.». На рукоятке «За храбрость».
Шашка была подарена сослуживцами офицеру Давиду Абрамовичу Драгунскому, дважды Герою Советского Союза, уроженцу с. Святск ныне Новозыбковского района Брянской области.
Сабля именная в футляре. На клинке сабли с одной стороны надпись «Петру Михайловичу Глухову», с другой «Товарищи и сослуживцы Л. Гв. арт-ской бригады 1876-1883 г.».
Сабля именная в футляре. На клинке сабли с одной стороны надпись «Петру Михайловичу Глухову», с другой «Товарищи и сослуживцы Л. Гв. арт-ской бригады 1876-1883 г.».
Сабля именная в футляре. На клинке сабли с одной стороны надпись «Петру Михайловичу Глухову», с другой «Товарищи и сослуживцы Л. Гв. арт-ской бригады 1876-1883 г.».
Еще один замечательный образец парадного оружия в экспозиции Брянского краеведческого музея – это шашка именная Александра Александровича Морозова. Уроженец города Бежицы А.А. Морозов был выдающимся конструктором, одним из создателей «оружия Победы» – танка Т-34. Шашка была ему подарена в честь 70-летия главнокомандующим сухопутными войсками СССР И.Г. Павловским.
Оружие по внешнему виду и массогабаритным характеристикам соответствует офицерской шашке образца 1940 года. Ножны, эфес и клинок парадного оружия покрыты гравированным узором. На клинке выгравирована надпись: «генерал-майору – инженеру Морозову А.А. в день семидесятилетия от Главнокомандующего Сухопутными войсками 29 октября».
Сабля именная в ножнах Морозова Александра Александровича, 1974г
В коллекции есть образцы огнестрельного оружия в количестве 113 предметов.
Мушкет XVI-XVII веков представляет собой редкий образец огнестрельного оружия с колесцовым замком. Оружие с колесцовым замком в этот период времени было самым дорогим и сложным, поскольку преобладали ружья с фитильным замком. Коллекция старинного оружия, в составе которой был данный мушкет, была передана Брянскому краеведческому музею в 1955 году Государственным историческим музеем в рамках партнерских отношений.
Мушкет колесцовый 16-нач. 17вв.
Мушкет колесцовый 16-нач. 17вв.
В экспозиции Брянского краеведческого музея представлена коллекция оружия русской армии времен Петра I, которая включает эспонтоны, багинет, алебарду, ручную мортирку, кремневое ружье – фузею.
Петр I создал новую русскую армию. На вооружении солдат были багинет (холодное оружие – предшественник штыка) и кремневое ружье – фузея. Офицеры имели эспонтоны, представляющие собой древковое оружие, использовавшееся как атрибут офицерской власти. Сержанты использовали алебарды. Редким образцом оружия, которое использовалось только в армии Петра I, были ручные мортирки. Данные виды оружия были переданы в Брянский краеведческий музей Государственным историческим музеем в составе коллекции старинного оружия.
Эпоха Петра I
Алебарда конца XVIII в.
Эспонтон конца XVIII в.
Многоствольный пистолет – пеппербокс (в переводе с английского «перечница» или «ящик для перца»). Так назвали в середине XIX века пистолеты с несколькими стволами, каждый из которых заряжался по отдельности. Пеппербокс можно считать предшественником револьвера. Большая часть пеппербоксов была иностранного производства.
В экспозиции Брянского краеведческого музея есть пеппербокс Тульского оружейного завода с 5-ю стволами и рукоятью из желтого металла. Это одно из первых послевоенных поступлений в коллекцию оружия: пистолет был передан Смоленским краеведческим музеем в 1950-х годах.
Многоствольный пистолет - пеппербокс XIХ века
Многоствольный пистолет - пеппербокс XIХ века
Винтовка конструкции немецкого оружейника Иогана Николая Дрейзе 1841 года была первым образцом оружия со скользящим затвором и бумажным патроном. В России винтовки этого образца на вооружении не состояли, и их редко можно увидеть в экспозициях российских музеев.
Винтовка И. Дрейзе, 1841 год
Винтовка Ли-Энфилд Mk III, 1907 года. Была основным оружием английской армии до середины XX века. Во многих странах Азии и Африки она используется по сей день. Во время войны в Афганистане, которую вели советские войны-интернационалисты с отрядами исламской оппозиции, винтовка использовалась моджахедами и была известна у советских бойцов под названием «Бур». В 1992 году сотрудники Брянского краеведческого музея совершили поездку в Ташкент, где находились склады списанного и трофейного оружия времен Афганской войны. Им удалось получить несколько образцов оружия моджахедов, включая винтовку Ли-Энфилд.
Ли-Энфилд Mk III, 1907 года.
Одним из самых известных образцов оружия Красной армии времен Великой Отечественной войны был легендарный пистолет-пулемет ППШ, называемый ласково и уважительно советскими бойцами «Папаша». Это оружие отлично зарекомендовало себя в боях Великой Отечественной войны своей простотой и надежностью и боевой эффективностью. В фондах Брянского краеведческого музея есть подлинный ППШ, который в годы Великой Отечественной войны принадлежал командиру роты отряда имени Д.Е. Кравцова Валериану Федоровичу Мерцу и был передан в музей бывшим партизаном отряда Д.Е. Кравцова Сергеем Гавриловичем Поляковым.
Автомат ППШ № 7581, кал. 7,62, выпуск 1942 г.