«Остромирово Евангелие»: виртуальная выставка одного предмета ко Дню славянской письменности и культуры (6+)
24 мая в России празднуется день славянской письменности и культуры. В этот день мы чтим память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки (кириллицы), которой мы пользуемся по сей день.
Брянский государственный краеведческий музей подготовил виртуальную выставку, которая знакомит с одной из самых древних дошедших до наших дней датированной древнерусской рукописной книгой – Остромирово Евангелие (1883 г.), которое сегодня воспринимается как символ тысячелетнего пути развития русской культуры.
«Остромирово Евангелие», факсимильное издание 1883 года.
Остромирово Евангелие 1056–1057 гг. является самой древней датированной русской рукописной книгой, дошедшей до наших дней.
Название книги происходит от имени заказчика – Остромира – новгородского посадника, близкого родственника великого князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого.
На последнем листе Остромирова Евангелия находится Послесловие, написанное диаконом Григорием, выполнившего основную часть работы по переписыванию текста. В этом Послесловии он сообщает, что переписал это Евангелие по заказу именитого новгородского посадника Остромира, в крещении Иосифа, в правление киевского князя Изяслава Ярославича (1024-1078 гг., сын Ярослава Мудрого). Работа была начата 21 октября 1056 г. и закончена 12 мая 1057 г. (т.о., книга создана за семь месяцев).
Особо подчеркнуто высокое положение заказчика книги Остромира, который являлся представителем одного из самых влиятельных русских родов: его дед – Добрыня – был дядей князю Владимиру Святославичу, крестившему Русь. Остромир – троюродный племянник Владимира, двоюродный дядя Изяслава. В Послесловии диакона Григория упомянуты князья Ярослав и Владимир (отец и брат Изяслава), супруга Остромира Феофана (греческое имя свидетельствует об ее аристократическом происхождении) и их дети с женами (без указания имен).
Новгородский посадник Остромир заказал богослужебное Евангелие «на оутешение мъногамъ душамъ крьстияньскамъ» и пожертвовал его для Софийского собора – главного храма северо-западной Руси, который был возведен в 1045–1050 гг. в Великом Новгороде.
По летописным источникам известно, что Остромир погиб в походе против племени чудь около 1060 г., предводительствуя новгородской дружиной.
Особый интерес представляют даты, указанные диаконом Григорием как время начала и окончания работы по переписыванию Евангелия. 21 октября – день памяти Илариона Великого, митрополита киевского, автора знаменитого «Слова о законе и благодати». А 12 мая были освящены первые христианские храмы на Руси.
Остромирово Евангелие представляет собой толстый том большого формата, написанный на 294 листах. По содержанию и структуре текста Евангелие является кратким апракосом, то есть, относится к богослужебным книгам. В основной части текста книга содержит евангельские ежедневные чтения от Пасхи до Пятидесятницы, а также субботние и воскресные чтения на последующие недели года. Вторая часть включает евангельские чтения по Месяцеслову, начиная с сентября.
На многих листах Евангелия имеются указания для священника на чтение текста нараспев – экфонетические знаки.
Особый интерес представляет иконография миниатюры с изображением евангелиста Иоанна, которая помещена на самом первом листе Остромирова Евангелия. Вверху, за пределами обрамляющей эту миниатюру рамки, изображен лев – символ Иисуса Христа (в пасхальных песнопениях воскресший Христос сравнивается с пробудившимся львом).
Классический устав – шрифт Остромирова Евангелия. Это торжественное каллиграфическое письмо. Буквы в уставе имеют четкий угловатый рисунок. Почти все они вписываются в квадрат, никогда не выступают за пределы строки, идут без наклона. Размер букв устава Остромирова Евангелия – от 5 до 7 мм.
Заставки и буквицы – большие относительно основного шрифта. Начальные буквы, выполненные в растительном стиле, не только украшают рукопись, но и структурируют текст, выделяя в нем главы и евангельские «зачала» – отрывки для чтения во время богослужения.
Чрезвычайный интерес представляет месяцесловная часть Остромирова Евангелия. В ней содержатся памяти святых не только восточной церкви, но и западной. Возможно, Остромирово Евангелие является последним сохранившимся до наших дней литургическим памятником, отразившим единство христианской церкви.
В 1806 году император Александр I передал Остромирово Евангелие на хранение в Императорскую публичную библиотеку, ныне Российскую национальную библиотеку (Санкт-Петербург), где оно хранится до сих пор.
В 1843 г. текст Остромирова Евангелия впервые воспроизвели типографским способом.
В 80-е гг. XIX в. на средства купца Ильи Савинкова было предпринято фотолитографическое издание Остромирова Евангелия, выпущенного двумя тиражами. Это издание сделало памятник широко известным в России: отрывки из Евангелия входили в обязательную программу дореволюционных школ.
В 2011 году Остромирово Евангелие внесено ЮНЕСКО в реестр «Память мира», объединяющий наиболее значимые памятники мирового культурного наследия.