4 ноября Россия отмечает День национального единства. Этот праздник напоминает нам о времени, когда единство и независимость России подверглись самым тяжелым испытаниям в более чем 1000-летней истории нашего государства – времени, получившего выразительное имя Смутного. Завершение этого времени связано с двумя событиями – освобождением столицы Российского государства от иноземных захватчиков в ноябре 1612 года и восстановлением государственной власти на Земском соборе в январе 1613 года, избравшем новую династию российских правителей. О тяжелых испытаниях, которые выпали на долю жителей Брянского края в Смутное время и об их вкладе в возрождение Российского государства рассказывает эта выставка.
Герб Российской Федерации
Герб Брянской области
К началу XVII в. Брянско-Северский край представлял собой пограничную территорию Российского государства, на которой проживало значительное количество служилых людей, несших службу по охране границ. Сюда, на окраинные земли, бежали многие крестьяне и посадские люди из центральных уездов страны. В конце XVI – начале XVII века их количество возросло, что связано с введением при Иване Грозном так называемых «заповедных лет», во время которых запрещался переход крестьян, а затем и «урочных лет», разрешающих помещику искать беглых и добиваться их выдачи в течение пяти лет. Кроме того, в окраинные города на воеводство правительство посылало нежелательных ему лиц. По эти причинам значительная часть населения Северского края в начале XVII века было настроена против центральной власти и лично Бориса Годунова.
Карта России на основе чертежа царевича Федора Борисовича Годунова (1589—1605), составленная в 1613 год голландским картографом Гесселем Герритсом (1581-1632) и отпечатанная в 1614 году в Амстердаме. Карту Федора Годунова можно назвать первой оригинальной русской картой.
Недовольство усилилось после наступления невиданного ранее голода, охватившего всю страну. С 1601 по 1604 гг. один неурожайный год следовал за другим. В одном из сборников слов и поучений, относящегося к последней трети XVI века, содержится запись о голоде 1601—1603 гг., сделанная около 2 мая 1603 г. жителем г. Почепа. «Лета 7110 году [и] 111 [году], - глад бысть по всей земли и по всему царству Московскому при благоверном царе Борисе Федоровиче всея Руси и при святейшем потриярхи Иеве п вымерла треть царства Московского голодною смертью. Да тое же зимы 111 году месяца мая в 2 день закопали у божей дом человек со триста. Прихожии люди мерли голодною смертью, мерли и в Почепе на посаде»…
Царю Борису Годунову пришлось вернуть на время крестьянам право уходить от своих господ в те места, где они могли прокормиться. Некоторая часть таких крестьян и горожан пришла в Северский край. Борис Годунов организовал поиски запасов хлеба по всей стране, чтобы вымолотить и отвезти это зерно в Москву и во всякие другие города. Он приказал также во всех городах открыть царские житницы и ежедневно продавать «тысячи кадей за полцены».
Раздача хлеба в Москве во время голода. Гравюра XIX века.
Описание голода в Московском государстве и страшных знамений, сделанное немецким авантюристом Конрадом Буссовым, жившим в России и бывшим свидетелем событий Смутного времени.
Буссов К. Московская хроника, 1584-1613 .
Вероятно, что посланные правительством люди прибыли и в дворцовую Комарицкую волость, принуждая крестьян к дополнительной сдаче хлеба. В обстановке резкого ухудшения материального положения народа, усилившегося произвола властей в города и села Северской земли стали проникать послания, «прелестные письма» о том, что Борис Годунов — не законный царь а в Польше находится истинный царевич, сын Ивана Грозного Дмитрий, что он должен скоро вернуться в Россию. Когда за рубежом объявился самозванец – бывший монах Григорий Отрепьев, к мнимому сыну Ивана Грозного стали собираться польские авантюристы и люди из России, недовольные правлением Бориса Годунова.
М. С. Решетнев. Лжедмитрий в брянской корчме (Лжедмитрий на литовском рубеже). Картина брянского художника М. Решетнева является живописным воспроизведением эпизода из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов».
В октябре 1604 года войско Лжедмитрия перешло русско-польскую границу и двинулось вдоль правого берега реки Десны в глубь Северской земли. Лжедмитрий долго осаждал Новгород-Северский, куда правительство собрало военные силы из Москвы, Брянска, Трубчевска и других городов. По приказу царя Бориса Годунова в Северском крае был проведен сбор даточных людей, выставлявшихся во время военной опасности от городского и сельского населения. Когда Лжедмитрий был у Новгород-Северского, правительство направило сюда войско. Правда, из-за бегства помещиков по домам оно ослабело, даже не дойдя до сражения с противником. "Стала рать Бориса жидка", - писал современник. Поэтому правительство послало новую армию во главе с Федором Ивановичем Мстиславским. Объединенное войско подошло к Новгород-Северскому. Здесь произошло сражение, в котором московская рать была разбита.
Лжедмитрий I. Неизвестный автор, начало VVII века. Экспозиция Государственного исторического музея.
Уже около трех столетий звучит на Руси разудалая плясовая «Камаринская». Она принадлежит к числу наиболее ярких, характерных и известнейших русских народных плясовых песен — наряду с «Барыней», «Семеновной», «Калинкой», «Подгорной». Начинается песня словами:
Ах, ты, сукин сын, камаринский мужик!
Ты куда это вдоль улицы бежишь?
(Вариант:Ты куда это от барина бежишь?)
Русская пляска- Камаринский мужик. Лубок XVIII века.
Название плясовой произошло от названия волости, в которой она зародилась, — Комарицкая. Волость располагалась на землях по реке Неруссе и её притокам в юго-восточной части современной Брянской области и была богата хлебом, льном, лесом и медом. Волость была дворцовой, то есть принадлежала непосредственно царю – Борису Годунову, а затем царям из династии Романовых. Поскольку волость находилась на границе, ее жители несли особые повинности - поставляли хлеб для государевых служилых людей, а в случае военной опасности среди крестьян волости набирались даточные люди. Коренное население Комарицкой волости — вольнолюбивое и предприимчивое, привыкшее к необходимости постоянно отражать нападения степных хищников – татар, пополнялось бродягами и пришлыми людьми со всей России (отсюдаодна из версий происхождения ее названия –«каморниками» называли бродяг, не имевших собственных домов и живших в «каморах» - хозяйственных помещениях).
В начале января 1605 г. самозванец занял Севск и вступил в пределы Комарицкой волости, население которой восстало против Бориса Годунова и признало его «царевичем Дмитрием». Как считают некоторые историки и исследователи музыкального фольклора, именно эти события нашли отражение в словах плясовой, ведь комаричане («камаринские мужики») бежали от своего барина – Бориса Годунова к самозванцу. Многие из них пополнили войско Лжедмитрия вместе с жителями Путивля, Чернигова и других северских сел и городов.
Князь Мстиславский, потерпев поражение под Новгород-Северском, между тем собирал новые силы: в армию Мстиславского была отправлена вся столичная знать во главе с князем Василием Шуйским, будущим царем. 20 января Мстиславский разбил свой лагерь в селе Добрыничи (сейчас село Добрунь Суземского района Брянской области) недалеко от Чемлыжского острожка в Комарицкой волости, где находилась ставка Лжедмитрия.
Шапка иерихонская (парадный шлем) князя Федора Ивановича Мстиславского, вместе с Василием Шуйским командовавшего московским войском в битве при Добрыничах.
Рано утром 21 января 1605 г. обе армии выступили друг против друга. Битва началась стремительной атакойпольской конницы на правое крыло царского войска. Сам Лжедмитрий с обнаженным мечом участвовал в ней. Передовой полк русского войска, возглавляемый троюродным племянником царя Иваном Ивановичем Годуновым, был смят натиском конницы врага, полк правой руки, предводительствуемый Шуйским, отступил. Преследуя отступавших, конница подошла к холму, на котором былосело и за укреплением из саней размещалась основная часть московской пехоты. Увидев противника, они дали мощный залп из 10 или 12 тысяч пищалей и пушек, окутав наступавших сплошным дымом.Впервые в истории русские войска применили линейную тактику.
Сабля-карабела. Экспозиция Брянского краеведческого музея. Карабелы были основным оружием польской и русской конницы в битве при Добрыничах.
Мушкет (пищаль) с колесцовым замком. Экспозиция Брянского краеведческого музея.
Пехота в начале XVII века вооружалась тяжелыми ружьями, называвшимися на Руси пищалями, а в Европе – мушкетами, скорострельность и дальность стрельбы которых были очень низкими. Эффективность огня достигалась применением линейной тактики, при которой воины с мушкетами выстраиваются в два ряда. Воины первого ряда, сделав залп, опускались на колено и приступали к перезарядке оружия, а воины второго ряда открывали огонь. Впервые в русской военной истории эта тактика была использована в битве при Добрыничах.
Позже поляки говорили, что от выстрелов, к их удивлению, из седел выпало мало всадников. Однако психологический эффект был потрясающим. Дым понесло на запорожцев, занимавших позиции в центре войска самозванца. Польская шляхта всегда не доверяла казакам. Среди поляков разнесся вопль: "Запорожцы убегают!". Тем временем наемники и русская конница начали стремительную атаку. И поляки, и запорожцы обратились в бегство. Последние резервы самозванца, шедшие на помощь передовым отрядам, поняв, что поляки бегут, присоединились к ним.
В экспозиции краеведческого музея города Севска находится картина брянского художника Михаила Решетнева, на которой изображен решающий момент битвы при Добрыничах. Эта картина является одним из лучших произведений российской батальной живописи. Она столь велика, что детально показать ее можно лишь по частям:
Левая часть картины М. С. Решетнева. Стрельцы, выстроившись в линию перед селом, дают залп, расстроив ряды польских гусар, которые оглядываются на запорожцев. Русская конница переходит в контратаку.
Правая часть картины М. С. Решетнева. На ней изображен Лжедмитрий с поднятым мечом, пытающийся остановить отступление своего войска, переходящее в бегство. Рядом с ним трубач подает сигнал коннице запорожцев.
Русская конница преследовала, отступавших шесть или семь верст. В "Летописной книге" князя Шаховского так писалось об этом: "А московские люди полем боя овладевают и острием меча преследуют: одних убивают, других ранят, третьих повергают на землю". Несколько лет назад во время раскопок на Добруньском поле местными краеведами на большом пространстве было найдено много пластинок с доспехов, что тоже свидетельствует о длительном преследовании войска самозванца.Наголову разбитый под Добрыничами, самозванец скрылся в Чемлыже, а затем тайно покинул лагерь и ускакал в Рыльск.
Русское войско после победы остановилось в Радогощском остроге и начало творить жестокую расправу над населением Комарицкой волости. Немецкий авантюрист Конрад Буссов в своей хронике событий Смутного времени позже писал, что царские дворяне, заняв Комарицкую волость, "стали чинить над бедными крестьянами, присягнувшими Дмитрию, ужасную беспощадную расправу: повесили на деревьях за одну ногу несколько тысяч крестьян с женами и детьми и стреляли в них из луков и пищалей, так что на это было прискорбно и жалостно смотреть".
Описание расправы над жителями Комарицкой волости, произведеной царскими войсками после победы под Добрыничами.
«Иное сказание». Произведение неизвестного автора, описывающее события Смутного времени. 20-е гг. XVII века.
Память об этом страшном терроре сохранилась в народе до сих пор. В Комаричском районе Брянщины сохранилось предание, что по всей дороге от Радогощи до Севска были повешены поддержавшие самозванца местные жители. Возможно, что расправой занимались отряды служилых татар, входивших в войско Мстиславского.
Из Рыльска самозванец сбежал в Путивль, где сумел снова собрать своих сторонников. Оттуда через Орел и Тулу он двинулся к Москве, в которую торжественно вступил 20 июня 1605 года. Менее чем через год Лжедмитрий был убит восставшими в Москве.
Мемориал на месте битвы при Добрыничах в селе Добрунь Суземского района.
После восстания в Москве и убийства самозванца царем России стал Василий Шуйский. Но это не прекратило смуту. На землях мятежного Северского края началось новое грозное восстание, которое возглавил объявивший себя воеводой будто бы чудесно спасшегося Димитрия И. И. Болотников. Поход свой Болотников начал из Путивля и дальше двигался через Комарицкую волость, которая являлась одним из главнейших центров восстания. Не доходя до Севска, Болотников остановился на юге Комарицкой волости в селе Воскресеновке , где было главное местопребывание его войск. Когда Болотников вошел в пределы Комарицкой волости, все население волости и Севской крепости стало на его сторону – комаричане не могли простить Шуйскому жестокую расправу после Добрыничской битвы. Население свыше семидесяти городов с селениями, прилегающими к ним, приняло участие в этой крестьянской войне.
Москвичев А. В. Войско И. И. Болотникова в Комарицкой волости. Картина в экспозиции Брянского краеведческого музея.
Войско Болотникова подошло к Москве, однако после ряда неудач отошло к Калуге, а затем к Туле. Повстанцы повсюду распространяли слух, что вскоре в Россию вернется «законный царь» - Димитрий, который сумел тайно бежать из Москвы, а вместо него был убит похожий человек.
В мае 1607 года в Стародубе был схвачен человек, называвший себя родственником Димитрия Андреем Нагим и распространявший слухи о том, что родственник его «царь Дмитрий» жив и скоро явится. Вскоре стародубцы и делегация из Путивля потребовали у него ответа, где же скрывается Дмитрий. Лженагой не стал этого говорить, но когда горожане пригрозили ему пытками, самозванец обрушился на путивлян и стародубцев площадной бранью, обвиняя их в близорукости и нежелании распознать истинного Государя. Его сообщники подтвердили, что стародубский «вор» действительно «царь Дмитрий Иванович».
Лжедмитрий II. Портретная фантазия художника XIX века.
12 июня 1607 года Стародуб присягнул на верность Лжедмитрию. Власть самозванца признали также Новгород-Северский, Почеп, Чернигов, Путивль, Севск и другие Северские города. Также признали стародубского «вора» жители нескольких рязанских пригородов, Тулы, Калуги и Астрахани. В Стародубе начала формироваться боярская дума, а также собираться повстанческая армия, в которую стекались как польские мятежники, восставшие против короля Сигизмунда III, так и южнорусские дворяне,татары, казаки и остатки разбитого войска Болотникова.
В сентябре 1607 года войско Лжедмитрия II выступило из Стародуба в поход на Тулу, где продолжали упорно обороняться Болотников с остатками своей повстанческой армии. Города Почеп и Брянск признали нового самозванца, а население Брянска почти полностью покинуло город, уйдя с войском Лжедмитрия.Однако падение Тулы спутало карты самозванца, и он отступил к Карачеву. 9 ноября 1607 года армия Лжедмитрия II осадила Брянск, который был занят царскими войсками и снова признал власть Василия Шуйского. 15 ноября произошёл бой с царскими войсками, но взять упорно оборонявшийся город повстанцам не удалось. Обеспокоенный положением дел на Северщине, Василий Шуйский послал на помощь Брянску войска под командованием князей Василия Федоровича Литвинова-Мосальского и Ивана Семеновича Куракина. 15 декабря 1607 года Литвинов-Мосальский при поддержке гарнизона города ударил по лагерю самозванца и прорвался в Брянск на помощь осаждённым. История сохранила слова, с которыми воины князя Литвинова-Мосальского шли в бой, переправляясь под огнем врага чрез Десну, воды которой, несмотря на зимнее время, не покрылись льдом: «Лучше умереть, нежели выдать своих: с нами Бог!». День, когда московское войско спасло упорно оборонявшийся гарнизон Брянской крепости, по словам Н. М. Карамзина, «остался памятным в нашей истории» - он показал, что победа над врагом и прекращение смуты возможны только при наличии чувства братской солидарности и готовности придти на помощь согражданам.
Златогорский В. М. Освобождение Брянска воеводой Мосальским в 1607 году.
Описание осады Брянска войсками Лжедмитрия II и спасения города
Н. М. Карамзин. История Государства Российского. Том XII. Глава 2.
После того, как гарнизон Брянской крепости получил помощь, войско Лжедмитрия II сняло осаду и ушло в Орел. Отважный князь Василий Федорович Литвинов-Мосальский В1612 году участвовал в составе Второго ополчения в освобождении земель к северу от Москвы от польско-литовских интервентов и разбойничьих казачьих шаек. Собрал и вооружил муромскую рать, которая присоединилась к войску Дмитрия Пожарского. Василий Фёдорович Литвинов-Мосальский погиб в 1612 году при штурме укреплений Китай-города.
Подробный рассказ о событиях 1606-1607 годов на территории Брянского края вы можете прочитать ЗДЕСЬ:https://www.kray32.ru/bryansk_history002_5.html
Бердыш (оружие русских стрельцов в XVI-XVII веке). Экспозиция Брянского краеведческого музея.
Самый тяжелый период Смуты, продолжавшийся с 1609 по 1613 год, связан с вторжением в Россию войск иноземных интервентов – армии польского короля Сигизмунда III, а затем отрядов шведских наемников. Интервенты и их союзники разоряли русские земли, и без того опустошенные отрядами обоих самозванцев. Земли Брянского и Стародубского уездов претерпели жестокое разорение от «черкасов» (так в то время называли запорожских казаков), бывших союзниками польского короля. В марте 1610 года крупный отряд запорожцев осадил Стародуб. Деревянная крепость города была сожжена, все его жители погибли или попали в плен. Затем запорожцы двинулись к Почепу, который также был сожжен. В огне погибли 4000 почепчан.
Польская шляхта в русской деревне.
Летом 1610 года Василий Шуйский был низложен. Захватившая власть группировка бояр («Семибоярщина») заключила с королем Сигизмундом договор о приглашении на русский престол его сына – королевича Владислава. После этого польские войска заняли Москву. Многим казалось, что русское государство погибло окончательно.
В этих тяжелых условиях зародилось движение за возрождение российской государственности. Среди его участников был и брянский воевода Baсилий Шepeмeтeв, который в 1611 г. встyпил в пepeпискy с Дмитpиeм Tpyбeцким - oдним из воевод Лжeдмитpия II, ставших инициаторами создания первого ополчения для борьбы с польско-литовскими интервентами.
Дмитрий Тимофеевич Трубецкой. Гравюра XVII века.
Князь, боярин Д. Т. Трубецкой был потомком Дмитрия Ольгердовича – князя брянского, стародубского и трубчевского. В дни Смуты вместе с П. Ляпуновым и И. Заруцким возглавлял первое ополчение. После подхода к Москве сил второго ополчения вступил в союз с его вождями – К. Мининым и Д. Пожарским. Отряды Трубецкого приняли участие в штурме Китай-города. После освобождения Москвы вместе с Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым оставался во главе Земского правительства до избрания царя Михаила Фёдоровича.За свою деятельность Дмитрий Тимофеевич получил титул «Спасителя отечества» и был одним из претендентов на царский престол на земском соборе 1613 года.
В том же 1611 году силы первого ополчения осадили польский гарнизон в Москве, однако раздоры между казаками и дворянами привели к его фактическому распаду. Только в ноябре 1612 года была одержана окончательная победа над интервентами, удерживавшими московскиеКремль и Китай-город. Решающую роль в ее достижении сыграло Второе ополчение (1612года),которое возглавил нижегородский купец Кузьма Минин, пригласивший для предводительства военными операциями князя Пожарского.
Э. Лисснер. Изгнание поляков из Кремля.
По взятии Москвы, грамотой от 15 ноября соправители русского государства Пожарский и Трубецкой созвали представителей от городов, по 7 человек, для выбора царя. В январе 1613 г. съехались выборные от всех сословий, включая крестьян. По мнению историка В. О. Ключевского, Земский собор 1613 года был первым всесословным собором: на нём были представители даже чёрных волостей, чего не бывало прежде.После продолжительного обсуждения различных кандидатур из числа претендентов на русский престол состоялись выборы, по результатам которых был избран Михаил Федорович Романов.
А. Д. Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880г.
Часть текста утвержденной грамоты об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова с подписями брянских участников Земского собора:
Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова / Москва :Имп. О-во истории и древностей рос.приМоск. ун-те, 1906.
Полный текст грамоты об избрании Михаила Федоровича вы можете увидеть https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokurov/utverzhdennaja-gramota-ob-izbranii-na-moskovskoe-gosudarstvo-mihaila-fedorovicha-romanova/
Рукописная книга. Хронограф. Вторая половина XVII века. Из коллекции рукописных книг Брянского краеведческого музея. Хронограф содержит краткое описание событий мировой и отечественной истории – на фото страницы с описанием событий конца 1612 и начала 1613 года, положивших конец Смуте.
Восстановление российской государственности на Земском соборе 1613 года стало началом возрождения разоренной многолетней смутой страны. Особенно пострадал Северский край, ставший ареной нескольких войн – с двумя самозванцами, а затем с польско-литовскими интервентами. Разбойничьи шайки поляков и запорожцев терзали земли края вплоть до заключения в 1618 году Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Одним из самых активных был отряд под командованием Александра Лисовского — польского шляхтича, в прошлом сподвижника Лжедмитрия II. От фамилии Лисовского его люди получили прозвище «лисовчиков». Зимой 1614 г. Лисовский воевал возле Брянска. Против него был послан мценский воевода Юрий Шаховской. Когда этот воевода пришёл в Карачев, Лисовский взял его в плен и занял город. Летом 1615 года, на борьбу с Лисовским был направлен князь Пожарский. «Лисовчики» сожгли Карачев и отступили к Орлу. Там Пожарский нагнал их, дал сражение, разбил, а потом преследовал отступавших, пока не слег от приступа тяжелой болезни. В 1616 г. Лисовский снова оказался на брянско-северской территории. Военные действия он вел в районе Карачева, Комарицкой волости и других местах. Умер Лисовский осенью 1616 года от внезапного сердечного приступа. «И как будет от Стародуба двадцать верст и Лисовскому учинилась смерть вскоре, спал с коня и издох» — радостно сообщала населению царская грамота. Лисовщики ушли под Смоленск.
Лисовчики. Раскрашенная гравюра 1880 года.
При заключении Деулинского перемирия разгорелись споры из-за Брянска. Россия была вынуждена уступить Польше ряд городов - Смоленск, Дорогобуж, Рославль, Чернигов, Стародуб, Попову (ныне Красную) гору, Новгород-Северский, Почеп, Трубчевск – но Брянск отстояла. Поляки не хотели подписывать договор, так как русские «искони вечный лучший северский город Брянск» оставили за собой, а за него отдавали Попову гору, а они (поляки) «такого города—Поповой горы не знают и не слыхали». Русский посол Протасьев, возражая им, утверждал, что за Брянск уступлено три города: Серпейск, Красный и Попова гора, да еще волость Велижская. Поляки не соглашались на это, грозили войной, если не получат Брянск. После долгих препирательств договор был подписан.
На территории края было разорено множество крестьянских и помещичьи хозяйств. Наиболее пострадавшей частью населения были крестьяне, терпевшие грабежи от польско-литовских войск и татар, наказания от московского правительства. Обезлюдели многие села деревни Комарицкой волости. Плодородные ранее земли превратились в «дикое поле». Число крестьянских дворов, принадлежащих Свенскому монастырю, уменьшилось по сравнению с концом XVI в полтора раза. Переписчики населения монастырских вотчин о некоторых населенных пунктах писали так: «Пустошь, что была деревня..., а запустела та деревня с разорения литовскими людьми».
В этих условиях правительство Михаила Федоровича решило привлечь к восстановлению хозяйственной и духовной жизни церковь. С воцарением Михаила Федоровича Брянск, Карачев, Севск с Комарицкой волостью входят в церковную территорию, непосредственно управляющуюся патриархом Филаретом, отцом молодого царя. Возрождение жизни в крае начиналось с восстановления разоренных монастырей, которые занимались хозяйственной деятельностью и в то же время были местами поклонения древним святыням православия, укрепляя веру в незыблемость духовных основ русского общества. Так по благословению патриарха Филарета и с разрешения царя была возобновлена старинная обитель на берегу Площанского озера, неподалеку от Севска. Иеромонах Киево-Печерской лавры Прокопий, который стал настоятелем монастыря, получившего название Площанская пустынь, получил в дар от Филарета чудотворную Казанскую икону Божией Матери, до наших дней являющуюся главной святыней этой обители, а от Михаила Федоровича - древнюю икону Всемилостивого Спаса.
Патриарх Филарет (Романов). Неизвестный художник, XVIII век. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль».
Царь Михаил Федорович в молодые годы. Неизвестный художник, XVIII век.
Существенную роль в жизни горожан играла торговля. В основном брянцы торговали продуктами сельского хозяйства и лесных промыслов. В их числе были пенька, конопляное масло, мед, воск, деготь, деревянная посуда. Также скупались для перепродажи пушнина, кожи, рыба, соль и другие товары. После заключения перемирия с Польшей из Украины к Брянску снова потянулись обозы с товарами. Брянский воевода И.Хилков в 1635 году просил разрешения царя на постройку в городе нового гостиного двора: «А по твоему государеву указу, велено литовским людям, которые учнут литовский торговые люди из литовских городов во Брянеск приезжать для торговли со всякими товары, опричь заповедных товаров, ставится и торговать во Брянске на гостине дворе. И из литовских, государь, городов многие литовские торговые люди со всякими товары во Брянеск приезжают, а ставитца, государь, тем литовским торговым людям с товары на гостине дворе и торговать негде, потому которые, государь, были а гостине дворе избы и онбары, и те избы и онбары полнили и заводились, и городьба кругом гостина двора вся обвалилась, и торговать немочно. А без твоево государева указу мы, холопи твои, гостина двора строить не смеем. И о том нам, холопам твоим, как ты, государь, укажешь" (Сборник "Воссоединение Украины с Россией", т. 1, стр. 154.).В связи с этим, царь распорядился построить в Брянске новый гостиный двор, А к распоряжению приложил письмо, в котором потребовал создать условия для привлечения иностранных купцов:
Грамота из Посольского приказа вяземскому воеводе П. Пронскому и воеводам других порубежных городов о разрешении украинским купцам торговать на посаде г. Вязьмы и о запрещении взимать с них торговые сборы сверх установленных пошлин.
\1635 г. мая 20.
Строительство нового гостиного двора было свидетельством возрождения торговых связей Брянского края. Еще одним свидетельством стала многоязычная Свенская ярмарка, впервые упоминающаяся в 1623 году. К середине XVII века она стала одной из самых больших в России.
Свенская ярмарка в 1632 году. О. Долгая. Брянск, 2006.
Заключение: Смутное время стало одним из самых серьезных испытаний для российского общества. Возрождение России после смуты началось с восстановления монархии с династией Романовых во главе. За последующие 300 лет Российское государство стало одним из самых могущественных в мире.