Ярмарки и базары Брянщины.
Базар в Севске.
Худ. Москвичева Е.В.
В VI томе Военно-статистического обозрения Российской империи, изданном в 1853 году при 1-м Отделении Департамента Генерального штаба, найдём некоторые сведения о ярмарках и базарах, действовавших в Брянске, Карачеве, Севске и Трубчевске, а также в местечке Почеп в середине XIX века. Этими ценными данными мы обязаны капитану Генерального штаба Кузьмину.
Первое место в торговых делах, конечно, занимал Брянск. За ним по значению, в порядке убывания, разместились Трубчевск, Карачев и Севск. Эти города – пункты на «перевозном тракте», по которому ежегодно из Курской в Смоленскую губернии «тянулось» огромное количество хлеба.
Удивило капитана-генштабиста то, что население западной части Орловщины «не умело, или не могло, устроить среди себя складов хлеба; даже Трубчевск не может этим похвалиться», а потому такой склад устроили уже вне Орловской губернии – в местечке Почеп. Именно сюда за хлебом, да и по другим делам, приезжали десятки тысяч людей из Орловской, Черниговской, Смоленской и даже Витебской губерний. Местные же помещики могли иметь огромные запасы хлеба, но предпочитали сбывать его в Орел и Мценск.
Увы, по этим причинам деятельность городов западной полосы Орловской губернии «в хлебной торговле представляется более ограниченною, против средней и восточной полосы», – констатировал капитан Кузьмин.
Зато брянское купечество «вело значительную торговлю лесными изделиями, сплавляя их по Десне и Днепру к городам Полтавской, Екатеринославской и Херсонской губерний».
Хорошо шли дела и у торговцев конопляными изделиями. Ярмарка при Свенском монастыре, проводившаяся 1 октября, являлась центром этой торговли – тут устанавливались цены на конопляные семя и масло, а также на пеньку. При этом капитан-статистик отметил, что «и в этой торговле первенство принадлежит одному торговому дому в местечке Почеп. В самой же западной полосе Орловской губернии оптовых торговцев конопляными изделиями мало, но множество мелких скупщиков (кулаков)».
В самом Брянске «в 10 пятницу по Пасхе» проводилась незначительная ярмарка, а базары устраивались еженедельно – по воскресеньям и пятницам.
В Брянском уезде бывали две ярмарки: одна при Свенском монастыре, на которую привозили товаров на сумму до 70 000 рублей серебром, а другая проводилась в начале июня в селе Пятницком, и имела большое значение для сельского населения северной, отдалённой от центра части уезда.
Карачев мог похвастаться ярмаркой, устраивавшейся 16 июля, в день святого Тихона Амафунского, и еженедельными пятничными базарами. А вот в Карачевском уезде проводилось целых пять ярмарок: в селе Ружном – 2 мая, при Офине монастыре – 9 мая, в селе Лесках – 29 июня, в селе Покрове – 23 апреля и 1 октября. По воскресеньям шумели базары в сёлах Шаблыкине и Хотынце. По данным Кузьмина, на все эти «сельские торги» привозилось товаров «на сумму 30 000 рублей серебром».
В городе Севске устраивались две ярмарки (на 10 неделе по Пасхе и 28 октября) и еженедельные пятничные базары.
В Севском уезде свои ярмарки проводились: 8 июля – при Богородицкой Площанской пустыни, 20 июля и 1 октября – в селе Селечне; 6 августа – при Спасском монастыре; в день Вознесения Господня – в Брасово; 15 августа – в селе Гадоще, 9 мая – в селе Доброводье. «Кроме того, - отмечает капитан, - в селениях Радогоще и Брасове бывают еженедельные базары, в первом по воскресеньям, во втором по понедельникам».
В городе Трубчевске ярмарки проводились в Новый год и в Троицын день. Базары бывали еженедельно, по пятницам. В уезде, в селе Небрячине ярмарки устраивали на 9 мая и 6 декабря, а в Жирятино проходили еженедельные пятничные базары.
Из истории символа Мира
Голуби с древних времен считались символом мира, гармонии и умиротворения. «Голубь — птица мира» — изречение знакомое каждому, но почему и кто так назвал голубей?
С древних времен голубь служил символом мира. В Ветхом завете описано, как Ной выпустил именно эту птицу из ковчега, чтобы убедиться в окончании Великого потопа. Когда воды стали утихать, праведник трижды открывал окно голубю. В первый раз птица вернулась, так как не увидела суши. Во второй раз она улетела и возвратилась с масличным листом в клюве, так люди поняли, что где-то появились островки земли. А в третий раз голубь совсем не вернулся в ковчег, ведь суши стало достаточно для жизни. С тех самых пор птица стала знаком примирения Бога и человека.
Признание этот символ получил после завершения Второй мировой войны. Создателем эмблемы стал Пабло Пикассо.
Он разработал ее для Всемирного конгресса сторонников мира, который организовали в 1949 году в Праге и Париже. В 1949 году в мастерскую художника зашел Луи Арагон. Он искал рисунок для афиши Конгресса движения за мир. Его выбор пал на одну из гравюр Пикассо с изображением голубя. Это был не абстрактный голубь, а «портрет» совершенно конкретной птицы, которую Пикассо подарил Матисс.
Художник изобразил голубя натуралистично и без веточки в клюве. Изначально птица не летала, а стояла на земле. Этот голубь и стал первым знаменитым «Голубем мира».
Франсуаза Жило, возлюбленная Пикассо, вспоминала: «Просматривая папку с последними литографиями, Аргон увидел эту…ему пришла мысль сделать этот рисунок символом конгресса. Пабло согласился, и к концу дня плакат с «голубкой» уже начал появляться на парижских стенах. В бесчисленных оттисках, вначале с оригинального камня, потом с копий, этот плакат обошел земной шар в защиту мира»
За день до открытия конгресса у Жило и Пикассо родилась дочь Палома, что на испанском означает «голубка».
Впоследствии Пикасссо нарисовал несколько новых голубей специально для последующих Конгрессов движения за мир. Он изображал птицу над грудой оружия и в полете над радугой с веточкой в клюве.
Мотив развивался и менялся – и в конечном счете превратился в лаконичную эмблему.
Голубка стала знаком мира во всем мире. Это изображение стали узнавать и использовать во всем мире, в частности символ мира печатали на почтовых марках коммунистические страны. Голубь мира прижился и в СССР, именно этот образ стал одним из символов Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в Москве в 1957 году.
6 октября 2012 года при посещении ГБУДО Брянский областной губернаторский Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагаринакосмонавт Алексей Архипович Леонов нарисовал мелом на доске знаменитого «Голубя мира» Пикассо буквально за одну минуту.
Несколько интересных фактов:
- На самом деле во всём птичьем мире сложно найти другую птицу, подходящую на эту роль. Голуби очень привязаны к своему гнезду. Если их разлучить, они могут на протяжении нескольких суток голодать.
- Наши предки заметили уникальное свойство голубей возвращаться в своё гнездо. Поэтому путешественники привязывали к лапке голубя, взятого с собой в дорогу, письмо, и выпускали его на волю. Если в пути с птицей ничего не случалось, то она обязательно доставляла письмо по адресу.
- Почтовая голубиная связь использовалась в основном в торговле и для передачи известий о ходе спортивных олимпийских игр. Широкое применение почтовые голуби получали в период войн.
- Во время Великой Отечественной войны созданные "передвижные почтово-голубиные станции" принесли большую пользу войскам. Такая надёжность позволяла доставлять в штабы важнейшие письма, вплоть до секретных документов.
- Если говорить о любви, то голуби очень похожи на людей - голубиная пара верна друг другу, они ухаживают друг за другом и заботятся. Нежность, симпатия важные качества, присущие голубиной семье.
- Сегодня многие молодожены выпускают в небо пару белых голубей во время свадьбы. У многих славянских народов существует поверье, что человеку, выпустившему в небо птицу, сопутствует удача и счастье в жизни, а голубь, как символ мира, любви, преданности - как нельзя лучше подходит для этого.
Петров-крест – растение, которому не нужен свет.
Мы привыкли, что каждое растение нуждается в солнечном свете. Энергия лучей нашего светила используется для фотосинтеза. Растения поглощают воду из почвы и углекислый газ из атмосферного воздуха, затем создают из них с помощью энергии света органическое вещество - глюкозу. Этот процесс называется фотосинтезом. Благодаря ему животные и человек могут жить на этой планете и дышать кислородом.
Но в Брянских лесах обитает загадочное и скрытное растение, которому вообще не нужен солнечный свет. Оно живёт в почве и прекрасно себя чувствует. В народе его называют «петров крест», «чешуйник» или «потаённица». Это растение-паразит, лишенное способности к фотосинтезу. Оно приспособилось поглощать питательные вещества у своих братьев-растений. Своими тонкими корнями петров-крест присасывается к корням деревьев и кустарников и забирает у них органические вещества. Возможно, мы бы и не узнали о существовании подземного паразита, но он вынужден появляться на поверхности для размножения.
Эти необычные растения появляются в лесу в середине апреля и лишены зелёного хлорофилла. Окрашены они в цвета от розоватого до пурпурного, в зависимости от вида. Цветки собраны в кисть и содержат нектар для привлечения насекомых к процессу опыления.
Основная часть растения находится под землёй и образована корневищем. У него есть интересная особенность. Боковые побеги отходят под прямым углом, в результате чего образуется крест. Отсюда и одно из названий растения.
Петров-крест – лекарственное растение. Его применяют в народной медицине для лечения различных заболеваний, в том числе рака и бесплодия. Но применять его самостоятельно, без консультации с врачом, не стоит: растение ядовито и может вызвать отравление!
Ложки.
Знаете ли вы, что на Руси существовали строгие правила пользования ложками?
Их подавали только на большом блюде: раскладывать по столу считалось грубым нарушением этикета. Количество ложек точно соответствовало числу сидящих за столом. Ни в коем случае не допускалось, чтобы осталась лишняя: люди верили, что тогда нечистая сила усядется с ними за один стол.
Зачерпнув еды из общей миски и отправив ее в рот, ложку облизывали с обеих сторон и клали на стол. Снова брались за нее лишь до конца прожевав и проглотив пищу. Тот, кто не выпускал во время еды ложки из рук или быстро подносил ее ко рту, считался жадным. Если кто-то из членов семьи громко разговаривал или смеялся во время трапезы, то хозяин или хозяйка наказывали его, стукнув по лбу ложкой.
Её нельзя было класть на стол углублением вверх: считалось, что рогатый плюнет в неё или подложит вредную пищу.
Вот так-то. Вроде бы простой предмет – ложка, а сколько существовало поверий, примет и суеверий вокруг неё.
Землянка.
Партизаны отряда А.И. Виноградова возле входа в землянку
Одной из наиболее значимых страниц истории Брянщины является героическая борьба партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны. Этому беспримерному подвигу наших земляков посвящены музейные экспозиции и мемориальные комплексы, в честь брянских партизан названы улицы и центральная площадь Брянска. В свою очередь, символом партизанского движения является землянка. Что же это такое и как её строят?
Землянка – простейшее, но в тоже время надёжное в наших климатических условиях, временное жилище, заглублённое в землю. Такое укрытие можно быстро соорудить, не обладая специальными навыками и сложным инструментом. Во время Великой Отечественной войны землянки повсеместно использовались армейскими частями и партизанскими отрядами, в них располагали полевые госпитали и штабы. В послевоенное время в землянках долгое время жило мирное население, ведь жильё было уничтожено в ходе боевых действий.
Простейшую землянку можно построить в течение светового дня силами нескольких человек, умеющих обращаться с лопатой, пилой и топором. Заглубление в землю обычно выполняется на 1-2 метра, в зависимости от залегания грунтовых вод. Затем устанавливаются опорные столбы и укладываются стропила. На стропила укладывают жерди или другой материал, сверху засыпают землей. Внутри сколачиваются скамьи и нары, стол, делаются окно и дверь, устанавливается, либо выкладывается печь. Нары выстилаются еловым лапником, щели заделываются мхом, сверху делается маскировка ветвями. Вход в партизанскую землянку делается под косым углом, чтобы избежать гибели бойцов от автоматной очереди, если враг подберётся близко к землянке.
В настоящее время восстановленные партизанские землянки можно увидеть на мемориальных комплексах «Партизанская Поляна» и «Базовая стоянка партизанского отряда А.И. Виноградова «Озеро Круглое».
Востановленная землянка на стоянке Виноградова
Гайтан
В коллекциях нашего музея хранятся красочные вещицы с необычным названием «гайтан».
Так на Руси называли женское украшение в виде длинной полосы-ленты из разноцветной бисерной сетки, два конца которой соединялись медальоном, иконкой, крестом или крупными бусинами. Такое украшение надевалось на шею и спускалось по груди иногда до талии.
Существовали гайтаны, которые, наоборот, спускались с шеи на спину. Они представляли собой узкую длинную петлю из красной или черной тесьмы, украшенной бисером, к которой прикреплялся крестик или образок, спускавшийся на грудь, а полосы тесьмы, спускавшиеся по спине, украшались бисером, блестками и кисточками разноцветного гаруса (набивной ткани с мелким печатным узором с обеих сторон).
По большим праздникам женщины надевали сразу несколько таких нагрудных и наспинных украшений.
Гайтанами также называли тесёмки для обшивки ворота рубах, лямок сарафана, передников и подолов юбок, а в северных губерниях Российской империи – шнурки для завязывания башмаков.
Гайтан из разноцветного бисера.
Принадлежал Чениковой Анне Михайловне из села Овстуг Брянского уезда.
Конец XIX - начало XX вв.
Гайтан.
Орловская губерния, Севский уезд, деревня Логаревка.
1904 г.
Монтаж по-партизански
Монтаж интерьера партизанской землянки в музее мемориального комплекса "Хацунь".
Комментарий от куратора
МОНТАЖ ПО-ПАРТИЗАНСКИ
В преддверии нового 2022 года в музее мемориального комплекса «Хацунь» готовится к открытию новая выставка, частью которой станет интерьер партизанской землянки..
МК "ХАЦУНЬ"
Монтаж интерьера партизанской землянки