Среди памятных дат, связанных с событиями Великой Отечественной войны, особое место занимают дни, связанные с хроникой героической обороны Ленинграда. Сравнительно недавно вся Россия и другие государства – бывшие советские республики отмечали 75-летие окончательного прорыва 900- дневной блокады города на Неве. В этом месяце мы отмечаем 80-летие со дня открытия «Дороги жизни», благодаря которой Ленинград выстоял.
Первоначально же дорога, ставшая на несколько месяцев главной транспортной артерией осажденного города, носила прозаическое название ВАД – 101 (Военно-автомобильная дорога № 101). Это название за дорогой, значительная часть которой была проложена по льду Ладожского озера, было утверждено 26 ноября 1941 года приказом по тылу Ленинградского фронта. Фактически в это время дорога уже работала. Ледостав на Ладожском озере начался в тот суровый год в начале ноября.
В это время Ленинград уже находился в состоянии блокады, и нормы суточного потребления хлеба стали страшной реальностью осажденного города.
Сначала по льду пустили санные обозы, потому что машины лед еще не мог выдержать. 19 ноября 1941 года на восточный берег Ладоги отправился конно-санный обоз, который вернулся обратно 21 ноября с мукой для ленинградцев.
Вечером того же дня из Ленинграда через Ладогу по льду отправилась специально сформированная разведывательная колонна из десяти порожних полуторок. 22 ноября на лед вышли уже 60 машин, которые вернулись, доставив в Ленинград 33 тонны хлеба. Каждая из машин-полуторок была нагружена всего пятью-шестью мешками с мукой — боялись, что больше лед просто не выдержит, он гнулся под колесами от тяжести.
Ледовая трасса находилась всего в 12–15 км от немецких позиций, поэтому постоянно существовала угроза авианалета или обстрела. Снаряды и бомбы оставляли полыньи, которые на морозе сразу затягивались льдом, присыпались снегом, превращаясь в смертельно опасные ловушки. Провалившиеся машины старались вытаскивать, но не всегда это было возможно.
1 января 1942 года по Дороге жизни стали вывозить из осажденного города людей. За две блокадные зимы по ледовой дороге было перевезено более 1 млн тонн грузов и эвакуировано около 1,5 млн человек.
В самые тяжелые блокадные месяцы зимы 1941-1942 года в рядах защитников Ленинграда сражались уроженцы Брянщины. Одним из них был полковник Иван Кондратьевич Кравцов (в ноябре 1942 года получил звание генерал-майора, в 1945 году удостоен звания Героя Советского Союза). И. К. Кравцов командовал 281-й стрелковой дивизией, в январе - марте 1942 года сражавшейся на подступах к «Дороге жизни», защищая ее с севера. Погиб в бою, защищая Ленинград, уроженец Карачевского района Брянщины, отважный снайпер Степан Петрович Лоскутов. Он уничтожил из своей винтовки 117 гитлеровцев. В феврале 1942 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В сентябре 1941 года в боях за Ленинград погиб отважный летчик Егор Павлович Новиков, которому также было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В числе защитников Ленинграда был и Герой Советского Союза, уроженец Клинцовского района Брянщины, Михаил Николаевич Плоткин. Его имя навсегда вписано в историю военной авиации вместе с другими участниками первого налета советских бомбардировщиков на столицу гитлеровской Германии 7-8 августа 1941 года. После бомбардировок Берлина М.Н.Плоткин выполнял задачи по защите с воздуха Ленинграда, участвовал в налетах на Кенигсберг, Мемель, Штеттин, Котку, Нарву, Кенгисепп. 7 марта 1942 г., возвращаясь с боевого задания по постановке мин на рейде Хельсинки, славный сын Брянщины Михаил Плоткин погиб. Он был похоронен на кладбище Святотроицкой Александро-Невской лавры. Вещи, принадлежавшие Михаилу Николаевичу (летный шлем и унты), присутствуют в экспозиции Брянского краеведческого музея.
Среди людей, которые в дни блокады находились в Ленинграде, была женщина с необычной судьбой - Рада Эдуардовна Брянская. В дни русско-турецкой войны 1877-78 годов солдаты 35-го Брянского пехотного полка подобрали на заснеженном перевале полузамерзшую девочку 6-7 лет, родители которой погибли. Девочка получила фамилию от названия полка, в котором служили ее спасители, и отчество по имени командира полка. Рада Эдуардовна вышла замуж за одного из офицеров полка, родила 7 –х детей. Рада Брянская умерла в 1942 году в блокадном Ленинграде и вместе с дочерью Евгенией и двумя внуками была похоронена на Пискаревском кладбище.
80-летие со дня открытия «Дороги жизни» - еще один повод вспомнить о погибших в страшные дни блокады и спасенных благодаря «Дороге жизни» и мужеству защитников города.