По историческим гравюрам, фотографиям, открыткам можно проследить модный образ женщины, развитие парикмахерского искусства.
Парикмахерское искусство во все времена занимало одно из значительных мест в жизни общества. О прическах прошлых столетий можно судить по произведениям искусства: живописным полотнам, мозаике, скульптуре, фрескам, предметам прикладного искусства, а также по описаниям в произведениях художественной литературы, драматургии, поэзии. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства много нового, присущего только ей.
В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.
С 1801 года среди женщин распространяются прически из коротких, завитых в локоны волос.
Литография "Дарья Алексеевна Дьякова - вторая жена поэта Г. Р. Державина"
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
С возникновением интереса к античности начинают носить «греческие», «римские» прически. Особенностью этих причесок была виртуозная техника выполнения завивки. Сочетание разных видов локонов - плоских, круглых, спиральных, трубчатых - позволяло создать на голове настоящее произведение искусства.
Позднее волосы в прическах удлинились. Прически стиля ампир способствовали развитию парикмахерского искусства, так как создавались из множества разнообразных видов локонов.
Обязательным элементом «античных» причесок XIX века стал пучок или искусно сделанный шиньон, который прикреплялся при помощи шпилек, гребней или сеток. Иногда подкалывали каркас конусообразной формы. В 1810 году парикмахер Палат вводит в моду женскую прическу пирамидальной формы. С 1811 года в моду входят букли, которые располагались надо лбом, концентрируясь в небольшие полушария. С 1813 года начинают появляться высокие прически – среди них выделяли «китайскую», по названию модной оперы «Китайский земледелец». Волосы гладко зачесывались вверх и скалывались в продолговатый пучок, наподобие петушиного гребня, у основания пучок перевивался лентой, тонкие, небольшие локоны дополняли прическу.
Все прически начала XIX века наглядно демонстрируют мастерство парикмахеров, их высокий вкус, фантазию. Это время в истории причесок считается периодом блистательного показа высоких профессиональных навыков, техники в области стрижек, завивки и укладки.
С 1820 года появляется новый силуэт прически, получивший дальнейшее распространение в 30-е годы. Ее характерной деталью был пробор - зигзагообразный, прямой, боковой. Отсутствие челок сделало прически более строгими, дополнением стали пучки локонов, расположенные над ушами, высокий пучок из кос крепился на макушке. Когда естественных волос для прически не хватало, прибегали к использованию шиньонов, которые заранее завивались и укладывались.
Портрет великой княгини Елены Павловны, 1824 год
Линии мужских и женских причесок в 30-40-е годы сохраняются прежними, с небольшими изменениями. В этот период модна женская прическа «а-ля мадонна», «а-ля Малибран», по имени знаменитой французской певицы. Обе прически были из гладких волос, их дополняли украшения - фероньерка, шнур с аграфом, который помещали посередине лба.
Портрет. Амелия Лейхтенбергская, 1830-е гг.
Наблюдалось три направления в прическах: первое - букли, собранные в большие пучки, неровно расположенные на висках; второе - пучки волос, объемные косые букли надо лбом, перекрест из волосяных полос посередине лба; третье – длинные завитые волосы на английский манер, три-четыре локона по обеим сторонам лица.
Прически для балов были высокими и низкими, наблюдалась смесь греческого силуэта с прической «мадам Севинье». Локоны около ушей падали до середины шеи.
Вошли в моду прически с большими височными пучками и петлями на макушке, для которых использовали искусственные локоны. Прическа поднялась вверх в виде петель и бантов из волос, оставляя открытым затылок. Такая прическа делалась из разного вида локонов и была сильно перегружена деталями.
Портрет Генриетты Зонтаг, 1831 г.
Эти прически получили название стиля - бидермайер. В первых подобных прическах волосы на висках укладывались в букли, образующие пучок. При этом симметрия, как правило, нарушалась. Могло быть и так, что с одной стороны лица была плотная масса локонов, напоминающая гроздь винограда, а с другой - несколько косых буклей. Такие прически делались для парадных выходов, балов и праздников. Постепенно плотные пучки из буклей сменились пушистыми облаками мелких, взбитых локонов, получивших название «навеянный снег» или «взбитые сливки». Разновидностью этого облака были тугие мелкие локоны типа стружки. Обязательным для этой прически было наличие проборов - одного или двух, зигзагообразных или параллельных. Пучки на макушке соответственно модному силуэту должны были подниматься как можно выше. Поэтому в их конструкции использовали каркасы.
Следует особо отметить формы этих пучков. Они представляют собой, как правило, большие воздушные петли из кос, торсад, гладких, зачесанных прядей в виде волосяных бантов. Иногда прическа включала в себя все эти элементы, которые, несмотря на кажущийся беспорядок, создавали гармонию.
В 1830-1840 годах женщины носили длинные распущенные волосы, завитые в ниспадающие на плечи локоны. Эта прическа называлась «покаяние»; некоторая небрежность считалась женственной. В 1834 году новинкой сезона стала прическа «а-ля Гортензия Манчини», состоящая из полудлинных локонов, свисающих по обе стороны лица. Со временем они становятся длиннее. Эту прическу украшали перьями страуса, павлина, марабу.
В 30-е годы входит в моду прическа «а-ля шинуа» («по-китайски»). Прическа повторяла силуэты китайских женских причесок. Волосы надо лбом и на висках поднимались вверх и укладывались в плотные валики, сзади связывались в пучок. Вся прическа декорировалась длинными шпильками и цветами.
В 40-х годах появляется мода на длинные локоны - «англэзы». Английские локоны уже не лежат пышным облаком, а свисают вниз и, закрывая уши, достигают плеч. Пучок на макушке стал плотным, плоской формы. Такая прическа получила название «плакучая ива» .Локонов могло быть несколько или целый каскад.
Портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, 1844 год.
С середины 40-х годов появляется новая прическа. Для нее характерна гладкая форма и полное отсутствие волосяных петель и каких-либо локонов. Волосы, разделенные прямым пробором, гладко зачесывались на уши, затем отводились назад. Концы их прятались в теменном пучке. Прическа становится гораздо строже. Боковые локоны исчезают. Им на смену приходят гладкие пряди, зачесанные на уши в виде полукругов, или пряди, лежащие ниже ушей, оставляющие их открытыми.
Литография "Андреянова Е.И. Первая русская танцовщица"
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Портрет. Августа Вихрова. 1848 год.
Иногда эти пряди заменяют тонким косами, уложенными в виде баранок. Пучок постепенно перемещается с макушки на затылок, теряя свою массивность и становясь более плоским, в виде раковины.
Портрет леди Джейн Эрскин.
Прическа украшена фероньеркой и розовым бутоном.
Волосы заплетали в косы от середины пряди, а концы их закреплялись в пучке. Прическа «а-ля Агнес Сорель» была чрезвычайно изящна, женственна, предназначалась для балов, приемов, театра. Волосы в ней разделялись прямым пробором, обе половины гладко зачесывались. На затылке укладывали объемный пучок, узел из жгута или кос. Прическа декорировалась лентой в цвет туалета.
Во второй половине XIX века происходит частая смена силуэтов женских причесок. Хрупкость и романтическая женственность больше не являются предметом поклонения. На смену им приходит земная, телесная красота, полные формы. Новый идеал красоты, перегруженность в женском костюме повлекли изменения в прическе. Стало модно носить низкие пучки из кос торсад, иногда волосы укладывали в сетку из толстых бархатных нитей.
Носили английские прически с крупными локонами, красиво обрамлявшими лицо. Высокие прически вышли из моды.
Надо отметить, что каждая новая прическа этого времени не имела ничего общего с предыдущей, меняла свой силуэт, форму, элементы. Но общим во всех прическах было одно - все они делались из длинных волос. Большую роль в прическах играла завивка, в которой проявлялось высокое мастерство парикмахеров. Существовали частные салоны-парикмахерские.
Для 50-х годов XIX века характерна прическа с прямым пробором, получившим название «пробор мадонны», с невысокими валиками над ушами. Волосы с затылка приподнимались и закалывались в массивный пучок.
Мария-Луиза де Ваграм, принцесса Мюрат, 1854 год
Портрет императрицы Марии Александровны. 1857 г.
Литография "Самойлова Вера Васильевна"
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
С 60-х годов распространяется прическа, имевшая более приземистый силуэт. Волосы надо лбом укладывались в объемные валики, волосы на затылке - в сетку из нитей или вышитый мешок. Прическа получила название «а-ля курон» («корона»). Пучки то спускались низко на шею, то приподнимались до ее середины, наличие валиков и прямого пробора было обязательным.
Портрет Александры, принцессы Уэльской. 1864 год.
Портрет Елизаветы Баварской, королевы Австрии. 1864 год.
В 70-80-е годы силуэт причесок изменился. На смену прическам с пучками, повторявшим в какой-то мере силуэт широких юбок с кринолинами, введенными в моду императрицей Евгенией, приходят легкие прически с вертикальными линиями. Локоны разных видов (стружкой, ленточные, трубчатые) сочетались с волосяными бантами, петлями, буклями, эффектно уложенными на макушке. Использовали «накладные» косы, торсадо (жгуты).
Матильда де Агилера-и-Гамбоа. 1875 год.
В 80-х годах XIX века появляются прически типа «каскад» с челками из мелкозавитых прядей. Их стали называть «каскад с зефиром» (легким ветерком). Возможно, челка из мелких кудряшек напоминала своей прозрачностью и легкостью дуновение ветра.
Императрица Александра Федоровна.
Открытое письмо. Портретное изображение женщины.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Постепенно в прическах перестали затягивать виски, наоборот, делались напуски из волос, около них завивали мелкие колечки. Челки стали более низкими, округлыми, тяжелыми. Силуэт прически принимает конусообразную форму. Теперь прически делают только из завитых волос, уложенных при помощи шпилек и подкладных элементов.
Входят в моду большие округлые прически из «ондулированных», взбитых волос, получивших название бандо (повязка).
Открытое письмо. Портретное изображение молодой девушки.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Эти прически делались из крупнозавитых прядей, приподнятых надо лбом и уложенных на макушке в пучок. Бандо делались разных размеров и назывались «малое бандо», «среднее бандо», «большое бандо»
Часто для таких причесок употреблялись готовые постижи, распространившиеся так же широко, как в свое время парики.
Открытое письмо.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Каждая женщина имела несколько готовых постижей, приготовленных парикмахером заранее, чтобы менять прическу в зависимости от надобности. Наряду с бандо появляется прическа типа «сахарет», напоминавшая своим силуэтом прически стиля бидермайер. Делалась она из завитых волос и укладывалась конусообразно.
Для придания прическе формы и для ее укрепления под естественные волосы подкладывали крепе или крепоны, подушечки.
Австралийская оперная певица Нелли Мельба, [ 1900 год].
В это же время среди молодых женщин распространяется новая модная прическа, получившая название «грива пони». Эта прическа была весьма экстравагантна, делалась из коротких завитых волос, начесанных на лоб.
История прически хранит факты, свидетельствующие о том, что в 1884 году немецким парикмахером Фишером была изобретена завивка «мертвых» волос. Еще раньше, в 1875 году, француз Марсель произвел сенсацию своим изобретением – завивкой горячим способом. Его эксперимент был опубликован в журнале «Куафюр франсэз иллюстре». Был выпущен в продажу специальный инструмент для завивки - щипцы «марсель». Приблизительно в то же время немецкий парикмахер И. Майер впервые использовал плоскую намотку волосяных прядей для завивки. Это расширило возможности сочетания в одной прическе разных видов локонов.
В конце XIX века в искусстве зарождается стиль модерн. Характерными его чертами являются обтекаемые, плавные линии, асимметрия. Романтические увлечения, интерес к народному искусству средневековья стали признаками нового стиля. Этот стиль повлиял не только на изобразительное искусство, но и на оформление интерьера, а также на костюм и прически.
Женские прически начала века делались преимущественно из длинных волос и замысловато укладывались. В 1905—1908 годах прически делались из завитых волос способом горячей завивки щипцами Марселя.
Лина Кавальери
Итальянская оперная певица, звезда «прекрасной эпохи».
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Анастасия Дмитриевна Вяльцева (13 марта 1871, слобода Алтухово, Орловская губерния – 17 февраля 1913, Санкт-Петербург) - русская эстрадная певица (меццо-сопрано), исполнительница русских и цыганских романсов, артистка оперетты.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В 1904 году немецкий парикмахер Карл Неслер изобрел долгосрочную завивку. С 1909 по 1925 год видные парикмахеры многих стран пытались с помощью химических составов, инструментов получить искусственную завивку, которая мало чем отличалась бы от естественной. Она вошла в моду в первые десятилетия XX века, продолжает пользоваться популярностью и в настоящее время. Она может быть электрической и паровой, при этом существуют два способа завивки – горизонтальный и вертикальный.
В 1909-1914 годах распространяются прически типа «конус» - завитые волосы располагались широкими волнами. Главным и обязательным условием было наличие ондуляции. Прически, перегруженные разными элементами, требовали искусственных дополнений в виде постижей. Возникают прически смешанных стилей, но это преимущественно бальные прически, для торжественных случаев.
Открытое письмо. Портретное изображение женщины.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В 1916 году в Германии была организована выставка мод, на которой наравне с моделями костюмов, шляп, аксессуаров были представлены образцы парикмахерского искусства, инструменты и приспособления парикмахеров.
Первая мировая война 1914-1918 годов сильно повлияла на женские прически. Вошла в моду короткая стрижка. Причиной ее появления стало участие женщин в войне в качестве сестер милосердия. Тяжелые военные условия не давали возможности ухаживать за волосами, поэтому их срезали – ровно или в кружок по шее, при этом длина волос была различной. В 1915-1916 годах мода на стрижку широко распространилась среди женщин в тылу.
И если ранее короткие волосы считались признаком «неблагонадежности », то теперь это стало обычным явлением. Самыми популярными стали прически «буби-копф», «а-ля гарсон» («под мальчика»). Мода на короткие волосы среди женщин вызвала необходимость появления новых силуэтов причесок. Появляются прически с челкой до бровей, с косым пробором. Этим прическам, типа «Долли-систер», была суждена долгая жизнь.
Существовала масса вариантов «буби-копф» - некоторые из них делались из мелко завитых волос. Постепенно эта прическа переходит в более короткую - типа «фокстрот», «полька», «танго».
Луиза Брукс, 1920-е годы
Увлечение танцами дало название этим и многим другим прическам. Короткая стрижка была неравномерной: передние волосы оставляли длиннее, затылочные стриглись мысом, «на нет», каре. Передние и боковые пряди завивали волнами, укладывали полукругом на щеки, на лоб. Распространены были прямые и косые проборы, большие завитые чубы, пейсы с одной стороны.
Мода на короткую стрижку не означала полного отказа от причесок из длинных волос. Носили прически из гладких волос на прямой ряд, связанные узлом или заколотые в пучок на шее, затылке, подражая известной балерине Клео де Мерод.
Клео де Мерод. Французская танцовщица
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Каждая эпоха приносила что-то свое, новое в парикмахерское искусство, точного копирования не было. Развитие основных форм одежды и причесок происходило в непосредственной связи с социально-экономическими, природными условиями, эстетическими и моральными требованиями, общим художественным стилем, модой.
В моде всегда существовали определенные законы, но есть одна истина, которой подчиняется современная мода. Мода модой, какой бы она ни была, но прическу и стиль каждый человек может подобрать индивидуально, чтобы быть красивым и модным каждый день!
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.