Один из немногих минералов зелёного цвета – малахит. С химической точки зрения это основной карбонат меди Cu2CO3(OH)2, издавна получивший название «медная зелень».
Широкую известность этот поделочный минерал получил благодаря сказам Павла Петровича Бажова, написанным по мотивам уральского фольклора: «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». Не случайно мифологическую хранительницу драгоценных пород и камней автор сказов величает малахитчицей. Из малахита же Данило-мастер делал свою каменную чашу, которую потом разбил.
В фондах ГБУК «БГКМ» есть ваза для цветов, которая могла бы послужить иллюстрацией для сказа «Каменный цветок». Выполненная, правда, не из малахита, а из малахитового стекла, ваза несёт причудливый узор из волнообразно изгибающихся и набегающих друг на друга полос и линий разных оттенков зелёного, почти чёрного, молочно-белого… Поверхность стекла несколько напоминает характерную для природного малахита слоистую структуру, и это изделие вполне можно представить себе атрибутом сказочного повествования о Данилушке и его чаше.
Для имитации малахита в качестве красителя стекла на заводе используют оксиды меди и хрома. Белые слои и полосы получают, добавляя фтористые глушители. На Дятьковском хрустальном заводе в течение долгого времени выпускались вазы и пепельницы из малахитового стекла, пользовавшиеся любовью и популярностью у потребителей.
Зелёный цвет радуги дарит и новую встречу с гранатами. Переливающийся изумрудным блеском гранат уваровит на Урале называли «каменной травкой» – его мелкие кристаллы, обычно не превышающие в размере 2-3 мм, тесно сгруппированы в мелкозернистые агрегаты, напоминающие издали зелёный растительный покров.
Своё официальное название минерал получил по фамилии графа С.С. Уварова (1786-1855) – министра народного просвещения, президента Петербургской Академии наук. Д.Н. Мамин-Сибиряк в очерке «Самоцветы» высмеивает название минерала, используя игру слов: «Это уваровит, вернее уворовит. Само название камня говорит за то, что его можно приобрести только путём воровства».
Если зелень малахита связана с медью, то яркий цвет уваровита обусловлен присутствием хрома.
Самый известный жёлтый минерал – безусловно, золото. Из-за своей устойчивости к химическим воздействиям оно встречается в природе в самородном виде.
Инертность золота в сочетании с относительной редкостью в земной коре и высокой ковкостью определили его на роль главного благородного металла в истории человечества. Из золота издавна чеканили монету, изготавливали украшения.
В русском языке эпитеты, связанные с этим жёлтым металлом, образовали немало устойчивых выражений самой различной эмоциональной окраски, например: «золотые руки», «золотая молодёжь», «золотое сечение», «золотая осень». Целый ряд животных и растений из-за своего внешнего облика или благодаря ценным свойствам получили определение «золотой». Например, всем известная золотая рыбка или популярное лекарственное растение золотой ус. В фондах ГБУК «БГКМ» в энтомологической и ботанической коллекциях есть свои «золотые» образцы:
Эта ночная бабочка интересна своеобразным рисунком передних крыльев – по бурому фону проходят широкие золотисто-зеленые металлически блестящие полосы, благодаря которым она и получила своё видовое название.
В светлых лесах, на лугах и вырубках встречается золотая розга (золотарник обыкновенный) – травянистое растение с многочисленными ярко-жёлтыми соцветиями-корзинками.
В отличие от золота, сера в природе в основном встречается в виде соединений с металлами, а в самородном виде редка. Её кристаллы красивого светло-жёлтого цвета образовались либо из лавы на склонах кратеров вулканов, либо в ходе биогенно-осадочных процессов как результат деятельности серобактерий.
Сера издавна использовалась жрецами при религиозных обрядах, считаясь особым веществом, присущим сверхчеловеческим существам из мира духов и богов. В военных целях сера стала использоваться в составе различных горючих смесей. А самое известное мирное применение серы – конечно, спички. Наряду с другими компонентами она входит в состав возгорающейся спичечной головки. Неслучайно устаревшее название спичек – серники.
На Брянщине в конце XIX века было налажено производство спичек. Злынковская фабрика купца Осипова долгое время была крупнейшей в Новозыбковском уезде и одной их самых крупных в России. Если спичечная соломка изготавливалась в основном из местной древесины, то сера (как и многие другие виды сырья) была привозной. В эпоху СССР Злынковская спичечная фабрика «Ревпуть» имела всесоюзное значение и производила не только традиционную продукцию, но красочные подарочные наборы.
Солнечным оранжевым цветом переливается янтарь – окаменевшая ископаемая смола древнейших хвойных деревьев, росших около 40-50 миллионов лет назад.
В фондах Брянского краеведческого музея есть несколько интересных предметов, при изготовлении которых использовался янтарь. Один из них – длинная курительная трубка (чубук), выполненная из фарфора, дерева, янтаря и слоновой кости.
Чубуком называли как саму трубку, так и ее часть – полый стержень между чашей и мундштуком. Мода на курение трубки распространилась в России в первой трети ХIХ века. Особой популярностью пользовались трубки с прямыми чубуками. Этот курительный прибор нередко упоминается в русской классической литературе: «Чубук в устах его потух» (А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан»), «Он раскурил чубук и запахнул халат, /А рядом в шахматы играют» (Осип Мандельштам, «Декабрист»).
Другой заслуживающий внимания предмет – приз, вручённый Татьяне Фроловой, мастеру спорта международного класса по спортивной гимнастике, чемпионке мира 1983 г., нашей землячке – как победительнице международных соревнований «Рига-84». Приз представляет собой макет спортивного снаряда «гимнастическое бревно», брус которого выполнен из янтаря.
Оранжевый цвет каменной радуги в минералогической коллекции дополняют агат (вид кварцевого минерала халцедона SiO2) и гессонит (разновидность граната).
«Открывает» радугу красный цвет. Из красных минералов самым известным, безусловно, является рубин.
С химической точки зрения, рубин – это окрашенный примесями (ионами хрома) корунд (окись алюминия). Так что в известном смысле этот ювелирный камень I класса приходится «родственником» простой алюминиевой кастрюле, которая есть на каждой кухне. Древнерусское название рубина – яхонт. Вспоминается строка из басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»: «А кисти сочные, как яхонты, горят».
Корунд (и рубин в том числе) – очень твёрдый минерал, уступающий в этом отношении только алмазу. Неслучайно в часовых механизмах для повышения износостойкости и долговечности целый ряд деталей изготавливают из рубина. Это так называемые «часовые камни». Количество камней в механизме часов свидетельствует об их качестве и обычно указывается на корпусе.
Густым красным цветом расцвечены и кристаллы граната.
Гранаты – это обширная группа близких по строению и свойствам кремнийсодержащих минералов. Название дано им в связи со сходством с зернами плодов гранатового дерева. Гранатовый браслет из одноимённой повести А.И. Куприна был, видимо, украшен красными железосодержащими альмандинами:
Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зелёный камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густокрасные живые огни.
«Точно кровь!» – подумала с неожиданной тревогой Вера.
Характерный алый цвет имеет минерал киноварь HgS.
Из киновари не варят кино, как можно было бы предположить по необычному на слух названию, а получают ртуть. В повести Олега Куваева «Территория», по которой в 2014 г. был снят одноимённый нашумевший фильм, описано впечатление человека от встречи с таким неординарным природным явлением, как месторождение ртутной руды:
Семен Копков шел обычным маршрутом и вдруг за поворотом долины увидел сопку ярко-красного цвета. Он опустил глаза, поднял их снова, но видение не исчезало. Перед ним – реальность среди реального мира – стояла сопка ярко-красного цвета. На первый взгляд она целиком состояла из киновари.
С 1966 года в России в первое воскресенье апреля традиционно отмечается День геолога. Брянский государственный краеведческий музей располагает небольшой, но разнообразной коллекцией минералов и горных пород и на её основе подготовил виртуальную выставку, посвящённую профессиональному празднику учёных, изучающих строение Земли.
Минералы различаются своим происхождением, химическим составом, физическими свойствами. А благодаря разнообразию форм и цветов, великолепию оттенков, созданных природой, они – не только предмет исследования для ученых и сырьё для промышленности, но и рабочий материал для изготовления ювелирных украшений и декоративных предметов, а также источник вдохновения для поэтов и художников.
Всем со школьных лет известна волшебная мнемоническая фраза, в которой зашифрован порядок цветов радуги или, как сказали бы физики, спектр белого цвета: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Предлагаемая вашему вниманию выставка представляет спектр при помощи минералов.
Что такое диорама?
Слово «диорама» образовано от древнегреческого διά (dia) — «через», «сквозь», и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище».
Современное понимание термина «диорама» обозначает частично трехмерную, полноразмерную копию или масштабную модель ландшафта, обычно показывающую исторические события, сцены природы или городские пейзажи.
Задник диорамы – реалистичную художественную картину или фотографию – располагают по прямой линии или полукругом. Достоверность и объемность картине придает передний предметный план. В его создании используют подлинные или бутафорские вещи, манекены, технику.
По сути, диорама – это момент жизни, который реалистично изобразил мастер.
Если художник выполняет полный круговой обзор (т.е. зритель находится в центре круга), то говорят о панораме.
В последнее время популярность получило изготовление диорам настольного формата – как правило, в масштабе 1:35.
Диорама «Сталинград – Берлин»
Автор Олег Ланской
Масштаб 1:35
Источник: https://diorama.ru/workshop/features/209/
Краткий экскурс в историю
Первая диорама была создана во Франции в 1822 году Луи Жаком Дагером, знаменитым изобретателем фотографии. Сложные механизмы и изощрённая игра света держали в напряжении зрителей, перед которыми каждые 15 минут менялись сюжеты: горы, развалины готических замков, итальянские пейзажи. Первая диорама имела размер 22 × 14 м.
В России такого рода произведение впервые было представлено в 1851 году. В Санкт-Петербурге зрители увидели панораму Палермо. В павильоне были созданы декорации, имитирующие итальянский монастырь, при этом день сменялся ночью.
Первая диорамная картина в России была написана в 1929 г. художником Митрофаном Борисовичем Грековым для музея Красной Армии. Она отражала взятие Ростова в годы Гражданской войны. К сожалению, диорама сгорела во время бомбежки в период Великой Отечественной войны.
Фрагмент диорамы «Занятие г. Ростова-на-Дону 1-й конной армией 7 января 1920 года»
Репродукция О. Братолюбова с картины М.Б. Грекова
Диорамы в музеях
Диорамы широко используются в музеях мира. Как правило, их размещают в просторных витринах или отводят часть помещения, при этом зрители находятся на смотровой площадке.
Крупнейшая в Европе диорама расположена в Белгороде – это диорама «Огненная дуга» в музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление».
Гигантское художественное полотно (высота – 15 метров, длина – 67 метров) иллюстрирует решающую схватку на Курской дуге в июле 1943 г. Чтобы его расписать, художникам понадобилось целых два года. Между картиной и смотровой площадкой расположен рельефный макет местности – реконструкция поля боя, занимающая более 500 кв. метров.
Здание музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление»
Фрагмент диорамы «Огненная дуга»
Худ. Н.Я. Бут, Г.К. Севостьянов, В.Н. Щербаков, М.А. Сычёв
В России также существует музей, в основу которого легла панорама. Это музей-панорама «Бородинская битва» в Москве.
Фрагмент диорамы «Бородинская битва»
Худ. Франц Рубо
Одна из наиболее известных диорам Брянщины – это «Взрыв Голубого моста», она находится в музее мемориального комплекса «Партизанская поляна».
Фрагмент диорамы «Взрыв Голубого моста»
Худ. Я.Серов, Е. Ханин
Диорамы в Брянском краеведческом музее
Украшением экспозиции отдела природы являются красочные диорамы: «Бурые медведи», «Весенний пролет птиц», «Обитали лесной чащи», «Косули в осеннем лесу», «Глухариный ток».
Посетителей отдела природы встречает своеобразный символ Брнских лесов – бурый медведь. В диораме представлены медведица и 6-месячный медвежонок среди кустов малины и ежевики.
Диорама «Бурые медведи»
Не менее интересной является и следующая диорама «Весенний пролет птиц». Через Брянскую область проходят миграционные пути многих перелетных птиц. Часто они останавливаются на отдых на реках и озерах нашего региона. Столь большая плотность птичьего населения создана в диораме искусственно, чтобы показать все богатство и разнообразие форм пернатых.
Живописный задник этой диорамы исполнен ленинградским художником профессором Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств Владимиром Рудольфовичем Френцем.
Фрагмент диорамы «Весенний пролет птиц»
Если вам удастся побывать в краеведческом музее, обязательно уделите время, чтобы полюбоваться диорамами отдела природы.
Село Сетолово (Почепский район)
Селу Сетолово в 2022 году исполняется 565 лет. Первое упоминание в письменных источниках об этом селе относится к 1457 г. (Литовская метрика). По преданию, Сетолово получило свое название от слова «сетоловы» – так называли местных жителей-рыболовов, ловивших рыбу сетями.
На южной окраине села, на правом берегу реки Судость находится археологический памятник – селище, материалы раскопок которого подтверждают существование здесь поселения в I тыс. нашей эры и в XI-XIII вв.
После 1457 г. в письменных источниках Сетолово встречается в документах по переписи 1654 г., где оно значится уже с церковью Рождества Богородицы. Историки считают этот храм довольно древним, так как в XIX в. этой церкви принадлежали огромные участки земли. «По измерению 1858г. всей церковной земли 117 десятин 1528 сажень, такое количество земли – дар, как известно по другим примерам, очень седой древности». Число прихожан Рождества Богородичной церкви с 1770 г. по 1860 г. от 951 до 1139 человек. В конце XIX в. при церкви была открыта двухклассная церковно-приходская школа. К сожалению, этот храм не сохранился.
В 1675 г. село было утверждено за почепским сотником Авдеем Рославцом, который получил свое влияние благодаря значению своего старшего брата Петра Рославца, являвшегося в 1660-1663 гг. и 1668-1676 гг. Стародубским полковником и женитьбе на богатой вдове некого Слюзки, Агафье. Авдей Иванович не был жадным и был доволен своей жизнью, тем более, благодаря «стараниям» его добро постоянно приумножалось. Его дом находился в Почепе на рынке, напротив церкви святого Спаса Преображения. Сам Авдей был Почепским сотником в 1669, 1672 и 1678 годах. Принимал участие в Чигиринском походе 1678 г., где и умер, не оставив детей. Перед смертью попросил похоронить его в Почепе у Спаса Преображенского храма. Скорее всего, воля покойного была исполнена. После смерти его жены Агафьи их наследство было распределено между родственниками. Две части – родственникам Рославца и одна часть родственникам Агафьи. Сетолово же наследникам не досталось, а было приписано к гетманским имениям.
В переписи 1823 г. село значилось «гетманской маетностью» с 84 дворами грунтовых крестьян. Во второй половине XVIII в. село уже принадлежало последнему гетману Украины, графу К. Г. Разумовскому (крепостных крестьян 98 дворов, 109 хат). С 1836 г. Сетоловом в 240 крепостных душ владел А. К. Толстой – поэт, прозаик, драматург, правнук К. Г. Разумовского.
В конце XIX в. в селе открылись черно-бакалейные лавки, где торговали мукой, крупой, сахаром, солью, керосином, дегтем и другими товарами. Здесь работали две мукомольные мельницы, одна из них «о двух поставах». Сосед по поместью из деревни Азарово Бардашевич устроил в Сетолово красильню и пекарню, которые приносили ему существенный доход.
После революции село Сетолово вошло в Почепский район, где находится по сей день.
СЕЛО СЕТОЛОВО
Селу Сетолово в 2022 году исполняется 565 лет. Первое упоминание в письменных источниках об этом селе относится к 1457 г. (Литовская метрика). По преданию, Сетолово получило свое название от слова «сетоловы» – так называли местных жителей-рыболовов, ловивших рыбу сетями.
СЕЛО СЕТОЛОВО
Почепский район