Брянский государственный краеведческий музей
  • ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТИ
  • О МУЗЕЕ
    • История музея
    • Структура музея
    • Фонды музея
      • Археология
      • Естественно-научные коллекции
        • Ботаническая
        • Зоологическая
        • Минералогическая
        • Палеонтологическая
      • Изделия с содержанием драгоценных металлов
      • Нумизматическая
      • Изделия из металла и пластмассы
      • Дерево
      • Ткани
      • Кожа
      • Кость
      • Стекло
      • Оружие
      • Изобразительное искусство
      • Письменные источники
        • Афиши, календари, плакаты
        • Газеты
        • Журналы
        • Карты, схемы
        • Письменные источники
      • Фото, негативы
      • Редкая книга
      • Киноматериалы, фоно и аудио предметы
    • Экспозиция
      • Отдел истории
      • Отдел природы
      • Планетарий
    • Виртуальный тур
    • Официальные документы
    • Независимая оценка качества
    • Задание на осуществление мероприятий за счет субсидий на иные цели
  • ПОСЕТИТЕЛЮ
    • Мероприятия
      • Экскурсии
        • Экскурсии в музее
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
        • Выездные экскурсии
          • Для школьников
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
      • Пешеходные экскурсии
        • Для школьников
          • 1-4 класс
          • 5-8 класс
          • 9-11 класс
        • Для взрослых
      • Мероприятия
        • Мероприятия в музее
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
        • Выездные мероприятия
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
      • Музейные клубы
    • Планетарий
    • Пушкинская карта
  • ФИЛИАЛЫ
    • Мемориальный музей А. К. Толстого
    • Мемориальный комплекс "Хацунь"
    • Карачевский краеведческий музей
    • Клетнянский краеведческий музей
    • Музей дружбы народов в Климово
    • Клинцовский краеведческий музей
    • Музей партизанской славы в Навле
    • Почепский краеведческий музей
    • Севский краеведческий музей
    • Музей интернац-го подполья в Сеще
    • Суражский краеведческий музей
    • Археологический музей в Юдиново
    • Музей им. Д. Н. Медведева
  • НАУКА И ИССЛЕДОВАНИЯ
    • Начно-методическая деятельность
    • Публикации
  • СОТРУДНИЧЕСТВО
    • Договор оферты научных публикаций
    • Партнерское сотрудничество
    • Волонтёры
  • КОНТАКТЫ
Search

Версия для слабовидящих  Купить билет онлайн  Виртуальный музейШкола без учебников


Предан себе и Отечеству

 

24 января 1968 г. в семье Станислава Петровича и Галины Сергеевны Визнюк родился их старший сын Олег. В 1975 г. в возрасте 7 лет Олег пошел в школу №27 (ныне лицей №27 г. Брянска), в которой ранее учились три Героя Советского Союза – И.Е. Кустов, В.С. Рябок и В.И. Сафронова.

Олег Визнюк в детские годы. Брянск. Январь 1971 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

Учителя отмечали, что Олег был учеником любознательным, активным – играл в школьном ансамбле на гитаре, посещал школьные факультативы, принимал участие в военно-спортивных играх, таких как «Зарница» и «Орленок». Был пионером и комсомольцем.

Участники III Всесоюзного слета тимуровцев. О.С. Визнюк – третий справа в верхнем ряду.

Черкассы. 1984 г.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

 

Комсомольский билет О.С. Визнюка.

Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея

 

Сразу после окончания школы в 1985 году Олег Визнюк поступил в Ташкентское высшее общевойсковое командное училище имени В.И. Ленина по командно-тактической специальности мотострелковых войск.

Курсант О.С. Визнюк с младшим братом Андреем.

Брянск. Август 1986 г.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

 

Свидетельство О.С. Визнюка о прохождении программы подготовки водителя транспортных средств категории «С».

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

 

За время обучения он принимал активное участие в общественной жизни училища, усердно изучал военное дело и зарекомендовал себя как отличный курсант.

О.С. Визнюк во время учебы в Ташкентском высшем общевойсковом командном училище.

Ташкент. Май 1986 г.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

 

Благодарственные письма родителям О.С. Визнюка.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

 

Выпускаясь из училища в июле 1989 г., Олег Визнюк получил красный диплом и квалификацию «офицер с высшим военно-специальным образованием, инженер по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники».

Курсант Олег Визнюк сдает экзамены в Ташкентском высшем общевойсковом командном училище.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

 

Вручение О.С. Визнюку диплома об окончании училища с отличием.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

 

После окончания обучения О.С. Визнюк проходил службу в Венгрии и Украине, а в сентябре 1994 года поступил на службу в Брянский полк внутренних войск МВД РФ, где занимал должность командира взвода в/ч 6703 г. Брянск.

Младший лейтенант О.С. Визнюк.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

 

Удостоверение личности офицера О.С. Визнюка.

Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея

 

Удостоверение старшего лейтенанта О.С. Визнюка.

Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея

 

В марте 1995 года Олег Визнюк отправился в свою первую служебную командировку на Северный Кавказ, где принимал активное участие в разведывательных, диверсионных и войсковых операциях.

Для своих товарищей Олег Визнюк был примером дисциплинированности, смелости и мужества. Так, 1 апреля 1995 года капитан Визнюк, несмотря на контузию и ранение, полученные в ходе боя, сумел не только пробиться к горящему бронетранспортёру, находясь при этом под непрерывным огнем, но и вынести на себе командира полка, четверых своих подчинённых, а также боеприпасы и оружие.

За этот подвиг он был представлен к награждению орденом Мужества.

Представление О.С. Визнюка к награждению орденом Мужества. 

Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея

 

Перед третьим, последним выездом в Северо-Кавказский регион в 1996 году капитан Визнюк был назначен командиром разведывательного батальона 101-й особой бригады оперативного назначения внутренних войск МВД РФ.

Благодарственное письмо капитану О.С. Визнюку от командующего войсками Московского округа ВВ МВД РФ.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

 

Поздравление с Новым годом, адресованное командиру О.С. Визнюку от личного состава роты.

Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея

 

Поздравление с днем рождения от сослуживцев, адресованное О.С. Визнюку.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

 

Вместе со своими бойцами командир батальона О.С. Визнюк принял участие в более 70 операциях, в ходе которых удалось захватить большое количество стрелкового оружия и гранатометов, а также уничтожить 7 складов с боеприпасами.

Грамота О.С. Визнюку от командования.

Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея

 

2 августа 1996 г. капитан О.С. Визнюк был досрочно представлен к воинскому званию майора и через несколько дней должен был отправиться в отпуск, но этим планам не было суждено сбыться.

Представление капитана О.С. Визнюка к воинскому званию майора. 2 августа 1996 г.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

 

6 августа 1996 г. в г. Грозном противником были заблокированы объекты, в которых располагались российские войска. На помощь одному из подразделений ОМОН был отправлен разведывательный батальон под командованием О.С. Визнюка. Но батальон, идущий на выручку, сам оказался в окружении. Несмотря на упорные попытки вырваться, у бойцов не получалось этого достичь. Допустить полной потери состава разведывательного батальона командир Визнюк не мог, поэтому приказал подчиненным забрать всех раненых на уцелевшую технику, а сам остался прикрывать их отход. В ходе перестрелки капитан О.С. Визнюк погиб. Он преданно исполнял воинский свой долг до последней минуты жизни.

О.С. Визнюк в г. Грозный. 1996 г.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея

 

Олег Визнюк был похоронен в родном городе Брянске.

Страна не забыла о мужестве своего Героя. 1 октября 1996 г. Олег Станиславович Визнюк был посмертно награжден орденом Мужества, к которому был представлен ранее. А 31 декабря 1997 г. по указу Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина капитану Олегу Станиславовичу Визнюку «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания» было присвоено посмертно звание Героя Российской Федерации. Медаль «Золотая Звезда» впоследствии была вручена вдове Героя – Елене Визнюк.

Бережно хранит память о своем Герое-земляке родная Брянщина. В холле школы № 27 (ныне лицей №27), в которой учился О.С. Визнюк, установлен его бюст, а на здании – мемориальная доска. Ещё одна мемориальная доска установлена на здании дома (ул. Челюскинцев, д.4), где он жил.

Имя Олега Станиславовича Визнюка носит Центр детского творчества в Фокинском районе, улица в Советском районе г. Брянска.

Брянский государственный краеведческий музей также хранит память о Герое. Личные вещи, представленные в экспозиции и фондах музея, были переданы Станиславом Петровичем и Галиной Сергеевной Визнюк.

 

Монокуляр с ремешком О.С. Визнюка.

Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея

 

Маска-очки противопыльная. Изготовлена из противогаза.

Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея

 

Наручные часы «Восток», принадлежавшие О.С. Визнюку.

Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея

 

Экспонаты дня:


Подробнее с экспонатами музея можно познакомиться в тематических разделах Госкаталога.

svvkmstkl001a

 

Коллекция «Стекло» начала собираться в 1949 г., когда Брянский областной краеведческий музей заново создавался после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В собрании насчитывается сейчас 2124 предметов. Коллекция  состоит из подколлекций: стекло – 1926 предметов, фарфор – 161 предмет, керамика – 37 предметов.

Самый старый предмет в музейной коллекции – керосиновая лампа в стиле ампир 1-й половины XIX века, возможно, изготовленная в России. Лампа долгое время находилась в семье известного русского поэта, дипломата, уроженца села Овстуг Фёдора Ивановича Тютчева.

svvkmstkl002

Интересным предметом в коллекции является чернильный прибор из фаянса, датируемый XIX веком. Он выполнен в виде затейливо украшенной раковины, в которую вставляются две емкости: чернильница и песочница. Песочница – это прибор для посыпания чернильного текста мелкозернистым песком. Его использовали до появления промокательной бумаги, называемой в народе «промокашкой». Эпизод с подобным действием можно наблюдать в фильме Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где дьяк Феофан со словами «Подпиши, великий государь!» подаёт царю-Бунше приказ «выбить крымского хана с Изюмского шляха».

svvkmstkl003

Еще одним примечательным экспонатом является сувенирная фаянсовая кружка в честь коронации Николая II, изготовленная на одном из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи – заводе им. Матвея Сидоровича Кузнецова. Именно такая кружка стала участником событий,  получивших в курсе  истории название «Давка на Ходынском поле». Ранним утром 18 (30) мая 1896 года, в дни торжеств по случаю коронации императора Николая II, на окраине Москвы случилась давка при раздаче подарочных наборов – кружек с царским вензелем, саек, колбасы (полфунта – примерно 200 грамм), вяземского пряника и мешка сладостей (карамель, орехи, леденцы, чернослив), а также жетонов с памятной надписью. Погибло около 2000 человек.

svvkmstkl004

В коллекции «Стекло» также можно увидеть флакон с сохранившимся одеколоном, произведенным в СССР в начале 1940-х годов. Флакон был найден в 1996 г. в Суземском районе: он пролежал с жидкостью в земле более 50 лет со времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и до сих пор сохраняет аромат.

svvkmstkl005

В собрании музея особого внимания заслуживает аптечная посуда конца XIX века. Главное назначение аптечной посуды − защищать лекарственные вещества от влияния воздуха, влаги и света. В основном используется посуда из бесцветного стекла, а для  светочувствительных лекарственных веществ − из тёмно-синего или оранжевого стекла. Взяв в руки всего лишь стеклянный пузырек, можно узнать историю не только аптекарского дела, но и медицины, стекольных заводов России. В коллекции музея можно найти такие предметы, как емкости для хранения мазей и порошков, флаконы возможных форм и размеров.

svvkmstkl006

Немало в коллекции изделий, изготовленных на знаменитой Дятьковской хрустальной фабрике. Например, подсвечник конца XIX – начала XX в., принадлежавший семье начальника Брянского арсенала генерал-майора Анатолия Николаевича Лукашова (1857–1917).

А. Н. Лукашев родился в Орловской губернии в семье потомственных дворян, был участником Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. После окончания военной компании он направил свои усилия на работу в области технического совершенствования отечественной артиллерии.

В 1886 г. Анатолий Николаевич поступает на Брянский арсенал на должность помощника начальника кузнечной мастерской. Карьера складывалась успешно, и в 1896 г. А. Н. Лукашов временно исполнял обязанности помощника начальника Брянского арсенала по технической части.

Во время Первой мировой войны, в связи с отъездом начальника Брянского арсенала С. Н. Ванкова, исполняющим обязанности начальника арсенала назначают А. Н. Лукашова.

svvkmstkl007

Важное место в коллекции занимают изделия мастеров Дятьковского хрустального завода: Евграфа Сергеевича Шувалова, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина; заслуженных художников России Виктора Иосифовича Котова, Михаила Михайловича Кизлова, Евгении Ивановны Вольновой, Зинаиды Федоровны Чумаковой, Ивана Васильевича Мачнева; художников Анны Александровны Липской, Антонины Яковлевны Степановой; мастера-художника Елены Николаевны Булимовой и других. Среди шедевров Дятьковского хрустального завода – ваза «Стройки коммунизма» высотой около одного метра, состоящая из четырех частей.

Украшением коллекции являются изделия из фарфора 2-й половины XIX века, изготовленные на первой российской частной фарфоровой фабрике в подмосковном поселке Вербилки, принадлежавшей Францу Яковлевичу Гарднеру: фигурные композиции «Дети с кошкой» и «Пьяный крестьянин».

svvkmstkl008

 

svvkmstkl009

В коллекции также представлены образцы стекла и фарфорово-фаянсовых изделий иностранного производства, которые блистают своими неповторимыми декорами и росписями: например, ваза мейсенского фарфора (конец XIX века).

Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году. На фабрике использовали разнообразную палитру красок, состоящую из шестнадцати цветов. Краски для фарфора смешивали вручную в соответствии с рецептом, который на мануфактуре Мейсен хранился в секрете. В моду вошли изделия с обилием золотых декоров, сочетанием позолоты с росписью. 

С середины XIX века формы изделий мануфактуры Мейсен были заново переработаны под руководством директора Эрнста Августа Лейтерица. В этот период создаются роскошные вазы, сосуды, лампы. В росписи изделий начинают преобладать пышные цветочные мотивы. К этому периоду относится и ваза из коллекции музея.

Особым спросом фарфор Мейсен пользовался в России. Фарфоровые вазы в XIX веке были неотъемлемыми атрибутами интерьера гостиных, кабинетов, приемных и отражали эстетику и вкусы своего времени.

svvkmstkl010

В коллекции «Стекло» также представлена длинная курительная трубка – чубук (Германия, XIX век). Чубуком называли как саму трубку, так и ее часть – полый деревянный стержень, на который насаживается курительная трубка и через который курящий втягивает дым табака. К середине XIX в. чубук стал атрибутом «домашнего философа», человека, отказавшегося от бурной жизни. Мы находим упоминание о нем в литературных произведениях, ставших хрестоматийными: «Манилов выронит тут же чубук с трубкою на пол» (Н.В. Гоголь, «Мертвые души»), «Чубук в устах его потух» (А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан»), «В устах его едва дымится узорный бисерный чубук» (М.Ю. Лермонтов, «Тамбовская казначейша»).

Чубуки изготавливали из самых разнообразных материалов. Трубка из коллекции музея создана из фарфора, дерева, янтаря и слоновой кости. На ней изображена цветная миниатюра, представляющая сценку из мещанской жизни.

svvkmstkl011

Люстра с керосиовой лампой

 

svvkmstkl013

Рюмки из прибора для вина «Голубой»

 

svvkmstkl014

Ваза для цветов с дарственной надписью: «П.Л. Проскурину от трудящихся Брянщины. Январь 1988 г.»

 

svvkmstkl015

Салатник оранжевого цвета

 

svvkmstkl016

Ваза «Спутник»

 

Герой Советского Союза Дыскин Ефим Анатольевич – человек-легенда (к 100-летию со дня рождения)

ghtrhyjfsaolqgfhfj001

Среди экспонатов нашего музея в разделе экспозиции «Битва за Москву» почетное место занимает фотография Е.А. Дыскина.

Ефим Анатольевич Дыскин родился 10 января 1923г. в деревне Короткие современного Почепского района Брян­ской области. Позже семья переехала в г.Брянск, где он с отличием окончил в 1940 г. среднюю школу №3. 17-летний юноша, увлекавшийся гуманитарными науками, успешно прошел собеседование и поступил в Московский институт истории, философии и литературы им. Н.Г. Чернышевского без экзаменов.

Первый учебный год прошел очень быстро, он зани­мался с увлечением и большим интересом, но Великая Отечественная война в одночасье изменила его судьбу. Дыскин вспоминал: «Последний перед пере­водом на второй курс экзамен я должен был сдавать 23 июня, в понедельник. Накануне купил билет на по­езд в Брянск, чтобы ехать на каникулы к родителям. 22 июня рано утром приготовил нехитрые вещички к отъезду и отправился в библиотеку. Только-только об­ложился книгами и стал готовиться к экзаменам, как в читальный зал вошел высокий юноша (я, как сейчас, помню его растерянное лицо с блестящими черными глазами) и сказал, обращаясь ко всем: «Ребята, закры­вайте книжки – началась война!». Помню, машинально посмотрел на часы – было начало первого. С этого момента все как бы ушло в прошлое, стало неважным, ничего не значащим. Я с горечью посмотрел на же­лезнодорожный билет и понял, что он мне больше не понадобится – себе я больше не принадлежал».  

18-летний студент, не дожидаясь призыва, через пол­торы недели после начала войны добровольцем ушел на фронт. Пройдя ускоренный курс обучения, он полу­чил военную специальность артиллериста-зенитчика.

ghtrhyjfsaolqgfhfj003

В октябре 1941 г. Дыскин был направлен в 694-й артиллерийский полк 16-й армии Западного фронта наводчиком зенит­ного орудия 3-й зенитной батареи. Артиллеристам-зе­нитчикам была поставлена боевая задача не допустить прорыва фашистских бомбардировщиков к Москве, отражать атаки люфтваффе и уничтожать в воздухе десанты не­мецких парашютистов. Находясь в непосредственной близости от передовой, артиллеристы успешно отражали многочисленные налеты фашистской авиации.

В начале ноября 694-й полк был переименован в истребительно-противотанковый артиллерийский полк и срочно передислоцирован под г. Волоколамск. Зенит­ные орудия использовались как противотанковые. К этому времени наступление немецких войск на западном фронте было остановлено примерно в 100 км от Москвы. Фашисты спешно перебрасывали сюда большое коли­чество артиллерии и танков. Советским командованием на Волоколамском направлении срочно создавались новые оборонительные рубежи. 15 ноября 3-я противо­танковая батарея заняла позицию вблизи деревни Горки, рядом с ­которой располагался штаб16-й армии.

ghtrhyjfsaolqgfhfj004

16 ноября фашисты начали «генеральное» на­ступление на Москву. В этот день им удалось взять город Волоколамск, а 17 ноября они предприняли попытку танкового прорыва к Волоколамскому шоссе. Батарея, в которой правым наводчиком был Дыскин, приняла бой одной из первых. В бою участвовало 20 фашистских танков. После интенсивного авиационного налета и мино­метного обстрела три из четырех орудий 3-й батареи были выведены из строя, многие бойцы погибли или получили ранения. Дыскин вспоминал: «Первыми выстрелами мы из единственного уцелевшего орудия уничтожили два танка. Заметив одиноко стреляющее орудие, танки и миномёты открыли по нему огонь. Был убит левый наводчик И. Гусев, я получил первое ранение. На помощь пришел полковой комиссар Ф.Х. Бочаров, который взял на себя обязанности командира орудия. По его приказу место левого наводчика занял коман­дир орудия С. Плохих. Нам удалось подбить один танк, когда погиб подносчик снарядов Н. Полоницын и был контужен С. Плохих, я получил второе и третье ранение. Тогда Ф.Х. Бочаров взял на себя роль подносчика сна­рядов, а я остался единственным наводчиком орудия». Впоследствии комиссар Ф.Х. Бочаров рассказывал, как истекающий кровью правый наводчик Дыскин продолжал стрельбу по танкам и прямой наводкой сумел подбить еще 4 танка. Бой был выигран. Дыскин получил четвертое ранение и потерял сознание. Подоспевшие санинструкторы вынесли истекающего кровью артиллериста с поля боя на шинели комиссара и доставили в медсанбат г. Истра.

О героических действиях Е. Дыскина, подбившего 7фашистских танков, узнал от непосредственного участ­ника боя – комиссара Ф.Х. Бочарова командующий артиллерией генерал В.И. Казаков. Он доложил коман­дующему 16-й армией генералу К.К. Рокоссовскому, а тот – командующему войсками Западного фронта маршалу Г.К. Жукову. Е.А. Дыскин был представлен к званию Героя Советского Союза посмертно, так как комиссар Бочаров считал, что боец погиб.

О значении подвига Дыскина в воспоминаниях маршала Г.К. Жукова сказано: «Всем известны имена панфиловцев, Зои Космодемьянской и других бесстрашных воинов, ставших легендарными, гордостью нашего народа. Однако в один ряд с ними я бы поставил и подвиг рядо­вого, наводчика орудия 694-го артиллерийского полка Ефима Дыскина». Командующий артиллерией генерал В.И. Казаков в книге «Артиллерия, огонь!» писал: «Наш советский воин в критические минуты боя оказался сильнее стали, сильнее огня и даже сильнее самой смерти. Его подвиг даже тогда не укладывался в представление о человеческих возможностях».

Из медсанбата г. Истра Дыскин был направлен на лечение в госпиталь г. Владимира и позднее, в центральный военный госпиталь г. Свердловска. Вспоминая об этом периоде жизни после войны, он писал: «Выздоравливал я с большим трудом, врачи буквально собирали меня по частям. Мне все старались помочь, поддержать. Решающую роль в моем выздо­ровлении сыграли военные медики. И на своем опыте, и наблюдая других раненых, я видел, что они буквально возвращают их с того света. Хотелось, конечно, не остаться в долгу перед медиками. Мою дальнейшую судьбу во многом определил начальник Военно-ме­дицинского училища П.И. Гаврось. Он побеседовал со мной и предложил посещать занятия будущих военных фельдшеров. Поначалу я даже не очень осознал смысл этого предложения. Я считал себя артиллеристом и мечтал вернуться на фронт. Гаврось сказал мне, что на фронт мне скоро не вернуться и надо лечиться. «Парень ты молодой, способный. Медики в нашей армии нужны не меньше, чем артиллеристы. Учись и лечись».

12 апреля 1942 г. в газете «Правда» был опубли­кован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Ефиму Анатольевичу Дыскину звания Героя Советского Союза. В нём среди награж­денных был генерал – Панфилов Иван Васильевич и красноармеец – Дыскин Ефим Анатольевич. Обоим это звание было присвоено посмертно. Спустя два месяца, в июне 1942 г., в Свердловске в театре оперы и балета председатель комитета по делам высшей школы при Совете Министров СССР С.В.Кафтанов в торжественной обстановке вручил Дыскину удостоверение Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Летом 1942 г. судьба свела Дыскина с началь­ником военно-санитарной службы Советской армии Ефимом Ивановичем Смирновым. После одного из обходов Свердловского госпиталя он  пригласил красноармейца Дыскина на беседу и пред­ложил ему продолжить лечение в Военно-медицинской академии и там же парал­лельно обучаться. По его рекомендации Дыскин был направлен в г. Самарканд, куда была эвакуирована Академия. С 1942 г. он проходил обучение в ВМА, окончил ее с отличием в 1947 г.

С 1948 по 1968 г. Ефим Анатольевич работал под ру­ководством профессора А.Н. Максименкова на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии ВМА, где прошел путь от адъюнкта до профессора. Он занимался не только преподавательской деятельностью, но и научной работой – выезжал на полигоны, опери­ровал подопытных животных, писал статьи, неоднократно выступал на различных конференциях. В 1951 г. Е.А. Дыскин защитил кандидатскую диссертацию, а в 1962 г. – докторскую.

За руководства «Хирургическая анатомия груди» и «Хирургическая ана­томия живота» в составе авторского коллектива Ефим Анатольевич был удостоен премий Академии медицин­ских наук СССР им. Н.Н. Бурденко и им. В.Н. Шевкуненко. В 1968 г. началь­ник кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии профессор А.Н. Максименков дал следующую характеристику уже известному учёному и высококласс­ному педагогу высшей школы – профессору Е.А. Дыскину: «…по своему педагогическому опыту, научной деятель­ности, широкой эрудиции, морально-политическому облику и организаторским способностям Е.А. Дыскин полностью отвечает требованиям, предъявляемым к начальнику кафедры. Многолетний преподавательский опыт, приобретённый в академии, целенаправленность научных исследований, несомненная перспективность дальнейшего роста – всё это позволяет мне рекомен­довать Е.А. Дыскина на должность начальника кафедры нормальной анатомии ВМА». Так Дыскин стал начальником кафедры нормаль­ной анатомии ВМА и руководил ею с 1968 по 1988 г. Он смог не только сохранить богатейший учебный, методи­ческий и научный потенциал старейшей кафедры акаде­мии, но и приумножить опыт своих предшественников, развить новые оригинальные научные направления. Прежде всего Дыскин – ос­нователь нового научного направления «Анатомия и военная медицина», продиктованного в годы «хо­лодной войны» запросами военной медицины. В на­учной морфологической школе профессора Дыскина совместно с клиницистами проводились исследова­ния по многим научным направлениям, которые и в настоящее время сохраняют свою практическую и учебно-методическую значимость . Так, со­трудниками кафедры нормальной анатомии и нервных болезней ВМА был выполнен целый ряд комплексных нейроморфологических и клинических исследований, посвящённых особенностям формирования нейроде­структивных процессов при различных заболеваниях центральной нервной системы – инсульте, паркинсо­низме, эпилепсии, рассеянном склерозе.

ghtrhyjfsaolqgfhfj002

Дыскин – автор более 200 научных трудов. Под его руководством защищены 15 кан­дидатских и 7 докторских диссертаций. В 1985 г. к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне и за большие успехи в руководстве кафедрой полковнику медицинской службы Е.А. Дыскину было присвоено звание генерал-майор медицинской службы.

В 1988 г. после ухода в отставку Дыскин более 20 лет продолжал работать на кафедре судебной медицины ВМА в качестве научного консуль­танта. Он охотно оказывал методическую помощь мо­лодым сотрудникам академии, являлся рецензентом ряда диссертаций, продолжал заниматься вопросами истории военной медицины.

6 мая 2005 года заслуженному ветерану вручены памятные наручные часы от Президента Российской Федерации В. В. Путина в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

14 октября 2012 г. Ефим Анатольевич ушел из жизни. Вместе с супругой они похоронены на Богословском клад­бище у памятника воину-освободителю, рядом с его учителями – выдающимися анатомами – профессором В.Н. Тонковым и профессором Б.А. Долго-Сабуровым.

В г. Почеп Брянской области на Аллее Героев установлен бюст Героя Советского Союза Ефима Анатольевича Дыскина.

12 января 2018 года в Санкт-Петербурге открылась выставка в рамках цикла «Великие врачи – великие победы», посвящённая 95-летию со дня рождения Ефима Анатольевича Дыскина. На открытии выставки присутствовали соратники Е.А. Дыскина, его ученики, родственники, курсанты Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Выставка, на которой представлены личные вещи Е.А. Дыскина, его рукописи, фотографии, сопровождалась демонстрацией документального фильма «Солдат» (1982 г.), рассказывающего о Е.А. Дыскине и включающего запись интервью с ним.

Ежегодно 9 мая выпускники факультета подготовки врачей для ракетных и воздушно-десантных войск возлагают цветы к могиле Е.А. Дыскина.

18 ноября 2019 года в урочище Горки Рузского городского округа Московской области открыт памятный знак на месте боев осенью и зимой 1941 года. На знаке указана фамилия Героя Советского Союза Ефима Анатольевича Дыскина.

ghtrhyjfsaolqgfhfj005

Подвиг Е.А. Дыскина во время Великой Отечественной войны, его огромный вклад в развитие военной медицины являются одним из ярчайших примеров беззаветного служения Родине.

 

Список литературы:

По: А.Я. Фисун, И.В. Гайворонский, М.М. Одинак, И.В. Литвиненко, Г.И. Ничипорук, Д.Е. Дыскин, М.А. Кошкарёв, Герой Советского Союза Дыскин Ефим Анатольевич – человек-легенда (к 75-летию победы в Великой Отечественной войне) / Вестн. Росс.воен.-мед. акад. – 2020. – № 2 (70). – С. 246–251.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Кузьмин М.К. Медики—Герои Советского Союза. М.,1970

Подвиги Героев Советского Союза. М., 1983.

Ортенберг Д. И. Год 1942. Рассказ-хроника. — М.: Политиздат, 1988, -С. 156-157.

Живые сейсмографы

 

kihekjhgfieuwldeioerhgfi007

Сейсмограф – это специальный измерительный прибор, который записывает колебания земной коры. А разве земля колеблется? Да, конечно! Особенно если мы имеем дело с такими природными катаклизмами, как землетрясение или извержение вулкана.

Естественные перемещения пластов земной коры часто оборачиваются для людей катастрофой: землетрясения и цунами уносят тысячи жизней, рушат целые города. А самое страшное – такую катастрофу невозможно предотвратить. Можно только попытаться спрогнозировать примерное место и время природного явления. И в этом нам могут помочь не только специалисты-ученые со своими приборами, но и особые приметы, связанные с поведением животных.

kihekjhgfieuwldeioerhgfi010

В мае 1902 года раскаленная газовая туча, вырвавшаяся из вулкана Мон-Пелье на острове Мартиника, за 30 секунд сожгла город Сен-Пьер и всех его жителей. Под руинами города нашли 30 тысяч погибших людей и один-единственный труп кошки.

Оказывается, задолго до извержения вулкана, еще в апреле, из города и с его окраин улетели птицы, исчезли змеи и другие пресмыкающиеся, а позже город покинули кошки и собаки. Перелетные птицы, которые обычно останавливались на озере неподалеку от города, на этот раз, не задерживаясь, пролетели дальше. Домашние животные уже за 5 дней до катастрофы начали вести себя беспокойно.

Таким образом, в прогнозировании землетрясений большое значение имеет изучение поведения животных. В преддверии подобных катаклизмов происходят не только колебания земной коры – также изменяется температура в ее недрах и магнитное поле в зоне эпицентра, повышается радиоактивность воды, происходит ряд других геофизических процессов. Все эти процессы каким-то образом воздействуют на животных и отражаются на их поведении.

kihekjhgfieuwldeioerhgfi008

Среди животных, которые предсказывают землетрясения, особой чувствительностью отличаются змеи. Органы слуха у них устроены не совсем так, как у нас. Рецепторы, воспринимающие звук, находятся, как и у человека, во внутреннем ухе. Однако змеи, как и другие рептилии, не имеют наружного слухового отверстия, и, кроме того, у них отсутствует барабанная перепонка. Вместо этого резонатором выступает нижняя челюсть, которая передает вибрацию от земли – таким образом рептилии могут чувствовать движения других животных с большого расстояния. По этой же причине они очень хорошо «слышат» и сейсмические волны.

Интересно, что существует одно растение, которое хорошо прогнозирует предстоящее извержение вулкана. Это королевская примула, которая растет на острове Ява на склонах вулкана. Когда цветок расцветает – это верный признак того, что близится извержение. В чем тут дело?

Оказывается, что из-за перемещения внутренних слоев земли тепло из недр поднимается по возникшим трещинам к поверхности. И, кроме того, возникает ультразвуковое поле, которое вместе с теплом заставляет соки растения двигаться быстрее – и оно зацветает.

kihekjhgfieuwldeioerhgfi009

Черный ворон, что ты вьешься…

tiuuujdhstterwhytjrdrytsy028

Зловещий образ ворона хорошо знаком нам из песен, сказок, народных поверий и примет. Это та самая птица, что сидела на плече у Бабы Яги, чье появление считали предвестьем беды, чей облик связывали с проявлением нечистой сила. Кроме того, ворона всегда считали очень мудрой птицей, владеющей тайным знанием и живущей до 300 лет. Интересно, оправданны ли подобные представления?

Надо сказать, что представлением о связи с потусторонними темными силами ворон обязан всего-навсего своему чисто-черному окрасу. И самцы, и самки имеют одинаковое иссиня-черное оперение с металлическим отливом (напомним, что ворОна – это не самка вОрона, а отдельный вид семейства врановые). Отличаются самцы и самки только размерами: самцы несколько крупнее.

В целом, вороны – это самые крупные из наших врановых (сюда относятся, помимо ворон, также галки, грачи, сойки, сороки). Вес самца может доходить до полутора килограмм, а размах крыльев у него – более метра.  Полет ворона больше похож на полет хищной птицы, чем на полет других врановых. Это одна из немногих птиц, способных выполнять маневры, аналогичные авиационным фигурам пилотажа.

Вороны ведут оседлый образ жизни, образуют пары на всю жизнь, причем каждая пара защищает собственную территорию. Здесь она строит гнездо, выводит птенцов, добывает корм. Для строительства гнезда вороны выбирают труднопроходимые территории, густо поросшие деревьями. Чаще всего для постройки гнезда птица выбирает старое крепкое дерево (березу, дуб, осину, липу), реже – хвойные деревья. В насиживании кладки и выкармливании птенцов принимают участие оба родителя.

tiuuujdhstterwhytjrdrytsy029

Вороны всеядны, причем могут поедать и падаль, и даже человеческие пищевые отходы, из-за чего в последнее время эти птицы все больше тяготеют к человеческому жилью. Вороны, которые обитают вблизи проживания человека, для сооружения гнезда подыскивают высокие сооружения: колокольни, водонапорные башни, высотные здания.

Как и другие врановые, вороны отличаются особо развитым интеллектом. Есть известный эксперимент: птице предлагают пить воду из глубокой емкости, форма которой не позволяет достать клювом до воды. Тогда испытуемый ворон придумывает бросать в емкость различные предметы, чтобы уровень воды поднялся. Эти птицы умеют планировать сложные многоступенчатые действия, запоминать их последовательность, способны к абстрактному мышлению. Они способны накапливать предыдущий опыт, формируя сложные условные рефлексы, способны обучаться. Так, в спорах за территорию, молодые воронята внимательно наблюдают за поведением старших птиц, перенимая их опыт. Также эти птицы обладают навыком терпения: если ожидание перед принятием решения сулит выгоду, то ворон будет ждать.

Живут вороны, конечно, далеко не 300 лет, хотя срок жизни у них довольно большой. В неволе птицы доживают до 60 лет.

Первый полет первого космонавта Брянщины.

uirgtiyughweoijgfoieg001 

Дата 2 декабря для Брянщины связана с космосом. В этот день 1990 года жители Брянщины узнали о полете в космос земляка – уроженца г. Брянска Виктора Михайловича Афанасьева. Он стал 238-м космонавтом мира,  70-м космонавтом СССР.

В. М. Афанасьев совершил 4 космических полета общей продолжительностью 555 суток. Выполнил 7 выходов в открытый космос общей длительностью 1 сутки 14 часов 24 минуты. Виктор Михайлович работал на самых современных станциях «Мир» и МКС. Это было потом, а начиналось все 2 декабря 1990 года.

Первый полет всегда является особенным: первое чувство преодоления гравитации, первое ощущение невесомости, первая встреча с бесконечным пространством во время выхода в открытый космос.

Каким же был первый полет Виктора Михайловича? Немного истории.

Первый полет В. М. Афанасьев выполнил на космическом корабле «Союз ТМ-11». Корабль стартовал 2 декабря 1990 года в 11 часов 13 минут по московскому времени. Виктор Михайлович назначен командиром экипажа, в составе которого были Муса Манаров и японский журналист Тойехиро Акияма.

Программой полета предусматривалась стыковка корабля «Союз ТМ-11» с орбитальным пилотируемым комплексом «Мир» и проведение на его борту совместных работ с экипажем 7-й основной экспедиции – космонавтами Геннадием Манаковым и Геннадием Стрекаловым.

Работа космонавта на орбите сложна и многообразна. Это управление кораблем и эксплуатация бортовых систем, проведение испытаний и отработка космической техники, научные исследования и эксперименты, а также хозяйственная и производственная деятельность, ведение связи с наземными пунктами управления, монтажно-сборочные, погрузочно-разгрузочные и ремонтно-восстановительные работы внутри станции и в открытом космосе и т. д. Наиболее сложная задача — управление кораблем и работа в открытом космосе.

Работа восьмой основной экспедиции оказалась весьма насыщенной, четыре раза выходили в открытый космос.

Экипаж осуществил большую программу по переоборудованию станции «Мир». Работы по прокладке электрических кабелей проводились не только внутри станции, но и потребовали работ в открытом космосе. После этих работ мощности солнечных батарей стали доступны во всех модулях станции.

В рамках программы астрофизических исследований использовалась международная орбитальная обсерватория «Рентген», с её помощью получили новую научную информацию о рентгеновском пульсаре в Большом Магеллановом облаке.

Проводились научные эксперименты в областях наблюдения Земли, биологии, медицины и материаловедения.

Во время полета произошли нештатные ситуации.  Грузовик «Прогресс М-17», запущенный 14 марта 1991 года, никак не хотел стыковаться со станцией со стороны агрегатного отсека. Во время второго режима стыковки грузовик опасно сблизился со станцией. Если бы корабль пробил обшивку, произошла  бы разгерметизация. Катастрофа. Экипажу пришлось бы покидать станцию. Было принято решение: космонавтам В. Афанасьеву и М. Манарову  на корабле «Союз ТМ-11» отстыковаться от переходного отсека, облететь комплекс  вручную, пристыковаться к агрегатному отсеку в автоматическом режиме, контролируя его. Вот где пригодились навыки летчика-испытателя. В ходе облета и стыковки космонавты обнаружили неисправность антенны системы «Курс» на модуле «Квант». После этого грузовик пристыковался к станции со стороны переходного отсека. Грузовой корабль был сохранен. В одном из последующих выходов в космос антенна была отремонтирована.

Много передали информации о ситуации в Персидском заливе, где продолжались военные действия, и из-за пожаров на скважинах в атмосферу ежедневно выбрасывалось 500 тысяч тонн химических загрязняющих веществ. Нефтяной дым содержал в себе отравляющие вещества, включая двуокись серы, угарный газ и углеводород. Ученые опасались, что этот дым приведет в движение сценарий ужасной экологической катастрофы – атомной зимы. Требовалась точная и полная информация о происходящем на этой территории. Космонавты вели прямые телерепортажи на Европу при пролете через Кувейт. Передавали снимки горящих скважин, распространение дыма вдоль Персидского залива, Аравийского полуострова. Экипаж Афанасьева за проведенную работу получил благодарность ООН.

Kocмичecкий пoлeт В. М. Афанасьева длилcя 175 cутoк. В течение полета менялся состав экипажа, находящегося на станции «Мир». 10 декабря 1990 года Тоёхиро Акияма вернулся на Землю на космическом корабле «Союз ТМ-10» в составе седьмой основной экспедиции совместно с командиром корабля Г. М. Манаковым и бортинженером Г. М. Стрекаловым. Виктор Михайлович продолжил работу в космосе с М. Манаровым.

19 мая 1991 года на станцию «Мир» прилетели на советском корабле «Союз ТМ-12» первый английский космонавт Хелен Шарман с Сергеем Крикалевым и Анатолием Арцебарским.

26 мая 1991 года Виктор Афанасьев с Мусой Манаровым и Хелен Шарман вернулись на Землю.

За успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм летчику-космонавту СССР Афанасьеву Виктору Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Брянщина встречала звездного сына радостно и торжественно. Виктору Михайловичу было присвоено звание Почетного гражданина г.Брянска.

Мы гордимся, что в отряде летавших космонавтов есть наш земляк Виктор Михайлович Афанасьев!

uirgtiyughweoijgfoieg002

Вся правда о бумажных стаканчиках

tiuuujdhstterwhytjrdrytsy025

Как же приятно в пасмурный осенний день согреться чашечкой кофе в уютном кафе, ну, или, по крайней мере, стаканчиком любимого горячего напитка у экспресс-кофейни. А что? Бумажный стакан – это просто и удобно, а позитивные эмоции обеспечены. А задумывались ли вы о безопасности такого мероприятия? Действительно ли безобидные бумажные стаканчики такие уж безобидные?

Обыкновенные бумажные стаканчики только на 95% состоят из бумажного сырья, остальные 5 % – это пластик. Изнутри такая тара покрыта тонким слоем полиэтилена: чтобы стакан выдерживал высокую температуру и не промокал. Поэтому, хотите вы того или нет, но вместе с согревающим напитком вы употребляете частицы вредного пластика. А кроме того, крышечки от стаканов сделаны из полистирола, который при нагревании выделяет канцерогенные вещества в напиток.

Другая негативная сторона одноразовых стаканчиков – воздействие на окружающую среду. Совмещенный материал (бумага + пластик) почти не поддается переработке. Чистая бумага разложилась бы естественным образом за 1-2 года, но из-за наличия пластика в составе одноразовые стаканчики в огромных количествах пополняют свалки, где до полного их разложения проходят десятилетия. Первый бумажный стаканчик появился более 110 лет назад: попробуйте только представить, какие последствия претерпела окружающая среда за это время!

tiuuujdhstterwhytjrdrytsy026

Есть и другая экологическая проблема. Из-за того, что в месте шва бумага соприкасается с напитком, стаканчики делают не из вторичного сырья, а из первичной целлюлозы. Это значит, что ради их производства вырубают деревья. В среднем, небольшое столичное кафе каждый месяц расходует около 2 тысяч одноразовых стаканчиков, ради которых уничтожается одно дерево. Основная проблема здесь вот в чем: качественная древесина уходит на предмет, задача которого – прослужить примерно 10 минут.

Какой же выход из этой ситуации можно предложить? Решение одно: отказаться от использования бумажных стаканчиков. Современные кофейни уже предлагают менее опасные альтернативы и, кроме того, популярным становится использование собственной тары. Красивая и удобная термокружка в таком случае придется как нельзя кстати!

tiuuujdhstterwhytjrdrytsy027

Александр Иванович Рубец – талантливый музыкант, композитор, неутомимый собиратель народных песен, прекрасный педагог, хоровой дирижер, профессор Санкт-Петербургской консерватории, благотворитель.

А.И. Рубец (1837–1913). Худ. Е.Н. Антонов.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

Будущий музыкант родился в г. Чугуеве Харьковской губернии 13 октября 1837 г. в семье военного.

В 1850-х гг. учился в Харьковской и Киевской гимназиях, а в 1861 г. окончил Нежинский лицей с правом на чин IV класса.

После обучения поступил на службу в Черниговскую уголовную палату помощником судебного следователя, где проработал около года.

Но его истинным призванием была музыка. Любовь к ней привела А.И. Рубца в Петербургскую консерваторию, открывшуюся в 1862 г.

Дом Демидова (не сохр.). В 1862–1865 гг. во флигеле дома на углу набережной Мойки и Демидова переулка размещалась Петербургская консерватория.

Гравюра К.Р. Вейермана по рис. В.С. Шпака.

 

В 1862–1863 гг. Александр Иванович обучался в классе сольного пения профессора Л. Пиччиоли, затем – в классе теории композиции Н.И. Зарембы, по которому окончил консерваторию с аттестатом в 1866 г.

Аттестат А.И. Рубца об окончании Санкт-Петербургской консерватории.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

Однокурсником Александра Ивановича был будущий великий русский композитор П.И. Чайковский, с которым он сохранил теплые дружеские отношения до конца жизни.

 

Письмо А.И. Рубца к Петру Ивановичу Чайковскому.

Из фондов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского.

 

Рисунок П.И. Чайковского, изображающий А.И. Рубца.

Из фондов Российского национального музея музыки.

 

С 1866 г. началась преподавательская деятельность А.И. Рубца. В Санкт-Петербургской консерватории он вел курсы элементарной теории музыки, сольфеджио, гармонии, сольного пения, хора. Параллельно, в 1870–1890-х гг. он преподавал теорию музыки и пение в Санкт-Петербургском Елизаветинском училище, Воспитательном обществе благородных девиц (Смольный институт), Павловском женском сиротском и Патриотическом институтах, а также в Мещанском (Александровском) училище, классической мужской гимназии, 3-й военной гимназии и Пажеском Кадетском корпусе. Кроме этого А.И. Рубец работал хормейстером в Обществе хорового пения и занимался с детским хором при Педагогическом музее.

Документы А.И. Рубца о службе в различных учебных заведениях.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

Документы А.И. Рубца о службе в различных учебных заведениях.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

Документы А.И. Рубца о службе в различных учебных заведениях.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

А.И. Рубец всегда проявлял огромный интерес к народному творчеству, считая, что в нем являет себя истинная музыкальность, которая присуща только народному гению. Плоды его собирательской и исследовательской работы увидели свет в сборниках украинских народных песен и напевов.

Сборник 100 украинских народных песен: 5 выпусков в одном томе / Сост. А. Рубец. М., Лейпциг: П. Юргенсон; СПб.: И. Юргенсон, [1894 г.].

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

Двести шестнадцать народных украинских напевов: для пения без сопровожд. / Записал и изд. А.И. Рубец. М.: П. Юргенсон, 1872.

Из фондов Библиотеки Русского географического общества.

В 1874 г. старшего преподавателя Санкт-Петербургской консерватории А.И. Рубца отправили в командировку для сбора народных песен в Черноморский край и южные губернии России.

ioilhugwerhegilwroeriou011

Свидетельство от РМО, удостоверяющее командировочное поручение А.И. Рубца. 1874 г.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

За плодотворную педагогическую деятельность в консерватории, большую исследовательскую работу в области музыкальной теории и практики в 1880 г. А.И. Рубец был удостоен звания профессора.

ioilhugwerhegilwroeriou012

Профессор А.И. Рубец. 1880-е гг.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

Перу профессора А.И. Рубца принадлежит большое число учебно-методических пособий, которыми пользовались в музыкальных школах на протяжении многих лет.

ioilhugwerhegilwroeriou013

Сборники упражнений / Сост. А. Рубец. М.: П. Юргенсон, б.г.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

ioilhugwerhegilwroeriou014

Сборник одноголосных и двухголосных школьных песен / Сост. А. Рубец. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1899.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

ioilhugwerhegilwroeriou014

Сборник 49 хоровых пьес для трех и четырех однородных голосов / Сост. А. Рубец. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1902.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

ioilhugwerhegilwroeriou014

Сборник 49 хоровых пьес для трех и четырех однородных голосов / Сост. А. Рубец. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1902.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

ioilhugwerhegilwroeriou014

Краткая музыкальная грамматика / Сост. А. Рубец. СПб., 1871.

Из фондов Российской государственной библиотеки.

 

ioilhugwerhegilwroeriou014

Краткая музыкальная грамматика / Сост. А. Рубец. СПб., 1871.

Из фондов Российской государственной библиотеки.

 

ioilhugwerhegilwroeriou014

Краткая музыкальная грамматика / Сост. А. Рубец. СПб., 1871.

Из фондов Российской государственной библиотеки.

ioilhugwerhegilwroeriou014

Письмо А.И. Рубца к издателю П.И. Юргенсону. 1899 г.

Из фондов Российского национального музея музыки.

 

В конце 1870-х гг. А.И. Рубец затеял еще одно замечательное предприятие – составление биографического музыкального словаря, который увидел свет в 1879 г. под названием «Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей». Благодаря этому труду, в котором приведены сведения о 225 отечественных и зарубежных композиторах и музыкантах, мы теперь имеем  возможность узнать имена многих малоизвестных представителей музыкальной культуры России XIX столетия, с некоторыми из которых он был знаком лично.

ioilhugwerhegilwroeriou014

Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей / Сост. А.И. Рубец. СПб.: А. Битнер, 1886.

Из фондов Российской государственной библиотеки.

Но культурные связи А.И. Рубца выходили за границы одного музыкального сообщества. Его земляком и товарищем был великий русский живописец Илья Ефимович Репин, который запечатлел Александра Ивановича в образе Тараса Бульбы на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», где он представлен хохочущим казаком в белой папахе и красном жупане в центре картины.

ioilhugwerhegilwroeriou014

И.Е. Репин. «Запорожцы». 1880–1891 гг.

Из фондов Русского музея.

 

На картине, работу над которой художник закончил в 1891 г., перед нами предстает полный жизни, здоровый, веселый мужчина. Трудно поверить, что через четыре года, в 1895 г. композитора Рубца постигло несчастье – он потерял зрение. Лечение не дало результатов, и в 1899 г. А.И. Рубец, ушедший по состоянию здоровья в отставку, переехал на постоянное место жительства на родину своей матери – в город Стародуб, где жизнь была существенно дешевле и проще, чем в столице.

Но и в провинциальном Стародубе деятельная натура А.И. Рубца проявляла себя в полной мере: он продолжал давать уроки музыки, активно занимался общественной и благотворительной деятельностью.

ioilhugwerhegilwroeriou014

А.И. Рубец. 1900-е гг.

Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.

 

В 1910 г. в селе Буда Корецкая на свои средства А.И. Рубец построил школу; в Стародубе им были открыты кинотеатр, музыкальная школа (ныне ДШИ им. А.И. Рубца), школа рисования, курсы кройки и шитья. Также им были организованы детский и народный хор, симфонический оркестр, которые выступали под его руководством в созданном им же городском парке с эстрадой.

Одаренных детей, снабдив рекомендательным письмом и порой деньгами на дорогу, А.И. Рубец направлял в Петербургскую консерваторию. Так было, например, с уроженцем города Стародуба Петром Константиновичем Левандо, ставшим впоследствии известным певцом-хористом.

ioilhugwerhegilwroeriou014

П.К. Левандо (1876–1969), хорист Мариинского театра (с 1899 г.) и хора А.А. Архангельского, артист Придворной певческой капеллы (впоследствии Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга)

 

Среди известных учеников А.И. Рубца был уроженец деревни Ломаковка Стародубского уезда Константин Степанович Исаченко – оперный певец, профессор Петроградской и Бакинской консерваторий, директор музыкального вещания Всесоюзного радиокомитета при СНК СССР (1933–1935), руководитель Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота (1941–1945).

ioilhugwerhegilwroeriou014

К.И. Исаченко (1882–1959), артист оперы (лирический тенор), камерный певец и педагог. 1910-е гг.

Из фондов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского.

 

Исаченко так отзывался о своем учителе: «Александр Иванович Рубец – это одно из чудесных и замечательных явлений природы, существовавших на Земле. Человек необычайной доброты и бескорыстия, он всю жизнь свою посвятил, чтобы делать людям только добро. Например, пенсию свою в сумме около 600 рублей, получаемую из консерватории и Смольного института, где он был преподавателем, и еще откуда-то, он почти всю раздавал бедным учащимся…».

Не оставляя педагогическую деятельность А.И. Рубец продолжал заниматься собиранием фольклора и писательством: в 1911 г. свет увидела книга «Предания, легенды и сказания Стародубской седой старины», написанная по воспоминаниям его няни Варвары.

ioilhugwerhegilwroeriou014

Рубец А.И. Предания, легенды и сказания Стародубской седой старины, записанные по рассказам дорогой для меня няни Варвары. Стародуб: тип. А.М. Сорокина, 1911.

Из фондов Российской государственной библиотеки.

 

Заслуги А.И. Рубца как собирателя фольклора были признаны профессиональным сообществом, и в 1912 г. он был избран членом Музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.

К несчастью, плодотворная деятельность А.И. Рубца была прервана его смертью 28 апреля (11 мая) 1913 г.

Брянщина хранит память о выдающемся педагоге, фольклористе, композиторе, благотворителе Александре Ивановиче Рубце. В Стародубе его имя носят городской парк, детская школа искусств и одна из улиц; в экспозиции Стародубского краеведческого музея ему посвящен один из разделов.

ioilhugwerhegilwroeriou014

Рояль, на котором Александр Иванович Рубец обучал детей и взрослых музыкальной грамоте и вокалу.

Из фондов Стародубского краеведческого музея.

 

ioilhugwerhegilwroeriou014

А.И. Рубец проводит занятие. Стародуб. 1900-е гг.

Из фондов Стародубского краеведческого музея.

ioilhugwerhegilwroeriou014

А.И. Рубец в окружении своих учеников. Стародуб. 1900-е гг.

Из фондов Стародубского краеведческого музея.

 

В Брянском краеведческом музее также представлены предметы, рассказывающие об Александре Ивановиче: бюст, нотные листы и письмо к издателю.

ioilhugwerhegilwroeriou014

Предметы А.И. Рубца в экспозиции Брянского краеведческого музея.

 

ioilhugwerhegilwroeriou014

А.И. Рубец. Скульптор Н.Н. Козлова. Брянск. 1990 г. Гипс, тонировка.

 

Список использованных материалов:

1. Александр Иванович Рубец / Сост. Г.В. Метельский, В.В. Скидан. Брянск, 1991. – 23 с.

2. Метельский Г.В. Сердце, отданное людям: Повесть об А.И. Рубце. Тула, 1978. – 94 с.

3. Петухов М.О. Народные музыкальные инструменты музея С.-Петербургской консерватории. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1884. – 56 с.

4. Попова И.С. Профессор Петербургской консерватории А.И. Рубец // Этномузыкология: методы и результаты ареальных исследований / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб., 2014. С. 26–35.

5. Рубец А. Воспоминания о первых годах Петербургской консерватории. Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. № 1 (69). 2022. С. 3–10.

6. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. М.: Наука, 1996. С. 500.

7. Фонды Брянского государственного краеведческого музея, коллекция «Письменные источники».

Страница 17 из 50

  • В начало
  • Назад
  • 12
  • 13
  • ...
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • ...
  • 21
  • Вперёд
  • В конец

img

ГБУК "Брянский государственный краеведческий музей"
241050, Брянская область, г. Брянск, пл. Партизан, д. 6
Телефон: +7(4832)64-63-98, e-mail: bgokm@yandex.ru

Учредитель: Департамент культуры Брянской области
 г. Брянск, ул. Октябрьская, д. 34 
Телефон/факс: 8(4832) 74-32-74, e-mail: dep.kult32@yandex.ru


© 2025 Брянский государственный краеведческий музей

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

By using our website, you agree to our use of cookies.

Я даю согласие
Яндекс.Метрика
  • ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТИ
  • О МУЗЕЕ
    • История музея
    • Структура музея
    • Фонды музея
      • Археология
      • Естественно-научные коллекции
        • Ботаническая
        • Зоологическая
        • Минералогическая
        • Палеонтологическая
      • Изделия с содержанием драгоценных металлов
      • Нумизматическая
      • Изделия из металла и пластмассы
      • Дерево
      • Ткани
      • Кожа
      • Кость
      • Стекло
      • Оружие
      • Изобразительное искусство
      • Письменные источники
        • Афиши, календари, плакаты
        • Газеты
        • Журналы
        • Карты, схемы
        • Письменные источники
      • Фото, негативы
      • Редкая книга
      • Киноматериалы, фоно и аудио предметы
    • Экспозиция
      • Отдел истории
      • Отдел природы
      • Планетарий
    • Виртуальный тур
    • Официальные документы
    • Независимая оценка качества
    • Задание на осуществление мероприятий за счет субсидий на иные цели
  • ПОСЕТИТЕЛЮ
    • Мероприятия
      • Экскурсии
        • Экскурсии в музее
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
        • Выездные экскурсии
          • Для школьников
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
      • Пешеходные экскурсии
        • Для школьников
          • 1-4 класс
          • 5-8 класс
          • 9-11 класс
        • Для взрослых
      • Мероприятия
        • Мероприятия в музее
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
        • Выездные мероприятия
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
      • Музейные клубы
    • Планетарий
    • Пушкинская карта
  • ФИЛИАЛЫ
    • Мемориальный музей А. К. Толстого
    • Мемориальный комплекс "Хацунь"
    • Карачевский краеведческий музей
    • Клетнянский краеведческий музей
    • Музей дружбы народов в Климово
    • Клинцовский краеведческий музей
    • Музей партизанской славы в Навле
    • Почепский краеведческий музей
    • Севский краеведческий музей
    • Музей интернац-го подполья в Сеще
    • Суражский краеведческий музей
    • Археологический музей в Юдиново
    • Музей им. Д. Н. Медведева
  • НАУКА И ИССЛЕДОВАНИЯ
    • Начно-методическая деятельность
    • Публикации
  • СОТРУДНИЧЕСТВО
    • Договор оферты научных публикаций
    • Партнерское сотрудничество
    • Волонтёры
  • КОНТАКТЫ
Go Top

Поиск по сайту

  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Rutube
  • Telegram