Коллекция «Изделия из металла и пластмассы, образцы промышленного производства» (ПМП) начала собираться с первых послевоенных лет и в настоящее время насчитывает около трёх с половиной тысяч предметов основного фонда. Она весьма разнообразна и многопланово даёт представление о разных периодах истории и гранях развития нашего края – Брянщине старинной, партизанской, промышленной, литературной... Металлическая посуда, орудия труда, предметы повседневного обихода и декоративно-прикладного искусства, образцы изделий местной промышленности широко представлены в постоянной экспозиции и неизменно востребованы на музейных выставках самой разнообразной тематической направленности. Большую историческую ценность представляют предметы обихода XVI-XVIIIвеков российского производства – столовая посуда, подсвечники, письменные принадлежности, навесные замки и ключи.
Примером может служить подвесная походная чернильницаXVIIIвека, отличающаяся ярко выраженным художественным оформлением и хорошей сохранностью. Такой металлический флакон уплощённой формы с устойчивым дном и двумя ушками, к которым крепили цепочку или шнур, писарю удобно было крепить у пояса и носить с собой, а при необходимости и ставить на стол. На боковую стенку чернильницы методом чеканки нанесён рисунок, символизирующий битву льва и единорога.
Этот древний сюжет нашёл очень широкое отражение в западном искусстве и в геральдике. Он присутствует в известном сборнике английского детского фольклора XVIII века «Стихи Матушки Гусыни»:
Вел за корону смертный бой со Львом Единорог
Гонял Единорога Лев вдоль городских дорог...(перевод С.Я. Маршака)
В русскую культуру пара «лев и единорог» пришла из европейской и в XVI-XVIII веках получила у нас очень широкое распространение. Парные изображения этих животных в российской эмблематике присутствуют на спинке трона Ивана Грозного и на фирменном знаке Московского печатного двора времени его царствования, на росписи потолка главного зала Исторического музея и на ярусе декора Спасской башни Московского кремля. Подвесные чернильницы с сюжетом «Битва льва с единорогом» массово изготавливались и использовались в России. Животные изображены стилизованно, они больше похожи на игрушки. Возможно, художник смутно представлял себе облик льва (или намеренно придал ему фантастические черты) – вместо гривы царь зверей несёт аккуратную щетинистую бородку и воспринимается не менее мифическим существом, чем единорог.
В такую чернильницу обмакивали гусиное перо. В коллекции нашего музея есть писчее перо из крыла гуся. Перо имеет интересную историю. Оно было случайно обнаружено в Государственном архиве Брянской области, в архивном деле «Ревизская сказка Брянского уезда 1763 г.» (в котором пролежало более 200 лет!) и передано в музей в 1992 г.
Перо почти полностью лишено опахала, но его стержень сохранил форму и характерные детали обработки для использования в качестве письменной принадлежности. У него длинный широкий желобок и короткий расщеп для вытекания чернил. Перед расщепом имеется фигурная вырезка для сохранения необходимой жёсткости и равномерной подачи чернил. На внутренней стороне пера, в его полости, заметен тёмный пунктир пятнышек. Это остатки засохших чернил, которые в те времена изготавливали из так называемых чернильных орешков – похожих на миниатюрные яблочки наростов, которые можно встретить на листьях дуба. Эти наросты (галлы) вызываются личинками насекомого орехотворки.
Особое место в коллекции занимает интерьерная бронза производства Западной Европы и России XIX века (подсвечники и канделябры, бра, люстры, каминные и настольные часы, письменные приборы, дверные ручки, пепельница в виде морской раковины, колокольчик для вызова слуг). Полтора-два столетия назад в России бронзовые атрибуты достигли пика своей популярности. Они обязательно присутствовали в доме или усадьбе состоятельного человека. Этот крепкий надежный сплав меди с оловом обладает великолепными свойствами. Во-первых, изделия из него в высшей степени эстетичны как из-за возможности детальной проработки всех частей, так и благодаря благородному блеску, неповторимым зеленовато-коричневым или желтовато-красным оттенкам. Во-вторых, бронза долговечна – способна переносить холод, жару, прямые солнечные лучи, влагу, устойчива к коррозии. Благодаря этому, многие образцы прошлых веков сохранились в превосходном виде и украшают музейные экспозиции.
Примером изделия, органично сочетающего в себе высокохудожественное исполнение и утилитарные свойства, является бронзовый чернильный прибор «Мальчик, ловящий уток» производства Франции середины XIX века. На овальном основании – скульптурная композиция в виде деревенской жанровой сценки. Тонко передано выражение лица ребёнка, увлечённого погоней, тщательно проработаны мелкие детали – складки одежды, корзиночное плетение, оперение птиц, жилкование листьев.
Отдельные элементы декора выступают здесь в качестве аксессуаров для письма: венчик экзотического цветка одновременно представляет собой подставку для пера; плетёная корзинка в форме ведёрка служит для хранения мелких вспомогательных письменных принадлежностей; пенёк, с которого взлетает утка, – это одновременно и резервуар для чернил с откидной крышкой; кусок валежника с ребристой поверхностью – перочистка. Такие письменные приборы, видимо, были весьма популярны в своё время. Об этом говорит тот факт, что в ходу была целая серия аналогичных изделий с различными жанровыми сценками, в которых главный персонаж – деревенский мальчик – выступает в разных ипостасях. Известны выполненные по тому же образцу письменные приборы «Мальчик, кормящий собаку», «Мальчик-рыбак», «Мальчик кормит кур».
Жемчужиной коллекции ПМП является комплекс предметов дворянского быта, полученных в 1986 году от семьи Пигарёвых – наследников поэта Фёдора Ивановича Тютчева. В их числе – подсвечники разнообразного дизайна, бра, письменные принадлежности, предметы металлической посуды, пасхальное яйцо с фотографией Императора Александра II, нож для разрезания бумаги, складной футляр для фотографий.
Один из предметов комплекса – латунная тарелочка для мелочей с изображением женщины и мужчины за карточным столом. Выполненное в реалистичной манере изображение сцены игры в карты обрамлено по малому кругу надписями: «ACLEARHEAD, AQUICKEYEANDFAIRPLAYING» («ЯСНАЯ ГОЛОВА, ОСТРЫЙ ГЛАЗ И ЧЕСТНАЯ ИГРА») и «KEEPYOURTEMPER» («ДЕРЖИ СЕБЯ В РУКАХ»), а по большому кругу – стилизованным растительным орнаментом.
В первой половине XIX в. на территории нескольких смежных уездов Орловской, Калужской и Смоленской губерний усилиями Мальцовых (Мальцевых) – династии крупных заводчиков и землевладельцев в России – сложился Мальцовский промышленный округ, включавший и северную часть нынешней территории Брянской области. В этой «империи» действовало около двух десятков предприятий стекольной, хрустальной, чугунолитейной и металлообрабатывающей промышленности. В экспозиции музея находится уникальный экспонат – большой чугунный колокол (высота 82 см, нижний диаметр 90 см) с рельефным текстом на тулове: «МАЛЬЦАВСКАГО ЛЮБАХОНЪСКАГО ЗАВОДА ОТЪЛИТЪ ВЪ ЛЮДИНАВСКОМЪ ЗАВОДЕ ИЗЪ ВОЗДУШНАИ ПЕЧИ МЪСЯЦА ИЮНЯ 3 ДНЯ 1839 ГОДА».
Традиции литейного производства были продолжены на Брянщине в первой половине XX века. В 1935 году был основан Бежицкий сталелитейный завод, носивший поначалу название «Бежицкий завод автосцепок». 28 сентября его сталевары получили первый металл. В экспозиции музея, в открытом хранении, представлена плита, отлитая из первой плавки мартеновской печи № 1. Во второй половине 30-х годов завод стал одним из наиболее мощных и передовых предприятий СССР. С 2015 года Бежицкий сталелитейный завод переименован в «Бежицкую сталь» и сегодня специализируется на вагонном литье.
Тему Великой Отечественной войны в коллекции ПМП раскрывают технические средства, предметы военного обмундирования и быта, личные вещи участников событий. Одним из первых предметов, поступивших в фонды нашего вновь создаваемого после войны музея, был переносной печатный станок Клетнянского партизанского отряда. Он был передан в музей Клетнянским РК ВКП(б) в 1947 г. В годы оккупации партизанская печать была одним из сильнейших орудий борьбы с немецко-фашистскими войсками. К середине 1942 года такие переносные печатные станки специально для партизан начала производить советская промышленность. Изготовленный из лёгкого алюминиевого сплава, он весил от шестнадцати до двадцати килограммов. Его мог переносить на спине один человек, а в случае необходимости станок было легко спрятать. Такие печатные машины, а также шрифты, бумагу забрасывали во вражеский тыл на самолетах. На этом станке в 1942-1943 годах в Клетнянском партизанском отряде печаталась газета «Партизанская правда», а также листовки.
Среди предметов военного быта особо выделяются те, что в годы военного лихолетья были изготовлены умелыми руками воинов и тружеников тыла.
Бойцы говорили, что у солдата при себе всегда должно быть «оружие для беды и оружие для еды», то есть автомат и ложка. Если не было возможности найти заводскую ложку, её делали из подручных материалов. Проще всего было вырезать из дерева, но изготавливали и из алюминия или олова литьём. Материал был под рукой – покорёженная фляжка, кружка либо котелок, а если повезёт, то и двигатель от разбитого самолета.
В фондах музея есть ложка, отлитая в Мглинском партизаном отряде (1941-1943 гг.). У ложки узнаваемая форма – она характерна для традиционной широкой деревянной ложки, так называемого «межеумка», которой, по словам знатока народного быта С. В. Максимова, «вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».
По всей видимости, такая ложка и послужила моделью для отливки: в глине сделали её оттиск, на костре расплавили алюминиевый сплав (возможно, с добавкой олова) и залили в форму. Ложка была передана в музей в 1979 г. бывшим партизаном Мглинского отряда Стефаном Ивановичем Максименко.
В фондах музея хранится светильник из латунной гильзы патрона, изготовленный в годы войны уроженцем города Брянска М.А. Ржавским, который в то время работал в г. Богородске Горьковской области. Светильник был передан в музей его дочерью, А.М. Ржавской в 2003 году. Устройство светильника, на первый взгляд, несложно, но – эффективно. Верхняя часть гильзы закрыта пробкой, в которую вставлен металлический зубчатый ограничитель, в центре которого – фитиль, помещённый в металлическую трубку. В гильзу заливалась горючая жидкость (керосин, бензин, спирт), фитиль пропитывался ею и при зажигании давал пламя, которое использовалось для освещения. Латунная гильза имеет диаметр 25 мм. Патроны такого калибра использовались в пистолетах ТТ и пистолетах-пулемётах Шпагина, Дегтярёва, Судаева.
В первой половине 1980-х годов от жителей нашего города в музей поступили два предмета, бывшие знаковыми для городского быта – как довоенного, так и послевоенного. Речь идёт о примусе и керосинке. До середины 1950-х годов они были наиболее распространёнными устройствами для приготовления пищи. В те времена в стране было очень много коммунальных и просто неблагоустроенных квартир, не имевших газоснабжения, а электроэнергия была слишком дорога, чтобы использовать электроплитки.
Эти бытовые приборы не только исправно служили людям на кухнях, но и вдохновляли писателей и поэтов на творчество. В 1925 году вышла книжка детских стихов Осипа Мандельштама «Примус». В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Кот-Бегемот произносит фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Сижу, никого не трогаю, примус починяю».
В агитационном искусстве 1920—1930-х годов примус наряду с корытом выступает символом бытового рабства. Даниил Гранин в книге «Ленинградский каталог» буквально воспел роль этих бытовых нагревательных приборов: «...примус — это эпоха; выносливая, безотказная, маленькая, но могучая машина. Примус выручал городскую рабочую жизнь в самый трудный период нашего коммунального быта. На тесных многолюдных кухнях согласно гудели, трудились примусные дружины. Почти два поколения вскормили они... Примусов пылало в стране сотни тысяч. После появления газовых плит, электроплит они отступали, отдавая город за городом... А были еще тихие керосинки. Они горели, как керосиновые лампы, но пламя их шло не столько на свет, сколько на подогрев. Керосинки вели себя смиренно. Примус, тот мог взорваться, керосинка только виновато коптила и пахла керосином». Даниилу Гранину вторит и Вячеслав Киктенко: «Примус – гордая птица. А керосинка – послушная домашняя курочка, подкормил с руки, и хлопочет сама по себе».
О развитии тяжёлого машиностроения в нашем крае в послевоенные годы дают представление макеты и модели особо важных видов продукции крупных предприятий. В их числе: макет вагона-ледника для перевозки скоропортящихся продуктов выпуска 1951 г. Брянского паровозостроительного завода (ныне – Брянский машиностроительный завод); макет автомобиля БАЗ 135 Л4, прозванного в народе «Русским богатырём», и модель трактора Т-140 (выпускались Брянским автомобильным заводом в 1-й половине 1960-х гг.); модель коленчатого вала судового двигателя выпуска БМЗ 1960-х гг. Эти экспонаты позволяют зримо представить облик машин и механизмов, составлявших во 2-й половине двадцатого века славу брянской промышленности.
Начиная с 1958 года на БМЗ был освоен выпуск надежных и экономичных маневровых тепловозов ТЭМ-1, получивших высокую оценку эксплуатационников. В эпоху замены паровой тяги на дизельную железнодорожники называли эти машины «флагманами маневрового транспорта». Первенец тепловозостроения получил название «Комсомольский» в честь 40-летия создания ВЛКСМ. В 1970-х годах учащиеся Брянского СГПТУ № 1 изготовили макет этого тепловоза и передали его в наш краеведческий музей.
Историческую ценность представляют образцы производства предприятий местной лёгкой промышленности, в частности Брянского завода бытовой химии и пластмассовых изделий. Он был образован в 1968 г. и функционирует до настоящего времени как ОАО «Пластик». Среди образцов изделий – бигуди, расчёска, грибок-солонка, прищепка для белья, чернильница, воронка, ручки для письма, крышки для банок... Набор этих незатейливых на первый взгляд предметов обихода характеризует быт того времени.
Соседство чернильницы-непроливашки с шариковой ручкой символизирует смену целых эпох в ручном письме: во второй половине 1960-х годов в СССР перьевые ручки стали неуклонно замещаться шариковыми. Однако в советских школах ученикам младших классов ещё некоторое время не разрешали пользоваться новыми средствами для письма: считалось, что они мешают выработке правильного красивого почерка. Поэтому дети ещё несколько лет продолжали пользоваться привычными перьевыми ручками и чернильницами.
Авторучка Брянского завода бытовой химии выполнена в виде сигареты. В то время курение официально ещё не относилось к факторам риска для здоровья, и подобное оформление письменной принадлежности представлялось не более чем забавным.
Среди современных произведений декоративно-прикладного искусства выделяются изделия из меди и латуни новозыбковского мастера объемной художественной чеканки Александра Афанасьевича Филимонцева. В фондах музея представлены кубки, братина, пивная кружка, рукомойник с крышкой. Инженер-механик по профессии, Александр Афанасьевич в начале 1970-х гг. увлёкся торевтикой – изготовлением объемных предметов с нанесением чеканных орнаментов.
На примере братины – шаровидного сосуда для напитков – мы видим, что автор не только вложил в своё творение отменное мастерство ремесленника и творческий полёт художника, но и попытался связать предмет прикладного назначения с поэтическим наследием нашего края. Так, по горлу сосуда проходит надпись – строки из поэмы Алексея Константиновича Толстого 1868 года «История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева»: «ЗЕМЛЯ НАША БОГАТА – ПОРЯДКА В НЕЙ ЛИШЬ НЕТ». Братина была изготовлена в 1994 г., в фонды музея поступила в 2005 г.
В 2012 году фонды музея пополнил уникальный экспонат – перчатка скафандра «Сокол» Героя Советского Союза Виктора Михайловича Афанасьева, нашего земляка. Перчатку передал в музей лично В.М. Афанасьев. С 1990 по 2001 гг. Виктор Михайлович совершил 4 полёта на пилотируемых космических аппаратах из серии «Союз ТМ» в качестве командира экипажа, 7 раз выходил в открытый космос. Представленная ныне в музейной экспозиции перчатка была элементом скафандра, который использовался космонавтом во время его второго полёта в 1994 г.
Коллекция ПМП продолжает неуклонно пополняться предметами антиквариата, техники, образцами промышленного производства.