Коллекция «Ткани» Брянского краеведческого музея начала собираться с 1948 года и на сегодняшний день начитывает порядка двух с половиной тысяч экспонатов. Фонды музея пополнялись уникальными комплектами крестьянской одежды и рушниками, вещами мемориального характера, принадлежащими выдающимся землякам, образцами декоративно-прикладного искусства, предметами быта XIX-XХ веков. В 1949 году в коллекцию поступили несколько ценных предметов этнографии, собранных княгиней М. К. Тенишевой в конце XIХ века, некоторые из них представлены в экспозиции.
Коллекцию можно разделить на следующие обширные группы:
- Коллекция русского народного костюма (женского и мужского), в которую входят уникальные экспонаты, собранные в разных районах Брянской области: рубахи, сарафаны, поневы, запоны, кокошники, позатыльники, повойники, гайтаны, жарелки, бусы.
- Коллекция одежды и вещей мемориального характера, связанных с людьми и историческими событиями: городской костюм и комплекты одежды XIX века, отражающие модные направления того времени; форменное обмундирование, принадлежавшее участникам Гражданской войны, Героям Советского Союза и командирам партизанских отрядов и соединений периода Великой Отечественной войны; послевоенные образцы военной и гражданской одежды.
- Коллекция предметов художественных промыслов и ремесел, а также образцов промышленного производства, в которую входят ткани, кружева, образцы ткачества, вышивки (в том числе бисером), кружевоплетения, произведенные в XIX-XX вв. Один из уникальных предметов – незаконченная вышивка по канве знаменитой русской певицы, уроженки слободы Алтухово Трубчевского уезда Анастасии Дмитриевны Вяльцевой.
- Коллекция образцов церковного облачения конца XIX – начала XX века.
- Коллекция предметов мещанского быта: скатерти, салфетки, комплекты постельного белья.
- Коллекция флагов, знамен и вымпелов. В числе наиболее примечательных предметов коллекции – знамена партизанских отрядов, сохранившиеся после ожесточенных боев периода Великой отечественной войны», и флаг Брянской области, побывавший в космосе в 1999 году. Среди предметов коллекции также можно обнаружить флаги бывших республик СССР, знамена, вымпелы и флаги государственных и общественных организаций XX-XXI веков.
- Коллекция игрушек довоенного и советского периода.
Рассмотрим уникальные экспонаты Брянского государственного музея и начнем с коллекции русского народного костюма.
Русский традиционный костюм давно признан культурным достоянием мирового наследия. Он формировался на протяжении многих веков на обширных территориях расселения наших предков, сохраняя древнейшие черты и разумно заимствуя всё лучшее от соседних народов.
В связи с тем, что территория Брянщины ранее входила в состав разных губерний, для нашего края характерно разнообразие черт народного костюма. Для уездов, входивших в состав Орловской губернии, был характерен «понёвный» комплекс народного костюма. Эти территории относились к южнорусскому типу культуры, где характерной частью женского костюма была понёва – поясная женская одежда, напоминающая юбку, которая надевалась поверх рубахи.
В фондах музея хранится уникальный комплект женской одежды села Дорожово Брянской области XIX века – великолепный образец понёвного комплекса. Он состоит из рубахи с прямыми поликами (верхняя часть рукавов, манжеты, подол рубахи и воротник-стоечка украшены вышивкой «крестом»), распашной поневы из темно-синей ткани в бело-желто-красную клетку (по низу, швам соединения и краям понева богато украшена ткаными прошвами, золотыми галунами, кружевом, вышивкой), передника-запона, богато украшенного вышивкой, плетеным кружевом, кумачевыми вставками. Костюм дополнялся красным однотонным либо полосатым тканым поясом. Нашейное украшение – ожерелок, нагрудное – чепка.
На территории уездов, входивших в состав Черниговской губернии, были распространены традиции белорусской одежды – здесь преобладал «саянный» комплекс. Саян представлял собой женское платье без рукавов особой конструкции: к облегающему лифу пришивалась широкая юбка, застежка располагалась спереди. Саян надевался поверх рубахи, дополнялся безрукавкой и передником.
Особым разнообразием отличались костюмы жителей однодворческих селений (однодворцы – служилое сословие), проживавших в Севском и Карачевском уездах.
Со 2-й половины XIX века на Брянщине распространение получил «сарафанный» комплекс. Один из образцов такого комплекса хранится в фондах Брянского музея. Сарафан выполнен из домотканой ткани, декорирован рисунком, выполненным в технике набойки на ткани. Это искусство украшения ткани было широко развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. В состав сарафанного комплекса также входили белая вышитая рубаха из домотканого полотна (льняного или конопляного, а позже, в начале XX века – из хлопчатобумажного), нагрудные шейные украшения, обувь.
Особую роль в ансамбле крестьянской женской одежды имел головной убор. Головные уборы центральных районов были весьма разнообразны и изменялись в зависимости от возраста и семейного положения женщины, украшались вышивкой, бусами, бисером. На Брянщине женщины носили повойник (чепец), кичку, сороку, они должны были полностью покрывать голову, прятать волосы. Молодые девушки завязывали ленточку, надевали кокошник, веночек.
В коллекции музея хранится уникальный позатыльник, украшенный узором из бисера и стекляруса. Позатыльник являлся частью головного убора – сороки, он крепился с помощью завязок, прикрывая волосы на затылке и часть шеи. Экспонат относится к началу XX века и является элементом народного костюма Брянского района.
Коллекция тканей Брянского краеведческого музея также включает в себя великолепные образцы городского костюма конца XIX – начала XX века.
К ценным – в историческом и художественном плане – музейным предметам можно отнести салоп конца XIX века, выполненный из бархата и украшенный шитьем шелком.
Салоп – это верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами, скреплялась лентами или шнурами. Шили из бархата, шелка, дорогого сукна; часто на подкладке, вате или меху (в основном куницы и соболя), с бархатными или меховыми отложными воротниками. Был распространен в Западной Европе и в России преимущественно в первой половине XIX века среди горожанок, позже только в мещанских слоях населения.
Еще одним интересным экспонатом музейной коллекции является венчальное платье из серого сукна, расшитое шелком. Произведено оно было в конце XIX –начале XX века в городе Почепе.
Городскую моду России начала ХХ века, можно представить благодаря костюму (кофта с юбкой) темно-бордового цвета.
В фондах музея хранятся такие редкие элементы мужского гардероба конца XIX века, как фрак и сюртук, принадлежавшие жителю города Трубчевска коллежскому асессору Григорию Михайловичу Казанскому (1865-1957). Данные предметы были созданы в 1890-е годы.
Сюртук (от франц. surtout – «поверх всего») – мужская верхняя приталенная одежда до колен, с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах. Характерные элементы сюртука – ряд пуговиц спереди доходил только до талии; сзади нашивались 2 декоративные пуговицы в районе пояса. Сюртук носился, как правило, с жилетом и брюками с высокой посадкой либо с панталонами (разновидность мужских брюк).
Сюртук появился в XVIII веке в Европе; в России стал популярным в начале XIX века. Он являлся элементом повседневной одежды представителей среднего и высшего классов, его носили не только городские жители, но и солдаты, любители охоты. Сюртук носили на протяжении всего XIX века, пока его не вытеснили визитка и пиджак. Окончательно он вышел из моды в начале Первой мировой войны.
Фрак – род парадного сюртука особого покроя: короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади. Появился фрак во Франции в середине XVIII века, в России – примерно в 1770-х годах. Изначально это была одежда для верховой езды, но затем фрак стали носить и на балы, и как повседневную одежду. К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма.
Среди мемориальных предметов можно выделить турецкий бархатный жилет и шапочку с вышивкой золотом, принадлежавшие Пуликовскому Владимиру Александровичу, участнику русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и русско-японской войны 1904-1905 гг. Данный комплект был привезен с русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Также в фондах хранятся вещи выдающихся земляков, которые прославили наш Брянский край. Одним из таких является бушлат Харламова Николая Михайловича, советского военно-морского деятеля и дипломата, адмирала флота, кандидата военно-морских наук, уроженца города Жуковка Брянской области, который он одевал во время прохождения службы командующим Балтийским флотом.
Уникальными образцами художественных промыслов и ремесел являются декоративная ткань в стиле «модерн», тюль, кружева, тесьма начала XIX в. из галантерейного магазина брянского купца Иванова Федора Романовича.
В музее хранится ценная коллекция рушников, собранных на территории Брянской области и отражающих народную культуру и народное творчество русского народа. Издревле на Руси рушник имел как эстетическое, так и ритуально-обрядовое предназначение. Узоры, вышитые на рушнике, служили не только украшением повседневного быта, но и являлись символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками. Для украшения рушника использовали вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты.
В музейной коллекции представлено много рушников, выполненных в технике бранного ткачества, тяготеющего к белорусским традициям.
Интересна коллекция стягов, флагов и знамен. Уникальным экспонатом является боевое знамя партизанского отряда «Смерть немецким оккупантам», изготовленное партизанкой Дарьей Пуниной. В 1941-1943 годах брянские леса стали одним из крупнейших районов партизанского движения. В них сражались около шестидесяти тысяч партизан. В эту грозную махину в составе Южной группировки вошли партизанские отряды Навлинского района. В конце августа 1941 года Навлинский истребительный батальон был преобразован в партизанский отряд «Смерть немецким оккупантам!», командиром которого стал П. Я. Понуровский, а комиссаром – А. В. Суслин.
Немало в собраниях музея вымпелов, которые вручались передовикам и победителям соцсоревнований, выдающимся работникам производства и сельского хозяйства, участникам всевозможных слетов и выставок в период 1950-х – 1980-х гг. Одним из первых в собрание музея был принят вымпел, изготовленный турбинным цехом «I слёту передовиков производства» в 1957 году.
Также в фондах музея есть небольшая коллекция детских игрушек. Особенно ценными являются игрушки, бережно сохранившиеся и переданные Кафтановой Надеждой Павловной, дочерью Кафтанова Павла Георгиевича, генерал-майора авиации в отставке. В годы Великой Отечественной войны он находился в действующей армии, был командиром авиа эскадрильи, авиаполка. В боях проявил личное мужество и отвагу, был неоднократно ранен.
Игрушечные медведи были подарены Павлом Георгиевичем своей дочери в 1950-е годы. Кукла Люся приобретена в городе Ленинграде в 1954-1955 гг., ее назвали Люсей в честь жены маминого брата Людмилы, подарившей куклу.
В коллекции «Ткани» Брянского государственного краеведческого музея находятся уникальные экспонаты, характеризующие как исторические эпохи, так и исторических личностей Брянского края.