По историческим гравюрам, фотографиям, открыткам можно проследить модный образ женщины, развитие парикмахерского искусства.
Парикмахерское искусство во все времена занимало одно из значительных мест в жизни общества. О прическах прошлых столетий можно судить по произведениям искусства: живописным полотнам, мозаике, скульптуре, фрескам, предметам прикладного искусства, а также по описаниям в произведениях художественной литературы, драматургии, поэзии. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства много нового, присущего только ей.
В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.
С 1801 года среди женщин распространяются прически из коротких, завитых в локоны волос.
Литография "Дарья Алексеевна Дьякова - вторая жена поэта Г. Р. Державина"
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
С возникновением интереса к античности начинают носить «греческие», «римские» прически. Особенностью этих причесок была виртуозная техника выполнения завивки. Сочетание разных видов локонов - плоских, круглых, спиральных, трубчатых - позволяло создать на голове настоящее произведение искусства.
Позднее волосы в прическах удлинились. Прически стиля ампир способствовали развитию парикмахерского искусства, так как создавались из множества разнообразных видов локонов.
Обязательным элементом «античных» причесок XIX века стал пучок или искусно сделанный шиньон, который прикреплялся при помощи шпилек, гребней или сеток. Иногда подкалывали каркас конусообразной формы. В 1810 году парикмахер Палат вводит в моду женскую прическу пирамидальной формы. С 1811 года в моду входят букли, которые располагались надо лбом, концентрируясь в небольшие полушария. С 1813 года начинают появляться высокие прически – среди них выделяли «китайскую», по названию модной оперы «Китайский земледелец». Волосы гладко зачесывались вверх и скалывались в продолговатый пучок, наподобие петушиного гребня, у основания пучок перевивался лентой, тонкие, небольшие локоны дополняли прическу.
Все прически начала XIX века наглядно демонстрируют мастерство парикмахеров, их высокий вкус, фантазию. Это время в истории причесок считается периодом блистательного показа высоких профессиональных навыков, техники в области стрижек, завивки и укладки.
С 1820 года появляется новый силуэт прически, получивший дальнейшее распространение в 30-е годы. Ее характерной деталью был пробор - зигзагообразный, прямой, боковой. Отсутствие челок сделало прически более строгими, дополнением стали пучки локонов, расположенные над ушами, высокий пучок из кос крепился на макушке. Когда естественных волос для прически не хватало, прибегали к использованию шиньонов, которые заранее завивались и укладывались.
Портрет великой княгини Елены Павловны, 1824 год
Линии мужских и женских причесок в 30-40-е годы сохраняются прежними, с небольшими изменениями. В этот период модна женская прическа «а-ля мадонна», «а-ля Малибран», по имени знаменитой французской певицы. Обе прически были из гладких волос, их дополняли украшения - фероньерка, шнур с аграфом, который помещали посередине лба.
Портрет. Амелия Лейхтенбергская, 1830-е гг.
Наблюдалось три направления в прическах: первое - букли, собранные в большие пучки, неровно расположенные на висках; второе - пучки волос, объемные косые букли надо лбом, перекрест из волосяных полос посередине лба; третье – длинные завитые волосы на английский манер, три-четыре локона по обеим сторонам лица.
Прически для балов были высокими и низкими, наблюдалась смесь греческого силуэта с прической «мадам Севинье». Локоны около ушей падали до середины шеи.
Вошли в моду прически с большими височными пучками и петлями на макушке, для которых использовали искусственные локоны. Прическа поднялась вверх в виде петель и бантов из волос, оставляя открытым затылок. Такая прическа делалась из разного вида локонов и была сильно перегружена деталями.
Портрет Генриетты Зонтаг, 1831 г.
Эти прически получили название стиля - бидермайер. В первых подобных прическах волосы на висках укладывались в букли, образующие пучок. При этом симметрия, как правило, нарушалась. Могло быть и так, что с одной стороны лица была плотная масса локонов, напоминающая гроздь винограда, а с другой - несколько косых буклей. Такие прически делались для парадных выходов, балов и праздников. Постепенно плотные пучки из буклей сменились пушистыми облаками мелких, взбитых локонов, получивших название «навеянный снег» или «взбитые сливки». Разновидностью этого облака были тугие мелкие локоны типа стружки. Обязательным для этой прически было наличие проборов - одного или двух, зигзагообразных или параллельных. Пучки на макушке соответственно модному силуэту должны были подниматься как можно выше. Поэтому в их конструкции использовали каркасы.
Следует особо отметить формы этих пучков. Они представляют собой, как правило, большие воздушные петли из кос, торсад, гладких, зачесанных прядей в виде волосяных бантов. Иногда прическа включала в себя все эти элементы, которые, несмотря на кажущийся беспорядок, создавали гармонию.
В 1830-1840 годах женщины носили длинные распущенные волосы, завитые в ниспадающие на плечи локоны. Эта прическа называлась «покаяние»; некоторая небрежность считалась женственной. В 1834 году новинкой сезона стала прическа «а-ля Гортензия Манчини», состоящая из полудлинных локонов, свисающих по обе стороны лица. Со временем они становятся длиннее. Эту прическу украшали перьями страуса, павлина, марабу.
В 30-е годы входит в моду прическа «а-ля шинуа» («по-китайски»). Прическа повторяла силуэты китайских женских причесок. Волосы надо лбом и на висках поднимались вверх и укладывались в плотные валики, сзади связывались в пучок. Вся прическа декорировалась длинными шпильками и цветами.
В 40-х годах появляется мода на длинные локоны - «англэзы». Английские локоны уже не лежат пышным облаком, а свисают вниз и, закрывая уши, достигают плеч. Пучок на макушке стал плотным, плоской формы. Такая прическа получила название «плакучая ива» .Локонов могло быть несколько или целый каскад.
Портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, 1844 год.
С середины 40-х годов появляется новая прическа. Для нее характерна гладкая форма и полное отсутствие волосяных петель и каких-либо локонов. Волосы, разделенные прямым пробором, гладко зачесывались на уши, затем отводились назад. Концы их прятались в теменном пучке. Прическа становится гораздо строже. Боковые локоны исчезают. Им на смену приходят гладкие пряди, зачесанные на уши в виде полукругов, или пряди, лежащие ниже ушей, оставляющие их открытыми.
Литография "Андреянова Е.И. Первая русская танцовщица"
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Портрет. Августа Вихрова. 1848 год.
Иногда эти пряди заменяют тонким косами, уложенными в виде баранок. Пучок постепенно перемещается с макушки на затылок, теряя свою массивность и становясь более плоским, в виде раковины.
Портрет леди Джейн Эрскин.
Прическа украшена фероньеркой и розовым бутоном.
Волосы заплетали в косы от середины пряди, а концы их закреплялись в пучке. Прическа «а-ля Агнес Сорель» была чрезвычайно изящна, женственна, предназначалась для балов, приемов, театра. Волосы в ней разделялись прямым пробором, обе половины гладко зачесывались. На затылке укладывали объемный пучок, узел из жгута или кос. Прическа декорировалась лентой в цвет туалета.
Во второй половине XIX века происходит частая смена силуэтов женских причесок. Хрупкость и романтическая женственность больше не являются предметом поклонения. На смену им приходит земная, телесная красота, полные формы. Новый идеал красоты, перегруженность в женском костюме повлекли изменения в прическе. Стало модно носить низкие пучки из кос торсад, иногда волосы укладывали в сетку из толстых бархатных нитей.
Носили английские прически с крупными локонами, красиво обрамлявшими лицо. Высокие прически вышли из моды.
Надо отметить, что каждая новая прическа этого времени не имела ничего общего с предыдущей, меняла свой силуэт, форму, элементы. Но общим во всех прическах было одно - все они делались из длинных волос. Большую роль в прическах играла завивка, в которой проявлялось высокое мастерство парикмахеров. Существовали частные салоны-парикмахерские.
Для 50-х годов XIX века характерна прическа с прямым пробором, получившим название «пробор мадонны», с невысокими валиками над ушами. Волосы с затылка приподнимались и закалывались в массивный пучок.
Мария-Луиза де Ваграм, принцесса Мюрат, 1854 год
Портрет императрицы Марии Александровны. 1857 г.
Литография "Самойлова Вера Васильевна"
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
С 60-х годов распространяется прическа, имевшая более приземистый силуэт. Волосы надо лбом укладывались в объемные валики, волосы на затылке - в сетку из нитей или вышитый мешок. Прическа получила название «а-ля курон» («корона»). Пучки то спускались низко на шею, то приподнимались до ее середины, наличие валиков и прямого пробора было обязательным.
Портрет Александры, принцессы Уэльской. 1864 год.
Портрет Елизаветы Баварской, королевы Австрии. 1864 год.
В 70-80-е годы силуэт причесок изменился. На смену прическам с пучками, повторявшим в какой-то мере силуэт широких юбок с кринолинами, введенными в моду императрицей Евгенией, приходят легкие прически с вертикальными линиями. Локоны разных видов (стружкой, ленточные, трубчатые) сочетались с волосяными бантами, петлями, буклями, эффектно уложенными на макушке. Использовали «накладные» косы, торсадо (жгуты).
Матильда де Агилера-и-Гамбоа. 1875 год.
В 80-х годах XIX века появляются прически типа «каскад» с челками из мелкозавитых прядей. Их стали называть «каскад с зефиром» (легким ветерком). Возможно, челка из мелких кудряшек напоминала своей прозрачностью и легкостью дуновение ветра.
Императрица Александра Федоровна.
Открытое письмо. Портретное изображение женщины.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Постепенно в прическах перестали затягивать виски, наоборот, делались напуски из волос, около них завивали мелкие колечки. Челки стали более низкими, округлыми, тяжелыми. Силуэт прически принимает конусообразную форму. Теперь прически делают только из завитых волос, уложенных при помощи шпилек и подкладных элементов.
Входят в моду большие округлые прически из «ондулированных», взбитых волос, получивших название бандо (повязка).
Открытое письмо. Портретное изображение молодой девушки.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Эти прически делались из крупнозавитых прядей, приподнятых надо лбом и уложенных на макушке в пучок. Бандо делались разных размеров и назывались «малое бандо», «среднее бандо», «большое бандо»
Часто для таких причесок употреблялись готовые постижи, распространившиеся так же широко, как в свое время парики.
Открытое письмо.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Каждая женщина имела несколько готовых постижей, приготовленных парикмахером заранее, чтобы менять прическу в зависимости от надобности. Наряду с бандо появляется прическа типа «сахарет», напоминавшая своим силуэтом прически стиля бидермайер. Делалась она из завитых волос и укладывалась конусообразно.
Для придания прическе формы и для ее укрепления под естественные волосы подкладывали крепе или крепоны, подушечки.
Австралийская оперная певица Нелли Мельба, [ 1900 год].
В это же время среди молодых женщин распространяется новая модная прическа, получившая название «грива пони». Эта прическа была весьма экстравагантна, делалась из коротких завитых волос, начесанных на лоб.
История прически хранит факты, свидетельствующие о том, что в 1884 году немецким парикмахером Фишером была изобретена завивка «мертвых» волос. Еще раньше, в 1875 году, француз Марсель произвел сенсацию своим изобретением – завивкой горячим способом. Его эксперимент был опубликован в журнале «Куафюр франсэз иллюстре». Был выпущен в продажу специальный инструмент для завивки - щипцы «марсель». Приблизительно в то же время немецкий парикмахер И. Майер впервые использовал плоскую намотку волосяных прядей для завивки. Это расширило возможности сочетания в одной прическе разных видов локонов.
В конце XIX века в искусстве зарождается стиль модерн. Характерными его чертами являются обтекаемые, плавные линии, асимметрия. Романтические увлечения, интерес к народному искусству средневековья стали признаками нового стиля. Этот стиль повлиял не только на изобразительное искусство, но и на оформление интерьера, а также на костюм и прически.
Женские прически начала века делались преимущественно из длинных волос и замысловато укладывались. В 1905—1908 годах прически делались из завитых волос способом горячей завивки щипцами Марселя.
Лина Кавальери
Итальянская оперная певица, звезда «прекрасной эпохи».
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Анастасия Дмитриевна Вяльцева (13 марта 1871, слобода Алтухово, Орловская губерния – 17 февраля 1913, Санкт-Петербург) - русская эстрадная певица (меццо-сопрано), исполнительница русских и цыганских романсов, артистка оперетты.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В 1904 году немецкий парикмахер Карл Неслер изобрел долгосрочную завивку. С 1909 по 1925 год видные парикмахеры многих стран пытались с помощью химических составов, инструментов получить искусственную завивку, которая мало чем отличалась бы от естественной. Она вошла в моду в первые десятилетия XX века, продолжает пользоваться популярностью и в настоящее время. Она может быть электрической и паровой, при этом существуют два способа завивки – горизонтальный и вертикальный.
В 1909-1914 годах распространяются прически типа «конус» - завитые волосы располагались широкими волнами. Главным и обязательным условием было наличие ондуляции. Прически, перегруженные разными элементами, требовали искусственных дополнений в виде постижей. Возникают прически смешанных стилей, но это преимущественно бальные прически, для торжественных случаев.
Открытое письмо. Портретное изображение женщины.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В 1916 году в Германии была организована выставка мод, на которой наравне с моделями костюмов, шляп, аксессуаров были представлены образцы парикмахерского искусства, инструменты и приспособления парикмахеров.
Первая мировая война 1914-1918 годов сильно повлияла на женские прически. Вошла в моду короткая стрижка. Причиной ее появления стало участие женщин в войне в качестве сестер милосердия. Тяжелые военные условия не давали возможности ухаживать за волосами, поэтому их срезали – ровно или в кружок по шее, при этом длина волос была различной. В 1915-1916 годах мода на стрижку широко распространилась среди женщин в тылу.
И если ранее короткие волосы считались признаком «неблагонадежности », то теперь это стало обычным явлением. Самыми популярными стали прически «буби-копф», «а-ля гарсон» («под мальчика»). Мода на короткие волосы среди женщин вызвала необходимость появления новых силуэтов причесок. Появляются прически с челкой до бровей, с косым пробором. Этим прическам, типа «Долли-систер», была суждена долгая жизнь.
Существовала масса вариантов «буби-копф» - некоторые из них делались из мелко завитых волос. Постепенно эта прическа переходит в более короткую - типа «фокстрот», «полька», «танго».
Луиза Брукс, 1920-е годы
Увлечение танцами дало название этим и многим другим прическам. Короткая стрижка была неравномерной: передние волосы оставляли длиннее, затылочные стриглись мысом, «на нет», каре. Передние и боковые пряди завивали волнами, укладывали полукругом на щеки, на лоб. Распространены были прямые и косые проборы, большие завитые чубы, пейсы с одной стороны.
Мода на короткую стрижку не означала полного отказа от причесок из длинных волос. Носили прически из гладких волос на прямой ряд, связанные узлом или заколотые в пучок на шее, затылке, подражая известной балерине Клео де Мерод.
Клео де Мерод. Французская танцовщица
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Каждая эпоха приносила что-то свое, новое в парикмахерское искусство, точного копирования не было. Развитие основных форм одежды и причесок происходило в непосредственной связи с социально-экономическими, природными условиями, эстетическими и моральными требованиями, общим художественным стилем, модой.
В моде всегда существовали определенные законы, но есть одна истина, которой подчиняется современная мода. Мода модой, какой бы она ни была, но прическу и стиль каждый человек может подобрать индивидуально, чтобы быть красивым и модным каждый день!
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В 1598 году скончался бездетный царь Федор Иоаннович – правящая династия Рюриковичей прервалась. Россию сотряс кризис государственности – цари-временщики сменяли друг друга, о себе заявили два самозванца-авантюриста, разразилась крупная крестьянская война, войска интервентов топтали русскую землю.
В 1612 году Второму ополчению во главе с Мининым и Пожарским удалось освободить Москву. Это стало началом возрождения страны.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве.
В следующем году состоялся судьбоносный Земский собор, который восстановил законное правление в России и положил начало новой царской династии: русским царем на соборе был избран представитель знатного боярского рода Михаил Федорович Романов. Это событие закончило тяжелую годину Смуты и открыло новую страницу в истории нашей страны.
Избрание на Всероссийский престол царя и великого князя Михаила Феодоровича
Худ. А. Вестфален. СПб.: литографская мастерская Императорского общества поощрения художеств. 1913.
Царь Михаил Федорович, первый Государь и Великий Князь, Самодержец Всероссийский из рода Романовых.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В этом знаменательном Соборе принимали участие и представители Брянского края, среди которых были воин Иван сын Бахтин, Иван Семенов сын Безобразов, Софрон Милентьев сын Тютчев.
Эти фамилии – Бахтины, Безобразовы, Тютчевы – в последующие века стали известными дворянскими родами и оставили заметный след в истории Брянщины.
Помимо них под грамотой об избрании Михаила Федоровича на царство свои подписи поставили игумен Свенского (тогда еще Свинского) монастыря Корнилий, еще один монах из той же обители – Варсонофий и протопоп Брянского Покровского собора (главного собора города, который находился на Покровской горе) Алексий.
Именно Алексий на Соборе представлял всех жителей города Брянска. Подпись на грамоте гласит:
«Брянскай Покровской протопоп Алексей в брянчан, которые во Брянске, дворян и детий боярских, и в посадцких, и в пушкорей, и в затинщиков, и в стрелцов, и в во уездных людей места руку приложил».
Он подписался за тех, кто жил непосредственно в Брянске, в отличие от тех брянцев, кто подписал грамоту от своего лица и проживал в Москве.
Возможно, высокая честь представлять город на Соборе он получил из-за того, что прославился в связи с событиями 1607 года, когда город Брянск был осажден польским гарнизоном Лжедмитрия II. Тяжелая осада привела к голоду в городе и Алексий, как истинный патриот, раздал защитникам Брянской крепости 175 четвертей ржи из запасов собора. Этот подвиг бескорыстия был высоко оценен царем Михаилом впоследствии и Алексий получил щедрый дар от него – несколько сел с крестьянами и угодьями. Позднее, в 1907 году, на Ново-Покровском соборе была прикреплена памятная табличка с цитатой из жалованной грамоты об этом даре.
«Въ 7121 году отъ великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича, за подписанiемъ Его Царского Величества руки, Покровского Собора протопопу Алексъю дана грамота, что 116 году воры и литовскiя люди Брянескъ осадили, то въ осадное время учалъ въ городъ быть голодъ, и въ тъ поры въ городъ въ осадъ купали четверть ржи по шестьдесятъ рублей и больше и отъ него, Протопопа Алексъя, из двора взято и роздано всякимъ ратнымъ и осаднымъ людямъ безденежно сто семдесятъ пять четвертей; и за то ево протопопа раченiе и протчiя деяния ево труде пожаловано въ фощеной волости изъ дворцовыхъ селъ деревня Соколово, Очинокъ тожъ, да сельцо Старое Соколово, да починокь Перщинъ со крестьяны в всякими угодiи и принадлежностьми».
Брянский Покровский собор. Начало XX в.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Царь Михаил Федорович был щедр на дары брянским церквям и обителям. Например, Спасо-Поликарпову монастырю в Брянске, который находился на месте киноконцертного зала «Дружба», он подарил Евангелие в старинном бархатном переплете с дарственной надписью:
«сiю книгу пожаловалъ Государь Царь и Великiй Князь Михаилъ Феодоровичъ и всей Русiи во Брянскъ Соборную церковь Покрова Пречистыя Богородицы при протопопе Петръ 7148 (1640) лъта, октября 26».
Успенскому собору Свенского монастыря он подарил напрестольное Евангелие и ткани для риз духовенства.
Имел отношение Михаил Федорович и к Площанской пустыни.
Литография. Вид Богородицкой Площанской пустыни с юго-западной стороны. 1873 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Филарет (в миру боярин Федор Никитич Романов).
Лист из альбома «Российский Царственный Дом Романовых». СПб.: К.А. Бороздин. 1893 г.
В 1620 году иеромонах Прокопий и два инока прибыли в Москву к царю Михаилу Федоровичу за благословением возобновления обители. Монахи были радушно приняты и получили грамоту на построение храма с приложением к ней личной печати Патриарха Московского Филарета, отца Государя, а также две иконы из царских палат – икону Всемилостивого Спаса и список с чудотворного образа Казанской Богородицы.
Вскоре, дарованные царем иконы стояли в новом деревянном храме, освященном во имя Казанской Богоматери. Обитель с той поры стала называться Казанской Богородицкой Площанской пустынью.
В 1798 году икона Спаса Всемилостивого была облачена в сребропозлащенную ризу чеканной работы, имевшую в венце 4 драгоценных камня. Надпись на ризе гласила:
«Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спаса, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пустыни строителю иеромонаху Прокопию».
Именно во время правления Михаила Федоровича зародилась знаменитая Свенская ярмарка, которая знаменовала возрождение мирной жизни и восстановление торговых связей после Смутного времени. Значение ярмарки для юго-запада Русского государства было огромно. Она была ежегодным и весьма значительным событием.
Свенская ярмарка. Худ. В.Ф. Сидоров. 1985 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
На Брянщине во времена Михаила Федоровича шла бойкая торговля – товары широким потоком поступали через территорию Украины и из Литвы. Об этом говорят частые донесения севских воевод в Разрядный и Посольский приказы. В апреле 1635 года брянский воевода Иван Хилков, благодаря царя за открытие в Брянске в 1620 году гостиного двора, снова посылает Михаилу Федоровичу челобитную о необходимости постройки нового гостиного двора и амбаров для купцов, так как прежние пришли в ветхость, «погнили и заволялись». «А без твоево государева указу мы, холопи твои, гостина двора строить не смеем. И о том нам, холопем своим, как ты, государь, укажешь».
Некоторое отношение к Брянщине имела и супруга Михаила Федоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева.
Царица Евдокия Лукьяновна, жена царя Михаила Федоровича.
Лист из альбома «Российский Царственный Дом Романовых». СПб.: К.А. Бороздин. 1893 г.
Родственники царицы имели владения на Брянщине: ее дядя Степан Федорович Стрешнев владел 18 душами в селе Чернооково Брянского уезда, а его брат Лаврентий Федорович, упоминаемый в документах как «стародубский сын боярский», владел пустошью Ананьиной в Карачевском уезде.
Дочь царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны царевна Татьяна Михайловна выделила средства на строительство каменного храма в Карачевском Воскресенском монастыре Тихоновой пустыни. Освящение храма состоялось 2 августа 1697 года.
Воскресенско-Тихононовская церковь в Карачеве. Нач. XX в.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
«205 (1697) год, августа 2 по благосл. Грамоте дан антиминс к освящению новопостроенной церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Воскресенском монастыре, а взял тогож монастыря строитель иеромонах Евагрий взял и росписался».
Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Нач. XXI в.
Это самый большой храм того времени на Брянской земле. Он сохранился до сегодняшнего дня, и с 2004 года в нем действует Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Таким образом, наследие дочери первого царя из Романовых до сих пор зримо присутствует на Брянской земле.
Список литературы:
1. Глотов С.В. Из истории Карачевского Воскресенского монастыря Тихоновой пустыни // Деснинские древности: материалы IX межгосуд. научн. конф. «История и археология Подесенья», посвященной памяти Ф.И. Заверняева. Брянск. 2018. С. 130.
2. Историко-археологическое исследование Протоиерея В. Попова. Орел: тип. Хализева. 1907 г. // [https://bryanhram.ru/brjanskie-khramy/vpopov-pokrovskii-sobor-1907g.html (дата обращения 07.02.2023)]
3. Калинкина Т.В. Династия Романовых и святые обители Брянщины // Великий князь Михаил Александрович. Жизнь. Эпоха. Судьба. Сб. м-лов Межрег. научн.-практ. конф. Брянск. 2021. С. 63–64.
4. Материалы для истории церквей Брянского края: Севская, Брянская, Карачевская и Трубчевская десятины, 7136 (1628)–1746 гг. / Сост. Г.И. Холмогоров. Брянск. 2010. С. 381.
5. Памятники истории Восточной Европы. Источники XV–XVII вв. / Российский гос. арх. древних актов; редкол.: И. Граля [и др.]. М. – Варшава: Археографический центр, 1995. Т. VIII.: Осадный список 1618 г. / cост.: Ю.В. Анхимюк, А.П. Павлов. 2009. С. 433.
6. Шульгин А. О протоирее Брянского Покровского собора о. Алексее, пожертвовавшем в 1607 г. хлеб // Орловские епархиальные ведомости. 1905. № 15. С. 437–439.
План основных мероприятий ГБУК "БГКМ", посвящённых 80-ой годовщине освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков в 2023 году |
ЯНВАРЬ |
Выставка «Искра надежды» к 80-летию прорыва блокады Ленинграда (12+) Планшетная выставка, подготовленная совместными усилиями Музея Победы и Музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» в рамках Международного проекта «Территория Победы», рассказывает об уникальной военной операции «Искра», ее участниках и героях. |
Конкурс рисунков для учащихся и студентов «Сталинград. Говорят потомки…» к 80-летию Сталинградской битвы (12+) Конкурс проводится среди обучающихся 8-11 классов, студентов ССУЗов и ВУЗов, студентов художественных училищ и учащихся школ искусств в целях воспитания интереса к отечественной истории, уважения к героическому прошлому нашей страны. |
Издание набора открыток «Хранят рисунки горький след войны. Коллекция рисунков из фондов БГКМ» (6+) Уникальная коллекция графических работ из фондов Брянского краеведческого музея, на которых изображены партизаны и солдаты Красной армии, разрушенные города Брянщины. Особый интерес представляют работы мастера фронтового рисунка Анны Боровской. |
ФЕВРАЛЬ |
Выставка «Сталинград 1942-1943. Символ мужества и героизма» (12+) Фотодокументальная выставка, подготовленная музеем-заповедником «Сталинградская битва» в рамках Международного проекта «Территория Победы», расскажет о предпосылках и ходе Сталинградской битвы, героях – участниках сражения, событиях, которые привели к коренному перелому хода Великой Отечественной войны. |
Выставка по итогам конкурса рисунков «Сталинград. Говорят потомки…» к 80-летию Сталинградской битвы (6+) На выставке будут представлены работы школьников и студентов образовательных заведений из г. Брянска и различных районов области: Брянского, Трубчевского, Стародубского, Карачевского, Суражского и других. В работах участников нашли отражение различные эпизоды Сталинградской битвы и подвиги ее участников, сохранение памяти о сражении в памятниках и монументах. |
Выставка (6+) «Оружие в веках» Посетители выставки смогут увидеть образцы холодного и огнестрельного оружия периода Великой Отечественной войны из фондов музея |
Конкурс сочинений-эссе «Сталинград в жизни моей семьи» (12+) На конкурс, посвященный 80-летию победы в Сталинградской битве, приглашаются ученики 8-11 классов и студенты ссузов и вузов г. Брянска и Брянской области. Для участия необходимо написать эссе, поделиться своими мыслями и чувствами по поводу событий Сталинградской битвы. |
Флешмоб «Слово о Сталинграде. 200 минут чтения в память о героях» (6+) Флешмоб проводится в формате открытого микрофона. Общественные деятели, сотрудники музеев, библиотек и образовательных учреждений, школьники и студенты, посетители музея прочтут стихи и прозу, посвященную Сталинградской битве. Будет вестись онлайн-трансляция в группе музея в социальной сети «ВКонтакте». |
Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы (6+) Мероприятия для дошкольников:
Мероприятия для учеников 1-4 классов:
Мероприятия для 5-11 классов:
Мероприятия для 5-11 классов и студентов:
Цикл мероприятий патриотической направленности, ориентированных на разные возрастные группы посетителей. |
Интеллектуальная игра «Мы – потомки героев Сталинградской битвы», посвященная 80-й годовщине разгрома фашистских войск под Сталинградом (12+) Участниками музейной игры станут три команды – студенты вузов, воспитанники кадетских школ и юнармейцы. Под руководством своих наставников они сразятся в интеллектуальном соревновании и продемонстрируют свои знания о Сталинградской битве: ключевых событиях и датах, знаковых местах, участниках и отражении в искусстве. |
МАРТ |
Выставка, посвящённая 80-летию партизанской операции по взрыву Голубого моста (6+) Материалы выставки (документы и фотографии из фондов музея и архивов, личные вещи, предметы обмундирования, оружие и другие экспонаты) раскроют историю подготовки и проведения одной из наиболее известных и значимых операций Брянских партизан – взрыва железнодорожного моста через р. Десну у ст. Выгоничи в ночь с 7 на 8 марта 1943 года, а также расскажут об ее участниках и руководителе – Герое Советского Союза М.П. Ромашине. |
Круглый стол «Партизаны и армия – вместе к Победе», посвященный 80-летию взрыва Голубого моста (16+) Участники обсудят различные аспекты взаимодействия партизан и Красной армии, особенности и ход проведения операции по взрыву Голубого моста и другие значительные операции партизан Брянских лесов. |
АПРЕЛЬ |
Выставка военной формы (6+) «Честь мундира» (рабочее название) Гости музея получат уникальную возможность увидеть образцы военной формы из фондов музея, в том числе выдающихся военачальников и командиров, участвовавших в освобождении Брянска. |
ИЮНЬ |
Выставка «Рельсовая война» (к 80-летию проведения операции «Рельсовая война») (12+) Материалы выставки расскажут об истории и наиболее масштабных партизанских диверсиях, проведенных в рамках операции «Рельсовая война» в период с 3 августа по 15 сентября 1943 года для оказания помощи Красной армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве. |
Конкурс видеороликов «Партизанская слава моей семьи» (6+) Участникам предлагается записать любительский видеоролик с рассказом о своих родственниках – партизанах Великой Отечественной войны. |
Международная научно-практическая конференция, посвященная партизанскому движению на Брянщине в годы Великой Отечественной войны (16+) Ежегодная международная конференция, приуроченная ко Дню партизан и подпольщиков. |
ИЮЛЬ |
Выставка «Брянцы - участники освобождения Белоруссии» Планшетная выставка расскажет об уроженцах Брянского края – участниках освобождения Белоруссии. |
Мероприятие «Брянский фронт в Курской битве» (с презентацией на основе документальных материалов) (12+) Знакомство с историей Брянского фронта, его ролью в Курской битве и последующем освобождении Брянского края, основанное на подлинных архивных документах. |
АВГУСТ |
Выставка «Салютуем Победе!» (6+) Выставка, приуроченная к освобождению Орла и Карачева, расскажет о городах, в честь освобождения которых звучали победные салюты в столице нашей Родины. |
Выставка «Газетной строкой» (6+) Планшетная выставка с фотокопиями газетных статей периода Курской битвы и Брянской освободительной операции, позволяющая посетителям непосредственно ознакомиться со свидетельствами эпохи. |
СЕНТЯБРЬ |
Фотовыставка на пл. Партизан «Величие подвига» (6+) Выставка-инсталляция позволит зрителям прочувствовать самые яркие и эмоциональные моменты Великой Отечественной войны: боль и горечь утрат в период оккупации, величие подвига защитников родной земли, безграничную радость освобождения… |
Выставка, посвящённая 80 –ой годовщине освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков (6+) Выставка расскажет об участниках и ходе освобождения Брянского края от немецко-фашистских захватчиков. |
Выставка, посвященная 80-й годовщине первого партизанского парада в истории Великой Отечественной войны (19.09.1943, г. Орел) (6+) Выставка расскажет об участниках и ходе проведения первого партизанского парада в истории Великой Отечественной войны, который партизаны Брянских лесов провели в освобожденном Орле. |
Флешмоб «Брянская улица к Победе нас ведет»» (6+) Флешмоб проводится в формате открытого микрофона. Общественные деятели, сотрудники музеев, библиотек и образовательных учреждений, школьники и студенты, посетители музея прочтут стихи и прозу, посвященную Сталинградской битве. Будет вестись онлайн-трансляция в группе музея в социальной сети «ВКонтакте». |
Конкурс исследовательских работ среди школьников и студентов, посвященный 80-й годовщине освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков «Они сражались за Родину», (12+) Участникам – обучающимся 5-11 классов образовательных учреждений Брянской области – предлагается подготовить исследовательские работы, посвященные истории освобождения их родного населенного пункта от немецко-фашистских захватчиков. |
Акция памяти «Освобождение Брянщины. Хронология событий» (6+) Совместно с ВГТРК. Цикл репортажей, посвященных ходу освобождения Брянского края от немецко-фашистских захватчиков. |
Единый открытый урок «Сентябрь 1943-го: документальная история» (по документам воинских частей, участвовавших в освобождении Брянщины) (12+) Участники областного урока памяти познакомятся с историей освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков, узнают малоизвестные факты, увидят фотографии и документы того времени. В формате онлайн-трансляции к уроку смогут присоединиться учебные заведения всей области. |
Форум «Живая история: за рамками сводок и приказов» (12+) Гости мероприятия поделятся своими воспоминаниями, историями из семейных архивов, дневниковыми записями периода Великой Отечественной войны. |
ОКТЯБРЬ |
Международная научно-практическая конференция «Геноцид советского народа. План рейха. Жестокие уроки истории» в рамках реализации в. Брянской области проекта «Без срока давности»). В рамках международной конференции прозвучат доклады, посвященные преступлениям нацистов на оккупированной территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание будет уделено истории концлагеря Дулаг -142. |
Памятный митинг, посвященный 82–ой годовщине трагедии Хацуни. |
НОЯБРЬ |
Выставка «Партизанское братство. Беларусь и Россия» В рамках сотрудничества с музеями Белоруссии. Выставка расскажет о белорусах – партизанах Брянских лесов и брянцах, сыгравших важную роль в развитии партизанского движения на территории Белоруссии. |
В ТЕЧЕНИЕ ГОДА |
Экспонирование передвижных выставок БГКМ в образовательных учреждениях и музеях г. Брянска и Брянской области:
Экспонирование передвижных планшетных выставок дополняется проведением мероприятий, лекций и экскурсий соответствующей тематики. |
Разработка новых информационных стендов для МК «Стоянка п/о им. А.И. Виноградова «Озеро Круглое». |
Подготовка к изданию сборника архивных документов, воспоминаний, художественных материалов, посвященных истории концлагеря Дулаг-142. Выявление и изучение материалов (архивных документов, фотографий, воспоминаний участников и очевидцев, произведений изобразительного искусства и т. д.), посвященных нацистскому концлагерю Дулаг-142 в Брянске в 1941-1943 гг. |
Мероприятия для молодежи в рамках федеральной программы Пушкинская карта», в том числе:
Цикл мероприятий патриотической направленности, ориентированных на разные возрастные группы посетителей. |
Предан себе и Отечеству
24 января 1968 г. в семье Станислава Петровича и Галины Сергеевны Визнюк родился их старший сын Олег. В 1975 г. в возрасте 7 лет Олег пошел в школу №27 (ныне лицей №27 г. Брянска), в которой ранее учились три Героя Советского Союза – И.Е. Кустов, В.С. Рябок и В.И. Сафронова.
Учителя отмечали, что Олег был учеником любознательным, активным – играл в школьном ансамбле на гитаре, посещал школьные факультативы, принимал участие в военно-спортивных играх, таких как «Зарница» и «Орленок». Был пионером и комсомольцем.
Участники III Всесоюзного слета тимуровцев. О.С. Визнюк – третий справа в верхнем ряду.
Черкассы. 1984 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
Комсомольский билет О.С. Визнюка.
Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея
Сразу после окончания школы в 1985 году Олег Визнюк поступил в Ташкентское высшее общевойсковое командное училище имени В.И. Ленина по командно-тактической специальности мотострелковых войск.
Курсант О.С. Визнюк с младшим братом Андреем.
Брянск. Август 1986 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
Свидетельство О.С. Визнюка о прохождении программы подготовки водителя транспортных средств категории «С».
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
За время обучения он принимал активное участие в общественной жизни училища, усердно изучал военное дело и зарекомендовал себя как отличный курсант.
О.С. Визнюк во время учебы в Ташкентском высшем общевойсковом командном училище.
Ташкент. Май 1986 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
Благодарственные письма родителям О.С. Визнюка.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
Выпускаясь из училища в июле 1989 г., Олег Визнюк получил красный диплом и квалификацию «офицер с высшим военно-специальным образованием, инженер по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники».
Курсант Олег Визнюк сдает экзамены в Ташкентском высшем общевойсковом командном училище.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
Вручение О.С. Визнюку диплома об окончании училища с отличием.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
После окончания обучения О.С. Визнюк проходил службу в Венгрии и Украине, а в сентябре 1994 года поступил на службу в Брянский полк внутренних войск МВД РФ, где занимал должность командира взвода в/ч 6703 г. Брянск.
Младший лейтенант О.С. Визнюк.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
Удостоверение личности офицера О.С. Визнюка.
Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея
Удостоверение старшего лейтенанта О.С. Визнюка.
Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея
В марте 1995 года Олег Визнюк отправился в свою первую служебную командировку на Северный Кавказ, где принимал активное участие в разведывательных, диверсионных и войсковых операциях.
Для своих товарищей Олег Визнюк был примером дисциплинированности, смелости и мужества. Так, 1 апреля 1995 года капитан Визнюк, несмотря на контузию и ранение, полученные в ходе боя, сумел не только пробиться к горящему бронетранспортёру, находясь при этом под непрерывным огнем, но и вынести на себе командира полка, четверых своих подчинённых, а также боеприпасы и оружие.
За этот подвиг он был представлен к награждению орденом Мужества.
Представление О.С. Визнюка к награждению орденом Мужества.
Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея
Перед третьим, последним выездом в Северо-Кавказский регион в 1996 году капитан Визнюк был назначен командиром разведывательного батальона 101-й особой бригады оперативного назначения внутренних войск МВД РФ.
Благодарственное письмо капитану О.С. Визнюку от командующего войсками Московского округа ВВ МВД РФ.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
Поздравление с Новым годом, адресованное командиру О.С. Визнюку от личного состава роты.
Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея
Поздравление с днем рождения от сослуживцев, адресованное О.С. Визнюку.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
Вместе со своими бойцами командир батальона О.С. Визнюк принял участие в более 70 операциях, в ходе которых удалось захватить большое количество стрелкового оружия и гранатометов, а также уничтожить 7 складов с боеприпасами.
Грамота О.С. Визнюку от командования.
Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея
2 августа 1996 г. капитан О.С. Визнюк был досрочно представлен к воинскому званию майора и через несколько дней должен был отправиться в отпуск, но этим планам не было суждено сбыться.
Представление капитана О.С. Визнюка к воинскому званию майора. 2 августа 1996 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
6 августа 1996 г. в г. Грозном противником были заблокированы объекты, в которых располагались российские войска. На помощь одному из подразделений ОМОН был отправлен разведывательный батальон под командованием О.С. Визнюка. Но батальон, идущий на выручку, сам оказался в окружении. Несмотря на упорные попытки вырваться, у бойцов не получалось этого достичь. Допустить полной потери состава разведывательного батальона командир Визнюк не мог, поэтому приказал подчиненным забрать всех раненых на уцелевшую технику, а сам остался прикрывать их отход. В ходе перестрелки капитан О.С. Визнюк погиб. Он преданно исполнял воинский свой долг до последней минуты жизни.
О.С. Визнюк в г. Грозный. 1996 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
Олег Визнюк был похоронен в родном городе Брянске.
Страна не забыла о мужестве своего Героя. 1 октября 1996 г. Олег Станиславович Визнюк был посмертно награжден орденом Мужества, к которому был представлен ранее. А 31 декабря 1997 г. по указу Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина капитану Олегу Станиславовичу Визнюку «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания» было присвоено посмертно звание Героя Российской Федерации. Медаль «Золотая Звезда» впоследствии была вручена вдове Героя – Елене Визнюк.
Бережно хранит память о своем Герое-земляке родная Брянщина. В холле школы № 27 (ныне лицей №27), в которой учился О.С. Визнюк, установлен его бюст, а на здании – мемориальная доска. Ещё одна мемориальная доска установлена на здании дома (ул. Челюскинцев, д.4), где он жил.
Имя Олега Станиславовича Визнюка носит Центр детского творчества в Фокинском районе, улица в Советском районе г. Брянска.
Брянский государственный краеведческий музей также хранит память о Герое. Личные вещи, представленные в экспозиции и фондах музея, были переданы Станиславом Петровичем и Галиной Сергеевной Визнюк.
Монокуляр с ремешком О.С. Визнюка.
Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея
Маска-очки противопыльная. Изготовлена из противогаза.
Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея
Наручные часы «Восток», принадлежавшие О.С. Визнюку.
Из экспозиции Брянского государственного краеведческого музея
Герой Советского Союза Дыскин Ефим Анатольевич – человек-легенда (к 100-летию со дня рождения)
Среди экспонатов нашего музея в разделе экспозиции «Битва за Москву» почетное место занимает фотография Е.А. Дыскина.
Ефим Анатольевич Дыскин родился 10 января 1923г. в деревне Короткие современного Почепского района Брянской области. Позже семья переехала в г.Брянск, где он с отличием окончил в 1940 г. среднюю школу №3. 17-летний юноша, увлекавшийся гуманитарными науками, успешно прошел собеседование и поступил в Московский институт истории, философии и литературы им. Н.Г. Чернышевского без экзаменов.
Первый учебный год прошел очень быстро, он занимался с увлечением и большим интересом, но Великая Отечественная война в одночасье изменила его судьбу. Дыскин вспоминал: «Последний перед переводом на второй курс экзамен я должен был сдавать 23 июня, в понедельник. Накануне купил билет на поезд в Брянск, чтобы ехать на каникулы к родителям. 22 июня рано утром приготовил нехитрые вещички к отъезду и отправился в библиотеку. Только-только обложился книгами и стал готовиться к экзаменам, как в читальный зал вошел высокий юноша (я, как сейчас, помню его растерянное лицо с блестящими черными глазами) и сказал, обращаясь ко всем: «Ребята, закрывайте книжки – началась война!». Помню, машинально посмотрел на часы – было начало первого. С этого момента все как бы ушло в прошлое, стало неважным, ничего не значащим. Я с горечью посмотрел на железнодорожный билет и понял, что он мне больше не понадобится – себе я больше не принадлежал».
18-летний студент, не дожидаясь призыва, через полторы недели после начала войны добровольцем ушел на фронт. Пройдя ускоренный курс обучения, он получил военную специальность артиллериста-зенитчика.
В октябре 1941 г. Дыскин был направлен в 694-й артиллерийский полк 16-й армии Западного фронта наводчиком зенитного орудия 3-й зенитной батареи. Артиллеристам-зенитчикам была поставлена боевая задача не допустить прорыва фашистских бомбардировщиков к Москве, отражать атаки люфтваффе и уничтожать в воздухе десанты немецких парашютистов. Находясь в непосредственной близости от передовой, артиллеристы успешно отражали многочисленные налеты фашистской авиации.
В начале ноября 694-й полк был переименован в истребительно-противотанковый артиллерийский полк и срочно передислоцирован под г. Волоколамск. Зенитные орудия использовались как противотанковые. К этому времени наступление немецких войск на западном фронте было остановлено примерно в 100 км от Москвы. Фашисты спешно перебрасывали сюда большое количество артиллерии и танков. Советским командованием на Волоколамском направлении срочно создавались новые оборонительные рубежи. 15 ноября 3-я противотанковая батарея заняла позицию вблизи деревни Горки, рядом с которой располагался штаб16-й армии.
16 ноября фашисты начали «генеральное» наступление на Москву. В этот день им удалось взять город Волоколамск, а 17 ноября они предприняли попытку танкового прорыва к Волоколамскому шоссе. Батарея, в которой правым наводчиком был Дыскин, приняла бой одной из первых. В бою участвовало 20 фашистских танков. После интенсивного авиационного налета и минометного обстрела три из четырех орудий 3-й батареи были выведены из строя, многие бойцы погибли или получили ранения. Дыскин вспоминал: «Первыми выстрелами мы из единственного уцелевшего орудия уничтожили два танка. Заметив одиноко стреляющее орудие, танки и миномёты открыли по нему огонь. Был убит левый наводчик И. Гусев, я получил первое ранение. На помощь пришел полковой комиссар Ф.Х. Бочаров, который взял на себя обязанности командира орудия. По его приказу место левого наводчика занял командир орудия С. Плохих. Нам удалось подбить один танк, когда погиб подносчик снарядов Н. Полоницын и был контужен С. Плохих, я получил второе и третье ранение. Тогда Ф.Х. Бочаров взял на себя роль подносчика снарядов, а я остался единственным наводчиком орудия». Впоследствии комиссар Ф.Х. Бочаров рассказывал, как истекающий кровью правый наводчик Дыскин продолжал стрельбу по танкам и прямой наводкой сумел подбить еще 4 танка. Бой был выигран. Дыскин получил четвертое ранение и потерял сознание. Подоспевшие санинструкторы вынесли истекающего кровью артиллериста с поля боя на шинели комиссара и доставили в медсанбат г. Истра.
О героических действиях Е. Дыскина, подбившего 7фашистских танков, узнал от непосредственного участника боя – комиссара Ф.Х. Бочарова командующий артиллерией генерал В.И. Казаков. Он доложил командующему 16-й армией генералу К.К. Рокоссовскому, а тот – командующему войсками Западного фронта маршалу Г.К. Жукову. Е.А. Дыскин был представлен к званию Героя Советского Союза посмертно, так как комиссар Бочаров считал, что боец погиб.
О значении подвига Дыскина в воспоминаниях маршала Г.К. Жукова сказано: «Всем известны имена панфиловцев, Зои Космодемьянской и других бесстрашных воинов, ставших легендарными, гордостью нашего народа. Однако в один ряд с ними я бы поставил и подвиг рядового, наводчика орудия 694-го артиллерийского полка Ефима Дыскина». Командующий артиллерией генерал В.И. Казаков в книге «Артиллерия, огонь!» писал: «Наш советский воин в критические минуты боя оказался сильнее стали, сильнее огня и даже сильнее самой смерти. Его подвиг даже тогда не укладывался в представление о человеческих возможностях».
Из медсанбата г. Истра Дыскин был направлен на лечение в госпиталь г. Владимира и позднее, в центральный военный госпиталь г. Свердловска. Вспоминая об этом периоде жизни после войны, он писал: «Выздоравливал я с большим трудом, врачи буквально собирали меня по частям. Мне все старались помочь, поддержать. Решающую роль в моем выздоровлении сыграли военные медики. И на своем опыте, и наблюдая других раненых, я видел, что они буквально возвращают их с того света. Хотелось, конечно, не остаться в долгу перед медиками. Мою дальнейшую судьбу во многом определил начальник Военно-медицинского училища П.И. Гаврось. Он побеседовал со мной и предложил посещать занятия будущих военных фельдшеров. Поначалу я даже не очень осознал смысл этого предложения. Я считал себя артиллеристом и мечтал вернуться на фронт. Гаврось сказал мне, что на фронт мне скоро не вернуться и надо лечиться. «Парень ты молодой, способный. Медики в нашей армии нужны не меньше, чем артиллеристы. Учись и лечись».
12 апреля 1942 г. в газете «Правда» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Ефиму Анатольевичу Дыскину звания Героя Советского Союза. В нём среди награжденных был генерал – Панфилов Иван Васильевич и красноармеец – Дыскин Ефим Анатольевич. Обоим это звание было присвоено посмертно. Спустя два месяца, в июне 1942 г., в Свердловске в театре оперы и балета председатель комитета по делам высшей школы при Совете Министров СССР С.В.Кафтанов в торжественной обстановке вручил Дыскину удостоверение Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Летом 1942 г. судьба свела Дыскина с начальником военно-санитарной службы Советской армии Ефимом Ивановичем Смирновым. После одного из обходов Свердловского госпиталя он пригласил красноармейца Дыскина на беседу и предложил ему продолжить лечение в Военно-медицинской академии и там же параллельно обучаться. По его рекомендации Дыскин был направлен в г. Самарканд, куда была эвакуирована Академия. С 1942 г. он проходил обучение в ВМА, окончил ее с отличием в 1947 г.
С 1948 по 1968 г. Ефим Анатольевич работал под руководством профессора А.Н. Максименкова на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии ВМА, где прошел путь от адъюнкта до профессора. Он занимался не только преподавательской деятельностью, но и научной работой – выезжал на полигоны, оперировал подопытных животных, писал статьи, неоднократно выступал на различных конференциях. В 1951 г. Е.А. Дыскин защитил кандидатскую диссертацию, а в 1962 г. – докторскую.
За руководства «Хирургическая анатомия груди» и «Хирургическая анатомия живота» в составе авторского коллектива Ефим Анатольевич был удостоен премий Академии медицинских наук СССР им. Н.Н. Бурденко и им. В.Н. Шевкуненко. В 1968 г. начальник кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии профессор А.Н. Максименков дал следующую характеристику уже известному учёному и высококлассному педагогу высшей школы – профессору Е.А. Дыскину: «…по своему педагогическому опыту, научной деятельности, широкой эрудиции, морально-политическому облику и организаторским способностям Е.А. Дыскин полностью отвечает требованиям, предъявляемым к начальнику кафедры. Многолетний преподавательский опыт, приобретённый в академии, целенаправленность научных исследований, несомненная перспективность дальнейшего роста – всё это позволяет мне рекомендовать Е.А. Дыскина на должность начальника кафедры нормальной анатомии ВМА». Так Дыскин стал начальником кафедры нормальной анатомии ВМА и руководил ею с 1968 по 1988 г. Он смог не только сохранить богатейший учебный, методический и научный потенциал старейшей кафедры академии, но и приумножить опыт своих предшественников, развить новые оригинальные научные направления. Прежде всего Дыскин – основатель нового научного направления «Анатомия и военная медицина», продиктованного в годы «холодной войны» запросами военной медицины. В научной морфологической школе профессора Дыскина совместно с клиницистами проводились исследования по многим научным направлениям, которые и в настоящее время сохраняют свою практическую и учебно-методическую значимость . Так, сотрудниками кафедры нормальной анатомии и нервных болезней ВМА был выполнен целый ряд комплексных нейроморфологических и клинических исследований, посвящённых особенностям формирования нейродеструктивных процессов при различных заболеваниях центральной нервной системы – инсульте, паркинсонизме, эпилепсии, рассеянном склерозе.
Дыскин – автор более 200 научных трудов. Под его руководством защищены 15 кандидатских и 7 докторских диссертаций. В 1985 г. к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне и за большие успехи в руководстве кафедрой полковнику медицинской службы Е.А. Дыскину было присвоено звание генерал-майор медицинской службы.
В 1988 г. после ухода в отставку Дыскин более 20 лет продолжал работать на кафедре судебной медицины ВМА в качестве научного консультанта. Он охотно оказывал методическую помощь молодым сотрудникам академии, являлся рецензентом ряда диссертаций, продолжал заниматься вопросами истории военной медицины.
6 мая 2005 года заслуженному ветерану вручены памятные наручные часы от Президента Российской Федерации В. В. Путина в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
14 октября 2012 г. Ефим Анатольевич ушел из жизни. Вместе с супругой они похоронены на Богословском кладбище у памятника воину-освободителю, рядом с его учителями – выдающимися анатомами – профессором В.Н. Тонковым и профессором Б.А. Долго-Сабуровым.
В г. Почеп Брянской области на Аллее Героев установлен бюст Героя Советского Союза Ефима Анатольевича Дыскина.
12 января 2018 года в Санкт-Петербурге открылась выставка в рамках цикла «Великие врачи – великие победы», посвящённая 95-летию со дня рождения Ефима Анатольевича Дыскина. На открытии выставки присутствовали соратники Е.А. Дыскина, его ученики, родственники, курсанты Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Выставка, на которой представлены личные вещи Е.А. Дыскина, его рукописи, фотографии, сопровождалась демонстрацией документального фильма «Солдат» (1982 г.), рассказывающего о Е.А. Дыскине и включающего запись интервью с ним.
Ежегодно 9 мая выпускники факультета подготовки врачей для ракетных и воздушно-десантных войск возлагают цветы к могиле Е.А. Дыскина.
18 ноября 2019 года в урочище Горки Рузского городского округа Московской области открыт памятный знак на месте боев осенью и зимой 1941 года. На знаке указана фамилия Героя Советского Союза Ефима Анатольевича Дыскина.
Подвиг Е.А. Дыскина во время Великой Отечественной войны, его огромный вклад в развитие военной медицины являются одним из ярчайших примеров беззаветного служения Родине.
Список литературы:
По: А.Я. Фисун, И.В. Гайворонский, М.М. Одинак, И.В. Литвиненко, Г.И. Ничипорук, Д.Е. Дыскин, М.А. Кошкарёв, Герой Советского Союза Дыскин Ефим Анатольевич – человек-легенда (к 75-летию победы в Великой Отечественной войне) / Вестн. Росс.воен.-мед. акад. – 2020. – № 2 (70). – С. 246–251.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Кузьмин М.К. Медики—Герои Советского Союза. М.,1970
Подвиги Героев Советского Союза. М., 1983.
Ортенберг Д. И. Год 1942. Рассказ-хроника. — М.: Политиздат, 1988, -С. 156-157.
Живые сейсмографы
Сейсмограф – это специальный измерительный прибор, который записывает колебания земной коры. А разве земля колеблется? Да, конечно! Особенно если мы имеем дело с такими природными катаклизмами, как землетрясение или извержение вулкана.
Естественные перемещения пластов земной коры часто оборачиваются для людей катастрофой: землетрясения и цунами уносят тысячи жизней, рушат целые города. А самое страшное – такую катастрофу невозможно предотвратить. Можно только попытаться спрогнозировать примерное место и время природного явления. И в этом нам могут помочь не только специалисты-ученые со своими приборами, но и особые приметы, связанные с поведением животных.
В мае 1902 года раскаленная газовая туча, вырвавшаяся из вулкана Мон-Пелье на острове Мартиника, за 30 секунд сожгла город Сен-Пьер и всех его жителей. Под руинами города нашли 30 тысяч погибших людей и один-единственный труп кошки.
Оказывается, задолго до извержения вулкана, еще в апреле, из города и с его окраин улетели птицы, исчезли змеи и другие пресмыкающиеся, а позже город покинули кошки и собаки. Перелетные птицы, которые обычно останавливались на озере неподалеку от города, на этот раз, не задерживаясь, пролетели дальше. Домашние животные уже за 5 дней до катастрофы начали вести себя беспокойно.
Таким образом, в прогнозировании землетрясений большое значение имеет изучение поведения животных. В преддверии подобных катаклизмов происходят не только колебания земной коры – также изменяется температура в ее недрах и магнитное поле в зоне эпицентра, повышается радиоактивность воды, происходит ряд других геофизических процессов. Все эти процессы каким-то образом воздействуют на животных и отражаются на их поведении.
Среди животных, которые предсказывают землетрясения, особой чувствительностью отличаются змеи. Органы слуха у них устроены не совсем так, как у нас. Рецепторы, воспринимающие звук, находятся, как и у человека, во внутреннем ухе. Однако змеи, как и другие рептилии, не имеют наружного слухового отверстия, и, кроме того, у них отсутствует барабанная перепонка. Вместо этого резонатором выступает нижняя челюсть, которая передает вибрацию от земли – таким образом рептилии могут чувствовать движения других животных с большого расстояния. По этой же причине они очень хорошо «слышат» и сейсмические волны.
Интересно, что существует одно растение, которое хорошо прогнозирует предстоящее извержение вулкана. Это королевская примула, которая растет на острове Ява на склонах вулкана. Когда цветок расцветает – это верный признак того, что близится извержение. В чем тут дело?
Оказывается, что из-за перемещения внутренних слоев земли тепло из недр поднимается по возникшим трещинам к поверхности. И, кроме того, возникает ультразвуковое поле, которое вместе с теплом заставляет соки растения двигаться быстрее – и оно зацветает.
Черный ворон, что ты вьешься…
Зловещий образ ворона хорошо знаком нам из песен, сказок, народных поверий и примет. Это та самая птица, что сидела на плече у Бабы Яги, чье появление считали предвестьем беды, чей облик связывали с проявлением нечистой сила. Кроме того, ворона всегда считали очень мудрой птицей, владеющей тайным знанием и живущей до 300 лет. Интересно, оправданны ли подобные представления?
Надо сказать, что представлением о связи с потусторонними темными силами ворон обязан всего-навсего своему чисто-черному окрасу. И самцы, и самки имеют одинаковое иссиня-черное оперение с металлическим отливом (напомним, что ворОна – это не самка вОрона, а отдельный вид семейства врановые). Отличаются самцы и самки только размерами: самцы несколько крупнее.
В целом, вороны – это самые крупные из наших врановых (сюда относятся, помимо ворон, также галки, грачи, сойки, сороки). Вес самца может доходить до полутора килограмм, а размах крыльев у него – более метра. Полет ворона больше похож на полет хищной птицы, чем на полет других врановых. Это одна из немногих птиц, способных выполнять маневры, аналогичные авиационным фигурам пилотажа.
Вороны ведут оседлый образ жизни, образуют пары на всю жизнь, причем каждая пара защищает собственную территорию. Здесь она строит гнездо, выводит птенцов, добывает корм. Для строительства гнезда вороны выбирают труднопроходимые территории, густо поросшие деревьями. Чаще всего для постройки гнезда птица выбирает старое крепкое дерево (березу, дуб, осину, липу), реже – хвойные деревья. В насиживании кладки и выкармливании птенцов принимают участие оба родителя.
Вороны всеядны, причем могут поедать и падаль, и даже человеческие пищевые отходы, из-за чего в последнее время эти птицы все больше тяготеют к человеческому жилью. Вороны, которые обитают вблизи проживания человека, для сооружения гнезда подыскивают высокие сооружения: колокольни, водонапорные башни, высотные здания.
Как и другие врановые, вороны отличаются особо развитым интеллектом. Есть известный эксперимент: птице предлагают пить воду из глубокой емкости, форма которой не позволяет достать клювом до воды. Тогда испытуемый ворон придумывает бросать в емкость различные предметы, чтобы уровень воды поднялся. Эти птицы умеют планировать сложные многоступенчатые действия, запоминать их последовательность, способны к абстрактному мышлению. Они способны накапливать предыдущий опыт, формируя сложные условные рефлексы, способны обучаться. Так, в спорах за территорию, молодые воронята внимательно наблюдают за поведением старших птиц, перенимая их опыт. Также эти птицы обладают навыком терпения: если ожидание перед принятием решения сулит выгоду, то ворон будет ждать.
Живут вороны, конечно, далеко не 300 лет, хотя срок жизни у них довольно большой. В неволе птицы доживают до 60 лет.