Чубаров Иосиф Мартынович
Жители оккупированного немцами Дубровского района были немало удивлены, когда узнали, что преподаватель биологии Сергеевской школы Иосиф Мартынович Чубаров стал бургомистром волости. И только члены партии Иван Михеевич Елисеев и Николай Иванович Черняков потихоньку говорили надёжным людям: «Не верьте ни одному плохому слову о Чубарове. Он советский человек и бургомистром стал по решению нашей сельской парторганизации».
Вскоре жители Сергеевской волости убедились, что их бургомистр – неплохой человек. Он не притеснял людей, не сообщал немцам о «злостных неплательщиках» натуральных поставок. Для вида вызывал их в волость, кричал, даже кулаком по столу стучал, обещал в тюрьму упрятать за саботаж, но на этом дело и кончалось.
Председатель фашистской райуправы Михаленко раза два вызывал к себе Иосифа Мартыновича.
- Господин Чубаров, я недоволен вами. Ваша волость одна из самых зажиточных в районе, а по поставкам мяса, молока, яиц и всего прочего вы плетётесь в хвосте… Не поправите дела – заменим вас.
Разве мог Михаленко подозревать, что часть собранных у жителей продуктов переправляется в лес к партизанам? Много помогал им И.М. Чубаров.
Всю первую зиму оккупации в сёлах волости скрывалось много окруженцев, а весной незаметно для немцев они были переправлены в лес, в отряды.
Жители волости скоро поняли, что они могут жить за таким бургомистром, как за каменной стеной. Он умел ладить с немцами, умел отговариваться. Население Струковки вспоминает: «Чуть у нас в деревне немцы мужиков трясут, сейчас же посылаем кого-нибудь к Чубарову. Он приедет и докажет немцам, что у нас виновных нет. Им одним и спасались…»
Два раза немцы выгоняли население Струковки на расстрел. В июне 1942 года партизаны убили двух немцев на дороге между Струковкой и Сергеевкой. Приехали из Сещи немцы. Ожидалась расправа с населением Струковки. Но И.М. Чубаров убедил фашистов, что струковцы ни в чём не виноваты. Людей отпустили. Гроза миновала и на этот раз.
Но в первой половине ноября того же 42-го года случилось несчастье: после убийства трёх полицейских за Сергеевкой Чубаров был арестован.
Дело было так: партизаны узнали, что полицейские собираются ехать на Александровский хутор грабить одну семью. Решили в кустах за Сергеевкой устроить засаду. На это задание послали трёх молодых партизан. Но когда приблизилась подвода с полицейскими, автоматы у двоих партизан сдали… Выручил их 15-летний Сергей Агафонов. Он выскочил на дорогу, в упор расстрелял из своего автомата полицейских – Федунова, Амелина и Осипова.
Узнав о гибели полицаев, из Сещи приехали немцы, с ними – главный переводчик Отто Геллер. Чубарова нашли в Струковке.
Его тут же арестовали и стали избивать. Забрали всех мужчин из Струковки и Сергеевки, всех увезли в Дубровскую тюрьму. Часть людей за взятки следователю удалось выручить, но многие были угнаны в далёкие лагеря и погибли там.
Население надеялось на освобождение И.М. Чубарова. Но в Дубровке у него были враги. Один из предателей подал донос, что сын Иосифа Мартыновича Леонид находится в партизанском отряде Ф.С. Данченкова и что сам он тесно связан с партизанами.
Иосифа Мартыновича Чубарова расстреляли в декабре 1942 года в овраге под спиртзаводом в Дубровке, где сейчас растут большие дубы. Там же он был и похоронен. Немцы сравняли с землёй его могилу… Но память о народном защитнике не далось уничтожить.
Елена ИВАНОВА, учитель, краевед
1968 год
п. Дубровка