Первый полет первого космонавта Брянщины.
Дата 2 декабря для Брянщины связана с космосом. В этот день 1990 года жители Брянщины узнали о полете в космос земляка – уроженца г. Брянска Виктора Михайловича Афанасьева. Он стал 238-м космонавтом мира, 70-м космонавтом СССР.
В. М. Афанасьев совершил 4 космических полета общей продолжительностью 555 суток. Выполнил 7 выходов в открытый космос общей длительностью 1 сутки 14 часов 24 минуты. Виктор Михайлович работал на самых современных станциях «Мир» и МКС. Это было потом, а начиналось все 2 декабря 1990 года.
Первый полет всегда является особенным: первое чувство преодоления гравитации, первое ощущение невесомости, первая встреча с бесконечным пространством во время выхода в открытый космос.
Каким же был первый полет Виктора Михайловича? Немного истории.
Первый полет В. М. Афанасьев выполнил на космическом корабле «Союз ТМ-11». Корабль стартовал 2 декабря 1990 года в 11 часов 13 минут по московскому времени. Виктор Михайлович назначен командиром экипажа, в составе которого были Муса Манаров и японский журналист Тойехиро Акияма.
Программой полета предусматривалась стыковка корабля «Союз ТМ-11» с орбитальным пилотируемым комплексом «Мир» и проведение на его борту совместных работ с экипажем 7-й основной экспедиции – космонавтами Геннадием Манаковым и Геннадием Стрекаловым.
Работа космонавта на орбите сложна и многообразна. Это управление кораблем и эксплуатация бортовых систем, проведение испытаний и отработка космической техники, научные исследования и эксперименты, а также хозяйственная и производственная деятельность, ведение связи с наземными пунктами управления, монтажно-сборочные, погрузочно-разгрузочные и ремонтно-восстановительные работы внутри станции и в открытом космосе и т. д. Наиболее сложная задача — управление кораблем и работа в открытом космосе.
Работа восьмой основной экспедиции оказалась весьма насыщенной, четыре раза выходили в открытый космос.
Экипаж осуществил большую программу по переоборудованию станции «Мир». Работы по прокладке электрических кабелей проводились не только внутри станции, но и потребовали работ в открытом космосе. После этих работ мощности солнечных батарей стали доступны во всех модулях станции.
В рамках программы астрофизических исследований использовалась международная орбитальная обсерватория «Рентген», с её помощью получили новую научную информацию о рентгеновском пульсаре в Большом Магеллановом облаке.
Проводились научные эксперименты в областях наблюдения Земли, биологии, медицины и материаловедения.
Во время полета произошли нештатные ситуации. Грузовик «Прогресс М-17», запущенный 14 марта 1991 года, никак не хотел стыковаться со станцией со стороны агрегатного отсека. Во время второго режима стыковки грузовик опасно сблизился со станцией. Если бы корабль пробил обшивку, произошла бы разгерметизация. Катастрофа. Экипажу пришлось бы покидать станцию. Было принято решение: космонавтам В. Афанасьеву и М. Манарову на корабле «Союз ТМ-11» отстыковаться от переходного отсека, облететь комплекс вручную, пристыковаться к агрегатному отсеку в автоматическом режиме, контролируя его. Вот где пригодились навыки летчика-испытателя. В ходе облета и стыковки космонавты обнаружили неисправность антенны системы «Курс» на модуле «Квант». После этого грузовик пристыковался к станции со стороны переходного отсека. Грузовой корабль был сохранен. В одном из последующих выходов в космос антенна была отремонтирована.
Много передали информации о ситуации в Персидском заливе, где продолжались военные действия, и из-за пожаров на скважинах в атмосферу ежедневно выбрасывалось 500 тысяч тонн химических загрязняющих веществ. Нефтяной дым содержал в себе отравляющие вещества, включая двуокись серы, угарный газ и углеводород. Ученые опасались, что этот дым приведет в движение сценарий ужасной экологической катастрофы – атомной зимы. Требовалась точная и полная информация о происходящем на этой территории. Космонавты вели прямые телерепортажи на Европу при пролете через Кувейт. Передавали снимки горящих скважин, распространение дыма вдоль Персидского залива, Аравийского полуострова. Экипаж Афанасьева за проведенную работу получил благодарность ООН.
Kocмичecкий пoлeт В. М. Афанасьева длилcя 175 cутoк. В течение полета менялся состав экипажа, находящегося на станции «Мир». 10 декабря 1990 года Тоёхиро Акияма вернулся на Землю на космическом корабле «Союз ТМ-10» в составе седьмой основной экспедиции совместно с командиром корабля Г. М. Манаковым и бортинженером Г. М. Стрекаловым. Виктор Михайлович продолжил работу в космосе с М. Манаровым.
19 мая 1991 года на станцию «Мир» прилетели на советском корабле «Союз ТМ-12» первый английский космонавт Хелен Шарман с Сергеем Крикалевым и Анатолием Арцебарским.
26 мая 1991 года Виктор Афанасьев с Мусой Манаровым и Хелен Шарман вернулись на Землю.
За успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм летчику-космонавту СССР Афанасьеву Виктору Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Брянщина встречала звездного сына радостно и торжественно. Виктору Михайловичу было присвоено звание Почетного гражданина г.Брянска.
Мы гордимся, что в отряде летавших космонавтов есть наш земляк Виктор Михайлович Афанасьев!
Вся правда о бумажных стаканчиках
Как же приятно в пасмурный осенний день согреться чашечкой кофе в уютном кафе, ну, или, по крайней мере, стаканчиком любимого горячего напитка у экспресс-кофейни. А что? Бумажный стакан – это просто и удобно, а позитивные эмоции обеспечены. А задумывались ли вы о безопасности такого мероприятия? Действительно ли безобидные бумажные стаканчики такие уж безобидные?
Обыкновенные бумажные стаканчики только на 95% состоят из бумажного сырья, остальные 5 % – это пластик. Изнутри такая тара покрыта тонким слоем полиэтилена: чтобы стакан выдерживал высокую температуру и не промокал. Поэтому, хотите вы того или нет, но вместе с согревающим напитком вы употребляете частицы вредного пластика. А кроме того, крышечки от стаканов сделаны из полистирола, который при нагревании выделяет канцерогенные вещества в напиток.
Другая негативная сторона одноразовых стаканчиков – воздействие на окружающую среду. Совмещенный материал (бумага + пластик) почти не поддается переработке. Чистая бумага разложилась бы естественным образом за 1-2 года, но из-за наличия пластика в составе одноразовые стаканчики в огромных количествах пополняют свалки, где до полного их разложения проходят десятилетия. Первый бумажный стаканчик появился более 110 лет назад: попробуйте только представить, какие последствия претерпела окружающая среда за это время!
Есть и другая экологическая проблема. Из-за того, что в месте шва бумага соприкасается с напитком, стаканчики делают не из вторичного сырья, а из первичной целлюлозы. Это значит, что ради их производства вырубают деревья. В среднем, небольшое столичное кафе каждый месяц расходует около 2 тысяч одноразовых стаканчиков, ради которых уничтожается одно дерево. Основная проблема здесь вот в чем: качественная древесина уходит на предмет, задача которого – прослужить примерно 10 минут.
Какой же выход из этой ситуации можно предложить? Решение одно: отказаться от использования бумажных стаканчиков. Современные кофейни уже предлагают менее опасные альтернативы и, кроме того, популярным становится использование собственной тары. Красивая и удобная термокружка в таком случае придется как нельзя кстати!
Александр Иванович Рубец – талантливый музыкант, композитор, неутомимый собиратель народных песен, прекрасный педагог, хоровой дирижер, профессор Санкт-Петербургской консерватории, благотворитель.
А.И. Рубец (1837–1913). Худ. Е.Н. Антонов.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Будущий музыкант родился в г. Чугуеве Харьковской губернии 13 октября 1837 г. в семье военного.
В 1850-х гг. учился в Харьковской и Киевской гимназиях, а в 1861 г. окончил Нежинский лицей с правом на чин IV класса.
После обучения поступил на службу в Черниговскую уголовную палату помощником судебного следователя, где проработал около года.
Но его истинным призванием была музыка. Любовь к ней привела А.И. Рубца в Петербургскую консерваторию, открывшуюся в 1862 г.
Дом Демидова (не сохр.). В 1862–1865 гг. во флигеле дома на углу набережной Мойки и Демидова переулка размещалась Петербургская консерватория.
Гравюра К.Р. Вейермана по рис. В.С. Шпака.
В 1862–1863 гг. Александр Иванович обучался в классе сольного пения профессора Л. Пиччиоли, затем – в классе теории композиции Н.И. Зарембы, по которому окончил консерваторию с аттестатом в 1866 г.
Аттестат А.И. Рубца об окончании Санкт-Петербургской консерватории.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Однокурсником Александра Ивановича был будущий великий русский композитор П.И. Чайковский, с которым он сохранил теплые дружеские отношения до конца жизни.
Письмо А.И. Рубца к Петру Ивановичу Чайковскому.
Из фондов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского.
Рисунок П.И. Чайковского, изображающий А.И. Рубца.
Из фондов Российского национального музея музыки.
С 1866 г. началась преподавательская деятельность А.И. Рубца. В Санкт-Петербургской консерватории он вел курсы элементарной теории музыки, сольфеджио, гармонии, сольного пения, хора. Параллельно, в 1870–1890-х гг. он преподавал теорию музыки и пение в Санкт-Петербургском Елизаветинском училище, Воспитательном обществе благородных девиц (Смольный институт), Павловском женском сиротском и Патриотическом институтах, а также в Мещанском (Александровском) училище, классической мужской гимназии, 3-й военной гимназии и Пажеском Кадетском корпусе. Кроме этого А.И. Рубец работал хормейстером в Обществе хорового пения и занимался с детским хором при Педагогическом музее.
Документы А.И. Рубца о службе в различных учебных заведениях.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Документы А.И. Рубца о службе в различных учебных заведениях.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Документы А.И. Рубца о службе в различных учебных заведениях.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
А.И. Рубец всегда проявлял огромный интерес к народному творчеству, считая, что в нем являет себя истинная музыкальность, которая присуща только народному гению. Плоды его собирательской и исследовательской работы увидели свет в сборниках украинских народных песен и напевов.
Сборник 100 украинских народных песен: 5 выпусков в одном томе / Сост. А. Рубец. М., Лейпциг: П. Юргенсон; СПб.: И. Юргенсон, [1894 г.].
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Двести шестнадцать народных украинских напевов: для пения без сопровожд. / Записал и изд. А.И. Рубец. М.: П. Юргенсон, 1872.
Из фондов Библиотеки Русского географического общества.
В 1874 г. старшего преподавателя Санкт-Петербургской консерватории А.И. Рубца отправили в командировку для сбора народных песен в Черноморский край и южные губернии России.
Свидетельство от РМО, удостоверяющее командировочное поручение А.И. Рубца. 1874 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
За плодотворную педагогическую деятельность в консерватории, большую исследовательскую работу в области музыкальной теории и практики в 1880 г. А.И. Рубец был удостоен звания профессора.
Профессор А.И. Рубец. 1880-е гг.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Перу профессора А.И. Рубца принадлежит большое число учебно-методических пособий, которыми пользовались в музыкальных школах на протяжении многих лет.
Сборники упражнений / Сост. А. Рубец. М.: П. Юргенсон, б.г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Сборник одноголосных и двухголосных школьных песен / Сост. А. Рубец. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1899.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Сборник 49 хоровых пьес для трех и четырех однородных голосов / Сост. А. Рубец. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1902.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Сборник 49 хоровых пьес для трех и четырех однородных голосов / Сост. А. Рубец. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1902.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Краткая музыкальная грамматика / Сост. А. Рубец. СПб., 1871.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Краткая музыкальная грамматика / Сост. А. Рубец. СПб., 1871.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Краткая музыкальная грамматика / Сост. А. Рубец. СПб., 1871.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Письмо А.И. Рубца к издателю П.И. Юргенсону. 1899 г.
Из фондов Российского национального музея музыки.
В конце 1870-х гг. А.И. Рубец затеял еще одно замечательное предприятие – составление биографического музыкального словаря, который увидел свет в 1879 г. под названием «Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей». Благодаря этому труду, в котором приведены сведения о 225 отечественных и зарубежных композиторах и музыкантах, мы теперь имеем возможность узнать имена многих малоизвестных представителей музыкальной культуры России XIX столетия, с некоторыми из которых он был знаком лично.
Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей / Сост. А.И. Рубец. СПб.: А. Битнер, 1886.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Но культурные связи А.И. Рубца выходили за границы одного музыкального сообщества. Его земляком и товарищем был великий русский живописец Илья Ефимович Репин, который запечатлел Александра Ивановича в образе Тараса Бульбы на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», где он представлен хохочущим казаком в белой папахе и красном жупане в центре картины.
И.Е. Репин. «Запорожцы». 1880–1891 гг.
Из фондов Русского музея.
На картине, работу над которой художник закончил в 1891 г., перед нами предстает полный жизни, здоровый, веселый мужчина. Трудно поверить, что через четыре года, в 1895 г. композитора Рубца постигло несчастье – он потерял зрение. Лечение не дало результатов, и в 1899 г. А.И. Рубец, ушедший по состоянию здоровья в отставку, переехал на постоянное место жительства на родину своей матери – в город Стародуб, где жизнь была существенно дешевле и проще, чем в столице.
Но и в провинциальном Стародубе деятельная натура А.И. Рубца проявляла себя в полной мере: он продолжал давать уроки музыки, активно занимался общественной и благотворительной деятельностью.
А.И. Рубец. 1900-е гг.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В 1910 г. в селе Буда Корецкая на свои средства А.И. Рубец построил школу; в Стародубе им были открыты кинотеатр, музыкальная школа (ныне ДШИ им. А.И. Рубца), школа рисования, курсы кройки и шитья. Также им были организованы детский и народный хор, симфонический оркестр, которые выступали под его руководством в созданном им же городском парке с эстрадой.
Одаренных детей, снабдив рекомендательным письмом и порой деньгами на дорогу, А.И. Рубец направлял в Петербургскую консерваторию. Так было, например, с уроженцем города Стародуба Петром Константиновичем Левандо, ставшим впоследствии известным певцом-хористом.
П.К. Левандо (1876–1969), хорист Мариинского театра (с 1899 г.) и хора А.А. Архангельского, артист Придворной певческой капеллы (впоследствии Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга)
Среди известных учеников А.И. Рубца был уроженец деревни Ломаковка Стародубского уезда Константин Степанович Исаченко – оперный певец, профессор Петроградской и Бакинской консерваторий, директор музыкального вещания Всесоюзного радиокомитета при СНК СССР (1933–1935), руководитель Ансамбля песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота (1941–1945).
К.И. Исаченко (1882–1959), артист оперы (лирический тенор), камерный певец и педагог. 1910-е гг.
Из фондов Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского.
Исаченко так отзывался о своем учителе: «Александр Иванович Рубец – это одно из чудесных и замечательных явлений природы, существовавших на Земле. Человек необычайной доброты и бескорыстия, он всю жизнь свою посвятил, чтобы делать людям только добро. Например, пенсию свою в сумме около 600 рублей, получаемую из консерватории и Смольного института, где он был преподавателем, и еще откуда-то, он почти всю раздавал бедным учащимся…».
Не оставляя педагогическую деятельность А.И. Рубец продолжал заниматься собиранием фольклора и писательством: в 1911 г. свет увидела книга «Предания, легенды и сказания Стародубской седой старины», написанная по воспоминаниям его няни Варвары.
Рубец А.И. Предания, легенды и сказания Стародубской седой старины, записанные по рассказам дорогой для меня няни Варвары. Стародуб: тип. А.М. Сорокина, 1911.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Заслуги А.И. Рубца как собирателя фольклора были признаны профессиональным сообществом, и в 1912 г. он был избран членом Музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.
К несчастью, плодотворная деятельность А.И. Рубца была прервана его смертью 28 апреля (11 мая) 1913 г.
Брянщина хранит память о выдающемся педагоге, фольклористе, композиторе, благотворителе Александре Ивановиче Рубце. В Стародубе его имя носят городской парк, детская школа искусств и одна из улиц; в экспозиции Стародубского краеведческого музея ему посвящен один из разделов.
Рояль, на котором Александр Иванович Рубец обучал детей и взрослых музыкальной грамоте и вокалу.
Из фондов Стародубского краеведческого музея.
А.И. Рубец проводит занятие. Стародуб. 1900-е гг.
Из фондов Стародубского краеведческого музея.
А.И. Рубец в окружении своих учеников. Стародуб. 1900-е гг.
Из фондов Стародубского краеведческого музея.
В Брянском краеведческом музее также представлены предметы, рассказывающие об Александре Ивановиче: бюст, нотные листы и письмо к издателю.
Предметы А.И. Рубца в экспозиции Брянского краеведческого музея.
А.И. Рубец. Скульптор Н.Н. Козлова. Брянск. 1990 г. Гипс, тонировка.
Список использованных материалов:
1. Александр Иванович Рубец / Сост. Г.В. Метельский, В.В. Скидан. Брянск, 1991. – 23 с.
2. Метельский Г.В. Сердце, отданное людям: Повесть об А.И. Рубце. Тула, 1978. – 94 с.
3. Петухов М.О. Народные музыкальные инструменты музея С.-Петербургской консерватории. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1884. – 56 с.
4. Попова И.С. Профессор Петербургской консерватории А.И. Рубец // Этномузыкология: методы и результаты ареальных исследований / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб., 2014. С. 26–35.
5. Рубец А. Воспоминания о первых годах Петербургской консерватории. Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. № 1 (69). 2022. С. 3–10.
6. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. М.: Наука, 1996. С. 500.
7. Фонды Брянского государственного краеведческого музея, коллекция «Письменные источники».
Константин Циолковский – ученый-самоучка, ставший основоположником современной космонавтики. О своем рождении К.Э. Циолковский писал: «…17 сентября 1857 года появился новый Гражданин Вселенной, Константин Циолковский!».
Циолковский родился в селе Ижевское Рязанской губернии в семье лесничего. Константин был не единственным ребенком у него были старший брат Дмитрий, младший брат Игнатий и сестра Екатерина. В 1860 году семья Циолковских переехала в Рязань.
В 10 лет Циолковский заболел скарлатиной результатом болезни стали некоторое умственное отупение и глухота – будущий ученый перестал слышать мир, до него доносились лишь приглушенные звуки, которые он не способен был разобрать. До потери слуха К. Циолковский был обычным жизнерадостным ребенком: «…я был счастливым и способным..., меня очень любили, вечно целовали, дарили игрушки, сладкое…», - писал Циолковский. Маленький Константин старался продолжить учится в обычной школе, но поблажек учителя не делали «тугоухому», мальчик стал не успевать по предметам и спустя время его отчислили из школы за неуспеваемость. Мир стал для Циолковского тишиной, но именно эта тишина позволила Константину Эдуардовичу заглянуть за пределы реальности и найти то что стало смыслом жизни для него, он увлекся физикой, геометрией, астрономией, он рисовал чертежи машин с крыльями и даже создал агрегат, который двигался за счет силы пара.
В возрасте пятнадцати лет Циолковский увлёкся воздухоплаванием. Его воображение захватила идея безопасного, устойчивого и несгораемого дирижабля. Однажды отец заглянул в мастерскую Циолковского в ней он обнаружил самодвижущиеся коляски, ветряные мельницы, самодельную астролябию и много других удивительных механизмов. Отец дал сыну денег и отправил поступать в Москву. Это было невероятно для мальчика, который оглох!
До Москвы Константин доехал, но поступать в училище не стал. Вместо этого он записался в единственную городскую бесплатную библиотеку — Чертковскую — и углубился в самостоятельное изучение наук. Жил Константин бедно, практически все деньги, которые присылали ему родители он тратил на книги, трубки, ртуть, серную кислоту и другие материалы для опытов. В 1876 году отец Циолковского вызвал его домой. Вернувшись, Константин стал давать частные уроки. Преподаватель из глухого Циолковского вышел блестящий. Он мастерил из бумаги многогранники, чтобы объяснять ученикам геометрию, и вообще часто объяснял предмет на опытах. О Циолковском пошла слава талантливого учителя-чудака. Все свои силы Циолковский отдавал науке и почти все учительское жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. Ему даже предложили вступить в Русское физико-химическое общество. На приглашение Циолковский не ответил: ему было нечем платить членские взносы.
В 1879 году Циолковский отправился преподавать арифметику и геометрию в город Боровск в Калужской губернии. В Боровске в 1880 году он женился на дочке священника – Варваре Соколовой. «Пора было жениться, и я женился на ней без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась», — так он писал о своей супруге. Варвара и Константин прожили в браке 30 лет.
За молодым учителем прочно закрепилась репутация чудака. Действительно, обстановка его дома была очень странной:
«У меня сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, плясали бумажные куколки, пробивались молнией дыры, загорались огни, вертелись колёса, блистали иллюминации и светились вензеля… Между прочим, я предлагал желающим попробовать ложкой невидимого варенья. Соблазнившиеся угощением получали электрический удар…. Надувался водородом резиновый мешок и тщательно уравновешивался посредством бумажной лодочки с песком. Как живой, он бродил из комнаты в комнату, следуя воздушным течениям, поднимаясь и опускаясь», – из воспоминаний К.Э. Циолковского.
Циолковский был настоящим мечтателем. Главным проектом Константина Эдуардовича в это время стала его детская пятнадцатилетняя мечта – дирижабль!
«В 1885 году, имея 28 лет, я твёрдо решил отдаться воздухоплаванию и теоретически разработать металлический управляемый аэростат», - запишет Константин Эдуардович в своей автобиографии. Ученый решил уйти от применения взрывоопасного водорода, заменив его горячим воздухом. А разработанная им стягивающая система позволяла «кораблю» сохранять постоянную подъемную силу при различной высоте полета. Циолковский просил деятелей науки пожертвовать ему 300 рублей на постройку крупного металлического макета дирижабля, но материальную помощь ему так никто и не оказал.
Интерес к полетам над землей у Циолковского угас — его заинтересовали звезды. Стремлениям Циолковского изучать звезды и космос не могли помешать ни бедность, ни изолированность от научного сообщества, ни даже глухота.
В 1887 году он написал небольшую повесть «На Луне», где описал ощущения человека, попавшего на земной спутник. Значительная часть предположений, высказанных им в работе, впоследствии оказалась верной. Новое увлечение не на шутку захватило Циолковского. Он начал обдумывать аспекты межпланетных путешествий — и прежде всего хотел выяснить, какие перегрузки способен вынести живой организм. В Рязани он построил первую в мире центрифугу для проведения медико-биологических экспериментов и раскручивал в ней случайных животных. Так он выяснил, что цыплёнок спокойно выдерживает десятикратную перегрузку, а таракан — трёхсоткратную!
В 1903 году Циолковский окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса. В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он впервые обосновал, что аппаратом для успешных космических полетов могла стать ракета.
Ученый также разработал концепцию жидкостного ракетного двигателя. В частности, определил скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость»).
Циолковский занимался многими практическими вопросами космоса, которые позднее сформировали основу для советского ракетостроения. Он предложил варианты ракетного управления, систем охлаждения, конструкции сопла и системы подачи топлива.
С 1932 года к Циолковскому был приставлен личный врач — именно он выявил у ученого неизлечимое заболевание. Но Циолковский продолжал работать. Он говорил: чтобы закончить начатое, нужно еще 15 лет. Но этого времени у него не оказалось. «Гражданин вселенной» скончался 19 сентября 1935 года в возрасте 78 лет. Не исключено, когда-нибудь философию Константина Циолковского забудут. Забудут, что он вывел ключевую формулу и придумал прообраз первой космической ракеты. Всё возможно. Однако можно быть уверенным, что в человеческой памяти навсегда останется его лозунг, содержащий суть космического развития: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».
Порцевский Константин Алексеевич всю свою жизнь посвятил изучению Вселенной. Выставка фотографий позволяет проследить трудный «путь к звёздам» нашего земляка-астронома.
Порцевский Константин Алексеевич родился в 1922 году в городе Трубчевске Гомельской (с 1926 года Брянской) губернии. Отец Порцевский Алексей Филиппович служил в лесничестве, а мать – Порцевская Мария Тимофеевна работала в городском узле связи в должности телеграфиста-телефониста.
5 ноября 1929 года в Москве состоялось открытие первого советского планетария. На открытии был семилетний мальчишка из города Трубчевск. Звали его Костей. В планетарий его привели родители. Так начиналась дорога к звездам. Не раз он делился с родителями и друзьями своей мечтой – стать астрономом, открывать тайны Вселенной. Путь к звездам оказался тернистым.
По окончании средней школы № 1 имени В.И. Ленина г.Трубчевска Константин Порцевский пытался поступить в МГУ имени М.В. Ломоносова, но не добрав балл, уехал в город Новосибирск, где поступил в Новосибирский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева. В 1940 году, стараниями старшего брата Константин вернулся в Москву, и поступил в МГУ имени М.В. Ломоносова на Механико-математический факультет на специальность «Астрономия». Однако, в связи с трудным материальным положением, Константину Алексеевичу пришлось взять академический отпуск, чтобы работать. С февраля 1941 года он стал преподавать в средней школе села Семячки Трубчевского района Брянской области.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В июне 1941 года Порцевский Константин Алексеевич был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии Трубчевским Городским военным комиссариатом Брянской области в действующую армию, где участвовал в Сталинградской битве в составе 38-й Стрелковой дивизии 28-й Армии. В одном из боев К.А. Порцевский попал в плен к немцам. Пытался бежать, но неудачно. Вторая попытка удалась. Организован этот побег был самим Константином Алексеевичем. В октябре 1943 года, склонив к побегу восьмерых своих товарищей, он бежал из концлагеря и 13 ноября 1943 года примкнул к Партизанскому отряда имени Г.И. Котовского 3-го Партизанского полка имени Боженко в составе Житомирской партизанской дивизии имени Н.А. Щорса - соединения под командованием С.Ф. Маликова, где вскоре был назначен на должность Командира разведывательного отделения 10-го батальона.
24 апреля 1944 года после расформирования дивизии, без обязательной проверки Порцевский вновь попал в действующую армию, в 271-й стрелковый полк 117-й Краснознамённой Познанской стрелковой дивизии, затем воевал в составе 301-й Берлинской стрелковой дивизии.
24 апреля 1945 года в бою за город Фюрстенвальде в составе взвода отразил две контратаки противника, тем самым обеспечив дальнейший успех боя. Он участвовал в боях против немецко-фашистских войск за освобождение Харькова, Коростенского района Житомирской области Украины и др.
К.А. Порцевский закончил войну в Берлине, в звании старшего сержанта, командиром взвода штурмовиков-автоматчиков (они первыми штурмовали города).
После окончания войны Порцевский продолжил учёбу на Механико-математическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова и успешно окончил его в 1950 году по специальности «астроном». Молодой специалист пришел работать экскурсоводом на Астрономическую площадку Московского планетария. Вскоре Константин Алексеевич начал читать лекции в Звездном зале. Он был очень талантливым лектором, обладающим энциклопедическими знаниями и большим кругозором. Умел интересно и просто рассказывать о сложном и непонятном.
В 1960 году в Московский планетарий пришли будущие космонавты. Среди них был и Юрий Гагарин. Тогда еще никто не знал, что именно он станет первым человеком, который отправится в космос. Занятия по астронавигации с первым отрядом космонавтов проводил в Звездном
зале Константин Алексеевич. Ему выпала огромная честь обучать будущих космонавтов астрономии, умению в сложных ситуациях находить навигационные звезды и ориентироваться по ним. Для обучения космонавтов Константином Алексеевичем была разработана собственная методика и составлены учебные астронавигационные карты. Сегодня они хранятся в «Музее первого полета» г. Гжатск.
В 1963 году он стал Заведующим Научно-методическим отделом, с 1965 года являлся заместителем Директора по науке.
В феврале 1972 года Константин Алексеевич Порцевский становится директором Московского планетария. Он выводит Планетарий на Международный уровень. В этот период Московский планетарий становится самым посещаемым в мире – миллион посетителей в год!
Еще один планетарий, в создании и развитии которого невозможно переоценить роли Константина Алексеевича – планетарий его родного города Трубчевска.
Константин Алексеевич Порцевский был известен всему астрономическому научному миру, как выдающийся исследователь, популяризатор науки, блестящий педагог и один из пионеров школьного астрономического образования. Он был автором многих книг, статей и пособий по астрономии, участником экспедиций по наблюдению за Солнечными затмениями.
Участвуя во множестве научных экспедиций, К.А. Порцевский непременно выступал с научно-популярными лекциями перед местными жителями, прекрасно понимая, что астрономическая грамотность
населения очень низка. Известны его книги по астрономии и космонавтике и для детей «Моя первая книга о космосе», «Тайны звездного неба» и другие.
Константин Алексеевич постоянно интересовался работой Брянского и Трубчевского планетариев, старался быть в курсе происходящих с ними событий. Об этом он рассказал на встрече с сотрудниками Брянского планетария.
Константин Алексеевич Порцевский скончался 26 марта 2011 года после тяжёлой и продолжительной болезни.
Вклад в развитие и изучение астрономии наших брянских астрономов имеет огромное значение. Их работы помогали и помогают подрастающему поколению в познании бесконечной Вселенной.
Всё-таки лето радует нас не только тёплой и солнечной погодой, а ещё и тем, что можно вдоволь полюбоваться завораживающим звёздным небом, удивительными летними созвездиями и небесными явлениями. Ночное небо украшает августовский звездопад -Персеиды.
Метеорный поток Персеиды - это пыль, которая образуется в хвосте кометы Свифта-Туттля. Наша планета пересекает её пылевой след дважды в год. Комета входит в список потенциально опасных и однажды упадёт на Землю (но не в ближайшие двести лет). Свифта-Туттля считается большой кометой - ее ядро имеет 26 км в поперечном сечении. Это более чем в два раза превышает размер предполагаемого объекта, падение которого привело к гибели динозавров.
Метеорный поток Персеиды действует с 22 июля по 24 августа, а его пик будет в ночь с 12 на 13 августа. Начиная с полуночи и всю ночь можно будет наблюдать до 110 метеоров в час, или 1-2 метеора в минуту. Наблюдать за Персеидами обычно начинают с 11 часов вечера. После полуночи интенсивность потока, как правило, нарастает и достигает максимума к 4.30 утра.
Для наблюдения метеорного дождя не нужны никакие астрономические приборы, поэтому, при наличии безоблачной погоды, насладиться ночным звездным зрелищем лета может любой желающий. В этом году звездопад совпадает с полнолунием и наблюдать за потоком метеоров лучше всего в рассветные часы. Метеорный поток движется от созвездия Персей, поэтому и название - Персеиды.
Искать созвездие Персей стоит в северной части неба - чуть ниже и левее созвездия Кассиопеи, которое по форме напоминает букву «W».
Многие верят, что если загадать желание на падающую звезду, то оно непременно сбудется. Главное – сделать это быстро, пока яркая искорка прочерчивает ночной небосвод. А для всех романтиков,мечтателей и любителей астрономии 7 августа отмечается праздник-День собирания звёзд.
Первое упоминание о Персеидах датируется 36 годом н. э. в китайской летописи. Также Персеиды часто упоминались в китайских, японских и корейских летописях VIII-XI веков. В Европе Персеиды называли «Слезами святого Лаврентия», так как фестиваль святого Лаврентия, который проходит в Италии, приходится на самый активный период метеорного дождя - 10 августа.
Созвездие Персея, являющиеся радиантом метеоритного потока, связывают с персонажем из мифов Древней Греции. Как известно, у Зевса был сын Персей (от обычной девушки Данаи). Знаменит юноша тем, что победил Медузу Горгону и спас прекрасную Андромеду от морского чудовища.
Желаем ясного неба и приятных наблюдений!
Лето в жизни насекомых
Когда речь идет о временах года, можно говорить о календарных, астрономических, метеорологических и фенологических сезонах. По календарю лето наступает 1 июня. Астрономическое лето начинается 22 июня, в день летнего солнцестояния. С точки зрения метеорологии лето наступает тогда, когда значение средней суточной температуры воздуха устойчиво фиксируется выше 10 градусов по Цельсию. Но самые интересные признаки лета – фенологические, то есть те, которые мы с вами наблюдаем, находясь на свежем воздухе.
Сегодня мы с вами немного заглянем в таинственный мир насекомых и узнаем об их жизни в летний сезон. Ведь летом насекомые наиболее активны: вокруг обилие корма, а солнышко создает хорошие условия для жизни и размножения.
Среди всех групп насекомых предлагаем сосредоточиться на самой многочисленной – отряде жесткокрылых, или жуков.
У жуков, как и у других насекомых, нет внутреннего скелета: вместо этого они имеют твердый внешний скелет, который к тому же служит им защитой. Кроме того, все жуки обладают сверхпрочным панцирем: они своего рода «танки» в мире насекомых. Жесткие передние крылья позволяют им рыться там, где другие насекомые повредили бы свои.
Голова у жуков бывает очень странной формы, что может отражаться в их видовом названии.
Жук-носорог – яркий представитель необычной и крупной головы. Загнутый назад рог на голове насекомого является его отличительной особенностью. Это «приспособление» у жука-носорога служит для ориентации в пространстве и имеет удивительное строение: различные микрочастицы рога отличаются полупроводниковым сопротивлением.
Еще одна интересная особенность носорога – это предназначенные для копания передние ноги, а также шипы и зубья на задних ногах. По размеру жук-носорог может достигать 40 мм.
В дневное время эти жуки скрываются на земле либо в дуплах деревьев, причем предпочтение отдают иве и дубу: насекомые питаются соком этих растений. С наступлением сумерек начинается лет. Летает носорог с характерным гулом и может преодолевать расстояния до 50 км.
Жуки-носороги медлительны в поведении. В опасной или непонятной ситуации они стараются как можно быстрее закопаться в грунт. А если такой возможности нет, эти удивительные насекомые способны изобразить смерть, упав и слившись с травой и ветками.
На территории некоторых регионов России жук-носорог является сокращающимся в численности видом, в связи с чем он занесён в ряд региональных Красных книг.
А вот жук-олень занесен в Красную книгу Брянской области как сокращающийся в численности вид. Лимитирующими факторами при этом являются рубки дубовых и смешанных лесов, а также лесные пожары.
Олень – самый крупный жук на территории Европы. Его размеры могут достигать 74 мм. Голова самца шире груди и несет длинные зубчатые жвалы, напоминающие рога оленя. Хотя это и челюсти, ввиду их размеров жевать ими что-либо или грызть не представляется возможным. Это своеобразное оружие жука.
Рогачи существуют колониями. Для их успешной приживаемости необходимы старые лесные массивы с большим количеством поваленных деревьев, их веток и стволов, трухлявых пней. Именно в полуразложившейся древесине живут личинки оленя. Личинки развиваются около 5-6 лет в подземной части стволов, толстых корнях и пнях. Окукливание у них происходит осенью, а по весне появляется уже взрослый жук. Сам рогатый гигант живет около месяца.
Давайте познакомимся с близким родственником жука-оленя. Перед вами –оленек обыкновенный.
Голова у оленька тоже большая, но со слабо развитыми жвалами, гораздо меньшими по размеру, чем у родственника. По образу жизни и поведению в природе жуки олень и оленек довольно похожи. Жук-оленек тоже умеет летать, но из-за своих внушительных размеров предпочитает неспешно передвигаться пешком по твердой поверхности. Чаще всего оленьки ведут оседлый образ жизни: они привязываются к месту своего появления на свет и весьма неохотно перебираются на новые угодья.
Во время размножения оплодотворенная самка откладывает 20-25 яиц глубоко в коре мертвых дубов. Развитие личинок может продолжаться до 3-4 лет – то есть меньше, чем у жука-оленя. Личинки питаются гнилой мертвой древесиной, разлагающейся под воздействием древесных грибов. Причем для ускорения процессов гниения древесины самки при откладывании яиц вносят в нее клетки дрожжей Pichia stipitis. Вот такое удивительно «разумное» поведение можно наблюдать у маленького существа.
Этого жука легко узнать: его продолговатое округлое тело переливается золотисто-зеленым цветом изумруда. Жужжит он в полете громко: услышав, сразу поворачиваешь голову с желанием рассмотреть летуна.
Бронзовка золотистая отличается своей светолюбивостью: она ведет дневной образ жизни, а в облачную или пасмурную погоду быстро теряет активность. В подобных условиях жук перестает летать и быстро прячется под листья и корни растений.
Полный цикл развития бронзовки – от яйца до взрослого жука – обычно занимает всего лишь один год. Личинки не причиняют вреда зеленым растениям и повышают плодородие земель. В процессе роста они выделяют биогумус в тысячи раз больше собственного веса, поэтому по приносимой пользе бронзовки сопоставимы с дождевыми червями.
Питается золотистая бронзовка разнообразно. В рацион после зимовки входят древесный сок, молодые листочки, побеги. В пору цветения жук пьет нектар, ест пыльцу, лепестки цветков фруктовых деревьев, ягодных кустарников и травянистых растений.
Естественные враги жука в природе: черноголовые сорокопуты, врановые, иволги. Зимой, разрывая муравейники в поисках пищи, личинок бронзовки находят лисы и барсуки. Не прочь полакомиться ими и кроты, ежи, ласки, хорьки, куницы, ящерицы и лягушки.
Майский жук – он же хрущ – наиболее известен широкому кругу наблюдателей за природой.
Это очень волосатое существо: хрущ практически полностью усеян волосками разной длины, густоты и окраса. Наиболее длинные волоски, собранные в продольные полосы, украшают голову жука.
Выпуклые глаза майского жука имеют сложное строение, что позволяет ему видеть под широким углом обзора. Усики у хруща выполняют обонятельную функцию, а ротовой аппарат грызущего типа позволяет легко поедать побеги растений. Живет взрослый хрущ от одного до трех месяцев.
Личинка хруща в поисках пищи способна передвигаться за сутки на расстояние человеческого шага. Обладая исключительным аппетитом, она за три года жизни способна полностью уничтожить корешки двулетней сосны. Большой вред личинки наносят и сельскохозяйственным растениям.
Интересной особенностью майских жуков считается тот факт, что летают насекомые вопреки всем законам аэродинамики: у этих жуков слишком маленький коэффициент подъемной силы, и, по мнению специалистов, летать они не должны вообще!
Большой черный еловый усач – небольшой жук, обитающий в хвойных массивах – принадлежит к семейству усачей. Предки этих жуков появились еще в юрский период, где жили вместе с динозаврами.
Характерным признаком усачей является наличие сегментированных усов, длиной превышающих размеры тела насекомого.
Многие жуки-усачи умеют издавать резкие звуки, скрип или скрежет. Происходит это из-за трения ребрышка переднегруди о шершавую поверхность среднегруди, или трения бедер задних ног о надкрылья. Такие звуки они издают при угрозе нападения врагов.
Эти жуки относятся к биологической группе вредителей леса. Имаго (взрослая особь) объедают молодые ветки деревьев, а личинки прогрызают в них многочисленные ходы. От их воздействия живые деревья гибнут, а пиломатериалы утрачивают качество, становятся непригодными для строительных работ.
Представителем семейства усачей также является жук-дровосек. Окраска этих жуков крайне разнообразна, она может быть практически любой: от белой и бледно-желтой до черной и металлической. Нередко на теле жуков-дровосеков имеются рисунки из полос, пятен и перевязей разного цвета и размера.
Жуки-дровосеки выполняют санитарную роль, поскольку они утилизируют мертвую древесину. Помимо этого усачи являются опылителями для многих цветковых растений. Имаго некоторых видов большую часть жизни проводят на цветах, поэтому эффективность опыления в сравнении с классическими опылителями у них выше.
Подобно своим собратьям, жуки-дровосеки способны наносить существенный вред лесным посадкам. Домовой дровосек может привести в негодность перекрытия здания, разрушить хозяйственные постройки, мебель и другие предметы интерьера.
Практически каждому, кто отдыхал на берегу озера или речки, встречался жук-плавунец. Латинское название жука Dytiscus переводится как «ныряющий», поскольку большую часть времени он проводит под водой. Но он может и летать: при необходимости насекомое преодолевает десятки километров.
Жуки плавунцы предпочитают водоемы с пресной водой, где полностью отсутствует течение или оно очень слабое. В обилии встречаются в прудах со стоячей, цветущей водой, в болотах. Для плавания они ловко используют свои задние лапки, которые своим строением напоминают маленькие весла, а также хорошо развитые мышцы.
Плавунцы являются жестокими хищниками и едят очень много. Они в огромных количествах уничтожают мальков всех видов рыбы, других насекомых и пресмыкающихся, которые находятся с ними в одном водоеме.
Личинки плавунцов не менее агрессивны. У них нет ротового отверстия, потому что они переваривают пищу вне своего тела с помощью специальной ядовитой жидкости, которую впрыскивают в жертву. После такого приема остается лишь всосать питательные вещества.
При переедании плавунцы не способны подняться на поверхность водоема, и поэтому, чтобы снизить вес тела и всплыть, они отрыгивают съеденное, полностью опорожняют кишечник и специальный зоб. С помощью специальных крючков на передних конечностях насекомые поднимаются по водорослям вверх.
Для пополнения запасов кислорода жуки плавунцы всплывают на поверхность и выпячивают свое брюшко над водой. Такую процедуру взрослый жук должен проводить каждые 15 минут. Причем воздух используется им не только для дыхания, но и для управления всплытием и погружением.
Брянская земля – земля древняя и молодая. Древняя потому, что первые упоминания о ней относятся к IX-X веку, а молодая потому, что в качестве Брянской области была организована относительно недавно – 5 июля 1944 года.
В разные эпохи наш Брянский край входил в состав разных земель:
883–964 гг. – В составе Киевского государства.
1080 г. – Первое упоминание города Стародуба летописцами древности.
1142 г. – В Лаврентьевской летописи впервые упоминается город Вщиж. Город Брянск был в составе Вщижского княжества.
1164 г. – Первое упоминание в летописях о Трубчевске.
1246–1356 гг. – Брянское княжество.
1252 г. – Город Брянск становится стольным городом Чернигово-Северских земель.
1356–1503 гг. – Брянская земля находится в составе Литовского княжества.
С 1503 г. – Брянский край становится частью Московского государства.
1635 г. – Город Брянск находится в составе Чернигово-Северского воеводства, Стародубский округ – в Смоленском, Сураж – в Витебском воеводстве.
1661 г. – Польша признала воссоединение Левобережной Украины с Россией; земли Брянщины были окончательно возвращены Русскому государству.
1708 г. – Города Брянск, Трубчевск, Карачев, Севск приписаны к Киевской губернии. По табелю восьми губерний городам Брянщины присвоены номера: Брянску – №34, Севску – №27, Карачеву – №31, Трубчевску – №53.
1727 г. – Большая часть края оказалась включенной в Белгородскую губернию.
1776 г. – Брянск, Севск, Карачев, Трубчевск, входившие в Севскую провинцию, передаются в Калужское наместничество.
1779 г. – Брянские земли перешли в Орловское наместничество.
1781 г. – Стародубский, Погарский, Мглинский уезды входили в Новгород-Северское наместничество.
1796 г. – Орловское наместничество переименовывается в губернию с уездами: Брянским, Карачевским, Севским, Трубчевским.
1797 г. – Мглинский и Стародубский поветы включаются в Малороссийскую губернию, сформировавшуюся из упразднённых Черниговского и Новогород-Северского наместничеств и части Киевской губернии.
1802 г. – Стародубщина и Суражский уезд вошли в Черниговскую губернию.
1920 г., 1 апреля – На брянской земле воссоздана Брянская губерния.
1929 г. – Брянщина передана в состав Западной области с центром в Смоленске.
1937 г. – Брянский край отходит к Орловской области.
1944 г., 5 июля – Образование Брянской области.
5 июля 1944 г. гор. Москва, Указ Президиума Верховного Совета СССР «ОБ ОБРАЗОВАНИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ».
«Утвердить представление Президиума Верховного Совета Российской Федеративной Социалистической Республики об образовании Брянской области с центром в городе Брянске.
В состав Брянской области включить города: Брянск, Бежица и Клинцы и районы: Брасовский, Брянский, Выгоничский, Гордеевский, Дубровский, Дятьковский, Жирятинский, Жуковский, Злынковский, Карачевский, Клетнянский, Климовский, Клинцовский, Комаричский, Красногорский, Мглинский, Навлинский, Новозыбковский, Погарский, Понуровский, Почепский, Рогнединский, Севский, Стародубский, Суземский, Суражский, Трубчевский и Унечский, выделив их из состава Орловской области.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.»
Брянский край прошел сложный путь административно-территориальных преобразований. Фактически Брянская губерния существовала уже с 1919 года, но оформление ее последовало только в 1920 году. 1 апреля 1920 года из пяти уездов: Брянского, Карачевского, Севского, Трубчевского Орловской губернии и Жиздринского Калужской губернии была создана Брянская губерния. Основной причиной этому явились экономические факторы. Брянск являлся центром промышленного района, к которому экономически тяготели близлежащие уезды Орловской, Калужской и Гомельской губернии. Границы губернии оформлялись в течение нескольких лет. В мае 1923 года Брянская губерния пополнилась Почепским уездом из Гомельской губернии. В марте 1924 года был ликвидирован Трубчевский уезд, а волости губернии укрупнены и число их уменьшилось с 87 до 34. В декабре 1926 года в связи с расформированием Гомельской губернии в состав Брянской вошли также Клинцовский, Новозыбковский и Стародубский уезды. После этого в Брянской губернии стало 8 уездов и 54 волости.
14 января 1929 года Президиум ВЦИК постановил организовать с 1 октября 1929 года Западную область РСФСР с центром в Смоленске и в составе Смоленской, Брянской и Калужской губерний.
1 октября 1929 года Брянская губерния была ликвидирована.
На январь 1935 года в числе 102 районов Западной области были 24 района, вошедшие в 1944 году в состав Брянской области. Это районы: Брасовский, Брянский, Гордеевский, Дубровский, Дятьковский, Жуковский, Карачевский, Клетнянский, Климовский, Клинцовский, Комаричский, Красногорский, Мглинский, Навлинский, Новозыбковский, Погарский, Почепский, Рогнединский, Севский, Стародубский, Суземский, Суражский, Трубчевский, Унечский.
Постановлением ЦИК от 27 сентября 1937 года Западная область была разделена на Смоленскую и Орловскую области. В состав Орловской области вошла территория нынешней Брянской области.
В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. партизанские соединения части западных районов Орловской области (вошедшие в состав Брянской области в 1944 году) были подчинены Западному штабу партизанского движения. В соответствии с этим сведения о боевых действиях партизан и подпольщиков Дятьковского, Жуковского, Клетнянского, Рогнединского, Дубровского, Бежицкого партизанских отрядов хранятся в Центре Документации Новейшей истории Смоленской области.
5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Брянская область с центром в городе Брянск. В состав Брянской области вошли города: Брянск, Бежица и Клинцы и районы: Брасовский, Брянский, Выгоничский, Гордеевский, Дубровский, Дятьковский, Жирятинский, Жуковский, Злынковский, Карачевский, Клетнянский, Климовский, Клинцовский, Комаричский, Красногорский, Мглинский, Навлинский, Новозыбковский, Погарский, Понуровский, Почепский, Рогнединский, Севский, Стародубский, Суземский, Суражский, Трубчевский и Унечский, выделенные из состава Орловской области.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР об образовании области в ней насчитывалось 28 сельских административных районов, затем, по мере того, как вставали новые задачи в социалистическом строительстве, изменялось и административное деление области. Так, в 1956 году был упразднен Чуровичский район, а его территория вошла в Климовский район. В следующем году упраздняются еще три района: территория Воронокского отходит к Стародубскому и Погарскому районам, Жирятинского — к Брянскому, Жуковскому и Почепскому, Злынковского — к Новозыбковскому.
В 1957 году в стране были образованы крупные экономические районы. Территория нашей области вошла в состав Брянского экономического района. В 1962 году этот район влился в созданный Приокский экономический район РСФСР. В связи с этим были образованы промышленные и сельские зоны. В 1963 году в области стало четыре промышленных района — Жуковский, Навлинский, Трубчевский и Унечский и десять сельских — Брасовский, Брянский, Дубровский, Жуковский, Клинцовский, Новозыбковский, Почепский, Севский, Стародубский и Унечский.
Городам областного подчинения стали подчиняться близлежащие города и поселки, имеющие промышленное значение. Город Сураж передавался в административное подчинение Клинцовскому горсовету, Злынка — Новозыбковскому, г. Карачев — Фокинскому райсовету г. Брянска, Севск — Навлинскому промышленному району, города Мглин, Почеп, Стародуб — Унечскому промышленному району, Фокино — Дятьковскому горсовету депутатов трудящихся.
В соответствии с постановлением ноябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС «Об объединении промышленных и сельских областных, краевых партийных организаций» в конце 1965 года в Брянской области было установлено 19 районов. В следующем году вновь были созданы Красногорский, выделенный из состава Клинцовского района, Мглинский — из состава Унечского и Почепского районов и Суземский — из состава Севского и Навлинского районов. В 1972 году создается Рогнединский район, выделенный из Дубровского района.
За послевоенные годы произошли также большие изменения в административном делении городов. Так, в 1949 году в черту Брянска включается поселок Урицкий, а в 1951 году—Большое Полпино, Белые Берега, деревня Осиновые Горки и другие. В 1956 году Брянск и Бежица объединяются в один город, создается Бежицкий район, в который входят прилегающие поселки. Ныне в Брянске четыре административных района — Советский, Бежицкий, Володарский иФокинский.
Вслед за Брянском по своим масштабам идут Клинцы. За послевоенные годы население города увеличилось почти вдвое. Сейчас в нем насчитывается почти 60 тысяч жителей. Когда-то это был город текстильщиков. Ныне это город и машиностроителей.
Тридцать пять тысяч жителей насчитывает Новозыбков. В прошлом он был известен лишь спичечной фабрикой. Ныне на ее месте возвышаются корпуса станкостроительного завода, выпускающего оборудование для деревообрабатывающих и спичечных предприятий. Во все концы страны идет продукция и швейных предприятий города.
Дятьково — четвертый город областного подчинения. Как в прошлом, так и ныне он знаменит своим хрустальным заводом, которому скоро исполнится 185 лет. Но сегодняшний завод напоминает прежний лишь своими изумительными изделиями. Предприятие полностью реконструировано, здесь впервые в нашей стране установлены автоматы по выработке посуды из хрусталя.
Брянская земля прошла славный путь экономического, духовного и культурного развития и не только заняла достойное место среди других субъектов Российской Федерации, но и сумела сохранить и подчеркнуть свою уникальную самобытность и неповторимый колорит.
Сегодня Брянская область — это регион передового сельского хозяйства, многоотраслевой промышленности, активного строительства и развитой социальной инфраструктуры.
Дорогие друзья!
Поздравляем Вас с Днем образования Брянской области.
При подготовке использовались материалы сайта:
Экспонат
ЭКСПОНАТ (от лат. exponatus – выставленный напоказ) – предмет, выставляемый для публичного обозрения.
Понятие «экспонат» используется не только в музеях. По сути, всякий предмет, специально представленный для обозрения на публике (на музейных и библиотечных выставках, ярмарках и др.), можно назвать экспонатом.
Несколько веков назад экспонаты подбирались и выставлялись, чтобы привлечь интерес публики и удовлетворить её любопытство. В России примером создания набора экспонатов с развлекательной целью может служить открытие в 1714 году в Санкт-Петербурге музея под названием «Кунсткамера». Современные экспонаты в основном служат для образовательных целей, имеют культурную, историческую, научную или какую-либо другую ценность.
Фрагмент экспозиции Брянского краеведческого музея «Брянский край в годы Великой Отечественной войны». Мундир Н.В. Славина
В музейной практике в качестве экспонатов могут выставляться произведения искусства, документы и фотографии, образцы продуктов природных процессов, модели технических изделий, иллюстрации исторических событий и т. д.
Музейные экспонаты – это не просто интересные вещи. Во время работы над созданием выставки специалисты тщательно отбирают предметы, чтобы с их помощью сформировать представление о каком-либо природном явлении, ландшафте, историческом событии и т.д.
В музеях иногда создают выставки одного экспоната. «Героем» такой выставки может быть единственный в своем роде предмет или обычная вещь, но связанная с событиями или людьми, которые делают её особенной.
Кстати, в мире существуют даже музеи одного экспоната: музей Туринской плащаницы (Турин, Италия), музей Колокола Свободы (Филадельфия, штат Пенсильвания, США). В основе музея «Ваза» (Стокгольм, Швеция) – остов одноименного корабля XVII века, поднятого со дна моря. В России в г. Пензе расположен музей одной картины имени Г.В. Мясникова. Это уникальный, единственный в России и мире музей такого рода. Он не имеет постоянной экспозиции. Вниманию посетителей представляется одно единственное живописное полотно, подробный рассказ о котором предваряет слайд-фильм о жизни и творчестве художника. Экспонат периодически меняется: с 1983 года по настоящее время в музее поочередно выставлялись 20 картин и одна икона.
Кстати, в качестве экспонатов могут быть использованы не только подлинные предметы, но и копии, репродукции, реконструкции, муляжи, макеты, голограммы. Такие материалы позволяют получить представление об утраченных реалиях или сохранить ценный артефакт (если подлинный предмет в плохой сохранности и может быть разрушен во время экспонирования).
Как правило, музеи формируют выставки на основе своих фондов, но нередко используют предметы из частных коллекций.
Выставка самоваров из коллекции Петра Товиевича Пицуренко в Брянском краеведческом музее. 2018 г.
Для лучшего зрительского восприятия экспонаты, как правило, сопровождаются пояснительными надписями на соответствующих табличках или этикетках. В музейной практике такой способ передачи информации носит название «этикетаж».
Образец этикетки. Ваза для цветов из фондов Брянского краеведческого музея