Перхунов Иван Иванович
(1910 – 1943)
Учитель географии дубровской средней школы.

Родился в 1910 году. Получил педагогическое образование. Перед войной преподавал географию в Дубровской средней школе.
В конце 1941 года в квартире Перхунова на улице Садовой собрались его товарищи и единомышленники. Это было первое собрание патриотов, провозгласившее создание Дубровской подпольной организации. Иван Иванович Перхунов зачитал текст клятвы, которую патриоты сами же и сочинили. Подпольщики подходили по одному и ставили свои подписи под клятвой.
Перхунов вошёл в руководящую пятерку подполья. Он был заместителем Н.П. Макарьева, возглавлявшего агитационно-массовую работу среди населения. Учитель географии профессионально составил экономическую карту района до оккупации и во время неё. Это было спецзадание подпольного обкома партии, чтобы можно было увидеть, к чему привела фашистская оккупация, пресловутый «новый немецкий порядок». Распространяли советские газеты, листовки, сводки Совинформбюро, собирали средства у населения для передачи партизанам, вели учёт вражеской техники и маршрутов её передвижения.
1 апреля 1943 года Иван Иванович Перхунов был схвачен и отправлен в Рославльскую тюрьму. Два месяца его и других подпольщиков пытали, выбивая информацию об оставшихся на воле патриотах.
14 июня 1943 года И.И. Перхунова расстреляли.
Татьяна Григорьевна ЖУКОВА,
учитель истории МБОУ Дубровской №1 СОШ
им. генерал-майора Никитина И.С.,
р.п. Дубровка, Брянская область
ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА
Дубровские школьники любили своего учителя географии Ивана Ивановича Перхунова за широту знаний, талант рассказчика, душевную теплоту. Война прервала мирный труд учителя. Перхунов, имея отсрочку, в армию призван не был и остался в Дубровке. Было тяжело: оккупанты чувствовали себя хозяевами, в школе разместилась казарма, начались казни.
6 ноября 1941 года жертвой пьяных гитлеровцев стала маленькая еврейская девочка. Иван Иванович видел, как хоронили её дети. Мальчики и девочки шли по пустынной улице, таща дроги, на которых лежал гробик из необтёсанных досок. Дети шли молча, не глядя по сторонам, с окаменевшими лицами. Мог ли учитель простить это фашистам?! Нет! Только борьба с ненавистным врагом!
В конце 1941 года в квартире Перхунова на улице Садовой собрались его товарищи и единомышленники. Играли в карты, в шахматы, пили чай с сушками, чтобы создать видимость невинной дружеской вечеринки. Это было первое собрание патриотов, провозгласившее создание Дубровской подпольной организации. Иван Иванович Перхунов зачитал текст клятвы, которую патриоты сами же и сочинили. Подпольщики подходили по одному и ставили свои подписи под клятвой.
Перхунов вошёл в руководящую пятерку подполья. Он был заместителем Н.П. Макарьева, возглавлявшего агитационно-массовую работу среди населения. Учитель географии профессионально составил экономическую карту района до оккупации и во время неё. Это было спецзадание подпольного обкома партии, чтобы можно было увидеть, к чему привела фашистская оккупация, пресловутый «новый немецкий порядок». Распространяли советские газеты, листовки, сводки Совинформбюро, собирали средства у населения для передачи партизанам, вели учёт вражеской техники и маршрутов её передвижения.
Подрывная работа дубровских подпольщиков была замечена фашистами. Они долго охотились за подпольщиками, нашлись и предатели. К 1 апреля 1943 года в Дубровке, Сеще, окрестных сёлах и деревнях было арестовано более 100 подпольщиков и членов их семей. Был схвачен и отправлен в Рославльскую тюрьму и Иван Иванович Перхунов. Два месяца его и других подпольщиков страшно пытали, выбивая информацию об оставшихся на воле патриотах. Ответом было молчание.
14 июня 1943 года Перхунова расстреляли. Утром 20 июля гестаповец Франц Миллер докладывал полковнику Вернеру о полной ликвидации Дубровской подпольной организации, в которой было 72 подпольщика: 54 мужчины и 18 женщин.
Но не всех подпольщиков удалось схватить фашистам – часть ушла к партизанам, в лес, часть продолжала действовать до освобождения посёлка 19 сентября 1943 года. 18 патриотов были расстреляны в Рославльской тюрьме, в том числе и дубровские учителя И.И. Перхунов, Н.П. Макарьев, А.И. Кабанов.
Макарьева (ур. Телегина) Ольга Петровна
(1905 - ?)

Родилась в 1905 году в деревне Заря ныне Рогнединского района Брянской области в семье священника.
С 1925 года преподавала в начальных классах Давыдчинской школы.
С ноября 1941 года по сентябрь 1943 года была агентурной разведчицей Первой Клетнянской партизанской бригады, членом Дубровской подпольной организации.
Награждена орденом Отечественной войны второй степени, медалью «За боевые заслуги», юбилейными медалями.
Муж, Никифор Петрович Макарьев, учитель истории Дубровской средней школы, был одним из руководителей Дубровского подполья. Погиб в Рославльской тюрьме в июне 1943 года.
После войны работала директором Давыдчинской школы, потом преподавала историю в Дубровской средней школе.
Награждена орденом «Знак Почёта», медалями.
Заслуженный учитель школы РСФСР.
Последние годы жила у дочери в посёлке Мичуринский Брянского района, где и похоронена.

Справка о работе в Давыдчичевской школе

Ведомость на выдачу 4-го государственого военного займа


Письмо о выделении помощи вдове подпольщика О.П. Макарьевой

Книга Ф. Данченкова с дарственой надписью
Макарьев Никифор Петрович
(1905 – 1943)
Учитель истории дубровской средней школы.

Родился в 1905 году. До войны преподавал историю в Дубровской средней школе. Учился заочно в Смоленском педагогическом институте, накануне войны поступил в аспирантуру при Московском педагогическом институте им. В.И. Ленина.
В июле 1941 года вместе с другими педагогами и учениками-старшеклассниками стал бойцом Дубровского истребительного батальона, помогал эвакуировать скот из колхозов Давыдчинского сельсовета.
В ноябре-декабре 1941 года в Дубровке стала создаваться подпольная организация. В руководящей пятёрке Н.П. Макарьев занимался агитационно-массовой работой среди населения, распространял сводки Совинформбюро, листовки, газеты, обрабатывал донесения для отправки их в лес, к партизанам. Квартира учителей Макарьевых в Давыдчичах стала явочной. Здесь проходили встречи подпольщиков, сюда передавали взрывчатку, газеты, листовки.
Макарьев проводил большую работу с местными евреями, агитируя их уйти в лес, чтобы избежать массового истребления. Отправлял в партизанский отряд воинов-окруженцев, бежавших военнопленных. Руководил сбором денег и ценностей среди населения для создания танковой колонны. После ухода руководителя подполья А.П. Сергутина в лес всю руководящую подпольную работу взяли на себя Кабанов и Макарьев.
1 апреля 1943 года Н.П. Макарьев был арестован, а через три дня отправлен в Рославльскую тюрьму. Начались допросы, пытки. Но он не сдавался, продолжал своё дело, читал лекции по истории России, истории партии, воодушевлял товарищей непоколебимой верой в победу, вселял в них надежду, силу, мужество.
8 июня 1943 года Никифор Петрович Макарьев был расстрелян в Рославльской тюрьме вместе с другими дубровскими подпольщиками.


Удостоверние об окончании 4-летней школы

Справка о переводе Макарьева Н.П. на работу из Жуковской школы в Вязовскую школу

Аттестат на звание учителя средней школы

Извещение о присвоении звания учителя средней школы
Татьяна Григорьевна ЖУКОВА,
учитель историиМБОУ Дубровской №1 СОШ
им. генерал-майора Никитина И.С.,
р.п. Дубровка, Брянская область
ЖИЗНЬ ОТДАНА ЛЮДЯМ
Никифор Петрович Макарьев до войны преподавал историю в Дубровской средней школе. Человек большого щедрого сердца, он всего себя отдавал работе, детям. Его жена, Ольга Петровна, тоже учитель истории, вспоминает: «Человек необычайно живой, активный, общительный, деятельный, Никифор Петрович часто встречался с родителями своих учеников, с населением, читал лекции, проводил беседы. Им постоянно владело желание совершенствоваться и приобретать новые знания, он был в постоянном творческом поиске. Учился заочно в Смоленском педагогическом институте, накануне войны поступил в аспирантуру при Московском педагогическом институте им. В.И. Ленина».
Война не позволила продолжать работу и учёбу. Сразу после сообщения советского правительства о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну Н.П. Макарьев пошёл в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Ему отказали по стоянию здоровья. Тогда он вместе с другими педагогами и учениками-старшеклассниками стал бойцом истребительного батальона, помогал эвакуировать скот из колхозов Давыдчинского сельсовета.
9 августа 1941 года фашисты заняли Дубровку. А в ноябре Никифор Петрович встретился со своим бывшим учеником Фёдором Данченковым, кадровым офицером, участником советско-финляндской войны, награждённым медалью «За отвагу», который только что вышел из окружения. Было решено создавать партизанский отряд. Спустя много лет на митинге в Бочарах Ф.С. Данченков сказал: «Партизанская бригада зародилась в Дубровке. Она зародилась с первыми партизанами-подпольщиками: А.П. Сергутиным, И.Ф. Жариковым, Н.П. Макарьевым и другими – и к сентябрю 1943 года насчитывала в своих рядах уже более 3 тысяч бойцов, командиров и комиссаров».
В конце 1941 года на квартире учителя географии Ивана Ивановича Перхунова собрались подпольщики: Сергутин, Макарьев, Кабанов, Стенёнков и другие. У стола, покрытого красным полотном, поклялись, не щадя жизни, бороться с фашистами. В руководящей пятёрке Н.П. Макарьев занимался агитационно-массовой работой среди населения, распространял сводки Совинформбюро, листовки, газеты, обрабатывал донесения для отправки их в лес, к партизанам. Квартира учителя Макарьева стала явочной. Здесь проходили встречи подпольщиков, сюда передавали взрывчатку, газеты, листовки.
Никифор Петрович часто бывал на могиле своей матери, носил цветы. А вместе с розами на дне ведра были листовки, которые он раскладывал на могилах, чтобы люди нашли и прочли их. Макарьев проводил большую работу с местными евреями, агитируя их уйти в лес, чтобы избежать массового истребления. Отправлял в партизанский отряд воинов-окруженцев, бежавших военнопленных. Руководил сбором денег и ценностей среди населения для создания танковой колонны.
После ухода А.П. Сергутина в лес всю руководящую подпольную работу взяли на себя Кабанов и Макарьев. Подрывная работа дубровских подпольщиков была замечена фашистами. Они долго охотились за подпольщиками, нашлись и предатели.
1 апреля 1943 года Н.П. Макарьев был арестован, а через три дня отправлен в Рославльскую тюрьму. Начались допросы, пытки. Но он не сдавался, продолжал своё дело, читал лекции по истории России, партии, воодушевлял товарищей непоколебимой верой в победу, вселял в них надежду, силу, мужество.
На одном из последних допросов гестаповец сказал Макарьеву: «Для вас возможен лишь один исход – 9 граммов свинца или верёвка. Вас нельзя послать даже в концлагерь. Вы опасны. Вы будете заражать мозги окружающих». На это учитель ответил: «Я буду расстрелян, но что значит судьба одного человека перед тем фактом, что приближается Красная Армия и разгром фашизма неизбежен!».
8 июня 1943 года Никифор Петрович Макарьев был расстрелян. Он любил жизнь и умер ради её торжества на земле. Он любил людей и умер ради их счастья. И люди не забыли имени героя-подпольщика, оно будет жить вечно.
Косенок Григорий Николаевич
Учитель, директор Краснокосаровской средней школы №64 в д. Красные Косары Мглинского района Брянской области.

Косенок Г.Н. Фото из школьного музея д. Красные Косары
Косенок Григорий Николаевич родился в 1920 году в д. Косенки Косенковского с/с Мглинского р-на. После окончания школы поступил в Суражское педагогическое училище. В начале войны находился на территории, оккупированной немцами, в родной деревне. Достоверно известно, что Григорий Николаевич имел знакомство с членами Сещинского подполья.
После освобождения Мглинского района призван в ряды Красной Армии. Кавалер ордена Славы III степени.
17 августа 1944 года наводчик орудия взвода 45-мм пушек 2-го стрелкового батальона 858 стрелкового полка 283 Гомельской Краснознаменной дивизии ефрейтор Косенок Григорий Николаевич, был представлен командованием к званию «Герой Советского Союза». Но, по непонятному стечению обстоятельств, Косенку Г.Н. решили это звание не присваивать, а взамен вручили орден Славы III степени.
Из наградного листа:
«Национальность - русский, партийность - беспартийный. В Гражданской войне не участвовал, на фронтах Отечественной войны с 29.09.1943 (пометка: Брянско-Белорусский фронт). Ранен 21.07.1944 г. (пометка: легкое ранение). В Красной Армии с 1939 года. Призван Мглинским РВК, Орловской области. Чем ранее награжден - награжден медалью «За отвагу» пр. 39/Н от 14.12.1943 858 сп.»
«21.07.1944 года в бою за дер. Новосюльки, когда наши подразделения форсировали реку Супрась, противник пытаясь вернуть утерянные позиции крупными силами пехоты, при поддержке 20 танков и мотопехоты перешел в контратаку. Тов. Косенок выкатил свое орудие на открытую позицию и вступил в единоборство с немецкими танками.
С первого же выстрела головной танк немцев вспыхнул и замер на месте. Остальные фашисты обнаружив орудие тов. Косенка направили свой огонь на него. Разрывом вражеского снаряда тов. Косенок был ранен и заклинен подающий механизм орудия. Тов. Косенок не оставил своего места, а под огнем противника исправил повреждение и вновь открыл огонь, подбил ещё 2 тяжёлых и 2 средних танка, две автомашины с крупно-калиберными пулеметами противника. Фашисты не выдержав смертоносного огня, повернули обратно и тов. Косенок перенес свой огонь на пехоту противника, где уничтожил два станковых пулемета, подавил огонь минометной батареи противника и беглым огнем осколочными снарядами уничтожил более 100 немецких солдат и офицеров, чем не только обеспечил удержание занятого рубежа, но и продвижение подразделений батальона вперед».
После войны Косенок Г.Н. окончил Новозыбковский педагогический институт и в течении 40 лет работал в Краснокосаровской школе, из них 17 лет в должности директора.
Косенок Г.Н. был главным инициатором строительства современного здания Краснокосаровской средней школы. Много сил и труда было приложено, и, наконец, в 1966 году просторное светлое здание распахнуло двери для своих учеников и учителей. Рядом со школой было построено здание интерната для проживания детей из других населенных пунктов. Возле школы были разбиты цветники и аллеи, посажен фруктовый сад. Планировалось строительство бассейна. Краснокосаровская средняя школа радовала не только своей красотой, но и результатами работы. Она по праву считалась одной из лучших школ района.
Григорий Николаевич вёл большую общественную работу, пользовался уважением у односельчан и педагогов района. Был женат, двое детей. Супруга Григория Николаевича, Мария Аверьяновна, также была учительницей и преподавала в той же школе, что и муж. Память о нём навсегда сохранится в сердцах ветеранов, учителей Краснокосаровской школы и района, жителей д. Красные Косары.

Григорий Николаевич с супругой и сыновьями после войны

1-й выпуск Красно-Косаровской средней школы, 1959 г. Из семейного архива Тимошенко В.Т.

Ветераны Краснокосаровского сельсовета. Косенок Г.Н. третий слева. Фото из семейного архива Шурпо Е.Ф.

Ветераны Краснокосаровского сельсовета у братской могилы в д. Красные Косары. Г.Н. Косенок крайний справа

Наградной лист

Страница из приказа от награждении ефрейтора Косенка Г.Н. орденом Славы третьей степени
Зайцевы Павел и Степан
|
Зайцев Павел Иванович |
Зайцев Степан Иванович |
Зайцев Павел Иванович – учитель средней школы д. Красные Косары Мглинского р-на Брянской обл., директор начальной школы д. Красногорки Мглинского р-на Брянской обл.
Павел Иванович родился в д. Воробьёвка Мглинского р-на Брянской области. Во время войны являлся делопроизводителем оперативного отдела штаба 23 армии. Участник обороны Сталинграда, кавалер Ордена "Красной звезды".
Брат Зайцева П.И., Степан Иванович, тоже учитель-фронтовик. После войны долгое время преподавал в Краснокосаровской средней школе. Память о своём учителе благодарные ученики хранят по сей день.




Глебченков Леонид Васильевич
(1924 -1955)
Учитель математики и физики. Автоматчик десантной роты 259 гв. сп 65 гв. сд 10-й армии 2-го Прибалтийского фронта.

Родился 2 сентября 1924 года в деревне Долгое бывшей Смоленской губернии в обычной бедняцкой семье. До революции родители занимались в сельском хозяйстве, работая на помещика. Отец – участник Гражданской войны; после войны работал на многих стройках, восстанавливая разрушенное хозяйство. В период коллективизации был агитатором в своей деревне по вовлечению крестьян в колхоз; в 1931 году был убит кулаками-односельчанами. Мать осталась одна, вместе со своими родителями растила семерых детей.
В год смерти отца Л.В. Глебченков поступил в Должанскую начальную школу, продолжал учёбу в Узщанской школе, а потом – в Сещинской средней школе, которую окончил в 1941 году. В школе всегда занимался общественной работой: был пионервожатым, членом редколлегии школьной стенгазеты, чтецом-агитатором в посёлке Сеща. Был членом ВЛКСМ.
После окончания десятилетки, в 1941 году, поступил в Кронштадское военно-морское училище, но уехать не успел – началась война. Так как возраст был непризывный, в начале войны оставался дома. Наша армия отступала, и семья Глебченковых оказалась в тылу врага, в оккупации. Связались с партизанским отрядом. Леонид Васильевич выполнял задания партизан, передавал им нужные сведения. В 1943 году вместе с двумя сёстрами ушёл в партизанский отряд и выполнял задания командования.
После соединения с частями Красной Армии 24 сентября 1943 года ушёл на фронт. Был зачислен в гвардию, воевал до февраля 1944 года. Участвовал в боях, проявлял мужество и отвагу, за что получал дважды благодарность от командования и был награждён двумя медалями «За отвагу» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Был ранен, контужен, по этой причине выбыл из армии.
В апреле 1944 года, выйдя из госпиталя, начал работать военруком в Радичской неполной средней школе. По окончании учебного года был направлен на работу председателем колхоза «Озерцо» Узщанского сельского совета, выполняя заказ Родины: «Дать больше хлеба стране и фронту!». В это время ему было двадцать лет. После войны Л.В. Глебченков пытался осуществить своё желание связать жизнь с Военно-Морским Флотом – поступил в Институт Военно-Морского Флота в г. Одессе, однако в дальнейшем своё призвание нашёл в учительской профессии. Окончил Учительский институт в г. Орле, курсы математиков в г. Брянске, работал в Дубровской школе учителем математики и физики. Умер в 1955 году по трагической случайности (поражение током) в посёлке Дубровка, где и похоронен.

Выпуск 10 класса Сещинской школы. 1941 г.

Выпуск 10 класса Сещинской школы - оборотная сторона снимка. 1941 г.

Выпуск студентов физико-математического факультета Орловского учительского института. 1947 г.

Курсы математиков в г. Брянске. 1950 г.




Автобиография Л.В. Глебченкова

Наградной лист


Приказ о награждении медалью "За отвагу".
Ванюгов Захар Савельевич
(1916-1985)

Захар Савельевич - курсант училища ВНОС, г. Бирск Башкирской ССР, лето 1941 г.
Родился 17 июня 1916 года в д. Красногорки ныне Мглинского р-на Брянской области. Был приёмным старшим сыном Ванюгова Савелия Петровича и его жены Ульяны Ефремовны (урождённой Зайцевой, погибла в 1943 году от рук фашистов на оккупированной Брянщине).
До начала Великой Отечественной войны учился в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена, откуда отправился в г. Бирск в 1941 году на курсы подготовки офицеров. Войну прошёл от курсанта до старшего лейтенанта. Воевал под Сталинградом, помощник НШ 99 ОБ ВНОС (отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи).
После войны работал юристом в совхозе им. Ленина, прокурором в г. Москве, преподавал в МГУ.
Проживал в Ногинске, Раменском с супругой Галиной Михайловной. Награждён медалью «За оборону Сталинграда», орденом Красной Звезды.

Ванюгов З.С. Москва, 50-е гг.


Батюнин Владимир Николаевич

Родился в 1915 году в селе Второе Никольское Свердловского района Орловской области в семье крестьянина.
В своем селе окончил начальную школу, уехал в Орел, где учился в средней школе №8, закончил 7 классов. В городе Орле в 1930 году поступил в педтехникум и в 1933 году начал работать в селе Долгое Орловской области. В 1934 году поступил на заочное отделение Орловского пединститута на физмат, окончил в 1939 году и стал работать учителем математики в Моховской средней школе.
Молодой учитель математики из села Моховое Орловской области Батюнин В.Н. в октябре 1940 года был призван в Красную Армию. Служил он в городе Коврове Ивановской области. Здесь и застала его война. 29 июня он вместе с товарищами был отправлен на фронт.
I Белорусский фронт. Войска, где он служил, сражались за Оршу, Смоленск. В августе 1941 года, под Смоленском, он получил осколочное ранение. Долго лежал в госпитале, даже в нескольких, а после выздоровления попал на Волховский фронт. Воевал под Москвой, защищал города Чудово, Любань. Затем опять ранение, госпиталь в Кинешме Ивановской области. 1942 год – на фронте, воевал в Калининской области. Теперь уже наши войска не отступали, а начали теснить фашистскую армию.
В партию принимали в октябре 1943 года. В самое трудное для страны, для наших войск время, на левом берегу Днепра, у города Золотоноша, в торжественной обстановке, после кровопролитных боев, перед наступлением на правобережную Украину, лучших воинов принимали в партию. Среди них был Владимир Николаевич Батюнин.
А потом опять пошли бои за правый берег Днепра. Это было в октябре 1943 года. Принимал участие в боях при окружении Корсунь-Шевченковской и Яссо-Кишиневской группировки немецких войск. Особенно отличился Владимир Николаевич в боях при удержании плацдарма западнее Сандомира на реке Висле. Это сражение ему запомнилось на всю жизнь. Бой был очень тяжелым. Немецкие и наши войска находились на противоположных берегах реки Вислы. Часть наших войск (где был В.Н. Батюнин) при поддержке крупных сил артиллерии и авиации форсировали реку и заняли небольшой плацдарм на левом берегу. Немецкие войска предприняли много атак, но советские солдаты стояли насмерть. Плацдарм удержали! Отсюда началось большое наступление наших войск на территорию Германии. А Батюнин был награжден медалью «За отвагу». Медаль «За боевые заслуги» он получил в боях при форсировании реки Прут.
Окончил войну в Венгрии в 1945 году.
Демобилизовался он в декабре 1945 года и был направлен на работу в Кокинскую школу. Вначале был учителем, а затем – директором, завучем. За свою работу был награжден юбилейной медалью в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, медалью «За трудовую доблесть».



Андреенко Петр Иванович
История жизни глазами учителя, фронтовика, танкиста, горевшего в танке, рассказанная им самим.

Родился я 12 ноября 1921 года в деревне Покровка (ныне Выгоничский район Брянской области) в крестьянской многодетной семье. Я был уже третьим ребенком. Мои родители: отец - Иван Акимович, родом из Беларуси, мать - Ефросинья Авраамовна, тоже родом из Беларуси. В 1911 году в России в Орловской губернии продавали земли, и мой отец с семьей купили себе землю в 6 километрах от станции Красный Рог. В то время там было много переселенцев, и образовалась новая деревня – Покровка. Места были лесистые. Семьи приезжали, вырубали лес, разрабатывали поля, строили дома и обживались. Так и мои родители обосновались на новом месте. Отец мой был грамотным, умным человеком того времени, человеком твердой воли и сильного характера. Был он хорошим плотником и столяром. Своими руками делал мебель, телеги, сани ездовые, сеялки, молотилки, плотничал по строительству домов. Мать, Ефросинья Авраамовна, была домохозяйкой, ее отец содержал библиотеку и всех своих дочерей обучил грамоте. После переезда на новое место жительства им пришлось тяжело, семья росла, приходилось много трудиться, поднимать свое хозяйство. А когда началась Гражданская война, и отец ушел на фронт, матери пришлось еще тяжелее, она осталась с малыми детьми, сгорел дом. Пока не вернулся отец с фронта, жили в землянке. После окончания Гражданской войны поднимали дом, хозяйство. Здесь, уже в «новой» деревне, родился и я.
Началась коллективизация, все забрали в колхоз, семью раскулачили. Отца судили и отправили отрабатывать срок во вновь образовавшиеся колхозы. Но так как отец был большой мастер по дереву, к нему очень многие люди обращались за помощью в строительстве домов. В колхозах делал сеялки, молотилки. За хорошую работу его отпустили раньше срока.
Пришло мое время, и я пошел в школу. Мои старшие братья уже окончили ее и учились в Почепе. Старший брат в школе механизации, а средний брат на кузнеца. Школа, где я учился, была семилетней и находилась в 6 километрах от дома в селе Карповка. В это время я был старшим в семье, приходилось учиться, а после школы работать (пахать, сеять, убирать). После окончания школы я вместе со старшим братом уехали в г. Брянск и устроились работать на завод «Красный Профинтерн» (ныне БМЗ). Брат поступил учиться на Рабфак (ныне БИТЫ), а я заканчивал десятилетку. Так прошли мое детство и юность.
Осенью 1940 года меня призвали в армию. Начал свою армейскую воинскую службу я в г. Житомире радистом-стрелком. Мы, молодые бойцы, еще не успели стать опытными солдатами, когда началась война. Нам, молодым, вооруженным одними винтовками, пришлось в первые дни войны принять бой с хорошо вооруженным противником. Около 3 часов под артобстрелом мы лежали, не поднимая головы. Что творилось вокруг, трудно передать словами, - бухали мины, взрывались снаряды, свистели пули. А когда все умолкло, уже вечерело, от всей нашей части осталось человек тридцать. Мы, молодые, необстрелянные, долго не могли сориентироваться, где наши и где немцы, и куда идти. Было много раненых и убитых. Мы небольшими группами стали пробираться к своим на восток. Шли больше ночью, по лесистой местности, так как по центральным дорогам шли немцы. Через двое суток наша группа набрела на наши отступающие разбитые части. Доложили командиру, из какой мы воинской части. Нам сказали, что остатки нашей части три часа назад отступили по этой дороге на восток. Нас посадили на проходившую в том направлении автомашину и часа через три мы догнали нашу часть, которая на тот момент занимала новые позиции и готовилась к новому сражению. Тяжело было сдерживать натиск врага. В бою один за другим мы теряли наших товарищей.
Летом 1942 года меня тяжело ранило. Несколько дней мы лежали в полевом госпитале, который находился в каком-то старом сарае. Лежали прямо на сене. Бои шли совсем рядом. Нас, раненых, начали эвакуировать на автомашинах к железнодорожным путям, там сажали в «теплушки». Мы даже не имели представления, куда нас везут. Только когда состав прибыл в г. Ессентуки и нас разместили в бывших санаториях, мы свободно вздохнули. За два года войны мы впервые оказались в условиях «комфорта». Но все хорошее не может продолжаться долго. Враг рвался на Кавказ, и нас снова на машинах эвакуировали, теперь в Баку, а оттуда нас переправляли в Туркмению, в г. Мары, где мы и продолжили свое полное выздоровление после ранения.
Здесь неожиданно судьба приносит мне новый поворот в моей жизни, командование отбирает наиболее грамотных бойцов в военное училище. В октябре 1942 года я был зачислен курсантом в Полтавское танковое училище. Обучали сразу всему: стройподготовке, осваивали танки Т-34, вождению, производить ее ремонт в полевых условиях, ведению боя.
Продолжительность и содержание подготовки личного состава к выполнению боевого задания зависела от подготовленности курсантов, характера предстоящей задачи. Но во всех случаях подготовка была непродолжительной. Ничего не поделаешь, война... По окончании училища нам были присвоены звания младших лейтенантов, и весь выпуск отправлен по разным фронтам. Я был приписан к 1-му Украинскому фронту и командирован с группой товарищей в Нижний Тагил, за получением танков.
Добирались до Нижнего Тагила на перекладных, поезда шли долго. В первую очередь пропускались военные эшелоны. Была зима, адский голод и холод. Паек быстро кончился, пропитание добывали себе сами. Но самое большое счастье для меня было, когда на одном из заводов Нижнего Тагила я встретил своего брата Георгия, который был эвакуирован из Брянска вместе с заводом. В дальнейшем, после освобождения Беларуси от немцев, он будет направлен в г. Минск на восстановление тракторного завода. Георгий сообщил мне, что в боях на территории Украины погиб наш старший брат. Получив технику, я отбыл на место назначения в качестве командира танка Т-34 на 1-й Украинский фронт. В это время наши войска уже шли на запад. Был освобожден родной Брянск. Наша часть с ожесточенными боями продвигалась по территории Украины, освобождая города и населенные пункты. Запомнился бой за г. Каменец-Подольский. Где-то в этих местах погиб наш старший брат. Я пытался отыскать его могилу или хотя бы узнать что-либо от местных жителей, но безуспешно.
Враг не хотел отдавать завоеванные территории. Со вступлением советских войск на территорию Польши немцы стали сопротивляться еще упорнее. Бои шли ожесточенные. Все гудело, гремело, горело. Дым, смешанный с пылью, черной тучей обволакивал небо. В одном из боев при форсировании Вислы наш танк был подбит и загорелся. С большим усилием нам удалось выбраться из него. В этом бою мы потеряли своего товарища. Заканчивали эти сражения в рядах пехотинцев. Это было мое последнее сражение в этой большой войне. Меня опять ранило. Я был отправлен в тыл в госпиталь. Уже там мы услышали о том, что Германия капитулировала. Мы возвратились на Родину, в Россию, в 1946 г.
По возвращении меня направили на курсы усовершенствования офицерского состава. Дальнейшая моя служба проходила в 1-й танковой роте 1-го батальона 135-го гвардейского танкового полка г. Саратова.
В июне 1947 г. Приказом Командующего Приволжского Военного округа я был уволен в запас. Я возвратился к себе в Брянскую область. Нужно было заново начинать жить. Везде разруха, голод. С радостью встретили меня родные. За годы войны постарели отец и мать, повзрослели сестры и младший брат, который с 1943 г. после освобождения Брянска работал на Брянской железной дороге машинистом, а одна из сестер работала учительницей. Жизнь шла своим чередом. Возвратясь домой, встретил свою будущую жену Козлову Марию Васильевну. Она работала учительницей и училась в Новозыбковском государственном учительском институте. И в 1948 г. переехал вместе с женой в с. Кокино Выгоничского района, куда был направлен работать преподавателем военного дела и физкультуры в Кокинскую среднюю школу. Поступил учиться в Белорусский государственный институт физкультуры. Всю свою жизнь (с 1948 по 1981 г.) вместе с женой посвятил воспитанию детей в школе. В школе хорошо были организованы спортивные секции. Широко пропагандировал спорт среди учащихся школы. Много учащихся окончили физкультурные техникумы и институты, работают преподавателями физического воспитания и тренерами. В 1968 г. вместе с учащимися школы принимал активное участие в областном военно-спортивном походе по местам боевой славы Брянской области «Орленок».

Надеюсь, что я был неплохим преподавателем, мужем, отцом, дедушкой. Построил дом, посадил сад, воспитал детей. В нашем доме всегда светило солнце, пели птицы, радовались дети. С моей женой Марией Васильевной мы прожили 59 лет. Это большой срок. Горести и радости мы всегда с ней делили пополам. У меня хорошие дети: дочь Нина – инженер; сын Василий – механик, но, к сожалению, 2 года назад его не стало. Внучка Оля окончила Брянский педагогический университет. Это очень меня радует. Она и продолжит династию учителей, это благородное дело – учить и сеять доброе.
Боевые награды Великой Отечественной войны:
Орден Отечественной войны I степени;
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др.
Кроме того, имею ряд юбилейных наград, а в мирное время за долголетний добросовестный труд был награжден медалью «Ветеран труда».
А в придачу к наградам остался в моём теле осколок от последнего ранения. Много лет после войны я чувствовал этот проклятый кусок железа, а потом привык. Из-за него меня признали инвалидом. Но на судьбу я не жалуюсь. Главное – я вернулся живым с той страшной войны.













