Андреенко Петр Иванович
История жизни глазами учителя, фронтовика, танкиста, горевшего в танке, рассказанная им самим.
Родился я 12 ноября 1921 года в деревне Покровка (ныне Выгоничский район Брянской области) в крестьянской многодетной семье. Я был уже третьим ребенком. Мои родители: отец - Иван Акимович, родом из Беларуси, мать - Ефросинья Авраамовна, тоже родом из Беларуси. В 1911 году в России в Орловской губернии продавали земли, и мой отец с семьей купили себе землю в 6 километрах от станции Красный Рог. В то время там было много переселенцев, и образовалась новая деревня – Покровка. Места были лесистые. Семьи приезжали, вырубали лес, разрабатывали поля, строили дома и обживались. Так и мои родители обосновались на новом месте. Отец мой был грамотным, умным человеком того времени, человеком твердой воли и сильного характера. Был он хорошим плотником и столяром. Своими руками делал мебель, телеги, сани ездовые, сеялки, молотилки, плотничал по строительству домов. Мать, Ефросинья Авраамовна, была домохозяйкой, ее отец содержал библиотеку и всех своих дочерей обучил грамоте. После переезда на новое место жительства им пришлось тяжело, семья росла, приходилось много трудиться, поднимать свое хозяйство. А когда началась Гражданская война, и отец ушел на фронт, матери пришлось еще тяжелее, она осталась с малыми детьми, сгорел дом. Пока не вернулся отец с фронта, жили в землянке. После окончания Гражданской войны поднимали дом, хозяйство. Здесь, уже в «новой» деревне, родился и я.
Началась коллективизация, все забрали в колхоз, семью раскулачили. Отца судили и отправили отрабатывать срок во вновь образовавшиеся колхозы. Но так как отец был большой мастер по дереву, к нему очень многие люди обращались за помощью в строительстве домов. В колхозах делал сеялки, молотилки. За хорошую работу его отпустили раньше срока.
Пришло мое время, и я пошел в школу. Мои старшие братья уже окончили ее и учились в Почепе. Старший брат в школе механизации, а средний брат на кузнеца. Школа, где я учился, была семилетней и находилась в 6 километрах от дома в селе Карповка. В это время я был старшим в семье, приходилось учиться, а после школы работать (пахать, сеять, убирать). После окончания школы я вместе со старшим братом уехали в г. Брянск и устроились работать на завод «Красный Профинтерн» (ныне БМЗ). Брат поступил учиться на Рабфак (ныне БИТЫ), а я заканчивал десятилетку. Так прошли мое детство и юность.
Осенью 1940 года меня призвали в армию. Начал свою армейскую воинскую службу я в г. Житомире радистом-стрелком. Мы, молодые бойцы, еще не успели стать опытными солдатами, когда началась война. Нам, молодым, вооруженным одними винтовками, пришлось в первые дни войны принять бой с хорошо вооруженным противником. Около 3 часов под артобстрелом мы лежали, не поднимая головы. Что творилось вокруг, трудно передать словами, - бухали мины, взрывались снаряды, свистели пули. А когда все умолкло, уже вечерело, от всей нашей части осталось человек тридцать. Мы, молодые, необстрелянные, долго не могли сориентироваться, где наши и где немцы, и куда идти. Было много раненых и убитых. Мы небольшими группами стали пробираться к своим на восток. Шли больше ночью, по лесистой местности, так как по центральным дорогам шли немцы. Через двое суток наша группа набрела на наши отступающие разбитые части. Доложили командиру, из какой мы воинской части. Нам сказали, что остатки нашей части три часа назад отступили по этой дороге на восток. Нас посадили на проходившую в том направлении автомашину и часа через три мы догнали нашу часть, которая на тот момент занимала новые позиции и готовилась к новому сражению. Тяжело было сдерживать натиск врага. В бою один за другим мы теряли наших товарищей.
Летом 1942 года меня тяжело ранило. Несколько дней мы лежали в полевом госпитале, который находился в каком-то старом сарае. Лежали прямо на сене. Бои шли совсем рядом. Нас, раненых, начали эвакуировать на автомашинах к железнодорожным путям, там сажали в «теплушки». Мы даже не имели представления, куда нас везут. Только когда состав прибыл в г. Ессентуки и нас разместили в бывших санаториях, мы свободно вздохнули. За два года войны мы впервые оказались в условиях «комфорта». Но все хорошее не может продолжаться долго. Враг рвался на Кавказ, и нас снова на машинах эвакуировали, теперь в Баку, а оттуда нас переправляли в Туркмению, в г. Мары, где мы и продолжили свое полное выздоровление после ранения.
Здесь неожиданно судьба приносит мне новый поворот в моей жизни, командование отбирает наиболее грамотных бойцов в военное училище. В октябре 1942 года я был зачислен курсантом в Полтавское танковое училище. Обучали сразу всему: стройподготовке, осваивали танки Т-34, вождению, производить ее ремонт в полевых условиях, ведению боя.
Продолжительность и содержание подготовки личного состава к выполнению боевого задания зависела от подготовленности курсантов, характера предстоящей задачи. Но во всех случаях подготовка была непродолжительной. Ничего не поделаешь, война... По окончании училища нам были присвоены звания младших лейтенантов, и весь выпуск отправлен по разным фронтам. Я был приписан к 1-му Украинскому фронту и командирован с группой товарищей в Нижний Тагил, за получением танков.
Добирались до Нижнего Тагила на перекладных, поезда шли долго. В первую очередь пропускались военные эшелоны. Была зима, адский голод и холод. Паек быстро кончился, пропитание добывали себе сами. Но самое большое счастье для меня было, когда на одном из заводов Нижнего Тагила я встретил своего брата Георгия, который был эвакуирован из Брянска вместе с заводом. В дальнейшем, после освобождения Беларуси от немцев, он будет направлен в г. Минск на восстановление тракторного завода. Георгий сообщил мне, что в боях на территории Украины погиб наш старший брат. Получив технику, я отбыл на место назначения в качестве командира танка Т-34 на 1-й Украинский фронт. В это время наши войска уже шли на запад. Был освобожден родной Брянск. Наша часть с ожесточенными боями продвигалась по территории Украины, освобождая города и населенные пункты. Запомнился бой за г. Каменец-Подольский. Где-то в этих местах погиб наш старший брат. Я пытался отыскать его могилу или хотя бы узнать что-либо от местных жителей, но безуспешно.
Враг не хотел отдавать завоеванные территории. Со вступлением советских войск на территорию Польши немцы стали сопротивляться еще упорнее. Бои шли ожесточенные. Все гудело, гремело, горело. Дым, смешанный с пылью, черной тучей обволакивал небо. В одном из боев при форсировании Вислы наш танк был подбит и загорелся. С большим усилием нам удалось выбраться из него. В этом бою мы потеряли своего товарища. Заканчивали эти сражения в рядах пехотинцев. Это было мое последнее сражение в этой большой войне. Меня опять ранило. Я был отправлен в тыл в госпиталь. Уже там мы услышали о том, что Германия капитулировала. Мы возвратились на Родину, в Россию, в 1946 г.
По возвращении меня направили на курсы усовершенствования офицерского состава. Дальнейшая моя служба проходила в 1-й танковой роте 1-го батальона 135-го гвардейского танкового полка г. Саратова.
В июне 1947 г. Приказом Командующего Приволжского Военного округа я был уволен в запас. Я возвратился к себе в Брянскую область. Нужно было заново начинать жить. Везде разруха, голод. С радостью встретили меня родные. За годы войны постарели отец и мать, повзрослели сестры и младший брат, который с 1943 г. после освобождения Брянска работал на Брянской железной дороге машинистом, а одна из сестер работала учительницей. Жизнь шла своим чередом. Возвратясь домой, встретил свою будущую жену Козлову Марию Васильевну. Она работала учительницей и училась в Новозыбковском государственном учительском институте. И в 1948 г. переехал вместе с женой в с. Кокино Выгоничского района, куда был направлен работать преподавателем военного дела и физкультуры в Кокинскую среднюю школу. Поступил учиться в Белорусский государственный институт физкультуры. Всю свою жизнь (с 1948 по 1981 г.) вместе с женой посвятил воспитанию детей в школе. В школе хорошо были организованы спортивные секции. Широко пропагандировал спорт среди учащихся школы. Много учащихся окончили физкультурные техникумы и институты, работают преподавателями физического воспитания и тренерами. В 1968 г. вместе с учащимися школы принимал активное участие в областном военно-спортивном походе по местам боевой славы Брянской области «Орленок».
Надеюсь, что я был неплохим преподавателем, мужем, отцом, дедушкой. Построил дом, посадил сад, воспитал детей. В нашем доме всегда светило солнце, пели птицы, радовались дети. С моей женой Марией Васильевной мы прожили 59 лет. Это большой срок. Горести и радости мы всегда с ней делили пополам. У меня хорошие дети: дочь Нина – инженер; сын Василий – механик, но, к сожалению, 2 года назад его не стало. Внучка Оля окончила Брянский педагогический университет. Это очень меня радует. Она и продолжит династию учителей, это благородное дело – учить и сеять доброе.
Боевые награды Великой Отечественной войны:
Орден Отечественной войны I степени;
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др.
Кроме того, имею ряд юбилейных наград, а в мирное время за долголетний добросовестный труд был награжден медалью «Ветеран труда».
А в придачу к наградам остался в моём теле осколок от последнего ранения. Много лет после войны я чувствовал этот проклятый кусок железа, а потом привык. Из-за него меня признали инвалидом. Но на судьбу я не жалуюсь. Главное – я вернулся живым с той страшной войны.