Музейный диктант
Здравствуй, дорогой друг!
Ты думаешь, что "сто раз бывал" в нашем музее и знаешь о нем всё? Тогда попробуй ответить на 10 не слишком серьёзных вопросов о нём. Проверь себя.
Мифы и реальность в мире животных
7 мифов из мира животных
1. Музыка определенной тональности оказывает необычное воздействие на змей, чем пользуются в своих представлениях фокусники-факиры.
В популярной культуре известен эффектный образ, где опаснейшая змея – кобра – завороженно двигается в такт мелодии, производимой флейтой факира. Такой фокус действительно существует, но правда ли, что все дело в музыке?
Органы слуха у змей устроены не совсем так, как у нас. Рецепторы, воспринимающие звук, находятся, как и у человека, во внутреннем ухе. Однако змеи, как и другие рептилии, не имеют наружного слухового отверстия, и, кроме того, у них отсутствует барабанная перепонка. Вместо этого резонатором выступает нижняя челюсть, которая передает вибрацию от земли – таким образом рептилии могут чувствовать движения других животных с большого расстояния. Могут они воспринимать и звуки, но только низкой частоты: свист, например, змея не услышит.
Как вы уже могли догадаться, музыку змея слышит весьма ограниченно – причина ее поведения в другом. Животное всего лишь следит за движениями флейты и самого факира, которых воспринимает как опасность. Во время дрессировки – ей подвергают уже взрослых особей – змею провоцируют на атаку, но наказывают, если она бросается или пытается уйти. Таким образом, во время выступления животное все время настороже и вынуждено следить за «врагом».
2. Во время спячки медведь сосет лапу, что позволяет ему не чувствовать голод и не просыпаться раньше времени.
Как известно, медведи умеренных широт, в том числе и наш бурый медведь, проводят зиму в спячке, и в этот период ничего не едят. Людей всегда удивляло, как можно продержаться без еды столько времени, пока не нашлось объяснение: медведя выручает то, что он сосет свою лапу.
Спячка – важное приспособление у животных, которое позволяет им пережить неблагоприятный период. Бурому медведю, например, зимой очень сложно найти пропитание, поэтому он наедается впрок, покрываясь толстым слоем жира. Энергия, запасенная в жировой ткани, поддерживает жизнедеятельность организма долгие месяцы. Поэтому потребности в еде зверь не испытывает. Откуда же тогда взялся миф о лапах?
Ближе к весне у медведя происходит смена кожного покрова на подушечках лап: старая, огрубевшая кожа растрескивается и отслаивается, вызывая неприятный зуд. Поэтому животное и начинает облизывать подошвы, тем самым ускоряя весь процесс.
3. Акула может почувствовать каплю крови жертвы за несколько километров от нее.
Многочисленные фильмы ужасов и захватывающие триллеры внушают нам страх перед акулами. Неутомимый и кровожадный хищник, при его молниеносном нападении – нет никаких шансов спастись. Все это усугубляется еще и невероятной чуткостью: акула способна унюхать каплю крови с огромного расстояния. Так ли это?
Действительно, акулы отличаются очень тонким обонянием, намного чувствительнее человеческого. Как и у других рыб, ноздри акулы не участвуют в дыхании, а служат именно для улавливания запахов – то есть растворенных в воде веществ. И если говорить о точных цифрах, то акула в лучшем случае способна различить вещество, растворенное в воде в пропорции 1 к 1 000 000 000: это примерно капля крови в небольшом бассейне. Можно представить эти цифры и по-другому: несколько капель крови акула может учуять с расстояния в 500 метров, но только при условии, что кровь распространяется направленно, через течение.
Таким образом, возможности акульего обоняния сильно преувеличивают. Есть и другой вопрос: обязательно ли акула бросится в атаку, если учует человеческую кровь? Есть сведения, что вовсе не обязательно.
4. Во время опасности страусы прячут голову в песок: это позволяет им избежать нападения хищника.
Еще во времена Римской империи существовало представление о том, что страусы зарываются головой в песок во время опасности. Объяснения находились разные. Так, в работах известного ученого-философа Плиния Старшего говорилось: «когда страусы погружают голову в землю, они представляют, что все их тело скрыто». Впоследствии эта теория получила широкое распространение и нашла отражение в таких метафорах, как «зарывать голову в песок» или «страусиное поведение». Оправдано ли такое представление о страусах?
Разбираясь с причинами поведения страуса, долгое время никто и не думал проверять, действительно ли птица зарывает голову. На самом деле, глаза человека видят оптическую иллюзию: что-то вроде миража из тех, что случаются в жарком климате. Страусы часто склоняют голову в поисках пищи, и если смотреть на птицу издалека, то склоненную к земле голову не видно.
Еще одна ситуация, когда страус стоит со склоненной головой – во время отдыха после долгой погони хищника. Да, именно так птица спасается от крупных врагов – убегает, при этом развивая скорость до 70 км/ч.
5. Делая запасы на зиму, ежи могут переносить грибы и плоды растений на своих иголках.
Всем знакомы многочисленные иллюстрации в детских книжках, где ежи несут на своих иголках яблоки, грибы и другие объекты питания. Все в этой картине складно: милые, добрые ежики-вегетарианцы старательно запасаются на зиму. Однако, в действительности, здесь сошлись воедино сразу несколько заблуждений.
Во-первых, иголки ежа выполняют защитную функцию: только немногие из хищников могут успешно справиться с этим «оружием». Переносить что-либо на колючках зверек может только по чистой случайности – если сверху что-то зацепится.
Во-вторых, основу питания ежа составляет животная пища. Как и другие насекомоядные, еж охотится на разнообразных беспозвоночных: насекомых и их личинок, слизней, червей и т. д. Реже зверьку удается поймать кого-то из мелких позвоночных: лягушку, ящерицу, грызуна или даже змею. Растительная пища занимает незначительную часть рациона.
И последнее: ежи никогда не делают запасов! Эти животные зиму проводят в спячке, а в теплое время года активно накапливают подкожный слой жира.
6. Если потрогать жабу, на руках могут появиться бородавки.
Как бы ни была прекрасна природа, многое в ней для человека опасно: это и ядовитые растения, и грозные хищники, и возбудители заболеваний. В других случаях, мы сталкиваемся лишь с мелкими неприятностями, например, когда у нас появляются бородавки. Связано ли это явление с жабами?
Бородавки – безвредные образования на коже и слизистых – возникают в результате поражения вирусом папилломы человека. Чаще всего бородавки поражают ладони и пальцы, но не от прикосновений к жабам, а из-за того, что эти части тела травмируются чаще других. Небольшие ранки позволяют вирусу проникнуть в организм.
Причем же тут жабы? Может быть, они являются переносчиками вируса папилломы? Нет. Все дело в том, что кожа амфибии покрыта многочисленными бугорками, которые напоминают человеческие бородавки. Отсюда и возник миф.
И все же, жабы не так уж безобидны. Бугорки на их коже выделяют едкую слизь, которая может вызвать раздражение, а у тех, кто попытается жабу съесть – пищевое отравление. Так амфибия защищается от хищников и паразитов.
7. По количеству точек на надкрыльях божьей коровки можно определить ее возраст.
Немногие могут похвастаться богатыми знаниями о жуках. Это самая многочисленная группа живых организмов – попробуй, разберись! Но вот с божьими коровками мы знакомы с детства: красно-оранжевый «панцирь» в черную точку – самые узнаваемые приметы. И с детства же мы узнаем, что точки у жучка не с проста: они отражают возраст насекомого.
Не сразу задумываешься, что встречаются представители с более чем 20-ю пятнами. Конечно, так долго божьи коровки не живут. Как и у большинства насекомых, срок жизни у этих жучков короткий, и достигает 2-х лет максимум. А как тогда объяснить разнообразие в окрасе?
Божьи коровки – это целое семейство, куда входит несколько тысяч видов! И у каждого вида есть свои особенности окраса, причем количество точек – это важный определительный признак. Наиболее часто встречаются виды с двумя и с семью точками на спинке.
Есть и другие различия в окрасе божьих коровок: «фон» может быть не только красным или оранжевым, но и желтым, и черным, и даже синим. Пятна также различаются по цвету: бывают черные, белые, красные и желтые пятна. Яркая, или, как еще говорят, предупреждающая, окраска служит насекомому защитой от врагов.
Икона «Святая Мария, Святой Георгий, Святой Николай, Святой Александр Невский»
В функции Брянского государственного краеведческого музея входит не только хранение исторических экспонатов, но и восстановление их первоначального исторического облика. Нередко бывает и так, что предмет попал на хранение в аварийном состоянии. Это большая проблема, ведь экспонат может необратимо потерять часть своих свойств, внешний вид или вовсе исчезнуть. Для работы с такими предметами музей привлекает квалифицированных реставраторов.
Перед вами как раз уникальный экспонат, прошедший реставрационный цикл — «Святая Мария, Святой Георгий, Святой Николай, Святой Александр Невский». Икона создавалась в связи со спасением императорской семьи после событий железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года и написана немного позднее данных событий.
Такие предметы заказывались для многих храмов Российской империи. Данный образец не исключение, он написан неизвестным художником и заказан городом для одного из храмов Брянска. Это подтверждается подписью на нижнем поле иконы: «Киот и икона сооружены городом в память чудного избавления царской семьи от угрожающей опасности 17 октября 1888 г. на железнодорожной станции Борки, причем Думой постановлено ежегодно 17 октября в управе служить государственный молебен».
Происшествие произошло, когда семья царя возвращалась поездом по железной дороге из Крыма в Санкт-Петербург. 17 октября 1888 года состав сошёл с рельс вместе с императорским вагоном на станции Борки под Харьковом. Царский вагон оказался полностью разрушенным. Причины события тщательно расследовались, не исключалась версия, что причина схода вагонов — теракт. Авария привела к значительному числу человеческих жертв, по чистой случайности едва не погибли: император Александра III, его жены и детей. Члены императорской семьи получили незначительные травмы. Такое событие стали трактовать как чудо, это и послужило причиной создания иконы.
Историческое значение иконы не только в том, что она отражает отдельное важное событие из жизни императорской семьи, но и в том, что члены этой семьи непосредственно связаны с Брянским краем: великий князь Георгий был владельцем Брасовского имения, а император Николай II в 1915 году посетил сам город Брянск.
На иконе представлены небесные защитники членов царской семьи: Св. Мария (покровительница Марии Федоровны – жены Александра III), Св. Георгий (покровитель Георгия Александровича), Св. Николай (покровитель будущего императора Николая II), Св. Александр Невский (небесный покровитель императора Александра III).
Икона изображена маслом в академической манере письма. Её основой послужили доски из хвойных пород дерева (вероятно сосны), с нанесённым на неё слоем левкаса (Левкас – это название грунта, представляющего собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла). Размер иконы 103 х 70 х 3 см.
Состояние иконы до реставрации (вид с лицевой стороны)
31 августа 1992 года икона была безвозмездно передана Брянскому краеведческому музею брянским коллекционером Черновым Алексеем Григорьевичем и пополнила научно-вспомогательный фонд коллекции «Иконопись».
Предмет требовал реставрации, так как в процессе бытования использовался в качестве двери или затвора на окнах, о чем говорят следы замочного отверстия на правой боковой стороне. Основа была деформирована, имелись сквозные трещины по стыку досок. Непосредственно сами доски коробились, на них появились сквозные трещины. Верхняя часть основания расходилась, нижняя часть в левом углу потеряла механическую прочность. Торцы оказались опиленными с мелкими трещинами. Левкас вздулся с изломами по верхнему гребню с лицевой стороны. Были потеряны крупные участки левкаса как в верхнем и нижнем поле, так и в центральной части иконы. Искажала колорит живописи и потемневшая олифа. Была стерта позолота на буквах под нимбами.
Было принято решение провести срочную реставрацию, так как существовал риск полной потери ценного с исторической точки зрения предмета.
Фотография художника – реставратора Решетнёва Ю. М. Наглядно показана степень повреждений иконы.
Программа реставрации заключала ряд последовательных этапов. Сначала реставратор укрепил левкас иконы. Затем законсервировал её основу: зафиксировал S-образной скобой, удалил бумажные обои с оборота иконы, ликвидировал поверхностные загрязнения с оборота, торца и на лицевой стороне иконы. После специальной подготовки поверхности наступила очередь подведения иконы реставрационным левкасом и тонировка. В последнюю очередь икона была покрыта реставрационным лаком.
Работа была выполнена профессиональным реставратором Юлией Сергеевной Решетневой — выпускницей Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова (факультет «Скульптуры и реставрации живописи»). Были укреплены левкас и красочный слой иконы, удалены поверхностные загрязнения и потемневшее лаковое покрытие, восполнены утраты древесины, выполнена тонировка и нанесено защитное лаковое покрытие. После вышеперечисленных процедур предмет стал соответствовать экспозиционным требованиям. Икона была выведена из аварийного состояния, а её облик был с максимально возможной точностью восстановлен. Реставрационные работы были закончены к концу 2020 года. С 2021 года данный памятник русского изобразительного искусства снова готов к экспонированию. Он принимает участие в тематических выставках и мероприятиях.
Искусство сохранять
НАРУЧИ
Многочисленные экземпляры створчатых серебряных браслетов, украшенных чернью, известны из древнерусских кладов домонгольского времени. Это были дорогие, очень трудоемкие изделия, принадлежавшие городской знати.
НАРУЧИ
створчатый браслет
ИКОНА
«Киот и икона сооружены городом в память чудного избавления царской семьи от угрожающей опасности 17 октября 1888 г. на железнодорожной станции Борки, причем Думой постановлено ежегодно 17 октября в управе служить государственный молебен»
ИКОНА
«Святая Мария, Святой Георгий, Святой Николай, Святой Александр Невский»
ФОТОАППАРАТ
В Брянском краеведческом музее существует небольшая коллекция фотокамер и фотопринадлежностей, относящихся к разным временным периодам.
ФОТОАППАРАТ
Balda Jubilette формата 35 мм
Женщины в космосе.
Одним из крупнейших космических ежегодныхмероприятий в мире является Всемирная неделя космоса. Неделя с 4 по 10 октября была провозглашена Всемирной неделей космоса (World Space Week) Генеральной Ассамблеей ООН 6 декабря 1999 года (резолюция 54/68), с тем, чтобы отмечать тот вклад, который вносит космическая наука и техника в улучшение благосостояния человека.
В 2021 году праздничная неделя проходит под темой «Женщины в космосе».
После первогополета человека в космос, каждый второй мальчишка мечтал стать космонавтом. Но успехов в осуществлении своей мечты удавалось добиться далеко не многим. Что уж говорить о девушках, которые грезят полетами к звездам не меньше, чем мужчины. Стать космонавтом не такое уж простое дело, требующее не только быть смелым, мужественным, знающим, а еще и иметь крепкое здоровье.
За всю историю космических путешествий, которая насчитывает уже не один десяток лет, на орбите побывало не так уж много женщин - всего 64, среди которых 4 наши соотечественницы. Познакомимся с ними поближе.
Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт.
Валентина Владимировна родилась 6 марта 1937 года в деревне Большое Масленниково Ярославской области. В 1945 году поступила в среднюю школу №32 города Ярославля, в которой проучилась до 1953 года. После окончания школы Валентина устроилась на работу на Ярославский шинный завод и параллельно с работой училась в 8-9 классах вечерней школы №10 города Ярославля. С апреля 1955 года работала на Ярославском комбинате технических тканей "Красный Перекоп". В 22 года увлеклась парашютным спортом, занималась в Ярославском аэроклубе.
После первых успешных полётов советских космонавтов (мужчин), решено было сформировать команду космонавтов из женщин, для этого в начале 1962 года начался поиск претенденток. Из сотен кандидатур были выбраны пятеро: Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва, Ирина Соловьёва и Валентина Терешкова.
Первый космический полёт Валентина Владимировна Терешкова совершила 16 июня 1963 годав 9 часов 29 минут по московскому времени на космическом корабле Восток-6, став первой женщиной в мире космонавтом. Провела в космосе 2 суток 22 часа 51 минуту
Герой Советского Союза (награждена 22 июня 1963 года), а также первая в истории Российской армии женщина генерал.
Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина, вышедшая в открытый космос, вторая в мире женщина-космонавт.
Светлана Евгеньевна родилась 8 августа 1948 года в Москве. В 1966 году окончила московскую школу №637, после чего поступила в Московский авиационный институт, который окончила в 1972 году. Параллельно с МАИ училась в Калужском авиационном лётно-техническом училище, после окончания, которого в 1971 году получила квалификацию "лётчик-инструктор".
С 1969 по 1977 года Светлана Евгеньевна Савицкая входила в состав Сборной СССР по пилотажному спорту. Установила 3 мировых рекорда по парашютному спорту. Работала лётчиком- испытателем на самолётах МиГ-21, МиГ-25, Су-7, Ил-18, Ил-28.
В августе 1980 года Светлана Евгеньевна была зачислена в отряд лётчиков-космонавтов.
В 1982 году Светлана в качестве космонавта-исследователя совершила первый полёт на кораблях "Союз Т-5", "Союз Т-7" и орбитальной станции "Салют 7".
25 августа 1984 года Светлана Евгеньевна первой в истории среди женщин вышла в открытый космос и провела там 3 часа 33 минуты. Единственная женщина дважды Герой Советского Союза (1982, 1984).
Елена Владимировна Кондакова - первая женщина, совершившая длительный полёт в космос.
Елена Владимировна родилась 30 марта 1957 года в Мытищи Московской области. В 1974 году окончила среднюю школу. Училась в Московском высшем техническом училище имени Николая Баумана. С мая 1980 года работала инженером в научно-производственном объединении "Энергия". Занималась долгосрочным планированием космических полётов и тренировками персонала по работе в нештатных ситуациях, работала над выполнением научных проектов, экспериментов, проводила исследовательскую работу.
В 1985 году начала тренироваться и изучать корабль "Союз ТМ". В 1989 году Елену Владимировну включили в отряд космонавтов СССР. Свой первый космический полёт совершила 4 октября 1994 года в составе экспедиции "Союз ТМ-20", после чего провела 5 месяцев на орбитальной станции "Мир". Вернулась на Землю 22 марта 1995 года. Елена Кондакова первая женщина, совершившая полёт в космос продолжительностью 169 суток 05 часов 21 минута.
10 апреля 1995 года награждена званием Герой Российской Федерации.
15 мая 1997 года Елена Владимировна совершила свой 2-й полёт в космос на американском корабле "Атлантис" в качестве специалиста экспедиции STS-84 к орбитальной станции "Мир".
Елена Олеговна Серова – первая отечественная женщина-космонавт, побывавшая на Международной космической станции (МКС).
Елена Олеговна Серова (урождённая Кузнецова) родилась 22 апреля 1976 годав Приморском крае, в селе Воздвиженка Уссурийского городского округа. В 1993 году окончила среднюю школу в немецком городе Гроссенхайне, где служил ее отец – военный летчик, после которой поступила в Московский авиационный институт. В годы учебы Елена подрабатывала в научно-исследовательском институте и повышала свою квалификацию инженера.
В августе 2001 года начала работать инженером в Ракетно-Космической Корпорации "Энергия". В 2003 году получила второе высшее образование - экономическое, Московской государственной академии приборостроения и информатики. Затем работала в Центре управления полетами.
В декабре 2006 года Елена Олеговна была зачислена в отряд космонавтов РКК "Энергия". 26 сентября 2014 года совершила космический полёт на пилотируемом корабле "Союз ТМА-14М", после чего провела 5,5 месяцев на Международной Космической Станции (МКС).
15 февраля 2016 года Елена Олеговна награждена званием Герой Российской Федерации.
С 2016 года в отряде космонавтов Роскосмоса единственной женщиной космонавтом-испытателем является Анна Юрьевна Кикина.
Жизнь без изучения и развития космоса не возможна и вклад женщин в освоения космического пространства неотъемлема, велика и безгранична.
Коллекция «Изделия из металла и пластмассы, образцы промышленного производства» (ПМП) начала собираться с первых послевоенных лет и в настоящее время насчитывает около трёх с половиной тысяч предметов основного фонда. Она весьма разнообразна и многопланово даёт представление о разных периодах истории и гранях развития нашего края – Брянщине старинной, партизанской, промышленной, литературной... Металлическая посуда, орудия труда, предметы повседневного обихода и декоративно-прикладного искусства, образцы изделий местной промышленности широко представлены в постоянной экспозиции и неизменно востребованы на музейных выставках самой разнообразной тематической направленности. Большую историческую ценность представляют предметы обихода XVI-XVIIIвеков российского производства – столовая посуда, подсвечники, письменные принадлежности, навесные замки и ключи.
Примером может служить подвесная походная чернильницаXVIIIвека, отличающаяся ярко выраженным художественным оформлением и хорошей сохранностью. Такой металлический флакон уплощённой формы с устойчивым дном и двумя ушками, к которым крепили цепочку или шнур, писарю удобно было крепить у пояса и носить с собой, а при необходимости и ставить на стол. На боковую стенку чернильницы методом чеканки нанесён рисунок, символизирующий битву льва и единорога.
Этот древний сюжет нашёл очень широкое отражение в западном искусстве и в геральдике. Он присутствует в известном сборнике английского детского фольклора XVIII века «Стихи Матушки Гусыни»:
Вел за корону смертный бой со Львом Единорог
Гонял Единорога Лев вдоль городских дорог...(перевод С.Я. Маршака)
В русскую культуру пара «лев и единорог» пришла из европейской и в XVI-XVIII веках получила у нас очень широкое распространение. Парные изображения этих животных в российской эмблематике присутствуют на спинке трона Ивана Грозного и на фирменном знаке Московского печатного двора времени его царствования, на росписи потолка главного зала Исторического музея и на ярусе декора Спасской башни Московского кремля. Подвесные чернильницы с сюжетом «Битва льва с единорогом» массово изготавливались и использовались в России. Животные изображены стилизованно, они больше похожи на игрушки. Возможно, художник смутно представлял себе облик льва (или намеренно придал ему фантастические черты) – вместо гривы царь зверей несёт аккуратную щетинистую бородку и воспринимается не менее мифическим существом, чем единорог.
В такую чернильницу обмакивали гусиное перо. В коллекции нашего музея есть писчее перо из крыла гуся. Перо имеет интересную историю. Оно было случайно обнаружено в Государственном архиве Брянской области, в архивном деле «Ревизская сказка Брянского уезда 1763 г.» (в котором пролежало более 200 лет!) и передано в музей в 1992 г.
Перо почти полностью лишено опахала, но его стержень сохранил форму и характерные детали обработки для использования в качестве письменной принадлежности. У него длинный широкий желобок и короткий расщеп для вытекания чернил. Перед расщепом имеется фигурная вырезка для сохранения необходимой жёсткости и равномерной подачи чернил. На внутренней стороне пера, в его полости, заметен тёмный пунктир пятнышек. Это остатки засохших чернил, которые в те времена изготавливали из так называемых чернильных орешков – похожих на миниатюрные яблочки наростов, которые можно встретить на листьях дуба. Эти наросты (галлы) вызываются личинками насекомого орехотворки.
Особое место в коллекции занимает интерьерная бронза производства Западной Европы и России XIX века (подсвечники и канделябры, бра, люстры, каминные и настольные часы, письменные приборы, дверные ручки, пепельница в виде морской раковины, колокольчик для вызова слуг). Полтора-два столетия назад в России бронзовые атрибуты достигли пика своей популярности. Они обязательно присутствовали в доме или усадьбе состоятельного человека. Этот крепкий надежный сплав меди с оловом обладает великолепными свойствами. Во-первых, изделия из него в высшей степени эстетичны как из-за возможности детальной проработки всех частей, так и благодаря благородному блеску, неповторимым зеленовато-коричневым или желтовато-красным оттенкам. Во-вторых, бронза долговечна – способна переносить холод, жару, прямые солнечные лучи, влагу, устойчива к коррозии. Благодаря этому, многие образцы прошлых веков сохранились в превосходном виде и украшают музейные экспозиции.
Примером изделия, органично сочетающего в себе высокохудожественное исполнение и утилитарные свойства, является бронзовый чернильный прибор «Мальчик, ловящий уток» производства Франции середины XIX века. На овальном основании – скульптурная композиция в виде деревенской жанровой сценки. Тонко передано выражение лица ребёнка, увлечённого погоней, тщательно проработаны мелкие детали – складки одежды, корзиночное плетение, оперение птиц, жилкование листьев.
Отдельные элементы декора выступают здесь в качестве аксессуаров для письма: венчик экзотического цветка одновременно представляет собой подставку для пера; плетёная корзинка в форме ведёрка служит для хранения мелких вспомогательных письменных принадлежностей; пенёк, с которого взлетает утка, – это одновременно и резервуар для чернил с откидной крышкой; кусок валежника с ребристой поверхностью – перочистка. Такие письменные приборы, видимо, были весьма популярны в своё время. Об этом говорит тот факт, что в ходу была целая серия аналогичных изделий с различными жанровыми сценками, в которых главный персонаж – деревенский мальчик – выступает в разных ипостасях. Известны выполненные по тому же образцу письменные приборы «Мальчик, кормящий собаку», «Мальчик-рыбак», «Мальчик кормит кур».
Жемчужиной коллекции ПМП является комплекс предметов дворянского быта, полученных в 1986 году от семьи Пигарёвых – наследников поэта Фёдора Ивановича Тютчева. В их числе – подсвечники разнообразного дизайна, бра, письменные принадлежности, предметы металлической посуды, пасхальное яйцо с фотографией Императора Александра II, нож для разрезания бумаги, складной футляр для фотографий.
Один из предметов комплекса – латунная тарелочка для мелочей с изображением женщины и мужчины за карточным столом. Выполненное в реалистичной манере изображение сцены игры в карты обрамлено по малому кругу надписями: «ACLEARHEAD, AQUICKEYEANDFAIRPLAYING» («ЯСНАЯ ГОЛОВА, ОСТРЫЙ ГЛАЗ И ЧЕСТНАЯ ИГРА») и «KEEPYOURTEMPER» («ДЕРЖИ СЕБЯ В РУКАХ»), а по большому кругу – стилизованным растительным орнаментом.
В первой половине XIX в. на территории нескольких смежных уездов Орловской, Калужской и Смоленской губерний усилиями Мальцовых (Мальцевых) – династии крупных заводчиков и землевладельцев в России – сложился Мальцовский промышленный округ, включавший и северную часть нынешней территории Брянской области. В этой «империи» действовало около двух десятков предприятий стекольной, хрустальной, чугунолитейной и металлообрабатывающей промышленности. В экспозиции музея находится уникальный экспонат – большой чугунный колокол (высота 82 см, нижний диаметр 90 см) с рельефным текстом на тулове: «МАЛЬЦАВСКАГО ЛЮБАХОНЪСКАГО ЗАВОДА ОТЪЛИТЪ ВЪ ЛЮДИНАВСКОМЪ ЗАВОДЕ ИЗЪ ВОЗДУШНАИ ПЕЧИ МЪСЯЦА ИЮНЯ 3 ДНЯ 1839 ГОДА».
Традиции литейного производства были продолжены на Брянщине в первой половине XX века. В 1935 году был основан Бежицкий сталелитейный завод, носивший поначалу название «Бежицкий завод автосцепок». 28 сентября его сталевары получили первый металл. В экспозиции музея, в открытом хранении, представлена плита, отлитая из первой плавки мартеновской печи № 1. Во второй половине 30-х годов завод стал одним из наиболее мощных и передовых предприятий СССР. С 2015 года Бежицкий сталелитейный завод переименован в «Бежицкую сталь» и сегодня специализируется на вагонном литье.
Тему Великой Отечественной войны в коллекции ПМП раскрывают технические средства, предметы военного обмундирования и быта, личные вещи участников событий. Одним из первых предметов, поступивших в фонды нашего вновь создаваемого после войны музея, был переносной печатный станок Клетнянского партизанского отряда. Он был передан в музей Клетнянским РК ВКП(б) в 1947 г. В годы оккупации партизанская печать была одним из сильнейших орудий борьбы с немецко-фашистскими войсками. К середине 1942 года такие переносные печатные станки специально для партизан начала производить советская промышленность. Изготовленный из лёгкого алюминиевого сплава, он весил от шестнадцати до двадцати килограммов. Его мог переносить на спине один человек, а в случае необходимости станок было легко спрятать. Такие печатные машины, а также шрифты, бумагу забрасывали во вражеский тыл на самолетах. На этом станке в 1942-1943 годах в Клетнянском партизанском отряде печаталась газета «Партизанская правда», а также листовки.
Среди предметов военного быта особо выделяются те, что в годы военного лихолетья были изготовлены умелыми руками воинов и тружеников тыла.
Бойцы говорили, что у солдата при себе всегда должно быть «оружие для беды и оружие для еды», то есть автомат и ложка. Если не было возможности найти заводскую ложку, её делали из подручных материалов. Проще всего было вырезать из дерева, но изготавливали и из алюминия или олова литьём. Материал был под рукой – покорёженная фляжка, кружка либо котелок, а если повезёт, то и двигатель от разбитого самолета.
В фондах музея есть ложка, отлитая в Мглинском партизаном отряде (1941-1943 гг.). У ложки узнаваемая форма – она характерна для традиционной широкой деревянной ложки, так называемого «межеумка», которой, по словам знатока народного быта С. В. Максимова, «вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».
По всей видимости, такая ложка и послужила моделью для отливки: в глине сделали её оттиск, на костре расплавили алюминиевый сплав (возможно, с добавкой олова) и залили в форму. Ложка была передана в музей в 1979 г. бывшим партизаном Мглинского отряда Стефаном Ивановичем Максименко.
В фондах музея хранится светильник из латунной гильзы патрона, изготовленный в годы войны уроженцем города Брянска М.А. Ржавским, который в то время работал в г. Богородске Горьковской области. Светильник был передан в музей его дочерью, А.М. Ржавской в 2003 году. Устройство светильника, на первый взгляд, несложно, но – эффективно. Верхняя часть гильзы закрыта пробкой, в которую вставлен металлический зубчатый ограничитель, в центре которого – фитиль, помещённый в металлическую трубку. В гильзу заливалась горючая жидкость (керосин, бензин, спирт), фитиль пропитывался ею и при зажигании давал пламя, которое использовалось для освещения. Латунная гильза имеет диаметр 25 мм. Патроны такого калибра использовались в пистолетах ТТ и пистолетах-пулемётах Шпагина, Дегтярёва, Судаева.
В первой половине 1980-х годов от жителей нашего города в музей поступили два предмета, бывшие знаковыми для городского быта – как довоенного, так и послевоенного. Речь идёт о примусе и керосинке. До середины 1950-х годов они были наиболее распространёнными устройствами для приготовления пищи. В те времена в стране было очень много коммунальных и просто неблагоустроенных квартир, не имевших газоснабжения, а электроэнергия была слишком дорога, чтобы использовать электроплитки.
Эти бытовые приборы не только исправно служили людям на кухнях, но и вдохновляли писателей и поэтов на творчество. В 1925 году вышла книжка детских стихов Осипа Мандельштама «Примус». В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Кот-Бегемот произносит фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Сижу, никого не трогаю, примус починяю».
В агитационном искусстве 1920—1930-х годов примус наряду с корытом выступает символом бытового рабства. Даниил Гранин в книге «Ленинградский каталог» буквально воспел роль этих бытовых нагревательных приборов: «...примус — это эпоха; выносливая, безотказная, маленькая, но могучая машина. Примус выручал городскую рабочую жизнь в самый трудный период нашего коммунального быта. На тесных многолюдных кухнях согласно гудели, трудились примусные дружины. Почти два поколения вскормили они... Примусов пылало в стране сотни тысяч. После появления газовых плит, электроплит они отступали, отдавая город за городом... А были еще тихие керосинки. Они горели, как керосиновые лампы, но пламя их шло не столько на свет, сколько на подогрев. Керосинки вели себя смиренно. Примус, тот мог взорваться, керосинка только виновато коптила и пахла керосином». Даниилу Гранину вторит и Вячеслав Киктенко: «Примус – гордая птица. А керосинка – послушная домашняя курочка, подкормил с руки, и хлопочет сама по себе».
О развитии тяжёлого машиностроения в нашем крае в послевоенные годы дают представление макеты и модели особо важных видов продукции крупных предприятий. В их числе: макет вагона-ледника для перевозки скоропортящихся продуктов выпуска 1951 г. Брянского паровозостроительного завода (ныне – Брянский машиностроительный завод); макет автомобиля БАЗ 135 Л4, прозванного в народе «Русским богатырём», и модель трактора Т-140 (выпускались Брянским автомобильным заводом в 1-й половине 1960-х гг.); модель коленчатого вала судового двигателя выпуска БМЗ 1960-х гг. Эти экспонаты позволяют зримо представить облик машин и механизмов, составлявших во 2-й половине двадцатого века славу брянской промышленности.
Начиная с 1958 года на БМЗ был освоен выпуск надежных и экономичных маневровых тепловозов ТЭМ-1, получивших высокую оценку эксплуатационников. В эпоху замены паровой тяги на дизельную железнодорожники называли эти машины «флагманами маневрового транспорта». Первенец тепловозостроения получил название «Комсомольский» в честь 40-летия создания ВЛКСМ. В 1970-х годах учащиеся Брянского СГПТУ № 1 изготовили макет этого тепловоза и передали его в наш краеведческий музей.
Историческую ценность представляют образцы производства предприятий местной лёгкой промышленности, в частности Брянского завода бытовой химии и пластмассовых изделий. Он был образован в 1968 г. и функционирует до настоящего времени как ОАО «Пластик». Среди образцов изделий – бигуди, расчёска, грибок-солонка, прищепка для белья, чернильница, воронка, ручки для письма, крышки для банок... Набор этих незатейливых на первый взгляд предметов обихода характеризует быт того времени.
Соседство чернильницы-непроливашки с шариковой ручкой символизирует смену целых эпох в ручном письме: во второй половине 1960-х годов в СССР перьевые ручки стали неуклонно замещаться шариковыми. Однако в советских школах ученикам младших классов ещё некоторое время не разрешали пользоваться новыми средствами для письма: считалось, что они мешают выработке правильного красивого почерка. Поэтому дети ещё несколько лет продолжали пользоваться привычными перьевыми ручками и чернильницами.
Авторучка Брянского завода бытовой химии выполнена в виде сигареты. В то время курение официально ещё не относилось к факторам риска для здоровья, и подобное оформление письменной принадлежности представлялось не более чем забавным.
Среди современных произведений декоративно-прикладного искусства выделяются изделия из меди и латуни новозыбковского мастера объемной художественной чеканки Александра Афанасьевича Филимонцева. В фондах музея представлены кубки, братина, пивная кружка, рукомойник с крышкой. Инженер-механик по профессии, Александр Афанасьевич в начале 1970-х гг. увлёкся торевтикой – изготовлением объемных предметов с нанесением чеканных орнаментов.
На примере братины – шаровидного сосуда для напитков – мы видим, что автор не только вложил в своё творение отменное мастерство ремесленника и творческий полёт художника, но и попытался связать предмет прикладного назначения с поэтическим наследием нашего края. Так, по горлу сосуда проходит надпись – строки из поэмы Алексея Константиновича Толстого 1868 года «История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева»: «ЗЕМЛЯ НАША БОГАТА – ПОРЯДКА В НЕЙ ЛИШЬ НЕТ». Братина была изготовлена в 1994 г., в фонды музея поступила в 2005 г.
В 2012 году фонды музея пополнил уникальный экспонат – перчатка скафандра «Сокол» Героя Советского Союза Виктора Михайловича Афанасьева, нашего земляка. Перчатку передал в музей лично В.М. Афанасьев. С 1990 по 2001 гг. Виктор Михайлович совершил 4 полёта на пилотируемых космических аппаратах из серии «Союз ТМ» в качестве командира экипажа, 7 раз выходил в открытый космос. Представленная ныне в музейной экспозиции перчатка была элементом скафандра, который использовался космонавтом во время его второго полёта в 1994 г.
Коллекция ПМП продолжает неуклонно пополняться предметами антиквариата, техники, образцами промышленного производства.
С чего начинается осень...
Когда начинается осень? Ответ на этот вопрос знает даже дошкольник: 1 сентября. Действительно, в этот день наступает календарная осень. А вы знали, что, помимо календарной, осень бывает еще и астрономической, и метеорологической, и фенологической?
Осенний дуб. Фото: Шпиленок И.П.
- Астрономическая осень начинается в день осеннего равноденствия, в тот момент, когда день становится равным ночи, а заканчивается зимним солнцестоянием – самым коротким днем в году. Эти даты варьируют из года в год: в этом году осеннее равноденствие придется на 22 сентября, а зимнее солнцестояние – на 21 декабря.
- Границы метеорологической осени определяются значением среднесуточной температуры воздуха. В осенний период этот показатель колеблется от +15 до 0 градусов. То есть когда среднесуточная температура опускается ниже отметки в +15 градусов, лето сменяется на осень. Как правило, в средней полосе России это происходит после 25 августа.
Более всего соответствует нашему привычному пониманию времен года – фенологическое разделение, основанное на процессах и явлениях, которые мы наблюдаем в природе.
Приметы осени
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. И. ТЮТЧЕВ
В приведенном здесь стихотворении знаменитый русский поэт и наш земляк Федор Иванович Тютчев художественно выразил самые первые приметы наступающей осени. Стихотворение было написано им в августе 1857 года во время поездки из Овстуга в Москву. Действительно, с точки зрения фенологии, осень у нас приходит еще в августе: с появлением первых пожелтевших листьев, с первыми отлетами птиц, с завершением сезона гроз.
Пойма реки Навли. Фото. Афонин А.Ю.
Желтеющие листья и последующий листопад – пожалуй, самые знаменательные приметы осени. А в чем состоит биологический смысл этих живописных явлений?
Клен остролистный. Из гербария древесных и кустарниковых пород осенней окраски. Собран в Белобережском учебно-опытном лесничестве в сентябре 1960 г.
Каротиноиды – пигменты, придающие осенним листьям желтые и оранжевые тона – содержатся в растениях и летом: они поглощают солнечный свет, необходимый для процесса фотосинтеза. Однако летом эти вещества всего лишь дополняют основной фотосинтетический пигмент – хлорофилл, который окрашивает растительные ткани в зеленый цвет. Расцветка листьев изменяется с похолоданием: поскольку растения готовятся к зимнему покою – хлорофилл за ненадобностью разрушается.
Осеннее сбрасывание листьев имеет важное приспособительное значение для листопадных деревьев. Таким способом растения экономят влагу, которая в больших количествах испаряется через листья: ведь с похолоданием, и особенно зимой, поглощение воды корнями существенно затрудняется.
Осенний лес в урочище «Болото Рыжуха». Фото. Афонин А.Ю.
Урожай осеннего леса
В начале фенологической осени созревают плоды многих видов деревьев и кустарников: клена, липы, ясеня, дуба, рябины, лещины и других. Плоды и семена растений составляют в это время рацион питания разных видов зверей и птиц. Они доступны, калорийны, и подолгу хранятся, что делает их ценным источником пищи не только осенью, но и зимой. А зачем плоды и семена нужны самим растениям?
Рябина обыкновенная. Гербарий из ботанической коллекции музея. 1960 г.
Известно, что растения способны размножаться вегетативно – частями материнской особи. Но такой способ не решает всех проблем: новые организмы получаются генетически однородными. Размножение же семенами создает генетическое разнообразие новых особей, что является непременным условием успешного выживания вида.
Существенное преимущество семенного размножения – это возможность расселения вида на новые территории. Для этого у растений имеются различные приспособления. Например, плоды ряда видов деревьев (клена, ясеня, вяза, березы) имеют «крылышки» для распространения по ветру. Такой способ распространения плодов называют анемохорией.
Образцы из коллекции семян лесообразующих пород Брянской области. 1974 г.
В расселении плодов и семян других видов растений основную роль играют животные: звери, птицы, насекомые. В этом случае речь идет о зоохории. Так, например, сойка, делая запасы на зиму, способствует распространению дуба и лещины. Желуди, орешки лещины и липы запасаются также белками и мышевидными грызунами. Плоды и семена некоторых трав могут разноситься муравьями.
Образцы из коллекции семян лесообразующих пород Брянской области. 1974 г.
Образцы из коллекции семян лесообразующих пород Брянской области. 1974 г.
Семена растений с сочными плодами могут распространяться в пищеварительном тракте зверей и птиц. В отличие от мягких тканей плода, оболочка семени устойчива к перевариванию и не повреждается при поедании, а иногда такие семена даже приобретают лучшую всхожесть.
В случае зоохории то, что привлекает животных – сочность плодов, их особый запах, яркая окраска – можно также рассматривать как приспособление растений, направленное на распространение их семян.
Образцы из коллекции семян лесообразующих пород Брянской области. 1974 г.
В царстве грибов
Осенью все живое уже предвкушает суровые испытания зимы. Готовятся к зимнему покою растения и насекомые, покидают места гнездования перелетные птицы, звери спешат запасти побольше еды или обустраивают места для долгой спячки. Однако для некоторых организмов осенью жизнь только начинается.
Появление ряда видов грибов приурочено именно к осени. Например, в сентябре-октябре плодовые тела появляются у опенка настоящего и зимнего. Народная примета гласит: «Подошли опенки – лето кончилось». К летне-осенним грибам относится большинство известных съедобных грибов. Многих из них можно встретить и в октябре, и даже в ноябре.
Грибы играют важнейшую роль в жизни лесных сообществ. Одни виды паразитируют на разнообразных организмах, регулируя их численность. Другие – являются разрушителями мертвого органического вещества, замыкая звенья круговорота веществ и энергии. А третьи – вступают в сотрудничество с растениями, поставляя им воду с растворенными минеральными веществами.
Большинство наших растений успешно функционируют именно благодаря образованию микоризы – то есть связи корней растения с мицелием гриба. Причем разные виды растений сотрудничают со своими видами грибов. Отсюда возникли такие названия, как подберезовик, подосиновик, подольшаник – эти грибы не растут сами по себе, а всегда сосуществуют с соответствующими породами деревьев.
Осенний мухомор. Фото. Шпиленок И.П. |
Опята на валежнике . Фото. Шпиленок И.П. |
Среди съедобных грибов многие виды являются микоризообразующими. Например, настоящий масленок и желто-бурый моховик образуют связь с сосной – эти грибы следует искать в сосновых лесах. Козляк вступает в симбиоз в целом с хвойными: он встречается как в сосняках, так и в ельниках.
Образцы из коллекции муляжей грибов.
Гриб каштановик – редкий для области вид – встречается в широколиственных лесах и образует микоризу с дубом, кленом или вязом. Помимо красного подосиновика – спутника осины, на Брянщине встречается желто-бурый подосиновик, связанный, как ни странно, с березой. Валуй – еще один спутник березы.
Образцы из коллекции муляжей грибов.
Среди микоризообразующих грибов есть такие, что могут вступать в связь с самыми разными породами деревьев: они встречаются как в хвойных, так и в лиственных лесах. Известные примеры – это белый гриб, обыкновенный моховик, едкая сыроежка.
Образцы из коллекции муляжей грибов.
10 сентября (30 августа по старому стилю) 1721 года в финском городке Ништадте состоялось подписание договора между Швецией и Россией.
Подписание Ништадтского договора. Гравюра Питера Шенка-младшего
Так называемый Ништадтский мир стал концом шведского могущества, тяготевшего над Северной Европой со времен Тридцатилетней войны, и на века закрепил статус России как великой державы, в том числе морской.
21-летняя Северная война - некоторые историки называют ее Великой Северной войной - завершилась. Переговоры о мирном договоре велись с 8 мая. Всё это время русские военные корабли осуществляли десанты и активные действия на шведских прибрежных территориях, поскольку шведское правительство затягивало подписание мира. Согласно Ништадтскому мирному договору между Россией и Швецией устанавливался "вечный, истинный и ненарушимый мир на земле и воде". Военные действия должны были прекратиться в течение 2 недель в Финляндии, а в более отдалённых местах - через 3 недели после ратификации договора.
Швеция признавала присоединение к России завоёванных русским оружием Ингерманландии, части Карелии, всей Эстляндии и Лифляндии с городами Ригой, Ревелем (Таллинн, ныне столица Эстонии), Дерптом, Нарвой, Выборгом, Кексгольмом, островов Эзель, Даго, Моон и всех других земель от Выборга до курляндской границы.
Россия обязывалась возвратить шведам Финляндию и уплатить в качестве компенсации за Лифляндию 2 млн. ефимков (талеров) 1,3 млн. рублей.
Остро нуждавшаяся в привозном хлебе и терявшая плодородные районы, Швеция получила право закупать ежегодно в Лифляндии беспошлинно хлеб на 50 тыс. руб.
За прибалтийскими помещиками сохранились их права на земельные владения; сохранялись также прежние привилегии и самоуправление городов в присоединённых провинциях; признавались права протестантской церкви.
Речи Посполитой как союзнице России предоставлялось право заключить формальный трактат с Швецией, при условии чтобы он не противоречил Ништадтскому мирному договору.
Англия включалась в Ништадтский мирный договор как союзница Швеции.
Предусматривался обмен военнопленными, и устанавливалась беспрепятственная торговля между русскими и шведскими купцами.
Объявлялась амнистия тем, кто во время войны у одной стороны "службу приняли и через то против другой неприятельски поступали"; из амнистии были исключены изменники, перешедшие к шведам вместе с Мазепой.
Ништадтский мирный договор, давший России прибалтийские провинции с удобными портами, осуществил историческую задачу, стоявшую перед страной со времён Ивана III, не разрешённую Иваном IV и решённую во всём объёме только Петром I.
2 ноября во время торжественных празднеств, ознаменовавших заключение Ништадтского мирного договора, Россия была провозглашена империей, сенат преподнёс Петру I титул Императора Всероссийского и Отца Отечества.
Русское государство благодаря внутренним преобразованиям и успехам внешней политики превратилось во Всероссийскую империю, могущественную морскую и военную державу.
Эта победа была увековечена. Была отчеканена серия медалей «В память Ништадского мира»: солдаты и унтер-офицеры награждались серебряными медалями, офицеры золотыми медалями, иностранные дипломаты медалями с надписями на латыни.
Серебряная медаль солдатская
Золотая медаль офицерская
Медаль с латинскими надписями
По заказу Петра 1 в Санкт-Петербурге в Летнем саду в 1726 году была установлена беломраморная скульптурная группа «Мир и Победа. Ништадтский мир» работы итальянского ваятеля П. Баратты.
Центральная фигура петергофского каскада фонтанов — Самсон, раздирающий пасть льву, также знаменует победу русского оружия в Северной войне.
Главное наследие Ништадтского мирного договора - выход к Балтийскому морю. Санкт-Петербург стал важным экономическим, научным и культурным центром Российской империи. Его считают "второй столицей" России.
Одни из самых интересных экспонатов музея сосредоточены в коллекции: "Изделия с содержанием драгметаллов". Она начала формироваться в 1957 году и пополняется постоянно. В настоящее время в ее состав входит 123 предмета.
Самый потрясающий из них – браслет с изображением грифонов, переплетающихся хвостами. Браслет состоит из двух половинок, соединенных шарнирами. Литье, гравировка, позолота. Образ крылатых львов с головой собаки был широко распространен в средневековом искусстве того времени. Клад датируется концом XII века. Это своего рода иллюстрация к «Слову о полку Игореве». Трубчевский князь Буй-Тур Всеволод именно в это время участвовал в походе против половцев и был воспет в «Слове о полку Игореве». В состав клада, найденного в окрестностях Трубчевска, входил комплект женских серебряных украшений: шейные гривны, подвески.
Браслет. Состоит из двух частей. Древняя Русь, кон. 12- нач. 13 вв. Металл белого цвета, золочение, чернение, резьба по металлу.
Гривна. Древняя Русь, кон. 12- нач. 13 вв. Металл белого цвета, литье, скручивание
Гривна (фрагмент). Древняя Русь, кон. 12- нач. 13 вв. Металл белого цвета, литье, скручивание
Кольцо с надписью «От святые великомученицы Варвары», к. XIX в. Образец паломнического сувенира, распространенного в России в XIX в.
Кольцо с надписью «От святые великомученицы Варвары», к. XIX века; металл белого цвета
«Женская сумка – это едва ли не самое удивительное порождение человеческой фантазии, сравнимое разве что с женской шляпкой или прической. Это атрибут, дающий право женщине называться женщиной, быть ею». (Петр Скорук, писатель). «На самом деле женщина – это ее сумка. Женская сумочка – это отдельное королевство, таинственное и непонятое большинством мужчин». Сумочка женская, вечерняя в виде кошелька из мелкой кольчужной сетки с металлической ручкой, гравированной плетеным орнаментом с чернью, использовалась во время посещения театра и выходов в свет. Зап. Европа, конец XIX – первая треть XX вв.
Сумочка женская, вечерняя в виде кошелька из мелкой кольчужной сетки с металлической ручкой. Зап. Европа, конец XIX – первая треть XX вв.; металл белого цвета.
Кошелек гравирован надписью «Е.С. Ардишвили от сослуживцев I.X.1915г.» Украшен скромным орнаментом в стиле модерн с двумя стекловидными круглыми вставками красного цвета. Внутри серебряного корпуса три отделения из кожи для купюр и монет. Изделия из серебра были излюбленным подарком членам семьи и сослуживцам. Судя по дате-1915 г. кошелек заказан и подарен в годы первой мировой войны, что свидетельствует об относительном благополучии жителей тыла.
Особый интерес в нашей коллекции представляет серебряные: сухарница и солонка , выполненные в «русском стиле».
Солонка в виде поставца с высокой спинкой и откидной крышкой, украшена гравированным узором с элементами растительного орнамента в «Русском стиле», который входит в моду в русском декоративно-прикладном искусстве с середины XIX в. Верх спинки венчают две прорезных фигурки сказочных птиц с длинными завитыми хвостами. Клеймо с гербом Москвы В.С. 1888г.
Солонка в виде поставца с высокой спинкой и откидной крышкой. Солонка украшена гравированным узором в «Русском стиле» с элементами расти-тельного орнамента. Москва, 1888 г. Металл белого цвета.
Хлебница (сухарница) овальная на 4-х ножках. В металле искусно передана фактура простых материалов: плетеной корзинки и небрежно наброшенной на нее салфетки. Салфетка позолочена и гравирована орнаментом в виде цветов и плетения с пышной бахромой. Москва. Это одно из первых изделий, Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий «И.П. Хлебников, сыновья и К.
Хлебница (сухарница) овальная на 4-х ножках, с гравированным узором и чеканным изображением салфетки. Москва, кон. XIX – нач. XX вв.
Табакерка «Медный всадник» прямоугольная с откидной крышкой и черневым гравированным узором и позолотой. Москва, XIX в. Боковые стороны украшены гравированным орнаментом в виде колоннад с башнями по углам. На крышке изображен памятник Петру I в городе Санкт- Петербурге - знаменитый «Медный всадник». На основании шкатулки гравированное изображение арматуры: знамя, шлем с гребнем, барабан, боевая труба.
Табакерка (шкатулка) прямоугольная с откидной крышкой и черневым гравированным узором. Москва, пер. пол. XIX в. Металл белого цвета.
Табакерка (шкатулка) прямоугольная с откидной крышкой и черневым гравированным узором. Москва, пер. пол. XIX в. Металл белого цвета.
Спичечница «Московский Кремль». Серебро, гравировка.
На верхней плоскости изображен Большой кремлевский дворец и кремлевские башни. На узких боковых сторонах прорезки для зажигания спичек. Москва, XIX в.
Спичечница прямоугольная с прорезями для коробка. Москва, посл. четв. XIX – нач. XX вв. Металл белого цвета.
Портсигар с пышным орнаментом в виде цветов, листьев и ягод земляники на верхней крышке. На основании в круглом картуше четырьмя выступами и цветами между ними монограммы «П М» с дворянским гербом над нею. Москва, 1886 г. Портсигар происходит из клада у д. Красный (Попов) Клинок Выгонического района.
Портсигар. Москва, 1886 г. Металл; ковка, гравировка.
Портсигар. Москва, 1886 г. Металл; ковка, гравировка.