Флора Красного Рога в стихотворении А.К. Толстого «Алеша Попович»
Красный Рог известен на Брянщине как место, связанное с жизнью и творчеством выдающегося русского поэта и драматурга второй половины девятнадцатого века – Алексея Константиновича Толстого. Здесь он жил в последний и самый плодотворный период своей писательской деятельности. Старинная семейная усадьба, парк с густыми липовыми аллеями, живописные окрестности с разнообразием прекрасных видов – все это вдохновляло писателя и находило выражение в его творчестве.
Впечатления, связанные с красотой природы, всегда занимали особое место в душевных переживаниях Толстого:
«…я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил; воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь…».
Однако любовь Алексея Толстого к природе была не только созерцательной: он изучал ее, старался умножать ее богатства и красоту. Такое трепетное отношение к природе Толстому привил его дядя, известный писатель Алексей Перовский. Этот разносторонне образованный человек и поклонник искусства, кроме всего прочего серьезно увлекался ботаникой, был прекрасным знатоком флоры и фауны своих поместий, и даже проводил там селекционную работу. Свои богатые знания он передавал племяннику, которого воспитывал как родного сына.
Понимание особенностей родной природы помогало Толстому в его творчестве. Былина «Алеша Попович», написанная летом 1871 года в Красном Роге, раскрывает богатство знаний поэта о растительном мире здешних мест. В ней упоминается более десятка названий прибрежно-водных растений.
Уже в первом четверостишии былины звучит название двух видов растений:
«Кто веслом так ловко правит
Через аир и купырь?
Это тот Попович славный,
Тот Алеша-богатырь!»
Аир обыкновенный – прибрежно-водный вид из тропического семейства ароидных. Лекарственное растение, может применяться в качестве пряности («И душистый гнет он аир…»).
Купырь лесной – широко распространенное лесное растение. Однако здесь, вероятно, говорится о другом виде зонтичных. Несколько видов дудника в народе также именовали купырем.
Приведем еще несколько примеров растений, упоминаемых в былине:
«И душистый гнет он аир,
И, скользя очеретом,
Стебли длинные купавок
Рвет сверкающим веслом»
Очеретом в народе называют тростник или камыш – растения, образующие прибрежные заросли.
Купавка – народное название нескольких видов растений. Здесь, скорее всего, речь идет о кубышке желтой – обычном у нас водном растении.
«Преклонилися цветы: погремок, пестрец и шильник,
И болотная заря
К лодке с берега нагнулись
Слушать песнь богатыря».
Растение с научным названием «погремок» не является прибрежно-водным. Возможно, автор здесь подразумевал бубенчик лилиелистный.
Пестрец – народное название нескольких видов из семейства зонтичных. Один из них – бутень клубненосный.
Шильником в старину называли два родственных водных растения: частуху подорожниковую и стрелолист обыкновенный.
Дикая зоря – устаревшее название лесного дудника. Так же обозначали и неродственное ему растение из семейства сложноцветных – чихотник.
Интересно, что растительность в окрестностях толстовской усадьбы действительно отличается разнообразием и богатством видов, на что обратил внимание даже Борис Владимирович Гроздов – крупный ученый и большой специалист по лесам. Он обнаружил здесь более пяти видов ивы, множество видов кустарников, имеющих лекарственную ценность, таких как майский шиповник, боярышник, рябина, крушина, калина, бузина. Возле аллеи был участок, богатый самыми разными видами травянистых растений: таволгой вязолистной, черноголовкой, вехом ядовитым, подмаренником цепким и другими. Из лекарственных трав здесь встречались пустырник, валерьяна, чабрец и прочие.
Вдохновением для создания былины послужили прогулки Алексея Толстого на лодке по местной реке Рог и природные виды ее поймы. С красотой этих мест, возможно, связано и название села Красный Рог. Другой источник вдохновения – это жизнь народа и мир народной поэзии. У многих видов растений поэт использует народные названия, что помогает ему наиболее полно раскрыть переживаемые чувства, тоньше передать настроение произведения и дух времени.
Виртуальная выставка "История рода Толстых в музейной реликвии"
Ежегодно в начале сентября, в мемориальном музее-усадьбе А.К. Толстого «Красный Рог» в память о великом русском писателе, проводится Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира». Это праздник ведет свою историю с 1997 года, когда Постановлением Брянской областной Думы учреждена премия им. А. К. Толстого, которая с 2003 года стала называться «Серебряная лира». В этот день съезжаются в Красный Рог почитатели таланта нашего земляка. Усадьба А. К. Толстого всегда отличалась гостеприимством, как при жизни писателя, так и в наше время.
Алексей Константинович Толстой.
Копия П.И. Страхова с оригинала И.Е. Репина.
1984 г.
Холст, масло.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея. БОМ 9474-1
В этот день любой желающий может познакомиться с уникальным экспонатом, который хранится в экспозиции Брянского государственного краеведческого музея. Хрустальный бокал с гербом графов Толстых - это уникальная семейная реликвия, позволяющая через изображение герба проследить историю возникновения рода Толстых.
Хрустальный бокал с гербом графов Толстых.
Середина XIX века
Хрусталь, гравировка.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея. БОМ 5315-2
Семейная реликвия А. К. Толстого хранится в стенах музея уже почти 60 лет. Ещё в начале XX века приказчиком из бывшего имения А. К. Толстого были вывезены некоторые вещи, часть которых, впоследствии, были собраны и переданы в музей. Так 16 октября 1962 года, одна из последних владелиц личных вещей А. К. Толстого, Красницская Зинаида Александровна, из города Новозыбкова, передала в музей 7 вещей, среди которых оказался и хрустальный бокал с гравировкой.
Хрустальный бокал с гербом графов Толстых.
Середина XIX века
Хрусталь, гравировка.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея. БОМ 5315-2
Возможно, набор бокалов из хрусталя был выполнен по специальному заказу А. К. Толстого на Мальцевском хрустальном заводе. Бокал имеет 10 граней, диаметр – 7,5 см; диаметр ножки – 6,4 см; высота – 11,5 см. На передней части бокала отчётливо виден герб рода Толстых.
Гравировка на хрустальном бокале графов Толстых.
Толстые - это дворянский род, который состоял в родстве со многими старинными русскими родами. Наш земляк, писатель-поэт Алексей Константинович Толстой был троюродным братом известного писателя Алексея Николаевича Толстого, и родным племянником художника Фёдора Петровича Толстого.
А по материнской линии писатель происходил из рода Перовских. От своего дяди Алексея Алексеевича Перовского А. К. Толстой унаследовал усадьбу в селе Красный рог, а от своего отца Константина Петровича Толстого только графскую фамилию и семейный герб.
Константин Петрович Толстой, отец А.К. Толстого.
Копия Е. Белова с оригинала А.С. Михайлова.
1981 г.
Холст, масло.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея. БОМ 8962-2
Анна Алексеевна Толстая (урожденная Перовская), мать А.К. Толстого.
Копия П.И Страхова с миниатюры Даффингера.
1982 г.
Холст, масло.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея. БОМ 9107-1
По преданию Толстые, как и другие крупные дворянские фамилии: Васильчиковы, Даниловы, Дурновы, Федцовы происходят от некого Индриса, приехавшего на Русь в 1352 году, потомки которого поступили на службу к князьям Московским и впоследствии удостоились дворянских гербов.
Герб рода Толстых.
Из Общего гербовника дворянских родов Российской империи. Т. 2. Репринтное издание. 1992 г.
Достоверно же известно, что предок А. К. Толстого, Пётр Андреевич Толстой (1645-1729), соратник и сподвижник Петра I, был известным человеком и удостоился большой славы. Отмечая заслуги Петра Андреевича Толстого, Пётр I за великую службу дал ему чин действительного тайного советника и высшую награду – орден Святого Андрея Первозванного, а в 1724 году пожаловал графское достоинство. Именно с этого времени Толстые повели графскую родословную, и получили уже графский герб, который и изображен на музейной реликвии.
Граф Петр Андреевич Толстой.
Худ. И.Г. Таннауэр
1710-е гг.
Холст, масло.
В общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи, мы можем посмотреть описание герба графов Толстых, и познакомится с символами поближе.
Герб рода графов Толстых.
Из Общего гербовника дворянских родов Российской империи. Т.2. Репринтное издание. 1992 г.
На гербе мы видим изображение щита, разделенного на шесть частей, двумя линиями перпендикулярно и одной горизонтально. Посередине имеется малый щиток голубого цвета, в котором изображены: золотая сабля и серебряная стрела, продетые острыми концами крестообразно сквозь кольцо малого золотого ключа, над стрелой с правой стороны видно серебряное крыло – этот символ является родовым гербом Толстых, напоминающих о древности рода.
Как и в других ранних русских гербах, в данном гербе подробно отразилась биография первого владельца – Петра Андреевича Толстого.
В первой части в золотом поле половина орла, как символ графского достоинства, награда за подвиги и заслуги, когда государь дарует свой герб.
Следующие части щита говорят о заслугах Петра Андреевича перед государём и отечеством. Так, во второй части в серебряном поле голубого цвета крест Святого Апостола Андрея Первозванного – напоминает, что Пётр Андреевич первым в роду был удостоен этого ордена. В третьей части в горностаевом поле золотой маршальский жезл перпендикулярно поставленный, говорит о должности графа во время коронования в Москве императрицы Екатерины I. В четвертой части в шахматном поле, составленном из серебра и красного цвета, княжеская корона, наложенная на поверхность поставленного столба зеленого цвета.
В пятой части в красном поле золотой столб, расположенный диагонально справа налево, на котором обозначены три глобуса, имеющие серебряный верх, и голубой низ, на левой стороне видна золотая пятиугольная звезда. Эти символы рассказывают о карьере П. А. Толстого: от стольника «государева» до президента коммерц-коллегии, учреждённой Петром I.
В шестой части, которая разделена перпендикулярно, имеется два поля - серебряное и зеленое, на котором изображены: вверху три и внизу четыре башни, переходящие на краске в серебро, а на серебре в зеленый цвет. Наверху башен полумесяцы, обращённые рогами вверх. Это символы турецкой семибашенной крепости Едикюле, напоминающие о семнадцати месячном заключении в этом замке, в период, когда Толстой был послом в Турции.
На поверхности щита наложена графская корона с тремя шлемами; из них средний шлем серебряный, увенчанный, по достоинству, чёрным двуглавым орлом, посередине которого поставлен маршальский жезл. Остальные два шлема железные, на первом с правой стороны сверх короны виднеются распростертые крылья, голубого цвета и серебряное, изображение сабли, стрелы и ключа, как и в центре щита. На последнем шлеме с левой стороны, сверх зеленой турецкой чалмы, находится башня, половина ее зеленого цвета, а другая серебряная с полумесяцем на вершине, из башни видна согнутая рука, держащая золотое перо; а по сторонам от чалмы две трубы - красная и золотая. Обрамление на щите золотое, серебряное, с голубым и красным цветом. Щит держат две борзые собаки, которые смотрят в разные стороны. Эти собаки знаменуют скорый и верный успех в делах.
Герб рода графов Толстых.
Цветное изображение.
Хрустальный бокал с гербом Толстых отражает и семейные отношения. Как известно, брак Константина Петровича Толстого и Анны Алексеевны Перовской был недолговечным. Анна Алексеевна не любила своего мужа, но сам Алексей Константинович всегда стремился к общению со своим отцом и другими родственниками по линии Толстых, и гордился принадлежностью к этому знаменитому роду.
Памятник А.К. Толстому в усадьбе в с. Красный Рог.
Скульптор Н.Н. Козлова.
1972 г.
«Средь шумного бала…»
Россия, век 19-й. Она становится не просто огромной, но поистине необъятной страной – Империей. По численности населения и военной мощи Россия в этот период стояла на 1 месте среди европейских держав. Продолжились начатые Петром I преобразования. Россия все больше втягивалась в Новое время. XIX в. пришелся на правление трех императоров – Александра I, Николая I, Александра II. Если в XVIIIв. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIXв. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв одно из самых высоких и почётных мест.
В 19 веке наука в России стремительно развивалась. Русские ученые сделали ряд замечательных открытий, заложив основу многому тому, что используют нынешние современники. Мировую известность приобрели математик Чебышёв Пафнутий Львович, физики Столетов Александр Григорьевич и Лебедев Пётр Николаевич.
Величайшим достижением русской науки 19 века стало открытие Менделеевым Дмитрием Ивановичем периодической таблицы химических элементов. Глубокие исследования в сфере органической химии провел Бутлеров Александр Михайлович. Больших успехов в изучении физиологии добились Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович. Мечников Илья Ильич работал в сфере бактериологии.
Особых успехов в 19 веке добились русские ученые географы. Пржевальский Николай Михайлович изучал Центральную Азию, а Миклухо – Маклай Николай Николаевич Океанию. Дальше 19 век, в истории русской науки знаменуется техническими открытиями. Усилиями Яблочкова Павла Николаевича и Лодыгина Александра Николаевича в российской Империи появляются лампочки, а Попов Александр Степанович подарил русскому народу радиоприемник.
В 1880-е годы в России была построена первая электростанция, в быт входят телеграф и телефон. Интеллигенция русского общества все больше увлекается философией.
XIXв. – «золотой» век русской культуры. Это период общественного подъема. Война 1812 г. буквально всколыхнула российское общество. Большие изменения произошли в живописи. Самые передовые художники образовали новое объединение – «товарищество передвижников». XIXв. –время формирования русской национальной музыкальной школы. Были открыты консерватории и бесплатные музыкальные школы в Москве и Санкт-Петербурге. В это время творили гениальные композиторы: Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIXв. стал театр. Популярность театрального искусства росла.
В архитектуре развивается классицизм. XIXв. в русской словесности – время небывалого расцвета. Яркие представители литературы XIXв.: Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Николай Алексеевич Некрасов, Антон Павлович Чехов, Иван Сергеевич Тургенев, Алексей Константинович Толстой.
Свое широкое распространение в XIXв. столетии получили балы.
Первые балы в России появились в 18 веке и назывались ассамблеями. Они были введены Петром I Великим.
Бал – торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.
Бал- настоящая находка
Для юных франтов и для дам,
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени и продолжался весь зимний период, за исключением периода, когда следовало поститься.
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека XIX столетия. Балами славилась столица – Санкт-Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.
Приглашение на бал было принято посылать заранее – как минимум за 7-10 дней до торжества. Это делалось для того, чтобы дамы смогли подготовить новое платье. Выходить в свет дважды в одном и том же считалось верхом неприличия. Поэтому дамы перед балами посещали модные салоны.
Ну вот, все приготовления позади. Все ждут долгожданного момента.
Сегодня бал, в огнях весь дом.
Подъехали кареты.
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты.
У каждой дамы была с собой бальная книжечка, называемая агенда. Туда заранее вносился список танцев, а напротив уже на самом балу вписывались имена кавалеров, желающих с ней танцевать. Бальные книжечки были крошечными и обычно крепились к поясу платья. Любопытно, что дама не должна была танцевать с одним и тем же кавалером более трех танцев за вечер.
Бальный этикет в то время был очень строго прописан. Танцы танцевались в определенном порядке.
Первым танцем в XIX веке был полонез - торжественный танец-шествие.
Перенесёмся в январь 1851г., на бал в Санкт-Петербург. Алексей Толстой по долгу службы сопровождал наследника престола на бал-маскарад, который давался в Большом театре. Здесь он встретил незнакомку, у которой было сочное контральто, интригующая манера разговаривать, пышные пепельные волосы и прекрасная фигура. Но поразил её печальный таинственный взгляд. Незнакомка отказалась назвать своё имя и снять маску, но взяла визитную карточку Толстого, пообещав дать о себе знать.
Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
Судьба свела их на маскараде случайно. И на всю жизнь!
Возвратясь домой, Толстой не мог работать. Мысль о незнакомке не давала покоя. Нет, далеко не юношеское трепетное чувство влекло его к маске. Он понял, что это женщина, не девушка. Он может говорить с нею свободно, она поймёт всё, что бы он ни сказал, она показалась ему умницей. В ней было что-то такое, что отличало её от светских красавиц. Очевидно, этой ночью он и написал слова стихотворения, которое отныне будет всегда вдохновлять композиторов и влюблённых.
Романс П.И. Чайковского «Средь шумного бала»
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Любовная лирика занимает доминирующее место в творчестве поэта. Она посвящена в основном Софье Андреевне Миллер (урожденной Бахметьевой), в последствие ставшей его женой.
Софья Андреевна Миллер
После встречи на балу с С.А. в жизнь А.К. Толстого вошла огромная светлая и чистая любовь, захватившая все мысли и желания, всё его существо.
Мы горды тем, что живем на земле А.К.Толстого. Тем, что имеем возможность побывать в его родовом имении Красный Рог, окунуться в ту среду, в которой жил и творил великий поэт, прозаик, драматург.
Центральная усадьба
Гостевой флигель
Не было и нет бесталанных мест на Руси. Проедешь ли, пройдешь ли по ее бескрайним просторам – в любом краю назовут тебе на перечет своих именитых земляков, назовут литературные памятники и литераторов, прославивших историю края. Если приведут гостя пути-дороги на Брянщину, в край древних легенд и прекрасных былей сегодняшнего дня, нам будет о ком и о чем ему рассказать.
И. Штраус "Венский вальс"
Предлагаем видео мастер- класс «Венский вальс»
Виртуальный очерк «Флаг России и его братья»
22 августа отмечается День флага Российской Федерации. Праздник этот молодой – он установлен в 1994 году, а вот сам российский триколор имеет давнюю историю.
Точное время его появления неизвестно: ведутся споры о цветах на флаге легендарного корабля «Орёл», но абсолютно достоверно, что бело-сине-красный триколор как «флаг царя Московского» был поднят в 1693 году на яхте «Святой Пётр» во время плавания Петра I в Белом море. Этот флаг сохранился и находится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Флаг с яхты «Святой Пётр».
Пришествие триколора в нашу современность связано с крушением Советского Союза и утверждением новой российской государственности: бело-сине-красный флаг активно использовался участниками демократического движения в России и стал подлинным символом сопротивления во время августовских событий 1991 года.
Митинг 20 августа 1991 года на Дворцовой площади.
22 августа 1991 года «исторический флаг России», как его тогда называли, признан Национальным флагом России, а 1 ноября Пятым съездом народных депутатов РСФСР утверждён в качестве государственного. Правда, этот флаг несколько отличался от современного российского триколора – средняя полоса была лазоревого цвета, а соотношение сторон равнялось 1:2.
Государственный флаг России 1991 – 1993 гг.
Привычные для нас вид и цветовую гамму флаг получил в 1993 году. 11 декабря Президент Б.Н. Ельцин подписал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации». Национальный символ описывался как «прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3».
Так Государственный флаг России приобрёл современный облик.
Государственный флаг России 1993 – наши дни.
Увы, до сих пор с российским триколором время от времени случаются казусы: то его повесят вверх ногами, то и вовсе спутают с флагом другой страны.
Некоторые сложности действительно могут возникнуть, ведь у российского флага есть очень похожие на него родственники.
Например, флаг Словакии.
Государственный флаг Словакии 1992 – наши дни.
Главное отличие – изображение герба Словацкой республики, помещённое ближе к левому краю полотнища.
Забавно, что с 1 марта 1990 года до 1 сентября 1992 года Словакия использовала флаг Словацкой республики 1939-1945 года, который почти ничем не отличался от современного российского триколора.
Флаг Словацкой Республики 1939 – 1945, 1990 – 1992.
Ещё один брат российского флага – флаг Словении.
Государственный флаг Словении 1991 – наши дни.
Этот флаг длиннее российского, центральная полоса светлее, а ближе к левому краю помещён словенский герб.
А вот словенский гражданский флаг (т.е. флаг который может использоваться гражданами не в официальном порядке) практически неотличим от российского.
Гражданский флаг в Словении.
Словенский флаг эпохи социалистической Югославии больше походит на современный российский в плане цветовых решений, но отличается от него большой красной звездой в центре.
Флаг Народной республики Словения, Социалистической Республики Словения 1947 – 1991 гг.
Похож на российский и флаг Сербии.
Цвета помещены в обратном в сравнении с российским флагом порядке: верхняя полоса – красная, средняя – синяя, нижняя – белая. На флаге также помещён герб Сербии.
Государственный флаг Сербии 2013 – наши дни.
А вот если вы случайно повесите российский триколор вверх ногами, вы получите гражданский сербский флаг. Поэтому будьте внимательны.
Гражданский флаг в Сербии.
Хоть это не так очевидно, но флаг Болгарии тоже родственник нашему.
Флаг Болгарии 1879 – 1947, 1991 – наши дни.
Не вызывает сомнений, что на расположение полос на флаге оказал влияние российский триколор. Да и зелёный цвет близок к синему.
Очень дальний родственник российского флага – флаг Чехии. Цвета те же – белый, синий, красный. Но синий представлен не в виде полосы, а в виде треугольника у древка.
Флаг Чехии 1920 – 1939, 1945 – наши дни.
Кстати, исторический флаг Чехии – бело-красный, как у Польши. А синий треугольник был добавлен в 1920 и олицетворял Словакию, находившуюся в федерации с Чехией.
Конечно, нельзя не упомянуть ещё один современный государственный флаг с теми же цветами – белым, синим и красным – флаг Хорватии.
Флаг Хорватии 1990 – наши дни.
Здесь белая полоса находится не с краю, а посередине. А в центре – государственный герб.
Обилие на флагах славянских стран соединения бело-сине-красных цветов – не случайно. Эти цвета так и называют – панславянскими, т.е. всеславянскими. В таком качестве они были приняты на Славянском конгрессе в 1848 году, став символом освободительного движения в славянских странах. И восходят они, скорее всего и за редким исключением, именно к российскому триколору.
*При подготовке очерка использовались материалы из открытых источников.
Источники фото:
Виртуальная выставка: «Романовы. Портреты династии».
Династия Романовых правила российским государством с 1613 г. по 1917 год и оставила огромный вклад в мировой истории. Династия происходит из московского боярского рода. Известные представители дома Романовых в качестве правителей огромной и сложной страны были весьма неординарными личностями (Петр I, Екатерина II и др.). Заметный вклад в историю внесли их менее известные некоронованные родственники: великие князья и великие княгини. Множество художников и скульпторов того времени изображали Романовых в своих работах. Неоднократно привлекали образы Романовых и брянские художники.
Портрет Царя Михаила Фёдоровича Романова.
Худ. М.С. Решетнёв.
Копия с картины неизвестного художника.
Брянск. 2001 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ НВ 5603.
Открывает выставку - первый царь и основатель династии Романовых – Михаил Федорович. Взгляните на портрет Михаила Романова, выполненный брянским художником Михаилом Решетневым. Художник тщательно выписал царские регалии – корону, бармы, крест. Психологически достоверно передан портрет этого спокойного и не отличавшегося суровым нравом правителя.
Михаил Федорович правил весьма долго (1613 - 1645 г.). Его правление началось с преодоления последствий Смутного времени, затронет события нескольких войн. При Михаиле Федоровиче значительно расширится российское государство на Восток до Тихого океана.
На выборах Михаила Романова, приняли участие представители Брянского и Карачевского уездов. Михаил Романов жертвовал иконы и деньги: в Площанскую пустынь и другие монастыри. В Карачевском и Брянском уездах находились владения родственников его супруги - Стрешневой Евдокии Лукьяновны.
Гравюра. Михаилъ Федоровичь Романовъ.
Худ. H. Benner, мастер С.Yohannot.
XIX век.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 9886/2.
В коллекции царских портретов входят не только живописные работы, но и гравюры. Гравюра «Царь М. Ф. Романов 1613 г». Датируется ценный экспонат XIX веком. Портрет достоверно передаёт черты характера царя. Регалии царская шапка и бармы дополнены - державой.
Гравюра царевны Софьи весьма редкий экспонат начала XIX века находящийся в музейной коллекции. Голову Софьи украшает корона, на плечах горностаевая мантия.
Гравюра. Царевна Софья Алексеевна.
Худ. H. Benner, мастер С.Yohannot.
XIX век.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 9886/1.
Царевна Софья Алексеевна (1682 – 1689) была регентшей при малолетних братьях царях Петре и Иване. В возрасте 25 лет она пришла к власти. Правление молодой царицы (вернее её советников) способствовало обновлению общественной жизни в стране. Одним из ближайших помощников царевны был начальник стрелецкого приказа Ф. Л. Шакловитый. Известно, что он был выходцем из Брянска. Многие историки считают, что именно с правления царевны Софьи в России (ещё до Петра) стала развиваться промышленность и реорганизоваться армия по европейскому образцу.
Образ Петра I многократно тиражировался дореволюционное время и до сих пор является одним из самых популярных. Ниже представлена картина - «Петр Первый по дороге из Брянска» рисунок художника Владимира Златогорского.
Петр I (1689 - 1725) стал первым российским императором, за своё правление получивший прозвище «Великий». Благодаря своей неординарной личности Петр I преобразовал Россию. Он провел многие радикальные реформы в России, коснувшиеся всех сторон общественной жизни. Бурно развивалась промышленность, культура происходило становление науки и т. п. Его активная внешняя политика привела к войнам с соседними державами. Правление Петра I вывело страну в один ряд с ведущими державами мира и сделало её империей.
Петр I по дороге в Брянск.
Худ. В. М. Златогорский.
Брянск. Конец 1970-х – начало 1980-х гг.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 9062а/2.
Рисунок Златогорского отсылает нас к событиям 23 - 24 октября 1708 года, когда шведы во главе с Карлом XII двигались на Украину. Петр I срочно отправляется из Смоленска в Брянск и оттуда в Трубчевск. На акварели изображен Петр, остановившийся у берега реки Десна. Вдалеке видны очертания Свенского монастыря.
В коллекции музея несколько гравюр с портретами Петра I. Перед вами очень ценная гравюра молодого Петра I датируемая первой третью XVIII века. Петр I представлен в парадных рыцарских латах позднего средневековья, на плечи накинута горностаевая мантия. Авторы стремились через подобные символы передать качества императора (смелость, воинственность и т. п.)
Гравюра. Petrus Alexiewi Rusforum Imperator.
Первая треть XVIII в.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 9926/1.
Следующий экспонат - картина с одним из любимых образов художника М. С. Решетнева. На ней изображен Петр I, который смотрит в открытое окно в одной из комнат Петергофа, хотя здесь не изображено море, чертежи и картина с кораблями подчеркивает интересы царя. Художником передано его волевое лицо и мощно скрещенные на груди руки.
Петр I.
Худ. М. С. Решетнев
Брянск. 1988 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 12858.
Гравюра. Anne Iwanowna. Czarine de Moscovie.
Мастер C. Roy.
XVIII в.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 10054/5.
На гравюре XVIII века вы видите императрицу Анну Иоановну племянницу Петра I (1730 – 1740). Императрицей она стала в 37 лет и в целом успешно вела как внутреннюю, так и внешнюю политику.
На данной гравюре императрица выглядит в самом расцвете сил. На ней богато украшенное платье с корсетом, голову увенчивает небольшая корона. На левое плечо наброшена горностаевая мантия и орденская лента.
Кисти Михаила Решетнева принадлежат так же портреты Петра III и его супруги Екатерины II. Будущие правители России посетили в 1744 г. вместе с императрицей Елизаветой Петровной город Севск (современная Брянская область).
Петр III (1761 – 1762 г.) царствовал всего около полугода, так как был свергнут своей женой Екатериной II. За короткий промежуток своего царствования, в глазах большинства современников, император не успел зарекомендовать себя с положительной стороны. Многие историки негативно расценивают его действия во внутренней и во внешней политике.
Петр III.
Худ. М. С. Решетнев.
Копия с картины неизвестного художника.
Брянск.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ НВ 5649.
Наследник престола молодой Петр Федорович изображен по пояс. Он смотрит прямо и левую руку отвел назад. На нём военная европейская форма, под которой хорошо заметна кираса.
Екатерина II.
Худ. М. С. Решетнев.
Копия с картины Виргилиуса Эриксена.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 16662.
Гравюра. Catherine. II. Imperatrice De Toutes les Russies.
Мастер R. Brichet.
Санкт-Петербург. 1786 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 9959/14.
Образ Екатерины II раскрывает прижизненная гравюра 1786 года, на которой императрица изображена в зрелые годы. Её голову увенчивает лавровый венок - символ побед, славы и величия.
Второй раз Екатерина II посетит наши края, уже императрицей. В 1787 году остановится в городе Стародубе во время своего знаменитого путешествия на юг.
Следующий экспонат – гравюра XVIII века, на которой изображен наследник престола Павел Петрович. Будущий император ещё очень молод, одет в соответствии с европейской модой того времени.
Гравюра. Pavlys Petrovitz.
Неизвестный автор. XVIII в.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 9965/14.
Павел I (1796 – 1801) правивший Россией сравнительно недолгий срок, был сыном Екатерины II и Петра III. Императором Павел Петрович стал довольно поздно в 42 года. Современникам он запомнился сдержанным отношением к дворянству (отменил часть привилегий), указом о престолонаследии, неоднозначными реформами в армии, противоречивой внешней политикой.
В коллекции музея хранится значительное количество гравюр конца 70-ых годов XIX века, посвященных Русско-Турецкой войне 1877 - 1878 г.г. Среди них гравюры посвященные императору Александру II (1855 - 1881). Гравюры входили в печатавшийся в Санкт-Петербурге сборник военных рассказов, составлены офицерами, участниками этой войны.
Перед вами рисунок – «Государь на позицiи передъ Плевной». Сюжет картины посвящен боям под Плевной, где русские войска вели тяжелые бои с армией Османской империи. Александр II стоит со своей свитой у склона холма. В руках у императора бинокль, с помощью которого он ведет наблюдение за местностью.
Литография. Государь на позицiи передъ Плевной.
Типография А. М. Котомина.
1879 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 11216/73.
Целый ряд литографий посвящено отношению государя императора к раненым солдатам. Царь считал своим долгом посещать раненых прямо в палатах, вручать пациентам награды.
Литография. Государь императоръ в госпитале в Систове.
Картогр. Зав. А. Ильина.
Санкт-Петербург. 1879 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 11216/130.
Литография. Въ Порадиме.
Типографiя Второго отделения Собственного Его Императорского Величества канцелярии.
Санкт-Петербург. 1879 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 11216/87.
Литография. Царственный гость у одра раненого.
Типография А. Тронпеля.
Санкт-Петербург. 1878 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 11216/90.
Александр II получил прозвище «Освободитель» - за отмену крепостного права и освобождение Болгарии. Он смог завершить широкий круг других преобразований, которые навсегда изменили русское общество во второй половине XIX века.
На русско-турецкой войне командовал отрядом будущий наследник престола Александр Александрович. Царствовал Александр III с 1881 по 1894. Прозвище «Миротворец» император получит позже, так как в его 13 летний период правления Российская империя не вела крупных войн. Однако Россия не отказывалась от внешней политики и продолжала продвижение по Средней Азии. Александр III частично свернул либеральные мероприятия в стране, которые так поддерживал его отец.
На следующей литографии мы видим легко узнаваемый образ наследника престола - Александр Александрович во время русско-турецкой войны 1877 – 1878. Он стоит среди военных офицеров русской армии и принимает у офицера доклад на артиллерийской позиции. Наследник престола и окружающие его офицеры, стоят в военной форме. В правой руке держит подзорную трубу, левой жестикулирует. В отличие от других военных Александр Александрович не вооружен. Один из офицеров докладывает будущему императору о положении дел.
Литография. Начальникъ Рущукскаго отряда Государь Наследникъ Цесаревичъ осматривает баттарею.
Типография А. М. Котомина.
Санкт-Петербург. 1879 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 11216/74.
Коллекции «ИЗО» Брянского краеведческого музея насчитывает более сотни портретов правителей России. Коллекция постоянно пополняется интересными предметами живописи и графики. При оформлении этикетажа к источникам сохранена орфография подписи оригиналов.
Важной частью фондовых коллекций Брянского краеведческого музея является коллекция «Медной пластики». Она стала формироваться в 1957 году. Коллекция выделяется своей относительной (по сравнению с другими) «молодостью» и малочисленностью. Всего в хранилище и в экспозиции Брянского краеведческого музея состоит на учете около двух сотен предметов. Необходимо сказать, что предметы этой коллекция постоянно пополняется.
В коллекцию входят предметы медной пластики с конца XII века вплоть до современности. Наиболее широко представлены предметы XIX века. В подавляющем большинстве случаев коллекцию составляют предметы религиозной тематики (иконы, кресты и т.п.), в меньшей степени представлена светская тема (медальоны, барельефы и другие).
На хранении находятся ценные с исторической и культурной стороны экспонаты.
Представленный выше крест - складень имеет закругленную форму, снабженную дополнительными выступами концами инкрустацию серебряным сплавом. Часто на внутренних сторонах таких крестов размещались иконы, тексты молитв, выдержки из Священного Писания и иные религиозные артефакты.
Данный крест представляет собой тип энколпион. Энколпион — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освящённой просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах.
Крест не имеет встроенных внутренних элементов. Он состоит из двух частей. Аверс: в центре рельефное изображение распятого Христа. Реверс: инкрустация. Найден у городища «Чашин Курган» местными археологами на берегу р. Десны во время раскопок. Датируется XII - XIII в. в.
Ценный образец створки креста – энколпиона, переделанный под накладку. Распятие сильно стёрто, что свидетельствует о его длительном бытовании. Датируется монгольскими завоеваниями Руси в XII – XIII в. Часто используется на выставках посвященных данному историческому периоду.
Типичный предмет коллекции «Медной пластики» трехстворчатый складень, с изображением «Святого Николая» с житием. Святой Николай один из самых распространенных иконописных образов на территории России. Экспонат датируется XIX веком и является отливкой с более древнего складня. Святой Николай в глазах простого населения был покровителем путников, купцов, сирот, заключенных и др. Такая социальная база и обеспечивала его огромную популярность среди населения.
Святой Николай изображен фронтально по пояс. Правой рукой он благословляет, левой держит Евангелие. Святой Николай облачен в епископское одеяние с растительным орнаментом, имеет короткие волосы и бороду. Нимб, как и одеяние святого, украшено растительным орнаментом. На левой стороне сцена въезда Иисуса в Иерусалим и Крещение. На правой Воскресенье и Вознесения Христова. На кильевидном навершии изображен бог Саваоф. Экспонат был передан в коллекцию музея брянской таможней.
К типу трехстворчатого складня относится и икона «Великомученница Параскева Пятница с избранными Святыми». Образ связан с женским персонажем славянской мифологии – богиней Мокошей (Мокошь или Макошь). Этот образ остался в народный традиции православных христиан и был перенесен на на христианскую святую. Параскева держит в правой руке восьмиконечный крест, а в левой свиток со священным текстом. На створках складня изображены святые. Святая Параскева сочетает в себе черты двух православных святых. На прямоугольном завершении складня иконка «Спаса Нерукотворного». Датируется XVIII – XIX в. в.
Коллекция содержит десятки разнообразных крестов. Самым распространенным образцом XVIII - XIX веков был восьмиконечный крест «Распятие Иисуса Христа».
Крест отлит из медного сплава. На лицевой стороне: изображен четырьмя гвоздями Иисус Христос. Христос обнажен, прикрыт повязкой только его пояс. Голова Иисуса не покрыта, видна длинная борода и ниспадающие волосы. Над нимбом Христа, изображение двух ангелов обращенных к нему. У подножия креста символическое изображение горы Голгофы в виде скопления камней, рядом череп Адама. Это символ - поверженной смерти и первородного греха. На оборотной стороне вся поверхность креста украшена растительным орнаментом.
Другим распространенным образцом сцены Распятия Христа, становятся в XIX веке большие кресты, выполненные более тщательно. Постепенно кресты приобретают более сложную композицию. На киотном кресте по сторонам от распятия изображены предстоящие: с одной стороны св. Мария Магдалина и Божья Матерь, с другой св. Иоанн и сотник Лонгин.
Редкий экспонат нашей коллекции - складень «Св. Никола Можайский». Экспонат отлит из медного сплава в XIX веке. Интересен он своей легендой, согласно которой во время осады города Можайска, перед врагами явился с мечом и текстом Святой Никола. Святой спас город и стал его символом. Деревянная скульптура святого находилась в Можайске. В правой руке святой держит меч (любопытно, что кривой меч восточного типа), а в левой руке достаточно подробно прорисованный образ города Можайска. Изображение позже было распространено и производство перешло в формат медной пластики.
Складень трехстворчатый «Чудо Георгия о змие. Избранные праздники». Материал - медный сплав. Техника работы - литье. Россия XIX век.
Георгий Победоносец являлся покровителем Московского княжества, а также символом борьбы за независимость Русского государства. Изображение Святого Георгия размещалось в центре Государственного герба России.
На левой створке складня видны библейские события: Вход Господа в Иерусалим, Сретение Господня. На правой стороне сцены: Воскресенье Христово (Сошествие в Ад), Покров. Вверху складня изображение Спаса Нерукотворного и Троица Ветхозаветная.
Складень «Двунадесятые праздники» входит в число наиболее ценных предметов коллекции. Выполнен складень в России в XIX веке. Материалы: медный сплав, эмаль. Техника работы – литьё. На основном складне изображены религиозные сцены 12 главных православных праздников следующих после Пасхи.
На левой створке: Рождество Богоматери, Введение в Храм, Благовещенье, Рождество Христово. Вверху у навершия - сцена Распятия Христова.
На центральной левой створке изображены сцены: Преображение Господне, Вход в Иерусалим, Сретение, Богоявление (Крещение). У навершия – Троица новозаветная.
На центральной правой стороне: Сошествие Святого Духа, Успение, Воскресенье (Сошествие во Ад), Вознесение. На навершии – Воздвижение животворящего Креста Господня.
На правой стороне: поклонение Смоленской иконе Божьей Матери, поклонение Тихвинской Божьей Матери, поклонение Владимирской иконе Божьей Матери, поклонения Богоматери «Знамение». На навершии – похвала Божьей Матери.