Тайна солнечных затмений.
В природе существует множество явлений. Одним из них является затмение, которое не так часто мы можем увидеть, но которым восхищаемся.Такое явление происходит, когда свет одного астрономического объекта полностью или частично закрыт от нас другим объектом.Солнечное затмение – уникальное астрономическое явление. Оно давно разгадано, но до сих пор вызывает трепет у наблюдателей, будоражит воображение.
Явление уникально в Солнечной системе. Происходит из-за того, что для находящегося на Земле наблюдателя диаметры спутника и дневного светила визуально практически одинаковы, хотя в действительности диаметр Солнца в 400 раз больше лунного диаметра. А дистанция от Земли до спутника почти в 400 раз меньше, чем до звезды.
2021 год подарит нам 4 затмения: 2 солнечных (в июне и декабре) и 2 лунных (в мае и ноябре). 26 мая наблюдалось полное затмение Луны, которое пришлось на дневное время для большей части России и было видно вечером только на Дальнем Востоке.
Во время затмения Земля, Солнце и Луна выстраиваются в одну линию. Видов затмений бывает несколько – полное, частичное и кольцеобразное. В первом случае Луна закрывает солнечный диск полностью, так как находится максимально близко к Земле, во втором - лишь его часть. Когда Луна находится в отдалении, то ее диаметр меньше Солнца и она закрывает Солнце, оставляя по краям светящийся ореол. Это и называется кольцеобразным затмением. Пожалуй, это самый эффектный вид солнечного затмения.
10 июня 2021 года жители Земли смогут наблюдать кольцеобразное солнечное затмение в созвездии Близнецов. Максимальная фаза затмения наступит в 13:43 по московскому времени. Его кольцевая фаза будет видна в Гренландии, на севере России и Канады. Это первое за 50 лет кольцеобразное затмение, которое можно будет наблюдать с территории России.Максимум затмения Солнца для наблюдателей в Москве произойдет в 14:27.
Если позволит погода частные фазы будут видны в некоторых странах Европы и Азии, а также практически на всей территории нашей страны за исключением небольшой части юга России, а также Приморья, Сахалина и Камчатки.Но, не везде это зрелище будут одинаковым. Луна будет наползать на Солнце постепенно, поэтому большинство увидит лишь частичное перекрытие солнечного диска. Так, в Москве и Брянске Луна закроет Солнце примерно на треть, в Санкт-Петербурге на 40 процентов, а в Мурманске – на 60. Во всей красе это редкое природное явление предстанет лишь на западе Чукотки, в Якутии и на севере Магаданской области.Небо при кольцеобразном затмении остаётся светлым, звёзды не появляются, наблюдать корону Солнца невозможно.
Внимание!!!
Берегите глаза и не смотрите ими в бинокль или телескоп без специального солнечного светофильтра!
Виртуальная выставка «К истокам славянской письменности»
24 мая в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных братьев, просветителей славян, создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия.
Памятник Кириллу и Мефодию у ККЗ «Дружба» в Брянске.
Источник фото: https://pp.userapi.com/c845218/v845218559/5f0ea/LGgOT49kKus.jpg
Значение Кирилла и Мефодия для всего христианского мира подтверждается тем, что они почитаются святыми как католической, так и православной церковью.
Икона. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.
Источник фото: http://blagnews.ru/catalogs/news/images/1529929816.jpg
Святые братья родились в византийском городе Фессалоники: Мефодий в 815 году, Кирилл (до схимы Константин) – в 827-ом. Фессалоники, или Солунь, был двуязычным городом: помимо греческого здесь говорили на солунском диалекте славянского языка. Неудивительно, что Кирилл и Мефодий овладели славянским языком как родным, хотя нет убедительных свидетельств тому, что сами они были славянами.
Знание языка помогло им отправиться в Великую Моравию с миссией. В 862 году (или в 863 г.) в Константинополь явились послы от великоморавского князя Ростислава.
Икона. Святой мученик равноапостольный князь Ростислав.
Источник фото: https://zadonsk-monastyr.ru
Послы просили прислать «епископа и учителя», который научил бы их «истинной вере» на родном и понятном языке. Отправились учить великоморавских славян Мефодий и Кирилл.
Там они составили первую славянскую азбуку и перевели на славянский с греческого языка основные богослужебные книги: Евангелие, Апостол и Псалтырь, а также Октоих. Таким образом, создание славянской азбуки можно отнести к 863 году.
Скорее всего, славянской азбукой, которую изобрели именно Кирилл и Мефодий была глаголица.
Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви времён правления болгарского царя Симеона в городе Преславе.
Церковь Святого Иоанна (Круглая церковь, Золотая церковь) в Преславе (Болгария).
Источник фото: https://ru.wikipedia.org
«Киевские листки», датируемые X веком, написаны также на глаголице. Они хранятся в Национальной библиотеке Украины в Киеве.
Киевские глаголические листки.
Источник фото: https://ru.wikipedia.org
Но со временем глаголицу вытеснила кириллица, как более удобная для письма и теснее связанная с греческим алфавитом, хорошо знакомым христианскому миру. Кириллицу, по всей видимости, разработали ученики Кирилла, давшие новой славянской азбуке имя своего учителя.
Первая кириллическая азбука состояла из 46 букв (количество букв со временем менялось). Она дала начало всем современным вариантам кириллического алфавита, используемого в России, Украине, Беларуси, Болгарии, Сербии и Северной Македонии.
Кириллица.
Некоторые неславянские языки также имеют кириллические алфавиты: например, башкирский, бурятский, казахский, киргизский, монгольский, таджикский, татарский, удмуртский, чувашский, якутский.
В современном русском алфавите осталось 33 кириллические буквы
Современный русский алфавит
В украинском языке тоже 33 буквы, хотя алфавит и отличается по их набору.
Современный украинский алфавит.
Источник фото: https://rememberingletters.files.wordpress.com/2013/08/ukraine-alphabet.jpg
В белорусском алфавите сейчас 32 буквы.
Современный белорусский алфавит.
Источник фото: https://s3-goods.ozstatic.by/2000/964/827/10/10827964_0.jpg
На Брянщину славянская письменность проникла вместе с христианством после Крещения Руси. Одним из древнейших артефактов с надписью, обнаруженный на территории нашего края, является амулет из кабаньего клыка. Его нашли во время раскопок в окрестностях летописного города Вщижа.
Амулет-клык кабана. Из фондов ГБУК «БГКМ».
Амулет изготовили в XII или XIII веке. Часть клыка срезали, чтобы получить ровную поверхность, которую затем отшлифовали. На этом месте хозяин амулета или неизвестный мастер процарапал надпись «Господи, помози рабу своему Фоме». Этот амулет является ярким образчиком двоеверия – сосуществования в сознании людей старой, языческой, и новой, христианской, культуры.
Во Вщиже были найдены ещё два артефакта, сохранившие благодаря надписи имя своего создателя. Это две литые арки мастера Константина, представляющие собой часть церковного интерьера.
Литая арка мастера Константина.
Источник фото: http://bre.mkrf.ru/media/2016/10/27/1235165031/7335.jpg
Сейчас они хранятся в Государственном историческом музее в Москве. Безусловно, их можно отнести к подлинным шедеврам древнерусского прикладного искусства.
Надпись мастера Константина, позволившая установить имя автора, что редкость для предметов той эпохи, сделана кириллическим уставным письмом, т.е. письмом, отличающимся чётким и строгим начертанием букв.
Ещё одна находка, запечатлевшая процесс распространения славянской грамоты, – клад из деревни Митьковка, в котором были обнаружены 8 сребреников с именем князя Владимира Святославича, 4 с именем князя Святополка и 1 с именем святого апостола Петра – Петрос.
Сребреники Владимира, тип 1 и тип 2.
Сребреник Святополка.
Сребреник с именем «Петрос».
Источник фото: М.П. Сотникова, И.Г. Спасский. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI веков.
Эти монеты были отчеканены в конце X и первой половине XI веков и являются свидетелями становления русской денежной системы. Сейчас эти монеты также находятся в Государственном историческом музее в Москве.
Во Вщиже и в Брянске, на Чашином кургане, были найдены писала – острые палочки, которые использовали для письма на табличках из мягкой глины, навощённых дощечках или на бересте.
Писало. Из коллекции ГБУК «БГКМ».
Один конец писала заострен – им процарапывались буквы, а с другой стороны располагается широкая лопаточка, которой заглаживали ненужный или неправильный текст.
Писало, которое хранится в Брянском краеведческом музее, отлили из бронзы в период между IX и XII веками. Им явно пользовался обеспеченный горожанин, т.к. металлические писала могли позволить себя только люди с достатком. Остальные довольствовались деревянными.
Иметь писало было почётно – это свидетельствовало о грамотности владельца, поэтому дорогие образцы выставлялись напоказ: например, подвешивались к поясу.
Впрочем, грамотность ценилась во все эпохи. Ценится она и сейчас. Язык, письменность, грамота – это наше богатство, являющееся основой всей нашей культуры. И мы обязаны всем этим двум великим просветителям – братьям Кириллу и Мефодию.
Виртуальная выставка «Анна Морозова: прерванный полёт «Лебедя»
Анна Афанасьевна Морозова родилась 23 мая 1921 года в деревне Поляны Мосальского уезда Калужской губернии (ныне Мосальского района Калужской области) в крестьянской семье.
Морозова Евдокия Федотьевна – мать Анны Морозовой.
Морозов Афанасий Калистратович – отец Анны Морозовой.
Девочка пошла в школу в родной деревне в 1929 году. В 1935 году семья Морозовых переехала на территорию Брянщины. Короткое время они жили в Брянске, после чего перебрались в посёлок Сеща. Здесь девочка окончила школу в 1938 году, а после вступила в комсомол и окончила курсы бухгалтеров.
А. Морозова с сестрой. 1938 г.
После окончания курсов Анна Морозова работала по специальности на Сещинском аэродроме до самого начала войны 22 июня 1941 г. Анна подлежала эвакуации и покинула поселок, но спустя некоторое время вернулась обратно с заданием – ей было поручено организовать подпольную деятельность в оккупированной нацистами Сеще. Для этого девушка устроилась на работу прачкой в военном городке.
Фото А.А. Морозовой с пропуска, выданного ей комендатурой Сещинской авиабазы. 1942 г.
Анна привлекла к подпольной деятельности своих довоенных подруг, работавших там же. Так в состав подпольной группы вошли – Прасковья Бакутина, Людмила Сенчилина, Лидия Корнеева, Татьяна Васенкова и др. Анна получила свой первый позывной «Резеда».
А. Морозова (вторая слева) с подругами в Сеще. 15.06.1942 г.
Людмила Сенчилина и Прасковья Бакутина – члены Сещинской подпольной группы. 1942 г.
Татьяна Васенкова – член Сещинской подпольной группы.
Необходимых разведданных от девушек поступало мало, поэтому Анна решилась на опасный шаг – привлечь к подпольной работе людей, обслуживающих самолёты и имеющих доступ к аэродрому. Так в подпольную группу были вовлечены поляки – Ян Тыма, Ян Маньковский, Стефан Горкевич и Вацлав Мессьяш. Подробными данными также обеспечивал группу другой участник – чех Венделин Робличка, который являлся казначеем и имел возможность заранее получать верные пароли для прохода на авиабазу. В таком составе подпольная группа проделала огромную работу – составила подробную схему Сещинского аэродрома, что позволило советской авиации наносить точные разрушительные удары, а также осуществляла диверсии. Кроме того, благодаря полученным от группы данным, партизанами в июне 1942 года был разгромлен гарнизон авиабазы, находящийся в селе Сергеевка.
Слева направо – Ян Тыма, Вацлав Мессьяш, Ян Маньковский, члены Сещинской подпольной группы перед бараком на аэродроме. 1942 г.
Венделин Робличка – член Сещинской подпольной группы.
Успешная деятельность группы и её руководителя была отмечена. В январе 1943 года Анна Морозова была удостоена медали «За отвагу».
Наградной лист А.А. Морозовой на представление к медали «За отвагу». 01.11.1942 г.
Несмотря на гибель отдельных членов подпольной группы – Ивана Алдюхова и Яна Маньковского, организация не была рассекречена и продолжала действовать до прихода советских войск.
Дом в Сеще, в котором жила А.А. Морозова с 1941 по 1943 гг.
После освобождения Сещи 18 сентября 1943 года подпольная группа прекратила своё существование. Однако война не закончилась, и Анна Морозова продолжила борьбу с врагом. Анна Афанасьевна продолжила свою работу на ставшим снова советским Сещинском аэродроме, а с марта 1944 г. проходила в Смоленске курсы по подготовке радистов. Закончив обучение, Анна Морозова вошла в состав специальной разведывательно-диверсионной группы «Джек», где получила свой второй позывной – «Лебедь».
А. Морозова вместе с братом Сергеем. Конец 1943 – начало 1944 г.
В ночь на 27 июля 1944 года в составе данной разведгруппы Анна Морозова была десантирована с борта самолёта на территорию Восточной Пруссии. Анна была радиокорреспондентом под номером 2165 и регулярно выходила на радиосвязь с Центром, передавая важные данные о состоянии и деятельности противника.
27 декабря 1944 года «Лебедь» осталась единственной из всей части разведгруппы «Джек», кто выжил в бою с противником, выследившим их группу. Блуждая по лесу в течение трёх суток, Анна наткнулась на разведчиков спецгруппы капитана Черных, также засланной на территорию Восточной Пруссии. 30 декабря 1944 года она послала радиограмму Центру, где рассказала о нападении на группу «Джек», о судьбе «джековцев» и её соединении с новой разведгруппой. Это была последняя радиограмма «Лебедя».
Утром 31 декабря 1944 года члены группы, остановившиеся в хуторе Нова Весь, подверглись внезапному нападению нацистов. Анна, скрываясь от преследования, была тяжело ранена. Запястье её левой руки было раздроблено. Отступавшие вместе с ней польские партизаны не оставили девушку. Они вместе добрались берега реки Вкра. Из-за потери крови Анна была не в состоянии форсировать реку, поэтому было решено её временно спрятать за болотом в кусте, затем вернуться и продолжить дальнейший путь.
Куст, под которым пряталась раненая А. Морозова. (п. Дзечево)
Но немцы с овчарками вышли на след Анны Морозовой. Не желая сдаваться врагу, Анна использовала имеющуюся у неё гранату и подорвала себя вместе с приближающимися к ней нацистами. Так в 23 года прервалась жизнь выдающейся девушки. Анна Афанасьевна Морозова была захоронена в деревне Радзаново недалеко от города Плоцк в Польше.
Могила А.А. Морозовой в д. Радзаново (Польша).
Анна Морозова отдала своей Родине молодость и жизнь. И её славная деятельность не канула в лету. В 1959 году была напечатана в «Комсомольской правде» сокращённый вариант повести «Вызываем огонь на себя». В 1964 году по этой повести был снят одноимённый фильм, вышедший на телевизионные экраны в 1965 году. Фильм получил огромный успех и пробудил интерес к деятельности Сещинской интернациональной подпольной группы. 8 мая 1965 года Анне Афанасьевне Морозовой посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Заслуги героини были отмечены и Польшей. Анна Морозова была награждена польской наградой – орденом «Крест Грюнвальда» II степени.
Орден «Крест Грюнвальда» II степени, посмертно присвоенный А.А. Морозовой.
Вручение ордена «Крест Грюнвальда» II степени, посмертно присвоенного А.А. Морозовой, её матери. 1966 г.
Позднее была описана и деятельность Анны Морозовой как члена спецразведгруппы «Джек» в произведениях Овидия Горчакова «Лебединая песня» и Наполеона Ридевского «Парашюты на деревьях».
Память об Анне Афанасьевне Морозовой хранят не только книги и фильмы. Подвиги Анны и её товарищей-подпольщиков отражены в экспозиции музея интернационального подполья в посёлке Сеща, открытого в 1971 году (филиал Брянского краеведческого музея). В Калининграде стоит памятник советским разведчикам, где прототипом радистки стала Анна Морозова. В центре посёлка Сеща установлен памятник, где изображены члены интернационального подполья— Константин Поваров, Анна Морозова и Ян Маньковский. А в городе Мосальск Калужской области установлен бюст Анны Морозовой.
Капсула с землёй из могилы А.Морозовой, хранящаяся в Сещинском музее интернационального подполья
Кроме того, имя Анны Афанасьевны Морозовой носят улицы в г. Мосальск, Брянск и Жуковка, пгт. Дубровка.
При подготовке выставки были использованы следующие материалы:
- Вязинина Е.И. Огонь на себя: легендарная разведчица Анна Морозова // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли. Проблемы сохранения и научного использования. Великий Новгород, 2017. С. 101-113
- Горчаков О.А., Пшимановский Я. Вызываем огонь на себя. М., 2007
- Горчаков О.А. Лебединая песня. Калининград, 1969
- Ридевский Н.Ф. Парашюты на деревьях. Минск, 1969
- Материалы сайта «Память народа»
- Материалы Сещинского музея интернационального подполья
Звёздное небо войны астронома К.А. Порцевского
Посвящается памяти
участника ВОВ,
известного астронома,
нашего земляка К. А. Порцевского.
В Брянском краеведческом музее предлагаем остановиться перед экспозицией «Астрономы Брянщины». Давайте внимательно всмотримся в фотографии давних лет. Перед нами известный астроном, наш земляк, уроженец Трубчевского района Брянской области К. А. Порцевский. Мы видим на снимках молодого Константина Алексеевича в форме военного времени Великой Отечественной войны. Боевой путь будущего астронома был труден, полон опасностей, был плен и была Победа!
В июне 1941 года Константин Алексеевич был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии Трубчевским Городским военным комиссариатом Брянской области и был направлен для учёбы в Военную ветеринарную Академию, которая была позже эвакуирована в Алма-Ату. Вскоре от кадровой армии ничего не осталось и в январе 1942 года с курсов всех отправили на фронт, рядовыми. Весной 1942 года под Харьковом шли тяжелые бои, и немцы почти беспрепятственно дошли до Сталинграда.
Порцевский был направлен в действующую армию, где участвовал в Сталинградской битве в составе 38-й Стрелковой дивизии 28-й Армии. В одном из боёв в августе 1942 года К.А. Порцевский попал в плен к немцам. Он прошел четыре концлагеря: в городах Шахты, Ростове-на-Дону, Таганроге, Коростене. Пытался бежать, но неудачно. Второй побег удался.
В октябре 1943 года, склонив к побегу восьмерых своих товарищей, Константин Алексеевич бежал из концлагеря и 13 ноября 1943 года присоединился к Партизанскому отряду имени Г.И. Котовского под командованием С.Ф. Маликова.
За боевую храбрость, способность самостоятельно принимать решения Порцевского назначают командиром разведывательного отделения 10-го батальона. Точно и правильно выполнять задания и возвращаться в отряд разведчику помогало умение ориентироваться по звездам.
После соединения партизанского отряда с Красной армией в апреле 1944 года Порцевский попал в действующую Краснознамённую Познанскую стрелковую дивизию, а затем воевал в составе 301-й Берлинской стрелковой дивизии.
Константин Алексеевич закончил войну в Берлине, в звании старшего сержанта и в должности помощника Командира стрелкового взвода.
За боевые заслуги К.А.Порцевский награжден медалями «За отвагу», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина».
Впереди Константина Алексеевича ожидало мирное звездное небо, которое он защищал и которому посвятил всю свою дальнейшую жизнь.
Это рассказ о военном пути А.К.Порцевского, сухие исторические данные.
Но мы знаем, что каждый день, каждая минута на войне – это быть на грани жизни и смерти. И мы помним о героических военных годах!
Славен путь защитников Родины!
Низкий поклон защитникам Отечества за то, что в годы тяжелых испытаний вы встали плечом к плечу, приближая этот прекрасный праздник – День Победы!
Всем мира и добра! С Днем Победы!
Астротурне.
Космический «салют» ко Дню Победы.
Космическим «салютом» можно назвать сверкающие в ночи звездопады. В течение майских праздников салютует в честь Дня Победы звездопад Эта-Аквариды. Торжественно пронизывают яркие вспышки ночное небо. Предлагаем отправиться на экскурсию по наблюдению этого завораживающего астрономического явления.
Сегодня 6 мая нас ожидает один из самых ярких весенних звездопадов - метеорный поток Эта-Аквариды. Такое название ему присвоено из-за того, что кажется, будто метеоры вылетают из созвездия Водолея (Aquarius). Майский поток астрономы именуют Эта-Аквариды по названию одной из самых ярких звезд созвездия Водолея – Эта. На самом же деле звездопад совсем не связан с этим созвездием, просто носит его название и происходит в той же части небосвода.
Полный период падения метеоров довольно длительный: с 19 апреля по 28 мая. Но число падающих «звезд» будет уменьшаться при удалении от пиковой даты – в ночь с 6 на 7 мая. Количество метеоров в час будет достигать 50 - 60.
Метеорные потоки, которые часто называют звездопадами, создают многочисленные метеориты. Кусочки и осколки комет, влетают в атмосферу Земли и сгорают в ней. Их следы в небе напоминают летящие звезды.
Метеорный поток Эта-Аквариды происходит, когда наша планета Земля проходит сквозь шлейф частиц кометы Галлея.
Это интересно!
Комета Галлея в последний раз приближалась к Земле т была доступна для наблюдений в 1986 году, в следующий раз увидеть ее можно будет только в 2061-м. Зато ее след показывается регулярно – в виде звездопада эта-Аквариды. Частицы эти очень маленькие – всего около 0,5 миллиметра при весе в 5 миллиграмм. Однако скорость их, напротив, очень высокая – около 66 километров в секунду. При входе в атмосферу они сгорают, что и создает эффект падающих звезд.
Наблюдать Эта-Аквариды лучше в восточном направлении с 2 часов ночи вдали от города и источников освещения.
Наблюдение за майским звездопадом Аквариды подарит вам красоту летящих метеоров, удовольствие и возможность загадать заветное желание. Добавим, что любителям астрономических наблюдений не стоит упускать такую возможность, потому что следующий метеорный поток в 2021 году ожидается только ближе к концу лета – в середине августа на небе появятся Персеиды.
Звездопад, звездопад, звездопад – это к счастью друзья говорят!
Желаем вам ясного неба и приятных наблюдений!
Более трех тысяч предметов хранится в музейном фонде «Редкая книга», организованном в 1949 году. В нем собраны особо ценные книги, имеющие большое научное, культурное и историческое значение.
Принципом отбора книг для редкого фонда является общественно-историческая значимость книги. Отбираются старопечатные книги, редкие с точки зрения малого тиража, первые и прижизненные издания произведений выдающихся деятелей науки и культуры, книги с автографами, издания замечательные по художественному оформлению, необычные по формату, краеведческая литература.
Фонд редкой книги интересен и разнообразен, в нем можно выделить следующие тематические и видовые коллекции: «Рукописная книга», «Краеведческие издания», «Научные географические исследования XVI-XIX вв.», «Книги церковно-славянской печати», «Учебники дореволюционных гимназий», «Отечественные издания гражданского шрифта XVIII – первой четверти XIX в.», «Западно-европейские издания XVIII–XX вв.», «Прижизненные издания произведений выдающихся деятелей науки и культуры», «Книги с автографами и дарственными надписями», «История края и Российского государства в XVIII–XX вв.». Всего насчитывается 3376 (три тысячи семьдесят шесть) предметов.
Наиболее ценной частью коллекции являются рукописи и старопечатные издания (книги, напечатанные в XVII в. – 1830 г.): это, в основном, книги религиозного содержания, написанные в старообрядческих общинах, а также наиболее ранние печатные книги.
Среди ранних старопечатных книг в коллекции следует выделить следующие:
- Евангелие Анисима Радишевского – второе иллюстрированное Евангелие, которое было напечатано в России. Его выпустили в московской типографии «при царском дому». Работа над изданием заняла немногим больше года: печатники приступили к ней 30 марта 1605 г., а закончили 29 июня 1606 г.
Книга вышла во времена Смуты: правители на русском престоле быстро менялись, власть пытался захватить Лжедмитрий I, а государству угрожали польские интервенты. Поэтому издатели снабдили текст Евангелия послесловием, в котором призывали к «миру и тишине» и писали, что цель их труда – «идольское нечестие искорени и истоптати, и люди светом благоразумия благочестие просвещати».
- Книга «Апостол» напечатана в 1590-х годах в городе Вильно (в настоящее время столица Литвы Вильнюс). Историки предполагают, что ее выпустила типография Луки и Кузьмы Мамоничей – известных виленских книгоиздателей XVII столетия. Братья Мамоничи печатали религиозную литературу на латыни, церковнославянском, польском, старобелорусском языках. Способствовали сохранению православных традиций на территории Речи Посполитой. Апостол печати 90-х гг. XVI-10-х гг. XVII в. Вильно (?) по филиграням и заставкам .
В «Апостол» вошли две части Нового Завета: «Деяния», которые рассказывают о жизни учеников Христа после его распятия и воскресения, и «Послания святых апостолов» – богословские тексты о вере и нравственности. Фрагменты из Апостола читались священниками во время богослужений.
- К старопечатным изданиям также относятся Хронографы (Гранографы). Это памятники древнерусской письменности, сборники рассказов, в которых поэтапно излагалась всемирная история от сотворения мира. Хронографические тексты были известны на Руси с XIV века, но активно переписываться стали только с XVI в. Это были или переводы с греческого, или собственно древнерусские пересказы Священного писания, греческих хроник и русских летописей. Значительная их часть состояла из ветхозаветных историй, которые пересказывались очень подробно. Библия как единый свод библейских книг была неизвестна в средневековой Руси до конца XV века, и по хронографам люди знакомились с Ветхим Заветом.
«Хронограф» из коллекции музея относится к XVII веку. Он был составлен неизвестным писцом. Книга содержит пересказ библейских сюжетов от Адама до Всемирного потопа, пересказ истории Руси от Рюрика до начала XVII века, а также выписки из произведения «Александрия» (описание жизни Александра Македонского, созданное в III веке в Египте).
- Минея праздничная. 1882 г. Перепечатка с Московского изд. 1628 г. (БОМ 10209/3) «Минея праздничная» – богослужебная книга православной церкви, по жанру представляет собой сборник праздничных церковных служб. Перепечатана с раннего источника в типографии Почаевского монастыря. Начало разделов и глав украшены орнаментальными заставками. Листы пронумерованы славянским буквенным обозначением. Шрифт церковнославянский, в названии глав и разделов использована «вязь», печать черная и красная.
Раздел «Рукописные книги» насчитывает 14 единиц хранения:
- Одной из самых древних дошедших до наших дней датированной древнерусской рукописной книгой является Остромирово Евангелие (1056–1057 гг.). Название книги происходит от имени заказчика – Остромира – новгородского посадника, близкого родственника великого князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого.
Новгородский посадник Остромир заказал богослужебное Евангелие «на оутешение мъногамъ душамъ крьстияньскамъ» и пожертвовал его для Софийского собора – главного храма северо-западной Руси, который был возведен в 1045–1050 гг. в Великом Новгороде.
Факсимильное издание 1883 года представляет собой толстый том большого формата, написанный на 294 листах. По содержанию и структуре текста Остромирово Евангелие является кратким апракосом, то есть, относится к богослужебным книгам. В основной части текста книга содержит евангельские ежедневные чтения от Пасхи до Пятидесятницы, а также субботние и воскресные чтения на последующие недели года. Вторая часть включает евангельские чтения по Месяцеслову, начиная с сентября.
Особый интерес представляет иконография миниатюры с изображением евангелиста Иоанна, которая помещена на самом первом листе Остромирова Евангелия. Вверху, за пределами обрамляющей эту миниатюру рамки, изображен лев – символ Иисуса Христа (в пасхальных песнопениях воскресший Христос сравнивается с пробудившимся львом).
- Книга. Ирмосы. 1884 г. Рукопись, переписана в Гуслице.
Старообрядческая рукопись, написанная в Гуслице. Конец XIX века. (церковь во имя свт. Николы Чудотворца в дер. Устьяново). ... В Гуслицах грамотными были почти все крестьяне. Достигалось это тем, что в районе существовал не один десяток «самоходных» (то есть вольных, стихийных) школ. Рукописные книги гуслицкого письма и орнамента (он оформился стилистически в последней четверти XVIII века) «опознаются» так же легко, как и поморские, и свидетельствуют о наличии своего книгописного направления. ... 9. Сия книга ирмосы принадлежит крестьянину Московской губернии Запонорской волости дер. Куровской Афанасию Ионову Бичеву.
В составе фонда редкой книги содержится литература на иностранных языках: английском, французском, немецком, венгерском, болгарском и вьетнамском. Это труды конца ХIХ – середины ХХ вв.
- Значительное место в этом разделе занимает «Собрание сочинений Гёте» в 12 томах (Германия-Австрия, Лейпциг-Вена, Библиографический институт, [1901-1904] гг.) на немецком языке. Особо выделяется первый том так как в нем помещен фронтиспис – гравюра с портретом И.В. Гёте по картине Joseph KarlStieler (1828) с гравированным автографом Гёте, вклейка после титульного листа–факсимиле записки Гёте от 1832 года.
- SCHILLERS. SAMTLICHE WERKE (Собрание сочинений Шиллера в 16 томах)
- Среди книг на иностранных языках следует выделить книгу Регины Кашер-Димитровой – «Биографический очерк о деятеле Болгарской коммунистической партии Станке Димитрове» (1889–1944), напечатанный в издательстве Болгарской Коммунистической партии в 1966 году.
Станке Димитров (Стефан Димитров Тодоров, 1889–1944) работал под псевдонимом «Марек», что переводится как «Марксист, Антифашист, Революционер, Емигрант, Коммунист». Вёл деятельность в вынужденной эмиграции в СССР в качестве редактора и ведущего болгарскоязычной радиостанции «Народен глас».
26 августа 1944 года группа болгарских коммунистов во главе со Станке Димитровым на самолете Ли-2 вылетела из Москвы в Болгарию, чтобы возглавить запланированное на сентябрь антимонархическое восстание. Самолёт сделал остановку в Брянске, и при взлёте с брянского аэродрома потерпел катастрофу, в которой все члены делегации погибли. Станке Димитров и его единомышленники были торжественно перезахоронены на центральном кладбище Брянска; на их могиле в 1979 году установлен памятник-надгробие (скульптор Г. Е. Коваленко, архитектор Ю. И. Тарабрин) (фото). Памятный обелиск установлен и на месте катастрофы (1965)
- В фондах хранятся уникальные по оформлению книги, изданные в типографиях Москвы и Санкт-Петербурга крупнейшими представителями книжного дела XIX – начала XX века: издание М. Вольфа, А.Ф. Маркса, А. Суворина, И. Сытина, Ф. Брокгауза и И. Ефрона (1,3,4,5,6,8,9,10,11,12,13,14,15,16 томов ) и др..; уникальные по оформлению книги, изданные в типографиях Москвы и Петербурга.
- Полонский Я. Т.1., Т.2, Т. 3. Изд-во М.Вольфа. СПб.-М., 1869год. ( Красный рог)
- Толстой А.К. Полное собрание сочинений.- СПб.: Изд. А.Ф.Маркса, 1907. Т.II
- Сологуб В.А. Воспоминания.- СПб.: Изд. Суворина, 1887.
- Всеобщий русский календарь на 1918 год.- Изд-е "Т-ва И.Д.Сытина".
- Маркевич Н. История Малороссии. – Москва, 1842 г.
- Также в коллекции представлено интересное издание, которое не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации, – это Карманный календарь или самоучитель поваренного искусства в владельческом цельнокожаном переплете. СПб.: типография И. Глазунова, 1808.
Издание содержит наставление к приготовлению снеди на каждый день в году, для стола домашнего и гостиного. С приложением поваренных записок о заготовлении разных домашних запасов: о солении и мариновании мяса, рыбы, огурцов и прочем, сбережении зелени и плодов, делании прочных заготовлений снеди и других вещей, для поварни и дома нужных и проч. Автор расположил рецепты таким образом, что домашний обед представил в двух, ужин в одном, а гостиный стол в пяти блюдах. В книге представлено более 1300 рецептов. Календарь разделен по месяцам на 12 книжек. В данном издании представлены месяцы апрель и май.
Отдельно следует выделить дореволюционные учебники.
- Арифметика Магницкого. 1703 г. «Арифметика сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведённая, и во едино собрана, и на две книги разделена. Ныне же повелением благочестивейшаго и великаго государя нашего царя и великаго князя Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержца. При благороднейшем великом государе нашем царевиче, и великом князе Алексии Петровиче, в богоспасаемом царствующем великом граде Москве типографским тиснением ради обучения мудролюбивых Российских отроков, и всякаго чина и восраста людей на свет произведена, первое, в лето от сотворения миpa 7211, от рожества же во плоти Бога слова 1703, индикта 11, месяца януария».
Этот титул занимает всю страницу, которая окружена рамкой; внизу в этой рамке довольно мелкими буквами напечатано: «Сочинена книга через труды Леонтия Магницкого».
В коллекции редких книг есть и прижизненные издания русских поэтов и писателей:
- стихотворения Николая Алексеевича Некрасова (1821–1877(78). Издание 1864 г.
- трагедия Алексея Константиновича Толстого «Смерть Иоанна Грозного». СПб., 1866
Значительное место в коллекции занимают книги о Великой Отечественной войне:
- Уникальный экспонат – это справочник-пособие «Спутник партизана» по ведению партизанской войны, предназначенный для советских партизан в годы Великой Отечественной войны. Спутник партизана. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1942). В издании содержится 15 тематических разделов: «Основы партизанской тактики», «Как фашисты пытаются бороться с партизанами», «Подрывное дело», «Боевое оружие», «Умей владеть оружием врага», «Разведка», «Маскировка», «Ориентировка на местности», «Уничтожай танки врага», «Как бороться с воздушным врагом», «Защита от химического нападения», «Рукопашный бой», «Как оказать первую помощь», «Поход и бивак», «Жизнь на снегу» и приложения – «Знаки различия германской армии» и «Русско-немецкий разговорник».
- С первых же дней войны перед медицинской службой Советской Армии встали исключительно сложные и ответственные задачи. Главное военно-санитарное управление (ГВСУ, начальник генерал-лейтенант медицинской службы Е.И. Смирнов) принимало энергичные меры к восполнению понесенных потерь и к удовлетворению возраставших запросов фронтов в медицинских силах и средствах. В октябре 1941 года вышло массовое карманное издание «Первая помощь при ранениях», И.И. Федотов. М., 1941
ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ
Пасха или Светлое Христово Воскресение — главный православный праздник. На Руси пасхальную неделю проводили с размахом: готовили пасхальные традиционные блюда — куличи, творожные пасхи — красили яйца, водили хороводы, качались на качелях, обходили дома с поздравлениями. В праздник люди приветствовали друг друга радостными словами: «Христос воскрес!» И слышали в ответ «Воистину воскрес!» В дни Пасхи на Руси люди старались проявить особое благочестие: позаботиться о слабых, больных, порадовать ближних. Не забывали бедных и обездоленных: раздавали милостыню, посылали подарки больным.
Пасха была одним из любимейших праздников в семье императора Николая II. Христово Воскресение было главным событием года, важнее даже Рождества. И в Царской семье ее отмечали особенно торжественно.
В первые годы царствования молодой Государь с супругою по установленному церемониалу в Пасхальную полночь возглавлял шествие в пышном кортеже по парадным залам Зимнего дворца к Большой церкви, совершая все положенные ритуалы торжественного богослужения. Он часто лично участвовал в выносе плащаницы. На заре, по окончании литургии, Царское семейство собиралось для пасхальной трапезы с куличами, пасхами и крашеными яйцами в великолепной Малахитовой гостиной, примыкавшей к личным покоям Императора. Николай писал в дневнике: «Легли спать около 4 часов утра, когда заря уже занималась... В 11.30 часов началось христосование со всеми людьми в Малахитовой; почти 500 человек получили яйца». В последующие дни продолжались поздравления, христосования, раздача даров родственникам, придворным чинам, свите, служащим дворца, число которых достигало тысячи человек.
По словам Роберта Масси, Пасху царская семья часто встречала в Ливадии. Пасхальные Богослужения совпадали с красивейшим временем года и в Крыму в это время было особенно чудесно. Хотя этот праздник и был утомителен для императрицы (она страдала кардиологическим недугом), он приносил ей много радости. А.Вырубова вспоминала: «В светлое Христово Воскресенье в продолжение двух часов Их Величества христосовались, Государь с нижними чинами охраны, полиции, конвоя, команды яхты «Штандарт» и т.д. Императрица — с детьми местных школ… На нашей последней общей Божественной Службе в Крыму, сердце Государыни было настолько слабо, что ей было очень тяжело, как поклониться, так и встать с колен. Маленький Алексей трогательно нежно помогал и поддерживал свою мать. В белом платье, с вуалью Государыня была очаровательной, хотя и была тогда слегка худой и выглядела слабой.»
Когда заканчивалась служба, начинался всенародный праздник. Люди угощали и угощались, ходили друг к другу в гости, обменивались подарками. Пировать, как правило, начинали после возвращения из храма. Великий пост, во время которого запрещено было, помимо прочего, есть масло, сыр и яйца, оканчивался. Традиционным угощением была пасха, изготовлявшаяся из творога, сметаны и изюма, и кулич — круглый праздничный кекс, залитый сверху белой глазурью, по которой выведены были инициалы ХВ — «Христос Воскресе». Всякий, кто заходил в царский дом, был желанным гостем, столы были накрыты днем и ночью. Ливадийский дворец превращался в огромный банкетный зал. Наутро приезжали из Ялты похристосоваться школьники, получавшие из рук императрицы и великих княжон куличики. Всем гостям августейшие хозяева дарили свои знаменитые пасхальные яйца. Некоторые из них были незамысловаты: изящно раскрашенная скорлупа, откуда сквозь крохотные отверстия извлечено содержимое. Но были и такие, что представляли собой шедевры ювелирного искусства — творения бессмертного Фаберже. В России был обычай после Пасхального богослужения поцелуем приветствовать близких людей. Так и Николай в день Пасхи, где бы он её ни праздновал, в Царском Селе или в Крыму, целовал своих солдат. Царское христосование обычно продолжалось три дня, за которые Государь успевал обменяться поцелуями с 10 000 человек.
Эта традиция продолжалась неизменно даже во время Первой мировой войны. Каждый солдат, похристосовавшийся с Царём, обязательно получал подарок — расписное фарфоровое яйцо с царским вензелем — их запасали заранее. Вырубова пишет: «Государь был небольшой ростом, и ему надо было тянуться на цыпочках, целуя придворных высоких солдат, которые деликатно наклонялись в его сторону. Некоторые из них давали Государю красное пасхальное яйцо, получая взамен фарфоровое, украшенное инициалами Государя».
Александра Федоровна, в свою очередь, посещала школы. Школьницы, молодые девочки, получали пасхальный поцелуй Государыни. Она также раздавала, как и Николай Александрович, украшенные её инициалами фарфоровые яйца. Пасхальным поцелуем поздравлялись также и во дворце — этим Государь и Государыня показывали, что они помнят своих подданных.
Анна Вырубова пишет: «Я удостоилась первого пасхального поцелуя от Государя, когда играла с детьми в детской. Государь вошёл туда совсем неожиданно, вначале поцеловал меня, а затем своих детей. Пожалуй, трудно понять, какая великая честь была получить царский поцелуй, если не знать, как искренне мы боготворили Государя. Я была в восторге, и чуть было не потеряла сознание.» В 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие Дома Романовых, Царская Чета и их пятеро детей праздновали Пасху в Александровском дворце Царского села.
Царь, присутствовавший на ночном богослужении со своими детьми, вспоминал: «Крестный ход при чудном восходе солнца, мне очень напоминает Москву, Успенский собор и ту же службу. Дети красили яйца с офицерами яхты... Одарили друг друга после обеда... Алексей был в церкви в первый раз и по окончанию заутрени с Анастасией (младшая дочь) вернулся домой. Служба была торжественная и замечательно красивая в нашем прелестном храме».
На следующий день состоялось большое христосование с охраной — 920 человек. Процедура продолжалась час, т. е. на каждого человека уходило уже не более 15 секунд. Для того чтобы обеспечить такую скорость, нижние чины стояли строем вплотную друг за другом, а царь заученными движениями работал как заведенный. Для него это была тяжелая работа. В апреле 1916 г. Николай II впервые встречал Пасху вне семьи. Поскольку он с августа 1915 г. являлся Главнокомандующим русской армии в военной ставке в Могилеве, со штабными посещает Пасхальные богослужения. На него обрушилось множество дел, то к Пасхе в Ставке у него не оказалось традиционных подарочных яиц для жены и детей. Царь сообщил о проблеме жене, и та немедленно ответила, что высылает пасхальные открытки и отобранные ею яйца, и даже «расписала», кому какое яйцо должно достаться. Николай записал в дневнике: «Получил пасхальные яички от дорогой Аликс и детей.... Около полковой церкви в березовой роще я христосовался с казаками и нижними чинами всех частей, стоящих в Могилеве - всего 860 человек».
Памятная книга-календарь от Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны на 1916 год. Такие книги издавались в качестве пасхального подарка для солдат действующей армии. На форзаце — факсимиле царских детей: цесаревича Алексея, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии:
Пасхальное яйцо — этот символический дар, окрашенный в цвет крови Спасителя — было уже не опосредованным символом, а обретало особое значение на фронтах, где лилась кровь солдат. И в светлый праздник Воскресения оно рождало надежду на спасение и искупление грехов личным подвигом мужества и самопожертвования. Пасхи военных лет Царская семья проводит на фронтах и в госпиталях, христосуясь с солдатами и раздавая им подарки. Члены царской семьи тоже получали пасхальные яйца в подарок. Количество этих яиц к каждой Пасхе для императорской семьи было строго определено: император и императрица получали по 40-50 яиц, великие князья - по 3, а великие княгини — по 2. В росписи участвовал и московский архитектор А.С. Каминский, который в 1890 году расписал оборотные стороны фарфоровых яиц с «живописью святых». Фарфоровые яйца часто были подвесными со сквозным отверстием, в которое продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху для подвески под киотом с иконами. Специально для этой работы нанимали «бантовщиц» из числа нуждающихся вдов и дочерей бывших служащих завода. Довольно высокая оплата их труда рассматривалась как пасхальная благотворительная помощь. В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254 яйца, в 1802-м — 960. В начале XX века на производстве 3308 яиц в год на том же заводе было занято примерно 30 человек, включая учеников. К Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916-м — 15 365 штук.
В фондах Брянского государственного краеведческого музея хранится уникальная реликвия – пасхальное яйцо-шкатулка. Это подарок императора Алексанра II Анне Федоровне Тютчевой старшей дочери русского поэта Ф.И. Тютчева.
Подарки императора Николая II вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1915 года - Пасхальное яйцо "Красный Крест с портретами". На белой эмали тела яйца смонтированы полупрозрачные красной эмали кресты с обеих сторон. В центре каждого Креста установлены миниатюрные изображения соответственно Великой княжны Ольги и Татьяны Николаевны Романовых в форменном облачении сестер милосердия Общества Красного Креста. Внутри яйца триптих на библеский сюжеты.
Пасху 1917 г. Императорская семья встретила в заточении в Александровском дворце Царского Села, где, по приказу А.Ф.Керенского, общение членов семьи было ограничено встречами за столом, значительно сократилось число приближенных, которые присутствовали на богослужении и разделяли пасхальную трапезу Царской семьи. В Светлое Воскресенье Александра Федоровна «давала им фарфоровые яйца, сохранившиеся из прежних запасов. Всего было 135 человек». Еще более печальной была последняя Пасха в жизни Императорской семьи в доме Ипатьева в Екатеринбурге, где в ночь на 17 июля 1918 г. они были расстреляны большевиками. Николай II писал о морозном и пасмурном дне Пасхи 1918 г.: «По просьбе Боткина (семейного врача Романовых) к нам впустили священника и дьякона в 8 час. Они отслужили заутреню скоро и хорошо; большое было утешение помолиться хоть в такой обстановке и услышать «Христос Воскресе»... Утром похристосовались между собою и за чаем ели кулич и красные яйца, пасхи не могли достать».
Открытка родителям на Пасху от цесаревича Алексия, подписанная собственноручно:
С распространением в России в конце XIX века открытых писем стало возможным отправлять пасхальные открытки родным и знакомым, особенно тем, с кем не могли христосоваться на Пасху и произнести слова «Христос воскресе!» через версты весенней распутицы и пограничные посты.
Коллекция пасхальных открыток сохранилась в фондах Брянского государственного краеведческого музея Посмотрим на некоторые из них.
Меню праздничного пасхального стола 1903 год:
Источники:
http://razdolye.cerkov.ru/2015/04/13/pasxa-pri-dvore-nikolaya-ii/
https://www.livemaster.ru/topic/1176563-pashalnye-traditsii-tsarskoj-semi
Литература:
- Анна Вырубова-фрейлина Госудврыни.Спб.,2012.
- Николай II. Дневник. М.: «Звхвров» 2007, 512 стр.
- Энциклопедия православной святости.- М.: Лик пресс, 1997.- 400 с.
- Сургучев И. Царская служба.Спб.: «Царское дело», 2008
Икона (от др.-греч. εἰκών — «образ», «изображение») в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) — изображение лиц или событий священной или церковной истории. Икона является предметом почитания у православных и католиков, что закреплено догматом Седьмого Вселенского собора 787 г. В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской традиции на твердой поверхности (преимущественно на деревянной доске, покрытой левкасом) и снабженные специальными надписями и знаками.
Пишут иконы на деревянных досках (обычно липовых). Доска может иметь с передней стороны углубление – ковчег, а может быть и без него. Затем доски проклеивают жидким клеем и наклеивают поволоку (холст или серпянку, редкую пеньковую ткань), грунтуют левкасом, состоящим из вареного масла и мела. После этого идет шлифовка в несколько приемов. В качестве краски иконописцы используют яичную темперу на природных минералах.
В Брянском государственном краеведческом музее коллекция «Иконопись» начала собираться значительно позднее, чем остальные коллекции, т.к. музей создавался как историко-революционный, и поэтому для предметов религиозного характера в нем не было места. Первая икона появилась в фондах в апреле 1965г.
На сегодняшний день коллекция насчитывает около 200 икон, в основном это иконы, которые переданы музею безвозмездно частным образом. В последнее время коллекция пополняется за счет конфискованных Брянской таможней предметов и музейной закупки.
Одна из самых ценных и самых старинных икон в коллекции – это икона «Святого Иоанна Предтечи» (27,7х31 см), которая датируется XVII веком. Была передана в музей Брянской таможней. Выполнена темперными красками в коричневато-зелёной гамме. Грунт - левкас. Имеет ковчег.
Cвятой Иоанн Предтеча (Креститель) – один из наиболее почитаемых святых в Русской православной церкви, который предсказал приход Спасителя и крестившего самого Иисуса Христа. Об особом почитании пророка Иоанна говорит то, что день памяти этого святого отмечается шесть раз в году.
До 30 лет Иоанн жил в пустыне, после чего стал проповедовать. У него появились последователи и ученики. Позднее к Иоанну пришел креститься сам Иисус Христос. Иоанн стал последним пророком, который предсказал пришествие Спасителя. Потому его и называют Предтечей, т.е. тот, кто пришел прежде Христа.
В коллекции представлена икона «Богоматерь Одигитрия» (37,7х48,7 см), которая является одной из самых старинных икон. Она датируется XVIII веком. Материал, техника: левкас, паволока, темпера.
Одигитрия, что в переводе с греческого означает «Указующей путь». Основоположником иконографии в таком виде считается Святой Лука. Первую Одигитрию, написанную евангелистом, привезла в Константинополь жена императора Феодосия (V век). На Страстной иконе поясное изображение Богородицы, на коленях которой сидит юный Иисус Христос. Богоматерь склонилась к сыну, который взирает на двух ангелов, парящих над головой матери. В руке одного – крест, другого – копье и губка. В аллегорической форме религиозная картина повествует об испытаниях, которые предстоят Спасителю. По изображению орудий страстей и креста (будущих страданий Христа) икона получила название Страстная Божией Матери. Так как «Одигитрия» считается заступницей, верующие молятся этому образу для получения защиты. Будь это защита государства от вторжений и военных действий либо защита близких от болезней и защита семейного счастья. Всепомогающий образ почитается православными христианами 26 августа и в 6 воскресенье после Пасхи.
Самая дорогая в части украшения оклада это икона «Козельщанская Богоматерь» (26,5х32 см). Икона хранилась в брянской семье и была передана в музей. Эта икона в серебряном окладе отделана эмалью, украшена жемчугом и 13 камнями. На обратной стороне иконы есть надпись « 1902 года 8-го апреля благославляю свою дочь Варвару. Марья Дружинина. Жемчуга на 55 рублей. Вес серебра 87 ½ золотника». Дружинины были сотоятельным мещанским родом г.Брянска.
Козельщанская икона Божьей Матери принадлежит к числу сравнительно поздних по времени написания и прославления образов Пресвятой Богородицы. Несмотря на это, многие православные верующие относят её к наиболее почитаемым. Происхождение этой иконы связывают с Полтавской губернией Российской империи с дворянским родом Капнистов, предки которого переехали на русскую землю с греческого острова Занте. Именно в имении графа Капниста, расположенном в селе Козельщина, хранилась родовая икона Богородицы, которая передавалась по наследству. Ещё в XVIII веке её привезла из Италии прабабушка графа. Живописная манера, в которой исполнен образ Пресвятой Богородицы, доказывает итальянское происхождение иконы. На Козельщанской иконе Божья Матерь сидит так, что мы видим её колени, покрытые мафорием. На других православных иконах обычно можно увидеть либо оплечное, либо поясное изображение, либо в полный рост. Богомладенец изображён в одной нижней рубашке, который полулежит на сгибе левого локтя Богородицы. Под него подложено свёрнутое покрывало, по которое его поддерживает Мать. В левом нижнем углу стоят чаша для причастия и лжица.
В коллекции есть и мироточащая икона «Огненное восхождение Пророка Илии », XIX в. (34х27 см). Материал, техника: левкас, паволока, темпера.
Илия Пророк (Илья Пророк, Илия Фесвитянин) - это почитаемый ветхозаветный христианский святой, живший в 9-м веке до нашей эры. Святой Илья Пророк был суровым обличителем идолопоклонников и нечестивцев, осквернявших благочестивую волю Господа.
Ветхий Завет гласит, что Илия Пророк был взят на Небо живым: за пророком явилась огненная колесница, запряжённая огненным конями - на этой колеснице Илия в вихре огня вознёсся на небо. Это ветхозаветное событие получило название "Огненное восхождение Илии Пророка" - ныне это крайне почитаемый иконографический образ.
Почитание святого Ильи проводят 2 августа. С 2 августа православным людям запрещалось купаться в реках и водоемах. Верующими считается, что в этот день святой поражает молниями бесов и грешников. Также в день его почитания отмечены частые грозовые дожди, что влечет за собой гибель купающихся. Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи. В России Илия Пророк считается святым покровителем Воздушно-десантных войск (ВДВ) и Военно-воздушных сил (ВВС).
Икона «Огненное восхождение Пророка Илии», которая находится в коллекции музея несомненно является особенной, потому, что мироточит. Мироточение – явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой появление на иконах светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание. Для некоторых верующих мироточение является одним из чудес. Икона, которая мироточит, заслуженно считается особенной, а само миро – чудотворное. Те, кто коснется его, исцелится от любых недугов, проблем в отношениях, болезней душевных и телесных, бедствий.
В коллекции представлена икона «Архангел Михаил – Воевода» (35х31 см). Материал, техника: дерево, паволока, левкас, ковчег. Архангел Михаил грозных сил воевода – образ красноликого архангела, летящего на красном крылатом коне. В верхней части композиции в облачных сегментах изображается престол и медальон со Спасом Эммануилом. Архангел облачен в доспехи, на голове – венец, в руках он держит книгу, крест, кадило и копье, которым попирает сатану, лежащего под ногами коня. Руки архангела расставлены в стороны, между ними изображается радуга, у его уст – труба, у ног – клубящееся облако. Это образ Архангела - защитника молящегося от видимых и невидимых врагов, как в земной жизни, так и после смерти. Одновременно в нем содержится символическое отображение важнейших христианских догматов – о Предвечном совете, о воплощении Сына Божия, о будущем Страшном суде.
В XVIII–XIX веках образ архангела-воеводы становится одним из распространенных сюжетов народной иконописи. Считают, что изображение конного архангела с апокалиптическими атрибутами оказалось очень востребованным в старообрядческой культуре, и вероятно поэтому значительная часть поздних икон архангела-воеводы происходит из старообрядческих центров, одним из которых на территории Брянской области является Стародубщина.
Есть в коллекции и известная у нас на Брянщине Свенско-Печерская икона Божией Матери конца XIX в. (30х24 см). Выполнена масляными красками, вероятно, в Свенском монастыре.
Это один из списков иконы не древнего подлинника, а записи, сделанной в XVIII веке. Как гласит предание, она принадлежит кисти преподобного Алипия Печерского, который считается первым в истории русским иконописцем и обучался этому искусству у византийских иконописцев, приглашенных для украшения Великой церкви в Киево-Печерском монастыре. Образ, который являет Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием, широко распространен, — Божья Матерь с Младенцем Иисусом на коленях, поднявшим руки в благословляющем жесте. По сторонам от нее стоят святые основоположники монашества на Руси Антоний и Феодосий Печерские. Эта икона изображает их в виде старцев со свитками в руках. Первоначально икона находилась в Киево-Печерском монастыре, откуда и пошла ее слава чудотворной. А потом произошла поразительная история, зафиксированная в летописи. Князь Роман Михайлович, сын князя Михаила Черниговского, которого зверски замучили ордынцы за отказ отступиться от своей веры и причисленного за это к лику святых православной церкви, находясь в Брянске, вдруг утратил зрение.
Он много слышал о чудодейственных исцелениях, которые творит эта икона и послал гонцам с просьбой привезти ее в Брянск. Архимандрит дал согласие, и икону повезли в Брянск на лодке.
Однако там, где в Десну впадает речка Свень, лодка неожиданно остановилась и монахи сопровождавшие икону устроились на ночлег. Наутро икона пропала и монахи нашли её на ветвях большого дуба в устье реки Свень.
Князя Романа привезли к дубу, где он вознес молитву и поцеловал икону, и зрение тотчас к нему вернулось. Тут же пред иконою был отслужен благодарственный молебен, а князь вместе со всеми свидетелями этого чудесного исцеления, начали рубить деревья и возводить храм Успения Богородицы.
Вскоре князь Роман основал монастырь на том самом месте, где произошло чудесное исцеление, а для иконы сделал оклад из золота и серебра. Именно тогда, в 1288 году, 3-го (ныне 16-го) мая установили празднование иконе, именуемой с тех пор икона Божьей Матери Свенская (Печерская).
Одно из самых значимых чудес было явлено в 1812 году, когда Брянск оказался под угрозой нашествия наполеоновских войск. Жители города совершили крестный ход, неся на руках икону Божией Матери Свенской (Печерской) и вознося молитвы Заступнице, чтобы она избавила город от французского нашествия. И их моления были услышаны – враг не дошёл до города. В память об этом чуде в Брянске каждый год 17 августа стал проводиться крестный ход.
После революции, в 1924г., когда обитель закрыли, древнюю чудотворную икону спас знаменитый искусствовед Н.Н. Померанцев. Привезя её в Москву, он передал икону на реставрацию, и после сложнейшей кропотливой работы она была помещена в Третьяковскую галерею, где и находится в настоящее время.
В экспозиции музея находится икона «Балыкинская Божья матерь» (63х55 см) - это один из списков чудотворного образа, который ныне пребывает в храме во имя святителя Николая в селе Балыкино Погарского района. Выполнена масляной краской по дереву, без паволоки и левкаса.
Эта икона также связана с историей нашего края. Согласно преданию, в 1708 году именно заступничество иконы спасло город Стародуб от вторжения шведских войск под предводительством Карла XII. Икона находилась в "дому благородного пана Тимофея Дульского, значкового товарища полку Стародубского и жителя тамошнего...", который во время Северной войны, когда шведы действовали в окрестностях Стародуба, заметил появление на иконе слёз из глаз Божией Матери. После этого пан Дульский дал обет поставить икону в храм, который бы тогда строился. Он долго медлил с передачей иконы, но после явления ему во сне Богородицы, передал образ в бедный Балыкинский приход. Это произошло в 4 августа 1711 года. Празднование иконе совершается 30 июня. Известно, что образки и небольшие копии Балыкинской иконы сёстры милосердия вкладывали в продовольствие и вещевые посылки для больных и раненых воинов в годы Русско-Японской и Первой мировой войн. Балыкинская икона Божией Матери, представленная в музее, создана в XIX веке неизвестным местным мастером в стиле народной иконописи русско-украинско-белорусского порубежья, для которой характерны яркие тона и обильное изображение цветов. Долгое время образ был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение. В 2003 году икону передали в музей. Балыкинский образ Божией матери обладает способностью исцелять от любых недугов: душевных и телесных терзаний, смертельных болезней.
В фондах музея хранится интересная и необычная икона с барельефным (скульптурным) полихромным изображением Николая Чудотворца (Можайского) (36х29 см). На иконе утрачены меч и стилизованный храм (город), которые святой должен держать в руках.
Образ Николы Можайского, является вариантом иконографического типа святого Николая Зарайского.
Сохранилось предание о помощи святого Чудотворца жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой как бы держал град Можайск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вскоре вырезали из дерева изображение своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси.
Скульптурные иконы в православии – это редкость. Потому, что ещё в 1722г. Святейший Синод запретил использовать такие иконы в богослужении. Больше всего скульптурных икон и отдельных скульптур находили в церквях на севере Пермского края, их так и называют «пермские боги». Среди них встречаются и фигуры Николая Можайского.
Музей заботиться и о сохранности своих экспонатов, недавно была отреставрирована икона в честь чудесного спасения в 1888 г. на станции Борки от покушения царя Александра III и его семьи, со святыми покровителями семейства Романовых (103х70 см).
На иконе высотой около метра в полный рост, маслом в академической манере изображены небесные покровители членов царской семьи: святая равноапостольная Мария Магдалина, святой великомученик Георгий Победоносец, святитель Николай Чудотворец, благоверный великий князь Александр Невский. Икона посвящена реальному историческому событию: в октябре 1888 года императорский поезд потерпел крушение у станции Борки под Харьковом. Вагон, где ехала Царская Семья, разрушился, основание его вместе с колесами скатилось с насыпи, стены сплюснулись и разломились, и только крыша, свернувшись на одну сторону, прикрыла пассажиров. Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков, а затем помогал оказывать первую помощь раненым.
Вместе с императором в поезде находились его супруга и дети. Несмотря на сильные повреждения подвижного состава, члены императорской семьи не пострадали. Картина была ужасная: разбитый вдребезги поезд, убитых 21, тяжелораненых 24, двое из которых умерли потом, легкораненых 14. Но случилось чудо - из членов Императорской Семьи никто серьезно не пострадал. Великокняжеский вагон развернуло поперек пути и накренило над откосом. Сила удара была настолько мощной, что Великий князь Михаил Александрович, которому было 10 лет, был отброшен на откос. Шестилетнюю Великую княгиню Ольгу спасла няня, успевшая вытолкнуть ее до того, как начали рушиться стены и потолок вагона.
Счастливое избавление Императорской Семьи от гибели во время крушения поезда под Борками было воспринято как чудо. В память о спасении по всей стране служили благодарственные молебны, возводились храмы и часовни, писались иконы.
Икона из фондов Брянского государственного краеведческого музея – это один из вариантов написания иконы в честь чудесного спасения Императора Александра III и членов его семьи.
Одно из последних ценных приобретений музея - это икона «Архангел Михаил» (26,5х19,7 см). Дерево (кипарис), левкас, масло, олифа. Икона происходит из Греции, предположительно из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, конца XIX в. Данная икона была заказана прихожанами любохонской церкви.
Иконография образа восходит к голландским гравюрам конца XVI-XVII вв., в которых Архангела Михаила изображали в образе античного воина-победителя, с мечом и пальмовой ветвью, символом победы. На обороте данной иконы имеется штамп с текстом: «БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯТОЙ//АФОНСКОЙ ГОРЫ//…//монастыря.// Михаилу Павловичу [Попову-?]…//усердием Схимонаха Отца Ар[сения-?]». Эта икона относится к числу так называемых именниников, так как на ней изображен святой, соименный заказчику иконы. Кроме того она является паломнической евлогией, так как была преподнесена как благословление Святой горы Афонской, вероятнее всего Русского Пантелеимонова монастыря.