«Хранитель фронтовых и партизанских песен»
К 95-летию со дня рождения Павла Федоровича Лебедева
П. Ф. Лебедев
В годы Великой Отечественной войны на Брянской земле, в среде бойцов Брянского фронта и партизан, родилось немало народных песен и частушек, а также песен, созданных непрофессиональными, самодеятельными поэтами и музыкантами.
Они так и ушли бы в историю, если бы не титанический труд нашего земляка, фронтовика, писателя, литературоведа, фольклориста Павла Фёдоровича Лебедева. Всю свою жизнь он кропотливо собирал и записывал песни, искал их авторов и героев войны, которым они были посвящены. Более 10 тысяч фронтовых и партизанских песен с комментариями вошли в 15-томную энциклопедию, подготовленную Лебедевым к изданию. К 85-летнему юбилею учёного увидели свет первые два тома этого уникального издания.
Павел Фёдорович Лебедев - известный литературовед, писатель, собиратель фронтового и партизанского фольклора. Он родился 13 июля 1926 года в семье крестьянина в селе Невдольск Суземского района Брянской области. От родителей унаследовал хорошую привычку к ежедневному кропотливому труду, аккуратности и дисциплине. Природа одарила Павла Лебедева музыкальным слухом и красивым голосом. Учёба в школе давалась ему легко, он стремился стать учёным или учителем. Со школьной скамьи записывал в тетрадке услышанные поговорки, пословицы, полюбившиеся песни. Начавшаяся война на несколько лет отодвинула мальчишескую мечту.
П.Ф. Лебедев за работой
Детство, как у всех детей, родившихся накануне войны, было тяжёлым. П.Ф. Лебедев часто вспоминал, как 2 октября 1941 года в родное село пришли гитлеровцы: «Они стояли в плащах около бронетранспортеров, ощетинившихся пулемётами. На другой машине развевалось огромное знамя со свастикой. Это было страшное зрелище».
Помнил Павел Фёдорович и то, как исполненной им песней «Три танкиста» заслушались остановившиеся в саду Лебедевых солдаты Красной Армии. Вот тогда-то, по его словам, он и почувствовал, что песня нужна для нашей победы.
Старший брат и отец ушли на фронт, с войны они не вернулись. А спустя два года, 20 ноября 1943 года, после освобождения района от оккупации, Павел Лебедев тоже надел солдатскую шинель. Нелёгкими фронтовыми дорогами он прошёл от Псковщины до Восточной Померании. Был наводчиком, командиром миномётного расчёта.
24 января 1945 года в бою у города Лиабау при отражении контратаки противника наводчик 82-м/м миномёта 638-го стрелкового полка 115-й Холмской Краснознамённой стрелковой дивизии младший сержант П.Ф. Лебедев миномётным огнём истребил 12 гитлеровцев и подавил огонь вражеской пушки. Понеся большие потери, противник отступил. За этот бой он был награждён орденом Славы III степени. Имеет также орден Отечественной войны II степени, боевые медали.
Зародившаяся в детстве любовь и привязанность к устной поэзии, к народной и солдатской песне сказались и на фронте. Был в роте запевалой. В противогазной сумке носил толстую тетрадь с поговорками и песнями, которая постоянно пополнялась. Одни из них пели солдаты батальона, другие он услышал от участников дивизионной агитбригады, третьи «перекочевали» в блокнот исследователя из военных газет.
После окончания войны ещё семь лет Лебедев служил в армии, не переставая собирать фронтовой фольклор. Завершив среднее образование в школе рабочей молодёжи, в 1951 году поступил на филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Учился у таких корифеев, как Н.К. Гудзий, И.Н. Розанов, В.В. Виноградов.
В 1956 году получил назначение на работу учителем в сельскую глубинку. Он преподавал в селе Марица Льговского района Курской области. Здесь помимо уроков русского языка и литературы организовал фольклорный кружок для учащихся старших классов и продолжал, теперь уже вместе с учениками, собирать фольклорный материал и песни Великой Отечественной войны. Опыт своей успешной работы позднее Лебедев обобщил в книге «В мире народной поэзии. Записки сельского учителя».
По воспоминаниям учеников и студентов П.Ф. Лебедева, он был незаурядным педагогом, открывшим им прекрасный мир народного творчества. Он сам на занятиях пел, разыгрывал сценки, тем самым всё больше и больше привлекая внимание молодёжи к этому роднику народной мудрости.
В 1964 году был принят в Союз писателей, защитил диссертацию в Белорусском государственном университете, стал кандидатом филологических наук. С 1965 года в течение семи лет преподавал в Балашовском педагогическом институте им. Н.Г. Чернышевского (Саратовская область), работал на кафедре литературы, куда попал по конкурсу, объявленному «Учительской газетой». В 1972 году П.Ф. Лебедев оставил преподавательскую деятельность, приняв решение посвятить себя любимому делу – исследованию фронтового и партизанского фольклора.
П.Ф. Лебедев - Почётный гражданин Балашовского муниципального района (Саратовская область). В 2010 году он стал лауреатом Литературной премии Саратовской области имени М.Н. Алексеева за создание антологии «Песни Великой Отечественной войны» в 15 томах. В 2011 году П.Ф. Лебедеву в честь 85-летия было присвоено звание «Почётный гражданин Суземского муниципального района» (Брянская область).
Лучшие годы и основные силы П.Ф. Лебедева отданы работе по собиранию и исследованию фронтовых и партизанских песен. Их собрано и прокомментировано более десяти тысяч. И каждая сопровождена комментариями, а многие - рассказами о подвигах воинских частей и отдельных героев.
Первая ученическая заметка Лебедева была опубликована в Суземской районной газете «Знамя коммунизма» ещё до войны, в 1940 году. В творческом активе П. Лебедева – 40 собственных и составленных им книг и более 200 статей: «Партизанские пословицы и поговорки» (1958), «Пословицы и поговорки Великой Отечественной войны» (1962), «Песни и частушки брянских партизан» (1963), «Песни, звавшие на подвиг» (1978), «Дорогами побед» (1980), «О боях-пожарищах: Сборник фронтовых песен» (1983), «Песни боевых походов» (1986), «Партизанская песня» (1991), «Русское современное афористическое творчество: истоки, традиции, поэтика» (1998), «Русские частушки» (1998), «Русские народные песни» (1999), «Частушки Брянской области» (2001) и другие.
В своих книгах П.Ф. Лебедев даёт масштабный анализ фронтовой солдатской и партизанской песни, прослеживает её истоки, рассказывает о бытовании песни, о жанровом составе боевых песен (песни боевые и маршевые, песни-баллады о героях-фронтовиках, фронтовая лирика, антифашистская сатира), сопоставляет песенное творчество поэтов-профессионалов (Исаковский, Сурков, Маршак, Кирсанов и др.), некоторых композиторов с «низовым» песенным творчеством.
В годы Великой Отечественной войны солдатское и партизанское народное творчество носило массовый характер. Тысячи солдат и партизан прикасались к бумаге и перу. Им хотелось выразить заветные думы и помыслы, презрение и ненависть к врагу. Не всегда под рукой оказывались карандаш и бумага. Использовали всевозможные подручные средства – фанерная дощечка, кружка, котелок, пользовались гвоздём или острым осколком снаряда. Позднее стихи и песни могли попасть в блокнот, в боевой листок, в армейскую, фронтовую или партизанскую газету, как, например, эти:
Родной твой край объят огнём пожарищ,
Идёт с врагом смертельная борьба,
Отчизна-мать в опасности, товарищ,
В твоих руках сейчас её судьба.
П.Ф. Лебедев прочитал все – от первого до последнего! - номера газеты Брянского фронта «На разгром врага», где публиковалось немало песен, созданных бойцами и командирами фронта.
Чаще других применялся испытанный художественный приём – «старая песня на новый лад». Бралась какая-нибудь распространённая народная песня и наполнялась новым поэтическим текстом – на злобу дня. Так, летом 1941 года (опубликована в газете 23 сентября 1941 г.) на мотив лирической русской народной песни «Снежки белые пушисты» появилась песня с такими словами:
Будет Гитлеру припарка,
Будет Гитлеру озноб!
Вспомнит Гитлер Бонапарта
И Чудской ледовый гроб…
Разведчики любовно исполняли песню, написанную в 1942 году политруком Л. Мирошиным:
Вперёд, разведчики лихие,
Ведь нами Родина горда.
Нас ждут Орёл и Брянск, и Киев,
Родные сёла, города.
Сапёры пели «Песню мостовиков», текст которой принадлежал старшему лейтенанту Н. Глазунову:
Оружие наше – топор и винтовка.
Мы строим мосты под огнём…
Своя песня была и у танкистов Брянского фронта (слова и музыка старшины В. Фокина и зам. политрука А. Гурьева):
Броня от частых выстрелов дрожала.
Шёл жаркий бой с фашистскою ордой.
Звенела песня, и вперёд бежала
Дорога нашей славы боевой.
На Брянском фронте были известны песни старшин Н. Зуева, Н. Аршинова, сержанта А. Ильина, рядовых С. Городошникова, А. Гудина, И. Ломакина, А. Москвина и многих других.
Почти к каждой песне Лебедевым написан комментарий, а иногда и короткий рассказ о том, когда, где, кем, при каких обстоятельствах написана, кому посвящена, на какой мотив исполняется.
В тёмной роще густой
Партизан молодой
Притаился в засаде с отрядом.
Под осенним дождём
Мы врага подождём
И растопчем фашистского гада.
Эту песню «В засаде» П.Ф. Лебедев заносит в тетрадь в лесу у партизан у посёлка Суземка Брянской области. И указывает, что песня является стихотворением В. Лебедева-Кумача «В тёмной роще густой».
В фондах научной библиотеки Брянского государственного краеведческого музея хранятся бесценные по содержанию издания с дарственной подписью автора П.Ф. Лебедева.
Песни военных лет… Они создавались в каждом полку, в каждой дивизии, в каждом партизанском отряде. У многих песен интересная судьба, богатая история. Бывало, что боец погибал, а песня становилась живым венком на могилу героя.
Всё это мы можем узнать сегодня благодаря трудам П.Ф. Лебедева. Этот человек сохранил для нас историческую память нашего великого и героического народа. Песни – главные герои его книг.
Собрать, систематизировать и сохранить песни военных лет для будущих поколений – это великое дело, достойное всеобщего уважения и признательности. И этот кладезь духовной патриотической силы нашего народа по крупицам собрал и сохранил для нас фронтовик-орденоносец, учёный-филолог Павел Фёдорович Лебедев. Он записывал песни, сочинённые народом в окопах и на привале, в боевом походе и у партизанского костра, в минуты короткого отдыха после боя. Разыскивал нехитрые поэтические строчки во фронтовых и партизанских газетах, в архивах разных городов.
Из 88 лет жизни любимому делу было отдано 68! Никто ещё не собрал столько песен об одной войне. Боевые, лирические, сатирические. Более 10 тысяч! 15 томов! Такого не знает наша отечественная культура!
Умер П.Ф. Лебедев 23 июня 2014 года, похоронен в городе Балашове.
П.Ф. Лебедев
Использованная литература и источники:
Лебедев П. Ф. Русское современное афористическое творчество : (истоки, традиции, поэтика) : в 2 т. — Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1997-1998. —
Т. 1 : Афористическое творчество послевоенного периода. — 1997. — 396 с.
Т. 2 : Афористическое творчество Великой Отечественной войны. — 1998. — 352 с.
Лебедев Павел Федорович // Писатели Саратова : биобиблиогр. справ. / сост.: Н. С. Моргунова, Андрюшина М. Лебедев Павел Федорович – хранитель фронтовых и партизанских песен / М. Андрюшина // Юный краевед. — 2013. — № 2. — С. 17-25.
https://www.moypolk.ru/soldier/lebedev-pavel-fedorovich
http://www.puteshestvie32.ru/content/lebedev-0
Международный день астероида отмечается 30 июня в годовщину Тунгусского феномена над Сибирью. В этот день в 1908 году в районе реки Подкаменная Тунгуска было зафиксировано необычное явление, вызванное прохождением гипотетического небесного тела, предположительно кометного происхождения. Попадание объекта в атмосферу Земли вызвало взрыв, который, по некоторым данным, сравним с самой мощной из взорванных водородных бомб. Взрыв был слышен за 800 километров от эпицентра. Взрывная волна повалила лес на площади 2000 квадратных километров.
Сегодня мы отправимся в путешествие к астероидам.
Астероидами называются тела Солнечной системы, которые движутся, как и большие планеты, вокруг Солнца. Слово «астероид» имеет древнегреческое происхождение и означает «звездоподобный». Астероиды - древнейшие тела Солнечной системы, поскольку их возраст оценивается не менее 4 миллиардов лет. Астероидов в космическом пространстве огромное количество. Большинство астероидов Солнечной системы располагается в нескольких областях. Одна из них называется поясом астероидов, или главным поясом астероидов. Помимо этого крупными скоплениями являются: пояс Койпера, область рассеянного диска, облако Оорта.
Есть и второстепенные скопления – троянские астероиды Юпитера, кентавры и т. п.
До XX века отследить, что находится на поверхностях астероидов, было невозможно. Только с развитием технологий астрономы смогли наблюдать за астероидами. Вот самые необычные из них.
*Церера- астероид, сейчас карликовая планета.
Первым открытым с Земли астероидом в 1801 году стала Церера. При диаметре около 950 км Церера является крупнейшим и наиболее массивным телом в поясе астероидов, по размерам превосходит многие крупные спутники планет-гигантов и содержит почти треть (32 %) общей массы пояса астероидов.
Очень необычным является факт, что Церера является и самым “влажным” астероидом – на её поверхности замечены залежи водяного льда, а под поверхностью, судя по всему, могут скрываться компоненты, необходимые для зарождения жизни. Более того – космический телескоп “Гершель” зафиксировал струи горячего пара выбивающиеся изпод поверхности Цереры, а значит, теоретически, где-то в недрах карликовой планеты вполне может существовать вода в жидкой форме.
*Психея- кладовая полезных ископаемых.
Психея - еще один астероид, расположенный в поясе астероидов. Он был открыт в 1852 году. Диаметр астероида составляет 240 километров. В XX веке ученые выяснили, что породы Психеи содержат железо и никель. Из-за большого количества металла масса Психеи составляет 1% от всей массы главного пояса. Благодаря этому Психею называют одним из самых тяжелых астероидов. Астрономы смогли увидеть на поверхности астероида залежи ценных металлов - золота и платины, а также медной руды. В 2017 г. ученые заявили о желании отправить миссию на «металлический астероид» и получить информацию о поверхности Психеи. Миссия запланирована на 2022 год.
*Цветная глыба Гаспра.
Гаспру открыли в 1916-м. Она расположена во внутреннем поясе астероидов. Диаметр Гаспры составляет 12 километров. Неправильная форма астероида удивила ученых: дело в том, что малая масса Гаспры не позволяет телу сформироваться в сферическую форму. Из-за этого Гаспра имеет форму камня, осколка. Из-за неправильной формы у астероида смещен центр тяжести. Поэтому движение Гаспры напоминает катящийся валун.Гаспру называют первым телом, исследованным с помощью космического аппарата. Информацию о поверхности астероида получили с помощью «Галилео» - это зонд, который пролетел мимо Гаспры в 1991-м. Ученым стало известно, что на поверхности Гаспры находится зеленый минерал оливин. Однако позже исследования показали, что Гаспра содержит другие материалы и смеси оксидов различных металлов, например, железа. Из-за этого цвет астероид постоянно меняется от красного до синего разных оттенков.Гаспру называют «цветным» астероидом.
*Особый интерес представляют астероиды, которые время от времени приближаются к Земле на опасное расстояние или даже могут столкнуться с ней. С этой точки зрения учёные считают опасными астероиды размером более 100-200 метров, способные приблизиться к Земле менее чем на 7,5 миллиона километров. Таких астероидов может быть несколько тысяч. К глобальной катастрофе способно привести столкновение Земли с астероидами, размеры которых не менее 1 километра. Астероиды размером в сотни метров могут представлять угрозу для целых стран, экземпляры поменьше (несколько десятков метров) не сулят ничего хорошего городам, на которые могли бы упасть.
Апофис-астероид-угроза.
*Опасным астрономы считают астероид 2004 MN4, получивший название Апофис, по имени древнеегипетского бога мрака и разрушения. Пока он движется по довольно устойчивой орбите, совершая один оборот вокруг Солнца за 323 земных суток. По мнению российских астрономов, через некоторое время орбита Апофиса должна измениться, и в 2036 году он даже может столкнуться с Землёй. А астероид этот, между прочим, не маленький: 400-600 метров. Уточнить свои предположения астрономы собираются в 2029 году, когда Апофис приблизится к Земле на расстояние всего лишь около 40 000 километров.
*У некоторых астероидов есть спутники, представляющие собой астероиды поменьше. В настоящее время астероидов со спутниками открыто около полутора сотен. Самая известная такая пара — астероид Ида и его спутник Дактиль.
*У астероида Харикло есть собственная система колец, как у Сатурна
*Беспилотные аппараты неоднократно совершали посадки на астероиды, а японский зонд «Хаябуса» даже привёз на Землю образцы материалов, из которых состоит астероид Итокава.
*У крупных астероидов есть собственное гравитационное поле, но оно очень, очень слабое.
*Спутники Марса, Фобос и Деймос, вполне вероятно, представляют собой астероиды, некогда захваченные гравитацией этой планеты.
*Все астероиды из пояса астероидов Солнечной системы, если их объединить в единую сферу, превратятся в небесное тело около 1500 км в диаметре, что не дотягивает и до половины диаметра нашей Луны.
*Динозавры, возможно, вымерли после столкновения Земли с массивным астероидом.
*Мексиканский залив представляет собой гигантский кратер — следствие падения крупного астероида.
Южный фасад усадебного дома в Брасовском имении 1901 г.
Имение в Брасово – это второе излюбленное место пребывания Великого Князя Михаила Александровича после Гатчины, которое он унаследовал от рано умершего старшего брата Григория Александровича. Брасовское имение стало настоящим пристанищем для Михаила Александровича. В имении часто гостили известные люди того времени.
В этом году исполняется 210 лет со дня посещения Брасово русским композитором, пианистом и дирижёром Сергеем Васильевичем Рахманиновым. Данному событию и посвящен данный виртуальный очерк.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) и его супруга Наталья Александровна (1877-1951), в девичестве Сатина посетили Брасово в июне 1911 года. Это был первый и, к сожалению, последний визит композитора на Брянскую землю.
Сергей Васильевич Рахманинов с женой Натальей Александровной, урожденной Сатиной
Вероятнее всего, Рахманиновы прибыли в Брасово из своего имения, расположенного в Тамбовской губернии. Кстати, Сергей Васильевич был заядлым автомобилистом. В письме племяннице от 11 мая 1912 года Рахманинов сообщает: «Моя жена и мои дети, из собственных средств, только им одним принадлежавшим, подарили мне Auto. Приезжай! Буду катать».
С. В. Рахманинов за рулем автомобиля «Лорелея» фирмы «Lobeles» (Франция-Бельгия)
Имение Ивановка Тамбовской губернии. 1912 г.
Российский национальный музей музыки
Наталья Сергеевна Брасова была дружна с четой Рахманиновых. Она часто упоминает о Рахманиновых в письмах к Великому Князю Михаилу Александровичу за 1909-1916 годы: они регулярно ходили друг к другу в гости, одной компанией посещали театры, устраивали обеды, дети были вовлечены в общие игры. Наталья Сергеевна искренне восхищалась личностью и талантом Сергея Васильевича Рахманинова.
Великий Князь Михаил Александрович и композитор Сергей Рахманинов
Брасово. Лето 1911 г.
Российский национальный музей музыки
Пребывание четы Рахманиновых в имении Брасово Орловской губернии осталось запечатленным на страницах «Брасовского альбома», который ныне хранится в фондах Российского национального музея музыки (ранее – Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки). Он был подарен музею в 1945 году Анной Андреевной Трубниковой, двоюродной сестрой Сергея Васильевича Рахманинова.
Это альбом в темно-сером кожаном переплёте, в правом углу на металлической пластинке выгравирована надпись «Брасово. Лето 1911 года». На его листы наклеены 146 пронумерованных фотографий без подписей.
Гости за обеденным столом. Справа в темном костюме – Сергей Рахманинов
Брасово. Лето 1911 г.
Российский национальный музей музыки
Великий Князь Михаил Александрович с гостями и домочадцами
Брасово. Лето 1911 г.
Российский национальный музей музыки
На снимках запечатлены незамысловатые сюжеты повседневной жизни обитателей Брасовского имения. Михаил Александрович, Наталья Сергеевна, их дети, домочадцы и гости сняты в интерьерах дворца, во время пеших прогулок в поле и в лесу, в повозках, запряжённых прекрасными лошадьми, во время катания на лодках, за обеденным столом, на скамейках парковых аллей. Судя по разнообразию сюжетов, в Брасово Рахманиновы пробыли несколько дней.
Сергей Рахманинов (третий слева) в гостях у Великого Князя Михаила Александровича
Брасово. Лето 1911 г.
Российский национальный музей музыки
Катание на лодках
Брасово. Лето 1911 г.
Российский национальный музей музыки
Сергей Рахманинов в гостях у Великого Князя Михаила Александровича
Брасово. Лето 1911 г.
Российский национальный музей музыки
Сергей Рахманинов охотно проводит время с детьми, участвует в играх и забавах. Он кормит маленького Георгия ягодами, запускает воздушного змея…
Сергей Рахманинов и Георгий – сын Натальи Брасовой и Великого Князя Михаила Александровича
Брасово. Лето 1911 г.
Российский национальный музей музыки
Сергей Рахманинов участвует в запуске воздушного змея
Брасово. Лето 1911 г.
Российский национальный музей музыки
Сергей Рахманинов участвует в запуске воздушного змея
Брасово. Лето 1911 г.
Российский национальный музей музыки
Автор снимков неизвестен, но это могли быть и хозяева имения. Фотографией увлекались и Михаил Александрович, и Наталья. В письмах они часто обменивались мнениями о качестве пленки Kodak. Фотографировать они могли поочередно: снимков, на которых они запечатлены вдвоем, очень мало.
Результатом пребывания Сергея Васильевича Рахманинова в Брасовском имении стали девять Этюдов-картин для фортепиано, созданных с августа по сентябрь 1911 года:
1. f-moll. Allegro non troppo. 11 августа
2. C-dur. Allegro. 16 августа
3. c-moll. Grave. 18 августа
4. a-moll. Allegro. 8 сентября
5. d-moll. Moderato. 11 cентября
6. es-moll. Presto. 23 августа
7. Es-dur. Allegro con fuoco. 17 августа
8. g-moll. Moderato. 15 августа
9. cis-moll. Grave. 13 августа.
Многие из пьес этого цикла принадлежат к выдающимся образцам рахманиновского фортепианного творчества.
Сегодня о былой красоте имения нам напоминают не только фотографии из «Брасовского альбома», но и великолепные картины художника Станислава Юлиановича Жуковского. Он приезжал в Брасово в 1916 и 1917 годах. Здесь он написал серию картин, запечатлевших интерьеры Брасовского дворца. Эти полотна сегодня находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее А.С.Пушкина, Оренбургском художественном и других музеях.
Комната в имении Брасово
Художник С. Ю. Жуковский. 1916 г.
Государственная Третьяковская галерея
Комната в имении Брасово
Художник С. Ю. Жуковский. 1916 г.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Интерьер гостиной в имении Брасово
Художник С. Ю. Жуковский. 1916 г.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Источники:
- Востокова Н. Гамазкова Т. «Брасовский альбом» // Новое о Рахманинове / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; [ред.-сост. И. А. Медведева]. - Москва : Дека-ВС, 2006. – С. 99-110.
- Межрегиональная научно-практическая конференция Великий Князь Михаил Александрович. Жизнь. Эпоха. Судьба": Сборник материалов. - Брянск: Читай-город, 2020. - 116 с.
- Рожкова И.В. главный специалист отдела научно-справочного аппарата ОГУ ГАОО 17-й гусарский Черниговский полк (к 340-летию со дня создания) // https://prev.gaorel.ru/docs/ROIA/statya_rozhkova_2009.pdf
- Виртуальная выставка «Сергей Рахманинов. "Я русский композитор"» // Электронный ресурс: проект «История России в фотографиях». https://russiainphoto.ru/exhibitions/1350/#1
- Рахманинов-автомобилист // Официальный сайт Российского национального музея музыки. https://music-museum.ru/collections/expomusic/raxmaninov-avtomobilist.html
Виртуальный очерк «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – храм двух Императоров»
В центре города Брянска, в современном парке им. А.К. Толстого, находится церковь Рождества Пресвятой Богородицы, украшенная красочной мозаичной фреской со сценой Рождества Божией Матери.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Источник изображения: https://sobory.ru/photo/48813
Мозаика на храме Рождества Пресвятой Богородицы.
Источник изображения: https://sobory.ru/photo/222525
Церковь возникла на этом месте неслучайно.
По преданию, во время своего двухдневного визита в Брянск в октябре 1708 г. царь Петр I на Щепной площади учинил смотр войск Брянского гарнизона, отправлявшихся на фронт. В этот же период здесь была построена часовня.
Портрет Петра I. Худ. Арнольд де Гельдер. 1717 г.
Источник изображения: https://vatnikstan.ru/culture/art/10-portret-petra-i/
Позднее, в 1771 г., последовал указ Священного Синода, согласно которому запрещалось хоронить прихожан у городских церквей. После выхода этого указа часть Щепной площади отвели под кладбище для обывателей, а на месте часовни возвели деревянную кладбищенскую церковь Преображения Господня, которая простояла несколько десятилетий, затем из-за ветхости разрушилась. Спустя 56 лет на её месте возник новый храм. А связано его появление с приездом в город Брянск в сентябре 1823 г. Императора Александра I.
Портрет императора Александра I. Худ. М.А. Зичи. Венгрия, 1868 г.
Источник изображения: https://www.hermitagemuseum
Во время своего визита Император остановился в доме городского головы Афанасия Алексеевича Бабаева на Смоленской улице (ныне бульвар Гагарина). В память этого посещения Афанасий Бабаев и начал строительство каменной церкви на месте деревянной кладбищенской.
На решетке у хор в новой церкви была прибита дубовая доска с текстом, из которого можно было узнать дату её освящения:
«По Высочайшему повелению Государя Императора Николая I-го освящена сия церковь 1827 года, июня 1-го дня, построенная в память пребывания в городе Брянске Императора Александра I-го 1823 г., сентября 8 дня. Попечением Брянского купца Афанасия Алексеева Бабаева».
Примечательно, что церковь Рождества Богородицы, как следует из текста, единственная в нашем городе, построена по прямому указанию лица, обличенного императорским достоинством.
Портрет Николая I. Худ. Франц Крюгер. Германия, 1852 г.
Источник изображения: https://www.hermitagemuseum
Новую каменную церковь украсили бюстами двух Государей – Петра I и Александра I. Высота бюстов – 1 аршин 2 вершка (75,5 см).
А в 1831 г. в трапезной части храма освятили предельный алтарь в честь небесного покровителя Императора Александра I Благословенного – во имя Святого Александра Невского.
Это подтверждается «Историческим описанием церквей, приходов и монастырей Орловской епархии», изданном в 1905 году: в книге говорится, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена «на месте прежде деревянной, от времени обветшавшей и разрушившейся… Церковь каменная, двухпрестольная: в настоящей – во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в трапезной части во имя св. Благоверного Великого князя Александра Невского».
К церкви примыкало кладбище, на котором хоронили брянских жителей и умерших в городской больнице, а также обывателей двух загородных деревень – Тимоновки и Карачижа.
После революции церковь продолжала работу до конца 1920-х гг. В 1927 г. всерьез обсуждался вопрос о передаче здания церкви Горздраву и открытии в нём городского морга, но этим планам не суждено было сбыться. Церковь закрыли в 1930 г. во время массовых гонений на православие. Настоятеля храма Семена Васильевича Комягинского арестовали и отправили в заключение на 5 лет. В здании же, в конце концов, разместился спортзал.
Здание храма. 1951 г.
Источник изображения: https://sobory.ru/photo/156603
После Великой Отечественной войны началась реставрация здания. В 1950–1951 гг. архитектор Георгий Александрович Ефимов разработал проект восстановления храма.
Архитектор Г.А. Ефимов (1922–1998).
Источник изображения: https://libryansk.ru/ga-efimov/
В 1955 г. по проекту архитектора Абрама Ефимовича Певцова на куполе вместо главки установили бельведер со шпилем, обрамленный пятиконечными звездами , в 2007 г. он был демонтирован.
Архитектор А.Е. Певцов (1921 – ?), уроженец г. Клинцы.
Источник изображения: https://libryansk.ru/ae-pevcov/
Храм Рождества Пресвятой Богородицы. 1960-е гг.
Источник изображения: https://drevo-info.ru/pictures/6064.html
В 2005 г. храм возвратили Брянской епархии, и 21 сентября 2005 г. епископ Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев) совершил в храме первую Божественную Литургию, положившую начало его возрождения.
В сентябре 2014 г. фасад храма украсила мозаичная фреска Рождества Пресвятой Богородицы, которая была освящена 21 сентября – в престольный праздник храма.
Теперь этот прекрасный храм не только духовно окормляет верующих жителей нашего города, но также является подлинным украшением одного из любимейших горожанами парков.
Использованная литература:
- Вязьмитин О.Р. Историческое описание церквей и приходов Брянского уезда. Белые Берега, 2008. С. 7.
- Городков А.В., Ушкалов С.В., Ильченко Е.С. Брянск: очерки истории архитектуры города. Брянск, 2018. С. 14–15.
- Исайчиков Ф.С. По старому Брянску с почтовой открыткой. Брянск, 1996. С. 78.
- Историческое описание церквей, монастырей и приходов Орловской епархии. Том 1. Орел, 1905. С. 109.
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. М., 1997. С. 151–152.
В звездном небе серебряный свет
Наступило лето. Летние ночи удивляют нас необычными небесными явлениями. Только не ленись, наблюдай. Сегодня мы предлагаем отправиться в небо на высоту от 50 до 150 км полюбоваться серебристыми облаками. Так что же это за необычные облака?
С поверхности Земли поздней весной и в начале лета во время сумерек иногда можно увидеть необыкновенно красивые облака серебристо-синего цвета, настолько тонкие, что сквозь них видны звезды. За свой цвет облака были названы серебристыми. Они возникают высоко в атмосфере и могут сиять почти до предрассветных часов.
Серебристые, «ночные светящиеся», облака, как их ещё называют во многих странах мира, остаются светлыми и даже ярче выделяются по мере потемнения неба.
Это интересно!
Серебристые облака рождаются в области температурного минимума, где атмосфера охлаждена до -70°С, а иногда и до -100°С.
Серебристые облака могут занимать большие площади, полосы их тянутся, захватывая половину земного шара и более.
Наблюдались двух- и даже трехярусныесеребристые облака.
Для геофизиков и астрономов серебристые облака представляют большой интерес.
Высоты от 50 до 150 км исследованы слабо, поскольку самолеты и аэростаты туда не могут подняться, а искусственные спутники Земли не способны надолго туда опуститься. Поэтому до сих пор ученые спорят как об условиях на этих высотах, так и о природе самих серебристых облаков, которые, в отличие от низких тропосферных облаков, находятся в зоне активного взаимодействия атмосферы Земли с космическим пространством.
Межпланетная пыль, метеорное вещество, заряженные частицы солнечного и космического происхождения, магнитные поля постоянно участвуют в физико-химических процессах, происходящих в верхней атмосфере. Результаты этого взаимодействия наблюдаются в виде полярных сияний, свечения атмосферы, метеорных явлений, изменений цвета и продолжительности сумерек. Предстоит еще выяснить, какую роль эти явления играют в развитии серебристых облаков.
Это интересно!
Наблюдали и фотографировали серебристые облака экипажи многих космических кораблей. В.И.Севастьянов так описывает впечатление от серебристых облаков, наблюдаемых из космоса: «Серебристые облака завораживают. Холодный белый цвет – чуть матовый, иногда перламутровый. Структура либо очень тонкая и яркая на границе абсолютно черного неба, либо ячеистая, похожая на крыло лебедя, когда облако проектируется на фон Земли».
Фото серебристых облаков из космоса.
Наблюдать серебристые облака можно лишь в летние месяцы в Северном полушарии, лучше всего в июне-июле, обычно с середины июня до середины июля, и лишь на географических широтах от 45 до 70 градусов, причем в большинстве случаев они чаще видны на широтах от 55 до 65 градусов. В Южном полушарии их наблюдают в конце декабря и в январе на широтах от 40 до 65 градусов. В это время года и на этих широтах Солнце даже в полночь опускается не очень глубоко под горизонт, и его скользящие лучи освещают стратосферу, где на высоте в среднем около 83 км появляются серебристые облака. Как правило, серебристые облака видны невысоко над горизонтом, на высоте 3-10 градусов в северной части неба (для наблюдателей Северного полушария). При внимательном наблюдении их замечают ежегодно, но высокой яркости они достигают далеко не каждый год.
Географическое расположение города Брянска позволяет вести наблюдение за этим редким атмосферным явлением большую часть летнего периода. В этом году серебристые облака весьма яркие и красивые. Не упустите шанс насладиться этими красивым и завораживающими природными объектами!
По материалам С.В.Зверева «В мире солнечного света»
Тайна солнечных затмений.
В природе существует множество явлений. Одним из них является затмение, которое не так часто мы можем увидеть, но которым восхищаемся.Такое явление происходит, когда свет одного астрономического объекта полностью или частично закрыт от нас другим объектом.Солнечное затмение – уникальное астрономическое явление. Оно давно разгадано, но до сих пор вызывает трепет у наблюдателей, будоражит воображение.
Явление уникально в Солнечной системе. Происходит из-за того, что для находящегося на Земле наблюдателя диаметры спутника и дневного светила визуально практически одинаковы, хотя в действительности диаметр Солнца в 400 раз больше лунного диаметра. А дистанция от Земли до спутника почти в 400 раз меньше, чем до звезды.
2021 год подарит нам 4 затмения: 2 солнечных (в июне и декабре) и 2 лунных (в мае и ноябре). 26 мая наблюдалось полное затмение Луны, которое пришлось на дневное время для большей части России и было видно вечером только на Дальнем Востоке.
Во время затмения Земля, Солнце и Луна выстраиваются в одну линию. Видов затмений бывает несколько – полное, частичное и кольцеобразное. В первом случае Луна закрывает солнечный диск полностью, так как находится максимально близко к Земле, во втором - лишь его часть. Когда Луна находится в отдалении, то ее диаметр меньше Солнца и она закрывает Солнце, оставляя по краям светящийся ореол. Это и называется кольцеобразным затмением. Пожалуй, это самый эффектный вид солнечного затмения.
10 июня 2021 года жители Земли смогут наблюдать кольцеобразное солнечное затмение в созвездии Близнецов. Максимальная фаза затмения наступит в 13:43 по московскому времени. Его кольцевая фаза будет видна в Гренландии, на севере России и Канады. Это первое за 50 лет кольцеобразное затмение, которое можно будет наблюдать с территории России.Максимум затмения Солнца для наблюдателей в Москве произойдет в 14:27.
Если позволит погода частные фазы будут видны в некоторых странах Европы и Азии, а также практически на всей территории нашей страны за исключением небольшой части юга России, а также Приморья, Сахалина и Камчатки.Но, не везде это зрелище будут одинаковым. Луна будет наползать на Солнце постепенно, поэтому большинство увидит лишь частичное перекрытие солнечного диска. Так, в Москве и Брянске Луна закроет Солнце примерно на треть, в Санкт-Петербурге на 40 процентов, а в Мурманске – на 60. Во всей красе это редкое природное явление предстанет лишь на западе Чукотки, в Якутии и на севере Магаданской области.Небо при кольцеобразном затмении остаётся светлым, звёзды не появляются, наблюдать корону Солнца невозможно.
Внимание!!!
Берегите глаза и не смотрите ими в бинокль или телескоп без специального солнечного светофильтра!
Виртуальная выставка «К истокам славянской письменности»
24 мая в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных братьев, просветителей славян, создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия.
Памятник Кириллу и Мефодию у ККЗ «Дружба» в Брянске.
Источник фото: https://pp.userapi.com/c845218/v845218559/5f0ea/LGgOT49kKus.jpg
Значение Кирилла и Мефодия для всего христианского мира подтверждается тем, что они почитаются святыми как католической, так и православной церковью.
Икона. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.
Источник фото: http://blagnews.ru/catalogs/news/images/1529929816.jpg
Святые братья родились в византийском городе Фессалоники: Мефодий в 815 году, Кирилл (до схимы Константин) – в 827-ом. Фессалоники, или Солунь, был двуязычным городом: помимо греческого здесь говорили на солунском диалекте славянского языка. Неудивительно, что Кирилл и Мефодий овладели славянским языком как родным, хотя нет убедительных свидетельств тому, что сами они были славянами.
Знание языка помогло им отправиться в Великую Моравию с миссией. В 862 году (или в 863 г.) в Константинополь явились послы от великоморавского князя Ростислава.
Икона. Святой мученик равноапостольный князь Ростислав.
Источник фото: https://zadonsk-monastyr.ru
Послы просили прислать «епископа и учителя», который научил бы их «истинной вере» на родном и понятном языке. Отправились учить великоморавских славян Мефодий и Кирилл.
Там они составили первую славянскую азбуку и перевели на славянский с греческого языка основные богослужебные книги: Евангелие, Апостол и Псалтырь, а также Октоих. Таким образом, создание славянской азбуки можно отнести к 863 году.
Скорее всего, славянской азбукой, которую изобрели именно Кирилл и Мефодий была глаголица.
Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись с точной датировкой относится к 893 году и сделана в церкви времён правления болгарского царя Симеона в городе Преславе.
Церковь Святого Иоанна (Круглая церковь, Золотая церковь) в Преславе (Болгария).
Источник фото: https://ru.wikipedia.org
«Киевские листки», датируемые X веком, написаны также на глаголице. Они хранятся в Национальной библиотеке Украины в Киеве.
Киевские глаголические листки.
Источник фото: https://ru.wikipedia.org
Но со временем глаголицу вытеснила кириллица, как более удобная для письма и теснее связанная с греческим алфавитом, хорошо знакомым христианскому миру. Кириллицу, по всей видимости, разработали ученики Кирилла, давшие новой славянской азбуке имя своего учителя.
Первая кириллическая азбука состояла из 46 букв (количество букв со временем менялось). Она дала начало всем современным вариантам кириллического алфавита, используемого в России, Украине, Беларуси, Болгарии, Сербии и Северной Македонии.
Кириллица.
Некоторые неславянские языки также имеют кириллические алфавиты: например, башкирский, бурятский, казахский, киргизский, монгольский, таджикский, татарский, удмуртский, чувашский, якутский.
В современном русском алфавите осталось 33 кириллические буквы
Современный русский алфавит
В украинском языке тоже 33 буквы, хотя алфавит и отличается по их набору.
Современный украинский алфавит.
Источник фото: https://rememberingletters.files.wordpress.com/2013/08/ukraine-alphabet.jpg
В белорусском алфавите сейчас 32 буквы.
Современный белорусский алфавит.
Источник фото: https://s3-goods.ozstatic.by/2000/964/827/10/10827964_0.jpg
На Брянщину славянская письменность проникла вместе с христианством после Крещения Руси. Одним из древнейших артефактов с надписью, обнаруженный на территории нашего края, является амулет из кабаньего клыка. Его нашли во время раскопок в окрестностях летописного города Вщижа.
Амулет-клык кабана. Из фондов ГБУК «БГКМ».
Амулет изготовили в XII или XIII веке. Часть клыка срезали, чтобы получить ровную поверхность, которую затем отшлифовали. На этом месте хозяин амулета или неизвестный мастер процарапал надпись «Господи, помози рабу своему Фоме». Этот амулет является ярким образчиком двоеверия – сосуществования в сознании людей старой, языческой, и новой, христианской, культуры.
Во Вщиже были найдены ещё два артефакта, сохранившие благодаря надписи имя своего создателя. Это две литые арки мастера Константина, представляющие собой часть церковного интерьера.
Литая арка мастера Константина.
Источник фото: http://bre.mkrf.ru/media/2016/10/27/1235165031/7335.jpg
Сейчас они хранятся в Государственном историческом музее в Москве. Безусловно, их можно отнести к подлинным шедеврам древнерусского прикладного искусства.
Надпись мастера Константина, позволившая установить имя автора, что редкость для предметов той эпохи, сделана кириллическим уставным письмом, т.е. письмом, отличающимся чётким и строгим начертанием букв.
Ещё одна находка, запечатлевшая процесс распространения славянской грамоты, – клад из деревни Митьковка, в котором были обнаружены 8 сребреников с именем князя Владимира Святославича, 4 с именем князя Святополка и 1 с именем святого апостола Петра – Петрос.
Сребреники Владимира, тип 1 и тип 2.
Сребреник Святополка.
Сребреник с именем «Петрос».
Источник фото: М.П. Сотникова, И.Г. Спасский. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI веков.
Эти монеты были отчеканены в конце X и первой половине XI веков и являются свидетелями становления русской денежной системы. Сейчас эти монеты также находятся в Государственном историческом музее в Москве.
Во Вщиже и в Брянске, на Чашином кургане, были найдены писала – острые палочки, которые использовали для письма на табличках из мягкой глины, навощённых дощечках или на бересте.
Писало. Из коллекции ГБУК «БГКМ».
Один конец писала заострен – им процарапывались буквы, а с другой стороны располагается широкая лопаточка, которой заглаживали ненужный или неправильный текст.
Писало, которое хранится в Брянском краеведческом музее, отлили из бронзы в период между IX и XII веками. Им явно пользовался обеспеченный горожанин, т.к. металлические писала могли позволить себя только люди с достатком. Остальные довольствовались деревянными.
Иметь писало было почётно – это свидетельствовало о грамотности владельца, поэтому дорогие образцы выставлялись напоказ: например, подвешивались к поясу.
Впрочем, грамотность ценилась во все эпохи. Ценится она и сейчас. Язык, письменность, грамота – это наше богатство, являющееся основой всей нашей культуры. И мы обязаны всем этим двум великим просветителям – братьям Кириллу и Мефодию.
Виртуальная выставка «Анна Морозова: прерванный полёт «Лебедя»
Анна Афанасьевна Морозова родилась 23 мая 1921 года в деревне Поляны Мосальского уезда Калужской губернии (ныне Мосальского района Калужской области) в крестьянской семье.
Морозова Евдокия Федотьевна – мать Анны Морозовой.
Морозов Афанасий Калистратович – отец Анны Морозовой.
Девочка пошла в школу в родной деревне в 1929 году. В 1935 году семья Морозовых переехала на территорию Брянщины. Короткое время они жили в Брянске, после чего перебрались в посёлок Сеща. Здесь девочка окончила школу в 1938 году, а после вступила в комсомол и окончила курсы бухгалтеров.
А. Морозова с сестрой. 1938 г.
После окончания курсов Анна Морозова работала по специальности на Сещинском аэродроме до самого начала войны 22 июня 1941 г. Анна подлежала эвакуации и покинула поселок, но спустя некоторое время вернулась обратно с заданием – ей было поручено организовать подпольную деятельность в оккупированной нацистами Сеще. Для этого девушка устроилась на работу прачкой в военном городке.
Фото А.А. Морозовой с пропуска, выданного ей комендатурой Сещинской авиабазы. 1942 г.
Анна привлекла к подпольной деятельности своих довоенных подруг, работавших там же. Так в состав подпольной группы вошли – Прасковья Бакутина, Людмила Сенчилина, Лидия Корнеева, Татьяна Васенкова и др. Анна получила свой первый позывной «Резеда».
А. Морозова (вторая слева) с подругами в Сеще. 15.06.1942 г.
Людмила Сенчилина и Прасковья Бакутина – члены Сещинской подпольной группы. 1942 г.
Татьяна Васенкова – член Сещинской подпольной группы.
Необходимых разведданных от девушек поступало мало, поэтому Анна решилась на опасный шаг – привлечь к подпольной работе людей, обслуживающих самолёты и имеющих доступ к аэродрому. Так в подпольную группу были вовлечены поляки – Ян Тыма, Ян Маньковский, Стефан Горкевич и Вацлав Мессьяш. Подробными данными также обеспечивал группу другой участник – чех Венделин Робличка, который являлся казначеем и имел возможность заранее получать верные пароли для прохода на авиабазу. В таком составе подпольная группа проделала огромную работу – составила подробную схему Сещинского аэродрома, что позволило советской авиации наносить точные разрушительные удары, а также осуществляла диверсии. Кроме того, благодаря полученным от группы данным, партизанами в июне 1942 года был разгромлен гарнизон авиабазы, находящийся в селе Сергеевка.
Слева направо – Ян Тыма, Вацлав Мессьяш, Ян Маньковский, члены Сещинской подпольной группы перед бараком на аэродроме. 1942 г.
Венделин Робличка – член Сещинской подпольной группы.
Успешная деятельность группы и её руководителя была отмечена. В январе 1943 года Анна Морозова была удостоена медали «За отвагу».
Наградной лист А.А. Морозовой на представление к медали «За отвагу». 01.11.1942 г.
Несмотря на гибель отдельных членов подпольной группы – Ивана Алдюхова и Яна Маньковского, организация не была рассекречена и продолжала действовать до прихода советских войск.
Дом в Сеще, в котором жила А.А. Морозова с 1941 по 1943 гг.
После освобождения Сещи 18 сентября 1943 года подпольная группа прекратила своё существование. Однако война не закончилась, и Анна Морозова продолжила борьбу с врагом. Анна Афанасьевна продолжила свою работу на ставшим снова советским Сещинском аэродроме, а с марта 1944 г. проходила в Смоленске курсы по подготовке радистов. Закончив обучение, Анна Морозова вошла в состав специальной разведывательно-диверсионной группы «Джек», где получила свой второй позывной – «Лебедь».
А. Морозова вместе с братом Сергеем. Конец 1943 – начало 1944 г.
В ночь на 27 июля 1944 года в составе данной разведгруппы Анна Морозова была десантирована с борта самолёта на территорию Восточной Пруссии. Анна была радиокорреспондентом под номером 2165 и регулярно выходила на радиосвязь с Центром, передавая важные данные о состоянии и деятельности противника.
27 декабря 1944 года «Лебедь» осталась единственной из всей части разведгруппы «Джек», кто выжил в бою с противником, выследившим их группу. Блуждая по лесу в течение трёх суток, Анна наткнулась на разведчиков спецгруппы капитана Черных, также засланной на территорию Восточной Пруссии. 30 декабря 1944 года она послала радиограмму Центру, где рассказала о нападении на группу «Джек», о судьбе «джековцев» и её соединении с новой разведгруппой. Это была последняя радиограмма «Лебедя».
Утром 31 декабря 1944 года члены группы, остановившиеся в хуторе Нова Весь, подверглись внезапному нападению нацистов. Анна, скрываясь от преследования, была тяжело ранена. Запястье её левой руки было раздроблено. Отступавшие вместе с ней польские партизаны не оставили девушку. Они вместе добрались берега реки Вкра. Из-за потери крови Анна была не в состоянии форсировать реку, поэтому было решено её временно спрятать за болотом в кусте, затем вернуться и продолжить дальнейший путь.
Куст, под которым пряталась раненая А. Морозова. (п. Дзечево)
Но немцы с овчарками вышли на след Анны Морозовой. Не желая сдаваться врагу, Анна использовала имеющуюся у неё гранату и подорвала себя вместе с приближающимися к ней нацистами. Так в 23 года прервалась жизнь выдающейся девушки. Анна Афанасьевна Морозова была захоронена в деревне Радзаново недалеко от города Плоцк в Польше.
Могила А.А. Морозовой в д. Радзаново (Польша).
Анна Морозова отдала своей Родине молодость и жизнь. И её славная деятельность не канула в лету. В 1959 году была напечатана в «Комсомольской правде» сокращённый вариант повести «Вызываем огонь на себя». В 1964 году по этой повести был снят одноимённый фильм, вышедший на телевизионные экраны в 1965 году. Фильм получил огромный успех и пробудил интерес к деятельности Сещинской интернациональной подпольной группы. 8 мая 1965 года Анне Афанасьевне Морозовой посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Заслуги героини были отмечены и Польшей. Анна Морозова была награждена польской наградой – орденом «Крест Грюнвальда» II степени.
Орден «Крест Грюнвальда» II степени, посмертно присвоенный А.А. Морозовой.
Вручение ордена «Крест Грюнвальда» II степени, посмертно присвоенного А.А. Морозовой, её матери. 1966 г.
Позднее была описана и деятельность Анны Морозовой как члена спецразведгруппы «Джек» в произведениях Овидия Горчакова «Лебединая песня» и Наполеона Ридевского «Парашюты на деревьях».
Память об Анне Афанасьевне Морозовой хранят не только книги и фильмы. Подвиги Анны и её товарищей-подпольщиков отражены в экспозиции музея интернационального подполья в посёлке Сеща, открытого в 1971 году (филиал Брянского краеведческого музея). В Калининграде стоит памятник советским разведчикам, где прототипом радистки стала Анна Морозова. В центре посёлка Сеща установлен памятник, где изображены члены интернационального подполья— Константин Поваров, Анна Морозова и Ян Маньковский. А в городе Мосальск Калужской области установлен бюст Анны Морозовой.
Капсула с землёй из могилы А.Морозовой, хранящаяся в Сещинском музее интернационального подполья
Кроме того, имя Анны Афанасьевны Морозовой носят улицы в г. Мосальск, Брянск и Жуковка, пгт. Дубровка.
При подготовке выставки были использованы следующие материалы:
- Вязинина Е.И. Огонь на себя: легендарная разведчица Анна Морозова // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли. Проблемы сохранения и научного использования. Великий Новгород, 2017. С. 101-113
- Горчаков О.А., Пшимановский Я. Вызываем огонь на себя. М., 2007
- Горчаков О.А. Лебединая песня. Калининград, 1969
- Ридевский Н.Ф. Парашюты на деревьях. Минск, 1969
- Материалы сайта «Память народа»
- Материалы Сещинского музея интернационального подполья