Можно ли увидеть радугу зимой? Оказывается, можно. Зимней радугой называют явление гало. Это радуга, которая создается не капельками воды (как обычная радуга), а радуга, которая создается ледяными кристалликами. Наблюдать гало на небе можно в любое время года, ночью и днем, вокруг Солнца или Луны и даже вокруг фонарей или ламп (последнее возможно только в холодную погоду).
Это интересно!
Чем солнечное гало отличается от радуги.
Несмотря на внешнее сходство, радуга и гало – это разные явления:
1. Радугу можно увидеть только в том случае, если стоять к светилу спиной. Гало же всегда возникает вокруг Солнца.
2. В привычной разноцветной дуге присутствуют все присущие ей цвета, в нашем же случае видны только красный и оранжевый тона: в редких случаяхможно наблюдать весь спектр или напротив – неокрашенные гало. Красный спектр радуги находится у ее внешних границ. В гало багровые оттенки расположены ближе к Солнцу.
3. Радуга образуется в результате преломления света в каплях воды, которые постоянны и одинаковы. Внешний вид гало зависит от кристалликов льда, которые могут видоизменяться и совершать различные движения.
Гало – этогруппа атмосферных оптических явлений, характеризуемая возникновением вторичного свечения вокруг источника света, как правило, имеющее форму круга, кольца, дуги, светового столба или «алмазной пыли».
Это интересно!
В переводе с греческого «гало» означает «круг» или «диск». В древности появление в небе нескольких копий Солнца, ярких дуг или световых крестов вызывало неподдельный страх. Люди считали эффект гало предвестником разрушительных войн, голода, больших бед и неприятностей.
В июле 1794 года жители Петербурга стали свидетелями странного небесного представления. Известный астроном Т. Ловиц описал это явление как одновременное появление в небе двенадцати дуг и кругов, девять из которых были разноцветными.
Во время осаждения Магдебурга войсками короля Испании Карла V произошло настоящее чудо: над городом вдруг засияло сразу три Солнца. Приняв это как предупреждающий знак, испуганный правитель отказался от решающей атаки и снял осаду.
После поражения Наполеона французы увидели появление яркого пятна над Солнцем. По форме оно напоминало треугольную шляпу, которую носил император. Подданные связали поданный небесами знак с возвращением Наполеона из ссылки с острова Святой Елены.
Ученые изучили причины появления гало. Атмосферное явление возникает при преломлении световых лучей кристаллами льда. Чтобы радужное сияние появилось вокруг источника света, необходимо наличие этих миниатюрных кристаллов в низких слоях атмосферы или перистых облаках. Свет отражается от граней или основания ледяных столбиков: падая, они вращаются, дрожат или неподвижно парят. В зависимости от их положения преломление лучей происходит под разными углами. Иногда можно увидеть второй светящийся ореол и размещенные на нем ложные «Солнца» или «Луны». По законам физики, они всегда находятся на той же высоте над горизонтом, что и настоящая звезда или спутник Земли.Для того, чтобы в зимний день появилось солнечное гало, необходимо наличие трех факторов: крепкого мороза, яркого Солнца и высокой влажности.
Схема возникновения гало
Существует более 150 видов этого загадочного явления.
Чаще всего люди наблюдают 22-градусное гало, которое находится на близком расстоянии от светила.
22-градусное гало
В сильный мороз кристаллы льда образуются близко от поверхности земли, создавая эффект «алмазной пыли», переливаясь и блестя на Солнце.
В Антарктиде гало можно наблюдать достаточно часто. На высоких склонах создаются идеальные условия для их формирования. Сильный ветер поднимает ввысь снежные облака: образующиеся кристаллы отражают свет и создают причудливые окружности разных расцветок.
Самыми же завораживающими в природе являются гало, занимающие все пространство неба. Что касается цветов, то преобладают белый, красный и оранжевый. Светлые круги вокруг Солнца – не что иное, как смешение других оттенков. Изредка появляется нимб полного спектра.
Разновидность гало, носящее название паргелий, похоже на радужный диск с кажущимися спутниками Солнца, который сложно не заметить на небосводе как днем, так и ночью.
Паргелий
Появляется этот оптический вид в результате медленного падения кристаллов льда, которые в этом случае похожи не на стерженьки, а на пластины. Практически невесомые пластинки под действием воздуха разлетаются в горизонтальном направлении, не имея возможности перевернуться. Преломление света от нестандартно расположенных частиц дает такой поразительный эффект. О паргелии слагали легенды, сравнивали его с НЛО и другими мистическими вещами, отражали в художественных произведениях.
Одна из разновидностей паргелия – антигелий (антисолнце, противосолнце), когда на небосводе рядом с Солнцем и на одной с ним высоте визуализируется яркое пятно, создающее эффект второго светила.
Паргелий –ложное солнце
Необычно смотрится и так называемый солнечный столб.
Гало солнечный столб
Обычно он тянется вверх при восходе или закате звезды. Бывает, что столб пересекается с дугой, и в небе можно увидеть крест. Особенно зловеще он смотрится на закате, принимая ярко-багровый цвет. Вертикальные столбы образуются, когда кристаллы вращаются вокруг горизонтальной оси; горизонтальные – наоборот, кружатся вокруг вертикальной оси.
При наличии в небе перистых облаков иногда можно увидеть зенитную или «перевернутую» радугу.
Зенитная или «перевернутая» дуга
Иногда светящаяся окружность располагается не вертикально, а горизонтально. Она носит название «субгало».
Субгало
Лунное гало практически ничем не отличается от ореола, возникшего в дневное время вокруг Солнца. Природа их появления точно такая же.
Лунное гало
Очень часто круги вокруг Луны можно увидеть во время полнолуния. Светящийся в морозную погоду диск – завораживающее зрелище. Очень часто круги вокруг Луны можно увидеть во время полнолуния. Светящийся в морозную погоду диск – завораживающее зрелище. Кольцо вокруг Луны, освещающее звезды, можно увидеть на многочисленных снимках любителей ночной «охоты».
Вечером можно наблюдать гало от фонарей.Высоко вверх поднимаются столбы света и даже от фар машин.
Гало вокруг фонарей
Многие природные явления Земли наблюдаются и на других планетах Солнечной системы и среди них гало.
В атмосферах планет Солнечной системы или их спутников явления, аналогичные гало, могут быть вызваны преломлением солнечных лучей не в ледяных, а в других кристаллах, например в кубикообразных кристаллах с низкими температурами плавления, характерных для соединений азота, серы, метана, углекислого газа. Наблюдения за Венерой принесли уже первые результаты. В верхней части ее атмосферы удалось обнаружить круг гало радиусом 28°, который мог быть образован преломлением в кубикообразных кристаллах льда.В атмосфере спутника Юпитера Ио тоже наблюдалось гало, которое могли образовать солнечные лучи, преломившиеся в кристаллах оксида серы (SO2).
Субсолнце на спутнике Юпитера Ио
Известна еще одна фотография, сделаная зондом Кассини возле Сатурна.
Субсолнце на Сатурне
Доподлинно известно, что появление в небе яркого круга является предвестниками плохой погоды. На Руси замечено, что появление радуги зимой предвещает морозы и снег, иногда сопровождается метелями и буранами.Эти народные наблюдения имеют под собой вполне научное объяснение. Гало появляется на небе по трём причинам: при безоблачном небе, низкой температуре и высокой влажности. Эти факторы как раз совпадают при смене погоды, а также при приближении снежного бурана или сильных морозов.
Гало на небе – уникальное природное явление, напоминающее волшебство и очаровывающее необычными формами. Изучение этого феномена – возможность взглянуть на него другими глазами, изучить природу и понять, что цветные круги – результат оптических иллюзий, живущих по законам физики.
Иван Георгиевич Петровский родился 6 (18) января 1901 года в городе Севск Орловской губернии. Среднее образование получил в реальном училище Севска, которое закончил в 1917 году.
После окончания училища поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Но вскоре ему пришлось уехать из Москвы: в 1918 году Иван Георгиевич с семьей переехал в Елисаветград (ныне – город Кропивницкий Кировоградской области Украины). На новом месте Ивану Георгиевичу пришлось послужить в кооперативе вместе с отцом, поработать сотрудником городского статистического бюро и даже поучаствовать в переписи населения Елисаветграда. В 1920 году Иван Георгиевич поступил в Елисаветградский механический техникум.
В 1922 году семья Петровских возвратилась в Севск, и Иван Георгиевич вернулся в Московский университет на физико-математический факультет.
В 1927 году Петровский окончил физико-математический факультет МГУ. В том же году он приветствовал I всероссийский съезд математиков от имени студентов своего факультета.
Тогда же Иван Георгиевич поступил в аспирантуру, в которой проучился до 1930 года. Уже в 1933 году он стал профессором, а в 1935 году без защиты диссертации – доктором физико-математических наук.
В 1943 году Ивана Георгиевича избрали членом-корреспондентом АН СССР, в 1946 году – действительным членом Академии по отделению физико-математических наук (математика).
В 1946 году Иван Георгиевич получил Государственную премию первой степени за фундаментальные исследования в области теории дифференциальных уравнений с частными производными. В 1952 году он получил вторую Государственную премию за учебники «Лекции по теории обыкновенных дифференциальных уравнений», «Лекции по теории интегральных уравнений», «Лекции об уравнениях с частными производными», опубликованные в 1949–1951 годах.
С 1951 по 1973 год И.Г. Петровский занимал должность ректора Московского государственного университета. Это самый продолжительный период ректорства в советской истории МГУ. Ивану Георгиевичу удалось создать в университете мощный научно-педагогический коллектив, давший стране более 95 тысяч высококвалифицированных специалистов. Под его руководством МГУ превратился в один из крупнейших центров научного образования и отечественной фундаментальной науки и встал в один ряд с лучшими университетами мира.
Как ректор Московского государственного университета Иван Георгиевич Петровский неоднократно совершал рабочие визиты за рубеж, встречался с представителями международных научных и политических кругов.
13 марта 1969 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил академику И.Г. Петровскому звание Героя Социалистического Труда.
Иван Георгиевич награждён многими советскими наградами: пятью орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. В 1970 году И.Г. Петровский получил почётный знак «Отличник просвещения СССР».
15 января 1973 года И.Г. Петровский скончался в Москве. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен скромный памятник с выгравированной математической формулой.
В 1995 году в память выдающего математика Российская Академия наук учредила премию его имени. На здании МГУ на Ленинских горах установлена мемориальная доска-горельеф (скульптор И.М. Рукавишников).
Имя И.Г. Петровского носит Брянский государственный университет и средняя школа №2 в Севске.
Список источников:
- Иван Георгиевич Петровский. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. - М.: издательство Академии наук СССР, 1957.
- Крашенинников В.В. И.Г. Петровский и его время // Проблемы истории советского государства и общества: сборник научных трудов. - Брянск, 2008. Вып. II. С. 44 – 93.
- Петровский И.Г. // Большая российская энциклопедия. Электронная версия: https://bigenc.ru/mathematics/text/3136542
- Петровский И.Г. // Сайт МГУ им. М.В. Ломоносова. Летопись Московского университета: http://letopis.msu.ru/peoples/1380
- Петровский И.Г. // Сайт МГУ им. М.В. Ломоносова. Летопись Московского университета: http://letopis.msu.ru/peoples/8698
- Фонды ГБУК «БГКМ». Коллекция «Письменные источники»: БОМ 8323/5, БОМ НВ 5627/1
- Хахалкина Е.В. На встречу друг другу? Визит Г. Макмиллана в СССР в 1959 г. // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. Вып. №1, 2016. С. 140–169.
- Фото с сайта: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2015_09_01_archive.html?m=1
- Фото с сайта: http://letopis.msu.ru/peoples/8698
- Фото с сайта: http://novodevichiynecropol.narod.ru/07/petrovskiy_ig_plaque.htm
«Снежинка для математика - идеальный новогодний подарок.
Она выглядит как звезда, и приходит с неба.»
Иоганн Кеплер
Представьте себе… Средневековый немецкий городок. Зимний день 1611 года, кружит и падает мягкий снег. Из дома выходит немолодой мужчина. Он идет своей дорогой, но вдруг останавливается и всматривается в снег, разглядывая маленькие частички -снежинки, ледяные кристаллики. Он, как ребенок, радуется снегу, но глаза его серьезны, взгляд пытлив и внимателен. Ведь он - ученый, знающий об этом мире так много, но не знающий ответа на простой вопрос: почему все снежинки имеют одну очень странную особенность - они все шестиугольной формы?
Этот ученый -всемирно известный немецкий математик, астроном, механик, оптик, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы Иоганн Кеплер.И к простому «снежному» вопросу он подходит как настоящий ученый - посвящает ему научный труд «О шестиугольных снежинках».
Это интересно!
«Я прилежно принялся разглядывать снежинки. Все они были с прямыми лучами, но двух родов. Одни снежинки были очень маленькими, с различным числом торчащих кругом лучей, голых, лишенных опушки и полосочек и очень тонких. В центре лучи сходились к шарику несколько большей величины. Таких снежинок было больше всего. Среди них были разбросаны гораздо более редкие снежинки второго рода - шестиугольные звездочки, ни одна из них, ни пока она падала, ни после того, как опускалась на землю, не напоминала по форме другую. Поскольку…снежинки имеют форму шестиугольной звезды, то на то должна быть определенная причина. Ибо если это случайность, то почему не бывает пятиугольных или семиугольных снежинок, почему всегда падают шестиугольные, если только они от соударений не утрачивают форму, не слипаются во множестве, а падают редко и порознь?Возможно, причину следует искать не в веществе, а в действующем начале.»
Задаваясь этими вопросами Кеплер, увлеченный изучением звёзд, находит их воплощение здесь, на Земле - в маленьких кристалликах замерзшей воды - снежинках. Хотя Кеплер не нашел «действующего начала», его труд называют первой научной работой в кристаллографии, где он показал, что кристаллы подчиняются законам геометрии.
Снежинка - красивая и изящная форма замороженной воды - всегда необычайно нравилась людям. Как известно, снежинка - это снежный или ледяной кристалл, обычно в форме шестиугольных пластинок и шестилучевых звездочек. Во время очень сильных морозов (при температуре ниже -30 °C) ледяные кристалликивыпадают в виде «алмазной пыли» - в этом случае на поверхности земли образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Обычно же в процессе своего движения внутри ледяного облака ледяные кристаллики растут за счет непосредственного перехода водяного пара в твердую фазу. Как именно происходит этот рост, зависит от внешних условий, в частности от температуры и влажности воздуха. Характер зависимости ученые в общих чертах выявили, однако объяснить его пока не смогли. В одних условиях ледяные шестигранники усиленно растут вдоль своей оси, и тогда образуются снежинки вытянутой формы - снежинки-столбики, снежинки-иглы.
Это интересно!
Широко известен тот факт, что на свете не существует двух одинаковых снежинок, несмотря на то, что снежинки падают на поверхность Земли уже в течение миллиардов лет. Согласно новым данным, внешняя форма снежинок может в редчайших случаях совпадать, но именно атомная структура каждой снежинки остается неповторимой. Статистическую вероятность появления двух абсолютно одинаковых снежинок приближают к нулю атомы так называемого тяжелого водорода, или дейтерия.
Снежинки формируются по законам простейших физических взаимодействий элементарных частиц. Все начинается с того, что шесть молекул воды при понижении внешней температуры замедляют движение и образуют кристалл. Таким образом, вначале снежинка представляет собой крошечный шестиугольник, совокупность которых еще называют «алмазной пылью». Затем из шестиугольника «вытягиваются» «руки» снежинки по мере того, как на них оседают молекулы воды.
Влажная и теплая погода может породить бесконечное количество форм снежинок, однако в редких случаях последовательность оседания молекул воды может совпасть и внешняя форма двух снежинок будет идентична. Однако и в этих снежинках некоторые молекулы воды будут различаться.В других условиях шестигранники растут преимущественно в направлениях, перпендикулярных к их оси, и тогда образуются снежинки в виде шестиугольных пластинок или шестиугольных звездочек. К падающей снежинке может примерзнуть капелька воды – в результате образуются снежинки неправильной формы.
Историк кристаллографии И. И. Шафрановский говорил о работе Кеплера: «Изобилие глубочайших идей, широта подхода при рассмотрении причин образования снежинок, замечательные геометрические обобщения, смелость и остроумие высказанных гипотез поражают и сейчас».
Изучение природы и формы снежинок- лишь маленький штрих в богатой научной деятельности великого учёного. Его настоящей страстью по праву была астрономия.
Интерес к этой науке у Кеплера появился ещё в детстве, под впечатлением увиденной в 1577 году яркой кометы и от наблюдения лунного затмения в 1580 году. Эпоха, когда родился Иоганн Кеплер, а это был конец 16-го века - это время ожесточенного спора между геоцентрической Птолемеевой моделью и гелиоцентрической моделью мироздания Коперника.
Возможность всецело заняться любимой астрономией открылась для Кеплера в 1600 г., когда приехавший в Прагу знаменитый датский астроном-наблюдатель Тихо Браге предложил ему работу в качестве своего помощника. Работая с материалами долголетних астрономических наблюдений Браге, Кеплер сделал замечательное открытие: он вывел законы движения планет, ставшие основой теоретической астрономии. Поэтому ученые последующих поколений, оценившие значение трудов Кеплера, назвали его «законодателем неба».
Это интересно!
Первый закон Кеплера доказывает эллиптическое движение планет. Солнце находится не в центре эллипса, а в особой точке, называемой фокусом. Из этого следует, что расстояние планеты от Солнца не всегда одинаковое.
Второй закон Кеплера утверждает, что скорость, с которой движется планета вокруг Солнца, также не всегда одинакова: подходя ближе к Солнцу, планета движется быстрее, а отходя дальше от него - медленнее.
Третий закон Кеплера выявляет строгую зависимость между временем обращения планет и их расстоянием от Солнца. Квадраты периодов обращения любых двух планет относятся между собой как кубы их средних расстояний от Солнца.
Кеплер занимался не только исследованием обращения планет, он интересовался и другими вопросами астрономии. Его внимание особенно привлекали кометы. Подметив, что хвосты комет всегда обращены в сторону от Солнца, Кеплер высказал догадку, что хвосты образуются под действием солнечных лучей. В то время ничего еще не было известно о природе солнечного излучения и строении комет. Только во второй половине XIX в. и в XX в. было установлено, что образование хвостов комет действительно связано с излучением Солнца.
Бытует мнение, что гениальные люди гениальны во всём. Иоганн Кеплер тому яркое подтверждение. Его научные достижения в астрономии, математике, физике, оптике внесли огромный вклад в развитие человеческого знания. Его идеи живут в веках, а его небольшая работа о снежинках до сих пор поражает точностью научных обобщений и дарит новогоднее настроение!
Коллекция «Стекло» начала собираться в 1949 г., когда Брянский областной краеведческий музей заново создавался после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В собрании насчитывается сейчас 2124 предметов. Коллекция состоит из подколлекций: стекло – 1926 предметов, фарфор – 161 предмет, керамика – 37 предметов.
Самый старый предмет в музейной коллекции – керосиновая лампа в стиле ампир 1-й половины XIX века, возможно, изготовленная в России. Лампа долгое время находилась в семье известного русского поэта, дипломата, уроженца села Овстуг Фёдора Ивановича Тютчева.
Интересным предметом в коллекции является чернильный прибор из фаянса, датируемый XIX веком. Он выполнен в виде затейливо украшенной раковины, в которую вставляются две емкости: чернильница и песочница. Песочница – это прибор для посыпания чернильного текста мелкозернистым песком. Его использовали до появления промокательной бумаги, называемой в народе «промокашкой». Эпизод с подобным действием можно наблюдать в фильме Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где дьяк Феофан со словами «Подпиши, великий государь!» подаёт царю-Бунше приказ «выбить крымского хана с Изюмского шляха».
Еще одним примечательным экспонатом является сувенирная фаянсовая кружка в честь коронации Николая II, изготовленная на одном из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи – заводе им. Матвея Сидоровича Кузнецова. Именно такая кружка стала участником событий, получивших в курсе истории название «Давка на Ходынском поле». Ранним утром 18 (30) мая 1896 года, в дни торжеств по случаю коронации императора Николая II, на окраине Москвы случилась давка при раздаче подарочных наборов – кружек с царским вензелем, саек, колбасы (полфунта – примерно 200 грамм), вяземского пряника и мешка сладостей (карамель, орехи, леденцы, чернослив), а также жетонов с памятной надписью. Погибло около 2000 человек.
В коллекции «Стекло» также можно увидеть флакон с сохранившимся одеколоном, произведенным в СССР в начале 1940-х годов. Флакон был найден в 1996 г. в Суземском районе: он пролежал с жидкостью в земле более 50 лет со времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и до сих пор сохраняет аромат.
В собрании музея особого внимания заслуживает аптечная посуда конца XIX века. Главное назначение аптечной посуды − защищать лекарственные вещества от влияния воздуха, влаги и света. В основном используется посуда из бесцветного стекла, а для светочувствительных лекарственных веществ − из тёмно-синего или оранжевого стекла. Взяв в руки всего лишь стеклянный пузырек, можно узнать историю не только аптекарского дела, но и медицины, стекольных заводов России. В коллекции музея можно найти такие предметы, как емкости для хранения мазей и порошков, флаконы возможных форм и размеров.
Немало в коллекции изделий, изготовленных на знаменитой Дятьковской хрустальной фабрике. Например, подсвечник конца XIX – начала XX в., принадлежавший семье начальника Брянского арсенала генерал-майора Анатолия Николаевича Лукашова (1857–1917).
А. Н. Лукашев родился в Орловской губернии в семье потомственных дворян, был участником Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. После окончания военной компании он направил свои усилия на работу в области технического совершенствования отечественной артиллерии.
В 1886 г. Анатолий Николаевич поступает на Брянский арсенал на должность помощника начальника кузнечной мастерской. Карьера складывалась успешно, и в 1896 г. А. Н. Лукашов временно исполнял обязанности помощника начальника Брянского арсенала по технической части.
Во время Первой мировой войны, в связи с отъездом начальника Брянского арсенала С. Н. Ванкова, исполняющим обязанности начальника арсенала назначают А. Н. Лукашова.
Важное место в коллекции занимают изделия мастеров Дятьковского хрустального завода: Евграфа Сергеевича Шувалова, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина; заслуженных художников России Виктора Иосифовича Котова, Михаила Михайловича Кизлова, Евгении Ивановны Вольновой, Зинаиды Федоровны Чумаковой, Ивана Васильевича Мачнева; художников Анны Александровны Липской, Антонины Яковлевны Степановой; мастера-художника Елены Николаевны Булимовой и других. Среди шедевров Дятьковского хрустального завода – ваза «Стройки коммунизма» высотой около одного метра, состоящая из четырех частей.
Украшением коллекции являются изделия из фарфора 2-й половины XIX века, изготовленные на первой российской частной фарфоровой фабрике в подмосковном поселке Вербилки, принадлежавшей Францу Яковлевичу Гарднеру: фигурные композиции «Дети с кошкой» и «Пьяный крестьянин».
В коллекции также представлены образцы стекла и фарфорово-фаянсовых изделий иностранного производства, которые блистают своими неповторимыми декорами и росписями: например, ваза мейсенского фарфора (конец XIX века).
Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году. На фабрике использовали разнообразную палитру красок, состоящую из шестнадцати цветов. Краски для фарфора смешивали вручную в соответствии с рецептом, который на мануфактуре Мейсен хранился в секрете. В моду вошли изделия с обилием золотых декоров, сочетанием позолоты с росписью.
С середины XIX века формы изделий мануфактуры Мейсен были заново переработаны под руководством директора Эрнста Августа Лейтерица. В этот период создаются роскошные вазы, сосуды, лампы. В росписи изделий начинают преобладать пышные цветочные мотивы. К этому периоду относится и ваза из коллекции музея.
Особым спросом фарфор Мейсен пользовался в России. Фарфоровые вазы в XIX веке были неотъемлемыми атрибутами интерьера гостиных, кабинетов, приемных и отражали эстетику и вкусы своего времени.
В коллекции «Стекло» также представлена длинная курительная трубка – чубук (Германия, XIX век). Чубуком называли как саму трубку, так и ее часть – полый деревянный стержень, на который насаживается курительная трубка и через который курящий втягивает дым табака. К середине XIX в. чубук стал атрибутом «домашнего философа», человека, отказавшегося от бурной жизни. Мы находим упоминание о нем в литературных произведениях, ставших хрестоматийными: «Манилов выронит тут же чубук с трубкою на пол» (Н.В. Гоголь, «Мертвые души»), «Чубук в устах его потух» (А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан»), «В устах его едва дымится узорный бисерный чубук» (М.Ю. Лермонтов, «Тамбовская казначейша»).
Чубуки изготавливали из самых разнообразных материалов. Трубка из коллекции музея создана из фарфора, дерева, янтаря и слоновой кости. На ней изображена цветная миниатюра, представляющая сценку из мещанской жизни.
Посещая любой город всегда интересно побывать в его историческом центре, узнать и насладиться пейзажем, который видели люди, основывая город. В данном виртуальном очерке мы предлагаем Вам познакомиться с историческим центром Брянска – Покровской горой, узнать её историю и насладиться архитектурной композицией.
Брянск — это город, который стоит на восьми горах, а самая высокая из них это Покровская. С неё открывается завораживающий вид на деснянские просторы. Именно здесь в X веке появилась деревянная крепость – Брянский кремль, а чуть позднее сюда был перенесен центр города с Чашиного кургана.
В XIII веке крепость, стоявшая на непреступной горе и окруженная дремучем лесом, защищала жителей города от монголо-татар. Среди своих разрушенных в то время соседей Брянск процветал.
В XVIII веке крепость потеряла свое стратегическое строение и её стены были разрушены. Несмотря на то, что сейчас от самой крепости в городе осталась лишь небольшая улочка, но каждое здание на ней – памятник!
Покровский собор
Покровский собор.
Самым древним каменным строением Брянска считается Покровский собор. Изначально это была деревянная постройка, которая множество раз страдала от пожаров, поэтому в 1626 году здание храма было выстроено из камня. В последствии здание неоднократно перестраивалось. В 20 веке с приходом к власти партии большевиков, собор закрыли. Купола заменили обычной крышей, колокольня была разрушена, а само здание использовали как архивохранилище. В 70-х годах здание было отреставрировано, а Православной церкви здание вернулось уже в конце века.
Архивохранилище в здании Покровского собора. 1962 г. Источник фото: сообщество «ВКонтакте» «Брянск глазами разных поколений»
Покровский собор 1980-е г. Источник фото: сообщество «ВКонтакте» «Брянск глазами разных поколений»
Горно – Никольская церковь
Горно-Никольская церковь
При въезде в старый брянский кремль путешественников встречала церковь Горного Николы, которая была построена из дерева. На ней стоял вечевой колокол, который сообщал о начале народного вече. Это был центр древнего города.
В 1751 году деревянное здание церкви было заменено каменным, которое мы можем увидеть и сегодня. Это не просто исторический памятник Брянска, здание церкви имеет и колоссальное культурное значение. По мнению многих исследователей это один из лучших памятников города Брянска, выполненный в стиле барокко с более поздней классической колокольней.
После октябрьского переворота храм был закрыт. В 1964 году разобраны шатры здания, сделан ряд пристроек и заложены проемы колокольни. В 1971-1982 годах церковь реставрировалась архитекторами Э. М. Кодисовым и Л. П. Бестужевым. В 1993 году был воссоздан Православный приход, однако здание храма приходу передали только 3 декабря 1999 года.
Горно-Никольская церковь. 1912г. Источник фото сообщество «ВКонтакте» «Брянск глазами разных поколений»
Дом генерал-директора Брянского Арсенала
Дом генерал-директора Брянского Арсенала. Источник фото: сообщество, посвященное К. Г. Паустовскому
Напротив Покровского собора стоит здание, которое на первый взгляд может показаться весьма непримечательным. Однако оно было домом для выдающихся людей своего времени – генерала и офицеров завода Арсенал. Несколько лет здесь жил знаменитый русский писатель К. Г. Паустовский, который запечатлел пейзажи Покровской горы в своем произведении «Повесть о жизни».
Здание представляет собой яркий пример брянского классицизма. Декор фасада сдержан и прост. Единственным выбивается из общего архитектурного ансамбля резное деревянное крыльцо, которому более 100 лет. Удивительная комбинация строгих линий раннего классицизма и пестрых резных фигур на каждого произведет неизгладимое впечатление.
Казарма Дорогобужского полка
Казарма Дорогобужского полка. Источник фото народный каталог православной архитектуры «Соборы.ру» Автор фотографии: Игорь Герасимов
Рядом с домом генерал-директора Брянского Арсенала стоит ещё одно здание раннего классицизма – казармы Дорогобужского полка. Несмотря на то, что здание неоднократно перестраивалось, в нем сохранилось очарование раннего классицизма, которое ощущается до сих пор. Стилевая общность этих двух памятников создает небольшой, но колоритный ансамбль, подчиненный Покровскому собору.
В настоящее время здание передано церкви. В нем располагается епархиальное управление, а также домовая церковь Похвалы Божией Матери.
Дом-особняк купца Авраамова
Дом-особняк Авраамова. Источник фото: сообщества 1000 храмов Брянщины
На склоне Петровской горы, ниже Горне-Никольской церкви, стоит особняк лесопромышленника Авраамова, построенный во второй половине 19 века. Это необыкновенной красоты здание выполнено в духе подражания готике и выделяется на фоне архитектурного пейзажа Покровской горы.
Неоднократно это здание перестраивалось. В 1918-1919 годах здесь размещался городской Совет рабочих и солдатских депутатов, которым руководил видный брянский революционер И. И. Фокин. В годы советской власти в нем располагались в разное время дом матери и ребенка, детские ясли. В годы Великой Отечественной войны здание было полностью разрушено и восстановлено в 1948 году. Ныне дом Авраамовых - резиденция митрополита Брянского и Севского.
Дом купца Авраамова 1940 г. Источник фото сообщество «ВКонтакте» «Брянск глазами разных поколений»
Памятник 1000-летию Брянска
Источник фото: https://rvland.ru
Покровская гора - историческое место города, но несмотря на наполненность этого места историческими постройками, здесь можно встретить и современные памятники. Одним из них является памятник 1000-летию Брянска, открытый в 1985 году. Высоко взметнулась двадцатиметровая трехгранная стилизованная башня, облицованная светлым известняком. Скульптурные фигуры участников забастовки с флагом в руках, советского воина, рабочего символизируют революционную, боевую и трудовую славу города над Десной. Композицию венчает динамичная и величественная фигура Родины-матери.
Памятник воину Пересвету и сказителю Бояну
Памятник воину Пересвету и гусляру Бояну.
Рядом с белоснежной трехгранной башней – памятником 1000-летию Брянска, стоит ещё один памятник, установленный уже в современности – памятник воину Пересвету и сказителю Бояну. Стоит постамент у склона горы - на боевом коне уроженец Брянщины, герой Куликовской битвы богатырь Александр Пересвет. Русский монах-воин Александр Пересвет в начале битвы сразился с самым сильным татарским богатырем Челубеем. По древней легенде, этот русский воин был из Брянска. Рядом с ним восседает гусляр Баян, который тоже некогда был жителем этих мест. Именно он своими песнями поднимал боевой дух ратным воинам перед боем.
Оба героя композиции смотрят с Покровской горы на открывающийся пейзаж, рядом с ними смотровая площадка. Вокруг облагороженный сквер с уютными скамейками.
Вид на покровскую гору во время разлива. Открытка начало XX века. Источник фото: сообщество «ВКонтакте» «Брянск глазами разных поколений»
Покровская гора – популярное место не только у гостей Брянщины, но и у местных жителей. Сочетание разных эпох и архитектурных стилей, а также живописный вид на реку Десна и на набережную города западают в души людей на долгое время.
Источники:
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область
- Сообщество «ВКонтакте» «Брянск глазами разных поколений» https://vk.com/bgrp32
- Сообщество «ВКонтакте» «Тысяча храмов Брянщины» https://vk.com/hram32
- Сообщество «ВКонтакте», посвященное К. Г. Паустовскому https://vk.com/doktor_paust
- Электронное периодическое издание «Храмы России» http://temples.ru
- Народный каталог православной архитектуры «Соборы.ру» https://sobory.ru/
Новый год в Советском Союзе не переставали отмечать даже в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и на фронте и на оккупированных территориях. В условиях возможности внезапной смерти, его встреча была символом мирной жизни, к которой мечтали как можно скорее вернуться фронтовики и труженики тыла.
В дни борьбы за свободу своей Родины отважные партизаны находили время и возможности для празднования Нового года, поддерживали товарищей, поздравляя с праздником. В военное время был организован выпуск новогодних плакатов, открыток и самодельной партизанской прессы – боевых листков.
Во время Великой Отечественной войны Новый год твёрдо держал свои позиции. Его праздновали и на фронтах, и в глубоком тылу, и на оккупированных территориях. Государство всячески пыталось поддерживать настрой граждан в сложные военные годы. Поэтому многие журналы и газеты к новому году публиковали на своих страницах праздничные плакаты. В них воспевается храбрость защитников отечества, дается надежда на то, что грядущий год станет победным и в карикатурной форме высмеивается враг.
«Чокнемся!» Художник Л. Самойлов. Ленинград, СССР. Государственное издательство «Искусство». 1943 год.
Плакат «С Новым годом! С грядущей победой!» Художники М.А. Гордон, А.Г. Петрова, Л.Н. Орехова. М.; Л. Государственное издательство «Искусство»
«Год приходит сорок пятый — суд и смерь врагам проклятым!» Художник И. Поликарпова Читинские «Окна ТАСС», Чита, СССР. 1944 год.
Плакат-обложка. Журнал «Смена» №397-398. Художник Ираклий Тоидзе. Издательство «Правда» 1943 г.
Каждый декабрь защитники родины и те, кто ждал их дома, готовились к встрече Нового года. Этот праздник в годы войны стал символом мирной жизни, к которой каждый мечтал вернуться как можно скорее, внушал надежду, что в новом году враг будет разбит.
В один из самых тяжелых периодов – в самый разгар битвы под Москвой в октябре – ноябре 1941 года издательство «Искусство» выпустило новогодние поздравительные почтовые карточки.
В них традиционная новогодняя тематика сочеталась с боевой, а ведущие художники обличали и высмеивали врага. Среди изображений можно встретить даже Деда Мороза, изгоняющего фашистов.
Почтальон. Москва, Издательство Искусство, 1941. Из фондов Музея современной истории России
Летчики. Москва, Издательство Искусство, 1941. На обороте типографская надпись "Боевой новогодний привет с фронта!" Из фондов Музея современной истории России
В 1942-1944 годах выпуск в новогодних открытках продолжает главенствовать военная тема. Этот праздник остается для людей символом надежды на мирное будущее. Помимо рисунков и карикатур в открытках начинают использоваться фотографии, сделанные на фронте, рассказывающие о подвигах красноармейцев, партизан и тружеников тыла.
Из фондов Музея современной истории России
Из фондов Музея современной истории России
В разведке. Фото С. Гурарин. Типография Искра Революции 1942г
1945. Из фондов Музея современной истории России
Боевой листок это – агитационное и, как правило, рукописное издание, похожее на стенгазету. Впервые боевые листки начали использовать во время боевых действий у озера Хасан в 1938 г., где прошла серия столкновений между Японской императорской армией и РККА. Широкое распространение получили во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В боевых листках солдаты и партизаны рассказывали о героических подвигах своих товарищей, выражали патриотические чувства, призывали к разгрому немецко-фашистских захватчиков. Боевые листки выпускались даже в период напряжённых боев и обычно передавались по цепи. Создавались они местными умельцами – редакторами, которые придумывали текст, писали его от руки и часто оформляли рисунками.
Партизаны ощущали дефицит чистой и качественной бумаги, поэтому большая часть, дошедших до нашего времени боевых листков, создавалась на листах из старых тетрадей или фрагментах обоев. Такая партизанская пресса была очень важным элементом в поддержке боевого духа партизан в лесах.
Первые партизанские соединения сформировались на территории Брянской области ещё в августе 1941 года. После оккупации края нацистами, жизнь партизан и подпольщиков превратилась в постоянную борьбу на выживание. В целях поддержки товарищей и начался выпуск боевых листков.
В коллекции Брянского краеведческого музея хранятся боевые листки партизанского отряда имени А.И. Виноградова. Их тематика разнообразна: в условиях активной борьбы с нацистами публиковались напоминания о том, что необходимо беречь снаряды, весной – о том, что нужно готовить новую обувь и одежду.
Боевые листки – крайне интересный источник по изучению жизни партизанских отрядов. Сегодня мы бы хотели познакомить Вас с тем, как эти героические люди встречали зиму и праздновали Новый год.
С наступлением холодов боевые листки информировали о правилах жизни и борьбы в этот период.
Боевой листок партизанского отряда имени А.И. Виноградова. Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
«Наступил зимний период, когда наша работа перешла на зимнюю квартиру т. е. в землянку, именно в зимних условиях сейчас должна быть перестроена вся работа отряда, как боевая, так и хозяйственная, нисколько не снижая темпов работы, а наоборот надо будет принять все меры, чтобы в зимних условиях нанести врагу наибольший урон как в технике, так и в живой силе…»
Даже в рассказах о боевых операциях отряда редакторы пытались показать каждому читающему, что их борьба важна и сдаться невозможно.
Боевой листок партизанского отряда имени А.И. Виноградова. Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
«Как и в каждом деле надо широко применять рационализаторские мысли. Надо помнить всегда, что нет такого положения, чтобы мы, партизаны, не нашли выхода в трудный момент. Он всегда может быть найден, тем более когда этим делом будут заняты мысли наших рационализаторов именно сила и мысль коллектива всегда решают успех дела.»
В новогодних боевых листках подводился итог прошедшему году, давалась статистика проведенных операций, подорванных эшелонов, уничтоженных врагов, рассказывались новости с фронтов, где разворачивались жесточайшие битвы, ставились цели на грядущий год.
Так выглядели боевые листки, выпущенные к наступлению 1943 года
Боевой листок партизанского отряда имени А.И. Виноградова. Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
Боевой листок партизанского отряда имени А.И. Виноградова. Из фондов Брянского государственного краеведческого музея
«Наступает новый 1943 г. Наша страна встречает этот год в обстановке жестокой борьбы с немецким фашизмом. Красная Армия, руководимая гениальным стратегом т. Сталиным, ознаменовала встречу нового года нанесением мощного удара по немецким войскам в районе Сталинграда, на центральном фронте, в районе среднего течения Дона и на Северном Кавказе. Сила сокрушительных ударов в 1943 г. Будет ещё более сокрушительнее по немецко-фашистским ордам, чем они были в 1942 г. Враг ещё узнает всю силу и мощь Красной Армии. В 1942 г наша страна переживала трудный период, в тот момент, когда враг угрожал жизненным центрам страны. Все силы были мобилизованы на борьбу с врагами. Партизанские отряды находясь в глубоком тылу врага приняли все меры к тому, чтобы как можно больше разрушить ж. дороги, спустить под откос вражеские эшелоны с живой силой и техникой врага, подрывать автомашины и т.д… Во вновь наступающем 1943 г. мы партизаны должны будем усиливать свою работу по разгрому врага 1943 г. должен быть годом окончательного разгрома немецких войск и изгнания их с нашей советской земли.»
«Вся союзная и невсоюзная молодежи в 1943 г. должна ещё больше нанести ущерба врагу.»
Конечно, помимо новых правил и распорядков партизаны нуждались в поддержке. Специально для поддержания боевого духа бойцов в боевых листках публиковались небольшие статьи ободряющего характера и отрывки из писем от родных.
«Я получила письмо от родных, где они поздравляют меня и всех моих боевых товарищей с новым наступающим годом, просят нас, чтобы мы ещё больше громили германских мозгоедов, как можно скорее вместе с Красной Армией прогнали эту вонючую чуму с нашей земли.»
Надеемся, что в конце этого непростого года, это маленькое путешествие в атмосферу Нового года в партизанском отряде было для Вас интересным и познавательным.
Источники:
Сообщество «ВКонтакте» «Агит-история | Agit-History» (https://vk.com/aghistory)
Официальный сайт журнала «Смена» https://smena-online.ru
Фонды Государственного центрального музея современной истории России, их официальное сообщество «ВКонтакте» : https://vk.com/sovr.history
Праздник Нового года в России на протяжении всей её долгой истории не был постоянным, он претерпевал значительные изменения. Каждая веха отечественной истории наложила на Новый год свой отпечаток, внося новые традиции. Наиболее заметные изменения он претерпел в период петровских преобразований.
Праздник Нового года в России существовал ещё с крещения Руси, он назывался Новолетием и имел мало общего со знакомым нам зимним праздником. Начинался новый год 1 сентября и совпадал с церковным праздником – днём Симеона Столпника. О новом годе узнавали в полночь не с боем курантов, а со звоном церковного колокола.
Последний раз официально Новолетие отмечалось 1 сентября 1699 г., а в декабре того же года указом Петра I были изменены и дата начала нового года, и порядок летоисчисления, которое стали вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова. С этого времени празднование Новолетия строго воспрещалось.
«Царь Пётр I». Жан-Марк Натье. 1717 г. Государственный Эрмитаж.
Первый январский Новый год праздновался целую неделю с широким размахом, присущим петровской эпохе. Сам царь первый пустил ракету, которая, «огненной змейкой извиваясь в воздухе», возвестила народу наступление Нового года.
Указ Петра I и последовавшие за ним изменения были важной страницей в истории праздника. В СССР были выпущены серии открыток, посвященных этому событию.
Новогодняя открытка с изображением Петра Великого. 1970-1980-е гг.
Новогодняя открытка с изображением Петра Великого. 1970-1980-е гг.
Один из главных предметов, с которым ассоциируется у нас Новый год сегодня – ёлка, в то время была лишь формальностью. Она изредка, как одно из хвойных деревьев, использовалась в украшении, но не внутри дома, а снаружи – на воротах, крышах трактиров, на улицах и дорогах.
Новый год не стал устоявшимся светским праздником, несмотря на усилия царских особ. Помимо Петра I, празднование Нового года пытались популяризировать Императрицы Елизавета и Екатерина. Они проводили новогодние балы-маскарады.
Графический лист "Фейерверк и иллюминация 1 января 1749 года в Москве". Соколов И.А. 1985 г.
Население страны пусть и не отмечало Новолетие в сентябре, теперь внимание народа было устремлено к другому, религиозному празднику – Рождеству. Оно праздновалось 7 января (по юлианскому календарю). А Новый год для народа стал одной из составляющих более важного события – Святок, которые начинались с Рождества и заканчивались Крещением.
«Святочное гадание. Гадание с зеркалом». Журнал «Нива». №52, 25 декабря 1899 г.
«Святочное гадание. Плетение мерёжек». Журнал «Нива». №52, 25 декабря 1899 г.
Праздничная ёлка в том виде, к которому мы привыкли сегодня, появляется в XIX столетии. Однако тогда это было не новогоднее, а рождественское дерево. Традиция украшать ёлку проникает к нам из Германии, благодаря немцам, приезжавшим в Петербург с самого его основания. Обосновавшись в Северной столице, они продолжали чтить свои традиции празднования Рождества.
«Рождественское дерево». Автор неизвестен. 1892 г.
Первая рождественская ёлка в России была устроена императрицей Александрой Фёдоровной, которая тоже являлась немкой, в 1832 году, после чего, по примеру царской семьи, её стали устанавливать в знатных столичных домах.
В газете «Северная пчела» в 1841 году появляется объяснение входящего в моду обычая:
«Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова: Weihnachtsbaum. Деревцо, освещённое фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…»
«Рождественская ёлка в Аничковом дворце». А.Ф. Чернышев. 1848 г.
А уже к концу 1840-х гг. «рождественское дерево» становится в столице хорошо знакомым и привычным.
Значительную роль в распространении традиции устанавливать ёлки сыграло то, что в Петербурге стали продавать не только «голые» деревья, но и украшенные с висящими на них игрушками и съедобными предметами: яблоками, орехами, пряниками и многим другим.
Часто ёлки освещались свечами, но со временем стало казаться, что этого недостаточно. Возникало желание видеть дерево как можно более блестящим и сверкающим, потому его начали обвешивать мишурой, блёстками и разнообразными блестящими вещицами, которые под светом свечей делали праздничное дерево более ярким и сияющим. Производством различных украшений: гирлянд, цепей, мишуры, блёсток занимались специальные артели по изготовлению ёлочных украшений. Они начали появляться уже в середине XIX века.
Предназначавшаяся детям и служившая символом Рождества ёлка должна была и висящими на ней игрушками вызывать в их сознании евангельский сюжет. Поэтому на дереве появляются звёзды рождественской ночи, лежащий в яслях младенец Иисус, ослики, ягнята и другие животные, находившиеся, согласно легенде, в хлеву, где родился Христос, а также ангелочки, напоминавшие об ангеле, возвестившем волхвам и пастухам о рождении Спасителя. В начале XX века количество ёлочных игрушек и их разнообразие только росло.
Помимо яблок на ёлку стали вешать и другие плоды: цитрусовые (в первую очередь — мандарины), орехи (ставшие непременным украшением ёлки), груши, виноград. Так же ёлку украшали кондитерскими изделиями (фигурными пряниками и печеньем), конфетами. Сама ёлка, украшенная множеством предметов, представлялась детям посланницей с дарами от Иисуса.
Но она хранила в себе опасности, ведь все висящие на ней съедобные предметы кондитеры покрывали специальной блестящей, но опасной краской с ядовитыми веществами. Дети, которые срывали с ёлки эти сласти, могли отравиться.
С появлением электричества в некоторых обеспеченных домах вместо свечей на ёлку стали вешать электрические гирлянды. В 1872 году электрическое освещение впервые было использовано на празднике ёлки в зале Дворянского собрания в Петербурге. Мода на освещение домашних ёлок электрическими лампочками возникла в конце XIX века. Впоследствии такое украшение стало более мобильным и компактным, и знакомо нам в привычных светящихся гирляндах.
К концу XIX века ёлка становится известным и вполне естественным явлением в столице. В провинции рождественское дерево завоевывало свое место в праздновании многим медленнее.
Крестьяне средств на ёлку не имели, однако, крестьянские дети довольно часто присутствовали на усадебных ёлках. В своем очерке 1881 года «Елка» А. С. Путянина рассказывает, что мальчику и девочке, проводящим зиму в поместье, родители устраивают рождественскую ёлку, на которую приглашают и крестьянских ребятишек.
Первая публичная ёлка была устроена в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале, возведённом в 1823 году в Екатерингофском загородном саду, который предназначался для народных гуляний.Москва не отставала от невской столицы: с начала 1850-х годов праздники ёлки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными.
Городская беднота, крестьянство и православная церковь не приняли ёлку в то время. Для части из них она оставалась недоступной, так как была дорогой, для крестьян она оставалась «барской забавой», а церковь препятствовала распространению традиции ставить и украшать ёлку.
Когда со второй половины XIX века в некоторых помещичьих усадьбах на праздник ёлки стали приглашать крестьянских ребятишек, то и они получали подарки. Дарили подарки и на ёлках в учебных и воспитательных заведениях. Они покупались на пожертвованные деньги или же на средства самих устроителей.
В конце XIX столетия появились рождественские открытки. Обычно их отправляли немалому количеству человек, причём не только тем, кто живёт далеко, а даже тем, с кем жили в одном городе. В открытках поздравляли сразу с Рождеством и Новым годом.
Рождественские и новогодние открытки. Конец XIX – начало XX в.
Праздник Рождества был популярен, праздновался всеми, и отмечался даже в тяжёлых условиях. Во время Первой Мировой войны, в 1915 году «Нива» поместила фотографию с подписью «Рождество на позициях», на которой русские солдаты встречают Рождество в землянке, где с потолка свешивается еловое деревцо. К фотографии даётся объяснение: «За ветхостью пола ёлка подвешена к потолку».
«Рождество на позициях». Журнал «Нива». №51, 19 декабря 1915 г.
В конце 1917 года «комиссары из Смольного» ещё не думали об отмене Рождества, однако уже 16 ноября, через три недели после октябрьского переворота, на обсуждение советского правительства был поставлен вопрос о календарной реформе, что, видимо, и явилось причиной для возникновения слухов об отмене Рождества. В результате реформы русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год — с 1 января на 14-е.
Что будет с праздником и ёлкой после вхождения календарной реформы в жизнь, было непонятно. Первые годы после Революции власть сохраняла нейтрально-благосклонное отношение к празднованию Рождества. Перемены стали ощутимы уже к концу 1924 года, когда «Красная газета» с удовлетворением сообщила: «…в этом году заметно, что рождественские предрассудки — почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок — мало становится бессознательных людей»
Начиная с 1925 года, со стороны государства началось сопротивление религиозным праздникам, результатом которого стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем.
Однако отсутствие зимнего праздника продлилось недолго. На исходе 1935 года неожиданно в «Правде» появляется небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышевым: «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!».
Автор предлагает «положить конец» «этому неправильному осуждению ёлки» и призывает комсомольцев и пионер-работников в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей: «В школах, детских домах, в дворцах пионеров… — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы … должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины».
Письмо П.П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку! ». Газета «Правда» 28 декабря 1935 г.
Так, в течение четырёх дней в приказном порядке был «положен конец неправильному осуждению ёлки». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране»
Ежегодно на зимних каникулах в Большом Кремлёвском дворце и в Доме Союзов устраивались ёлки для учащихся московских школ, которые проходили ежедневно вплоть до 10 января. Такие ёлки «обслуживали» по две тысячи детей в день. Всем участникам празднества вручались подарки.
Приглашение на новогоднюю ёлку в Колонный зал Дома Союзов. 1951 г.
Как и раньше, праздничные деревья стали украшаться ёлочными игрушками. Игрушки делались из стекла, ваты, картона и даже папье-маше. Целый ряд предприятий начали выпускать игрушки картонажи, которые в ассортименте советских ёлочных украшений заняли одно из первых мест. Из картона штамповались животные, птицы, рыбы, звёзды, автомобили, дирижабли, аэропланы и т.д., склеивались две половинки с петелькой наверху, оклеивались серебряной бумагой и пускались в продажу.
Игрушки ёлочные. Картон. 1950-е гг.
Кроме того, для украшения ёлки и праздничных помещений использовались флажки.
Флажки бумажные новогодние. 1950-1970-е гг.
В советское время даже ёлочные украшения использовались с пропагандистскими целями: производство игрушек с советской символикой, отражающих самые разнообразные достижения социалистического общества, было обычным делом. Даже Вифлеемская звезда на ёлке была заменена красной пятиконечной. Наряду с советской символикой, выпускались ёлочные игрушки и весьма обычных тематик: хорошо знакомые каждому блестящие шары, шишки, мультипликационные и сказочные герои, снежинки, фрукты и многое другое.
Игрушки ёлочные.
Во время войны, несмотря на голод и труднейшие условия эвакуационного быта, женщины при маломальской возможности старались устроить ёлку для своих детей. Она, принося радость и детям, и взрослым, становилась символом мирной жизни и напоминанием о ней.
Даже партизаны, находясь далеко от родного дома, в глухих лесах не забывали про этот праздник. По возможности они украшали свое жилище-землянку, и поздравляли друг друга в самодельных стенгазетах – боевых листках.
Боевой листок партизанского отряда им. А.И. Виноградова. 1942 г.
В послевоенные годы вошло в традицию поздравление советского народа с Новым годом от имени руководства государства по радио, а затем и телевидению. Передавалось оно в последние минуты старого года, когда все уже сидели за праздничными столами, и завершалось боем кремлевских курантов, возвещавших о наступлении Нового года.
Продолжается, начатая ещё в императорской России традиция поздравлять родных и близких через специальные открытки. С развитием коммуникации в стране и с тем, как сами открытки становятся доступнее для обывателя, мы можем увидеть и развитие самого искусства создания открыток. Главными героями сюжетов, изображенных на этих посланиях, становились сказочные звери, Дед Мороз, Снегурочка, мультипликационные персонажи, настоящие люди, зимние пейзажи и многое другое. Разнообразие советских открыток по-настоящему поражает.
Новогодние открытки. 1970-1980-е гг.
В настоящее время мы переняли традиции празднования Нового года из СССР. Возрождается традиция празднования православного Рождества в России. Однако Новый год все ещё остается важнейшим праздником для нашего народа. Благодаря развитию науки и техники, появляются новые способы украшения елки и помещений: электрические гирлянды, разнообразные виды «дождиков», мишура, ёлочные игрушки.
Таковы основные вехи развития этого важного для нашей страны праздника. Как мы успели проследить, во все, даже самые трудные военные годы, люди старались выделить этот день небольшим празднеством. Всё это сделало Новый Год таким, каким мы его сейчас знаем и любим – семейным праздником с ёлкой, украшениями и атмосферой уюта.