Икона «Святая Мария, Святой Георгий, Святой Николай, Святой Александр Невский»
В функции Брянского государственного краеведческого музея входит не только хранение исторических экспонатов, но и восстановление их первоначального исторического облика. Нередко бывает и так, что предмет попал на хранение в аварийном состоянии. Это большая проблема, ведь экспонат может необратимо потерять часть своих свойств, внешний вид или вовсе исчезнуть. Для работы с такими предметами музей привлекает квалифицированных реставраторов.
Перед вами как раз уникальный экспонат, прошедший реставрационный цикл — «Святая Мария, Святой Георгий, Святой Николай, Святой Александр Невский». Икона создавалась в связи со спасением императорской семьи после событий железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 года и написана немного позднее данных событий.
Такие предметы заказывались для многих храмов Российской империи. Данный образец не исключение, он написан неизвестным художником и заказан городом для одного из храмов Брянска. Это подтверждается подписью на нижнем поле иконы: «Киот и икона сооружены городом в память чудного избавления царской семьи от угрожающей опасности 17 октября 1888 г. на железнодорожной станции Борки, причем Думой постановлено ежегодно 17 октября в управе служить государственный молебен».
Происшествие произошло, когда семья царя возвращалась поездом по железной дороге из Крыма в Санкт-Петербург. 17 октября 1888 года состав сошёл с рельс вместе с императорским вагоном на станции Борки под Харьковом. Царский вагон оказался полностью разрушенным. Причины события тщательно расследовались, не исключалась версия, что причина схода вагонов — теракт. Авария привела к значительному числу человеческих жертв, по чистой случайности едва не погибли: император Александра III, его жены и детей. Члены императорской семьи получили незначительные травмы. Такое событие стали трактовать как чудо, это и послужило причиной создания иконы.
Историческое значение иконы не только в том, что она отражает отдельное важное событие из жизни императорской семьи, но и в том, что члены этой семьи непосредственно связаны с Брянским краем: великий князь Георгий был владельцем Брасовского имения, а император Николай II в 1915 году посетил сам город Брянск.
На иконе представлены небесные защитники членов царской семьи: Св. Мария (покровительница Марии Федоровны – жены Александра III), Св. Георгий (покровитель Георгия Александровича), Св. Николай (покровитель будущего императора Николая II), Св. Александр Невский (небесный покровитель императора Александра III).
Икона изображена маслом в академической манере письма. Её основой послужили доски из хвойных пород дерева (вероятно сосны), с нанесённым на неё слоем левкаса (Левкас – это название грунта, представляющего собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла). Размер иконы 103 х 70 х 3 см.
Состояние иконы до реставрации (вид с лицевой стороны)
31 августа 1992 года икона была безвозмездно передана Брянскому краеведческому музею брянским коллекционером Черновым Алексеем Григорьевичем и пополнила научно-вспомогательный фонд коллекции «Иконопись».
Предмет требовал реставрации, так как в процессе бытования использовался в качестве двери или затвора на окнах, о чем говорят следы замочного отверстия на правой боковой стороне. Основа была деформирована, имелись сквозные трещины по стыку досок. Непосредственно сами доски коробились, на них появились сквозные трещины. Верхняя часть основания расходилась, нижняя часть в левом углу потеряла механическую прочность. Торцы оказались опиленными с мелкими трещинами. Левкас вздулся с изломами по верхнему гребню с лицевой стороны. Были потеряны крупные участки левкаса как в верхнем и нижнем поле, так и в центральной части иконы. Искажала колорит живописи и потемневшая олифа. Была стерта позолота на буквах под нимбами.
Было принято решение провести срочную реставрацию, так как существовал риск полной потери ценного с исторической точки зрения предмета.
Фотография художника – реставратора Решетнёва Ю. М. Наглядно показана степень повреждений иконы.
Программа реставрации заключала ряд последовательных этапов. Сначала реставратор укрепил левкас иконы. Затем законсервировал её основу: зафиксировал S-образной скобой, удалил бумажные обои с оборота иконы, ликвидировал поверхностные загрязнения с оборота, торца и на лицевой стороне иконы. После специальной подготовки поверхности наступила очередь подведения иконы реставрационным левкасом и тонировка. В последнюю очередь икона была покрыта реставрационным лаком.
Работа была выполнена профессиональным реставратором Юлией Сергеевной Решетневой — выпускницей Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова (факультет «Скульптуры и реставрации живописи»). Были укреплены левкас и красочный слой иконы, удалены поверхностные загрязнения и потемневшее лаковое покрытие, восполнены утраты древесины, выполнена тонировка и нанесено защитное лаковое покрытие. После вышеперечисленных процедур предмет стал соответствовать экспозиционным требованиям. Икона была выведена из аварийного состояния, а её облик был с максимально возможной точностью восстановлен. Реставрационные работы были закончены к концу 2020 года. С 2021 года данный памятник русского изобразительного искусства снова готов к экспонированию. Он принимает участие в тематических выставках и мероприятиях.