Н.А. Рославец. 1926 г.
Творческий мир Николая Рославца - яркое и самобытное явление в русской музыкальной культуре 1 пол. ХХ века, его музыка обладает особой силой воздействия, поражает своей оригинальностью и новизной.
Не случайно, современники оценивают его как "величину крупную и самобытную" (Н.Мясковский), а по словам Игоря Стравинского - Рославец "интереснейший русский композитор",
Николай Андреевич Рославец остается до сих пор загадочной и трагической личностью в истории мировой культуры. Причем эту загадочность создавал сам композитор.
Село Душатин Суражского района. Церковь Василия Великого. Фото1970-е гг.
Церковь Василия Великого в с.Душатин Суражского района Брянской области (современный вид).
Родился он, по его собственным словам, «в захолустном полуукраинском, полубелорусском местечке Душатин»Суражского уезда бывшей Черниговской губернии, ныне Брянской области, 23 декабря 1880 года, (по новому стилю, 4 января 1881 года).
Фото Суража.
Сураж как место рождения указан в персональной карточке Рославца, заполненной самим композитором, и в опубликованной биографической справке 1919 года.
По словам Н.А. Рославца, до двенадцати лет он «выполнял соответствующие возрасту крестьянские работы: помогал старшим в поле, на сенокосе, в саду, пас скотину (особенно любил водить лошадей "в ночное")» (НАР, с. 132).
Н.А. Рославец играет на скрипке.
В роду Рославцев было много «умельцев» - самоучек - музыкантов и живописцев. Еще с семи-восьми лет мальчик, под влиянием своего дяди, деревенского скрипача-самоучки, полюбил скрипку, смастерил её сам и выучился на ней играть по слуху, обнаружив немалые музыкальные способности. С 1893 года жил уже собственным трудом, нанимался на службу в мелкие канцелярии и, где только можно, пополнял свое музыкальное образование, брал уроки у «свадебного» скрипача-еврея.
Серьезное музыкальное образование Рославец получил в 1890-е годы в Курске, где он поступил в «Музыкальные классы» к известному русскому пианисту, композитору и педагогу Аркадию Абазе (известен его романс - «То не ветер ветку клонит»), где он изучал элементарную теорию музыки, занимался на скрипке.
Н. Рославец 1913 г.
Московская консерватория.
Диплом об окончании Московской консерватории. 1912г.
В 1902 году Николай Рославец поступил в Московскую консерваторию, где обучался с перерывами 10 лет.. Молодой композитор хорошо овладел всеми академическими дисциплинами, которые составляют фундамент профессионального образования композитора. При окончании консерватории в 1912 году Рославец представил партитуру оперы-кантаты «Небо и земля» по Дж. Байрону, за что был удостоен большой серебряной медали.
Н.А. Рославец в военной форме. Н.А. Рословец – рядовой хора с музыкантами лейб-гвардии Преображенского полка. 1912 год.
В дипломе об окончании Московской консерватории в 1912 году и в свидетельствах по прохождению военной службы в составе Преображенского полка, Рославец записан как «крестьянин Гордеевской волости Суражского уезда».
Ранние произведения Рославца обнаруживают отчётливое сходство с футуристскими манифестами; композитор дружил с детства с К. Малевичем, автором «Черного квадрата», который создал эскиз к портрету Н.Рославца «Песнь голубым облакам». Рославец был тесно связан с В. Каменским, Ар. Лентуловым и др., печатался в футуристских журналах, обложки его сочинений оформляли футуристы. Музыкальные сочинения композитора тех лет отражают эти авангардные веяния, несут в себе яркие черты новаторства и творческих исканий.
Очевидны преемственные связи Рославца с символизмом и модерном. До 1917 г. Рославец обращался к поэзии «серебряного века» - Блока, Брюсова, Бальмонта, П. Верлена, Игоря Северянина, Д. Бурлюка, К. Большакова, В. Гнедова, впоследствии — к поэзии Ф. Сологуба, З. Гиппиус и др.
«Новая система» в ранних сочинениях Рославца, "классические" ее образцы представлены в "Грустных пейзажах" (1913), Первом струнном квартете (1913), "Четырех сочинениях для пения и фортепиано" (1913-14) и др.
Н.А. Рославец в шляпе.
На становление стиля Н. Рославца, по его собственному признанию, значительное воздействие оказали поздние композиционные принципы Скрябина.
Замечательны открытия Рославца в области темброкрасочности, намного опередившие время, - как в камерных сочинениях, так и в симфонической поэме "В часы Новолуния" (предположительно, 1912-начало 1913).
Он, начиная с 1913 г. уверенно заявил о себе как крупный и зрелый, глубоко мыслящий мастер с собственным стилем и оригинальной композиторской техникой. Как пишет сам композитор «за 6 лет упорной и творческой работы к 1919 году разработал свою индивидуальную технику, давшую мне полный простор для выражения моей художественной личности».
Свои лучшие годы Н.А.Рославец, как он сам отмечал, провел со своей первой женой Натальей Алексеевной, урожденной Ланговой (1888- 1957). Дочь профессора А.П. Лангового, преподавателя Императорского университета, коллекционера, члена Совета Третьяковской галереи. По профессии Наталья Рославец– журналистка, до революции – член партии эсеров, с августа 1918г. – в партии большевиков. С ноября 1918г. – сотрудник ВЧК ОГПУ. Почетная чекистка(знак №69). Работала с Я. Свердловым и Ф.Дзержинским.
Афиша. ГАБТ. Концертный зал им. Бетховена. 17.04.1923.
Октябрьскую революцию Н.Рославец принимает с восторгом, активно участвует в строительстве новой социалистической культуры. Он руководит Советом народных депутатов в Ельце, возглавляет Московский профсоюз работников искусств (Рабис), становится ректором Харьковского музыкального института и членом влиятельной Ассоциации современной музыки АСМ. Он даже выходит из партии эсеров, в которую вступил в годы гражданской войны, и присоединяется к большевикам. Свою приверженность революционным идеям композитор демонстрирует в кантате «Октябрь» (1927) и симфонической поэме «Комсомолия»(1928).
Ноты. Рославец, Николай Андреевич. Мать и сын. Из цикла 1905 год. – Москва, 1926.
.
Гимн милиции
Ноты. Рославец, Николай Андреевич. Бабья доля.
С середины 20-х годов у Рославца появляется новая творческая линия - музыка массовых жанров: массовая песня «Полет» на слова В. Каменского, «Поэзия рабочих профессий» для хора (на слова Я. Твердого, 1924), «агитационо-просветительская музыка» - «Песни революции», «Песни работницы и крестьянки» (1925), «Гимн советской рабоче-крестьянской милиции» для духового оркестра (1926). О себе композитор заявлял: «Я – пролетарий умственного труда», «Я должен нести свое искусство народу». И вместе с тем: « Я не пишу «для масс» скверной музыки».
Маяковский В.
Н.А.Рословец с женой М.В.Филипповой. 1930 год.
Рославец, был знаком с «председателем земного шара от секции поэзии» В.Маяковским. В воспоминаниях второй жены композитора Марии ВасильевныФилипповой (Бабенко) описан колоритный эпизод встречи Рославца с Маяковским. Рославец «зашел в кружок литературы и искусства, увидел сидящего с компанией Маяковского. Подошел к нему, поздоровался, заговорил. За соседним столом какой-то молодой человек тихо спросил: "Кто это подошел к Маяковскому?" Маяковский услышал и тут же мимолетно бросил экспромт:
Что за глупая овца,
Что не знает Рославца.
Все общество, окружавшее Маяковского, дружно расхохоталось» (ЦГАЛИ, ф. 2569, оп. 1, ед. хр. 99а, стр. 6).
В 1923 - 1930 годах Рославец редактор Главперткома, уполномоченный Главлита по Государственному музыкальному издательству,ответственный цензор в Государственном музыкальном издательстве, музыкальный критик. Он преподаватель Московского музыкального политехникума, активный деятель Ассоциации современной музыки - боевой организации передовых музыкантов и председатель бюро композиторов Всерабиса – Всероссийского союза работников искусства.
Н.Рославец. 5 соната для фортепьяно. 1921 г.
Н.Рославец. Песенка Арлекино. 1921 г.
Современников удивляло, что Николай Рославец называл себя не «композитором», а «организатором звуков». В это время он известен и популярен. Однако это не спасает его от нападок деятелей Пролеткульта, видевших в его новаторской музыке упадочные настроения, свойственные загнивающему буржуазному обществу и противоречащие потребностям советского рабочего класса.
Балет "Пахта".
Спасаясь от этих обвинений, в 1931г. Рославец покидает столицу и живет некоторое время в Ташкенте, где создает ряд произведений на местные темы, в том числе первый узбекский национальный балет «Хлопок» («Пахта»),который сочетал народный танец и действенную пантомиму.
Н.А.Рословец и композиторы.
Вернувшись в Москву в 1933г., он полностью лишен возможности публично исполнять свои произведения и зарабатывает на жизнь лишь преподаванием. Он преподает в Музыкальном политехникуме и на курсах военных капельмейстеров, в 1933-1935 годах - редактор в Радиокомитете, в 1936-1938 годах - политредактор Реперткома, в 1939-м - художественный руководитель Цыганского ансамбля ВГКО.Яркое произведение последнего московского периода композитора - Камерная симфония для 18 инструментов соло (1934-1935) в четырех частях.
Кредо композитора выражают слова:"Я - классик, прошедший искусство всего нашего времени, воспринимающий все, что создано человечеством. Я [...] всё завоевал и говорю, что никакого разрыва в линии развития музыкального искусства у меня нет. Через посредство своих учеников и через их учеников хочу утвердить новую систему организации звука, которая приходит на смену классической системе". В числе его последних учеников П.В. Теплов, Даниил Покрасс и Константин Листов, авторы замечательных советских массовых песен.
Могила Н.Рославца на Ваганьковском кладбище в Москве.
В 1939г. Рославец пережил тяжелый инсульт, приведший к временной потере речи и частичному параличу. Умер Николай Андреевич от второго инсульта 23 августа 1944 г. в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище.
Первый концерт на родине композитора в с. Душатин.
С 70-х гг. XX в. началось возрождение музыки Н. Рославца и оживленный интерес к его творчеству. В 1993 г. в Москве появился исполнительский коллектив его имени — «Рославец-трио». Ежегодно в апреле месяце в Брянске проходит Всероссийский фестиваль Н.Рославца и Н.Габо». На его родине в с. Душатин в Суражском районе установлена памятная доска. В Суражском краеведческом музее представлен раздел экспозиции, посвященный жизни и творчеству композитора.
7-й музыкальный фестиваль им. Н.А. Рославца. Программа.
Л. Сабанеев дал высокую оценку творчеству композитора: "У Рославца его тектонизм, его математичность в музыкальном творчестве приближает его к академистам. Это - оригинальный и беспримерный тип новатора-академика. Он не интересуется эмоцией как таковой. Для него музыка - вовсе не язык чувств, а выражение организованного психического мира. Его интересует не эмоция сама по себе, а сопоставление ее в музыкальной ткани с другими, "организация эмоций", неизбежно сопутствующая организации звуков. Рославец- настоящий мастер звуков, любящий свое мастерство, как специалист, рабочий любит свое ремесло. Он не напишет зря и случайно ни одной ноты, ни одной фразы. Все продумано и проработано до последней степени".
Подготовила: Л.А. Селезнева
К 150-летию со дня рождения создателя и первого директора Брянского краеведческого музея С.С. Деева.
«Нужно напрячь все усилия, чтобы дать возможность музею развернуться, т.к. музей не роскошь, не учреждение для развлечения, а храм муз, науки и искусств. Музей - сокровищница, в которую не только кладут, но и из которой каждый гражданин может почерпнуть те необходимые ему сведения, без которых он не может считаться сознательным гражданином».
Заведующий брянским губернским музеем С.С. Деев. 23 ноября 1921г.
Сергей Сергеевич Деев (1874, СПб. - после 1943(?), Бухара) создатель Брянского общества краеведов и организатор двух губернских краеведческих съездов, брянского губернского музея и архива; археолог-любитель, открывший для науки Супоневскую верхнепалеолитическую стоянку. Был инициатором издания альманаха «Брянский край» (всего увидели свет три выпуска).
Деев Сергей Сергеевич
1 сентября 1921 года музей местного края открыл свои двери для посетителей.
Открытка. «Брянск. Техническое училище».
Располагался он в центре города в помещении из двух комнат бывшей домовой церкви при Практическом институте (современная площадь Ленина, здание было разрушено в годы войны). За первый год работы его посетило 2 тысячи человек.
Создатель этого музея с 1916 года проживал в Брянске, работал преподавателем рисования и других дисциплин. К февралю 1917 года достиг должности инспектора народных училищ. В 1919 году по его инициативе учреждена комиссия по охране памятников искусств и старины. Он же по поручению Губоно начал организовывать в Брянске архив. Возникновению музея предшествовали создание и активная работа Брянского художественно-исторического общества по сбору экспонатов для музея и книг для библиотеки.
Источниками комплектования фондов музея служили: археологические раскопки (в том числе и самого Деева) на территории края, ценности храмов и монастырей (только в самом городе храмов было более 15), отдельные частные коллекции из домов, усадеб и имений, Государственный музейный фонд РФ, отдельные частные дарения.
Благодаря постоянному участию в комиссиях по реквизиции ценностей у РПЦ, Дееву удалось пополнить фонды музея многими ценнейшими экспонатами. Среди них: крест мощевик с гробницы преподобного Поликарпа Брянского, напрестольный крест афонской работы, сребропозлащенный потир (вклад 1762 года в Полпинскую пустынь), водосвятная чаша из серебра (вклад в брянский Покровский собор1700 года князя Афанасия Афанасьевича Барятинского), деревянные статуи XVI века Святого Николая Ратного и Святой Параскевы из Брянского Петропавловского монастыря. Кроме этого: 3 иконы, 53 медных литых икон и крестов, 3 рукописные книги XVII- XVIII веков (среди них рукописный «Синодик» конца XVII- начала XIX вв.).
Среди раритетных книг и журналов, включенных С.С.Деевым в «Инвентарь предметов, принадлежащих Брянскому губернскому музею местного края»: изданная в 1754 г. в Штутгарте «Фармакопея Виртембергика», «Описание Иерусалима» 1771 года издания, журнал «Золотое руно» за 1909 год.
Книга Фармакопея Виртембергика 1754 год Штутгарт
Журнал "Золотое Руно", 1909 г.
Из отдельных домов и усадеб были привезены: мебель, бронза и фарфор в стиле Людовика XV из бывшего имения Белоглавая, собрание князя Тенишева из дома Орлова - Давыдова в Жиздре, портрет героя войны 1812 года Л.Л. Беннигсена работы Дж.Доу из имения Беннигсенов Богородицкое, картина «Портрет неизвестной старушки», приписываемая Рембрандту, несколько работ малых голландцев, картины кисти П.В.Жуковского из дома Мальцовых в Дятьково. На декабрь 1921 года музейную коллекцию составляли: 30 картин, преимущественно западноевропейских мастеров, 4 рисунка, 1 акварель, 29 хромолитографий, 32 литографии, 12 скульптур из мрамора, бронзы и гипса, 3 вазы (одна из них китайская).
Портрет Беннигсена
В результате археологических раскопок была собрана коллекция «первобытных древностей каменного века» из 340 предметов, «курганных древностей» из 101 предмета, череп носорога и зуб мамонта. Были собраны коллекции по геологии, минералогии, палеонтологии, ботанике, энтомологии, мимикрии и др.
Упомянуты в «Инвентаре» также: 131 медная и серебряная монета XVIII и XIX веков, кредитные билеты 1917 года, пистолет середины XIX века, германская стальная каска, чучело черепахи.
Рубль. Российская империя. 1723 г.
Библиотека музея в 1921 году состояла из: «105 книг научного содержания (поступили из Наркомпроса), 281 книги музейной и научной (из Центральной библиотеки Брянской губернии), 7 книг музейных и разных, ботанического атласа, атласа бабочек Ламперта 1913 года», атласа географического, книг по истории, искусству.
Атлас бабочек Ламперта 1913 года
При поддержке местных органов власти состоялся первый в истории Брянского края съезд краеведов. Газета «Брянский рабочий» за 27 ноября 1925 года сообщала: «…в Брянске открылся I-й губернский краеведческий съезд, объединивший работу школ, одиночек-краеведов и кружки краеведов.
Оформление краеведческого движения в губернии — главнейшая задача предстоящего съезда. Съезд рассчитан на 50-60 человек и продолжится 3-4 дня. На него приглашены все местные активные работники-краеведы, краеведческие кружки, представители учебных заведений, партийных, профессиональных и советских учреждений. На съезд ожидается приезд представителей центрального бюро краеведов и некоторых научных работников».
15-17 февраля 1928 г. в Брянске состоялся Второй губернский съезд краеведов.
Участники II-го губернского съезда краеведов. Фотография Мискевича. На фотографии во втором ряду третий слева - краевед, археолог, основатель и директор Брянского губернского музея С. С. Деев, рядом с ним (справа) – основатель и первый заведующий Трубчевским музеем местного края с 1919 по 1930 гг., краевед, археолог, ботаник, учёный лесовод Георгий Михайлович Поршняков (1868 – 1939), четвертый справа во втором ряду - зоолог, эколог, профессор Смоленского университета Владимир Владимирович Станчинский (1882-1942).
В конце 1926 года в городе работали три музея, впоследствии слившиеся в один: Брянский губернский краевой музей, Брянский музей Октябрьской революции, Брянский Антирелигиозный музей. Бежицкая картинная галерея, после закрытия студии Изо, при которой она состояла, также была переведена в Брянский губернский музей.
Как достижение и примета новой жизни кадры экскурсии в брянском музее попали в документальный фильм 1928 г. «В Брянском Полесье». Его сняли столичные кинодокументалисты, поместив в самом начале сюжет «Центральный музей народоведения (краеведческий музей): экспозиции музея, экскурсия».
В 1929 г. Брянская губерния была упразднена и вошла в состав Западной области с центром в Смоленске. Брянский музей утратил статус губернского. Большое количество наиболее ценных экспонатов было передано в Смоленский музей.
15 апреля 1930 г. С.С. Деев был уволен с занимаемой должности и вернулся к преподавательской деятельности в Брянский строительный техникум. Скончался в эвакуации в Казахстане. Собранные им коллекции погибли, личный архив не уцелел.
ЛИТЕРАТУРА:
- Деев С.С. Раскопки в Супонево//Брянский рабочий, 1926, 12 июня, 8 и 17 июля.
- Деев С.С. Археологические памятники Брянской губернии.// Материалы к доистории Центральной Промышленной Области". 1-е Совещание Палеоэтнологов Центрально-Промышленной Области, 27 - 2 9 мая 1926 года. Под редакцией Б. С.Жукова и О. Н. Бадера, Москва. Госмузей ЦПО.1927.
- Деев С.С. Доисторическая жизнь Брянского края под охраной краеведов // Брянский край. Вып. 1. - Брянск, 1926. С. 28-50.
- Деев С.С. Археологические памятники Брянской губернии// Материалы к доистории Центрально-Промышленной области, 1927.
Подготовила с.н.с. отдела истории С.А.Никулина
Счастлив город, где есть театр. Он нужен людям. Особенно когда владыкой сцены является талантливый артист.
В 1926 году в Брянске был сооружен Дом Советов. В комплексе с ним воздвигнуто и здание театра. Открылся театр 7 ноября, официально первый сезон начался 16 ноября 1926 года. Театр с первых своих шагов уделял большое внимание русской и зарубежной классической драматургии. Уже в середине 1926-1927 гг. были поставлены «Ревизор» Н.В. Гоголя, «На дне» М.Горького и др. Неоднократно ставились пьесы нашего земляка А.К. Толстого: «Царь Федор Иоаннович» (перед войной и позже), «Смерть Иоанна Грозного». С самого начала творческого пути театр придерживался реалистического метода работы по системе К.С. Станиславского.
Война застала труппу драмтеатра на гастролях в белорусском Гродно. Из 70 человек в Брянск вернулось только 11: кто-то вступил в ряды советской армии, кто-то ушел к партизанам, кто-то погиб или пропал без вести. В годы оккупации немцами были расстреляны художественный руководитель театра Я. Волин, заведующий музыкальной частью М. Корнгольд, актеры С. Левицкий и С. Гундобина.
При отступлении враг заминировал театр. Здание было взорвано. Война ещё продолжалась, а в декабре 1944-го в город уже была направлена на постоянную работу труппа из подмосковного Ногинска. На базе переведенного сюда коллектива Московского областного драматического театра должен был возродиться театр брянский.
А осенью 1949 г. восстановленный театр открыл свой новый сезон.
На сцене успешно шли пьесы выдающихся русских, зарубежных и советских драматургов. Не обходил стороной театр и местных авторов. В содружестве с А. Козиным были созданы спектакли по его пьесам «О самом дорогом», «Если в сердце весна», «Огонь людской», а также В. Навроцкого — «Гроза над Десной», П. Лучина — «Господин бурмистр», М. Саенко, Э. Рыжовой — «И вечный бой», С. Шарова — «Эхо Брянского леса».
Сколько городов России видели выступления брянских артистов — Москва, Ленинград, Казань, Архангельск, Орел, Калуга, Смоленск, а также страны ближнего зарубежья - Белоруссия, Молдова, Литва, Болгария. Театр тесно и плодотворно сотрудничал с Кюстендилским окружным драматическим театром (Болгария), обмениваясь спектаклями, ставя на сценах обоих театров новые постановки. В разные годы в театре работали известные режиссеры: Я. Волин, Ю. Решимов, Д. Любарский, В. Малахов, В. Щабанов, Е. Антонов, В. Энгелькрон, Б. Сапегин, А. Белявский, А. Новиков и др. Народными артистами Российской Федерации стали М.П. Гермацкая, Г.Д. Постников, В.Т. Богатырев, М.А. Гаврилова, В.А. Мацапура, И.П. Камышев. Звания заслуженного артиста России удостоены Т.Е. Силина, К.А. Вологдин, П.Я. Ефимов, Н.П. Лисовский, В.Г. Поляков, И.Н. Хотяновская, В.Г. Грозев, и др. Партия и правительство высоко оценили деятельность театра. За заслуги в развитии советского театрального искусства Брянский областной драматический театр Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1976 года был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
Гермацкая Мария Павловна (1914 — 2000).
Советская и российская театральная актриса, народная артистка РСФСР,
почётный гражданин г. Брянска.
Родилась Мария Павловна Гермацкая в небольшой белорусской деревеньке, но жить там ей не пришлось, родители переехали в город Ельню, что на Смоленщине. Здесь прошло ее детство, учеба в школе. Окончила успешно сельхозтехникум, получила специальность. Мечтала стать актрисой, поступила в Смоленское театральное училище, а когда его закрыли, перешла в Калининское. Юной актрисе довелось выступать не на театральной сцене, а на фронте, почти на передовой. Были концерты для раненых в госпиталях. После войны работала в Калининском, а затем в Оренбургском театрах. С 1951 года Мария Павловна в Брянске, в Брянском драматическом театре. Сцена стала для нее основой жизни. Почти 60 лет отдала она театральному искусству. Для нее не было маленьких ролей. Она была всегда владыкой сцены. Около трехсот ролей сыграно Марией Павловной. Каждая роль актрисы, пусть даже эпизодическая, для нее была ответственна.
Мария Павловна более десяти лет избиралась председателем Брянского отделения Всероссийского театрального общества, а потом и союза. Много сил и энергии отдала пропаганде театрального искусства, воспитанию молодых актеров. Большую помощь оказывала народным театрам области. Она избиралась депутатом Брянского городского Совета народных депутатов, кандидатом в члены обкома партии.
Народная артистка РСФСР — это звание в Брянском драматическом театре Мария Павловна получила первой. В нем выражена любовь и признание зрителей, дана высокая оценка ее служения театральному искусству. Мария Павловна награждена орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Звание почетного гражданина города Брянска ей было присвоено в августе 1985 года. В июне 2021 года в рамках подготовки к празднованию 95-летия Брянского драматического театра на доме по улице Фокина, где жила актриса, открыта мемориальная доска.
Ефимов Павел Яковлевич (1915- 1986).
Заслуженный артист РСФСР,
ведущий актер Брянского драматического театра.
Театр всю жизнь был для него самой главной, если не единственной, страстью. Павел Яковлевич родился 25 августа 1915 г. в г. Нижняя Салда Свердловской области. Актёрскую карьеру начал в 1930-е годы на сцене Нижнесалдинского народного театра. В 1936 году поступил в Свердловское театральное училище, которое окончил в 1940 году. С началом Великой Отечественной войны трудился в медсанчасти, но в 1943 году был отозван из армии и стал работать в драматическом театре имени А.Н. Островского в городе Кинешма. В 1945 году вернулся на Урал, на протяжении 17 лет играл на сцене Свердловского государственного театра юного зрителя им. Ленинского Комсомола. На протяжении всего творческого периода Павел Яковлевич на ведущих ролях в театре. Созданные им яркие, красочные образы насыщенны простой и хорошей моралью, героикой и патриотизмом. Актеру удаются как роли сказочных героев, так и глубоко драматичные роли.
За заслуги в области театрального искусства Павлу Яковлевичу 28 апреля 1961 г. присвоено звание - Заслуженный артист РСФСР.
Одной из лучших ролей всей своей карьеры П.Ефимов считал роль Р. Раскольникова.
В 1966 году Павел Яковлевич переезжает в город Брянск уже состоявшимся актером и сразу же занимает достойное место в труппе Брянского драматического театра. Актер принимает участие в постановке лучших произведений советской драматургии, русской и зарубежной классики.
Высоко оценена критиками работа П.Я. Ефимова в спектакле по пьесе Н. Островского «Бесприданница».
Большую любовь зрителей снискал П.Я. Ефимов в роли Е. Лукашина в спектакле « С легким паром» по пьесе Э. Рязанова и Э. Брагинского.
Павел Яковлевич Ефимов до последнего дня жизни выходил на сцену.
При подготовке выставки были использованы материалы из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Петр Васильевич Завадовский – российский государственный деятель, кабинет-секретарь, фаворит императрицы Екатерины II, действительный тайный советник, член Государственного Совета, первый министр народного просвещения Российской империи (1802–1810).
Пётр Васильевич Завадовский (1739–1812). Худ. Ф.Г. Слезенцов. [1797 г.]
Из фондов Государственного Русского музея.
Будущий министр Петр Васильевич Завадовский родился в деревне Красновичи Стародубского уезда (ныне в Унечском районе Брянской области) 10 (21) января 1739 г. в семье бунчукового товарища полковой Стародубской счетной комиссии. Мать Петра Васильевича – Мария Михайловна – была дочерью подкомория (судьи по спорам в границах имений) Стародубовского повета Михаила Степановича Ширая.
П. Завадовский в детские годы.
Воспитанием Петра Завадовского занимался его дед – М.С. Ширай. В 1747 г. он отправил Петра и его старшего брата Ивана в иезуитское училище в Орше «для продолжения наук…». Здесь они изучали историю, географию, математику, а также латынь.
Литография «Вид иезуитского коллегиума в Орше. 12 февраля 1840 г.». Автор Ловернь Бартелеми, Себастье Леон Жан-Батист.
Из фондов Государственного музея истории и религии.
В 1753 г. П. Завадовский перешел в Киевскую духовную академию. По воспоминаниям предводителя дворянства Суражского уезда Черниговской губернии И.С. Листовского Петр Завадовский «настолько пристрастился к изучению латинских классиков, что их чтение составляло любимое упражнение его в жизни и развлечение при его государственных занятиях. Благодаря этому знакомству он выработал свою письменную речь и придал ей своеобразную выразительность, чем и открыл себе дорогу».
После окончания обучения в Киевской духовной академии, в 1760 г. Завадовский поступил повытчиком (секретарем) в администрацию последнего гетмана Украины графа К.Г. Разумовского.
К.Г. Разумовский, граф, генерал-фельдмаршал, президент Российской академии наук. Худ. Луи Токке. 1758 г.
С упразднением гетманской власти, в 1764 г. императрица Екатерина II учредила вторую Малороссийскую коллегию, президентом которой назначили генерал-губернатора Малороссии Петра Александровича Румянцева, сыгравшего огромную роль в судьбе Петра Васильевича Завадовского.
П.А. Румянцев-Задунайский (1725–1796), русский полководец, генерал-фельдмаршал. Худ. В.И. Нестеренко. 2007 г.
В Глухове Румянцев занимал огромный дом, в котором помещалась канцелярия. Правителем канцелярии был будущий канцлер А.А. Безбородко. Сюда в 1765 г. молодой П. Завадовский был назначен начальником отделения. Совместная работа сблизила Александра Безбородко и Петра Завадовского, связав их многолетней дружбой.
Письмо Безбородко к Завадовскому. 7 января 1793 г.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Вместе с Румянцевым Петр Васильевич принимал участие в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. Он командовал отрядом, который охранял берег Днестра, несколько раз отбивал атаку неприятеля под Бендерами, за что был удостоен звания премьер-майора, затем подполковника. Отличился в битвах на Ларге и при Кагуле, а за умелое командование подразделением при атаке Силистрийских укреплений в июле 1773 г. возведен в чин полковника.
Битва при Кагуле 1 августа 1770 г. Победа графа Румянцева.
Худ. Д. Ходовецкий. Сер. XIX в.
В 1775 г., когда в Москве праздновали годовщину окончания памятной турецкой войны, полковник Петр Васильевич Завадовский был награжден императрицей орденом Святого Георгия 4-й степени. Когда же Екатерина II просила Румянцева указать ей молодых людей, способных занять должность ее кабинет-секретарей, то тот отрекомендовал императрице Безбородко и Завадовского.
2 января 1776 г. П.В. Завадовский был «произведен в генерал-майоры, назначен генерал-адъютантом и временно, во время отсутствия Потемкина, пользовался особым расположением императрицы, имел помещение во дворце и сделался не только кабинет-секретарем императрицы, но и главным дельцом ее».
Быстрое приближение Завадовского к Екатерине Великой встревожило известного фаворита императрицы, князя Потемкина. Начались интриги, и через год Петра Васильевича удалили от дворца.
Завадовский уехал в Ляличи, подаренные ему императрицей по ходатайству Румянцева в 1775 г. Но уже в мае 1778 г. он вновь вернулся в Санкт-Петербург, был назначен тайным советником, сенатором и членом Общества благородных девиц, с 1784 г. руководил комиссией по строительству Исаакиевского собора.
В 1781 г. Петру Васильевичу поручили управление Санкт-Петербургским Дворянским заемным банком. С 31 августа 1786 г. П.В. Завадовский – член Совета при высочайшем дворе. Спустя год, в связи с началом русско-турецкой войны, Петр Васильевич назначен членом Особого совета.
П.В. Завадовский. Худ. И.-Б. Лампи-старший. Кон. XVIII – 1-я треть XIX в.
Из фондов музея В.А. Тропинина и московских художников его времени.
Значительный вклад внес П.В. Завадовский в развитие системы российского образования. В 1782 г. он был назначен руководителем Комиссией об учреждении народных училищ, в задачи которой входило не только открывать народные училища, но и «предписать способы учения, издать полезнейшие для них книги, содержащие в себе главные, нужные человеку сведения».
Комиссия под руководством Завадовского издала «Правила для учащихся в народных училищах» и «Руководство учителям 1 и 2 разряда народных училищ Российской империи», которыми устанавливалась преемственность между ступенями образования и соответственно между учебными учреждениями – от уездной школы до университета, а также вводились единые методика преподавания и учебные планы.
Титульный лист из «Правил для учащихся в народных училищах».
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Титульный лист из книги «Руководство учителями перваго и втораго класса народных училищ Российской империи».
Из фондов Российской государственной библиотеки.
В 1788 г. П.В. Завадовский был назначен на должность главного директора народных училищ, а также он возглавил Медико-хирургическое училище, преобразованное им в Медицинскую академию.
За успешное проведение образовательной реформы Петр Васильевич Завадовский был удостоен ордена Св. Владимира I степени. В 1793 г. его наградили орденом Св. Александра Невского, а в 1794 г. император Австрийский Франц II, по желанию Екатерины II, пожаловал ему и его братьям Якову и Илье титул графа Римской империи.
5 апреля 1797 г. император Павел I пожаловал Петру Завадовскому графское достоинство Российской империи, а также орден Св. Андрея Первозванного и орден Анны I степени, а чуть позже – 8 января 1799 г. – орден Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест).
В 1798 г. Петра Васильевича назначают директором Ассигнационного банка. Но уже через год он попал в опалу, и в 1800 г. поселился в своем имении Ляличи.
В 1795 году в Ляличах было закончено строительство масштабного усадебного комплекса: воздвигнут великолепный дворец на 250 комнат, целый ряд вспомогательных и хозяйственных зданий, разбит колоссальный парк, построена замечательная своей архитектурой церковь святой Екатерины.
Усадьба П.В. Завадовского в с. Ляличи. Худ. М. Шретер. 1985 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея.
Ворота переднего двора в с. Ляличи.
Из фондов Брянского краеведческого музея.
Церковь Святой Екатерины. Главный храм и придел Святых апостолов Петра и Павла.
Западный фасад церкви Св. Екатерины в Ляличах. Нач. XX в.
Фрагменты лепного декора внутреннего убранства церкви Св. Екатерины в с. Ляличи. 1790–1797 гг.
Из фондов Брянского краеведческого музея.
Главным украшением дворца была статуя Екатерины Великой в натуральную величину. Интерьеры дворца украшали также фарфоровые изразцы и малахитовые камины.
Внутренний вид зала Ляличского дворца. 1900 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея.
Зал-ротонда. Плафон купола во дворце Завадовского в с. Ляличи. 1900–1910 гг.
Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Главная гостиная дворца.
Из фондов Брянского краеведческого музея.
Еще одна статуя, украшавшая дворцовый комплекс была посвящена благодетелю Завадовского – Петру Александровичу Румянцеву. Установлена она была в саду возле белого величественного павильона, окруженного высокими густыми деревьями. Петр Александрович представал в виде античного героя Ахиллеса. Скульптура была бронзовая и установлена на мраморном пьедестале.
Ротонда над памятником Румянцеву-Задунайскому в с. Ляличи.
Из фондов Брянского краеведческого музея.
Петр Румянцев был изображен в римской одежде; шлем находился рядом с ним, на сучке пня, на который он опирался; в руках у него был фельдмаршальский жезл, которым он прикасался к своему гербу, изображенному на щите.
На статуе были запечатлены победы Петра Румянцева в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 гг.
Автором этой скульптуры был русский скульптор французского происхождения Жак-Доминик Рашет.
Капитан-поручик, литератор И.И. Дмитриев в 1795 г. посвятил этому памятнику стихотворение.
Почтенный лик! Когда б ты был изображен
С перуном пламенным на берегах Кагула,
Где гордый мусульман растерзан, низложен
И где земля в крови несчастных жертв тонула;
Тогда бы, на тебя взирая, каждый рек:
«Румянцев, славный вождь!» – и мимо бы протек.
Но здесь, здесь всяк тебя прохожий лобызает:
Здесь не герой в тебе блистает,
Прославивший себя единою войной,
Обрызган кровию врагов среди сражений,
Но друг, но ближний мой
И благотворный гений!
Увы, до наших дней статуя не сохранилась: считается, что в 1866 г. князь Голицын приобрел ее и перевез в Глухов, а во время Великой Отечественной войны она была утрачена.
При Петре Васильевиче Завадовском усадьба и деревня Ляличи назывались «Екатеринодар», названные в честь великой императрицы. 14 августа 1781 г. Завадовский в письме к генерал-губернатору Малороссии П.А. Румянцеву сообщал: «Сиятельнейший граф, милостивый государь! Ее Императорское Величество всемилостивейшая Государыня величайшее дозволила пожалованное в Стародубском полку село Ляличи переименовать в Екатеринодар. Вследствие чего имею честь всепокорнейшее просить Вашего сиятельства повелеть тамошнему правлению отныне то село мое под сим названием писать в ревизских книгах…».
Дворец в усадьбе П.В. Завадовского в с. Ляличи. Общий вид со стороны курдонёра.
Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева.
К сожалению, после смерти П.В. Завадовского усадьба постепенно пришла в запустение и до наших дней дошли только руины.
Руины дворца в с. Ляличи. Нач. XXI в.
С вступлением на престол императора Александра I П.В. Завадовский вернулся из опалы, был назначен членом Непременного совета и председателем Комиссии по составлению законов, а в 1802 г. Петр Васильевич стал первым в истории Российской империи министром народного просвещения.
По словам военного историка, генерал-лейтенанта М.И. Богдановича, «деятельность Завадовского на этом поприще была очень плодотворна, и в восемь лет его управления министерством для народного образования было сделано более чем в целое предшествовавшее столетие. При нем открыты: университеты в Харькове и Казани…, Педагогический институт в Петербурге, несколько лицеев, дал новый устав учебным заведениям и предоставил для всех даровое образование…».
Правила для педагогического института, утвержденные 16 апреля 1804 г.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
За свои труды на поприще министерства в 1805 г. Петр Васильевич Завадовский был удостоен алмазных знаков к ордену Св. Андрея Первозванного.
Граф Петр Васильевич Завадовский. Худ. К.К. Шульц.
Из фондов Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.
С апреля 1810 г. и до самой смерти П.В. Завадовский был председателем Департамента законов Государственного Совета.
9 (21) января 1812 г. Петр Васильевич Завадовский скончался. Его похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Надгробие П.В. Завадовского на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Фотограф А. Функ. Нач. XX в.
Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Ода на кончину графа Петра Васильевича Завадовского, последовавшую января 10 дня 1812 года / Соч. К.М. Парпура.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Известный историк русского просвещения, академик М.И. Сухомлинов отмечал, что: «Памятником заслуг Завадовского в деле народного образования служит последовательный ряд зрело обдуманных и благотворных для народной жизни действий училищной комиссии и Главного правления училищ. Время управления министерством народного просвещения Завадовским останется навсегда блестящей эпохой в истории народного просвещения в России».
Очерк подготовила:
ведущий научный сотрудник отдела истории
Брянского краеведческого музея Калинкина Т.В.
Список использованных материалов:
1. Богданович М.И. История царствования императора Александра I и России в его время. СПб., 1869. Т. 1.
2. Горностаев Ф.Ф. Дворцы и церкви Юга. М., 1914. – 96 с.
3. Исторический альбом портретов известных лиц XVI-XVIII в. фотографированных и изданных художником А.М. Лушевым. СПб., 1870. С.33.
4. Листовский И.С., сотрудник исторических журналов 1870–1890 гг., предводитель дворянства Суражского уезда Черниговской губернии.
5. Пикина Г.А. Ляличи. Усадьба Завадовского. Брянск, 2014. – 160 с.
6. Письма графа П.В. Завадовского к фельдмаршалу графу П.А. Румянцову. 1775–1791 гг. СПб., 1901. С. 4, 14.
Николай Михайлович Амосов (1913-2002) - выдающийся советский учёный, торакальный хирург, кибернетик, мыслитель, писатель, доктор медицинский наук, Герой Социалистического Труда. Он создал особую методику продления жизни, на своем примере доказав, что можно преодолеть старческую немощность и активно жить в преклонном возрасте. Автор новаторских методик в кардиологии и системного подхода к здоровью («метод ограничений и нагрузок»), дискуссионных работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»).
Николай Михайлович Амосов родился 6 декабря 1913 года на Вологодчине в деревне Ольхово в семье сельской акушерки. В Череповце он успешно окончил школу-семилетку. Одновременно учился в двух институтах: Московском политехническом институте заочно, затем в Архангельском медицинском. Он не захотел стать инженером, его привлекала профессия врача. Уже в студенческую пору возникли мысли о возможности создания искусственного сердца.
Практику после мединститута пришлось проходить на войне. Амосов стал главным хирургом передвижного полевого госпиталя. В этом госпитале и в одной должности он прослужил всю войну. Фронтовая жизнь Николая Амосова началась летом 1941 года в Сухиничах. Когда в октябре немцы прорвали фронт, госпиталь переехал в подмосковный город Егорьевск.
В 1943 году госпиталь был направлен в 48-ю армию, на Брянский фронт. Здесь выдержка и профессионализм врачей подверглись суровому испытанию. В холодных хатах скопилось до 600 раненых. Пять врачей с трудом могли их осмотреть. Многие пациенты умирали. Тогда, по признанию Николая Амосова, он впервые узнал такое чувство, как бессилие.
Через руки Николая и пяти его коллег за всю Великую Отечественную прошло около 40 тысяч раненых, он лично провел более 4000 операций.
Академик не только прошел через войну: сначала до победы над Германией, затем участвовал в битве с Японией, но и был награжден четырьмя орденами.
В условиях фронтовой жизни он нашел время написать свою первую диссертацию.
Молодого специалиста взяли в Московский институт имени Склифосовского –восстанавливать операционную. Однако, эта работа ему удовлетворения не приносила: техники не было, оперировать не давали, а без практической хирургии работа Николая не прельщала.
В феврале 1947 года Амосов перебирается в Брянскую областную больницу главным хирургом.
В 1948 году Н.Амосов защитил кандидатскую диссертацию и уже через год выбрал тему для докторской «Резекции легких при туберкулезе». Оперировал много, и в 1952 году диссертация была готова. Академик А.Н.Бакулев труд одобрил, прослушав его доклад на конференции по грудной хирургии в Москве.
Предложили переехать в Киев. Очень не хотелось уезжать из Брянска! Но куда денешься? Жена Лидия поступила в Киевский мединститут. Возможностей для карьеры в области не было. Решился, и в ноябре 1952 года переехали. В том же году Амосов был приглашен на работу в Киев руководителем клиники грудной хирургии Киевского научно-исследовательского института туберкулеза и грудной хирургии. В марте 1953 года он защитил докторскую диссертацию и был избран заведующим кафедрой в Киевском медицинском институте.
Настоящий успех пришел к нему, когда он начал проводить операции на сердце.
В 1957 год стал очень важным в жизни Амосова. Осенью ездил на конгресс хирургов в Мексику, где увидел операцию на сердце с применением аппаратов искусственного кровообращения. Николай Михайлович очень увлекся этой темой и вскоре разработал собственный проект – наконец, ему по-настоящему пригодились инженерные знания. Аппарат был выпущен на одном из предприятий Киева. На следующий год были проведены эксперименты на собаках, и затем впервые попробовали на больном (у него случилась остановка сердца при обычной операции). Тогда больной умер, но эксперименты продолжились.
Первая удачная операция на сердце с применением этого «амосовского» аппарата состоялась в I960 году – у мальчика с тяжелым врожденным пороком сердца.
Через два года Амосов разработал особые искусственные клапаны для сердца, за что был удостоен Ленинский премии. Ученый стал первым, кто ввел практику антитромботических протезов сердечных клапанов и создал аппарат искусственного кровообращения «сердце-легкие».
Однако, даже это признание было ничто по сравнению с тем, что обрушилось на ученого после опубликования его легендарной «системы здоровья»: физические нагрузки, сбалансированное питание, правильное мышление. Амосов постоянно совершенствовал свою методику, что нашло отражение в его книгах «Раздумье о здоровье», «Моя система здоровья» и других.
Еще в 1953 году у него появились проблемы с позвоночником. Амосов разработал для себя 10 ежедневных специальных упражнений, каждое из которых выполнял по сто раз. В дальнейшем по утрам стал бегать со своей собакой по 2 километра. Он установил для себя ограничения в еде. До конца жизни его вес составлял 54 кг. В дальнейшем эта программа стала известна как «принцип нагрузок и ограничений».
К сожалению, выяснить, до какого возраста человек может сохранять бодрость с помощью физкультуры, профессору не удалось. Весной 2002 года он перенес инсульт, а 12 декабря 2002 года скончался от инфаркта. И пусть академик Николай Амосов не победил старость, но он значительно ее отодвинул, прожив почти 89 лет.
В его семье тоже все стали медиками: жена Лидия закончила Киевский медицинский институт, работала хирургом, физиотерапевтом; дочь Екатерина – доктор медицинских наук, член-корреспондент Украинской медицинской академии.
Он оставил после себя большое наследие в виде книг, научных трудов, учеников. Его заслуги были достойно оценены советским государством. Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов, в том числе и за участие в Великой Отечественной войне. Это был талантливый и счастливый человек, посвятивший свою жизнь любимой профессии.
На Брянщине чтят память выдающегося медика. Его имя носит Брянский медико-социальный техникум им. академика Н. М. Амосова.
Шиленков Василий Фролович
(1923 – 1999)
Родился 13 января 1923 года в деревне Казаново Дубровского района ныне Брянской области. Окончил Дубровскую среднюю школу в 1940 году и поступил в Смоленский педагогический институт. Доучиться помешала война.
В период оккупации (август 1941 г. – сентябрь 1943 г.) жил в деревне Казаново Дубровского района (тогда Орловской области). Был членом Вязовской подпольной группы (подпольный псевдоним «Симонёнок»), собирал сведения о проходящих по железной дороге поездах и передавал их разведчикам Рогнединской партизанской бригады.
С осени 1943 года находился на фронте, был командиром пулемётного расчёта 3-го стрелкового батальона 5-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта. Воевал в Белоруссии, Прибалтике.
При форсировании реки Неман в 1944 году был тяжело ранен. После долгого лечения в госпиталях был «списан» из армии по инвалидности.
За мужество награждён орденами Отечественной войны I степени, Славы III степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После войны долгие годы учительствовал в разных сельских школах Дубровского района Брянской области, в том числе возглавлял Девочкинскую начальную школу. Отличник народного просвещения.
Умер 9 сентября 1999 года, похоронен в селе Рековичи Дубровского района Брянской области.
Наградной лист к ордену Славы III степени
Тюлягин Сергей Иванович
(1923 – 1983)
Учитель физики дубровской средней школы.
Родился в 1923 году в деревне Быково Трояновского сельсовета ныне Дубровского района Брянской области.
В числе 12 студентов Орловского машиностроительного техникума в сентябре 1941 года был призван в Красную Армию и направлен инструктором лыжной подготовки в Уральский военный округ. Вскоре лыжную бригаду отправили на фронт, а Тюлягина – в военное училище в Москву. Через 9 месяцев лейтенант Тюлягин получил назначение на должность командира взвода 20-й отдельной лыжной бригады.
Боевое крещение принял в боях под Старой Руссой. В марте 1943 года получил новое назначение – командиром роты автоматчиков 157-го гвардейского стрелкового полка 53-й гвардейской стрелковой дивизии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, освобождении Ленинградской области, Пскова от врага. В боях под Псковом был тяжело ранен.
После выздоровления гвардии старший лейтенант Тюлягин был направлен на должность командира разведки полка. В должности заместителя командира батальона участвовал в освобождении Польши.
После излечения от очередного тяжёлого ранения весной 1945 года был назначен в 4-ю армию Центральной группы войск в Австрии, работал начальником полковой школы.
Затем гвардии капитан Тюлягин направляется в Закавказский военный округ, на границу с Турцией.
Четырежды Тюлягин был тяжело ранен на войне. В 1947 году был демобилизован из армии.
Страна отметила боевые заслуги гвардии капитана Тюлягина орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, многими медалями, в том числе одной польской.
После войны окончил Орловский педагогический институт. В 1949 году его забрали на работу в Брянский обком ВЛКСМ. А в 1952 году избрали первым секретарём Дубровского райкома комсомола.
В 1954 году он перешёл на работу преподавателем физики Дубровской средней школы, где проработал более 20 лет до ухода на пенсию в 1976 году. Отличник народного просвещения.
3 января 1983 года на шестидесятом году жизни после тяжёлой продолжительной болезни Сергей Иванович Тюлягин умер. Похоронен в посёлке Дубровка.
Наградной лист Тюлягина С.И. (по данному ходатайству награжден орденом Красного Знамени)
Наградной лист к ордену Отечественной войны
Наградной лист к ордену Красной Звезды
Родиков Василий Ефимович
(1925 – 1996)
Родился в 1925 году в деревне Будвенец Дубровского района Орловской (ныне Брянской) области. До войны окончил 8 классов Сергеевской средней школы.
На фронте с 1943 года. Призывался Дубровским РВК Орловской области. Гвардии сержант. Старший радист-телеграфист 2-й батареи 219-го миномётного полка 18-й миномётной ордена Суворова II степени бригады 15-й Ленинградской Краснознамённой дивизии армии прорыва РГК. Воевал в составе 1-го Прибалтийского, Ленинградского, 2-го Белорусского фронтов. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, в освобождении Прибалтики, Польши.
Награждён орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», двумя польскими медалями.
После Победы получил педагогическое образование (учитель химии) и посвятил свою жизнь педагогике. Работал в разных организациях образования, в том числе был заместителем директора Дубровской средней школы по учебно-воспитательной работе, директором Дубровской спецшколы для малолетних правонарушителей, заведующим Дубровским районным отделом образования. Отличник народного просвещения.
Умер в 1996 году. Похоронен в посёлке Дубровка.
Записи из проекта «Дорога Памяти»:
«Я родился я в 1925 году в деревне Будвенец Дубровского района ныне Брянской области. До войны успел окончить 8 классов Сергеевской средней школы.
С фашистами впервые повстречался в августе 1941 года, когда наша территория была занята гитлеровцами. Жители нашей деревни занимались сельским хозяйством и всячески содействовали партизанам. К нам в деревню часто приходили партизаны Первой Клетнянской бригады Ф.С. Данченкова. Это помогало нам выжить, вселяло веру в победу. Долгое время мы прятали от оккупантов скот в лесу. Однажды староста привёл в наш дом немцев, которые приказали мне ловить для них телят. Я отказался, но фашисты выпороли меня резиновыми плетками. Пришлось подчиниться.
После освобождения района в сентябре 1943 года я был призван Дубровским райвоенкоматом в ряды Красной Армии. Несколько дней мы находились в Дубровке, а потом нас отправили на фронт. Боевое крещение получил в районе Великих Лук. Я был связистом 219-го минометного полка 18-й артиллерийской дивизии прорыва РГК. В первых же боях был ранен и попал в госпиталь в город Горки. После выздоровления вернулся в свою часть.
Летом 1944 года, после небольшого отдыха и пополнения части, нас перебросили на Ленинградский фронт. Здесь я уже был радистом и всегда находился вместе с командиром на передовой линии. Прославили себя наши артиллеристы в боях под Выборгом и при штурме Кёнигсберга.
Мне особенно запомнился бой под деревней Куторсельки на Кольском полуострове. После нашей массированной артиллерийской подготовки, которая шла около часа, враг отступил. Наш полк, преследуя противника, ушёл далеко вперед, оставив позади пехоту. У деревни полк занял огневые позиции и стал готовиться к бою. Я вместе с командиром капитаном Шишовым отправился выбирать позицию. Не отошли мы и на полкилометра от расположения части, как немцы открыли шквальный огонь. Пришлось вернуться. Через несколько минут после обстрела фашисты пошли в атаку. Полк открыл миномётный огонь, но немцы продолжали наступать на наши позиции. Капитан Шишов дал приказ оставить у миномётов по два бойца, а остальным, вооружившись автоматами, отражать атаку противника. Бой был неравный, но мы держались. В порыве благородной ярости люди совершали поступки, невозможные в мирной жизни. Сержант Терсунов схватил миномётную плиту весом в 90 кг и накрыл ею гитлеровца. Минометы стреляли почти на себя. Мины ложились рядом с нами. Мы защищались до последнего патрона. Был убит замполит полка, много солдат и офицеров. В живых осталось только 18 человек. К вечеру подошла пехота, враг был отброшен.
На Ленинградском фронте я был вторично ранен, но в госпитале находился недолго. Нашу часть перебросили в Прибалтику, где я и встретил долгожданную Победу. За участие в боевых операциях я был награждён орденом Красной Звезды, медалям «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией», двумя медалями Польской Народной Республики».
Наградной лист к ордену Красной Звезды Родикова В.Е.
Приказ о награждении медалью "За отвагу". Лист 1
Приказ о награждении медалью "За отвагу". Лист 2
\