К 150-летию со дня рождения создателя и первого директора Брянского краеведческого музея С.С. Деева.
«Нужно напрячь все усилия, чтобы дать возможность музею развернуться, т.к. музей не роскошь, не учреждение для развлечения, а храм муз, науки и искусств. Музей - сокровищница, в которую не только кладут, но и из которой каждый гражданин может почерпнуть те необходимые ему сведения, без которых он не может считаться сознательным гражданином».
Заведующий брянским губернским музеем С.С. Деев. 23 ноября 1921г.
Сергей Сергеевич Деев (1874, СПб. - после 1943(?), Бухара) создатель Брянского общества краеведов и организатор двух губернских краеведческих съездов, брянского губернского музея и архива; археолог-любитель, открывший для науки Супоневскую верхнепалеолитическую стоянку. Был инициатором издания альманаха «Брянский край» (всего увидели свет три выпуска).
Деев Сергей Сергеевич
1 сентября 1921 года музей местного края открыл свои двери для посетителей.
Открытка. «Брянск. Техническое училище».
Располагался он в центре города в помещении из двух комнат бывшей домовой церкви при Практическом институте (современная площадь Ленина, здание было разрушено в годы войны). За первый год работы его посетило 2 тысячи человек.
Создатель этого музея с 1916 года проживал в Брянске, работал преподавателем рисования и других дисциплин. К февралю 1917 года достиг должности инспектора народных училищ. В 1919 году по его инициативе учреждена комиссия по охране памятников искусств и старины. Он же по поручению Губоно начал организовывать в Брянске архив. Возникновению музея предшествовали создание и активная работа Брянского художественно-исторического общества по сбору экспонатов для музея и книг для библиотеки.
Источниками комплектования фондов музея служили: археологические раскопки (в том числе и самого Деева) на территории края, ценности храмов и монастырей (только в самом городе храмов было более 15), отдельные частные коллекции из домов, усадеб и имений, Государственный музейный фонд РФ, отдельные частные дарения.
Благодаря постоянному участию в комиссиях по реквизиции ценностей у РПЦ, Дееву удалось пополнить фонды музея многими ценнейшими экспонатами. Среди них: крест мощевик с гробницы преподобного Поликарпа Брянского, напрестольный крест афонской работы, сребропозлащенный потир (вклад 1762 года в Полпинскую пустынь), водосвятная чаша из серебра (вклад в брянский Покровский собор1700 года князя Афанасия Афанасьевича Барятинского), деревянные статуи XVI века Святого Николая Ратного и Святой Параскевы из Брянского Петропавловского монастыря. Кроме этого: 3 иконы, 53 медных литых икон и крестов, 3 рукописные книги XVII- XVIII веков (среди них рукописный «Синодик» конца XVII- начала XIX вв.).
Среди раритетных книг и журналов, включенных С.С.Деевым в «Инвентарь предметов, принадлежащих Брянскому губернскому музею местного края»: изданная в 1754 г. в Штутгарте «Фармакопея Виртембергика», «Описание Иерусалима» 1771 года издания, журнал «Золотое руно» за 1909 год.
Книга Фармакопея Виртембергика 1754 год Штутгарт
Журнал "Золотое Руно", 1909 г.
Из отдельных домов и усадеб были привезены: мебель, бронза и фарфор в стиле Людовика XV из бывшего имения Белоглавая, собрание князя Тенишева из дома Орлова - Давыдова в Жиздре, портрет героя войны 1812 года Л.Л. Беннигсена работы Дж.Доу из имения Беннигсенов Богородицкое, картина «Портрет неизвестной старушки», приписываемая Рембрандту, несколько работ малых голландцев, картины кисти П.В.Жуковского из дома Мальцовых в Дятьково. На декабрь 1921 года музейную коллекцию составляли: 30 картин, преимущественно западноевропейских мастеров, 4 рисунка, 1 акварель, 29 хромолитографий, 32 литографии, 12 скульптур из мрамора, бронзы и гипса, 3 вазы (одна из них китайская).
Портрет Беннигсена
В результате археологических раскопок была собрана коллекция «первобытных древностей каменного века» из 340 предметов, «курганных древностей» из 101 предмета, череп носорога и зуб мамонта. Были собраны коллекции по геологии, минералогии, палеонтологии, ботанике, энтомологии, мимикрии и др.
Упомянуты в «Инвентаре» также: 131 медная и серебряная монета XVIII и XIX веков, кредитные билеты 1917 года, пистолет середины XIX века, германская стальная каска, чучело черепахи.
Рубль. Российская империя. 1723 г.
Библиотека музея в 1921 году состояла из: «105 книг научного содержания (поступили из Наркомпроса), 281 книги музейной и научной (из Центральной библиотеки Брянской губернии), 7 книг музейных и разных, ботанического атласа, атласа бабочек Ламперта 1913 года», атласа географического, книг по истории, искусству.
Атлас бабочек Ламперта 1913 года
При поддержке местных органов власти состоялся первый в истории Брянского края съезд краеведов. Газета «Брянский рабочий» за 27 ноября 1925 года сообщала: «…в Брянске открылся I-й губернский краеведческий съезд, объединивший работу школ, одиночек-краеведов и кружки краеведов.
Оформление краеведческого движения в губернии — главнейшая задача предстоящего съезда. Съезд рассчитан на 50-60 человек и продолжится 3-4 дня. На него приглашены все местные активные работники-краеведы, краеведческие кружки, представители учебных заведений, партийных, профессиональных и советских учреждений. На съезд ожидается приезд представителей центрального бюро краеведов и некоторых научных работников».
15-17 февраля 1928 г. в Брянске состоялся Второй губернский съезд краеведов.
Участники II-го губернского съезда краеведов. Фотография Мискевича. На фотографии во втором ряду третий слева - краевед, археолог, основатель и директор Брянского губернского музея С. С. Деев, рядом с ним (справа) – основатель и первый заведующий Трубчевским музеем местного края с 1919 по 1930 гг., краевед, археолог, ботаник, учёный лесовод Георгий Михайлович Поршняков (1868 – 1939), четвертый справа во втором ряду - зоолог, эколог, профессор Смоленского университета Владимир Владимирович Станчинский (1882-1942).
В конце 1926 года в городе работали три музея, впоследствии слившиеся в один: Брянский губернский краевой музей, Брянский музей Октябрьской революции, Брянский Антирелигиозный музей. Бежицкая картинная галерея, после закрытия студии Изо, при которой она состояла, также была переведена в Брянский губернский музей.
Как достижение и примета новой жизни кадры экскурсии в брянском музее попали в документальный фильм 1928 г. «В Брянском Полесье». Его сняли столичные кинодокументалисты, поместив в самом начале сюжет «Центральный музей народоведения (краеведческий музей): экспозиции музея, экскурсия».
В 1929 г. Брянская губерния была упразднена и вошла в состав Западной области с центром в Смоленске. Брянский музей утратил статус губернского. Большое количество наиболее ценных экспонатов было передано в Смоленский музей.
15 апреля 1930 г. С.С. Деев был уволен с занимаемой должности и вернулся к преподавательской деятельности в Брянский строительный техникум. Скончался в эвакуации в Казахстане. Собранные им коллекции погибли, личный архив не уцелел.
ЛИТЕРАТУРА:
- Деев С.С. Раскопки в Супонево//Брянский рабочий, 1926, 12 июня, 8 и 17 июля.
- Деев С.С. Археологические памятники Брянской губернии.// Материалы к доистории Центральной Промышленной Области". 1-е Совещание Палеоэтнологов Центрально-Промышленной Области, 27 - 2 9 мая 1926 года. Под редакцией Б. С.Жукова и О. Н. Бадера, Москва. Госмузей ЦПО.1927.
- Деев С.С. Доисторическая жизнь Брянского края под охраной краеведов // Брянский край. Вып. 1. - Брянск, 1926. С. 28-50.
- Деев С.С. Археологические памятники Брянской губернии// Материалы к доистории Центрально-Промышленной области, 1927.
Подготовила с.н.с. отдела истории С.А.Никулина
Счастлив город, где есть театр. Он нужен людям. Особенно когда владыкой сцены является талантливый артист.
В 1926 году в Брянске был сооружен Дом Советов. В комплексе с ним воздвигнуто и здание театра. Открылся театр 7 ноября, официально первый сезон начался 16 ноября 1926 года. Театр с первых своих шагов уделял большое внимание русской и зарубежной классической драматургии. Уже в середине 1926-1927 гг. были поставлены «Ревизор» Н.В. Гоголя, «На дне» М.Горького и др. Неоднократно ставились пьесы нашего земляка А.К. Толстого: «Царь Федор Иоаннович» (перед войной и позже), «Смерть Иоанна Грозного». С самого начала творческого пути театр придерживался реалистического метода работы по системе К.С. Станиславского.
Война застала труппу драмтеатра на гастролях в белорусском Гродно. Из 70 человек в Брянск вернулось только 11: кто-то вступил в ряды советской армии, кто-то ушел к партизанам, кто-то погиб или пропал без вести. В годы оккупации немцами были расстреляны художественный руководитель театра Я. Волин, заведующий музыкальной частью М. Корнгольд, актеры С. Левицкий и С. Гундобина.
При отступлении враг заминировал театр. Здание было взорвано. Война ещё продолжалась, а в декабре 1944-го в город уже была направлена на постоянную работу труппа из подмосковного Ногинска. На базе переведенного сюда коллектива Московского областного драматического театра должен был возродиться театр брянский.
А осенью 1949 г. восстановленный театр открыл свой новый сезон.
На сцене успешно шли пьесы выдающихся русских, зарубежных и советских драматургов. Не обходил стороной театр и местных авторов. В содружестве с А. Козиным были созданы спектакли по его пьесам «О самом дорогом», «Если в сердце весна», «Огонь людской», а также В. Навроцкого — «Гроза над Десной», П. Лучина — «Господин бурмистр», М. Саенко, Э. Рыжовой — «И вечный бой», С. Шарова — «Эхо Брянского леса».
Сколько городов России видели выступления брянских артистов — Москва, Ленинград, Казань, Архангельск, Орел, Калуга, Смоленск, а также страны ближнего зарубежья - Белоруссия, Молдова, Литва, Болгария. Театр тесно и плодотворно сотрудничал с Кюстендилским окружным драматическим театром (Болгария), обмениваясь спектаклями, ставя на сценах обоих театров новые постановки. В разные годы в театре работали известные режиссеры: Я. Волин, Ю. Решимов, Д. Любарский, В. Малахов, В. Щабанов, Е. Антонов, В. Энгелькрон, Б. Сапегин, А. Белявский, А. Новиков и др. Народными артистами Российской Федерации стали М.П. Гермацкая, Г.Д. Постников, В.Т. Богатырев, М.А. Гаврилова, В.А. Мацапура, И.П. Камышев. Звания заслуженного артиста России удостоены Т.Е. Силина, К.А. Вологдин, П.Я. Ефимов, Н.П. Лисовский, В.Г. Поляков, И.Н. Хотяновская, В.Г. Грозев, и др. Партия и правительство высоко оценили деятельность театра. За заслуги в развитии советского театрального искусства Брянский областной драматический театр Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1976 года был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
Гермацкая Мария Павловна (1914 — 2000).
Советская и российская театральная актриса, народная артистка РСФСР,
почётный гражданин г. Брянска.
Родилась Мария Павловна Гермацкая в небольшой белорусской деревеньке, но жить там ей не пришлось, родители переехали в город Ельню, что на Смоленщине. Здесь прошло ее детство, учеба в школе. Окончила успешно сельхозтехникум, получила специальность. Мечтала стать актрисой, поступила в Смоленское театральное училище, а когда его закрыли, перешла в Калининское. Юной актрисе довелось выступать не на театральной сцене, а на фронте, почти на передовой. Были концерты для раненых в госпиталях. После войны работала в Калининском, а затем в Оренбургском театрах. С 1951 года Мария Павловна в Брянске, в Брянском драматическом театре. Сцена стала для нее основой жизни. Почти 60 лет отдала она театральному искусству. Для нее не было маленьких ролей. Она была всегда владыкой сцены. Около трехсот ролей сыграно Марией Павловной. Каждая роль актрисы, пусть даже эпизодическая, для нее была ответственна.
Мария Павловна более десяти лет избиралась председателем Брянского отделения Всероссийского театрального общества, а потом и союза. Много сил и энергии отдала пропаганде театрального искусства, воспитанию молодых актеров. Большую помощь оказывала народным театрам области. Она избиралась депутатом Брянского городского Совета народных депутатов, кандидатом в члены обкома партии.
Народная артистка РСФСР — это звание в Брянском драматическом театре Мария Павловна получила первой. В нем выражена любовь и признание зрителей, дана высокая оценка ее служения театральному искусству. Мария Павловна награждена орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Звание почетного гражданина города Брянска ей было присвоено в августе 1985 года. В июне 2021 года в рамках подготовки к празднованию 95-летия Брянского драматического театра на доме по улице Фокина, где жила актриса, открыта мемориальная доска.
Ефимов Павел Яковлевич (1915- 1986).
Заслуженный артист РСФСР,
ведущий актер Брянского драматического театра.
Театр всю жизнь был для него самой главной, если не единственной, страстью. Павел Яковлевич родился 25 августа 1915 г. в г. Нижняя Салда Свердловской области. Актёрскую карьеру начал в 1930-е годы на сцене Нижнесалдинского народного театра. В 1936 году поступил в Свердловское театральное училище, которое окончил в 1940 году. С началом Великой Отечественной войны трудился в медсанчасти, но в 1943 году был отозван из армии и стал работать в драматическом театре имени А.Н. Островского в городе Кинешма. В 1945 году вернулся на Урал, на протяжении 17 лет играл на сцене Свердловского государственного театра юного зрителя им. Ленинского Комсомола. На протяжении всего творческого периода Павел Яковлевич на ведущих ролях в театре. Созданные им яркие, красочные образы насыщенны простой и хорошей моралью, героикой и патриотизмом. Актеру удаются как роли сказочных героев, так и глубоко драматичные роли.
За заслуги в области театрального искусства Павлу Яковлевичу 28 апреля 1961 г. присвоено звание - Заслуженный артист РСФСР.
Одной из лучших ролей всей своей карьеры П.Ефимов считал роль Р. Раскольникова.
В 1966 году Павел Яковлевич переезжает в город Брянск уже состоявшимся актером и сразу же занимает достойное место в труппе Брянского драматического театра. Актер принимает участие в постановке лучших произведений советской драматургии, русской и зарубежной классики.
Высоко оценена критиками работа П.Я. Ефимова в спектакле по пьесе Н. Островского «Бесприданница».
Большую любовь зрителей снискал П.Я. Ефимов в роли Е. Лукашина в спектакле « С легким паром» по пьесе Э. Рязанова и Э. Брагинского.
Павел Яковлевич Ефимов до последнего дня жизни выходил на сцену.
При подготовке выставки были использованы материалы из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Экспонаты дня:
Подробнее с экспонатами музея можно познакомиться в тематических разделах Госкаталога.
Экспонаты дня:
Подробнее с экспонатами музея можно познакомиться в тематических разделах Госкаталога.

Брянщина издавна славится своими лесами. По этой причине на территории области всегда активно развивались отрасли производства, связанные с обработкой и переработкой дерева. Первая спичечная фабрика на территории Новозыбковского уезда Черниговской губернии была создана в 1862 г. в с. Барки Ф.Е. Марютиным и М.М. Волковым. В дальнейшем в уезде одна за другой начали появляться спичечные фабрики. Так, фабрики возникли в соседних населенных пунктах: Деменке, Людкове, Карховке, Новозыбкове, Злынке и Софиевке. Таким образом, в начале XX века Новозыбковский уезд стал крупнейшим в Российской империи производителем спичек.
14 (27) января 1907 г. недалеко от железнодорожной станции Злынка, что находилась в Малом Вышкове (ныне – пгт. Вышков в Злынковском районе), появилась очередная спичечная фабрика. Её основателем был Афанасий Филлипович Родионов, происходивший из старообрядческого посада Тимошкин Перевоз (ныне – с. Перевоз в Новозыбковском районе). Совместно со своими детьми он основал «Акционерное общество А.Ф. Родионова с сыновьями». Сбытом продукции спичечной фабрики занимался «Торговый Дом», принадлежавший им же. В 1908 г. производство спичек было отмечено золотой медалью «Благодарного Императорского Московского общества сельского хозяйства», что нашло отражение на торговой марке фабрики.
Надписи на этикетках «Родионовской» фабрики сообщали, что здесь производятся «шведские спички» из красного фосфора вместо более опасного белого фосфора. На деле, производство оставалось опасным и вредным для работников. Несмотря на полученную награду, фабрика была плохо оборудована. Как и на соседних фабриках, на «Родионовской» преобладал ручной труд, а само здание было деревянным, что могло легко привести к пожару.
«Родионовская» оказалась последней основанной в уезде фабрикой. Процесс развития спичечного производства Новозыбковского уезда был остановлен в связи с событиями 1917 года. В 1919 г. произошла национализация крупнейших фабрик, в уезде остались лишь 2 фабрики – в Новозыбкове и Вышкове. Тогда же «Родионовская» фабрика сменила название на «Ипуть» по имени протекающей неподалеку реки. Но это название не закрепилось надолго, в 1922 г. фабрика получила название, под которым впоследствии стала известна – «Революционный путь» (сокращенно – «Ревпуть»).
В 1925 г. большая часть производственных площадок фабрики сгорела. Государством были выделены средства на восстановление фабрики, и в 1926 г. «Ревпуть» вновь заработала.
Фабрика стремительно улучшала свое производство, все больше процессов автоматизировалось. К 1928 г. фабрика имела 4 спичечных автомата и набивочные машины.
В 1930-е годы менялось административное деление. Территории, на которой располагалась фабрика, стали входить вместо Западной области в состав Орловской области. Эти изменения не меняли работы в самой фабрике, но остались запечатленными в надписях на спичечных этикетках. Фабрика продолжала набирать обороты, занималась экспортом продукции.
Отечественной войны спичечное производство, как и многие сферы, значительно пострадало. В 1943 году спичечная фабрика была уничтожена при отступлении нацистских войск. Ущерб, нанесенный фабрике, составил 9 млн. 132 тыс. 962 руб. После освобождения территории от оккупантов стремительно развернулись восстановительные работы.
Кроме фабричных построек и техники, война нанесла существенный урон и кадровому составу, поэтому при фабрике была организована школа фабрично-заводского обучения.
С 1 октября 1944 г. восстановленная фабрика вступила в эксплуатацию. В первые послевоенные годы объемы выпускаемой продукции уступали довоенным. В этот период спичечное производство в СССР было исключительно внутренним, экспорт не осуществлялся.
Уже к концу 1950 г. производственная мощность фабрики выросла на 25% по сравнению с довоенной. Объем продукции доходил до 3600 ящиков в сутки (когда в 1940 г. составлял 2500 ящиков). А в 1956 г. объем выпущенной продукции составил 1 млн. 56 тыс. ящиков. Пополнялась и техника – в 1949 г. фабрика имела уже 6 спичечных автоматов. Вместе с этим постепенно возвращался уровень экспорта.
Начиная с конца 1950-х гг. фабрикой выпускается все больше продукции, и вместе с ней получают распространение серии этикеток, благодаря которым многим советским детям знакомо имя фабрики. Фабрика была известной на уровне всего Советского Союза и спички из «Ревпути» попадали в разные города страны.
В это время развивается филумения – коллекционирование спичечных этикеток, коробков и иных предметов, связанных со спичками. Фабрикой «Ревпуть» выпускались серии этикеток на самые разнообразные темы. На спичечных этикетках печатались сюжеты, посвященные календарным праздникам, памятным и юбилейным датам, изображения городов – в том числе и достопримечательностей Брянского края.
Многие серии этикеток были направлены на информирование граждан о важных проблемах общества. Напомнить о достижениях своей страны, о внимательности при обращении с огнем, о необходимости спорта и многом другом – все это могли делать этикетки на спичечных коробках фабрики «Ревпуть».
В 1971 г. был построен и введен в эксплуатацию цех тепловой обработки древесины. В 1972 г. – центральная ремонтно-механическая мастерская по изготовлению запасных частей к спичечному оборудованию всех спичечных фабрик СССР.
В 1988 г. фабрика стала работать в условиях самофинансирования и самоокупаемости. После распада Советского Союза фабрика продолжила свою работу, однако потеря налаженных контактов и другие проблемы того периода привели к закрытию производства. За 7 лет до своего 100-летнего юбилея Злынковская спичечная фабрика «Ревпуть» прекратила существование, но память о спичечной фабрике, снабжавшей продукцией граждан Советского Союза, будет храниться на Брянщине.
При подготовке выставки были использованы следующие материалы:
Кочергина М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760–1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. Монография – Брянск: Издательство «ООО Ладомир», 2011 г. – 451 с.
Малеев А. А. Каталог спичечных этикетов Российской империи, 1860-1917. Часть 16. Черниговская губерния -1.
Малеев А. А. Каталог спичечных этикетов Российской империи, 1860-1917. Часть 17. Черниговская губерния – 2.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. М. Наука, 1998. 640 с.
Петр Васильевич Завадовский – российский государственный деятель, кабинет-секретарь, фаворит императрицы Екатерины II, действительный тайный советник, член Государственного Совета, первый министр народного просвещения Российской империи (1802–1810).
Пётр Васильевич Завадовский (1739–1812). Худ. Ф.Г. Слезенцов. [1797 г.]
Из фондов Государственного Русского музея.
Будущий министр Петр Васильевич Завадовский родился в деревне Красновичи Стародубского уезда (ныне в Унечском районе Брянской области) 10 (21) января 1739 г. в семье бунчукового товарища полковой Стародубской счетной комиссии. Мать Петра Васильевича – Мария Михайловна – была дочерью подкомория (судьи по спорам в границах имений) Стародубовского повета Михаила Степановича Ширая.
П. Завадовский в детские годы.
Воспитанием Петра Завадовского занимался его дед – М.С. Ширай. В 1747 г. он отправил Петра и его старшего брата Ивана в иезуитское училище в Орше «для продолжения наук…». Здесь они изучали историю, географию, математику, а также латынь.
Литография «Вид иезуитского коллегиума в Орше. 12 февраля 1840 г.». Автор Ловернь Бартелеми, Себастье Леон Жан-Батист.
Из фондов Государственного музея истории и религии.
В 1753 г. П. Завадовский перешел в Киевскую духовную академию. По воспоминаниям предводителя дворянства Суражского уезда Черниговской губернии И.С. Листовского Петр Завадовский «настолько пристрастился к изучению латинских классиков, что их чтение составляло любимое упражнение его в жизни и развлечение при его государственных занятиях. Благодаря этому знакомству он выработал свою письменную речь и придал ей своеобразную выразительность, чем и открыл себе дорогу».
После окончания обучения в Киевской духовной академии, в 1760 г. Завадовский поступил повытчиком (секретарем) в администрацию последнего гетмана Украины графа К.Г. Разумовского.
К.Г. Разумовский, граф, генерал-фельдмаршал, президент Российской академии наук. Худ. Луи Токке. 1758 г.
С упразднением гетманской власти, в 1764 г. императрица Екатерина II учредила вторую Малороссийскую коллегию, президентом которой назначили генерал-губернатора Малороссии Петра Александровича Румянцева, сыгравшего огромную роль в судьбе Петра Васильевича Завадовского.
П.А. Румянцев-Задунайский (1725–1796), русский полководец, генерал-фельдмаршал. Худ. В.И. Нестеренко. 2007 г.
В Глухове Румянцев занимал огромный дом, в котором помещалась канцелярия. Правителем канцелярии был будущий канцлер А.А. Безбородко. Сюда в 1765 г. молодой П. Завадовский был назначен начальником отделения. Совместная работа сблизила Александра Безбородко и Петра Завадовского, связав их многолетней дружбой.
Письмо Безбородко к Завадовскому. 7 января 1793 г.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Вместе с Румянцевым Петр Васильевич принимал участие в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. Он командовал отрядом, который охранял берег Днестра, несколько раз отбивал атаку неприятеля под Бендерами, за что был удостоен звания премьер-майора, затем подполковника. Отличился в битвах на Ларге и при Кагуле, а за умелое командование подразделением при атаке Силистрийских укреплений в июле 1773 г. возведен в чин полковника.
Битва при Кагуле 1 августа 1770 г. Победа графа Румянцева.
Худ. Д. Ходовецкий. Сер. XIX в.
В 1775 г., когда в Москве праздновали годовщину окончания памятной турецкой войны, полковник Петр Васильевич Завадовский был награжден императрицей орденом Святого Георгия 4-й степени. Когда же Екатерина II просила Румянцева указать ей молодых людей, способных занять должность ее кабинет-секретарей, то тот отрекомендовал императрице Безбородко и Завадовского.
2 января 1776 г. П.В. Завадовский был «произведен в генерал-майоры, назначен генерал-адъютантом и временно, во время отсутствия Потемкина, пользовался особым расположением императрицы, имел помещение во дворце и сделался не только кабинет-секретарем императрицы, но и главным дельцом ее».
Быстрое приближение Завадовского к Екатерине Великой встревожило известного фаворита императрицы, князя Потемкина. Начались интриги, и через год Петра Васильевича удалили от дворца.
Завадовский уехал в Ляличи, подаренные ему императрицей по ходатайству Румянцева в 1775 г. Но уже в мае 1778 г. он вновь вернулся в Санкт-Петербург, был назначен тайным советником, сенатором и членом Общества благородных девиц, с 1784 г. руководил комиссией по строительству Исаакиевского собора.
В 1781 г. Петру Васильевичу поручили управление Санкт-Петербургским Дворянским заемным банком. С 31 августа 1786 г. П.В. Завадовский – член Совета при высочайшем дворе. Спустя год, в связи с началом русско-турецкой войны, Петр Васильевич назначен членом Особого совета.
П.В. Завадовский. Худ. И.-Б. Лампи-старший. Кон. XVIII – 1-я треть XIX в.
Из фондов музея В.А. Тропинина и московских художников его времени.
Значительный вклад внес П.В. Завадовский в развитие системы российского образования. В 1782 г. он был назначен руководителем Комиссией об учреждении народных училищ, в задачи которой входило не только открывать народные училища, но и «предписать способы учения, издать полезнейшие для них книги, содержащие в себе главные, нужные человеку сведения».
Комиссия под руководством Завадовского издала «Правила для учащихся в народных училищах» и «Руководство учителям 1 и 2 разряда народных училищ Российской империи», которыми устанавливалась преемственность между ступенями образования и соответственно между учебными учреждениями – от уездной школы до университета, а также вводились единые методика преподавания и учебные планы.
Титульный лист из «Правил для учащихся в народных училищах».
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Титульный лист из книги «Руководство учителями перваго и втораго класса народных училищ Российской империи».
Из фондов Российской государственной библиотеки.
В 1788 г. П.В. Завадовский был назначен на должность главного директора народных училищ, а также он возглавил Медико-хирургическое училище, преобразованное им в Медицинскую академию.
За успешное проведение образовательной реформы Петр Васильевич Завадовский был удостоен ордена Св. Владимира I степени. В 1793 г. его наградили орденом Св. Александра Невского, а в 1794 г. император Австрийский Франц II, по желанию Екатерины II, пожаловал ему и его братьям Якову и Илье титул графа Римской империи.
5 апреля 1797 г. император Павел I пожаловал Петру Завадовскому графское достоинство Российской империи, а также орден Св. Андрея Первозванного и орден Анны I степени, а чуть позже – 8 января 1799 г. – орден Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест).
В 1798 г. Петра Васильевича назначают директором Ассигнационного банка. Но уже через год он попал в опалу, и в 1800 г. поселился в своем имении Ляличи.
В 1795 году в Ляличах было закончено строительство масштабного усадебного комплекса: воздвигнут великолепный дворец на 250 комнат, целый ряд вспомогательных и хозяйственных зданий, разбит колоссальный парк, построена замечательная своей архитектурой церковь святой Екатерины.
Усадьба П.В. Завадовского в с. Ляличи. Худ. М. Шретер. 1985 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея.
Ворота переднего двора в с. Ляличи.
Из фондов Брянского краеведческого музея.
Церковь Святой Екатерины. Главный храм и придел Святых апостолов Петра и Павла.
Западный фасад церкви Св. Екатерины в Ляличах. Нач. XX в.
Фрагменты лепного декора внутреннего убранства церкви Св. Екатерины в с. Ляличи. 1790–1797 гг.
Из фондов Брянского краеведческого музея.
Главным украшением дворца была статуя Екатерины Великой в натуральную величину. Интерьеры дворца украшали также фарфоровые изразцы и малахитовые камины.
Внутренний вид зала Ляличского дворца. 1900 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея.
Зал-ротонда. Плафон купола во дворце Завадовского в с. Ляличи. 1900–1910 гг.
Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Главная гостиная дворца.
Из фондов Брянского краеведческого музея.
Еще одна статуя, украшавшая дворцовый комплекс была посвящена благодетелю Завадовского – Петру Александровичу Румянцеву. Установлена она была в саду возле белого величественного павильона, окруженного высокими густыми деревьями. Петр Александрович представал в виде античного героя Ахиллеса. Скульптура была бронзовая и установлена на мраморном пьедестале.
Ротонда над памятником Румянцеву-Задунайскому в с. Ляличи.
Из фондов Брянского краеведческого музея.
Петр Румянцев был изображен в римской одежде; шлем находился рядом с ним, на сучке пня, на который он опирался; в руках у него был фельдмаршальский жезл, которым он прикасался к своему гербу, изображенному на щите.
На статуе были запечатлены победы Петра Румянцева в ходе русско-турецкой войны 1768–1774 гг.
Автором этой скульптуры был русский скульптор французского происхождения Жак-Доминик Рашет.
Капитан-поручик, литератор И.И. Дмитриев в 1795 г. посвятил этому памятнику стихотворение.
Почтенный лик! Когда б ты был изображен
С перуном пламенным на берегах Кагула,
Где гордый мусульман растерзан, низложен
И где земля в крови несчастных жертв тонула;
Тогда бы, на тебя взирая, каждый рек:
«Румянцев, славный вождь!» – и мимо бы протек.
Но здесь, здесь всяк тебя прохожий лобызает:
Здесь не герой в тебе блистает,
Прославивший себя единою войной,
Обрызган кровию врагов среди сражений,
Но друг, но ближний мой
И благотворный гений!
Увы, до наших дней статуя не сохранилась: считается, что в 1866 г. князь Голицын приобрел ее и перевез в Глухов, а во время Великой Отечественной войны она была утрачена.
При Петре Васильевиче Завадовском усадьба и деревня Ляличи назывались «Екатеринодар», названные в честь великой императрицы. 14 августа 1781 г. Завадовский в письме к генерал-губернатору Малороссии П.А. Румянцеву сообщал: «Сиятельнейший граф, милостивый государь! Ее Императорское Величество всемилостивейшая Государыня величайшее дозволила пожалованное в Стародубском полку село Ляличи переименовать в Екатеринодар. Вследствие чего имею честь всепокорнейшее просить Вашего сиятельства повелеть тамошнему правлению отныне то село мое под сим названием писать в ревизских книгах…».
Дворец в усадьбе П.В. Завадовского в с. Ляличи. Общий вид со стороны курдонёра.
Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева.
К сожалению, после смерти П.В. Завадовского усадьба постепенно пришла в запустение и до наших дней дошли только руины.
Руины дворца в с. Ляличи. Нач. XXI в.
С вступлением на престол императора Александра I П.В. Завадовский вернулся из опалы, был назначен членом Непременного совета и председателем Комиссии по составлению законов, а в 1802 г. Петр Васильевич стал первым в истории Российской империи министром народного просвещения.
По словам военного историка, генерал-лейтенанта М.И. Богдановича, «деятельность Завадовского на этом поприще была очень плодотворна, и в восемь лет его управления министерством для народного образования было сделано более чем в целое предшествовавшее столетие. При нем открыты: университеты в Харькове и Казани…, Педагогический институт в Петербурге, несколько лицеев, дал новый устав учебным заведениям и предоставил для всех даровое образование…».
Правила для педагогического института, утвержденные 16 апреля 1804 г.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
За свои труды на поприще министерства в 1805 г. Петр Васильевич Завадовский был удостоен алмазных знаков к ордену Св. Андрея Первозванного.
Граф Петр Васильевич Завадовский. Худ. К.К. Шульц.
Из фондов Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.
С апреля 1810 г. и до самой смерти П.В. Завадовский был председателем Департамента законов Государственного Совета.
9 (21) января 1812 г. Петр Васильевич Завадовский скончался. Его похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Надгробие П.В. Завадовского на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Фотограф А. Функ. Нач. XX в.
Из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Ода на кончину графа Петра Васильевича Завадовского, последовавшую января 10 дня 1812 года / Соч. К.М. Парпура.
Из фондов Российской государственной библиотеки.
Известный историк русского просвещения, академик М.И. Сухомлинов отмечал, что: «Памятником заслуг Завадовского в деле народного образования служит последовательный ряд зрело обдуманных и благотворных для народной жизни действий училищной комиссии и Главного правления училищ. Время управления министерством народного просвещения Завадовским останется навсегда блестящей эпохой в истории народного просвещения в России».
Очерк подготовила:
ведущий научный сотрудник отдела истории
Брянского краеведческого музея Калинкина Т.В.
Список использованных материалов:
1. Богданович М.И. История царствования императора Александра I и России в его время. СПб., 1869. Т. 1.
2. Горностаев Ф.Ф. Дворцы и церкви Юга. М., 1914. – 96 с.
3. Исторический альбом портретов известных лиц XVI-XVIII в. фотографированных и изданных художником А.М. Лушевым. СПб., 1870. С.33.
4. Листовский И.С., сотрудник исторических журналов 1870–1890 гг., предводитель дворянства Суражского уезда Черниговской губернии.
5. Пикина Г.А. Ляличи. Усадьба Завадовского. Брянск, 2014. – 160 с.
6. Письма графа П.В. Завадовского к фельдмаршалу графу П.А. Румянцову. 1775–1791 гг. СПб., 1901. С. 4, 14.
Экспонаты дня:
Подробнее с экспонатами музея можно познакомиться в тематических разделах Госкаталога.
Коллекция «Монеты» является второй по численности после «Археологической» и в настоящее время насчитывает около 40000 предметов. Коллекция начала формироваться с 1948 года и продолжает активно пополняться в настоящее время.
Коллекция «Монеты» включает в себя подлинные экземпляры русских монет с XVI века (1535 года) и вплоть до начала XXI века. Среди них особую ценность представляют клады русских серебряных монет XVI-XVIII веков, найденных на территории Брянской области.
В коллекции «Монеты» Брянского государственного краеведческого музея нашли своё место монеты иностранных государств, самым ранним по времени из них является клад серебряных дирхемов, найденный на территории Брянской области.
В состав коллекции «Монеты» входит небольшое количество русских золотых монет конца XIX века, времени правления Николая II.
Большую часть коллекции занимают монеты разных времён и государств, выполненных из меди.
В коллекции «Монеты» находится множество кладов русских монет. Один из таких кладов был найден в с. Глазово Почепского района в 1951 году во время проведения сельскохозяйственных работ. Клад включает в себя серебряные монеты времени Ивана IV Грозного в количестве 55 штук.
Монеты Ивана IV чеканились на Псковском, Новгородском, Московском и Тверском денежных дворах.
Одной из таких монет является копейка 1535-1547 гг., отчеканенная во Пскове. Её вес составляет 0,68 г.
Копейка. Иван IV Грозный, 1535-1547 гг. Россия, Псков. Серебро. Вес 0,68 г.
Такие копейки впервые появились в 1535 г. в ходе денежной реформы Елены Глинской, матери Ивана Грозного. Копейки являлись разменными монетами по отношению к рублю. Копейки имели неправильную форму и изготавливались без единого стандарта. Это объяснялось тем, что чеканились они на расплющенных обрезках серебряной проволоки. В результате получались продолговатые, почти овальной формы пластинки. На лицевой стороне (аверсе) копейки выбивался рисунок, а на оборотной стороне (реверсе) – надпись «KHS ЬВЕЛИК IНГАРЬ ВСЕАР YСИ» («Князь Великий Государь Всея Руси»). На новой копейке 1535 г. изображён всадник (Святой Георгий Победоносец) с копьём. И этим она отличалась от старой дореформенной, где был изображён всадник с саблей.
В Москве первое время после денежной реформы 1535 г. чеканились копейки с изображением всадника с мечом и получили название «мечевые». На лицевой стороне изображён всадник с мечом в обрамлении точек, на оборотной стороне надпись: «KHSЬ ВЕЛIКИ IВАНЪ ПСК» («Князь Великий Иван ПСК»).
Копейка «мечевая». Иван IV Грозный, 1535-1548 гг. Россия. Москва. Серебро. Вес 0,50 г.
Денга равнялась ½ копейки. На лицевой стороне московской денги Ивана IV изображён всадник, повёрнутый вправо и держащий в правой руке меч. На оборотной стороне текст из трёх строк: «KHSЬ ВЕЛIК IВАН» («Князь Великий Иван»).
Денга. Иван IV Грозный, 1535-1548 гг. Россия. Москва. Серебро. Вес 0,33 г.
Ещё один клад, в настоящее время хранящийся в фондах Брянского государственного краеведческого музея, был найден в с. Лучковичи Стародубского района во время сельскохозяйственных работ в 1951 году. Он находился в глиняной кубышке. В составе клада было 620 монет.
Одной из монет, находившихся в данном кладе, является копейка 1535-1547 гг., отчеканенная в Новгороде. Она имеет вес 0,66 г.
На аверсе изображён всадник с копьём. На реверсе надпись «KHS ЬВЕЛIК ИГДРЬВ СЕАРУ СИ» («Князь Великий Государь Всея Руси»).
Копейка. Иван IV, 1535-1548 гг. Россия. Новгород. Серебро. Вес 0,66 г.
На копейке 1597 г., отчеканенной в Новгородском денежном дворе, на лицевой стороне изображён всадник с копьём, скачущий вправо. На оборотной стороне надпись: «ЦРИВЕ ЛIКИIКНЗ ФЕОДОРIОА НОВИЧЬСЕ АРУСИ» («Царь и великий князь Фёдор Иоаннович Всея Руси»).
Копейка. Фёдор Иванович, 1597 г. Россия. Новгород. Серебро. Вес 0,66 г.
Сын Ивана Грозного Фёдор был царём лишь формально. Страной в это время управлял Борис Годунов.
В 1598 г., после смерти Фёдора Ивановича, последнего представителя династии Рюриковичей, царём стал Борис Годунов, фактически управлявший страной с 1584 г.
При Борисе Годунове чеканились только копейки на Московском, Новгородском и Псковском денежных дворах.
На копейке 1599 г. на аверсе изображён всадник с копьём, скачущий вправо.
На реверсе надпись: «ЦРЬИВЕ ЛIКIИКНSЬ БОРИСЬѲФЕДО РОВIЧВСЕЯ РУСИ» («Царь и Великий Князь Борис Фёдорович Всея Руси»).
Копейка. Борис Фёдорович, 1599 г. Россия. Псков. Серебро. Вес 0,72 г.
В 1956 г. в д. Безгодково Суземского района в глиняном сосуде-кубышке был обнаружен клад серебряных монет XVI-XVII вв. В нём находилось 468 монет.
В кладе находились копейки Ивана IV после его коронации (1547-1584 гг.)
На лицевой стороне изображён всадник с копьём, скачущий вправо. На оборотной стороне надпись: «ЦРЬИ КНSЬВ ЕЛIKIIB АНЪВСЕ АРУС» («Царь и Князь Великий Иван Всея Руси»).
Копейка. Иван IV Грозный, 1547-1584 гг. Россия. Новгород. Серебро. Вес 0,66 г.
В кладе также находились серебряные копейки Михаила Фёдоровича – первого царя из династии Романовых (1613-1645 гг.)
На лицевой стороне копейки Михаила Фёдоровича, отчеканенной в Московском денежном дворе, изображён всадник с копьём.
На оборотной стороне надпись: «ЦРЬIВЕ ЛIKHIKHA МИХАIЛ ФЕДОРОВИЧЬ ВСЕАРУС» («Царь и Великий Князь Михаил Фёдорович Всея Руси»).
Копейка. Михаил Фёдорович, 1626-1645 гг. Россия. Москва. Серебро. Вес 0,45 г.
При Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.), сыне Михаила Фёдоровича Романова, серебряные копейки чеканились только в Москве и очень ограниченно в Новгороде.
На аверсе копейки Алексея Михайловича изображён всадник, скачущий вправо.
На реверсе надпись: «ЦРЫВЕЛИ КИКНАSЬ ЯЛЕКСЕI МIХЯIЛО ВИЧЬВСЕЯ РУСИ» («Царь и Великий Князь Алексей Михайлович Всея Руси»).
Копейка. Алексей Михайлович, 1663-1676 гг. Россия. Москва. Серебро. Вес 0,46 г.
Клад русских серебряных и медных монет XVIII в. был найден в д. Пастушье Дятьковского района в 1960 году при рытье ямы для столба на глубине ½ метра. В кладе находилась 71 монета времени правления Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
При Петре I начинают чеканиться крупные серебряные монеты округлой формы. Монета рубль не только прочно, но и навсегда входит в денежное обращение, становится основой денежной системы. Именно с времени Петра I все расчёты начали производится в рублях, а ранее делались исключительно в копейках.
На лицевой стороне рубля 1723 г. изображён портрет Петра Великого «в античных доспехах» в профиль,лицом вправо. По окружности надпись: «ПЕТРЪ А·ИМПЕРАТОРЪ IСАМОДЕРЖЕЦЪ·ВСЕРОССИIСКИI·», внизу надпись разделена портретом.
На оборотной стороне находится монограмма Петра I, состоящая из четырёх больших букв «П», расположенных по кругу и объединённых в своих верхних частях. Между буквами по диагонали размещены римские цифры «I», над которыми размещены точки. Напротив каждой буквы «П» имеется императорская корона. Посередине в монограмме указан год чеканки, разделённый на две части – «17 23». По кругу надпись, разделённая на четыре части (начиная сверху) – «МОНЕТА НОВАЯ ЦЕНА РУБЛЬ».
Рубль. Пётр I, 1723 г. Россия. Москва. Серебро. Вес 27,48 г.
При Екатерине I продолжают чеканиться серебряные монеты.
На рубле 1726 г. по окружности лицевой и оборотной сторон имеется выступающий шнуровидный кант.
На аверсе помещён портрет Екатерины I в профиль, лицом влево. По кругу надпись: «ЕКАТЕРIНА·IМПЕРАТРИЦА·IСАМОДЕРЖИЦА·ВСЕРОСIСКАЯ».
На реверсе изображён герб Российской империи первой четверти XVIII в: двуглавый орёл с поднятыми крыльями, коронованный двумя императорскими коронами, вверху такая же корона, но большего размера. По кругу надпись: «·МОНЕТА·НОВАЯ·ЦЕНА·РУБЛЬ·1726·»
Рубль. Екатерина I, 1726 г. Россия. Москва. Серебро. Вес 26,46 г.
На лицевой стороне рубля 1734 г. помещён портрет Анны Иоанновны в профиль, лицом вправо. Портрет И. Васильева имеет сильно наклонённую линию лба. В связи с этим данный вид портрета получил название «портрет со скошенным лбом». По кругу надпись: «·БМ АННА IМПЕРАТРИЦА· IСАМОДЕРЖ·ВСЕРОСИСКАЯ» («Божьей милостью Анна, императрица и самодержица Всероссийская»).
На оборотной стороне изображён герб Российской империи второй четверти XVIII в: двуглавый орёл с поднятыми крыльями, коронованный двумя императорскими коронами, вверху такая же корона, но большего размера. На груди орла щит с московским гербом – Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём змеевидного дракона с крыльями. Щит окружён цепью ордена Андрея Первозванного. Правой лапой орёл держит скипетр, левой державу. По кругу надпись: МОНЕТА РУБЛЬ 1734».
Рубль. Анна Иоанновна, 1734 г. Россия. Москва. Серебро. Вес 25,36 г.
На аверсе рубля 1743 г. помещён погрудный портрет Елизаветы Петровны в профиль, лицом вправо. Под портретом буквы «М·М·Д» (Московский монетный двор). По кругу надпись: «Б·М·ЕЛИСАВЕТЪ·I·IМП·IСАМОД:ВСЕРОС:» («Божьей милостью Елизавета I, императрица и самодержица Всероссийская»).
На реверсе изображён герб Российской империи середины XVIII в.: двуглавый орёл с поднятыми крыльями, коронованный двумя императорскими коронами, вверху такая же корона, но большего размера. Правой лапой орёл держит скипетр, левой державу. На груди орла щит с московским гербом: Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём змеевидного дракона с крыльями. Щит окружён цепью ордена Андрея Первозванного. Вверху полукругом указан год чеканки, разделённый на две части – «17 43». Внизу полукругом номинал – «МОНЕТА·РУБЛЬ·».
Рубль. Елизавета Петровна, 1743 г. Россия. Москва. Серебро. Вес 25,89 г.
Рубль Екатерины II 1766 г. (портрет без шарфа).
На аверсе помещён портрет Екатерины II в профиль, лицом вправо. Под портретом буквы «СПБ» (Санкт-Петербург), в обрезе рукава буквы «Т I» (инициалы Тимофея Ивановича Иванова, автора портрета). По кругу надпись: «·Б·М·ЕКАТЕРИНА·II·IМП·IСАМОД·ВСЕРОС» («Божьей милостью Екатерина II, императрица и самодержица Всероссийская»).
На реверсе изображён герб Российской империи второй половины XVIII в.: двуглавый орёл с поднятыми крыльями, коронованный двумя императорскими коронами, вверху такая же корона, но большего размера. Правой лапой орёл держит скипетр, правой державу, на груди орла щит с московским гербом: Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём змеевидного дракона с крыльями. Щит окружён цепью ордена Андрея Первозванного. Под лапами орла буквы «А Ш» (инициалы минцмейстера монетного двора). Вверху полукругом указан год чеканки – «1766». Внизу полукругом номинал – «МОНЕТА·РУБЛЬ».
Рубль. Екатерина II, 1766 г. Россия. Санкт-Петербург. Серебро. Вес 24,38 г.
В 1951 году в каменной стене ограды Свенского Успенского мужского монастыря воспитанниками Свенского детского дома был найден клад серебряных монет времени царя Николая II в количестве 36 монет, который впоследствии был передан в фонды Брянского государственного краеведческого музея.
В монетной чеканке времени Николая II произошло много изменений. В 1895 – 1898 гг. была проведена денежная реформа под руководством С.Ю. Витте, в ходе которой основой денежного обращения становится золотой рубль. До этого основным считалось серебро.
В кладе, найденном в стене ограды Свенского монастыря, были обнаружены серебряные рубли 1898 и 1899 годов. Они оказались самыми крупными по номиналу. Остальные серебряные монеты – это монеты номиналом 50, 20 и 10 копеек разных годов времени правления Николая II.
Лицевая и оборотная стороны 1 рубля 1899 г. минцмейстера Феликса Залемана имеют выступающий по окружности кант с обращёнными внутрь зубцами в форме буквы «Ω».
На аверсе монеты изображён профиль Николая II лицом влево. Слева от профиля снизу вверх полукругом вдоль канта имеется надпись: «Б.М.НИКОЛАЙ II ИМПЕРАТОРЪ». Справа от профиля также по окружности вдоль канта, но сверху вниз надпись: «И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОСС.»
На реверсе монеты в центральной части помещено изображение Малого Государственного Герба Российской империи образца 1833 г. На гербе двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, выше находится такая же корона, но большего размера, связанная с нижними коронами развевающейся лентой Андреевского ордена. Правой лапой орёл держит скипетр, левой – державу. На груди помещён московский герб: Святой Георгий на коне, поражающий копьём змеевидного дракона с крыльями. Московский герб окружает цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного. На поднятых вверх крыльях орла расположены гербы восьми царств (по четыре на каждом крыле). На левом гербы царств: Казанского, Польского, Херсонеса Таврического, а также соединенные в один гербы великих княжеств: Киевского, Владимирского и Новгородского. На правом гербы царств: Астраханского, Сибирского, Московского и Великого княжества Финляндского. Хвост орла выполнен стилизованно. Под гербом полукругом вдоль канта указан номинал – «РУБЛЬ» и год чеканки – «1899 Г.», разделяет их пятилистник.
Рубль. Николай II, 1899 г. Россия. Санкт-Петербург. Серебро. Вес 19,65 г.
В фондах Брянского государственного краеведческого музея хранятся золотые монеты времени правления Николая II. Среди них золотая монета 10 рублей 1900 г. Монета именно данного номинала стала одним из символов самодержавия.
Лицевая и оборотная стороны монеты 10 рублей 1900 г. имеют выступающий по окружности кант с обращёнными внутрь зубцами в форме буквы "Ω". На аверсе монеты изображён профиль Николая II лицом влево. Слева от профиля снизу вверх полукругом вдоль канта имеется надпись: «Б.М.НИКОЛАЙ II ИМПЕРАТОРЪ». Справа от профиля также по окружности вдоль канта, но сверху вниз надпись: «И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОСС.».
На реверсе монеты в центральной части помещено изображение Малого Государственного Герба Российской империи образца 1883 года. На гербе двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, выше находится такая же корона, но большего размера, связанная с нижними коронами развевающейся лентой Андреевского ордена. Правой лапой орёл держит скипетр, левой - державу. На груди помещён московский герб: Святой Георгий на коне, поражающий копьём змеевидного дракона с крыльями. Московский герб окружает цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного. На поднятых вверх крыльях орла расположены гербы восьми царств (по четыре на каждом крыле). На левом крыле гербы царств: Казанского, Польского, Херсонеса Таврического, а также соединённые в один гербы великих княжеств: Киевского, Владимирского и Новгородского. На правом крыле гербы царств: Астраханского, Сибирского, Московского и Великого княжества Финляндского. Хвост орла выполнен стилизованно. Под гербом полукругом вдоль канта указан номинал и год чеканки – «10 РУБЛЕЙ 1900 Г.».
10 Рублей. Николай II, 1900 г. Россия. Санкт-Петербург. Золото. Вес 8,59 г.
В фондах Брянского государственного краеведческого музея нашли своё место и клады иностранных государств.
Особый интерес представляет клад дирхемов, который был найден на берегу безымянного ручья, притока р. Вихолки между с. Малоудебным и с. Великоудебным Гордеевского района Брянской области в 2010 году.
Дирхемы – средневековые арабские монеты, изготовленные из серебра. Серебряные дерхемы впервые начали изготавливать в конце VII в. на территории Арабского халифата. Эта средневековая монета быстро разошлась по многим странам благодаря активным торговым отношениям между ними. В Киевскую Русь дирхемы попали, вероятнее всего, также посредством торговли.
На аверсе дирхема (из клада) в двойном линейном ободке строчная легенда и две круговые легенды куфическим шрифтом. Внешняя круговая легенда содержит восхваления Аллаху: «Власть принадлежит Аллаху. От начала и до конца веков. Отселе возвеселятся верующие помощью Аллаха». Во внутренней круговой легенде даны сведения о монетном дворе и дате чеканки дирхема (Самарканд, 297 г. по хиджре). Строчная легенда гласит: «Нет Бога, кроме/Аллаха Единого/нет ему сотоварища».
На реверсе: линейный ободок. Круговая легенда содержит изречение из Корана: «Мухаммад – посланник Аллаха; послал он его с наставлением и верой истинною, чтобы возвеличить её над всеми религиями, хотя (этому) противятся многобожники». В центре в линейном ободке строчная легенда: «Аллах/Мухаммад/посланник Аллаха/ал-Муктадир биллах/Ахмад ибн Исмаил».
Дирхем. Арабский Халифат, Самарканд, Ахмад ибн Исмаил, 297 г. (по хиджре). Серебро. Вес 2,00 г.
Не менее интересным является клад пражских грошей XIV в., который был найден в д. Коржовка Унечского района в 1962 году.
Пражский грош появился вследствие денежной реформы чешского короля Вацлава II (1283-1305 гг.). Согласно этой реформе, серебро из богатых рудников могло покидать государство только в виде монеты. Пражские гроши получили широкое распространение в международной торговле и стали торговой монетой. На Русь пражские гроши попадали в XIV – XV вв., главным образом, через Великое княжество Литовское.
На лицевой стороне пражского гроша (из клада) в центре в точечном ободке – корона и двойная круговая легенда: «WENCEZLAVS: SECVNDVS (во внутреннем поясе); «DEI: GRATIA: REX: BOEMIE (во внешнем кольце).
На оборотной стороне изображён шествующий влево двухвостый лев, окружённый словами: «GROSSI: PRAGENSES».
Пражский грош. Чехия, Вацлав II. XIV в. (1300-1305 гг.) Серебро. Вес 2,81 г.
В фондах Брянского государственного краеведческого музея хранится клад монет Центральной и Западной Европы 1624 – 1695 годов, который был найден в г. Почепе в 1971 году в глиняной кубышке при выполнении сельскохозяйственных работ.
Одной из монет этого клада является шестигрошовик 1625 г. Сигизмунда III Ваза (1587-1632 гг.)
На аверсе: портрет Сигизмунда III Ваза и надпись: «SIGIS: III: D: G: REX·POL·M: D: L».
На реверсе: гербы Польши и Великого княжества Литовского и надпись: «GROS·ARGE SEX·REG·POL·1625·/ VI».
На патагоне (талере) 1632 г. Филиппа IV (из клада) на аверсе изображены крест Святого Андрея и корона сверху, которые делят дату «1632», а также надпись по кругу: «PHIL·IIII·D·G·HISP·ET·INDIAR·REX·».
На реверсе изображён герб с короной в орденской цепи и надпись: «ARCHID·AVST·DVX·BVRG·BRAB».
Патагон (Талер). Испанские Нидерланды, Филипп IV, 1632 г. Серебро. Вес 27,92 г.
Ещё одна монета из клада – это серебряный риксдаальдер (талер) 1694 г. Голландской республики провинции Утрехт.
На лицевой стороне: изображение рыцаря в полный рост с мечом у правого плеча и гербовым щитом провинции в левой руке. Год чеканки «1694» разбит на две половины. Легенда: «MO ARG PRO CONFOE BELG TRANS».
На оборотной стороне: коронованный львиный щит Нидерландов по центру. Легенда: «CONCORDIARES PARVA CRESCVNT».
Риксдаальдер (Талер). Голландская республика, Утрехт, 1694 г. Серебро. Вес 26,99 г.