Виртуальная выставка «Геральдические символы Брянской области»
5 июля Брянская область встретила свой 76 день рождения. Солидный возраст для административно-территориальной единицы, но даже он – лишь мгновение в сравнении с многовековой историей древней брянской земли.
Эта история нашла отражение не только в научных трудах, учебниках, пособиях, статьях, очерках и фильмах, но и в символике нашего края. Поэтому закономерно, что 5 июля на Брянщине отмечается ещё одна памятная дата – «День герба, флага и гимна Брянской области».
Брянский государственный краеведческий музей не мог обойти эти даты вниманием и представляет виртуальную выставку «Геральдические символы Брянской области».
Геральдика – наука о гербах. А на гербе каждый элемент не случаен и несёт опредёлённый смысл.
Что значат три золотых луча на гербе Брянской области? Почему флаг области багряный? На гербе какого города повисли груши, а на каком расцвели маки? В каком городе обронил свой жезл хитроумный Меркурий?
На эти и другие вопросы вы найдёте ответ в материалах нашей выставки: вашему вниманию представлены герб и флаг области, а также 24 герба, включая исторические, городов нашего края. Также вы сможете ознакомиться с текстом гимна области и подробнее узнать о его авторах – поэте А.В. Софронове и композиторе С.А. Каце.
Приятного просмотра, дорогие друзья!
Герб Брянской области
Герб Брянской области утверждён Законом Брянской области от 5 ноября 1998 года. Его авторами являются губернатор Ю.Е. Лодкин и художник А.А. Зуенко. В приложении было дано такое описание и объяснение герба: «Герб Брянской области представляет собой французский щит синего цвета. Синий цвет щита – принятый в геральдике цвет славянского единства, символизирует принадлежность области к славянству.
В нижней части щита из одной точки расходятся три золотых луча, делящие щит на три части, каждая из которых является символом единства славянских государств: России, Белоруссии и Украины…
В верхней части щита расположено стилизованное изображение золотой ели с трехъярусной кроной как хорошо узнаваемый символ Брянского леса. На фоне центральной части изображен герб города Брянска, который несет многогранную символическую нагрузку. Брянск – стольный город области.
Герб окаймлен дубовым венком, определяющим статус области как субъекта Российской Федерации, наделенного правами государственной власти. Венок переплетен орденскими лентами: правая сторона переплетена лентой ордена Ленина, которым Брянщина награждена в 1967 году, левая сторона – лентой медали "Партизан Великой Отечественной войны".
В разрыве дубового венка над центром гербового щита изображен серп и молот, символизирующий не только нерушимый союз рабочих и крестьян, но и то, что Брянская область является территориальным новообразованием, созданным при Советской власти».
Герб может использоваться в трёх вариантах – полном (парадном) и в двух «повседневных».
Флаг Брянской области
Флаг нашего края представляет собой багровое прямоугольное полотнище, в центре которого изображён герб области. Считается, что багровый цвет – это цвет партизанских знамён и крови, пролитой за свободу и независимость родины.
Гимн Брянской области
Гимн Брянской области – песня «Шумел сурово Брянский лес», написанная поэтом А.В. Софроновым и композитором С.А. Кацем осенью 1942 года. Впервые исполнена Софроновым 7 ноября 1942 года в брянских лесах среди партизан. Песня утверждена в качестве гимна области в 1998 году.
Анатолий Владимирович Софронов (1911 – 1990)
Родился 19 января 1911 года в Минске.
Поэт, писатель и драматург, Герой Социалистического труда, лауреат двух Сталинских премий в области литературы и искусства и, Государственной премии РСФСР.
Его авторству принадлежит множество известных песен и стихов, а также немало пьес и киносценариев, в числе которых знаменитая «Стряпуха».
Написанная в 1942 году А.В.Софроновым песня «Шумел сурово Брянский лес» (музыка С.А. Каца) стала гимном Брянской области.
С 1942 года Софронов специальный корреспондент «Известий», писал очерки, корреспонденции и стихи. Побывал в партизанских отрядах в тылу врага, на Южном, Северо-Кавказском, Брянском, 2-м и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в боях под Новороссийском.
Наиболее значительные произведения военных лет – песни «Шумел сурово брянский лес», «Голубое донышко», «Споём, товарищи!», «У самого синего моря», «Моряк из Николаева», «Под клёнами» (музыка С. Каца), «Ростов-город» (музыка М. Блантера), «У лесной опушки», «Три внука» (музыка В. Соловьёва-Седого), «Орлиная семья (музыка К. Листова), «Ходят соколы» (музыка Б. Мокроусова) и многие другие.
С 1953 года главный редактор журнала «Огонёк». Возглавлял журнал без малого 33 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1981 г. за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность, писателю, главному редактору журнала «Огонёк» Софронову Анатолию Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В Брянске именем Софронова назван сквер недалеко от Центрального рынка и автовокзала.
Сигизмунд Абрамович Кац (1908 – 1984)
Советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР.
Родился 4 апреля 1908 г. в Вене, а в 1915 г. семья переехала в Тверь.
Окончил музыкальный техникум по классу фортепиано у Е.Ф. Гнесиной, а в 1929–1931 гг. изучал композицию в классе М.Ф. Гнесина.
В 1932–1934 гг. служил в музыкальном взводе 3-го стрелкового полка Московской Пролетарской дивизии, руководил самодеятельным хором и духовым оркестром.
После службы в армии, как гнесинец, был принят на третий курс Московской консерватории.
Выступал в концертах как пианист, писал музыку. Основной жанр творчества – песни (на стихи А.В. Софронова, П.Н. Шубина, А.А. Суркова, И.П. Уткина, М.А. Светлова, А.И. Фатьянова и др.).
Писал музыку к постановкам Московского ТЮЗа, автор оперы «Капитанская дочка» по Пушкину (1941), оперетт «Взаимная любовь» (1940), «Я вам пишу» (1944), «Южная ночь» (1948, совместно с Никитой Богословским), «Чемпион мира» (1950), «Звёздный рейс» (1961), музыки для театра и цирка, а также к документальным и мультипликационным фильмам.
Лауреат Сталинская премии третьей степени за песни «Как у дуба старого» (1937), «Шумел сурово Брянский лес» (1942), «Сирень цветёт» (1944), «Заздравная» (1946).
Герб Брянска
Древний город Брянск получил свой собственный герб в 1781 году по Указу императрицы Екатерины II. С небольшими изменениями он просуществовал до нашего времени: в советское время ядра у мортиры стали жёлтыми, на зелёном поле появились золотые побеги юных растений, а вверху герба – надпись «Брянск», которая исчезла в варианте герба 2009 года.
В 2016 году утверждён современный вариант городского герба, который ближе историческому образцу 1781 года.
Герб Трубчевска
Город Трубчевск сохранил свой исторический герб, пожалованный в 1781 году.
Символика герба проста: в верхней половине расположен герб города Орла, что отсылает нас к временам пребывания города в составе Орловского наместничества; в нижней – «в золотом поле три натурального цвета дули (груши), каковыми плодами сей город славится».
Герб Севска
Свой герб Севск получил, как и остальные города Орловского наместничества, в 1781 году по Указу Екатерины II. Герб предельно лаконичен: в синем поле, на зелёной траве лежит золотой ржаной сноп.
Герб Стародуба
Исторический герб города Стародуб создан на основе герба 1620 года, на котором был изображён «дуб з гнездом орлым», пожалованного городу польским королём Сигизмундом III, и герба Стародубского полка, который описывался так: «В золотом щите, на белом поле на зелёной земле старый дуб».
В 1782 году императрица Екатерина II утвердила герб города вместе с другими гербами городов Новгородско-Северского наместничества.
Подлинное описание кратко: «Старой дубъ въ серебряномъ полѣ».
Официально этот герб использовался до ноября 1917 года.
10 августа 2006 года Решением Стародубского городского Совета народных депутатов исторический герб восстановлен в качестве официального символа города.
Описание его таково: «В серебряном поле на зелёной, окантованной лазурью, земле червлёный (красный) старый дуб, справа не имеющий листьев, слева с зелёными листьями».
Так как символика герба напрямую связана с названием города герб относится к категории гласных, т.е. «говорящих» гербов.
В 1625 году канцелярией Великого княжества Литовского Стародубу дан другой герб: в лазуревом поле Святой Георгий на коне поражает копьём дракона.
Подлинных изображений его не сохранилось, известны лишь современные реконструкции. Нет и подтверждений тому, что этот герб когда-либо использовался официально.
Герб Новозыбкова
Точная дата утверждения исторического герба Новозыбкова не известна. Герб, созданный предположительно в начале XIX века, изображал положенные накрест сноп конопли и золотой жезл Меркурия.
В 2018 году на основе исторического утверждён современный герб города с описанием, раскрывающим его символику.
Жезл Меркурия (кадуцей) является символом торговли, которая активно развивалась в Новозыбкове с начала XVIII века, а конопля – символ сельского хозяйства города, жители которого издавна занимались разведением этой сельскохозяйственной культуры. Примененные в гербе цвета символизируют: зеленый – природу, надежду, рост и здоровье; серебряный (белый) – символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения; золотой – символ высшей ценности, богатства, величия, прочности, интеллекта и прозрения.
Кстати, с 2002 по 2018 год у Новозыбкова был герб с теми же символами, но выполненный в ином цветовом решении и с менее реалистичным изображением снопа конопли.
В советское время, с 1986 года, город также имел герб. Он имел форму щита, разделенного по горизонтали на 3 части. В верхней части располагалось название города. В средней части – фрагмент герба Брянска, указывающий на принадлежность к Брянской области. В центре нижней части герба – полушестерня и колос пшеницы, символизирующие промышленность города и основную продукцию сельского хозяйства района. Ниже полушестерни и колоса располагались перекрещенные винтовка и сабля, символизировавшие борьбу трудящихся в годы гражданской войны. Правый и левый периметры нижней части герба окаймлены лентой медали «Партизану Отечественной войны», отражающей историю партизанского движения в районе. Зеленый фон герба символизировал лесные массивы района.
На территории современного Шеломовского сельского поселения Новозыбковского района в XVIII веке существовал город Новое Место, который в 1782 году получил свой герб: «Шесть золотых ульев, поставленные пирамидально один на другом, окруженные золотыми пчелами в зеленом поле, означающим великое изобилие оными, от которых страна сия и набогащается».
Герб Карачева
Герб Карачева утверждён в 1781 году.
В верхней половине щита помещён фрагмент герба Орловского наместничества, а в нижней – «в серебряном поле пук связанного золотой веревкою распустившегося мака, которого в окрестностях сего города в полях довольно сеют и оным торгуют».
Герб Дятьково
Утвержден 26 мая 1982 года решением исполкома Дятьковского городского Совета народных депутатов Брянской области.
Имеет форму щита, разделенного по горизонтали на 3 части, нижняя часть по вертикали разделена на 2 симметричные части. В верхней части размещено название города на желтом фоне, символизирующем песок – основу производства стекла. В средней части герба фрагмент герба города Брянска, указывающий на областное подчинение города. В правой нижней части герба – рабочий-выдувальщик стекла, символизирующий основную продукцию города – хрусталь. Левая нижняя часть герба по периметру окаймлена лентой медали «Партизану Великой Отечественной войны», символизирующей героические подвиги дятьковских партизан. Зеленый фон нижней части герба с сосной говорит о богатых лесных массивах, окружающих город.
Герб Жуковки
Утверждён 24 ноября 1982 года решением исполкома Жуковского районного Совета народных депутатов.
Имеет форму щита. Герб разделен по горизонтали на 3 части, по вертикали нижняя часть герба разделена на 2 симметричные части. В верхней части герба название города на зеленом фоне. В средней части герба фрагмент герба Брянска, указывающий на областное подчинение города. В правой нижней части герба – велосипед, символизирующий основную промышленность города. В левой нижней части герба – лось, символизирующий фауну окрестных лесов. Зеленый фон нижней части герба говорит о богатых лесах вокруг города.
Герб Злынки
Утверждён 10 июня 1998 года постановлением городского представительного Собрания.
Герб изображён в виде щита, который разделён на две части.
В верхней – фрагмент герба Брянска, что указывает на принадлежность Злынки к Брянской области.
Герб делит голубая полоса, обозначающую реку Злынка, от названия которой пошло название города. Написание слова “Злынка” стилизовано под старославянский алфавит. На зелёном фоне, который символизирует лесные богатства, изображены здание фабрики и коробок спичек: в городе и округе была развита деревообработка и спичечное производство. По краям – две ели, уравновешивающие общую композицию изображения.
В нижней части герба помещена красная кирпичная кладка, символизирующая прославленное искусство злынковских каменщиков. На кирпичной кладке год основания города – 1700.
Щит украшает деревянный резной кокошник. Украшать свои дома деревянной, так называемой пропильной резьбой, исстари было принято в городе. Она и сегодня осталась визитной карточкой города.
Автор герба – А. Караваев, главный редактор районной газеты «Знамя». Художник – И. Коршаков.
Герб Клинцы
Утверждён решением сессии Клинцовского городского Совета народных депутатов 12 декабря 1985 года.
Герб представляет собой геральдический щит, разделенный на две части. В верхней на красном фоне изображена символика города Брянска (в красном поле золотая мортира с ядрами возле неё), означающая принадлежность города Клинцы к Брянской области. В нижней части на зеленом фоне изображены шестерня, символизирующая машиностроение, а внутри неё – ткацкий челнок, символизирующий текстильную промышленность, и бобина с нитками, символизирующая ткацкую и прядильную промышленность города.
Герб Мглина
Утвержден исполнительным комитетом районного Совета народных депутатов 8 декабря 1983 г.
Геральдический щит пересечен. В верхней части герба размещена символика города Брянска – в червленом поле золотая мортира и две пирамиды черных ядер около нее.
В нижней части, зеленом поле помещена золотая колба на фоне лазуревого круга, обрамленного золотыми элементами дисковой пилы, колоса и шестерни, символизирующие промышленность города. В верхней части щита на зеленом поле по советской традиции размещено название города.
Первый же герб был пожалован Мглину в 1626 году польским королём Сигизмундом III, и который описывался так: «В лазуревом поле Святой Флориан с веткой вербы в одной руке и ковшом, из которого изливается вода, в другой».
В 1782 году императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Новгородско-Северского наместничества был Высочайше утверждён новый герб города Мглина.
Подлинное его описание гласило:
«Въ зеленомъ полѣ соединенныя три золотыя башни, изъ нихъ средняя съ воротами».
Сейчас этот герб активно используется для сувенирной продукции.
Герб Почепа
Утвержден исполнительным комитетом районного совета народных депутатов 9 августа 1984 года.
Герб представляет собой геральдический щит, разделённый на 4 части. В верхней части герба находится название города. Под ним – символика города Брянска: в червленом поле золотая мортира и две пирамиды черных ядер около нее. Нижняя половина герба рассечена: справа, в голубом поле, находятся серебряные реторта и половина шестерни, символизирующие промышленность города, в том числе химическую; слева – в зеленом поле серебряный цветок картофеля, указывающий на главную сельскохозяйственную культуру почепской земли. В нижней части щита проходит зелено-красная лента медали «Партизану Отечественной войны».
Авторы герба – И.К.Скворцов и А.В. Сапегин.
Герб Сельцо
Утверждён постановлением Сельцовского Совета народных депутатов городского округа 25 августа 2005 года.
На голубом фоне, так как город расположен на реке Десне, начертано название города.
Изображённая на красном фоне пушка означает подчинённость города Сельцо Брянской области с центром в городе Брянске.
На зелёном фоне, так как город окружает лес, изображена шестерня, символ промышленности, внутри которой находится схематическое изображение Брянского химического завода, внесшего основной вклад в развитие города.
Венчает шестерню реактивный снаряд, указывающий на профиль завода, выпускавшего в годы войны и в послевоенное время этот вид боеприпасов. Слева от шестерни помещена ель, означающая, что вокруг города Сельцо преобладает хвойный лес, а справа – росток и голубые волнистые линии на общем фоне, означающие наличие в городе целебного источника минеральной питьевой воды.
Верхнюю часть герба от основной отделяют полоски, соответствующие цветам Российского флага.
Герб Сураж
Город Сураж имеет исторический герб, утвержденный в 1782 году императрицей Екатериной II.
Подлинное описание герба уездного города Суража гласило:
«Кустъ созрѣвшаго конопля въ золотомъ полѣ, въ знакъ изобилія сего растенія, которымъ жители и производятъ торгъ».
В настоящее время властями города не принято решение о восстановлении этого герба в качестве официального символа.
Герб Унечи
Герб города утверждён решением исполнительного комитета Унечского городского Совета народных депутатов 26 ноября 1986 года.
Щит имеет красный цвет и разделён на две части. В верхней части под названием города расположен фрагмент герба Брянска. В нижней части герба, в её центре, в круге, образованном золотым пшеничным колосом и шестерёнкой, находится изображение тепловоза на зелёном фоне, символизирующего происхождение города Унечи как города железнодорожников. Пшеничный колос олицетворяет развитое сельскохозяйственное производство, а шестерёнка – промышленность района. Зелёный цвет олицетворяет лесное богатство города и района.
Автор герба – архитектор Алла Петровна Гришанова.
Герб Фокино
Утвержден решением Совета народных депутатов города Фокино от 25 октября 2019 года.
В основе герба аллегорически отражены история создания города Фокино и особенности его географического расположения на двух берегах реки, наличие полезных ископаемых и его название.
Город Фокино (до 1964 г. посёлок Цементный) возник на месте деревни Боровка в конце XIX столетия среди богатейших залежей мела, песка и глины, на берегах реки Болвы, разделяющей город на две части, что отображает на гербе серебряный, расширяющийся на концах столб.
Молот и кирка символизируют упорный труд и производство, связанное со строительной отраслью.
Левая червлёная часть герба с золотой ветвью тополя символизирует память о воинах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Тополь в геральдике символизирует завоёванную свободу, надежду и преемственность поколений.
Правая зелёная часть щита с золотой ветвью сосны обозначает микрорайон Шибенец (включён в состав города 25 декабря 1969 г. по решению Брянского облисполкома), находящийся на правом берегу реки Болва и окружённый с трёх сторон сосновым лесом. Сосна в геральдике символизирует жизненную силу, стойкость и преодоление неблагоприятных обстоятельств.
Расположение ветвей тополя, сосны и расширенного на концах столба напоминают букву «Ф», что отсылает нас к названию города.
8 июля - День семьи, любви и верности
Семья и туризм
Лекция-беседа "Любовь и верность на войне..."
8 июля - День семьи, любви и верности
"Жили они долго и счастливо и умерли в один день" – хорошо знакомая нам по детским сказкам фраза. А знаете ли вы, что нет в ней ни капли выдумки? История жизни и любви благочестивой супружеской четы, жившей в городе Муроме почти восемь столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положила начало светлому празднику, который отмечается с 2008 года 8 июля в России как День семьи, любви и верности.
Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Житие православных супругов – образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.
Как во городе во Муроме жили-были князь благоверный Петр и благочестивая дева Феврония. Князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича, он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого Петр заболел проказой. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.
В отличие от Петра, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.
Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.
После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.
Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она - причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.
Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Предание гласит, что мольбы их были услышаны, и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома присоединили к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии находятся – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме.
В 2008 году Межрелигиозный совет России приурочил к памятной дате День семьи, любви и верности. Символом праздника выбрали ромашку. Простой, но такой распространенный на территории России цветок, обладающей притязательной красотой стал олицетворять семью, верность и любовь. Недаром всем нам еще с детства знакомо гадание на ромашке «любит-не любит».
Интересный факт, того, что на Руси было заведено дарить букет полевых ромашек друг другу и всем, кто был влюблен. Так супруги дарили букеты друг другу как знак внимания, уважения и любви. Считалось, что даже ребенок в семье должен подарить родителям эти цветы, чтобы семья жила в благополучии.
Вскоре специально для этого праздника выпустили медаль, на одной стороне которой изображены святые Петр и Феврония, а на другой – ромашка. Так на разных сторонах одной медали соединились и дополнили друг друга два праздника: православный и светский. По традиции медаль вручается лучшим семьям России со стажем семейного союза от 25 лет. Как правило, эти семьи служат примером крепких отношений, основанных на любви и верности. Они достигли благополучия собственным трудом и воспитали прекрасных детей.
День семьи, любви и верности отмечают в 40 странах мира. Во многих городах России проходят праздничные мероприятия, но самые масштабные гулянья организованы в Муроме, в родном городе легендарной семейной пары. По традиции на набережной реки Оки проходит праздничный концерт звезд Российской эстрады.
Выставка одного экспоната «Хатынь и Хацунь – сестры навек».
Вашему вниманию представлена фотография удивительного экспоната – рукописного текста стихотворения, написанного на белорусском языке о схожих трагедиях, произошедших в белорусской деревне Хатынь, и русской деревни Хацунь в годы Великой Отечественной войны.
Стихотворение написала Елена Абрамчик, научный сотрудник Дятловского историко-краеведческого музея Республики Беларусь, под впечатлением об услышанном 20-22 марта 2018 г. в Минске на Международном симпозиуме «Человечность в годы бесчеловечности», посвященном сохранению памяти о жертвах среди мирного населения в годы Второй мировой войны.
Истории уничтожения белорусской деревни Хатыни и русской деревни Хацуни до сих пор остаются в памяти, как невероятные по жестокости преступления против человечества.
Стихотворение, написанное на белорусском языке, приведено на русский язык:
Хатынь… Хацунь… Адзiны горкi лёс, Адзiнае жалобы завыванне Вятроў холодных, грозных навальнiц Страшэнных тых гадоў, Што нiшчылi дазвання. Хатынь. Хацунь. Шалёным языком Агонь бязлітасна злiзаў з планеты. Там гiнулi дзяды, жанчыны, дзецi, Надзеi, шчасце, юные гады. Iх сёння час злучыў i аб’яднаў, Яны жывуць, iм болей не памерцi. Хатынь – Хацунь. Дзве родные сястры, Галiнкi дзве са спаленага сэрца. |
Хатынь… Хацунь… Одна горькая судьба, Одной печали плач, Ветров холодных, грозных туч Тех страшных лет, Что истребляли без остатка. Хатынь. Хацунь. Жестоким языком Огонь безжалостно слизал с планеты. Там гибли деды, женщины и дети, Надежды, счастье, юные года. Их время объединило сегодня, Они живут, им больше не умереть. Хатынь – Хацунь. Две родные сестры, Веточки две из сожженного сердца. |
День дружбы и единения славян
Выставка одного экспоната «Хатынь и Хацунь – сестры навек»
Онлайн-лекция «Брянщина как связующее звено славянской культуры».
Виртуальный очерк «Ей было всего …»
Мастер-класс по изготовлению снеговых очков партизана
Интерактивное онлайн мероприятие «Партизанская аптека»
Виртуальное занятие «Им помогали звезды»
Виртуальный очерк «Ей было всего …»
Великая Отечественная война... Каждый житель нашей огромной страны слышал об этом событии, унесшем миллионы жизней, о 1418 дней и ночей борьбы, страданий и надежд. Отечественная война коснулась практически каждой семьи Советского Союза. Кто-то провожал на фронт своих мужей и сыновей, жен и дочерей, братьев и сестер, оставаясь трудится в тылу - отдавая фронту последнее, а кто-то бил врага, на оккупированной территории, уходя в подполье, становясь партизаном.
Партизанское движение в Великой Отечественной войне 1941-1945 основная форма вооруженной борьбы советского народа против немецких
захватчиков на временно оккупированной территории СССР.
29 июня отмечается праздник День партизан и подпольщиков, он был установлен приказом президента России от 11 апреля 2009 года. Именно 29 июня 1941 года вышла директива Совнаркома о том, что нужно создавать отряды партизан и подпольщиков, а так же готовить диверсионные группы для борьбы с вражеской армией во время войны.
За время войны в Советском Союзе в тылу врага действовало свыше 6000 партизанских отрядов и подпольных групп, в которых сражались свыше 1 миллиона человек.
Группа бойцов 4-й Клетнянской партизанской бригады, в центре в полушубке с белым воротником - комбриг Панасенков И.А. 1942-1943 гг.
Партизанская борьба в тылу фашистских войск на Брянщине золотой страницей вошла в летопись Великой Отечественной войны. Величественный подвиг, совершённый советскими людьми на оккупированной гитлеровцами земле, показал, что наш народ в любых, самых трудных условиях всегда остаётся верным своей Родине...
Партизанские отряды, действовавшие в Брянских лесах, составляли четыре основные группировки - Южную (отряды, базировавшиеся вокруг Брянска и к югу от него), Северо-западную (партизаны, действовавшие в Клетнянских лесах, а также в прилегающих частях Мглинского и Суражского районов), Юго-западную (отряды Новозыбковского и Климовского районов) и Северную (отряды, воевавшие к северу от Брянска, на направлениях к Смоленску и Вязьме). Всего в Брянских лесах действовало 139 партизанских отрядов в составе 27 партизанских бригад.
Огромную помощь партизанам оказывало советское подполье. На территории области действовало около 30 подпольных групп. Они собирали сведения о враге, организовывали диверсии, распространяли листовки, что было не менее важным - недостаток правдивой информации усугублял и без того тяжелое психологическое состояние населения.
О Сещинском подполье знают не только на Брянщине, но и во всей стране. В год 20-летия Победы, в 1965 году, советское телевидение показало многосерийный телевизионный фильм «Вызываем огонь на себя», который часто называют первым советским телесериалом. Сюжет его был построен вокруг деятельности интернациональной подпольной группы на немецком аэродроме, расположенном в городке Сеща.
Там действовала группа, которую возглавляли Анна Морозова и Константин Поваров. В ее составе, кроме советских людей, были поляки и чехи. Члены группы в опаснейших условиях совершали диверсии, собирали и передавали ценную разведывательную информацию.
Анна Морозова
Константин Поваров
В Брянске связь с партизанами осуществляла Валентина Сафронова, добровольно оставшаяся в городе для подпольной работы. Мужественная девушка много сделала для доставки важнейших сведений.
Когда мужчины воюют, это не вызывает удивления. По крайней мере, война для мужчин занятие древнее и, к сожалению, не столь редкое. А вот женщина герой войны это, согласитесь, непривычно.
Валя Сафронова, Валентина Ивановна.
Валя Сафронова родилась в 1918 г. в деревне Бакшеево Брянской области (в то время Орловской). Вскоре после рождения Вали родители переехали в пос. Брянск-Льговский, ныне Фокинский район г. Брянска. Семья, в которой росла девочка, была многодетной (5 детей, Валя- младшая). Близкие родственники Вали, вспоминали, что ее родители, испытывая материальные затруднения, никогда не падали духом, стремились воспитать у детей «привычку к труду благородную» и жизнелюбие. Ранняя смерть отца еще больше сплотила большую семью Сафроновых.
Валя росла трудолюбивой, любознательной и жизнерадостной девочкой. Училась в школе № 27 города Брянска, хорошо пела, увлекалась спортом, участвовала в стрелковых соревнованиях, ходила на лыжах. Любила читать, особенно о героической истории своей страны. Рисовала, писала стихи. Там же работала пионервожатой. Общительность, веселый нрав, организаторские способности отмечали у Вали и ее учителя.
В 1941 г. ей было всего 23 года. Когда линия фронта подошла к родному городу, Валя, скромный контролер городской сберкассы, вступила в Брянский городской партизанский отряд.
После оккупации Брянска партизанский отряд перешел на ранее подготовленные базы в окрестных лесах. Валя неоднократно проникала в город, создавая явки, устанавливая связи с подпольщиками. Через них получала данные о немецком гарнизоне в Брянске, о движении вражеских эшелонов, о расположении аэродромов, складов горючего и боеприпасов.
В город, который патрулировали гестаповцы, приносила мины и взрывчатку, газеты и листовки. Не раз Валя шла на большой риск. Однажды в переполненном театре, где был и комендант, и бургомистр Брянска, и генерал Гаманн, а так же офицеры, специально приехавшие на торжество из Орла, в разгар концерта гаснет свет (это Валя заранее договорилась с ребятами) — и в зал летят листовки: «Красная Армия растоптала под Москвой гитлеровскую орду. Фашисты откатываются на запад. Близится час расплаты!». Вот такой отчаянной была наша Валя.
Проявляя смекалку, осторожность, умение расположить к себе людей, Сафронова создала в городе 10 подпольных явок. В ноябре с группой рабочих, посланных на очистку от снега брянского аэродрома, отважная разведчица проникла на его территорию. В штаб Брянского фронта был передан составленный ею план аэродрома. По этим данным советские летчики разбомбили летное поле, уничтожили 58 самолетов и 5 зенитных батарей.
Ее называли дочерью Брянских лесов.
Эта уникальная фотография, сделанная в ноябре 1942 года, в номере 1113 гостиницы "Москва", запечатлела брянских партизан бригады имени Кравцова. На фото слева-направо:
- Валентина Сафронова, разведчица отряда.
- Павел Ефимович Недосекин, работник НКВД. Один из организаторов брянского подполья. После войны разведчик внешнеполитический, резидент в странах Африки и Ближнего Востока. Умер в 50-х годах.
- Михаил Ильич Дука, 1909-1976, командир с византийской, императорской фамилией. Командовал бригадой имени Кравцова. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1942 году. В дальнейшем дослужился в армии до звания генерал-лейтенанта и должности заместителя командующего войсками Одесского военного округа. Похоронен в Брянске.
- Валентин Корчагин, адъютант Дуки. Попадет через месяц в засаду вместе с Сафроновой, но ему удастся спастись и достичь расположения отряда.
- Денис Савельевич Щуко, командир разведки отряда им. Кравцова. Вместе с Корчагиным и Сафроновой попадет в засаду через месяц. Выживет.
Валя была смелой, находчивой и бесстрашной разведчицей. Дважды переходила линию фронта, доставляя нашей армии важные разведданные и захваченные у врага документы. В августе 1942 года за славные боевые дела Валя была награждена орденом Красной Звезды.
На обороте известной фотографии Вали, где на гимнастерке сияет орден Красной Звезды, а в руках автомат, надпись: «Эта девушка — лучшая партизанка-разведчица моего отряда Валя Сафронова. М. Дука. 19.XI.42 г.».
В начале февраля 1942 года в отряде вышел из строя радиопередатчик, а на Большую землю нужно было срочно передать важные документы. Командование отряда приняло решение послать через линию фронта партизан и в их числе - Валю Сафронову. Смельчаки преодолели 120-километровый путь, дошли до расположения советских войск и выполнили задание.
В декабре 1942 года, возвращаясь из Москвы в отряд, в бою с фашистскими карателями близ деревни Ворки отважная партизанская разведчица была смертельно ранена.
История Вали получила неожиданное продолжение уже в наше время. В 2011 г. аспирант Берлинского университета немец Себастьян Штоппер, изучающий партизанское движение в Брянских лесах во время ВОВ, передал губернатору Николаю Денину личный дневник Вали Сафроновой. Как он к нему попал?
Валя в течении трех последних месяцев своей жизни вела дневник в книжке автомобилиста.
После многих лет скитаний дневник вернулся на Родину своей хозяйки. На страничках дневника есть записи, по которым мы можем частично понять характер Вали.
15/IX
Утром звонила О. Т. Просила заехать. Ей и интересно и приятно со мною говорить. Да, я это замечаю. Мне же в три раза еще приятнее слушать ее и делится с нею. Она просто и скромно себя держит. Молодец. Так хорошо разбирается во всем. Особенно в настоящем.
15/IX- 42
Интересно. Оксана Трофимовна сказала: « - Валя, тебе трудно будет жить. Ты очень требовательна ко всему». Что бы это значило? Возможно во мне что-то перегибающее в этой требовательности. Неправильность какая-либо. Почему именно трудно жить. Надо выяснить? Как она это понимает.
Рязанская обл.
г.Лебедянь.
с.Троекурово.
Совхоз им. XV лет Октября
дом 49
Дорофеевой Марии
Прозорливый глаз. Пронизывающая душа. Неплохо определяешь людей. Энергии много. Сделано очень мало тобою, по сравнению с тем, что можешь сделать. По сравнению с тем, что требуется сейчас. Сумей проявить больше настойчивости, так и этого добьешься.
(продолжение)
В характере много надо изменить. Иначе последствий ожидать хороших нельзя. Если сумеют в дальнейшем направить эту энергию по правильному пути, то результатов можно ожидать очень хороших.
Вот что Сафронова пишет в своем дневнике о боевых товарищах.
Такой можно гордиться. Искренность, простота. Одним словом умница.
Москва
6-я Звенигородская ул.
корпус 4, дом 10, кв.193
Юркова Екат. Сергеевна.
От души нравится. Молодец.
Вот такие девушки на Брянщине сражались в глубоком подполье. Ей было всего 23 года.
В год празднования 20-летия Великой Победы - в мае 1965 года, Президиум Верховного Совета СССР присвоил разведчице Брянского городского партизанского отряда Валентине Ивановне Сафроновой звание Герой Советского Союза.
В 50-е годы в Брянске в районе современного цирка была улица имени отважной разведчицы. Но когда началась застройка Петровской горы, улицу снесли. Чтобы сохранить на карте города имя партизанки, в 1984 г. было решено переименовать улицу Кооперативную в ул. им. Валентины Сафроновой.
Память о нашей землячке увековечена и в Фокинкском районе, это всем известный памятник «Трем героям» перед лицеем № 27.
Мемориальная доска с именем Валентины Ивановны на фасаде здания лицея № 27.
В конце 1950-х годов брянский автор В. Ляшенко создал о подвиге Сафроновой поэму «Валя».
Проходят зимы и весны, сменяются поколения, а люди, не пришедшие с кровавых полей той великой и страшной войны, остаются все теми же, какими ушли в вечность.
Они живы – пока жива Россия, пока не иссякла наша светлая память о них.
День дружбы и единения славян
25 июня отмечается прекрасный праздник - День дружбы и единения славян.В этот день в разных странах проводятся культурные мероприятия, направленные на возрождение и поддержание традиций и культур наших предков.
На границе России, Белоруссии и Украины располагается знаменитый монумент Дружбы или "Три сестры". Открыт он был на стыке трех областей в дни празднования тридцатилетия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Примечательно, что Монумент Дружбы явился плодом совместных усилий. Его создавали представители трех областей. В разработке окончательного варианта участвовали гомельский инженер В.Г. Максимович и черниговский архитектор А.Г. Меженный. Барельефы выполнили киевские скульпторы Б.Е. Климушко и Е.Е. Горбань. Хорошо потрудились и умельцы Брянского машиностроительного завода. Нарядно и торжественно выглядит площадь, примыкающая к монументу. К нему ведут широкие асфальтированные дороги. Монумент Дружбы - символ братства. Его история уходит в далекое прошлое.
В Брянских лесах в годы Великой Отечественной войны переплетались судьбы многих партизанских формирований русских, украинских и белорусских. Они вместе плечом к плечу громили вражеские гарнизоны, разрабатывали и проводили дерзкие боевые операции.
Дружба трех областей - Брянской, Черниговской и Гомельской получила новое развитие в последующие мирные годы. Она крепла, развивалась по многим направлениям - взаимный обмен опытом в промышленности, сельском хозяйстве, взаимопомощь. Встречи на стыке трех республик, митинги, фестивали, праздники поэзии, соревнования спортсменов вошли в традицию.
С распадом Советского Союза образовались три суверенных государства. Возникли и границы. Дружбе они все же не помеха. Встречи трех государств продолжаются. Они крепнут. Набирают силу.
Одним из наиболее ярких и запоминающихся праздников, проводимых на стыке трёх государств, является Международный фестиваль «Славянское единство». Этот праздник ежегодно собирает десятки тысяч участников. О Международном фестивале славянских народов знают сегодня тысячи людей. Ему нет аналога в Европе.
Трудно переоценить значимость Международного фестиваля в укреплении единства славянского мира и развитии добрососедских отношений.
Фестиваль "Славянское единство" - международное мероприятие, которое приобрело широкую популярность далеко за пределами приграничных регионов. В настоящее время это крупное по своему размаху международное мероприятие, в котором ежегодно принимают участие жители Белоруссии, России и Украины, представители важнейших отраслей экономики, деятели культуры и искусства, молодежные лидеры, представители Русской Православной Церкви Московского Патриархата, политические партии и общественные движения.
«Славянское единство» играет очень важную роль в укреплении дружеских и деловых связей между государствами, именно на этом мероприятии гости могут познакомиться не только с культурой и традициями соседних стран, но и с производимой продукцией.
Дорогие и теплые традиции дружбы, сотрудничества, добрососедских отношений сохраняются. Они выходят на новый виток своего развития. Традиционная встреча славянских народов у монумента Дружбы - пример тому.
По мимо праздника «Славянское единство» брянцырадушно встречают гостей на поэтических праздниках в селах Красный Рог и Овстуг, посвященных Алексею Константиновичу Толстому и Федору Ивановичу Тютчеву. Здесь, и во многих других удивительных местахобласти,жители области с нетерпением ожидают новых встреч со своими добрыми друзьями и гостями не только из Белоруссии и Украины, но и из других стран.
Источники: Брянск – город древний, Я.Д. Соколов, 2006 год.
Виртуальная выставка
Выставка "ПАРАД ПОБЕДИТЕЛЕЙ"
Виртуальная выставка предоставлена Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
(Музей Победы)
Просветительская онлайн-лекция «Брянцы — участники штурма Рейхстага»
Космичесикй мемориал