Праздник Крещение Руси можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Крещение стало началом исторического пути великого народа и через века этот народ благодарен за дарованную судьбу. Крещение Руси остается одним из самых значительных событий в истории русской культуры.
«Когда-то …князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесенной с Византии…
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России…»
В одной из древнейших летописей Древней Руси - «Повести временных лет», святая Ольга именуется как «духовная мать России». Княгиня Ольга и ее внук князь Владимир, посвятили свою жизнь распространению на Руси веры в единого Бога.
Художник М. В. Нестеров. Равноапостольная княгиня Ольга. 1892 г.
В 955 г. великая и мудрая княгиня Ольга крестилась в храме Святой Софии в Константинополе - главном храме Византийской империи (София в переводе с греческого «Мудрость»). При крещении Ольга получила имя Елены (в честь матери Константина Великого)
Решение Ольги принять христианскую веру изменило не только ее судьбу, но и историю всего народа.
«Да будет воля Божья! Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, обратиться к Богу, что даровал и мне…»
( Княгиня Ольга. Из «Повести временных лет»)
Художник С. А. Кириллов. “Княгиня Ольга (Крещение)“. Первая часть триптиха “Святая Русь“ (1993 г.)
Согласно летописям, князь Владимир сначала попытался оформить разрозненные верования племён в единый языческий пантеон и таким образом объединить государство вокруг Киева.
На одном из холмов города были установлены статуи славянских богов, среди которых выделялся Перун-громовержец, т.к. именно он был покровителем воинов. Провал этого мероприятия, вызванный нежеланием разных племён уступать первенство поклонения уже полюбившихся им богов другому, называется историками одной из причин принятия христианства - веры в Единого Бога.
С детства помня рассказы своей бабки - великой княжны Ольги о новой религии, об удивительной христианской стране на востоке, князь Владимир решил узнать о существующих вероисповеданиях. Выслушал мусульман, иудеев, христиан западного обряда и греческого философа, рассказавшего ему о восточном христианстве. Отправил десять мудрых мужей посланников, узнать о разной вере.
Когда послы вернулись в Киев, они рассказали князю Владимиру о том, что видели в Византии:
«Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе: на земле нет такой красоты, какую мы там видели. О ней забыть нельзя и рассказать трудно».
Мадонна с младенцем на троне. Мозаика в апсиде. 867 год. Собор Святой Софии, Константинополь
Отбросив последние сомнения, Владимир сознательно решил принять Христианскую веру.
Горд был князь Владимир и не хотел ничего просить у Византии. Владимир пошел на них войной и в 988 году осадил город Корсунь (Херсонес), а затем и овладел им. Передал князь Владимир греческому царю такое послание:
«Отдайте мне в жены вашу сестру Анну, не то я с Царьградом сделаю то же, что и с Корсунью».
Из Византии же ему ответили:
«Если хочешь, чтобы Анна вышла за тебя, князь, замуж, прими святое крещение!»
Крещение состоялось в Корсуне в церкви святого Василия. Там же в древнем Херсонесе, состоялось венчание Владимира и Анны.
Художник П. В. Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе». 2009 г. Фрагмент.
Вернувшись на родину князь Владимир, он окрестил двенадцать своих сыновей. Затем приказал низвергнуть и порубить языческих идолов, а некоторых сжечь. А потом приказал гонцам созывать жителей Киева к Днепру, чтобы приняли они святое крещение.
Такими словами напутствовал князь Владимир гонцов:
«Если же кто не придет, будь то богатый или бедный, или раб, будет мне врагом».
Художник К. В. Лебедев. Крешение киевлян.
Несколько веков потребовалось для обращения язычников в христианство. Вятичи более всего упорствовали в язычестве. Они не желали признавать власти христианских князей.
Для Киевского государства особенно важно было распространение христианства среди жителей Брянского края, которые продолжительное время не хотели покоряться княжеской власти. Чтобы обратить в Христианство северян, радимичей и вятичей, начале XII века проповедовать среди «буйных» вятичей отправился подвижник, иеромонах Киево-Печерской лавры Кукша со своим учеником Никоном.
Священномученик Кукша Печерский.
Первая проповедь Кукши прозвучала, по преданию, в пределах современного Брянска. После этого он углубился в вятичские леса. Здесь он, состязаясь с языческими жрецами, свёл молитвой с неба дождь, высушил озеро (язычники поклонялись озерам и приносили им жертвы, считая озёра воротами в иной мир) — и "во множестве крестил новых христиан". Всё это вызвало гнев языческих жрецов, и они убили Кукшу и Никона.
Однако злоба язычников оказалась бесплодной. Вятичи, пусть в отдельных местах и сохранившие до XIV века языческий погребальный обряд, в большинстве своём стали православными христианами.
Художник Н. П. Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. 1848 г.
«Русь не просто приняла христианство – она полюбила его сердцем, она расположилась к нему душой, она излегла к нему всем лучшим своим…»
(А. И. Солженицын).
Значение Крещения Руси.
1.Крещение Руси способствовало объединению разрозненных славянских племён в единое государство, его укреплению и духовному расцвету.
2. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами
3.Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.
4.Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописания.
5.Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, жертвоприношений, многоженства и др.
6.Укрепление семьи и нравственных основ жизни.
7.Подъем духовности Руси, появление монастырей.
«Крещение Руси - Великий День,
Господь нам дал святое омовение…
Крестился русский род, идя не в тень,
Величие познал и просвещение…»
Художник В. М. Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896
Икона. Святая равноапостольная княгиня Ольга
Княгиня Ольга – одна из ключевых фигур в распространении христианства на Руси, первая правительница Руси, принявшая крещение.
На иконе она запечатлена держащей в одной руке крест, который выступает символом веры, а в другой – храм, как образ распространения православного христианства на русских землях. По другой версии изображение на иконе святой Ольги с миниатюрой храма на руке связано с тем, что именно в годы ее правления началось возведение каменных храмов.
Икона. Крещение равноапостольной княгини Ольги
На иконе изображены – Святая Ольга, император Константин, патриарх Феофилакт.
Княгиня Ольга стала христианкой после крещения в Константинополе в 955 году, во время своего визита в этот город. При крещении Ольга была наречена именем Елена в честь матери римского императора Константина Великого. Крёстным отцом княгини Ольги стал император Византии Константин VII Порфирогенет. Обряд крещения совершил лично патриарх константинопольский Феофилакт.
Княгиня Ольга канонизирована Русской православной церковью в 1547 году.
Константин VII Порфирогенет и княгиня Ольга в 955 году на константинопольском ипподроме. Фреска киевского Софийского собора. XI век.
А.И. Иванов. Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829 г.
Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».
В Корсуни в 988 году (или, по другим данным, в 987 году) Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, при котором был наречён именем Василия, после чего совершил церемонию бракосочетания с сестрой византийского императора Василия II Анной, и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.
В.В. Васнецов. Крещение святого князя Владимира. Фреска. 1890-е гг.
К.В. Лебедев. Крещение киевля
Пройдя обряд крещения, князь Владимир с супругой Анной, корсунскими и болгарскими священнослужителями вернулся в Киев. Вместе с ним на Русь были привезены церковная утварь, богослужебные книги, религиозные святыни, а также «два истукана и четыре коня медных» как полюбившиеся князю предметы искусства.
Насколько ревностно Владимир-язычник прежде воздвигал на киевских капищах деревянных идолов, настолько же рьяно он стал теперь свергать их. Многие горожане, сохранившие верность язычеству, плакали, наблюдая унижение почитаемых ими божеств. В последующие дни по всем улицам города прошли крестные ходы, охраняемые дружиной. По приказу князя в разных концах города начали ставить деревянные церкви и молельни, учреждая церковные приходы.
Как поборник единобрачия, своим многочисленным женам и наложницам Владимир предоставил возможность найти себе достойного супруга из числа “княжих мужей”.
Всем жителям города Киева повелено было прийти на берег Днепра креститься. Того, кто не явится, он грозил объявить своим врагом. После обряда крещения все киевляне были названы христианами.
Икона. Крещение Руси
С XVI века русские иконописцы начали изображать сюжет Крещения Руси на фресках и иконах.
В середине XVI века в монументальной живописи стали появляться циклы жития равноапостольного князя Владимира с изображениями основных событий Крещения Руси. Одни из самых ранних – в украшениях кремлевских построек эпохи царя Иоанна IV Васильевича (Грозного). А еще – на росписях Золотой палаты и в Архангельском соборе в Кремле.
Сюжеты Крещения Руси появляются также в 1674 году в монументальных циклах второй половины XVII столетия в приделе равноапостольного князя Владимира в Успенском соборе в Ярославле.
Икона. Святой равноапостольный князь Владимир
Точных данных о начале церковного почитания и формальной канонизации князя Владимира нет. Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось. Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя.
Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостольного относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память святого Владимира под 15 июля. Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом датируется Пролог со вставкой из проложного жития святого Владимира.
Первые иконы «Святой Владимир» появились в XV веке. Как правило, такая икона ростовая или поясная, изображает Владимира в княжеском облачении и венце, с крестом в правой руке. На некоторых иконах в левой руке меч как символ надежной защиты государства, на других – свиток с молитвой.
Икона. Святые равноапостольные Владимир и Ольга
В русской иконографии князя Владимира иногда изображают вместе со своей бабкой, святой равноапостольной княгиней Ольгой. Таким образом, на одной иконе встречаются двое первых русских правителей-христиан.
Икона. Священномученик Кукша
Приобщение восточных славян, которые проживали на территории современных Брянской, Калужской и Орловской областей, к христианской вере было непростое.
В начале XII века проповедовать среди «буйных» вятичей отправился подвижник, иеромонах Киево-Печерской лавры Кукша со своим учеником Никоном. Миссионеры, возможно, держали свой путь из Чepнигова по реке Десне. Миновав Новгород-Северский и Трубчевск, населенные племенами северян, они достигли земель вятичей вблизи Брянска. Затем последовал переход к Карачеву, после которого монахи через непроходимые дебри и болота углубились в языческие земли. Достигнув Оки, по ней они отправились ко Мценску.
По одной из версий, недалеко от этого города одной августовской ночью язычники напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям и казни. Произошло это в 1113 или после 1114 года.
Другим местом гибели Кукши и его ученика называется город Серенск на реке Серене, притоке Жиздры, в современном Мещовском районе Калужской области.
Икона. Преподобный священномученик Кукша со своим учеником преподобномучеником Никоном.
Амулет-змеевик
После крещения Руси на протяжении еще двух веков в некоторых землях Древней Руси христианская вера соседствовала с языческими верованиями, обрядами и обычаями. Возник феномен двоеверия – смешения и одновременного присутствия в народном сознании языческих и христианских представлений. Подобный феномен отразился, в частности, в амулетах-змеевиках и иных амулетах, имевших хождение в ту пору.
Змеевиками называли амулеты, которые носили на Руси с IX века. В них христианская символика сочеталась с языческой: с одной стороны такого оберега изображали православного святого, с другой – мифическое существо, которое напоминало Медузу Горгону.
Обереги-змеевики могли быть круглыми, овальными или восьмиугольными. Чаще всего их изготавливали из бронзы, но иногда встречались амулеты из серебра или золота, украшенные эмалью или драгоценными камнями. Их обычно отливали на заказ для знати.
Змеевик из коллекции Брянского краеведческого музея был обнаружен в городе Карачеве, на месте древнего городища Татарский вал.
Он изготовлен из круглой бронзовой пластины и украшен чеканными изображениями. На одной его стороне выбито женское лицо, окруженное семью двуглавыми змеями. С другой стороны неизвестный мастер изобразил архангела Михаила – крылатого, в длинном хитоне, кольчуге и с копьем в руках.
Архангел Михаил считался предводителем небесного воинства и покровителем Карачевской крепости: в центре карачевского кремля находился храм в его честь. Такой амулет мог принадлежать воину, который получил имя Михаил при крещении.
По внешнему краю с обеих сторон змеевика выбиты надписи-заклинания на греческом языке. Считалось, что они защищают владельца оберега от злых духов, лихорадки и других болезней. Греческая надпись и образ Медузы Горгоны могут также говорить о том, что подобные амулеты привезли на Русь византийцы.
Амулет из клыка кабана с надписью
Амулет из кабаньего клыка с выцарапанной на нем надписью обнаружили в окрестностях летописного города Вщижа. Сейчас там располагается село с таким же названием. Раскопками в этой местности руководил археолог Борис Александрович Рыбаков.
Древние славяне использовали амулеты из звериных клыков как обереги. Носили их чаще всего мужчины: по старинным верованиям, такой талисман придавал своему владельцу здоровье, силу и смелость, защищал от врагов, отгонял злых духов, приносил удачу на охоте и в бою. Иногда амулеты носили целыми связками: считалось, что в этом случае их действие усиливалось.
Обереги из клыков обычно надевали на шею и закрепляли их на цепочке или тонком шнурке.
Вщижский амулет, который хранится в Брянском краеведческом музее, изготовили в XII или XIII веке. Часть клыка срезали, чтобы получить ровную поверхность, которую затем отшлифовали. На этом месте неизвестный мастер выгравировал надпись «Господи, помози рабу своему Фоме». Надпись выполнена «твердым» уставом – четким угловатым почерком, буквы которого почти не имеют выступающих элементов сверху и снизу. Остальную поверхность клыка не обрабатывали, поэтому сохранилась ее естественная фактура с продольными бороздками.
Оберег – яркий образец славянского двоеверия: на языческом амулете вырезали христианскую молитву.
Монета-привеска из Византии
Серебряную монету-привеску, представляющую собой византийский милиарисий с двумя отверстиями, нашли в кургане под селом Кветунь Брянской области. Это было захоронение женщины средних лет, погребенной по христианскому обряду. Ее шею украшало ожерелье из разноцветного бисера и позолоченных стеклянных бусин. Монета крепилась к нему двумя бронзовыми колечками в качестве привески.
Византийские деньги встречались на Руси в IX–XII веках, но расплачивались ими редко. Чаще всего монеты из золота, серебра и меди использовали как подвески к украшениям. Кроме того, их носили вместо нательных крестов, поскольку на аверсах – лицевых сторонах таких монет – чеканили изображения христианских символов.
Милиарисий из Кветунского захоронения изготовили во времена Константина VII Порфирогенета – Багрянородного. Изображение на монете почти не стерто – по этому признаку археологи определили, что ее владелицу похоронили не позднее последней трети Х века.
На лицевой стороне милиарисия изображен христианский крест, составленный из трилистников. Чеканная надпись на обороте – реверсе – означает: «Константин Порфирогенет и кесарь Роман Богом данные басилевсы ромеев». Слово «басилевс» означало «царственный»: такой титул носили византийские императоры, «ромеями» себя называли византийцы.
Образок и нательные кресты
1. Бронзовый односторонний образок-иконка арочной формы в виде киотца, найденный на городище в селе Рябцево Стародубского района.
На иконке рельефное изображение святого мученика Никиты, избивающего беса. Никита изображен безбородым, в короткой одежде, замахнувшимся палкой на беса, которого он держит левой рукой за волосы. Источником изображения послужил рассказ о мученике времени раннего христианства Никите, победившего беса, под которым, прежде всего, подразумевалось язычество, а позднее всякое зло, исходящее от «неверных».
Датируется иконка XV – началом XVI вв.
2. Двусторонний литой крест.
Можно датировать XI–XII вв. Найден в ходе раскопок на Чашином кургане.
3. Створка энколпиона обнаружена на городище «Сказов город» неподалеку от села Нижнее Стародубского района.
Створка украшена серебряным четырехконечным крестиком, нанесенном на поверхность методом инкрустации.
На черно-белом снимке из фондов Брянского государственного краеведческого музея запечатлена группа офицеров 331-й стрелковой дивизии, а на заднем плане виден флаг, обозначающий расположение медсанбата дивизии.
Название этой дивизии – Брянская пролетарская – знакомо всем жителям Брянска: на въезде в Бежицкий район города есть улица, названная в её честь. Там же расположился памятник «Весна 45-го», посвященный подвигам дивизии в годы Великой Отечественной войны.
Когда-то в этом районе – на пересечении улиц Брянской пролетарской дивизии и 3-го Интернационала – жил Борис Николаевич Ильицкий, который и передал снимок в музей. В годы войны подполковник Ильицкий служил заместителем начальника штаба 331-й стрелковой дивизии. А в послевоенные годы в соавторстве с В.И. Васенковым он написал документальную повесть «Брянская пролетарская» (Тула, 1982). В её основе лежат воспоминания как самого Ильицкого, так и других ветеранов дивизии.
Чем же прославилась дивизия и почему она удостоена особой чести?
Уже при своем формировании дивизия была удостоена почетных наименований «Брянская» и «пролетарская», поскольку была сформирована преимущественно из рабочих Брянска и других городов и районов Орловской области (на тот период территория нынешней Брянской области входила в состав Орловской области).
С учетом всех заслуг полное название этого воинского формирования звучит так: 331-я Пролетарская Брянско-Смоленская дважды Краснознаменная ордена Суворова II-й степени стрелковая дивизия.
Историческая справка:
Брянская пролетарская стрелковая дивизия начала формироваться в августе 1941 года, и это подтверждается двумя документами: Приказом НКО № 0319 от 20. 08. 1941 г. и Постановлением ГКО № 534сс от того же числа. В последнем документе мы можем прочесть следующее: «331 сд укомплектовать рабочими Брянска и других городов и районов Орловской обл., передовыми людьми колхозов. Дивизию именовать «331 Брянская пролетарская с.д.».
Изначально дивизия формировалась именно в Брянске, но в связи с быстрым приближением линии фронта была переброшена сначала в г. Мичуринск Тамбовской области, а затем, в ноябре 1941 г. в г. Алатырь, откуда, закончив формирование, отправилась под Москву.
Дивизия участвовала в Московской битве, в Ржевско-Сычевской и Ржевско-Вяземской 1943-го года операциях, в Смоленской, Белорусской, Гумбинненской, Восточно-Прусской и Пражской наступательных операциях и закончила свой боевой путь на территории Чехословакии. За отличие в освобождении Смоленска дивизия получила почётное наименование «Смоленская».
За годы войны дивизия была награждена двумя орденами Красного знамени и орденом Суворова 2-ой степени, 19 тысяч воинов дивизии были награждены орденами и медалями, 15 стали Героями Советского Союза.
Источник: Бирюков И.К. Новые данные о боевом пути 331-ой Брянско-Смоленской пролетарской дивизии // Интернаука: электрон. научн. журн. 2019. № 23(105). URL: http://internauka.org/journal/science/internauka/105 (дата обращения: 22.07.2020).
Виртуальное мероприятие «Космическое июльское рандеву»
В этом году июль месяц оказался богат на интереснейшие астрономические явления, важные космические знаменательные даты. Подробнее расскажем об этих событиях.
«Рукопожатие в космосе».
45 лет назад экипажи космических кораблей двух стран совершили «рукопожатие в космосе».
Первый в истории совместный экспериментальный полёт космических кораблей двух стран — советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона» начался 15 июля 1975 года. Советский корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым стартовал с космодрома Байконур, а ракета «Сатурн 1-Б» с кораблем «Аполлон» и американскими астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брэндом и Дональдом Слейтоном поднялась с мыса Канаверал во Флориде. Два дня корабли маневрировали для занятия стыковочной позиции, готовились к беспрецедентной международной космической миссии. 17 июля на высоте 140 миль над Атлантикой корабли состыковались. Леонов в шлюзе приветствовал Стаффорда. «Привет, рад тебя видеть», — ответил Стаффорд по-русски. Затем мужчины обнялись. Экипажи обменялись сувенирами. Для телезрителей мира русские и американские исследователи космоса провели экскурсии по своим кораблям. Они угощали друг друга традиционными блюдами двух держав. Одновременно космонавты совершенствовали процедуру стыковки и проводили научные эксперименты. Вместе экипажи космических кораблей провели два дня.
Слева направо: Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов
Художник А. А. Леонов
Программа завершилась успешно: «Союз» спустился на парашюте на твердую землю в Союзе 21 июля, а «Аполлон» приводнился недалеко от Гавайев 25 июля 1975 года.
«Рукопожатие в космосе» показало возможности международного сотрудничества в освоении космического пространства.
Особый интерес среди астрономических событиях июля вызывают рассказы о кометах.
Космические странницы – кометы всегда привлекали внимание людей.
25 лет комете Хейла-Боппа.
Комета Хейла-Боппа в 1997 году
25 лет назад 23 июля астрономами Аланом Хейлом и Томасом Боппом была открыта комета Хейла-Боппа. На протяжении 18 месяцев жители Земли могли наблюдать одну из красивейших и ярких комет нашего времени. Хотя она и пролетала мимо Земли в 1995-1997 годах, даже сейчас астрономы наблюдают её в телескопы. Около ядра кометы до сих пор осталась "кома" (скопление газа вокруг ядра). Астрономы заявляют, что её можно будет видеть в мощнейшие телескопы до конца 2020 года. Комета имеет очень вытянутую орбиту, в следующий раз на нашем небе она появится только в 4390 году.
Комета NEOWISE.
Комета C/2020 F3 (NEOWISE)
В настоящее время на небе прекрасно видна невооруженным глазом «хвостатая» гостья - комета C/2020 F3 (NEOWISE), которую обнаружили 27 марта с помощью космического телескопа NASA NEOWISE и назвали именем открывшего её телескопа. Её орбита сильно вытянута, с периодом обращения 7125 лет. По меткому выражению ученых, когда NEOWISE в последний раз прилетала к Солнцу, люди еще жили в пещерах. Лучшее время для наблюдения «хвостатой» звезды с 18 по 30 июля. Комета будет подниматься все выше и выше, перемещаясь по северной части неба недалеко от созвездия Большая Медведица, прямо под "ковшом". В эти дни яркость кометы сравнима с яркостью Полярной звезды и она видна невооруженным глазом. К сентябрю комета будет заметна лишь в вечерние часы и только в телескоп, а затем и вовсе исчезнет, чтобы вернуться обратно через тысячелетия.
Июль и август - время самых ярких звездопадов! Волшебное время, когда взглянув на небо и увидев падающую звезду, можно загадать заветное желание.
Метеорные потоки.
Первым летним звездопадом считается метеорный поток Южные дельта-Аквариды, открытый 150 лет назад. Возникновение регулярного метеорного дождя было отмечено Г. Л. Тупманом, наблюдавшим за небом над Средиземным морем и зафиксировавшего июльский поток дельта Акварид. Он различил две ветви – Южные и Северные дельта - Аквариды, официально зарегистрированные в 1950 году. Южные Дельта Аквариды навещают Землю в середине лета, в июле–августе. Пик активности приходится на 28, 29 и 30 июля. Чтобы увидеть его, смотреть необходимо в южную часть небосвода, около созвездия Водолея. В час этот звездопад может давать около 20 метеоров. Обладающие желтым цветом метеоры хорошо заметны на звездном небе.
Второй летний метеорный поток - Персеиды - самый насыщенный и самый яркий звездопад года. Его называют «Королем звездопадов». Начинается он, как правило, примерно 17 июля, а своего пика достигнет в ночь с 12 на 13 августа. В это время можно насчитать более двухсот метеоров в час - только успевайте загадывать желания! Наблюдать его можно только в северном полушарии. Радиант звездопада расположен в созвездии Персея, которое легко найти над горизонтом в северо-восточной части неба.
Парад планет.
Яркими небесными объектами являются планеты. Начиная с 4 июля, все жители Земли наблюдают редкое астрономическое явление, так называемый парад планет. Говоря об этом астрономическом явлении необходимо отметить, что в астрономии не существует такого понятия как «парад планет». Под выравниванием или парадом планет ученые подразумевают, что для наблюдателя с Земли планеты окажутся в одном участке неба. Выстраивание планет в один ряд в целом невозможно, поскольку они движутся в разных плоскостях, но для наблюдателя с Земли они кажутся будто выстроенными в одну линию. С 15 по 26 июля в течение ночи можно увидеть все яркие планеты Солнечной системы, видимые невооруженным глазом, а именно Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Посмотрите на карту звездного неба на 20 июля 2020 года.
Карта звездного неба 20 июля 2020 года
Юпитер и Сатурн видны невысоко над южным горизонтом. Юпитер самый яркий объект на ночном небе. Если у вас есть телескоп или бинокль, вы легко различите, что «самая яркая звездочка» вовсе даже не звездочка, а планета — будет виден диск, а также четыре самых крупных и ярких спутника Юпитера, как крошечные светлые точки рядом с диском. Можно наблюдать полосы на диске Юпитера, и даже Большое красное пятно. Что же касается Сатурна, то в телескоп можно увидеть его кольца и яркий спутник Титан — маленькую точку рядом с планетой.
Географическое расположение Брянской области позволяет вести наблюдение за всеми этими редкими атмосферными явлениями большую часть летнего периода.
Не упустите шанс насладиться этими красивыми и завораживающими небесными объектами! Ясного неба и успешных наблюдений!
В заключении предлагаем вам ответить на вопросы викторины:
1. Что такое комета?
2. Чем отличается астероид от метеорита?
3. Чем отличается астероид от кометы?
4. Чем отличается метеор от метеорита?
5. Какое явление называется болидом?
6. Какой метеорный поток называют «Королем звездопадов»?
7. Какие большие планеты не видны невооруженным взглядом?
8. Какие звезды образуют астеризм «Летне-осенний треугольник»?
9. Из чего состояли три хвоста кометы Хейла-Боппа?
10. Что такое Млечный Путь?
Виртуальный очерк «День этнографа»
Ежегодно 17 июля в России празднуется День этнографа. Праздник отмечают в день рождения великого русского этнографа, антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Николай Николаевич являлся защитником колониальных народов, противником расизма и колониализма, именно им были заложены основы отечественной антропологии и этнографии.
Кстати, корни этой знатной фамилии тесно связаны с брянской землей: предки Н. Н. Миклухо-Маклая по отцовской линии были казаками Стародубского полка. А отец знаменитого этнографа Николай Ильич Миклуха родился в Стародубе. Он был дворянином Стародубского уезда Черниговской губернии без надела, то есть без родового поместья.
История праздника берет свое начало в 70-х годах прошлого века. Инициатором считается первый заведующий кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ Рудольф Итс.
В 1990 году в Алма-Ате состоялась Всесоюзная конференция, на которой было принято решение официально называть этнографию этнологией. Несмотря на это, первоначальное понятие сохранилось и по сей день используется во всех сферах жизни.
Этнография – это раздел истории, который изучает народы и другие этнические образования в контексте их развития, состава, культурных и бытовых особенностей.
Несмотря на то, что этнография является частью исторической науки, на самом деле она выходит далеко за рамки истории, так как занимается изучением народов с разных сторон, в том числе в сочетании с экологией, политикой, искусством. Не менее интересна связь этнографии и туризма, воплощенная в этнотуризме.
Этнотуризм – направление, позволяющее познакомиться с бытом и традициями разных народов. По утверждению ЮНЕСКО, этнографический туризм является одним из эффективных способов установления мира и взаимопонимания между жителями разных стран.
Этнотуры дают возможность познакомиться с традиционными праздниками, увидеть народные костюмы, послушать песни, полюбоваться на народные танцы, попробовать блюда.
Этнографический туризм на территории Брянской области имеет свои уникальные черты, привлекающие множество туристов не только из России, но и из зарубежных стран. Прежде всего, на это влияет уникальное географическое положение на границе трех славянских государств. Каждая из культур обогащала друг друга, что проявилось в лингвистических, этнических и других особенностях.
Наиболее ярко самобытность культуры Брянщины можно увидеть в неповторимых по содержанию и наполнению праздниках:
Международный фестиваль «Славянское единство»
Фестиваль играет очень важную роль в укреплении дружеских и деловых связей между государствами. Именно на этом мероприятии гости могут познакомиться не только с культурой и традициями соседних стран, но и с производимой продукцией. Этот праздник ежегодно собирает десятки тысяч участников.
Фото: Joana Saikovska
Фото: Joana Saikovska
Праздник «Свенская ярмарка»
Свенская ярмарка – одно из ярчайших этнографических мероприятий, проводимых в России. Ежегодный праздник, который разворачивается у стен Свято-Успенского Свенского монастыря, имеет более чем 300-летнюю историю. Ежегодно в конце лета ярмарка собирает тысячи гостей. Торговля товарами местного производства и ремесла, заключение экономических сделок органично переплетаются с веселым народным праздником. Свенская ярмарка в полной мере отражает этнографический колорит районов Брянской области. Примечательно, что праздник вошёл в число 200 самых интересных событий России по версии портала EventsInRussia.com.
Международный фестиваль искусства, здорового образа жизни и живой музыки «Брянский мамонт».
На фестивале гостей ждут живые выступления музыкальных групп, опирающихся в своем творчестве на народные корни; народные игры и ремесла; мастер-классы и лекции по различным направлениям: от йоги и декоративно-прикладного искусства до танцев и игры на редких музыкальных инструментах, тематические лекции, экскурсии по Хотылёво и его окрестностям. Фестиваль вошёл в число 200 самых интересных событий России по версии портала EventsInRussia.com и в число 20 лучших событий России по итогам народного голосования.
Непременной изюминкой любого праздника являются народные коллективы, среди которых лауреаты фестивалей и конкурсов всероссийского и международного масштаба. На Брянщине существуют и успешно выступают множество народных ансамблей песни, хоровых, фольклорных, хореографических, вокально-эстрадных и театральных коллективов, театры мод, оркестры народных и духовых инструментов, эстрадно-джазовые оркестры, студии декоративно-прикладного искусства и цирковые студии.
Не менее интересны и литературные праздники.
Всероссийский праздник поэзии Ф.И. Тютчева «Родник поэзии твоей...».
В первые летние выходные в Брянской области проходит поэтический фестиваль – Всероссийский праздник поэзии «Родник поэзии твоей…», посвященный памяти и творчеству Федора Ивановича Тютчева. Ежегодно этот удивительный праздник собирает тысячи жителей Брянщины и гостей в заповедный уголок России – село Овстуг. Здесь вы можете познакомиться с незаурядными творческими личностями и открыть новые грани тютчевского наследия.
Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира»
Ежегодно в начале сентября, начиная с 1967 года, в мемориальном музее-усадьбе А.К. Толстого «Красный Рог» в память о великом русском писателе проводится Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира». Усадьбу Алексея Константиновича Толстого в своё время посещали такие выдающиеся личности, как А. Фет, братья Жемчужниковы, Я. Полонский и другие писатели и поэты.
Особое место в культурной жизни Брянщины имеет Межрегиональный праздник славянской письменности и народного творчества «На земле Бояна» в г.Трубчевске.
Этот праздник, проводимый ежегодно в конце мая, стал одним из символов Брянщины и центром притяжения творческих славянских народов, неотъемлемой частью многовековой традиционной славянской культуры. Девизом праздника является единение и духовное братство славянских народов.
Не менее интересны Межрегиональный праздник «Севская частушка» и конкурс «Играй, гармонь» (г. Севск).
На территории Брянской области бережно хранятся обычаи традиционных праздников и обрядов. Для каждого района характерны свои праздники, которые всё активнее вовлекаются в развитие этнографического туризма.
Наиболее интересными этнографическими праздниками Брянского края являются Яблочный и медовый спас, «Дрема», «Аграфена Купальница», «Троицкие хороводы» и др.
В Комаричском районе проводится праздник «Троицкие хороводы»
В нем принимают участие творческие коллективы из районов Брянской области, гости из регионов России и стран-соседей.
- В Трубчевском районе проходит обрядовый праздник «Дрема». Исстари он проводится в первый день Петрова поста, через неделю после Святой Троицы. По поверьям, в этот день героиня народных преданий Дрема празднует свои именины. Обряд был реконструирован ансамблем народной песни «Дрема» в 1990-х гг. и с тех пор стал традиционным праздником.
- Интересный обряд проводится в Карачевском районе – обряд «Аграфена Купальница». Во время праздника все купаются в озере, разжигают костры и, конечно, ищут заветный цветок папоротника, по преданию, приносящий счастье.
- В селе Новые Бобовичи Новозыбковского района проходит обрядовый праздник «Ивана Купала».
- В день Вознесения Господня в юго-западных районах области проходит обрядовый праздник, имеющий несколько разных названий: «Стрела», «Ушестя», «Бервень». Обряд совершается в Новозыбковском, Злынковском, Красногорском и Климовском районах на ржаном поле и символизирует просьбы о богатом урожае и полных закромах в будущем году.
Этнографический туризм имеет огромное значение для Брянской области. Именно этот вид туризма способствует сохранению этнокультурной самобытности региона.
Приглашаем всех ценителей этнографического и других видов туризма на Брянскую землю. Будет очень интересно!
Источники: https://ruspekh.ru/holidays/den-etnografa, FB.ru: https://fb.ru/article/443205/etnograficheskiy-turizm-i-ego-razvitie-v-rossii-i-mire
Виртуальная выставка «ВЕНЦЕНОСНЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ»
Первой жертвой из семьи Романовых стал Великий Князь Михаил Александрович, брат императора Николая II.
Именно в его пользу отрёкся от престола свергнутый самодержец, но Михаил Александрович не принял бразды правления, отказавшись от престола в своём манифесте от 3 марта 1917 года.
Некоторое время Михаил Александрович жил в Гатчине как частное лицо. Но после Октябрьской революции его арестовали и в марте 1918 года сослали в Пермь, где он проживал в гостинице «Королевские номера» по улице Сибирской.
Поздним вечером 12 июня 1918 года к гостинице на фаэтонах подъехали сотрудники пермской ЧК и милиции. Взяв Михаила Александровича и его личного секретаря Джонсона (Жонсона), они увезли их в заводской район Мотовилиха, где и расстреляли.
Позднее было официально объявлено, что в ночь с 12 на 13 июня 1918 г. Михаил Александрович Романов похищен белогвардейцами. Советские власти преподнесли это как побег, за участие в котором были расстреляны, по сообщению газеты «Известия Пермского губисполкома», 79 заложников.
Достоверно место гибели Великого Князя Михаила Александровича неизвестно, а его останки не найдены по сей день.
Великий Князь Михаил Александрович Романов (1878 – 1918).
Четвёртый сын Александра III, младший брат Николая II; российский военачальник, генерал-лейтенант (1916), генерал-адъютант; член Государственного совета (1901–1917).
С 1881 по 1917 год под его началом существовало российское благотворительное общество «Белый крест», также известное как «Общество попечения о нуждающихся семействах воинов, потерявших здоровье на службе».
В ходе Первой мировой войны командовал сначала Кавказской туземной конной дивизией, потом 2-м Кавалерийским корпусом. Был награжден орденом Святого Георгия IV степени.
Владел имением в Локте (ныне Брасовский район Брянской области), где неоднократно бывал; являлся попечителем Карачевского охотничьего общества.
Акт о непринятии престола Великим Князем Михаилом Александровичем. 3 марта 1917 года.
Князь Михаил Александрович (слева) и П.Л. Знамеровский.
Снимок сделан 29 апреля 1918 года уличным фотографом на Сенной площади Перми. Фотокарточку отослал своей супруге Наталье Брасовой в Петроград. На обратной стороне – рукой Михаила Александровича написано «Пермский пленник» и дан обет, что он не будет бриться до момента освобождения.
Гостиница «Королевские номера», где проживал Михаил Романов и откуда его увезли на гибель.
Панорама Мотовилихи – заводского посёлка в Перми. Начало XX века.
«На память». Слева направо: А.В. Марков, Н.В. Жужгов, Г.И. Мясников, В.А. Иванченко, И.Ф. Колпащиков. Фотография сделана после убийства Михаила Романова и его личного секретаря Джонсона.
Храм-часовня святого благоверного князя Михаила Тверского в память убиенного Великого Князя Михаила Александровича Романова.
Часовня построена по проекту архитекторов Н.Н. Кукина, С.И. Тарасова, Н.В. Кирпичёвой и установлена на месте предполагаемого расстрела великого князя.
2 марта 1917 года Николай II подписал акт об отречении от престола, после чего указом Временного правительства взят под арест и вместе с семьей отправлен в Царское село. Через некоторое время их перенаправили в Тобольск, а после – в Екатеринбург, где разместили в «доме особого назначения» – реквизированном особняке военного инженера в отставке Н.Н. Ипатьева. Царская семья провела в последнем своём пристанище 78 дней.
В ночь на 17 июля 1918 года семья императора Николая II расстреляна.
В 1981 году Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) канонизировала Николая II и его семью как великомучеников. В 2000 году семья бывшего императора канонизирована Русской православной церковью Московского патриархата.
В 2008 году Верховный суд Российской Федерации признал семью Николая II жертвой репрессий.
Николай II с супругой и детьми.
Николай II с наследником Алексеем в ссылке. Тобольск, 1917 год.
Николай II с дочерьми Ольгой, Анастасией и Татьяной. Тобольск, зима 1917 года.
Дом Ипатьева.
Несохранившийся частный дом в Екатеринбурге на углу улиц Карла Либкнехта и Клары Цеткин (бывших Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка), в подвале которого в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и прислугой последний Российский император Николай II.
Подвал дома Ипатьева в Екатеринбурге, где была расстреляна царская семья.
Фрагмент газеты «Вечернее время» от 26 апреля 1924 г. с рассказом о расстреле царской семьи.
Икона «Святые царственные страстотерпцы».
20 августа 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русская Православная Церковь приняла решение канонизировать в лике православных Святых мучеников императора Николая Второго с его семьёй. Икона Царственных страстотерпцев изображает Николая II Романова, его жену Александру Фёдоровну и их пятерых детей – Великих Княжон Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и тринадцатилетнего Цесаревича Алексея Николаевича. На иконе «Царственных страстотерпцев» вся семья императора держит в руках мученические кресты, символизирующих их мученическую кончину, а в верхней части иконы изображены два ангела, несущие образ «Державной» Богородицы, явившейся, по преданию, русским людям в день отречения Николая Второго от престола.
Памятник «Царские Дети» в Ганиной яме.
Установлен 16 ноября 2011 года в день рождения Великой Княжны Ольги недалеко от поклонного креста у шахты. Монумент создан скульптором Игорем Акимовым. Высота бронзового монумента составляет 2,9 метра, вес – свыше 2 тонн. По замыслу автора, Великие Княжны и Цесаревич словно спускаются с небес с крестами в руках. Смонтировали скульптуру на территории монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев в Екатеринбурге.
Храм на Крови на месте дома Ипатьева (полное название Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших).
Действующий православный храм, построенный в Екатеринбурге на месте дома Ипатьева, в котором содержались под арестом и были расстреляны последний российский император Николай II, его семья и четверо слуг. Построен в 2000–2003 гг. и освящён 16 июля 2003 года.
Алапаевскими мучениками называют восемь человек, приближенных к царской семье и казненных на следующий день после её жестокого убийства. Ими были сестра императрицы, вдова Великого Князя Сергея Александровича Елизавета Федоровна, Великий Князь Сергей Михайлович, Князья императорской крови Константиновичи – Иоанн, Константин и Игорь, Князь Владимир Павлович (Палей), келейница Елизаветы Федоровны инокиня Варвара и помощник одного из князей Федор Ремез.
18 июля 1918 года всех обреченных на смерть привезли в одну из шахт неподалеку от Алапаевска, где и произошло убийство.
В первый день после этого исполком Алапаевского Совета объявил о похищении представителей дома Романовых «бандой белогвардейцев», а сами они были объявлены без вести пропавшими.
Вслед за переходом в конце сентября 1918 года Алапаевска под контроль адмирала Колчака по факту смерти узников начато расследование. Следствие установило, что в ночь на 18 июля под предлогом перевода заключённых из Алапаевска в Верхне-Синячихинский завод к зданию школы прибыла группа рабочих Невьянского и Верхне-Синячихинского заводов во главе с Петром Старцевым, которые и осуществили жестокую расправу. Решение было санкционировано Уралобкомом РКП (б) и Уралоблсоветом.
Русская православная церковь за границей в 1981 году канонизировала всех убитых под Алапаевском (кроме Ф. Ремеза) в лике мучеников. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них – Великую Княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару.
Еще один из алапаевских мучеников – Великий Князь Сергей Михайлович Романов.
Шестое клеймо иконы Собора святых новомучеников и исповедников российских «Трагедия в Алапаевске. Убиение прмц. Елисаветы и иже с нею».
Елизавета Фёдоровна (1864–1918).
Великая Княгиня царствующего дома Романовых. Урожденная Елизавета Гессен-Дармштадтская, старшая сестра будущей русской императрицы Александры Фёдоровны. В 14 лет Элла (так звали ее в семье) переехала вместе со своей сестрой к бабушке – королеве Великобритании Виктории.
В 1883 году Елизавете подобрали жениха – младшего брата русского императора Александра III Сергея Александровича. Спустя год они поженились.
В 1891 году Елизавета перешла в православие. С того момента княгиня стала активно помогать нуждающимся: она тратила огромные средства на содержание приютов и больниц. Народ очень любил княгиню за искренность и доброту. Во время первой русской революции 1905–1907 гг. княгине то и дело приходили записки с предостережениями, чтобы она не ездила вместе со своим мужем. Однако Елизавета Федоровна, наоборот, старалась повсюду сопровождать супруга. В роковой день 4 февраля 1905 года она не смогла поехать вместе с князем Сергеем Александровичем. Именно тогда он был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Когда княгиня прибыла на место происшествия, ей пришлось лично собирать разбросанные куски плоти на носилки.
С этого момента жизнь княгини сильно изменилась. Она оделась в траур по мужу, стала много молиться, соблюдала посты, а ее комната во дворце, откуда вынесли все ценности и дорогую мебель, превратилась в монашескую келью. Спустя четыре года она, всегда мечтавшая помогать страждущим, продала все свои драгоценности и на вырученные деньги в купленной усадьбе основала похожую на православный монастырь Марфо-Мариинскую обитель милосердия, в которой жили единомышленницы княгини, желавшие помогать людям. Сама Елизавета стала главой обители, а приходившие служить туда женщины стали сёстрами милосердия. Княгиня даже разработала для всех специальную одежду, похожую на монашеские облачения.
Интересно, что монахинями ни Елизавета, ни сёстры не были. Приходившие в обитель женщины принимали обеты, но через несколько лет могли уйти в мир и создать семью. Также каждая из них проходила курсы медицинской подготовки.
Как только началась Первая мировая война, в обитель потекли раненые солдаты с фронтов.
В 1915 году при содействии Елизаветы была создана первая в России протезная мастерская.
В 1917 году грянула Февральская революция, которая, однако, на княгиню никак не повлияла. А вот после Октябрьского переворота жизнь обители милосердия стала труднее. Послы некоторых европейских стран пытались уговорить Елизавету уехать из России, но она всякий раз отказывалась.
В мае 1918 года ее вместе с сестрой обители Варварой Яковлевой арестовали и отправили сначала в Екатеринбург, где уже жила царская семья, а потом в Алапаевск, где ее поместили под арест с другими Романовыми. В ночь с 16 на 17 июля была расстреляна царская семья, а следующей ночью убиты алапаевские узники.
Рака с мощами Святой Княгини Елизаветы Фёдоровны.
Установлена в церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании. Этот храм построен в память императрицы Марии Александровны, матери её мужа – князя Сергея Александровича.
Великий князь Сергей Михайлович (1869–1918).
Пятый из шести сыновей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I.
Получив образование в Михайловском артиллерийском училище, начал военную службу в качестве офицера-артиллериста. Проявил себя как блестящий специалист артиллерийского дела – 1899 г. произведен в полковники, в 1903 г. – в генерал-майоры. Был избран Почетным членом Михайловской артиллерийской академии. В 1905 году Великий Князь Сергей Михайлович занял генерал-инспектора артиллерии в чине генерал-лейтенанта и должность начальника Главного артиллерийского управления. Современники оценивают деятельность Сергея Михайловича на этом посту как выдающегося военного реформатора, который фактически создал русскую скорострельную артиллерию и заложил основы тяжелой мобильной артиллерии. Известно, что князь неизменно требовал и лично проверял у каждого офицера-артиллериста умение вести огонь с закрытых позиций, что было совершенно новым для армий союзников и неожиданным для противников России в войне. По инициативе Сергея Михайловича в России открыто несколько новых артиллерийских училищ.
После Февральской революции отстранён от должности. В начале апреля 1918 года выслан большевиками из Петрограда в Вятку, в мае 1918 года перевезён в Екатеринбург, а затем в Алапаевск.
В ночь на 18 июля 1918, когда к зданию Напольной школы Алапаевска, где содержались узники, пришли убийцы, Сергей Михайлович оказал сопротивление и был застрелен. Его тело вместе с ещё живыми алапаевскими узниками из рода Романовых было сброшено в шахту.
Сергей Михайлович был канонизирован вместе с другими алапаевскими мучениками Русской православной церковью за границей в сонме Новомучеников российских 1 ноября 1981 года.
8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала великого князя Сергея Михайловича.
В конце января 1919 года у стен Петропавловской крепости были расстреляны четыре Великих Князя из рода Романовых: Павел Александрович, Дмитрий Константинович, Георгий Михайлович и Николай Михайлович.
Сообщение о расстреле Великих Князей было опубликовано 31 января 1919 года в «Петроградской правде» без указания причин расстрела, места и даты. Впоследствии эту расправу объясняли как ответ на убийство в Берлине Карла Либкнехта и Розы Люксембург.
Погибшие великие князья Георгий Михайлович, Дмитрий Константинович и Павел Александрович канонизированы РПЦЗ в составе собора новомучеников. Как и другие погибшие князья, канонизированные РПЦЗ (кроме царской семьи и Елизаветы Фёдоровны), не признаются РПЦ.
Внешний двор тюрьмы Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. 1924 г.
Великий Князь Георгий Михайлович (1863–1919).
Шестой сын императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны; генерал-адъютант, генерал от кавалерии.
В марте 1918 года сослан на Урал его сын – Владимир Палей, впоследствии казнённый 18 июля того же года под Алапаевском.
Сам Павел Александрович арестован в августе 1918 года и водворён в тюрьму в Петрограде. 29 января 1919 года переведён в Петропавловскую крепость. Расстрелян рано утром следующего дня как заложник в ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии. Вероятно, погребён в братской могиле на территории Заячьего острова.
Великий Князь Георгий Михайлович (1863–1919).
Третий сын Великого Князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны, внук Николая I.
Служил в лейб-гвардии Конно-артиллерийской бригаде, Лейб-гвардии Уланском полку. Из-за больной ноги оставил службу в кавалерии.
В 1895 году назначен Августейшим управляющим Русского музея Императора Александра III в Петербурге, служил в этой должности безвозмездно в течение 22 лет, имея право личного доклада государю императору Николаю II. Принимал участие в создании музейной коллекции живописи и скульптуры. Известен как выдающийся нумизмат, автор нескольких трудов по нумизматике (коллекцию монет передал в дар Русскому музею императора Александра III в 1909 году). С 5 декабря 1898 года – почетный член Санкт-Петербургской академии наук.
Во время Первой мировой войны состоял при ставке верховного главнокомандующего Николая II. Генерал-адъютант. Основной его задачей были постоянные поездки по фронтам с последующим составлением донесений об общем положении. В 1915–1916 годах с особой миссией ездил в Японию.
Георгий Михайлович был расстрелян в Петропавловской крепости в Петрограде в конце января 1919 года как заложник в ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии. Вероятно, похоронен на месте расстрела в братской могиле.
Великий Князь Дмитрий Константинович (1860–1919).
Третий сын Великого Князя Константина Николаевича, внук Николая I.
Шеф 16-го гренадерского Мингрельского полка, флигель-адъютант Его Императорского Величества. На службе состоял в лейб-гвардии Конном полку до 1893, когда, в чине полковника, назначен командиром лейб-гвардии Конно-гренадерского полка.
Кавалер ордена Св. Владимира 4 ст.; Звезда ордена Св. Андрея Первозванного.
В 1913 году председательствовал на Всероссийской выставке рысаков в Киеве. Своими успехами русское коннозаводство в начале XX века в немалой степени обязано великому князю, а также и большой потребностью армии в лошадях. Под Полтавой он имел собственный конный завод, где разводил рысаков и верховых лошадей орлово-ростопчинской породы.
Великий Князь не смог принять участия в войне с Германией из-за близорукости, к 1914 году перешедшей в почти полную слепоту. Занимался подготовкой кавалерии в тылу.
По декрету от 26 марта 1918 года Дмитрий Константинович выслан в Вологду, а затем переведен под арест в Петроград. Содержался в одной камере со своим кузеном Георгием Михайловичем. Рядом, в соседней камере, поместили племянника Дмитрия – Гавриила Константиновича, им иногда удавалось видеться.
Дмитрий Константинович был расстрелян в конце января 1919 года в Петропавловской крепости. В последние минуты Дмитрий Константинович истово молился, повторяя: «Прости им Господи, не ведают, что творят…». Вероятно, погребён в братской могиле на территории Заячьего острова.
Канонизирован Русской православной церковью за границей в сонме Новомучеников российских 1 ноября 1981 года.
Реабилитирован постановлением Прокуратуры Российской Федерации 9 июня 1999 года (посмертно).
Великий Князь Николай Михайлович (1859-1919).
Русский генерал от инфантерии, историк. Старший сын Великого Князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны, внук Николая I, дядя Николая II.
Известен как строитель Боржомского дворца и составитель уникального иллюстрированного каталога «Русские портреты XVIII и XIX столетий».
Участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 годов (на Кавказе); в декабре 1877 года был награждён орденом св. Георгия 4-й степени.
С 1881 года – в лейб-гвардии Гренадерском полку. В 1882–1885 годах учился в Николаевской академии Генерального штаба. С 1895 года служил 10 лет в Кавалергардском полку, командовал 16 гренадерским Мингрельским полком. С 1897 года – командующий Кавказской гренадерской дивизией. В 1903 году вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта.
Великий Князь Николай Михайлович – автор многих исторических трудов, посвящённых эпохе Александра I и наполеоновских войн. Был председателем Русского Исторического общества, в 1915 году по решению Совета Московского университета получил степень доктора русской истории honoris causa. Возглавлял также Русское Географическое общество, Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины, в 1913 году был избран почётным председателем Общества друзей Румянцевского музея.
После Октябрьской революции Николай Михайлович, как и остальные представители дома Романовых, подвергся преследованию со стороны Советской власти. В марте 1918 года было принято решение о его ссылке с братом Георгием Михайловичем и кузеном Дмитрием Константиновичем в Вологду. В Вологде он пробыл с 3 апреля по 21 июля 1918 года.
В ссылке Великий Князь активно общался с иностранными дипломатами. Представители Великобритании предлагали Романовым бежать с подложными паспортами, но они отказались.
1 июля 1918 года Николай Михайлович арестован, а 21 июля 1918 года перевезен в Петроград, где содержался в Доме предварительного заключения.
9 января 1919 года Президиум ВЧК вынес постановление «Приговор ВЧК к лицам бывшей императорской своры – утвердить, сообщив об этом в ЦИК». Несмотря на ходатайства Академии наук и Максима Горького, Ленин подтвердил приговор.
Николай Михайлович расстрелян в Петропавловской крепости в последнюю декаду января 1919 года.
Памятная доска с именами Великих Князей, расстрелянных в Петропавловской крепости в январе 1919 года.
Установлена в 2004 году в Великокняжеской усыпальнице, примыкающей к Петропавловскому собору.
12 июля — День фотографа
С давних времён туристы желали запечатлеть красоты познаваемых территорий — ведь, когда находишь что-то прекрасное, сразу хочется запомнить его и сделать частью своей жизни.
Жанр туристической фотографии начал формироваться из-за доверия к достоверности изображения: от рисунков, которые использовались в эпоху зарождения туризма, снимки выгодно отличались тем, что являются копиями реальности, залогом добросовестности и точности информации.
Расцветом туристической фотографии считаются 50-е годы XIX века. Одним из первых туристической фотографией занялся Джордж Бриджес (George Bridges). Именно он по прибытию из стран Средиземноморья и Египта в 1852 году подготовил около 1500 негативов.
Более известными являются фотографии из путешествий Фрэнсиса Фрита (Francis Frith). Фрит решил оставить успешный бизнес ради работы своей мечты – профессии туристического фотографа. Его путешествия по Ближнему Востоку принесли миру множество уникальных фоторабот.
Francis Frith, The Approach to Philae, 1857 г.
Edward S. Curtis, Sioux Chiefs on Horseback, 1905 г.
В 1853 году англичанином Роджером Фентоном (Roger Fenton), прославившемся благодаря репортажным снимкам, сделанным в России в 1855 году, во время Крымской войны, было основано Фотографическое общество (с 1894-го — Королевское фотографическое общество).
Постепенно любители туристической фотографии объездили и запечатлели большое количество стран Азии, Африки, Северной и Южной Америки и, конечно, Европы.
С развитием жанра туристической фотографии получил популярность и открыточный бизнес, наладился выпуск фотоальбомов. Многие путешественники не успевали увидеть все, что планировали, но у них появилась возможность приобрести фотооткрытки с интересующими местами. По приезду на Родину ими любовались как сами туристы, так и их родственники, друзья, никогда там не бывавшие.
Со временем начали появляться тематические журналы. В 1888 году появился первый журнал National Geographic Magazine, который состоял в основном из текстов, а фотографический принцип подачи материала считался чуть ли не дерзостью.
Значение первых фоторепортажей трудно переоценить: войны, природные катаклизмы и пожары, да и просто естественный ход времени кардинально изменили облик городов и стран, и о том, как выглядели те или иные места столетие-полтора назад, мы сегодня можем узнать лишь по этим дагерротипам и почтовым карточкам.
В настоящее время жанр туристической фотографии считается одним из наиболее интересных и перспективных. Помимо туристов-путешественников, исследующих новые места своей страны и мира, выделяются фотографы, которые стремятся запечатлеть туристическую жизнь родного региона, своей малой Родины.
На территории Брянщины большое количество прекрасных фотографов, которые делают удивительной красоты снимки достопримечательностей и туристических мероприятий, проводимых в Брянской области. Хотим познакомить Вас с некоторыми из них:
Павел Стрельцов (https://vk.com/id49783703)
Павел принимает активное участие в культурной жизни Брянска. В его социальных сетях можно увидеть фотографии не только масштабных мероприятий, но и его путешествий в глубинку родного края. Фотограф запечатлел Почеп, Погар, Севск, Жуковку и многие другие интересные места Брянщины. Деятельность Павла по достоинству оценена и отмечена множеством наград и грамот.
Павел Стрельцов. Лето 2020 в Брянске.
Павел Стрельцов. Лето 2020 в Брянске.
Павел Стрельцов. Набережная летом 2020.
Павел Стрельцов. Марш в честь 75-летия Великой Победы. 24 июня 2020г.
Иван Сильченко (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
В своих работах фотограф уделяет большое внимание флоре и фауне Брянской области. Фотографией Иван занимается больше 45 лет. Пропагандирует любовь к лесу, заботу об окружающей природе. Многие представители флоры и фауны, изображенные на фотографиях Ивана Сильченко, занесены в Красную книгу РФ. Его фотографии используют для учебных пособий.
Автор Иван Сильченко
Лариса Березуцкая-Шляпужникова (https://vk.com/id221685112) и Александр Березуцкий (https://vk.com/id139655310)
Лариса и Александр являются авторами прекрасных фотографий флоры и фауны не только Брянщины, но и других интересных мест России. Совместное творчество фотографов можно увидеть на персональных выставках.
Лариса Березуцкая-Шляпужникова. Осень на Партизанской поляне
Лариса Березуцкая-Шляпужникова. Осень на Партизанской поляне
Александр Березуцкий. ВСТРЕЧА. Заповедник Брянский лес.
Павел Голубов (https://vk.com/pgolubow)
Павел делится самыми свежими фотоотчётами, наполняет свои социальные сети репортажными событиями Брянска, а также запечатлевает все самые яркие и значимые моменты жизни Брянщины.
Павел Голубов. Река Снежеть Лето 2020 г.
Павел Голубов. Река Снежеть Лето 2020 г.
Павел Голубов. Прогулка по новогоднему Брянску. Театральная площадь.
Павел Голубов. Свенская ярмарка в Брянске.
Автор Павел Голубов
Лилия Квитко (https://vk.com/adagioli)
Восхищение вызывают кадры из серии фотографий заповедника «Брянский лес» талантливого брянского фотографа Лилии Квитко. Запечатлённые на плёнку моменты из жизни заповедника можно увидеть на странице Лилии в социальной сети «ВКонтакте».
Автор Лилия Квитко
Автор Лилия Квитко
Эти и многие другие талантливые фотографы Брянщины своими прекрасными работами позволяют нам, жителям области, ещё больше полюбить родной край, проникнуться гордостью за свою Родину и увидеть её красоту через призму фотоаппарата, а гостей региона могут подтолкнуть на решение приехать и увидеть своими глазами всю эту красоту.
Источники:
https://prophotos.ru/lessons/9755-zarozhdenie-turisticheskoy-fotografii
Источники Фото:
Фото Edward S. Curtis, Sioux Chiefs on Horseback, 1905 г. © Old Picture [www.old-picture.com] (http://www.old-picture.com/indians/Sioux-Chiefs.htm)
Фото Francis Frith, The Approach to Philae, 1857 г. © Bibliothèque nationale de France [www.expositions.bnf.fr] (http://expositions.bnf.fr/veo/grands/077.htm)
В фондах Брянского государственного краеведческого музея хранится немало реликвий, посвященных партизанскому движению на территории Брянского края.
В их числе – черно-белый снимок с подписью на обороте «Партизанский проводник Полеток и его семья». Фотография была сделана на хуторе Никольском Выгоничского района. К сожалению, о людях, запечатленных на ней, нам ничего не известно.
Для партизан была очень важна поддержка населения. Жители сел и деревень Брянщины снабжали их продовольствием, одеждой и ценными сведениями, укрывали в своих домах, помогали раненым, служили проводниками. Это было смертельно опасно, ведь за помощь партизанам оккупанты сжигали целые села, уничтожали гражданское население, но местные жители все равно продолжали поддерживать народных мстителей.
Семья и туризм.
8 июля россияне отмечают прекрасный праздник – День семьи, любви и верности. День для этого светлого праздника выбран неслучайно: Русская православная церковь почитает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских, которые считаются покровителями семьи и брака.
За свою жизнь пара показала невероятную преданность друг другу. Даже когда муромские бояре взбунтовались против княгини из крестьянского сословия и потребовали у князя отказа от престола, Петр не оставил Февронию и вместе с ней покинул город. Вскоре после их ухода начались распри и смута, сам народ попросил князя вернуться и занять место законного правителя.
Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена жителями Мурома в 1990-х годах: День города решили объединить с Днём семейных ценностей. Всероссийским праздником День семьи, любви и верности стал в 2008 году.
В этот замечательный праздник мы хотим рассказать вам о семейном туризме.
Семейный туризм представляет собой форму организации поездок людей, связанных родственными узами. Данный вид туризма получил в Российской Федерации достаточно большое развитие. Безусловно, семейный туризм содействует укреплению семьи, что важно и актуально во все эпохи.
Рост интереса к семейному туризму со стороны граждан России повышается с каждым годом, в том числе и на территории Брянской области.
Наиболее предпочтительным для любителей семейного туризма на территории Брянской области является физкультурно-оздоровительный отдых.
Восстановить жизненные силы, провести время с пользой для души и тела можно на одной из множества баз отдыха:
База отдыха "Кукуевка"
База отдыха "Кукуевка" расположена в одноименном поселке, в 35 км от города Навля Брянской области. Отдыхающим предлагается организация охоты на птиц и зверей, а также рыбалка в многочисленных озерах и реке Десна, которые расположены рядом с комплексом.
База отдыха «Сосновый бор»
В 35 км от г. Брянска, среди светлого соснового бора, находится живописный уголок - база отдыха «Сосновый бор», где каждый сможет почувствовать уединение с природой и найти занятие по душе.
База отдыха «Подворье»
База отдыха «Подворье» - это первоклассный отель с разными видами бань и саун на любой вкус, вкусной кухней в уютном банкетном зале и красивыми, запоминающимися гостиничными номерами.
База отдыха клуб-отель «Раздолье»
База отдыха клуб-отель «Раздолье» расположился в живописном уголке природы, в сосновом бору, окруженный искусственными озерами, всего в 5 мин от города Брянска. База отдыха создаёт неповторимую атмосферу и придаёт ощущение далекого экологического уголка России.
База отдыха "У Никитича"
База отдыха "У Никитича" - это оборудованное в деревне под Брянском подворье в стиле усадьбы прошлых веков со всеми её атрибутами и многочисленной деревенской утварью.
Так же в Брянской области имеется множество санаториев, где можно оздоровиться всей семьей, например:
Санаторий "Снежка"
Санаторий "Снежка", где основным лечебным фактором являются минеральные источники и лечебная сапропелевая грязь, обширные запасы которой имеются на озере Шумовец.
Санаторий "Затишье"
Санаторий "Затишье". В санатории используется активный природный фактор - минеральная вода, которая применяется для питьевого лечения хронических заболеваний.
Санаторий "Жуковский"
Здесь для семей организуются экскурсионные программы. Для детей имеется игровая площадка.
Санаторий "Ипуть"
Основным лечебным фактором являются источники природной минеральной воды. Водолечебница включает: струевой и циркулярный душ, бассейн, сауну, ванное отделение на семь ванн. Здесь отпускаются ванны с морской солью, хвойным экстрактом и с минеральной водой из собственной скважины.
Не менее интересен семьям будет насыщенный романтический и приключенческий отдых на нашей Брянской земле. Многие отельеры узнав, что им предстоит встречать молодоженов, делают приятные скидки и бонусы.
Когда хочется развлечений, веселья, отпуска с пользой для здоровья, программа семейного туризма Брянщины может включать:
- Велосипедную прогулку. Велосипедная прогулка – это не только хорошая физическая нагрузка, но ещё и отличный способ отдохнуть всей семьёй, побыть на природе. В парке им. 1000-летия Брянска можно взять напрокат велосипеды в спортивном комплексе «Лапландия».
- Прогулку на лошадях. Конные прогулки - не только замечательный способ проведения свободного времени, но и хорошее хобби. Необычным времяпрепровождением для всей семьи могут стать конные прогулки верхом на лошади, в санях, в экипаже предоставляемые в загородном клубе «Журавка», конно-спортивном клубе «Отрадненские просторы», конном клубе «Салынь», парк-отеле «Отрада» и др.
- Посещение катка. Во всех районах города ежегодно обустраиваются современные катки прекрасно подходящие для отдыха всей семьи.
- Покорение лыжной трассы. Горнолыжные склоны и спуски (Спорт комплекс "Варяг", Спорткомплекс «Лапландия») и обустроенные лыжные трассы можно с лёгкостью найти в каждом районе города.
- Пикник, рыбалка, поход и др.
- Современные игры (пейнтбол, лазертаг, прохождение квестов). Спортивно-тактический клуб БЫК, спортивно-тактический клуб Киборг32, игровой центр развлечений LaserLand порадуют любителей активного отдыха. Тактические игры на выбор не оставят равнодушными как детей, так и взрослых.
- Поездку в зоопарк, на ферму. Общение с животными помогает снять нервное напряжение (это особенно важно для школьников), способствует развитию ребенка — как физическому, так и умственному, а также развивает чувство ответственности.
Приглашаем всех желающих провести время с пользой для души и тела в семейном кругу, а также своими глазами увидеть красоты Брянщины и проникнуться духом путешествия в прекрасные природные территории нашего региона.
Источники: Сайт Российского исторического общества (https://historyrussia.org), Все о туризме - образовательный туристический портал (https://tourlib.net/statti_tourism/belyakov.htm)