Жизнь православного человека независимо от того, принадлежит ли он официальной Русской Православной Церкви, Русской Православной Старообрядческой Церкви или Русской Древлеправославной Церкви, нельзя представить без икон.
В целом старообрядческие иконы продолжают традицию древнерусской православной иконы. Уникальная школа иконописи сложилась в XVIII веке в Ветке, когда местные иконы стали широко распространяться по всему старообрядческому миру.[1]
В Стародубье расцвет иконописного промысла происходит в XIX веке. Легальное положение стародубских старообрядческих поселений, превращение их в посады и города способствовало его развитию: богатые купцы, промышленники и фабриканты Клинцов и Новозыбкова становятся попечителями храмов и заказчиками икон[2]. Старообрядческие монастыри Стародубья были украшены большим количеством икон.
Старообрядцы относят иконы, написанные здешними мастерами, к самобытной местной иконописной школе, но исследователи всё же считают их произведениями школы Ветки[3].
Благовещение.
Автор: Ефим Иванов Андрианов.
28 июля 1880 г.
Ветковская школа.
Доска, паволока, левкас, темпера, сусальное и твореное золото.
Происходит из города Ветка.
Место создания: предположительно городской поселок Климово, Новозыбковский район, Брянская область.
Из фондов Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова.
Богоматерь Знамение.
1840 г.
Ветковская школа.
Доска, паволока, левкас, темпера, сусальное и твореное золото.
Из фондов Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова.
Иоанн Богослов в молчании.
Автор: Григорий Рогаткин
1929 г.
Ветковская школа.
Доска, паволока, левкас, темпера, сусальное и твореное золото.
Происходит из деревни Марьино, Добрушский район, Гомельская область.
Из фондов Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова.
Козьма и Дамиан. Икона в бисерном окладе.
Нач. ХIХ в.
Ветковская школа.
Икона: доска, паволока, левкас, темпера, сусальное и твореное золото, чеканка по левкасу.
Оклад: бисер, стекла, шитьё «в прикреп».
Происходит из города Ветка, Гомельская область
Из фондов Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова.
Никола Отвратный.
Кон. XVIII – нач. ХІХ вв.
Ветковская школа.
Доска, левкас, темпера, сусальное золото.
Происходит из деревни Ново-Ивановка (бывш. Голодное), Ветковский район, Гомельская область.
Из фондов Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова.
Успение. Чеканный оклад.
ХІХ в.
Латунь, чеканка, золочение.
Происходит из деревни Новый Крупец, Добрушский район, Гомельская область.
Из фондов Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова.
Продолжением древнерусской традиции[4] явилось распространение среди старообрядцев меднолитых образов-складней, являющихся одним из типов старообрядческой меднолитой пластики, наряду с иконами и крестами[5].
Крест киотный.
Россия, конец XIX – начало XX веков.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Складень 4-х створчатый (киотный). Двунадесятые праздники
Россия, XIX век.
Медный сплав, эмали, поморское литье.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Складень трехстворчатый «Деисус»
XVIII в.
Медный сплав, литье, синяя и белая эмаль.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Складень трехстворчатый «Чудо Георгия о змие. Избранные праздники»
Россия, [XIX в.]
Медный сплав, литье.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Средник складня «Святой Николай Можайский»
Россия, XIX в.
Медный сплав, литье.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
1 Кочергина М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760–1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. Брянск: Издательство «ООО «Ладомир», 2011. С.314-315.
2 Там же. С. 315-316.
3 Там же. С. 318.
4 Там же. С. 338.
5 Там же. С. 341.