Тысяча девятьсот двадцать седьмой год… Блистательная труппа «Русского балета Дягилева» продолжает эпатировать французскую публику своими авангардными постановками. На сцене Театра Монте–Карло при полном аншлаге проходит премьера одноактного балета Джорджа Баланчина «Кошка», вызвавшая изумление зрителей и неоднозначную реакцию критиков. «В обширной зале, меблированной странными аппаратами, не то гимнастическими, не то радиографическими, появляются атлет и шесть его товарищей. Они занимаются физкультурой…» - иронизировал сотрудник газеты «Тан», известный музыкальный критик Лало.
Балет Дягилева.
Балет «Кошка».
Декорации к балету «Кошка».
Скандальная слава сопутствовала успеху авангардной постановки, балет был дан дягилевской труппой более двухсот раз, в том числе и в Париже.
Костюмы к балету «Кошка».
Казалось, слава нашла братьев - художников, ведь все, кто работал с Дягилевым, тут же становились знаменитыми. Но не случилось: в 1929-м году Сергей Дягилев умирает, его русская балетная труппа распадается, Наум Габо и Антуан Певзнер идут каждый к своему признанию долгой и тернистой дорогой. И если художник Антуан Певзнер, связавший свою судьбу с Францией, там же и обрёл свою славу, то его младшему брату Науму Габо пришлось поколесить по миру, сменить несколько стран в поисках живого отклика на его фантастические образы, далеко опередившие своё время. И найти признание у себя на родине в России только через много лет после своей смерти.
Антуан Певзнер.
Наум Габо.
Сегодня Наум Габо известен миру как художник-конструктивист, пионер кинетизма и теоретик авангардного искусства. Став пионером в своей области, Наум Габо отреагировал на те события, которые происходили в русском обществе в начале XX в. и нашел вреволюционных событиях тех лет благодатную почву для развития своих творческих идей. Именно поэтому его творчество прочносвязывают с русским авангардом, хотя свои художественные изыскания Габо начал за рубежом и эмигрировал из России в 1922 г. При этом, на родине художника не было ни одной выставки, крометой, что в 1920 г. он организовал сам, и выставки «Наум Габо и конкурс на Дворец Советов» в Москве в 1993 г - его работ нет в собраниях российских музеев. И, хотя в начале XXI в. интерес к личности Габо усилился, до сих пор его творчество и персона мало изучены.
Наум Габо с кинетической скульптурой. 1966 г.
Конструктивный торс. 1916 г.
Точное место и дата рождения скульптора не известны. Его семья – состоятельных евреев Певзнеров долгое время проживала в Брянске, где родители Габо зарегистрировали дату рождения своего четвёртого сына как 5 августа 1890-го года.
Брянск. Вид из-за реки.
Линейная конструкция 1949-1953 гг.
В семье Певзнеров выросли две выдающихся творческих личности - художник и скульптор Нотан (Антуан) Певзнер и Неемия (Наум) Певзнер, известный как Наум Габо. Начав свою творческую деятельность в 1915 году, Наум Певзнер взял себе псевдоним Габо, дабы избежать путаницы, так как инициалы у братьев были одинаковыми - Н. Б. Певзнер.Алексей Певзнер, младший брат художников утверждал, что Габо выбрал этот псевдоним потому, что на древне-еврейском он обозначает «будущее». Художник придавал почти мистическое значение своей национальности, проводя параллели с библейскими евреями. Габо неоднократно высказывал мысль, что его предки, будучи рабами в Египте, строили пирамиды и высекали скульптуры.
За одно из таких «юношеских распутств» в адрес директора гимназии, четырнадцатилетнего поэта из неё исключат, не спасёт даже прочное положение отца – владельца металлургической фабрики на окраине Брянска. Дом семьи Певзнеров был частью принадлежавшего им большого заводского комплекса, располагавшегося на левой стороне реки Десны, в Привокзальной слободе. Металлургический завод, которым владел глава семьи Борис Певзнер, выпускал антифрикционный сплав баббит, которым снабжались железные дороги по всей России..Таким образом, Наум вырос в среде, где ценность технического прогресса была непреложной, а все окружавшие его любимые и авторитетные люди имели техническое образование.
Наум Габо с работой Голова №2.
Брянск. Вид на Привокзальную слободу с моста.
Это в дальнейшем помогло Габо, не получившему на архитектурного, ни полного инженерного образования, с выверенной точностью сооружать свои фантастические скульптуры. А вспоминая природу родного края, скульптор утверждал, что он« в свое искусство живую природу внес, а не костную городскую, или, как критики ее называют, урбанскую».
Взросление юноши, до поры до времени считавшего себя белее поэтом, чем художником,пришлось на революционные события 1905-го года, от которых тот не остался в стороне. После короткого пребывания в Томске под надзором старшего брата, неисправимый поэт был возвращён к родителям в Брянск, где тут же вступил в нелегальный кружок, целью которого было распространять грамотность среди рабочих. Последовал арест, быстрое освобождение – сказалось высокое положение отца, и скоропалительный отъезд в Курск – подальше от революционных событий. Не самый прилежный ученик закончил Курскую гимназию в возрасте только двадцати лет, да притом экстерном: и здесь годом ранее сумел срезаться на экзамене, поддавшись весенней меланхолии и увлечению православием.
В 1910-м году Наум поступает на медицинский факультет Мюнхенского университета и в течение двух лет, следуя родительскому наказу, изучает медицину. Но горячее желание оставить науку врачевания, к которой у Габо нет склонности, одерживает верх. В 1912 году он поступает в Техническую Школу в Мюнхене, где изучает инженерное дело. В то время его очень увлекала физика, молодой человек спешит на лекции таких светил, как Байер, Рентген, Альберт Эйнштейн.
Мюнхенский университет.
Зато этот вдохновенный порыв поддержал старший брат Натан, уже успевший снискать известность своими работами в Париже и даже сменивший своё имя на благозвучное французское – Антуан. Благодаря ему Габо рано познакомился с искусством Врубеля, которое потрясло его до глубины души, с новаторскими течениями в искусстве того времени: кубизмом, символизмом, футуризмом. Под влиянием старшего брата молодой человек пробует себя в живописи.
Автопортрет Габо.
Теперь его привлекала скульптура: возможность воплощения в реальность собственных фантазий и размышлений об окружающем мире. В Мюнхенский период появляется первая работа – маленькая «Голова негра», утерянная в период Первой мировой войны. Именно от войны, точнее от грозившей военной мобилизации бегут братья в нейтральную Норвегию. Здесь первые посетители мастерской Певзнеров увидели картонные скульптуры Габо. Как правило, эти фигуры из тонкого картона абстрактны, или, как говорил сам художник, «абсолютны», они лишены привычных признаков красоты лица: нежной кожи, тонкого разреза глаз, но эти образы узнаваемы, прекрасны и возвышены. Знаменитые «Конструктивные головы» Габо – соединения из картона и дерева, своеобразный эксперимент по передачи объёма фигуры без его массы. «Конструктивную голову под №2» позже назовут «Мадонной 20-го века».
Конструктивная голова №1. 1615 г.
Конструктивная голова №2. 1916 г.
Конструктивная голова №2. 1916 г.
А между тем в России происходит февральская революция, которую братья Певзнер встречают восторженно. Братья возвращаются в Россию в 1917 году и проводят в Москве пять нелёгких, полуголодных и бурных лет. Наум Габо работает в Отделе изобразительных искусств при Наркомпросе, готовит различные художественные проекты, выпускает журнал,участвует в агитпропах - выставках под открытым небом, где представляет свои, ставшие уже более геометрические конструкции. И среди них представляет два куба, олицетворяющие скульптуру прошлого и будущего: один куб был совершенно целым, а у другого отсутствовали грани. Автор доказывал свой постулат: достаточно отказаться от массы, убрать стенки, чтобы показать глубину пространства. Во ВХУТЕМАСе (Высшей художественно –технической мастерской), где он преподаёт вместе с Татлиным, Кандинским и Родченко, своим студентам Габо показывает кинетическую скульптуру «Стоящая волна», дабы наглядно продемонстрировать им, что такое кинетические ритмы. Вертикально стоящий прут был подключён к мотору и во время включения создавал вибрацию, получалась иллюзия трёхмерной формы, которая в реальности не существует.
Наум Габо в мастерской.
Кубы. 1918-1920 гг.
Проекты Габо становились все более монументальными, но возможностей применить их было мало; как он прокомментировал: "Это был разгар гражданской войны, голода и беспорядков в России. Найти какую-либо часть оборудования ... было практически невозможно" В 1922-м году братья Певзнер едут в Берлин, чтобы принять участие в выставке русского искусства и принимают решение не возвращаться в неустроенную Россию. Габо остается в Германии, где живет и работает до 1932-го года. К тому времени художник уже получил известность, одна за другой устраиваются его персональные выставки, проходит совместная с Антуаном выставка в галерее Персье в Париже.
Выставка в Берлине 1922г.
В работах Габо этого периода ярче замечен стык архитектуры и скульптуры, художник больше работает с тоном, с прозрачными материалами, позволяющими выразить идею взаимопроникновения пространства, уйти от материального мира. Габо получает заказ светового оформления улицы в Берлине, реализовывает проект вращающегося фонтана в Дрездене, занимается преподавательской деятельностью в Баухаузе.
И, никогда не забывая о своей Родине, принимает участие в конкурсе проектов Дворца Советов в Москве (1931г.). Не будучи архитектором, Габо сделал правильные расчеты эллипсоидных залов для заседаний без опор всего за 5 месяцев, сумев даже запатентовать оригинальную идею. Смелый проект, как и другие проекты авангардистов, был отвергнут уже на 1-м туре, но зато именно эта работа стала единственной, хранящейся в настоящее время в России в музее архитектуры имени А.В.Щусева.
Проект фонтана в Дрездене.
Когда к власти в Германии приходят фашисты, Наум Габо уезжает сначала к брату в Париж, а потом, остро ощутив свою невостребованность, в 1935-м году перебирается в Лондон, где авангард только набирает обороты. И как представитель русской школы обретает популярность, публикуется,много читает научной литературы по биологии и микроорганизмам. Нагревая пластмассу, экспериментирует с криволинейными формами, пытаясь убрать пустое пространство, как части скульптурной массы. Здесь в Лондоне Наум Габо устраивает и свою личную жизнь – женится, у него рождается единственная дочь Нина. Плодотворный английский период ознаменовался возвращением к живописи и ваянию, рождается идея «струнного метода»: к пластиковым элементам наматываются нейлоновые нити, отражающие свет. Его конструкции универсальны: их можно демонстрировать в вертикальном и горизонтальном положении, подвешивать в открытом пространстве.
Прозрачная вариация-1937г.
Габо уверен, что его скульптурные работы смогут прекрасно вписаться в любое архитектурное пространство нового времени. Это доказала конструкция для здания «Соты» в Роттердаме (1957г.), которая не стала декорированным, а скорее самостоятельным элементом здания. Или удивительный фонтан «Вращающееся кручение» (1972г.) в Лондоне с пересекающимися струями. Габо вновь поразил скептиков, доказав верность своих архитектурных расчетов.
Кинетическая конструкция в Ротердаме. 1957 г.
Фонтан «Вращающееся кручение». Лондон. 1972 г.
Оказав влияние на развитие английского модернизма и конструктивизма (не случайно, в галерее Тейт в Лондоне хранится самая большая в мире коллекция его ранних работ), Габо с 1946-го года становится гражданином Соединённых Штатов Америки. Здесь творчество художника не только востребовано, но и отмечено многими премиями и наградами.Габостал Почётным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне, награждён Логановской медалью за вклад в искусство (США), удостоен ордена Британской империи. Скончался Наум Габо в 1977 году, обретя признание и международную славу.
На протяжении многих лет выставки Габовызывали огромный энтузиазм из-за эмоциональной силы, присутствующей в его скульптуре: твёрдая материя сюрреалистичных фигур будто разрывает время и пространство, устанавливаетсвязь между реальностью и неограниченной фантазией человека.
Линейная конструкция №2. 1958 г.
Сегодня мы можем говорить о фигуре Наума Габо как о мосте, наведенном между русским и западным искусством, где по обе стороны он известен как художник рационального направления, вдохновленный развитием индустрии и технологий, органично соединивший науку с искусством. Не став ключевой фигурой художественной жизни советской России, не вписавшись в её социалистический реализм, художник не мог претендовать на репрезентацию творчества и сохранение своих работ в музеях страны. Это сыграло большую роль в его забвении на родине.Тем не менее, в России есть пример осмысления наследия Наума Габо и его значимости в региональном контексте. С 1994 г. в Брянске, на официальнойродине художника, проходит ежегодный международный фестиваль музыки и искусств, носящий имя двух выдающихся уроженцев Брянской области - Николая Рославца и Наума Габо. Первый из них композитор, а второй - человек, вышедший из географических рамок, но всю жизнь считавший себя русским художником – скульптор и архитектор, теоретик искусства, один из лидеров мирового художественного авангарда – НаумГабо.
Состаила: Черепкова Н.В, млаший научный сотрудник Суражского краеведческого музея – филиала ГБУК «БГКМ».