Станция «Мир» - 15 лет на орбите.
«Мир» стал первым реальным прототипом города на орбите, о котором мечтал знаменитый теоретик космонавтики К.Э. Циолковский.
В ночь на 20 февраля 1986 года (00:28:23 по московскому времени) с Байконура была запущена обитаемая космическая станция "Мир", отработавшая больше 15 лет - рекорд, лишь недавно превзойденный МКС.В историю отечественной космонавтики эта орбитальная станция вошла как последняя советская и первая российская. До недавнего времени именно за нею сохранялся рекорд длительности работы на орбите - полтора десятилетия, а многие другие ее рекорды не побиты и по сей день.
Станция "Мир", уникальный инженерный объект ХХ века, за время своего существования 5511 суток совершила 86331 виток вокруг Земли. За 15 лет работы на станции провели более 30 000 научных опытов, на ней побывали 104 космонавта из 12 стран мира.
«Мир» стал не просто образцом развития всех предыдущих орбитальных станций типа «Салют», а воплощением кардинального изменения в подходе к их проектированию.
«Мир» должен был стать воплощением извечной мечты писателей-фантастов о космическом доме. Изначально станцию строили так, чтобы к ней можно было постоянно добавлять новые и новые модули.
Первый 20-тонный базовый модуль станции «Мир» был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года.
Весной 1987 года на орбиту был выведен модуль «Квант-1″. Он стал своего рода космическим вокзалом «Мира». Стыковка с «Квантом» стала для «Мира» одной из первых внештатных ситуаций. Для того, чтобы надежно прикрепить «Квант» к базовому комплексу, космонавтам пришлось совершить незапланированный выход в открытый космос.
В июне 1988 года на орбиту был доставлен модуль «Кристалл». На нем был установлен дополнительный стыковочный узел, который по замыслу конструкторов должен служить шлюзом для приема корабля «Буран». В течение 10 лет к орбитальной станции, один за другим были пристыкованы ещё четыре модуля: модуль дооснащения «Квант-2» (в 1989 году), стыковочно-технологический «Кристалл» (в 1990-м), исследовательский «Спектр» (в 1995-м) и научно-исследовательский «Природа» (в 1996-м).
Орбитальный комплекс «Мир» предназначался для длительных полетов экипажей из 2-3-х космонавтов с целью проведения технологических экспериментов по отработке процессов полупромышленного производства полупроводниковых материалов и медицинских препаратов, а также для проведения технических, биомедицинских, геофизических, астрофизических и других экспериментов и исследований. Комплекс «Мир» эксплуатировался в постоянном пилотируемом режиме, смена экспедиций осуществлялась непосредственно на борту комплекса. Общая масса комплекса составляла более 125 тонн, общий объем герметичных отсеков был примерно 400 куб. метров.
Первыми людьми на «Мире», стали члены экипажа «Союза-Т-15» Леонид Кизим и Владимир Соловьёв. Их корабль имел устаревшую систему стыковки и потому пристыковывался не к переднему, а к заднему порту, ведущему в агрегатный отсек станции. Но в целом это был невероятный полёт. «Союз-Т-15» пристыковался к «Миру», космонавты привели станцию в рабочее состояние, а через полтора месяца расстыковались и полетели к станции «Салют-7», которая тоже была в то время на орбите. На «Салюте» они провели ещё полтора месяца, после чего снова вернулись на «Мир». По сути, это были первые в истории полёты между космическими станциями.
Внутри базового модуля обустроили всё для комфортной жизни. Экипаж регулярно общался с родными, смотрел фильмы, тренировался на спортивных тренажёрах и устраивал банные дни. «Раз в неделю можно было сходить в сауну, даже доставляли дубовые и берёзовые веники с Земли. Мы парились по-настоящему», — вспоминал Токтар Аубакиров, заслуженный лётчик-испытатель СССР.
В 1991 году началась международная эра первой в мире многомодульной орбитальной станции. Модули «Спектр» и «Природу» профинансировало NASA (таким образом, «Мир» стал, по сути, международной космической станцией). Это кардинально изменило назначение «Спектра». Изначально он назывался «Октант» и был разработан КБ Челомея в качестве оборонного корабля, оснащённого ракетами перехвата. В 1992 году холодная война уже закончилась, да и финансировало проект американское агентство, поэтому о его военном назначении забыли и модуль стал исключительно исследовательским.
Кроме того, в ноябре 1995 года на «Мир» был доставлен седьмой модуль - стыковочный переходник для шаттлов. Его смонтировали на блоке «Кристалл», ставшим основной точкой входа для американских кораблей.
Космонавт Валерий Поляков установил на «Мире» рекорд по продолжительности нахождения в космосе в ходе одного полёта с 8 января 1994 года по 22 марта 1995 года - 437 суток и 17часов 58 минут.
Наш земляк, космонавт Виктор Михайлович Афанасьев, совершил три полёта на станцию «Мир» общей продолжительностью 545 суток.
В декабре 1993 года в рамках проекта «Знамя» был проведен уникальный опыт: с помощью развернутых светоотражающих панелей планировалось освещать солнечным светом отдельные участки Земли.
Для того чтобы освоить космическое пространство, раскрыть тайны Вселенной и постичь глубину смысла Мироздания надо одолеть очень много ступенек. И каждый новый шаг бывает опасен. Полеты в космос всегда связаны с большим риском для экипажа. Пребывание на космической станции также небезопасно для космонавтов, иногда случались серьезные происшествия. Хотелось бы отметить, что во время всех нештатных ситуаций на орбите никто не пострадал. Расскажем о некоторых из них.
В 1997 г. станцию несколько раз чуть было не постигла катастрофа. В январе на борту произошел пожар - космонавты вынуждены были надеть дыхательные маски. Дым распространился даже на борт корабля «Союз». Огонь потушили за несколько секунд до принятия решения об эвакуации.
А в июне 1997 г. беспилотный грузовой корабль «Прогресс» сбился с курса и врезался в модуль «Спектр». Станция потеряла герметичность. Команде удалось заблокировать «Спектр» (закрыть ведущий в него люк) до того, как давление на станции снизилось до критически низкого. «Спектр» имел самую большую площадь солнечных батарей и обеспечивал до 40% энергии станции, так что его потеря была фактически невосполнима. Поэтому в последние годы даже научная работа на «Мире» почти не проводилась.
28 августа 1997 года случилась очередная неприятность на «Мире». Вечером, незадолго до отбоя, самопроизвольно отключилась гидролизная установка «Электрон», вырабатывающая кислород. Неисправность была установлена буквально за несколько минут (оказалось, что разошелся какой-то контакт), и уже в половине одиннадцатого нормальное снабжение станции кислородом было восстановлено.
В сентябре 1997 года в результате компьютерной ошибки «Мир» потерял ориентировку на Солнце. Для проведения астрономических наблюдений Солнца, Луны, планет и звезд необходимо соответствующим образом ориентировать телескопы или всю станцию. Солнечные коллекторы системы энергоснабжения должны быть постоянно направлены на Солнце. И потому, потеряв нужное направление, станция осталась без главного источника энергии.Также определенная ориентация необходима и для различных антенных устройств, а значит, было потеряно и управление, так как экипаж не мог точно узнать месторасположение станции. Прошло 24 часа, прежде чем управление над станцией удалось восстановить.
По признаниям самих космонавтов, каждая из систем станции могла выйти из строя в любой момент.Изначально «Мир» был рассчитан приблизительно на пять лет непрерывной работы, но к концу XX века проработал целых 15 лет. В Центре управления полетом приняли решение вначале перевести станцию в беспилотный режим.
16 июня 2000 года с «Мира» на «Союзе-ТМ-30» вернулась последняя экспедиция в составе экипажа Сергей Залётин и Александр Калери. Александр Калери последним закрыл люк «Мира». Он вспоминает: «У меня неожиданно состоялось личное прощание со станцией. В корабле я сидел в левом кресле. Передо мной иллюминатор. Когда уходили от «Мира», «Союз» стало чуть-чуть вести в сторону и он развернулся к станции левым боком. Я несколько минут как завороженный смотрел, как мы уходим. Навсегда. Я прощался с ней потому что понимал, что вижу ее в последний раз. Было очень грустно…»
В конце 2000 году Правительством Российской Федерации было издано постановление № 1035 «О завершении работы орбитального пилотируемого комплекса "Мир"» по причине устаревания оборудования и недостатка финансовых средств на её поддержание.
23 марта 2001 года станция была сведена с орбиты. В 05:23 московского времени двигателям «Мира» был дан приказ тормозить. В районе девяти утра «Мир» вошел в атмосферу в нескольких тысячах километрах к востоку от Австралии. Большая часть 140-тонной конструкции сгорела при входе в атмосферу. До Земли долетели лишь фрагменты станции. По размеру некоторые были сравнимы с малолитражным автомобилем. Обломки «Мира» упали в Тихий океан между Новой Зеландией и Чили.
Свидетелями падения раскаленных обломков в океанские воды стали пассажиры двух самолетов. Билеты на эти уникальные рейсы стоили до 10 тысяч долларов. Среди зрителей было несколько российских и американских космонавтов побывавших до этого на «Мире».
Своим существованием станция «Мир» доказала: строительство сложных многомодульных составных объектов на земной орбите возможно.
Международная космическая станция, первый сегмент которой был выведен на орбиту 20 ноября 1998 года, стала наследницей «Мира».Россия отказалась от дальнейшей эксплуатации станции «Мир» в пользу развития своего сегмента на Международной космической станции. Строительство МКС началось с присоединением к программе России: на тот момент российские инженеры имели наибольший опыт в создании составных станций, вернее, ни у кого, кроме наших специалистов,такого опыта не было.
Сегодня на орбите работает одна многомодульная станция - МКС, состоящая из 15 сегментов. Пять из них - российские. Также на орбите есть одномодульная станция - запущенный в 2016 году китайский «Тяньгун-2».
9 мая 2001 года в честь станции «Мир» астероиду, открытому 20 августа 1990 года бельгийским астрономом Э. В.Эльстом в Европейской южной обсерватории, присвоено наименование 11881 Mirstation— Мирстейшен.
Станцию задумывали в годы холодной войны и железного занавеса, но она стала международной. Название оказалось судьбоносным. «Мир» сплотил весь мир. И без него у человечества не появилась бы МКС — новый общий дом на орбите.