Праздник Нового года в России на протяжении всей её долгой истории не был постоянным, он претерпевал значительные изменения. Каждая веха отечественной истории наложила на Новый год свой отпечаток, внося новые традиции. Наиболее заметные изменения он претерпел в период петровских преобразований.
Праздник Нового года в России существовал ещё с крещения Руси, он назывался Новолетием и имел мало общего со знакомым нам зимним праздником. Начинался новый год 1 сентября и совпадал с церковным праздником – днём Симеона Столпника. О новом годе узнавали в полночь не с боем курантов, а со звоном церковного колокола.
Последний раз официально Новолетие отмечалось 1 сентября 1699 г., а в декабре того же года указом Петра I были изменены и дата начала нового года, и порядок летоисчисления, которое стали вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова. С этого времени празднование Новолетия строго воспрещалось.
«Царь Пётр I». Жан-Марк Натье. 1717 г. Государственный Эрмитаж.
Первый январский Новый год праздновался целую неделю с широким размахом, присущим петровской эпохе. Сам царь первый пустил ракету, которая, «огненной змейкой извиваясь в воздухе», возвестила народу наступление Нового года.
Указ Петра I и последовавшие за ним изменения были важной страницей в истории праздника. В СССР были выпущены серии открыток, посвященных этому событию.
Новогодняя открытка с изображением Петра Великого. 1970-1980-е гг.
Новогодняя открытка с изображением Петра Великого. 1970-1980-е гг.
Один из главных предметов, с которым ассоциируется у нас Новый год сегодня – ёлка, в то время была лишь формальностью. Она изредка, как одно из хвойных деревьев, использовалась в украшении, но не внутри дома, а снаружи – на воротах, крышах трактиров, на улицах и дорогах.
Новый год не стал устоявшимся светским праздником, несмотря на усилия царских особ. Помимо Петра I, празднование Нового года пытались популяризировать Императрицы Елизавета и Екатерина. Они проводили новогодние балы-маскарады.
Графический лист "Фейерверк и иллюминация 1 января 1749 года в Москве". Соколов И.А. 1985 г.
Население страны пусть и не отмечало Новолетие в сентябре, теперь внимание народа было устремлено к другому, религиозному празднику – Рождеству. Оно праздновалось 7 января (по юлианскому календарю). А Новый год для народа стал одной из составляющих более важного события – Святок, которые начинались с Рождества и заканчивались Крещением.
«Святочное гадание. Гадание с зеркалом». Журнал «Нива». №52, 25 декабря 1899 г.
«Святочное гадание. Плетение мерёжек». Журнал «Нива». №52, 25 декабря 1899 г.
Праздничная ёлка в том виде, к которому мы привыкли сегодня, появляется в XIX столетии. Однако тогда это было не новогоднее, а рождественское дерево. Традиция украшать ёлку проникает к нам из Германии, благодаря немцам, приезжавшим в Петербург с самого его основания. Обосновавшись в Северной столице, они продолжали чтить свои традиции празднования Рождества.
«Рождественское дерево». Автор неизвестен. 1892 г.
Первая рождественская ёлка в России была устроена императрицей Александрой Фёдоровной, которая тоже являлась немкой, в 1832 году, после чего, по примеру царской семьи, её стали устанавливать в знатных столичных домах.
В газете «Северная пчела» в 1841 году появляется объяснение входящего в моду обычая:
«Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова: Weihnachtsbaum. Деревцо, освещённое фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…»
«Рождественская ёлка в Аничковом дворце». А.Ф. Чернышев. 1848 г.
А уже к концу 1840-х гг. «рождественское дерево» становится в столице хорошо знакомым и привычным.
Значительную роль в распространении традиции устанавливать ёлки сыграло то, что в Петербурге стали продавать не только «голые» деревья, но и украшенные с висящими на них игрушками и съедобными предметами: яблоками, орехами, пряниками и многим другим.
Часто ёлки освещались свечами, но со временем стало казаться, что этого недостаточно. Возникало желание видеть дерево как можно более блестящим и сверкающим, потому его начали обвешивать мишурой, блёстками и разнообразными блестящими вещицами, которые под светом свечей делали праздничное дерево более ярким и сияющим. Производством различных украшений: гирлянд, цепей, мишуры, блёсток занимались специальные артели по изготовлению ёлочных украшений. Они начали появляться уже в середине XIX века.
Предназначавшаяся детям и служившая символом Рождества ёлка должна была и висящими на ней игрушками вызывать в их сознании евангельский сюжет. Поэтому на дереве появляются звёзды рождественской ночи, лежащий в яслях младенец Иисус, ослики, ягнята и другие животные, находившиеся, согласно легенде, в хлеву, где родился Христос, а также ангелочки, напоминавшие об ангеле, возвестившем волхвам и пастухам о рождении Спасителя. В начале XX века количество ёлочных игрушек и их разнообразие только росло.
Помимо яблок на ёлку стали вешать и другие плоды: цитрусовые (в первую очередь — мандарины), орехи (ставшие непременным украшением ёлки), груши, виноград. Так же ёлку украшали кондитерскими изделиями (фигурными пряниками и печеньем), конфетами. Сама ёлка, украшенная множеством предметов, представлялась детям посланницей с дарами от Иисуса.
Но она хранила в себе опасности, ведь все висящие на ней съедобные предметы кондитеры покрывали специальной блестящей, но опасной краской с ядовитыми веществами. Дети, которые срывали с ёлки эти сласти, могли отравиться.
С появлением электричества в некоторых обеспеченных домах вместо свечей на ёлку стали вешать электрические гирлянды. В 1872 году электрическое освещение впервые было использовано на празднике ёлки в зале Дворянского собрания в Петербурге. Мода на освещение домашних ёлок электрическими лампочками возникла в конце XIX века. Впоследствии такое украшение стало более мобильным и компактным, и знакомо нам в привычных светящихся гирляндах.
К концу XIX века ёлка становится известным и вполне естественным явлением в столице. В провинции рождественское дерево завоевывало свое место в праздновании многим медленнее.
Крестьяне средств на ёлку не имели, однако, крестьянские дети довольно часто присутствовали на усадебных ёлках. В своем очерке 1881 года «Елка» А. С. Путянина рассказывает, что мальчику и девочке, проводящим зиму в поместье, родители устраивают рождественскую ёлку, на которую приглашают и крестьянских ребятишек.
Первая публичная ёлка была устроена в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале, возведённом в 1823 году в Екатерингофском загородном саду, который предназначался для народных гуляний.Москва не отставала от невской столицы: с начала 1850-х годов праздники ёлки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными.
Городская беднота, крестьянство и православная церковь не приняли ёлку в то время. Для части из них она оставалась недоступной, так как была дорогой, для крестьян она оставалась «барской забавой», а церковь препятствовала распространению традиции ставить и украшать ёлку.
Когда со второй половины XIX века в некоторых помещичьих усадьбах на праздник ёлки стали приглашать крестьянских ребятишек, то и они получали подарки. Дарили подарки и на ёлках в учебных и воспитательных заведениях. Они покупались на пожертвованные деньги или же на средства самих устроителей.
В конце XIX столетия появились рождественские открытки. Обычно их отправляли немалому количеству человек, причём не только тем, кто живёт далеко, а даже тем, с кем жили в одном городе. В открытках поздравляли сразу с Рождеством и Новым годом.
Рождественские и новогодние открытки. Конец XIX – начало XX в.
Праздник Рождества был популярен, праздновался всеми, и отмечался даже в тяжёлых условиях. Во время Первой Мировой войны, в 1915 году «Нива» поместила фотографию с подписью «Рождество на позициях», на которой русские солдаты встречают Рождество в землянке, где с потолка свешивается еловое деревцо. К фотографии даётся объяснение: «За ветхостью пола ёлка подвешена к потолку».
«Рождество на позициях». Журнал «Нива». №51, 19 декабря 1915 г.
В конце 1917 года «комиссары из Смольного» ещё не думали об отмене Рождества, однако уже 16 ноября, через три недели после октябрьского переворота, на обсуждение советского правительства был поставлен вопрос о календарной реформе, что, видимо, и явилось причиной для возникновения слухов об отмене Рождества. В результате реформы русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год — с 1 января на 14-е.
Что будет с праздником и ёлкой после вхождения календарной реформы в жизнь, было непонятно. Первые годы после Революции власть сохраняла нейтрально-благосклонное отношение к празднованию Рождества. Перемены стали ощутимы уже к концу 1924 года, когда «Красная газета» с удовлетворением сообщила: «…в этом году заметно, что рождественские предрассудки — почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок — мало становится бессознательных людей»
Начиная с 1925 года, со стороны государства началось сопротивление религиозным праздникам, результатом которого стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем.
Однако отсутствие зимнего праздника продлилось недолго. На исходе 1935 года неожиданно в «Правде» появляется небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышевым: «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!».
Автор предлагает «положить конец» «этому неправильному осуждению ёлки» и призывает комсомольцев и пионер-работников в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей: «В школах, детских домах, в дворцах пионеров… — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы … должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины».
Письмо П.П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку! ». Газета «Правда» 28 декабря 1935 г.
Так, в течение четырёх дней в приказном порядке был «положен конец неправильному осуждению ёлки». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране»
Ежегодно на зимних каникулах в Большом Кремлёвском дворце и в Доме Союзов устраивались ёлки для учащихся московских школ, которые проходили ежедневно вплоть до 10 января. Такие ёлки «обслуживали» по две тысячи детей в день. Всем участникам празднества вручались подарки.
Приглашение на новогоднюю ёлку в Колонный зал Дома Союзов. 1951 г.
Как и раньше, праздничные деревья стали украшаться ёлочными игрушками. Игрушки делались из стекла, ваты, картона и даже папье-маше. Целый ряд предприятий начали выпускать игрушки картонажи, которые в ассортименте советских ёлочных украшений заняли одно из первых мест. Из картона штамповались животные, птицы, рыбы, звёзды, автомобили, дирижабли, аэропланы и т.д., склеивались две половинки с петелькой наверху, оклеивались серебряной бумагой и пускались в продажу.
Игрушки ёлочные. Картон. 1950-е гг.
Кроме того, для украшения ёлки и праздничных помещений использовались флажки.
Флажки бумажные новогодние. 1950-1970-е гг.
В советское время даже ёлочные украшения использовались с пропагандистскими целями: производство игрушек с советской символикой, отражающих самые разнообразные достижения социалистического общества, было обычным делом. Даже Вифлеемская звезда на ёлке была заменена красной пятиконечной. Наряду с советской символикой, выпускались ёлочные игрушки и весьма обычных тематик: хорошо знакомые каждому блестящие шары, шишки, мультипликационные и сказочные герои, снежинки, фрукты и многое другое.
Игрушки ёлочные.
Во время войны, несмотря на голод и труднейшие условия эвакуационного быта, женщины при маломальской возможности старались устроить ёлку для своих детей. Она, принося радость и детям, и взрослым, становилась символом мирной жизни и напоминанием о ней.
Даже партизаны, находясь далеко от родного дома, в глухих лесах не забывали про этот праздник. По возможности они украшали свое жилище-землянку, и поздравляли друг друга в самодельных стенгазетах – боевых листках.
Боевой листок партизанского отряда им. А.И. Виноградова. 1942 г.
В послевоенные годы вошло в традицию поздравление советского народа с Новым годом от имени руководства государства по радио, а затем и телевидению. Передавалось оно в последние минуты старого года, когда все уже сидели за праздничными столами, и завершалось боем кремлевских курантов, возвещавших о наступлении Нового года.
Продолжается, начатая ещё в императорской России традиция поздравлять родных и близких через специальные открытки. С развитием коммуникации в стране и с тем, как сами открытки становятся доступнее для обывателя, мы можем увидеть и развитие самого искусства создания открыток. Главными героями сюжетов, изображенных на этих посланиях, становились сказочные звери, Дед Мороз, Снегурочка, мультипликационные персонажи, настоящие люди, зимние пейзажи и многое другое. Разнообразие советских открыток по-настоящему поражает.
Новогодние открытки. 1970-1980-е гг.
В настоящее время мы переняли традиции празднования Нового года из СССР. Возрождается традиция празднования православного Рождества в России. Однако Новый год все ещё остается важнейшим праздником для нашего народа. Благодаря развитию науки и техники, появляются новые способы украшения елки и помещений: электрические гирлянды, разнообразные виды «дождиков», мишура, ёлочные игрушки.
Таковы основные вехи развития этого важного для нашей страны праздника. Как мы успели проследить, во все, даже самые трудные военные годы, люди старались выделить этот день небольшим празднеством. Всё это сделало Новый Год таким, каким мы его сейчас знаем и любим – семейным праздником с ёлкой, украшениями и атмосферой уюта.