Пётр I и Екатерина I
Петром I был заложен фундамент для Императорского Дома Романовых – именно он провозгласил в 1721 году Российскую империю. Петр провёл в стране огромное количество преобразований – не просто так он носит имя Великого. Однако такой сильный правитель не был далёк от простых человеческих чувств.
Петру I не сразу удалось найти ту самую женщину, которая бы подходила его непростой натуре. Первый брак был заключёнв 1689 году с Евдокией Лопухиной, дочерью государева стольника. Такой брак был традиционным, так как Евдокия принадлежала к малочисленному, но древнему дворянскому роду. Этот союз больше удовлетворил мать царевича, Наталью Кирилловну Нарышкину, так как она без согласия сына устроила этот брак. Обладая уже в молодости сильным и непокорным характером, Пётр тяготился этим союзом. Несмотря на рождение двух детей, чувств между супругами не зародилось.
Однако судьба определила Петру счастье во втором браке. Отправив неугодную жену в ссылку, Пётр увлекся другими девушками и вскоре имел значительное число фавориток. Одной из таких фавориток была Марта Скавронская (или же Василевская, как упоминал её сам Пётр в письмах). Впервые они встретились в 1703 году, когда Пётр увидел её у своего сподвижника, Александра Меншикова, и заинтересовался девушкой. Спустя короткое время она уже жила в Преображенском и училась у сестры Петра Натальи основам этикета, стараясь скорее стать ближе к Петру. Она приняла православие, при крещении была наречена Екатериной Алексеевной Михайловой.
Об отношениях Петра и Екатерины многое говорят их переписки. Первые полученные письма Петра датируются 1707 годом, но их переписка была начата задолго до этого. Екатерина притягивала к себе царя, год за годом, что усиливало его нежные чувства. Письма Петра к Екатерине раскрывают императора с новой стороны, обычно скрытой за его государственной деятельностью. Они показывают нам не монарха, известного своей суровостью, но полного любви и заботы мужа и отца: он часто негодует на то, что не имеет возможности быть рядом с любимой «Катеринушкой» и детьми.
Связь между Петром и Екатериной крепла всё больше, ведь именно она была рядом с ним во время Прутского похода. Разделяя все тяжести пути, Екатерина поддерживала царя во время этой неудачной для нашей страны военной кампании.
Испытания войной окончательно убедили Петра в том, что рядом с ним «та самая» женщина. Поэтому уже в феврале 1712 года Петр и Екатерина обвенчались в Исаакиевской церкви в Петербурге. Екатерина стала официальной супругой царя.
Несмотря на кажущуюся несовместимость Петра – человека образованного, творческого и Екатерины – заурядной, неграмотной крестьянки, они идеально сошлись друг с другом. Петра нисколько не волновало происхождение любимой и отсутствие у неё образования. Несмотря на своё положение в обществе, монарх постоянно дарил жене любовь, в которой она нуждалась, а Екатерина притягивала к себе чутким характером. Именно к ней доверие у монарха было больше, нежели к другим, и именно жена могла успокоить царя.
Граф Геннинг-Фридрих Бассевич, современник Петра, в своих мемуарах писал, что царю могла помочь только любимая жена: «У него бывали иногда припадки меланхолии, когда им овладевала мрачная мысль, что хотят посягнуть на его особу… немедленно извещали о том. Она начинала говорить с ним, и звук ее голоса тотчас успокаивал его; потом сажала его и брала, лаская, за голову, которую слегка почесывала. Это производило на него магическое действие, и он засыпал в несколько минут».
Государыня подарила Петру 8 детей, однако большинство из них погибло в раннем возрасте. Лишь две девочки – Анна и Елизавета прожили долгую жизнь.
Даже в такой любящей паре было место неверности, причём как со стороны императора, так и со стороны императрицы. Они не считали себя обязанными быть традиционно идеальными супругами. Однако же, несмотря на наличие любовников, Пётр и Екатерина друг для друга оставались несравнимыми ни с кем иным. И именно поэтому их брак оставался крепок и продлился до самой смерти императора в 1725 году.