Виртуальный очерк «Мода эпохи А.К.Толстого»
Мода эпохи Алексея Константиновича Толстого (1817 – 1875) менялась настолько стремительно, что включила в себя шесть наиболее ярких периодов, в которых можно определить более-менее чёткие стилевые черты.
- 1815-1825 гг. – стиль Периода Реставрации
- 1825-30-е гг. - стиль Бидермейер
- 1840-60-е гг. - стиль Второе рококо
- 1840-50-е гг. - стиль Периода малого кринолина
- 1850-60-е гг. - стиль Расцвета второго рококо
- 1870-80-е гг. - стиль Турнюра
Модницы едва успевали перестроиться, чтобы соответствовать столь ветреной моде. И это степенный 19век!
Кроме этой динамичности в моде, наряды были очень неудобными, особенно если речь идет о женских нарядах. Ведь в эти времена представительницам прекрасного пола приходилось постоянно носить платья с длинными подолами, которые буквально волочились по земле. Кроме того, наряды украшали многочисленными лентами, оборками и бусами. А чего стоили кринолины и турнюры! Таким образом, некоторые наряды могли весить более пятнадцати килограммов.
Европейская и российская мода XIX века была неоднородна: она прошла путь от "нагой эпохи" с её подражанием античным статуям до модерна с его практичностью и изяществом. По портретам российских императриц легко проследить, как менялось представление о женской красоте на протяжении века.
Начало века: "нагая мода", или возрождение античности
В начале XIX века в моде была одежда, напоминающая драпировку античных статуй. Женщины носили платья из лёгких тканей светлых тонов, с короткими рукавами и с завышенной талией. Шея и руки оставались открытыми. Никакого кринолина или корсетов: при ходьбе ткань должна была облегать живот и ноги, демонстрируя естественные очертания фигуры. В предшествующие годы, вплоть до 1815 года, господствовало платье без талии, которое, несомненно, было весьма непрактичным ни для фигуры, ни для здоровья. Эти платья унесли из жизни достаточно в раннем возрасте многих светских красавиц, так как легкая ткань, под которой, кроме нижнего белья ничего более не предполагалось, не могла согреть тело. В холодную пору простуда, а то и туберкулез, или чахотка, как тогда называли, были нередкими заболеваниями. Этот стиль одежды вошёл в историю под названием ампир.
Елизавета Алексеевна, жена Александра I. 1805 год. Парадный потрет кисти Жан-Лорана Монье
Середина века: викторианская скромность и второе рококо
Примерно с 1815 по 1820 год талия начала возвращаться на свое место – над бедрами. К тому же ее старались еще более выделить шнуровкой, то есть и корсет также вновь утвердился, правда, несколько в смягченной форме.
Чтобы талия смотрелась тонкой, стали подчеркивать величину плеч. Для чего рукава делались широкими, особенно сверху, и сужались к кисти. Юбка расширялась книзу, образуя крупные складки. Кстати, юбка была укорочена настолько, что можно было увидеть мелькавшие под ней не только туфельки дамы, но и ее щиколотки, о чем мечтали мужчины, с вожделением глядя на балу на пробегавшую юную красавицу.
Стиль рококо, зародившийся в XVIII веке, начал снова входить в моду примерно в конце 1820-х годов. Основные элементы рококо в одежде – это корсеты, пышные юбки с кринолином, объёмные рукава, обилие кружев. Популярными стали тяжёлые ткани: бархат, плотный шёлк.Определённое влияние на стиль одежды в середине века оказала и викторианская мораль, провозгласившая идеалом красоты скромную, набожную женщину. Отныне модницы стремились скрывать естественные очертания фигуры. Так называемая "нагая мода" ушла в прошлое.
К 1835 году рукав достигает небывалых размеров. В скором времени он снова начнет уменьшаться, вернувшись к более простым формам. Корсаж будет еще туже сжимать талию дамы, а юбка удлиняться, обрастая множеством оборок, и потому выглядеть шире и пышнее. В 51-м году появился кринолин — широченная юбка на обручах, последовательно соединенных друг с другом тесьмой. Мода на кринолины просуществовала до 1867 года и бесследно исчезла. О кринолинах, во время их появления в России, писали так много и неодобрительно, как ни об одном другом туалете.
В это время дамы обожали дорогие кашмирские шали, они набрасывали их на плечи и спину, прикрывая обнаженные плечи и декольте. Эти шали давно уже привозились в Европу, а затем и в Россию, англичанами из Индии.
Были модны мантии и пелерины, которые играли роль плаща, как у средневековых красавиц. Пальто, как такового, в дамском гардеробе не было. Зимой дамы носили пальтообразные платья из толстых шерстяных тканей. Если было слишком холодно, поверх такого платья-пальто надевалась шаль или широкие пелерины, меховые накидки или палантины. Часто использовались меховые боа.
Александра Фёдоровна, жена Николая I. 1826 год. Портрет кисти Джорджа Доу
Мария Александровна, жена Александра II. 1857 год. Портрет кисти Франца Ксавера Винтерхальтера
Семидесятые годы: расцвет неорококо
Второе рококо, или неорококо за пару десятилетий XIX века немного преобразилось и приобрело специфические черты. К ним относятся квадратные вырезы платьев, узкие рукава, обрамлённые кружевом, ткани пастельных тонов, а также турнюры – специальные подушечки, которые дамы подкладывали себе под юбки ниже талии.
К середине 70-х годов 19 века в моду входят высокие, стройные фигуры и российская мода не стала исключением. Появляются платья, у которых юбка подбиралась назад и сильно драпировалась. А для достижения большего объема под юбкой позади спины крепились специальные валики из ваты или небольшие металлические каркасы. Это была эпоха турнюра.
Мария Фёдоровна, жена Александра III.
Стоит отметить, что русская мода 19 века имела и свою отличительную черту. Где-то в середине столетия набрало силу движение славянофилов, критически относившихся к подражанию западным веяниям. Широко пропагандировалась допетровская русская одежда. Родился так называемый стиль «а-ля рюс». Женщины носят очень простые, без каких-либо дополнительных деталей платья. Турнюр заменяется бантом или небольшой драпировкой. Получают признание народные промыслы, и особая популярность приходит к Павлово-Посадским платкам.
Мода эпохи А.К.Толстого на примерах нарядов женщин, с которыми общался писатель.
Любимая жена Алексея Константиновича Толстого – Софья Андреевна, не отличалась особой красотой и яркостью нарядов. Тяжелые черты лица, угловатость и резкость сглаживали живые глаза, так поразившие Толстого и пленительный голос ангела, контральто Софьи Андреевны буквально завораживало. А кроме того, она обладала живым умом и обширными энциклопедическими знаниями.
Софья Андреевна, жена писателя.
На портретах мы видим скромно, но элегантно одетую женщину, однако, можем рассмотреть детали одежды, характерные для моды того времени. К сожалению, на портрете не видно, платье или блузка надеты на Софье Андреевне, но похоже, что это шёлк или муслин, с ажурной вышивкой на груди. На плечах мы видим ажурную кружевную накидку, именно такие были тогда в моде и называлась эта модная деталь - мантилья.
Мантилья — кружевная накидка, шарф-вуаль, покрывало, заимствованное европейской модой у испанского национального костюма в начале XIX века. Эта деталь женского туалета была чрезвычайно популярной в нарядах дам разных сословий. Первоначально мантилья была тонкой, изящной, обязательно кружевной, но позже претерпела изменения и в более холодных районах мантилья служила в качестве верхней одежды, и поэтому ее изготавливали из шерстяных материй.
Хотя, вполне возможно, что на плечах Софьи Андреевны и шаль. Да и отличие шали от мантильи, по существу, весьма незначительные. Но шали всё же более тёплые и плотные. Мантилья или шаль, небрежно наброшенные на плечи, оживляют образ изяществом и лёгкостью.
На фото воссоздать портретный образ Софьи Андреевны, с использованием предметов из фондов Брянского краеведческого музея. На модели вы видите шёлковую блузку с вышивкой (блузка как вид одежды была создана в конце 19 века, но, вполне возможно, что уже была использована в одежде Софьи Андреевны). Простая юбка из тонкого льна в тон. На плечах – кружевная накидка, (кружево, связанное на коклюшках).
Элементы вышивки на блузке.
Кружевная накидка
На другом портрете Софья Андреевна предстаёт также в кружевной мантилье, и можно рассмотреть модную деталь рукава – рюши.
Рюш (фр. ruche) — отделка дамской одежды в виде присборенной или гофрированной полоски ткани или кружев, пришитой по центру.
Рюш появился в России во второй половине XVIII века и приобрёл особую популярность в XIX веке, когда женские наряды украшали гирляндами рюшей. Рюшем также обшивали края вырезов платьев, рукавов и головных уборов.
Среди экспонатов краеведческого музея есть похожий наряд – чёрный костюм, украшенный рюшами, включающий в себя блузку, юбку, нижнюю юбку и небольшую мантилью, которую к концу 19 века модницы использовали в качестве головного убора, часто во время посещения церкви.
Мантилья на плечах
Отделка рукава: вышивка, кружевная манжета.
Мантилья на голове
Вышивка по низу юбки (декоративная строчка)
И другой подобный наряд
Рюши везде
И на рукавах так же рюши.
Фрагмент: отделочная ткань.
В фондах музея находятся довольно скоромные наряды, но они очень хорошо передают моду той эпохи. Вот некоторые из них.
Салоп - верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами; скреплялась лентами или шнурами. Салопы шили из бархата, шелка, дорогого сукна; часто на подкладке, вате или меху (в основном куницы и соболя), с бархатными или меховыми отложными воротниками.
Фрагмент вышивки.
Рукав.
Платье в стиле ампир.
Вышивка на горловине.
Отделка – бахрома.
И венчальное платье начала 20 века.
Фрагмент отделки – перфорация с вышивкой.
Отделка спинки.
Наряды царственных особ отличались роскошью и богатством.
Императрица Мария Александровна, супруга императора Александра II
Алексей Константинович Толстой находился в дружеских отношениях с императором Александром II и его супругой, Марией Александровной.Именно ей осенью 1896 года, в Ливадии, он читал ей рукопись «Царя Бориса».
Наряды Марии Александровны роскошны, как и подобает императрице, жене императора.
Портрет Марии Александровны. Художник К.Робертсон, 1849-1851 гг.
1857 год. Портрет кисти Франца Ксавера Винтерхальтера
В середине 19 века в моде правил стиль рококо. Основные элементы в одежде – это корсеты, пышные юбки с кринолином, объёмные рукава, обилие кружев. Популярными стали тяжёлые ткани: бархат, плотный шёлк. Портреты того времени хорошо демонстрируют это.
Портрет Марии Александровны в русском платье. Художник Макаров И.К.
На другом портрете императрица предстаёт в ином наряде, в стиле «а-ля рюс».Отечественная война 1812 года внесла изменения в туалеты русских красавиц. Патриотичным казалось и не говорить по-французски, и вернуться к исконно русскому костюму. Оделись в сарафаны, приладили на головы кокошники — и нашли себя очень недурными. Причем сарафаны, расшитые золотом, производили столь величественное впечатление, что задержались в туалетах на долгое время.
На портрете Мария Александровна изображена в русском народном костюме во время бала-маскарада.
Александра Осиповна Смирнова-Россет, фрейлина русского императорского двора.
Ещё одна известная женщина, с которой был знаком Алексей Константинович Толстой, читал ей свои произведения - это Александра Осиповна Смирнова-Россет, фрейлина русского императорского двора, знакомая, друг и собеседник А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, жена губернатора Калуги.
В нарядах Александры Осиповны также прослеживается стиль рококо: корсет, пышные юбки с кринолином, объёмные рукава, обилие кружев, кружевная накидка.
Кринолин, корсаж, неглиже, камзол, шмиз, шлафрок, фонтаж, ангажант, мантилья, турнюр, салоп, бурнус, фишю - такова лишь малая часть тех слов, которые были заимствованы русским языком в XVIII-XIX веках для обозначения различных деталей немецких, французских и английских костюмов, попеременно становившихся модными в России.Некоторые из них наверняка вам знакомы, другие – нет. Мы предлагаем вам проверить свои знания в области моды и пройти небольшой тест.