Сотрудники Брянского краеведческого музея обнаружили новые свидетельства о расстреле Хацуни в Российском Государственном военном архиве
Брянский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – одна из ключевых тем научно-исследовательской работы Брянского государственного краеведческого музея. В последние годы особенное внимание уделяется периоду оккупации Брянщины: изучаются, систематизируются и выявляются новые материалы по фактам геноцида в отношении мирного населения, по истории нацистского лагеря «Дулаг-142» и т.д.
В связи с реализацией федерального проекта «Без срока давности» научные сотрудники музея получили возможность работать с документами, которые ранее находились на секретном хранении.
По ходатайству Брянского государственного краеведческого музея и при содействии Департамента культуры Брянской области был рассекречен ряд архивных дел Российского Государственного военного архива (РГВА). Это огромный массив документов, освещающих историю партизан Брянщины, преступления войсковых соединений вермахта и их союзников. В настоящее время научные сотрудники музея работают с данными материалами для их вовлечения в научный оборот. Эта работа уже принесла свои плоды: обнаружены документы, касающиеся расстрела мирных жителей в деревне Хацунь Карачевского района 25 октября 1945 года.
Данная находка весьма ценная: о трагедии Хацуни в основном рассказывают свидетельства, записанные в более позднее время – начиная с 1970-х гг., а вот архивные документы периода 1940-х гг. являются настоящей редкостью. Наиболее содержательным документом, известным к настоящему времени, является рапорт командира 1-го отряда 156-го артиллерийского полка о реализованной 25.10.41 г. ответной мере в деревне Хацунь на юго-востоке от Брянска, обнаруженный в 2011 году в архиве г. Фрайбурга.
И вот теперь в руках исследователей появились новые документы. Это материалы следственного дела на солдат 156-го артиллерийского полка 56-й пехотной дивизии вермахта – ефрейтора Гельмута Саттлера и унтер-офицера Германа Рифлинга. После пленения они содержались в советских лагерях для военнопленных. Документы составлены в период 1946-1948 гг. – в этот период шел процесс возвращения немецких военнопленных на родину (кроме тех, кто был осужден за военные преступления). Оба солдата были признаны виновными в совершении злодеяний над мирным населением.
Ефрейтор Саттлер и унтер-офицер Рифлинг лично участвовали в расстреле жителей Хацуни. Согласно показаниям, записанным в деле Рифлинга, все население деревни – всего не менее 200 человек, от детей до стариков – согнали к противотанковому рву, проходящему по центру деревни. Расстрел производили в основном 10 солдат-пулеметчиков, солдаты из оцепления также стреляли по населению. На допросе Рифлинг также признался: «Сколько лично я убил, не знаю, но 200 человек все до единого были уничтожены за каких-нибудь полтора часа».
После детального изучения новые документы займут место в экспозиции Мемориального комплекса «Хацунь», посвященного жертвам фашистского террора на Брянщине.