В музее начинает работу клуб «Юный археолог»
Прошлое скрыто от нас непроницаемой завесой тайны. Даже если очень захотим, мы не сможем увидеть своими глазами живого мамонта, поговорить с неандертальцем, проскакать на коне рядом со скифским вождём или стать ратником Дмитрия Донского. Прошлое нельзя пощупать, увидеть или попробовать на вкус, потому что его уже нет.
Но остались его следы, которые изучают науки археология и история. Археолог или историк подобен детективу, но расследует он не преступления, а жизнь человека в далекие времена, по крупицам восстанавливая достоверную картину прошлого. Для этого ученые собирают «улики» – орудия труда, оружие, наскальные рисунки, бивни мамонтов и кости животных, остатки жилищ, черепки и другие материалы и документы. Но свидетельства прошлого нужно уметь не только находить, но и работать с ними, чтобы раскрыть все секреты. В этом и проявляется искусство исследования.
Брянский краеведческий музей предлагает своим юным друзьям 10-14 лет воспользоваться уникальной возможностью почувствовать себя настоящим ученым-исследователем, присоединившись к нашему клубу «Юный археолог».
Вас ждет увлекательное и захватывающее приключение в удивительный мир археологии. Если вам интересно, как охотились на мамонтов, как строили жилища из костей и бивней, как плели сети и создавали произведения искусства древние люди, как было придумано колесо, как научились добывать металл и обрабатывать его, тогда клуб «Юный археолог» – то, что вам нужно. Вы сможете пройти путь от времен создания первых каменных орудий труда до появления средневековой крепости в Брянске.
Вы узнаете, как проводятся раскопки, как сохраняются находки, как определяется их возраст, как кропотливо работают археологи в поле, в архивах, в лабораториях и в библиотеках.
Занятия клуба «Юный археолог» будут проводиться в музее, один раз в месяц по воскресеньям. Первое занятие состоится 25 октября и пройдет в настоящей археологической лаборатории Брянского государственного университета.
Следите за новостями на сайте музея и в социальных сетях.
С нетерпением ждем вас, юные Индианы Джонсы!
Рабочая программа клуба «Юный археолог»
5 – 8 классы (1 раз в месяц, по воскресеньям)
Тема занятия | Форма работы | Дата проведения | |
1 | Что изучает археология? |
Практическая часть: Выезд в лабораторию. |
25 октября |
2 | Древний каменный век (палеолит) |
Учащиеся узнают, когда человек начал осваивать территорию нашего края, что такое каменный век, как жили и чем занимались первобытные люди. Практическая часть: Ребята примут участие в импровизированных раскопках при помощи инструментов археологов (поиск орудий каменного века). |
22 ноября |
3 | Фауна ледникового периода |
Рассказ о представителях животного мира, окружавших человека в ледниковый период и о том, как складывалось это соседство. |
20 декабря |
4 | В гостях у древнего человека |
В ходе путешествия ребята узнают историю открытия и исследования уникального памятника, биографию выдающегося археолога К.М. Поликарповича, познакомятся с уникальным археологическим памятником – стоянкой первобытных охотников эпохи позднего палеолита в Юдиново. Практическая часть: выезд в Юдиново. |
24 января |
5 | Искусство каменного века |
Рассказ-беседа о древнем искусстве: орнамент, изготовление охры, наскальная живопись, первые скульптуры человечества. Практическая часть: Воспроизведение рисунка первобытного человека, лепка «венеры» из пластилина, нанесение орнамента на пластилиновую «заколку» для одежды». |
21 февраля |
6 | Эпоха мезолита |
Рассказ об изменении климата, широкое распространение лука и стрел, рыбная ловля, лодка. Практическая часть: плетение сети из шпагата. |
21 марта |
7 | Новый каменный век (неолит) |
Рассказ о достижениях неолита: неолитическая революция. Практическая часть: показ фрагментов керамики; лепка из глины/пластилина маленьких горшочков. |
18 апреля |
8 |
Бронзовый век |
Рассказ о культурах и племенах бронзового века на территории Брянского края: среднеднепровской, абашевской, срубной, позднекатакомбные племена. Культурные достижения бронзового века, опыт использования и изготовления металлических орудий, жилища столбовых полуземлянок, хозяйство, опыт использования колесниц, шнуровая керамика, курганные могильники. Практическая часть: демонстрация и изготовление модели боевого топора. |
23 мая |
9 | Ранний железный век в Брянском крае |
Рассказ об открытии железа, Юхновская культура (Благовещенская гора – святилище); Почепская культура (чернолощеная керамика, фибулы в виде английской булавки, фигурка льва); укрепленные городища по берегам рек, время таинственных культов. Беседа-размышление – чем железо удобнее камня? Практическая часть: домашнее задание – написать сочинение на тему «Откуда на Брянщине появилась фигурка льва?» |
20 июня |
10 | Эпоха средневековья: путешествие в Древний Брянск |
Участники занятия узнают о первых столетиях в истории нашего родного города, о том, на каком месте возникло поселение. Рассказ о хозяйстве, орудиях труда, которыми добывали пропитание, о древних украшениях и костюме. Практическая часть: выезд на Чашин курган. |
18 июля |
11 | Брянская крепость |
В ходе занятия ребята узнают историю археологических исследований на Покровской горе и Брянской крепости. Практическая часть: выезд на Покровскую гору. |
22 августа |