Вернуться на главную страницу акции
Дневники Николая Короткого
Короткий Н.С. 1-ый слева в нижнем ряду
Узнав о том, что в краеведческом музее проходит акция «День Победы в воспоминаниях моей семьи», одна из жительниц Брянска принесла в музей дневники своего отца Николая Савельевича Короткого (1913-1983) – нашего земляка, уроженца деревни Шумарово Мглинского района.
В 1939 г. он окончил физико-математический факультет Московского государственного педагогического института. Работал учителем в Клинцах.
В РККА служил с первых дней Великой Отечественной войны – писарем, парторгом роты, затем парторгом части. День Победы старшина Н.С. Короткий встретил, находясь в Брянске.
В годы войны Николай Короткий записывал свои мысли, наблюдения и личные переживания в дневник. Они заняли три толстых тетради в твердом переплете. Записи первой книги велись с июня по декабрь 1941 года, второй – с конца 1943 по май 1945 года. Чернильные строки густо уместились на их страницах, перемежаются вклейками вырезок из газет, на них – фотографии, статьи, стихи и песни. Третий том записей не содержит, полностью заполнен газетными вырезками.
В первый день войны Николай Савельевич сделал запись, которая начиналась словами: «Жизнь неожиданно резко изменила свой обычный ход, свое направление…».
На страницах, заполненных в декабре 1941 года, можно увидеть вырезку из газеты со статьей «Что делается сейчас в Клинцах» и взволнованные строки: «Трудно передать то чувство, которое охватило меня, когда я прочел в газете о том «Что делается сейчас в Клинцах». Перечисленные в газете фамилии – это были когда-то живые люди, с которыми я работал рука об руку, с некоторыми дружил. Хорошие, отзывчивые, простые товарищи… И вот их уже нет в живых. <…> Месть, священная месть, проклятым извергам за их злодеяния. И на своем посту я чем смогу тем и буду выполнять свою задачу».
В 1944 году Николаю Савельевичу довелось побывать в Брянске:
«9 февраля 44 г. я прибыл в Брянск, в тот самый Брянск, откуда собственно и начиналась моя военная жизнь. <…>
Брянска я не узнал. Правда в самом городе я еще не был т. к. наша часть расположена на ст Брянск 2-й, а это 5 км от самого города.
Однако, то что увидел я здесь на станции, которая является второй по количеству путей (2-й узел в СССР), заставило меня содрогнуться. Много пришлось видеть разрушенных городов, сожженных сел, изуродованных зданий, но такого я еще нигде не видел. Варварское уничтожение в бессильной злобе сбесившегося бандита.
Зданий нет /а ведь это был целый город/. Только и остались, как немые свидетели немецкого злодеяния одни полуразвалившиеся печи, груды, кирпича и … /чего я еще нигде не видел/ около печей разрушенных одна, иногда две… обгорелые кровати. Сколько их, - везде где был дом, там и кровати.
На весь город Брянск 2-й уцелело и то каким то чудом здание бывшего ж.д. техникума с полувыбитыми окнами».
Последняя запись в дневниках озаглавлена крупной надписью: «ПОБЕДА». Под заголовком находим такой текст:
«Уже начиная с 30 апреля стало очевидно, что близок конец фашистской Германии. И как бы она не огрызалась, какие бы фауст патроны не выдумывала – дни ее сочтены.
2 мая пал проклятый город Берлин. Над зданием рейхстага водружено знамя Победы. И все таки не смотря на такие успехи союзников /они ведь продвигались почти без сопротивления/ - всё же в Берлин первыми вошли русские.
Падение Берлина говорило о скорой развязке и она действительно не заставила себя долго ждать.
7 мая в одном из маленьких городков Реймс был подписан предварительный договор о капитуляции Германии. Хотя об этом никто не знал, но народ что то чувствовал и всё чаще и чаще задерживался около репродукторов.
8 мая даже кто то назвал дату и час выступления т. Сталина. Какое волнение всех охватило разом. Какое волнение всех охватило разом. Мне буквально невозможно было сдерживать студентов техникума, да и в гарнизон я сообщил эти слухи, так что у нас возле репродукторов собрались бойцы и командиры.
Затая дыхание ждем! 6 часов. Вот и они… но из репродуктора вместо желаемого долгожданного сообщения раздаются крикливые детские изречения Рины Зелёной. Кругом удивление. Говорят, что перенесено выступление на 17 часов… Ждут везде, - и возле техникума, и в столовой, и у нас на гарнизоне.
Наступают последние известия… и безрезультатно. Но всё же чувствуется, что события назревают огромной важности. Бойцов не уложить спать. Спорят, что «огня без дыма не бывает».
В офицерской комнате и я задержался очень поздно, не спал. Делал разные предположения, что как мог фантазировал. Но вот и 1.30, наступило 9 мая. Сегодня мне ехать в Могилев везти на ВПК коммунистов на приём. Не хочется ехать. В 1ч. 45 мин. ночи раздеваюсь и ложусь спать. Спящие со мной офицеры уходят на поверку службы. Остаемся я, Мазур, лейтенант медслужбы. Не успел я как следует задремать, как оперативный дежурный примчался из землянки и включив нам радио закричал:
- ПОБЕДА! Вставайте, Германия капитулировала.
Как пружиной сдуло всех с коек. Вскочили, смеются, рады. И ещё бы. Ведь сколько ждали этого радостного дня. Оказывается, что ещё 8 мая в Берлине было подписано о безоговорочной капитуляции Германии.
С советской стороны договор подписал маршал Жуков, с немецкой генерал-фельдмаршал Кейтель, от имени правительства Дёница, сменившего несколько дней тому назад правительство Гитлера.
8 мая 1945 года… Человечество вздохнуло свободно. Гитлеровская Германия поставлена на колени. Война окончена… Победа… Что может быть сильнее, проще и человечнее этих слов!
Шли к этому дню долгой дорогой, почти четыре года. Дорогой невиданной борьбы, крови и побед. Мы ничего не жалели во имя этой победы. И вот этот день победы наступил. Постановлением правительства этот день – день Победы объявлен нерабочим.
Но хотя до дня ещё собственно несколько часов, а уже повсеместно пошли митинги.
В парках и везде стихийно открылась стрельба, да ещё какая. Стреляли от радости. Да разве можно не радоваться.
И я уговорил начальника открыть иллюминацию, – вот он ознаменовал в 3 ночи красными ракетами сообщить. В гарнизонах конечно никто не спит. Сидят на нарах, как грачи, поздравляют друг друга, уже говорят о доме.
По телефону вызвал всех, кого я знал и начал поздравлять с замечательной победой».
В одном слове – «Победа!» – уместилась широчайшая гамма чувств и переживаний, горечь утрат и радость свершений, тяжесть фронтовых дорог и надежное плечо товарища.