Виртуальная выставка: «Романовы. Портреты династии».
Династия Романовых правила российским государством с 1613 г. по 1917 год и оставила огромный вклад в мировой истории. Династия происходит из московского боярского рода. Известные представители дома Романовых в качестве правителей огромной и сложной страны были весьма неординарными личностями (Петр I, Екатерина II и др.). Заметный вклад в историю внесли их менее известные некоронованные родственники: великие князья и великие княгини. Множество художников и скульпторов того времени изображали Романовых в своих работах. Неоднократно привлекали образы Романовых и брянские художники.
Портрет Царя Михаила Фёдоровича Романова.
Худ. М.С. Решетнёв.
Копия с картины неизвестного художника.
Брянск. 2001 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ НВ 5603.
Открывает выставку - первый царь и основатель династии Романовых – Михаил Федорович. Взгляните на портрет Михаила Романова, выполненный брянским художником Михаилом Решетневым. Художник тщательно выписал царские регалии – корону, бармы, крест. Психологически достоверно передан портрет этого спокойного и не отличавшегося суровым нравом правителя.
Михаил Федорович правил весьма долго (1613 - 1645 г.). Его правление началось с преодоления последствий Смутного времени, затронет события нескольких войн. При Михаиле Федоровиче значительно расширится российское государство на Восток до Тихого океана.
На выборах Михаила Романова, приняли участие представители Брянского и Карачевского уездов. Михаил Романов жертвовал иконы и деньги: в Площанскую пустынь и другие монастыри. В Карачевском и Брянском уездах находились владения родственников его супруги - Стрешневой Евдокии Лукьяновны.
Гравюра. Михаилъ Федоровичь Романовъ.
Худ. H. Benner, мастер С.Yohannot.
XIX век.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 9886/2.
В коллекции царских портретов входят не только живописные работы, но и гравюры. Гравюра «Царь М. Ф. Романов 1613 г». Датируется ценный экспонат XIX веком. Портрет достоверно передаёт черты характера царя. Регалии царская шапка и бармы дополнены - державой.
Гравюра царевны Софьи весьма редкий экспонат начала XIX века находящийся в музейной коллекции. Голову Софьи украшает корона, на плечах горностаевая мантия.
Гравюра. Царевна Софья Алексеевна.
Худ. H. Benner, мастер С.Yohannot.
XIX век.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 9886/1.
Царевна Софья Алексеевна (1682 – 1689) была регентшей при малолетних братьях царях Петре и Иване. В возрасте 25 лет она пришла к власти. Правление молодой царицы (вернее её советников) способствовало обновлению общественной жизни в стране. Одним из ближайших помощников царевны был начальник стрелецкого приказа Ф. Л. Шакловитый. Известно, что он был выходцем из Брянска. Многие историки считают, что именно с правления царевны Софьи в России (ещё до Петра) стала развиваться промышленность и реорганизоваться армия по европейскому образцу.
Образ Петра I многократно тиражировался дореволюционное время и до сих пор является одним из самых популярных. Ниже представлена картина - «Петр Первый по дороге из Брянска» рисунок художника Владимира Златогорского.
Петр I (1689 - 1725) стал первым российским императором, за своё правление получивший прозвище «Великий». Благодаря своей неординарной личности Петр I преобразовал Россию. Он провел многие радикальные реформы в России, коснувшиеся всех сторон общественной жизни. Бурно развивалась промышленность, культура происходило становление науки и т. п. Его активная внешняя политика привела к войнам с соседними державами. Правление Петра I вывело страну в один ряд с ведущими державами мира и сделало её империей.
Петр I по дороге в Брянск.
Худ. В. М. Златогорский.
Брянск. Конец 1970-х – начало 1980-х гг.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 9062а/2.
Рисунок Златогорского отсылает нас к событиям 23 - 24 октября 1708 года, когда шведы во главе с Карлом XII двигались на Украину. Петр I срочно отправляется из Смоленска в Брянск и оттуда в Трубчевск. На акварели изображен Петр, остановившийся у берега реки Десна. Вдалеке видны очертания Свенского монастыря.
В коллекции музея несколько гравюр с портретами Петра I. Перед вами очень ценная гравюра молодого Петра I датируемая первой третью XVIII века. Петр I представлен в парадных рыцарских латах позднего средневековья, на плечи накинута горностаевая мантия. Авторы стремились через подобные символы передать качества императора (смелость, воинственность и т. п.)
Гравюра. Petrus Alexiewi Rusforum Imperator.
Первая треть XVIII в.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 9926/1.
Следующий экспонат - картина с одним из любимых образов художника М. С. Решетнева. На ней изображен Петр I, который смотрит в открытое окно в одной из комнат Петергофа, хотя здесь не изображено море, чертежи и картина с кораблями подчеркивает интересы царя. Художником передано его волевое лицо и мощно скрещенные на груди руки.
Петр I.
Худ. М. С. Решетнев
Брянск. 1988 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 12858.
Гравюра. Anne Iwanowna. Czarine de Moscovie.
Мастер C. Roy.
XVIII в.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 10054/5.
На гравюре XVIII века вы видите императрицу Анну Иоановну племянницу Петра I (1730 – 1740). Императрицей она стала в 37 лет и в целом успешно вела как внутреннюю, так и внешнюю политику.
На данной гравюре императрица выглядит в самом расцвете сил. На ней богато украшенное платье с корсетом, голову увенчивает небольшая корона. На левое плечо наброшена горностаевая мантия и орденская лента.
Кисти Михаила Решетнева принадлежат так же портреты Петра III и его супруги Екатерины II. Будущие правители России посетили в 1744 г. вместе с императрицей Елизаветой Петровной город Севск (современная Брянская область).
Петр III (1761 – 1762 г.) царствовал всего около полугода, так как был свергнут своей женой Екатериной II. За короткий промежуток своего царствования, в глазах большинства современников, император не успел зарекомендовать себя с положительной стороны. Многие историки негативно расценивают его действия во внутренней и во внешней политике.
Петр III.
Худ. М. С. Решетнев.
Копия с картины неизвестного художника.
Брянск.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ НВ 5649.
Наследник престола молодой Петр Федорович изображен по пояс. Он смотрит прямо и левую руку отвел назад. На нём военная европейская форма, под которой хорошо заметна кираса.
Екатерина II.
Худ. М. С. Решетнев.
Копия с картины Виргилиуса Эриксена.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 16662.
Гравюра. Catherine. II. Imperatrice De Toutes les Russies.
Мастер R. Brichet.
Санкт-Петербург. 1786 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 9959/14.
Образ Екатерины II раскрывает прижизненная гравюра 1786 года, на которой императрица изображена в зрелые годы. Её голову увенчивает лавровый венок - символ побед, славы и величия.
Второй раз Екатерина II посетит наши края, уже императрицей. В 1787 году остановится в городе Стародубе во время своего знаменитого путешествия на юг.
Следующий экспонат – гравюра XVIII века, на которой изображен наследник престола Павел Петрович. Будущий император ещё очень молод, одет в соответствии с европейской модой того времени.
Гравюра. Pavlys Petrovitz.
Неизвестный автор. XVIII в.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 9965/14.
Павел I (1796 – 1801) правивший Россией сравнительно недолгий срок, был сыном Екатерины II и Петра III. Императором Павел Петрович стал довольно поздно в 42 года. Современникам он запомнился сдержанным отношением к дворянству (отменил часть привилегий), указом о престолонаследии, неоднозначными реформами в армии, противоречивой внешней политикой.
В коллекции музея хранится значительное количество гравюр конца 70-ых годов XIX века, посвященных Русско-Турецкой войне 1877 - 1878 г.г. Среди них гравюры посвященные императору Александру II (1855 - 1881). Гравюры входили в печатавшийся в Санкт-Петербурге сборник военных рассказов, составлены офицерами, участниками этой войны.
Перед вами рисунок – «Государь на позицiи передъ Плевной». Сюжет картины посвящен боям под Плевной, где русские войска вели тяжелые бои с армией Османской империи. Александр II стоит со своей свитой у склона холма. В руках у императора бинокль, с помощью которого он ведет наблюдение за местностью.
Литография. Государь на позицiи передъ Плевной.
Типография А. М. Котомина.
1879 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 11216/73.
Целый ряд литографий посвящено отношению государя императора к раненым солдатам. Царь считал своим долгом посещать раненых прямо в палатах, вручать пациентам награды.
Литография. Государь императоръ в госпитале в Систове.
Картогр. Зав. А. Ильина.
Санкт-Петербург. 1879 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 11216/130.
Литография. Въ Порадиме.
Типографiя Второго отделения Собственного Его Императорского Величества канцелярии.
Санкт-Петербург. 1879 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 11216/87.
Литография. Царственный гость у одра раненого.
Типография А. Тронпеля.
Санкт-Петербург. 1878 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 11216/90.
Александр II получил прозвище «Освободитель» - за отмену крепостного права и освобождение Болгарии. Он смог завершить широкий круг других преобразований, которые навсегда изменили русское общество во второй половине XIX века.
На русско-турецкой войне командовал отрядом будущий наследник престола Александр Александрович. Царствовал Александр III с 1881 по 1894. Прозвище «Миротворец» император получит позже, так как в его 13 летний период правления Российская империя не вела крупных войн. Однако Россия не отказывалась от внешней политики и продолжала продвижение по Средней Азии. Александр III частично свернул либеральные мероприятия в стране, которые так поддерживал его отец.
На следующей литографии мы видим легко узнаваемый образ наследника престола - Александр Александрович во время русско-турецкой войны 1877 – 1878. Он стоит среди военных офицеров русской армии и принимает у офицера доклад на артиллерийской позиции. Наследник престола и окружающие его офицеры, стоят в военной форме. В правой руке держит подзорную трубу, левой жестикулирует. В отличие от других военных Александр Александрович не вооружен. Один из офицеров докладывает будущему императору о положении дел.
Литография. Начальникъ Рущукскаго отряда Государь Наследникъ Цесаревичъ осматривает баттарею.
Типография А. М. Котомина.
Санкт-Петербург. 1879 г.
Из фондов Брянского краеведческого музея. БОМ 11216/74.
Коллекции «ИЗО» Брянского краеведческого музея насчитывает более сотни портретов правителей России. Коллекция постоянно пополняется интересными предметами живописи и графики. При оформлении этикетажа к источникам сохранена орфография подписи оригиналов.