Икона (от др.-греч. εἰκών — «образ», «изображение») в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) — изображение лиц или событий священной или церковной истории. Икона является предметом почитания у православных и католиков, что закреплено догматом Седьмого Вселенского собора 787 г. В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской традиции на твердой поверхности (преимущественно на деревянной доске, покрытой левкасом) и снабженные специальными надписями и знаками.
Пишут иконы на деревянных досках (обычно липовых). Доска может иметь с передней стороны углубление – ковчег, а может быть и без него. Затем доски проклеивают жидким клеем и наклеивают поволоку (холст или серпянку, редкую пеньковую ткань), грунтуют левкасом, состоящим из вареного масла и мела. После этого идет шлифовка в несколько приемов. В качестве краски иконописцы используют яичную темперу на природных минералах.
В Брянском государственном краеведческом музее коллекция «Иконопись» начала собираться значительно позднее, чем остальные коллекции, т.к. музей создавался как историко-революционный, и поэтому для предметов религиозного характера в нем не было места. Первая икона появилась в фондах в апреле 1965г.
На сегодняшний день коллекция насчитывает около 200 икон, в основном это иконы, которые переданы музею безвозмездно частным образом. В последнее время коллекция пополняется за счет конфискованных Брянской таможней предметов и музейной закупки.
Одна из самых ценных и самых старинных икон в коллекции – это икона «Святого Иоанна Предтечи» (27,7х31 см), которая датируется XVII веком. Была передана в музей Брянской таможней. Выполнена темперными красками в коричневато-зелёной гамме. Грунт - левкас. Имеет ковчег.
Cвятой Иоанн Предтеча (Креститель) – один из наиболее почитаемых святых в Русской православной церкви, который предсказал приход Спасителя и крестившего самого Иисуса Христа. Об особом почитании пророка Иоанна говорит то, что день памяти этого святого отмечается шесть раз в году.
До 30 лет Иоанн жил в пустыне, после чего стал проповедовать. У него появились последователи и ученики. Позднее к Иоанну пришел креститься сам Иисус Христос. Иоанн стал последним пророком, который предсказал пришествие Спасителя. Потому его и называют Предтечей, т.е. тот, кто пришел прежде Христа.
В коллекции представлена икона «Богоматерь Одигитрия» (37,7х48,7 см), которая является одной из самых старинных икон. Она датируется XVIII веком. Материал, техника: левкас, паволока, темпера.
Одигитрия, что в переводе с греческого означает «Указующей путь». Основоположником иконографии в таком виде считается Святой Лука. Первую Одигитрию, написанную евангелистом, привезла в Константинополь жена императора Феодосия (V век). На Страстной иконе поясное изображение Богородицы, на коленях которой сидит юный Иисус Христос. Богоматерь склонилась к сыну, который взирает на двух ангелов, парящих над головой матери. В руке одного – крест, другого – копье и губка. В аллегорической форме религиозная картина повествует об испытаниях, которые предстоят Спасителю. По изображению орудий страстей и креста (будущих страданий Христа) икона получила название Страстная Божией Матери. Так как «Одигитрия» считается заступницей, верующие молятся этому образу для получения защиты. Будь это защита государства от вторжений и военных действий либо защита близких от болезней и защита семейного счастья. Всепомогающий образ почитается православными христианами 26 августа и в 6 воскресенье после Пасхи.
Самая дорогая в части украшения оклада это икона «Козельщанская Богоматерь» (26,5х32 см). Икона хранилась в брянской семье и была передана в музей. Эта икона в серебряном окладе отделана эмалью, украшена жемчугом и 13 камнями. На обратной стороне иконы есть надпись « 1902 года 8-го апреля благославляю свою дочь Варвару. Марья Дружинина. Жемчуга на 55 рублей. Вес серебра 87 ½ золотника». Дружинины были сотоятельным мещанским родом г.Брянска.
Козельщанская икона Божьей Матери принадлежит к числу сравнительно поздних по времени написания и прославления образов Пресвятой Богородицы. Несмотря на это, многие православные верующие относят её к наиболее почитаемым. Происхождение этой иконы связывают с Полтавской губернией Российской империи с дворянским родом Капнистов, предки которого переехали на русскую землю с греческого острова Занте. Именно в имении графа Капниста, расположенном в селе Козельщина, хранилась родовая икона Богородицы, которая передавалась по наследству. Ещё в XVIII веке её привезла из Италии прабабушка графа. Живописная манера, в которой исполнен образ Пресвятой Богородицы, доказывает итальянское происхождение иконы. На Козельщанской иконе Божья Матерь сидит так, что мы видим её колени, покрытые мафорием. На других православных иконах обычно можно увидеть либо оплечное, либо поясное изображение, либо в полный рост. Богомладенец изображён в одной нижней рубашке, который полулежит на сгибе левого локтя Богородицы. Под него подложено свёрнутое покрывало, по которое его поддерживает Мать. В левом нижнем углу стоят чаша для причастия и лжица.
В коллекции есть и мироточащая икона «Огненное восхождение Пророка Илии », XIX в. (34х27 см). Материал, техника: левкас, паволока, темпера.
Илия Пророк (Илья Пророк, Илия Фесвитянин) - это почитаемый ветхозаветный христианский святой, живший в 9-м веке до нашей эры. Святой Илья Пророк был суровым обличителем идолопоклонников и нечестивцев, осквернявших благочестивую волю Господа.
Ветхий Завет гласит, что Илия Пророк был взят на Небо живым: за пророком явилась огненная колесница, запряжённая огненным конями - на этой колеснице Илия в вихре огня вознёсся на небо. Это ветхозаветное событие получило название "Огненное восхождение Илии Пророка" - ныне это крайне почитаемый иконографический образ.
Почитание святого Ильи проводят 2 августа. С 2 августа православным людям запрещалось купаться в реках и водоемах. Верующими считается, что в этот день святой поражает молниями бесов и грешников. Также в день его почитания отмечены частые грозовые дожди, что влечет за собой гибель купающихся. Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи. В России Илия Пророк считается святым покровителем Воздушно-десантных войск (ВДВ) и Военно-воздушных сил (ВВС).
Икона «Огненное восхождение Пророка Илии», которая находится в коллекции музея несомненно является особенной, потому, что мироточит. Мироточение – явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой появление на иконах светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание. Для некоторых верующих мироточение является одним из чудес. Икона, которая мироточит, заслуженно считается особенной, а само миро – чудотворное. Те, кто коснется его, исцелится от любых недугов, проблем в отношениях, болезней душевных и телесных, бедствий.
В коллекции представлена икона «Архангел Михаил – Воевода» (35х31 см). Материал, техника: дерево, паволока, левкас, ковчег. Архангел Михаил грозных сил воевода – образ красноликого архангела, летящего на красном крылатом коне. В верхней части композиции в облачных сегментах изображается престол и медальон со Спасом Эммануилом. Архангел облачен в доспехи, на голове – венец, в руках он держит книгу, крест, кадило и копье, которым попирает сатану, лежащего под ногами коня. Руки архангела расставлены в стороны, между ними изображается радуга, у его уст – труба, у ног – клубящееся облако. Это образ Архангела - защитника молящегося от видимых и невидимых врагов, как в земной жизни, так и после смерти. Одновременно в нем содержится символическое отображение важнейших христианских догматов – о Предвечном совете, о воплощении Сына Божия, о будущем Страшном суде.
В XVIII–XIX веках образ архангела-воеводы становится одним из распространенных сюжетов народной иконописи. Считают, что изображение конного архангела с апокалиптическими атрибутами оказалось очень востребованным в старообрядческой культуре, и вероятно поэтому значительная часть поздних икон архангела-воеводы происходит из старообрядческих центров, одним из которых на территории Брянской области является Стародубщина.
Есть в коллекции и известная у нас на Брянщине Свенско-Печерская икона Божией Матери конца XIX в. (30х24 см). Выполнена масляными красками, вероятно, в Свенском монастыре.
Это один из списков иконы не древнего подлинника, а записи, сделанной в XVIII веке. Как гласит предание, она принадлежит кисти преподобного Алипия Печерского, который считается первым в истории русским иконописцем и обучался этому искусству у византийских иконописцев, приглашенных для украшения Великой церкви в Киево-Печерском монастыре. Образ, который являет Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием, широко распространен, — Божья Матерь с Младенцем Иисусом на коленях, поднявшим руки в благословляющем жесте. По сторонам от нее стоят святые основоположники монашества на Руси Антоний и Феодосий Печерские. Эта икона изображает их в виде старцев со свитками в руках. Первоначально икона находилась в Киево-Печерском монастыре, откуда и пошла ее слава чудотворной. А потом произошла поразительная история, зафиксированная в летописи. Князь Роман Михайлович, сын князя Михаила Черниговского, которого зверски замучили ордынцы за отказ отступиться от своей веры и причисленного за это к лику святых православной церкви, находясь в Брянске, вдруг утратил зрение.
Он много слышал о чудодейственных исцелениях, которые творит эта икона и послал гонцам с просьбой привезти ее в Брянск. Архимандрит дал согласие, и икону повезли в Брянск на лодке.
Однако там, где в Десну впадает речка Свень, лодка неожиданно остановилась и монахи сопровождавшие икону устроились на ночлег. Наутро икона пропала и монахи нашли её на ветвях большого дуба в устье реки Свень.
Князя Романа привезли к дубу, где он вознес молитву и поцеловал икону, и зрение тотчас к нему вернулось. Тут же пред иконою был отслужен благодарственный молебен, а князь вместе со всеми свидетелями этого чудесного исцеления, начали рубить деревья и возводить храм Успения Богородицы.
Вскоре князь Роман основал монастырь на том самом месте, где произошло чудесное исцеление, а для иконы сделал оклад из золота и серебра. Именно тогда, в 1288 году, 3-го (ныне 16-го) мая установили празднование иконе, именуемой с тех пор икона Божьей Матери Свенская (Печерская).
Одно из самых значимых чудес было явлено в 1812 году, когда Брянск оказался под угрозой нашествия наполеоновских войск. Жители города совершили крестный ход, неся на руках икону Божией Матери Свенской (Печерской) и вознося молитвы Заступнице, чтобы она избавила город от французского нашествия. И их моления были услышаны – враг не дошёл до города. В память об этом чуде в Брянске каждый год 17 августа стал проводиться крестный ход.
После революции, в 1924г., когда обитель закрыли, древнюю чудотворную икону спас знаменитый искусствовед Н.Н. Померанцев. Привезя её в Москву, он передал икону на реставрацию, и после сложнейшей кропотливой работы она была помещена в Третьяковскую галерею, где и находится в настоящее время.
В экспозиции музея находится икона «Балыкинская Божья матерь» (63х55 см) - это один из списков чудотворного образа, который ныне пребывает в храме во имя святителя Николая в селе Балыкино Погарского района. Выполнена масляной краской по дереву, без паволоки и левкаса.
Эта икона также связана с историей нашего края. Согласно преданию, в 1708 году именно заступничество иконы спасло город Стародуб от вторжения шведских войск под предводительством Карла XII. Икона находилась в "дому благородного пана Тимофея Дульского, значкового товарища полку Стародубского и жителя тамошнего...", который во время Северной войны, когда шведы действовали в окрестностях Стародуба, заметил появление на иконе слёз из глаз Божией Матери. После этого пан Дульский дал обет поставить икону в храм, который бы тогда строился. Он долго медлил с передачей иконы, но после явления ему во сне Богородицы, передал образ в бедный Балыкинский приход. Это произошло в 4 августа 1711 года. Празднование иконе совершается 30 июня. Известно, что образки и небольшие копии Балыкинской иконы сёстры милосердия вкладывали в продовольствие и вещевые посылки для больных и раненых воинов в годы Русско-Японской и Первой мировой войн. Балыкинская икона Божией Матери, представленная в музее, создана в XIX веке неизвестным местным мастером в стиле народной иконописи русско-украинско-белорусского порубежья, для которой характерны яркие тона и обильное изображение цветов. Долгое время образ был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение. В 2003 году икону передали в музей. Балыкинский образ Божией матери обладает способностью исцелять от любых недугов: душевных и телесных терзаний, смертельных болезней.
В фондах музея хранится интересная и необычная икона с барельефным (скульптурным) полихромным изображением Николая Чудотворца (Можайского) (36х29 см). На иконе утрачены меч и стилизованный храм (город), которые святой должен держать в руках.
Образ Николы Можайского, является вариантом иконографического типа святого Николая Зарайского.
Сохранилось предание о помощи святого Чудотворца жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой как бы держал град Можайск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вскоре вырезали из дерева изображение своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси.
Скульптурные иконы в православии – это редкость. Потому, что ещё в 1722г. Святейший Синод запретил использовать такие иконы в богослужении. Больше всего скульптурных икон и отдельных скульптур находили в церквях на севере Пермского края, их так и называют «пермские боги». Среди них встречаются и фигуры Николая Можайского.
Музей заботиться и о сохранности своих экспонатов, недавно была отреставрирована икона в честь чудесного спасения в 1888 г. на станции Борки от покушения царя Александра III и его семьи, со святыми покровителями семейства Романовых (103х70 см).
На иконе высотой около метра в полный рост, маслом в академической манере изображены небесные покровители членов царской семьи: святая равноапостольная Мария Магдалина, святой великомученик Георгий Победоносец, святитель Николай Чудотворец, благоверный великий князь Александр Невский. Икона посвящена реальному историческому событию: в октябре 1888 года императорский поезд потерпел крушение у станции Борки под Харьковом. Вагон, где ехала Царская Семья, разрушился, основание его вместе с колесами скатилось с насыпи, стены сплюснулись и разломились, и только крыша, свернувшись на одну сторону, прикрыла пассажиров. Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков, а затем помогал оказывать первую помощь раненым.
Вместе с императором в поезде находились его супруга и дети. Несмотря на сильные повреждения подвижного состава, члены императорской семьи не пострадали. Картина была ужасная: разбитый вдребезги поезд, убитых 21, тяжелораненых 24, двое из которых умерли потом, легкораненых 14. Но случилось чудо - из членов Императорской Семьи никто серьезно не пострадал. Великокняжеский вагон развернуло поперек пути и накренило над откосом. Сила удара была настолько мощной, что Великий князь Михаил Александрович, которому было 10 лет, был отброшен на откос. Шестилетнюю Великую княгиню Ольгу спасла няня, успевшая вытолкнуть ее до того, как начали рушиться стены и потолок вагона.
Счастливое избавление Императорской Семьи от гибели во время крушения поезда под Борками было воспринято как чудо. В память о спасении по всей стране служили благодарственные молебны, возводились храмы и часовни, писались иконы.
Икона из фондов Брянского государственного краеведческого музея – это один из вариантов написания иконы в честь чудесного спасения Императора Александра III и членов его семьи.
Одно из последних ценных приобретений музея - это икона «Архангел Михаил» (26,5х19,7 см). Дерево (кипарис), левкас, масло, олифа. Икона происходит из Греции, предположительно из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, конца XIX в. Данная икона была заказана прихожанами любохонской церкви.
Иконография образа восходит к голландским гравюрам конца XVI-XVII вв., в которых Архангела Михаила изображали в образе античного воина-победителя, с мечом и пальмовой ветвью, символом победы. На обороте данной иконы имеется штамп с текстом: «БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯТОЙ//АФОНСКОЙ ГОРЫ//…//монастыря.// Михаилу Павловичу [Попову-?]…//усердием Схимонаха Отца Ар[сения-?]». Эта икона относится к числу так называемых именниников, так как на ней изображен святой, соименный заказчику иконы. Кроме того она является паломнической евлогией, так как была преподнесена как благословление Святой горы Афонской, вероятнее всего Русского Пантелеимонова монастыря.