Памятник Пересвету возле Святотроицкого кафедрального собора. Брянск.
Преподобный Александр Радонежский, в миру Пересвет, был брянским боярином. Он принял монашеский постриг с именем Александр.
18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов – братьев Александра (Пересвета) и Андрея (в миру – Ослябя).
Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя».
В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы, Александр-Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. Исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.
Воин-схимник Андрей также принял участие исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою.
Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.
Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве – древнейший известный рассказ «О побоище, иже на Дону», а также летописная «Повесть о Куликовской битве» сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в «Сказании о Мамаевом побоище». Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.
Об Ослябе мы узнаем только из ”Сказания о Мамаевом побоище” — о том, что он был Любутским боярином (в XIV веке город Любутск территориально входил в Брянское княжество, поэтому оба воина-монаха могут считаться земляками).
Оружие и доспехи русского воина времен Куликовской битвы в экспозиции Брянского краеведческого музея.
Картина “Поединок Пересвета с Челубеем” Художник М. И. Авилов. 1943 г.
Во времена Пересвета и Осляби еще не было боевых наград. Их подвиги, как духовные, так и бранные,были отмечены венцами святых. В XVII веке имена Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) были внесены в святцы.В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7 (20) сентября. С 2003 года Александр Пересвет почитается также в составе Собора Брянских святых. По сложившейся в Российской Православной церкви традиции на иконах Пересвет и Ослябя изображаются вместе.
Святые преподобные Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя). Икона, XX век.