Десна на пути врага
14 марта, во Всемирный день рек, стартовал специальный проект Федерального агентства водных ресурсов «Реки Великой Победы». Проект приурочен к празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
В годы Великой Отечественной войны водным объектам нашей страны отводилась особая роль. Бесчисленное множество рек служили не только транспортными артериями, снабжали советскую армию пресной водой и продовольствием, но и становились трудной, а порой, и непреодолимой естественной преградой на пути противника.
На территории Брянской области реками–фронтовиками были Десна и ее многочисленные притоки, р. Рессета и др. На этих водных объектах велись ожесточенные сражения бойцов Красной Армии уже с июля 1941 года.
На берегах Десны проводились военные операции 222 стрелковой дивизии, сформированной в 1941 году в Унече и находящейся под командованием полковника Боброва Ф.А.
С начала войны дивизия вела работы по строительству оборонительных рубежей в районе Стародуба, Унечи, Трубчевска. В ее составе было 14,5 тысяч человек.
На фото: Командир Бобров Ф.А. в штабе у р. Десны в районе Брянска, июль 1941г.
На фото: Второй начальник политотдела полковой комиссар Костылев Н.О. (в середине), август 1941 на Десне.
Рессета. Страшная трагедия минувшего века.
Тяжелые бои в окружении пришлось вести бойцам 50-й армии у реки Рессета в октябре 1941г.
Утром 14 октября главным силам 50-й армии предстояло прорывать вражеское окружение по сооруженному мосту.
Более 2-х недель продолжались ожесточенные сражения на Рессете. Река легла перед бойцами как страшный рубеж. В Результате из окружения сумели прорваться всего 11,5 тысяч бойцов и командиров – всё, что осталось от армии численностью более 100 тысяч человек.
50-я армия не только отвлекла на себя значительные силы противника, но и нанесла им большие потери.
На фото: член военного совета 50-й армии комиссар Н. А. Шляпин, погиб в октябре 1941г. на переправеч ерез р. Рессета
На фото: Помощник начальника разведотдела М.С. Малышев, участник боёв на р. Рессета, 1941г
В 1983 году на берегах реки Рессета прошел митинг по случаю учреждения мемориального комплекса и открытия памятника воинам 50-й армии.
На фото: митинг, посвященный открытию мемориального комплекса на реке Рессета, воздвигнутого в честь воинов 50-й армии, 1983 год
На фото: Мемориальный комплекс на Рессете, наши дни
Рельсовая война
Большой вклад в борьбу с фашистами внесли партизаны Брянщины. Они принимали активное участие в рельсовой войне. Коммуникации, особенно железные дороги, стали основными объектами боевой деятельности партизан. Пуская под откос сотни вражеских эшелонов с боеприпасами и живой силой врага, народные мстители задерживали столь нужные для немецких войск перевозки.
На водных артериях края они вели подрывную деятельность крупных железнодорожных мостов и переправ, имеющих огромное стратегическое значение для немецкой армии.
Синезёрки
В феврале 1942 года, по данным партизанской разведки, на станцию Синезерки (Навлинский район Орловской — ныне Брянской — области) прибыло до 700 немецких солдат. Они взяли под охрану железнодорожный мост через реку Ревну. Комендант Синезерок обер-лейтенант Флидер сразу же установил для населения комендантский час. Все подозреваемые в связях с партизанами были казнены.
Все два года оккупации Синезерки находились в эпицентре борьбы между партизанами и немецкими захватчиками за контроль над важной стратегической магистралью в непосредственной близости к Брянску.
2 мая 1942 года группой подрывников из отряда «Смерть немецким оккупантам» под командованием Алексея Ижукина при помощи лодки, груженной 250 кг тола и пущенной вниз по течению, был взорван железнодорожный мост.
На фото: взорванный партизанами отряда «Смерть немецким оккупантам» мост у станции Синезёрки, 1942 год.
14 марта 1943 года партизаны провели операцию по разгрому немецкого гарнизона станции. В результате ожесточенного боя уничтожили 208 солдат и офицеров противника, взорвали 4 железнодорожные стрелки, уничтожили телефонно-телеграфную аппаратуру, взорвали железнодорожное полотно и линию связи на протяжении 5 км. Разрушили 4 дзота. Движение по железнодорожной линии было вновь прервано.
Мост у железнодорожной станции Навля
В сентябре 1942 года народные мстители провели крупную операцию по подрыву моста у железнодорожной станции Навля. Командование районного штаба Навлинских партизанских отрядов взяло на себя руководство операцией и выделило группы из различных партизанских отрядов.
Тщательная разведка дала возможность провести группы бойцов и занять исходное положение точно по плану, не подняв тревогу. Активно и храбро проявили себя разведчики Григорий Щербаков, Василий Шеняков, Алексей Долгов, и наиболее смело действовал комиссар группы Герой Советского Союза Алексей Ижукин.
В ночь на 12 сентября мост был взорван. Были уничтожены значительные силы противника, а потерь со стороны партизан не было.
На фото: взорванный мост возле посёлка Навля, 1942 год
Взрыв Голубого моста
Весной 1943 года немецкое командование усилило переброску резервов и боевой техники, используя железнодорожную магистраль Гомель – Брянск. По ней ежедневно к линии фронта проходило от 25 до 40 вражеских эшелонов с живой силой и техникой. В обратном направлении шли эшелоны с имуществом, награбленным гитлеровцами. На данной железнодорожной магистрали находился крупный железнодорожный мост через Десну в районе Выгоничей, известный под названиями «Голубой» или «Синий». Мост железный, двухпутный, т.е. для каждого направления построен отдельный мост.
Понимая стратегическую важность данного объекта, немцы усиленно его охраняли. Возле моста размещались оборонительные укрепления, установлены мины. Неоднократные попытки партизан взорвать мост завершались неудачами.
В конце февраля 1943 года командующий Центральным фронтом К.К. Рокоссовский обратился к начальнику Центрального штаба партизанского движения П.К. Пономаренко с предложением взорвать железнодорожный мост в районе Выгоничей. В штабе был разработан план проведения этой операции. Руководителем был назначен Герой Советского Союза М.П. Ромашин.
Основная задача заключалась в следующем: в момент нападения ударных групп на гарнизон, охраняющий мост, атаковать одновременно силы противника в Выгоничах, Палужье, Крестах и Лопуши, повсюду разрушить телефонно-телеграфную связь и железнодорожное полотно, чтобы не допустить переброски вражеских резервов к мосту. К месту проведения операции партизанам предстояло скрытно пройти по глубокому снегу около 30 км по обходному пути.
В результате тщательной подготовки 8 марта 1943 года операция была успешно проведена. Из радиограммы в штаб партизанского движения Брянского фронта: «Ваш приказ о взрыве ж.д. Выгоничского моста через р. Десна выполнен 8.03.1943 в 2.20. Мост взорван, движение эшелонов приостановлено. Гарнизон охраны Выгоничского моста 143 человека уничтожено, 3 – захвачено в плен. Дополнительно доношу письмом. Ромашин, Курнявцев, Власов».
На восстановление моста потребовалось 30 суток. Это была крупнейшая победа брянских партизан, их достойный вклад в дело разгрома врага на Курской дуге.
На фото: Взрыв Голубого моста. Диорама
На фото: Ромашин М.П., Герой Советского Союза, руководитель взрыва Голубого моста
На фото: Сорокина М.Ф., партизанка, участница взрыва Голубого моста
Переправы
Водные артерии Брянщины служили также и переправами в годы Великой Отечественной войны. Советским войскам часто приходилось форсировать водные преграды, противоположный берег которых оборонялся противником. Форсирование рек являлось важной составной частью наступлений.
На фото: передовой отряд советских войск переправляется через Десну, 1943 год
На фото: переправа группы советских войск через Десну, 1943 год
На фото: советская артиллерия переправляется на западный берег Десны в освобожденном Брянске,1943 год
Течет река времени.Проходят десятилетия, а всё также текут реки Брянщины, хранящие память о событиях Великой Отечественной войны. Минуло уже более семидесяти лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Но в нашей памяти навсегда останется подвиг миллионов защитников Отечества. Этот подвиг привёл к Великой Победе!