Праздник Крещение Руси можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Крещение стало началом исторического пути великого народа и через века этот народ благодарен за дарованную судьбу. Крещение Руси остается одним из самых значительных событий в истории русской культуры.
«Когда-то …князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесенной с Византии…
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России…»
В одной из древнейших летописей Древней Руси - «Повести временных лет», святая Ольга именуется как «духовная мать России». Княгиня Ольга и ее внук князь Владимир, посвятили свою жизнь распространению на Руси веры в единого Бога.
Художник М. В. Нестеров. Равноапостольная княгиня Ольга. 1892 г.
В 955 г. великая и мудрая княгиня Ольга крестилась в храме Святой Софии в Константинополе - главном храме Византийской империи (София в переводе с греческого «Мудрость»). При крещении Ольга получила имя Елены (в честь матери Константина Великого)
Решение Ольги принять христианскую веру изменило не только ее судьбу, но и историю всего народа.
«Да будет воля Божья! Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, обратиться к Богу, что даровал и мне…»
( Княгиня Ольга. Из «Повести временных лет»)
Художник С. А. Кириллов. “Княгиня Ольга (Крещение)“. Первая часть триптиха “Святая Русь“ (1993 г.)
Согласно летописям, князь Владимир сначала попытался оформить разрозненные верования племён в единый языческий пантеон и таким образом объединить государство вокруг Киева.
На одном из холмов города были установлены статуи славянских богов, среди которых выделялся Перун-громовержец, т.к. именно он был покровителем воинов. Провал этого мероприятия, вызванный нежеланием разных племён уступать первенство поклонения уже полюбившихся им богов другому, называется историками одной из причин принятия христианства - веры в Единого Бога.
С детства помня рассказы своей бабки - великой княжны Ольги о новой религии, об удивительной христианской стране на востоке, князь Владимир решил узнать о существующих вероисповеданиях. Выслушал мусульман, иудеев, христиан западного обряда и греческого философа, рассказавшего ему о восточном христианстве. Отправил десять мудрых мужей посланников, узнать о разной вере.
Когда послы вернулись в Киев, они рассказали князю Владимиру о том, что видели в Византии:
«Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе: на земле нет такой красоты, какую мы там видели. О ней забыть нельзя и рассказать трудно».
Мадонна с младенцем на троне. Мозаика в апсиде. 867 год. Собор Святой Софии, Константинополь
Отбросив последние сомнения, Владимир сознательно решил принять Христианскую веру.
Горд был князь Владимир и не хотел ничего просить у Византии. Владимир пошел на них войной и в 988 году осадил город Корсунь (Херсонес), а затем и овладел им. Передал князь Владимир греческому царю такое послание:
«Отдайте мне в жены вашу сестру Анну, не то я с Царьградом сделаю то же, что и с Корсунью».
Из Византии же ему ответили:
«Если хочешь, чтобы Анна вышла за тебя, князь, замуж, прими святое крещение!»
Крещение состоялось в Корсуне в церкви святого Василия. Там же в древнем Херсонесе, состоялось венчание Владимира и Анны.
Художник П. В. Рыженко. Диорама «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе». 2009 г. Фрагмент.
Вернувшись на родину князь Владимир, он окрестил двенадцать своих сыновей. Затем приказал низвергнуть и порубить языческих идолов, а некоторых сжечь. А потом приказал гонцам созывать жителей Киева к Днепру, чтобы приняли они святое крещение.
Такими словами напутствовал князь Владимир гонцов:
«Если же кто не придет, будь то богатый или бедный, или раб, будет мне врагом».
Художник К. В. Лебедев. Крешение киевлян.
Несколько веков потребовалось для обращения язычников в христианство. Вятичи более всего упорствовали в язычестве. Они не желали признавать власти христианских князей.
Для Киевского государства особенно важно было распространение христианства среди жителей Брянского края, которые продолжительное время не хотели покоряться княжеской власти. Чтобы обратить в Христианство северян, радимичей и вятичей, начале XII века проповедовать среди «буйных» вятичей отправился подвижник, иеромонах Киево-Печерской лавры Кукша со своим учеником Никоном.
Священномученик Кукша Печерский.
Первая проповедь Кукши прозвучала, по преданию, в пределах современного Брянска. После этого он углубился в вятичские леса. Здесь он, состязаясь с языческими жрецами, свёл молитвой с неба дождь, высушил озеро (язычники поклонялись озерам и приносили им жертвы, считая озёра воротами в иной мир) — и "во множестве крестил новых христиан". Всё это вызвало гнев языческих жрецов, и они убили Кукшу и Никона.
Однако злоба язычников оказалась бесплодной. Вятичи, пусть в отдельных местах и сохранившие до XIV века языческий погребальный обряд, в большинстве своём стали православными христианами.
Художник Н. П. Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. 1848 г.
«Русь не просто приняла христианство – она полюбила его сердцем, она расположилась к нему душой, она излегла к нему всем лучшим своим…»
(А. И. Солженицын).
Значение Крещения Руси.
1.Крещение Руси способствовало объединению разрозненных славянских племён в единое государство, его укреплению и духовному расцвету.
2. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами
3.Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.
4.Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописания.
5.Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, жертвоприношений, многоженства и др.
6.Укрепление семьи и нравственных основ жизни.
7.Подъем духовности Руси, появление монастырей.
«Крещение Руси - Великий День,
Господь нам дал святое омовение…
Крестился русский род, идя не в тень,
Величие познал и просвещение…»
Художник В. М. Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896