Коллекция «Стекло» начала собираться в 1949 г., когда Брянский областной краеведческий музей заново создавался после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В собрании насчитывается сейчас 2124 предметов. Коллекция состоит из подколлекций: стекло – 1926 предметов, фарфор – 161 предмет, керамика – 37 предметов.
Самый старый предмет в музейной коллекции – керосиновая лампа в стиле ампир 1-й половины XIX века, возможно, изготовленная в России. Лампа долгое время находилась в семье известного русского поэта, дипломата, уроженца села Овстуг Фёдора Ивановича Тютчева.
Интересным предметом в коллекции является чернильный прибор из фаянса, датируемый XIX веком. Он выполнен в виде затейливо украшенной раковины, в которую вставляются две емкости: чернильница и песочница. Песочница – это прибор для посыпания чернильного текста мелкозернистым песком. Его использовали до появления промокательной бумаги, называемой в народе «промокашкой». Эпизод с подобным действием можно наблюдать в фильме Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где дьяк Феофан со словами «Подпиши, великий государь!» подаёт царю-Бунше приказ «выбить крымского хана с Изюмского шляха».
Еще одним примечательным экспонатом является сувенирная фаянсовая кружка в честь коронации Николая II, изготовленная на одном из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи – заводе им. Матвея Сидоровича Кузнецова. Именно такая кружка стала участником событий, получивших в курсе истории название «Давка на Ходынском поле». Ранним утром 18 (30) мая 1896 года, в дни торжеств по случаю коронации императора Николая II, на окраине Москвы случилась давка при раздаче подарочных наборов – кружек с царским вензелем, саек, колбасы (полфунта – примерно 200 грамм), вяземского пряника и мешка сладостей (карамель, орехи, леденцы, чернослив), а также жетонов с памятной надписью. Погибло около 2000 человек.
В коллекции «Стекло» также можно увидеть флакон с сохранившимся одеколоном, произведенным в СССР в начале 1940-х годов. Флакон был найден в 1996 г. в Суземском районе: он пролежал с жидкостью в земле более 50 лет со времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и до сих пор сохраняет аромат.
В собрании музея особого внимания заслуживает аптечная посуда конца XIX века. Главное назначение аптечной посуды − защищать лекарственные вещества от влияния воздуха, влаги и света. В основном используется посуда из бесцветного стекла, а для светочувствительных лекарственных веществ − из тёмно-синего или оранжевого стекла. Взяв в руки всего лишь стеклянный пузырек, можно узнать историю не только аптекарского дела, но и медицины, стекольных заводов России. В коллекции музея можно найти такие предметы, как емкости для хранения мазей и порошков, флаконы возможных форм и размеров.
Немало в коллекции изделий, изготовленных на знаменитой Дятьковской хрустальной фабрике. Например, подсвечник конца XIX – начала XX в., принадлежавший семье начальника Брянского арсенала генерал-майора Анатолия Николаевича Лукашова (1857–1917).
А. Н. Лукашев родился в Орловской губернии в семье потомственных дворян, был участником Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. После окончания военной компании он направил свои усилия на работу в области технического совершенствования отечественной артиллерии.
В 1886 г. Анатолий Николаевич поступает на Брянский арсенал на должность помощника начальника кузнечной мастерской. Карьера складывалась успешно, и в 1896 г. А. Н. Лукашов временно исполнял обязанности помощника начальника Брянского арсенала по технической части.
Во время Первой мировой войны, в связи с отъездом начальника Брянского арсенала С. Н. Ванкова, исполняющим обязанности начальника арсенала назначают А. Н. Лукашова.
Важное место в коллекции занимают изделия мастеров Дятьковского хрустального завода: Евграфа Сергеевича Шувалова, народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина; заслуженных художников России Виктора Иосифовича Котова, Михаила Михайловича Кизлова, Евгении Ивановны Вольновой, Зинаиды Федоровны Чумаковой, Ивана Васильевича Мачнева; художников Анны Александровны Липской, Антонины Яковлевны Степановой; мастера-художника Елены Николаевны Булимовой и других. Среди шедевров Дятьковского хрустального завода – ваза «Стройки коммунизма» высотой около одного метра, состоящая из четырех частей.
Украшением коллекции являются изделия из фарфора 2-й половины XIX века, изготовленные на первой российской частной фарфоровой фабрике в подмосковном поселке Вербилки, принадлежавшей Францу Яковлевичу Гарднеру: фигурные композиции «Дети с кошкой» и «Пьяный крестьянин».
В коллекции также представлены образцы стекла и фарфорово-фаянсовых изделий иностранного производства, которые блистают своими неповторимыми декорами и росписями: например, ваза мейсенского фарфора (конец XIX века).
Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году. На фабрике использовали разнообразную палитру красок, состоящую из шестнадцати цветов. Краски для фарфора смешивали вручную в соответствии с рецептом, который на мануфактуре Мейсен хранился в секрете. В моду вошли изделия с обилием золотых декоров, сочетанием позолоты с росписью.
С середины XIX века формы изделий мануфактуры Мейсен были заново переработаны под руководством директора Эрнста Августа Лейтерица. В этот период создаются роскошные вазы, сосуды, лампы. В росписи изделий начинают преобладать пышные цветочные мотивы. К этому периоду относится и ваза из коллекции музея.
Особым спросом фарфор Мейсен пользовался в России. Фарфоровые вазы в XIX веке были неотъемлемыми атрибутами интерьера гостиных, кабинетов, приемных и отражали эстетику и вкусы своего времени.
В коллекции «Стекло» также представлена длинная курительная трубка – чубук (Германия, XIX век). Чубуком называли как саму трубку, так и ее часть – полый деревянный стержень, на который насаживается курительная трубка и через который курящий втягивает дым табака. К середине XIX в. чубук стал атрибутом «домашнего философа», человека, отказавшегося от бурной жизни. Мы находим упоминание о нем в литературных произведениях, ставших хрестоматийными: «Манилов выронит тут же чубук с трубкою на пол» (Н.В. Гоголь, «Мертвые души»), «Чубук в устах его потух» (А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан»), «В устах его едва дымится узорный бисерный чубук» (М.Ю. Лермонтов, «Тамбовская казначейша»).
Чубуки изготавливали из самых разнообразных материалов. Трубка из коллекции музея создана из фарфора, дерева, янтаря и слоновой кости. На ней изображена цветная миниатюра, представляющая сценку из мещанской жизни.